МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 1993 г. N 124

(Прекратило действие в связи с истечением срока действия)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1992 года N 421-р Министерство труда Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации постановляет:

Утвердить Временное положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, разработанное Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Советом профсоюза летного состава России и Советом Федерации профсоюзов авиационных работников России, сроком на 2 года согласно приложению.

Заместитель Министра

труда Российской Федерации

В.В.КАЛАШНИКОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Минтруда России

от 25 июня 1993 г. N 124

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Состав работников, на которых распространяется действие настоящего Положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на летный, командно- летный, летно-инструкторский и инспекторский составы, а также на бортоператоров и бортпроводников управлений, объединений, авиаконцернов, авиакомпаний, предприятий, организаций и органов Государственного управления гражданской авиации.

Нормы продолжительности рабочего (в т.ч. полетного) времени и времени отдыха, обеспечивающие профессиональную работоспособность членов экипажей и безопасность полетов, распространяются на перечисленных выше членов экипажей, независимо от подчиненности и форм собственности предприятий, в которых они работают.

1.2. Положение учитывает особенности организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, а также бортоператоров и бортпроводников, входящих в состав экипажей воздушных судов.

2. Рабочее время членов экипажей воздушных судов

2.1. Общее понятие рабочего времени

2.1.1. Рабочее время членов экипажей воздушных судов - это время, в течение которого члены экипажей воздушных судов в соответствии с законодательством, распорядком и графиками работы должны выполнять свои трудовые обязанности.

2.1.2. Рабочее время членов экипажей воздушных судов слагается из полетного времени и времени работы на земле.

2.1.3. К полетному времени членов экипажей относится время с момента запуска двигателей для выполнения полета и до выключения двигателей после посадки.

Время работы экипажа на земле в период запуска, прогрева, опробования двигателей и систем ВС в случае несостоявшегося вылета засчитывается в размере 50 процентов как полетное время.

2.1.4. Время работы членов экипажей на земле включает:

а) время предполетной подготовки;

б) время послеполетной работы;

в) время стоянки в промежуточных аэропортах за исключением времени отдыха и приема пищи;

г) время ожидания вылета в аэропортах, на оперативных точках и других местах вылета по независящим от экипажа причинам;

д) время нахождения на различных дежурствах <*>;

е) время эстафеты <**> в промежуточных аэропортах;

ж) время работы в подразделении (предварительная подготовка к полетам, разборы полетов, работа на тренажерах, профессиональная учеба, проверка знаний, прохождение медицинских осмотров, ВЛЭК, а также оформление различных документов и т.п.).

В рабочее время членов экипажей на земле включается также время выполнения работ, связанных со специальной подготовкой воздушного судна к полету, подготовкой, погрузкой и выгрузкой грузов и оборудования, прохождением таможенного контроля и т.п.

2.2. Нормальная продолжительность рабочего времени

2.2.1. В соответствии с законодательством нормальная продолжительность рабочего времени пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров не может превышать 36 часов в неделю, а бортпроводников - 40 часов в неделю.

Норма рабочего времени учетного периода исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели исходя из продолжительности ежедневной работы:

при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;

при 36-часовой рабочей неделе - 7,2 часа; сокращение рабочего времени накануне праздничных дней в этом случае не производится.

2.2.2. Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, год) является сверхурочной.

Сверхурочные работы могут применяться в исключительных случаях и не должны превышать для каждого члена экипажа 20 часов в месяц и 120 часов в год.


<*> - определение дежурства в резерве дано в п. 2 Приложения 1.

<**> - определение времени эстафеты дано в п. 3 Приложения 1.

2.3. Начало и окончание работы. Общая продолжительность ежедневной (сменной) работы

2.3.1. Время начала и окончания работы каждого члена экипажа и общая продолжительность ежедневной (сменной) работы экипажей (рабочее время) устанавливается администрацией предприятия (организации) по согласованию с выборными профсоюзными органами и отражается в графиках работы экипажей и коллективном договоре. Это время не должно превышать величин, указанных в п.п. 2.3.3 - 2.3.8.

2.3.2. При установлении предприятиями (организациями) продолжительности ежедневной (сменной) работы членов экипажей воздушных судов необходимо учитывать время суток, в течение которого начинаются полеты, и количество выполняемых посадок <*>.

2.3.3. Во всех случаях, кроме оговоренных ниже, максимальная продолжительность ежедневной (сменной) работы членов экипажей воздушных судов (рабочего времени) не должна превышать 12 часов при дневной работе (с 6 до 22 часов) и 10 часов при ночной (с 22 до 6 часов базового времени) <**>.

2.3.4. Для членов экипажей воздушных судов, выполняющих полеты по перевозке скоропортящихся грузов, в необходимых для сохранности груза случаях продолжительность ежедневной (сменной) работы может быть увеличена до 14 часов.

2.3.5. В случаях задержки рейса (полета) он может быть выполнен или продолжен с согласия членов экипажа воздушного судна, если продолжительность ежедневной (сменной) работы экипажа после окончания рейса (с учетом послеполетной работы) составит не более 14 часов.

2.3.6. При выполнении трансмеридианных полетов, то есть полетов через 5 и более часовых поясов, продолжительность ежедневной (сменной) работы членов экипажа воздушного судна может быть увеличена до 14 часов, а при усиленном экипаже <***> - до 16 часов.


<*> - см. пример в Приложении 2.

<**> - определение базового времени дано в п. 1 Приложения 1.

<***> - определение усиленного экипажа дано в п. 4 Приложения 1.

2.3.7. При выполнении полетов по обслуживанию высокоширотных экспедиций, проводке морских судов, разведке льдов и аэрофотосъемке по площадям продолжительность ежедневной (сменной) работы (рабочего времени) для членов экипажей самолетов 1 - 3 классов может быть увеличена до 13,5 часа, а для членов экипажей самолетов Ан-24, оборудованных радиолокационной аппаратурой типа "Торос" и "Нить", - до 13 часов.

2.3.8. При выполнении авиационных работ в сельском и лесном хозяйстве продолжительность ежедневной (сменной) работы членов экипажа (рабочего времени) может устанавливаться до 12 часов с согласия членов экипажей. При этом должна соблюдаться установленная продолжительность отдыха между рабочими днями (сменами), предусмотренная настоящим Положением.

2.3.9. Полеты с продолжительностью ежедневной (сменной) работы членов экипажей воздушных судов (рабочего времени) более установленной в настоящем разделе Положения должны выполняться усиленным экипажем или двумя экипажами.

Общая продолжительность ежедневной (сменной) работы членов экипажа в течение месяца во всех случаях не должна превышать нормы рабочих часов месячного баланса рабочего времени.

2.4. Продолжительность полетного времени

2.4.1. Для летного состава и обслуживающего персонала экипажей воздушных судов устанавливаются следующие месячные и годовые предельные нормы полетного времени:

ТАБЛИЦА 1

Предельные нормы полетного времени экипажей воздушных судов

Тип воздушного судна, профессия Полетное время в часах на
- месяц год
1 2 3
Для транспортной авиации - -
Ил-86, Ил-96 <*>, Ту-204 <*>, А-310 <*> 66 660
Ил-62 74 740
Ил-76, Ту-154 76 760
Ту-134 77 770
Ил-18, Ан-12 75 750
Як-42 78 780
Як-40, Ан-24, Ан-30 в трансп. варианте 79 790
Л-410 УВП, УВПЭ 70 700
Ан-28 68 680
Ан-32 <*> 50 500
Ан-26 67 670
Бортоператор на Ан-26 56 560
Як-18, Як-18Т 75 750
Ан-2, Ил-114 <*> 80 800
Бортпроводник - женщина 77 770
Бортпроводник - мужчина 80 800
На работах в народном хозяйстве - -
Ми-26Т 66 660
Бортоператор на Ми-26Т 55 550
Ми-2, Ка-26, Ка-32, Ми-6, Ми-10К 70 700
Ми-8, Ту-134СХ 77 770
Ан-30 на АФС 75 750
Ан-74 76 760
Ан-2 80 800
На работах в сельском и лесном хозяйстве
На работах с высокоопасными пестицидами (2 класс)
Ан-2 68 680
Ан-2 с одним пилотом 57 570
Ми-2, Ка-26 55 550
На работах с умеренно-опасными пестицидами в сочетании с минеральными удобрениями (3 класс) и работах с минеральными удобрениями и малоопасными пестицидами, биопрепаратами, при аэросеве семян (4 класс)
Ан-2 80 800
Ан-2 с одним пилотом 68 680
Ми-2, Ка-26 66 660
Ан-2 на лесопатрульных работах 80 800

<*> Нормы будут уточнены после окончания эксплуатационных испытаний.

Примечания:

1. Выполнение полетов на воздушных судах при применении чрезвычайно и высокоопасных пестицидов, если они не оборудованы системой кондиционирования и фильтрации воздуха, - запрещается.

2. Продолжительность ежедневной (сменной) работы членов экипажей воздушных судов при работе с пестицидами (ядохимикатами) устанавливается согласно требованиям "Санитарных правил по хранению и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве". Минздрав, 1974 г. <*>

2.4.2. Максимальная продолжительность ежедневного полетного времени членов экипажей воздушных судов устанавливается администрацией предприятия (организации) по согласованию с выборными профсоюзными органами в пределах норм, предусмотренных таблицей 1, и отражается в коллективном договоре предприятия (организации).

2.4.3. В предприятиях (организациях), эксплуатирующих самолеты транспортной авиации, в случае производственной необходимости с согласия членов экипажа и по заключению врача летного отряда полетное время за месяц может быть увеличено администрацией на 25 процентов сверх установленных норм (таблица 1) в пределах норм годового полетного времени.


<*> Распределение полетного времени экипажей ВС за сутки при работе с пестицидами дано в приложениях 3 и 4.

2.4.4. При перевозке древесины на внешней подвеске полетное время за сутки не должно превышать 5 часов.

2.4.5. Максимальная продолжительность одного полета при раскатке токоведущих проводов, аэрогравиметрической съемке, ультрамалообъемном опрыскивании и других видах работ определяется Инструкцией по производству полетов для данного вида работ.

3. Время отдыха членов экипажей воздушных судов

3.1. Общее понятие времени отдыха

3.1.1. Время отдыха членов экипажей воздушных судов - это время, в течение которого члены экипажей воздушных судов в соответствии с законодательством, распорядком и графиками работы свободны от выполнения своих трудовых обязанностей.

3.1.2. Временем отдыха членов экипажа воздушного судна считается:

а) время предполетного отдыха;

б) время послеполетного отдыха;

в) время еженедельного отдыха (выходные дни);

г) время ежегодного отпуска;

д) время регламентированных перерывов для отдыха между полетами при проведении авиационных работ с целью восстановления работоспособности членов экипажей.

3.2. Предполетное и послеполетное время отдыха

3.2.1. Время предполетного отдыха членов экипажа при вылете воздушного судна в период от 6 до 22 часов базового времени должно быть не менее 12 часов, а при вылетах от 22 до 6 часов базового времени - не менее 24 часов.

3.2.2. Время предполетного отдыха членов экипажа перед рейсами (полетами), продолжительность рабочего времени которых свыше 12 часов дневного (с 6 до 22 часов) базового времени и 10-часового ночного (с 22 до 6 часов) базового времени, должно составлять не менее 24 часов.

3.2.3. Время послеполетного отдыха членов экипажа должно быть не менее 12 часов, если более половины времени выполненного рейса (полетов) приходится на дневное базовое время, и не менее 24 часов, если более половины времени выполненного рейса (полетов) приходится на ночное время.

3.2.4. Время послеполетного отдыха после рейса (полетов), продолжительность рабочего времени которого составляет свыше 12 часов дневного и 10 часов ночного базового времени, должно быть равно удвоенной величине рабочего времени, но не менее 24 часов.

3.2.5. При отдыхе между рейсами (полетами) вне базы суммарное время послеполетного и предполетного времени отдыха членов экипажа должно, как минимум, быть равно величине рабочего времени выполненного рейса (полетов), но не менее 12 часов.

При возвращении на базу членам экипажа предоставляется недоиспользованное время отдыха.

3.3. Регламентированные перерывы для отдыха. Разделенный рабочий день

3.3.1. Регламентированные перерывы для отдыха членов экипажа при проведении авиационных работ, их величина и частота определяются Инструкцией по производству полетов для каждого вида работ.

3.3.2. Для летного состава, занятого на авиационных работах в народном хозяйстве, может устанавливаться разделенный рабочий день - работа утром и работа вечером, с предоставлением удлиненного перерыва более двух часов, включая перерыв на обед.

При разделенном рабочем дне суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 10 часов.

3.4. Еженедельный и ежегодный отдых членов экипажей

3.4.1. Время еженедельного отдыха (выходные дни) должно предоставляться как минимум:

- один выходной день (24 часа) - после периода работы продолжительностью не более 6 суток;

- три выходных дня в течение двух последовательных недель.

3.4.2. Количество дней ежегодного отпуска определяется в соответствии с действующим законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором. Ежегодный отпуск предоставляется частями два раза в год по желанию работника.

4. Учет рабочего времени экипажей

4.1. Для членов экипажей воздушных судов суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью не менее недели устанавливается администрацией по согласованию с выборными профсоюзными органами и отражается в коллективном договоре предприятия.

4.2. Началом рабочего времени члена экипажа является явка к месту работы в момент, установленный графиком работы, а концом - уход с места работы по завершению задания, установленного графиком работы.

Графики работы экипажей должны разрабатываться, исходя из действующего расписания движения воздушных судов и плана работы с учетом предоставления необходимого отдыха и соблюдения норм рабочего и полетного времени, установленных настоящим Положением.

4.3. Время предполетной подготовки и послеполетной работы определяется в предприятии нормированием и утверждается руководителем предприятия по согласованию с выборными профсоюзными органами.

4.4. Время ожидания вылета по различным причинам в аэропортах, на оперативных точках и других местах вылета засчитывается как время работы на земле до 4 часов - полностью, а при задержке вылета свыше 4 часов - в размере 1 час за каждые 3 часа ожидания при предоставлении членам экипажа условий для отдыха. Без предоставления отдыха это время учитывается как рабочее время полностью.

4.5. Время эстафеты в промежуточных аэропортах (исключая время послеполетной работы и предполетной подготовки, которые засчитывают полностью) засчитывается как время работы на земле в размере 1 час за 3 часа времени эстафеты при предоставлении членам экипажа условий для отдыха. Без предоставления отдыха время эстафеты засчитывается как время работы на земле полностью.

4.6. Время регламентированных перерывов для отдыха между полетами при проведении авиационных работ засчитывается как рабочее.

4.7. При полетах с усиленным экипажем время полета, свободное от управления воздушным судном, засчитывается членам экипажей указанных воздушных судов в размере 50 процентов полетного времени. Остальная часть этого времени засчитывается как рабочее.

4.8. При выполнении полетов на различных типах воздушных судов, а также при различных видах работ годовые и месячные нормы полетного времени учитываются пропорционально налету по типам ВС и видам работ.

4.9. Ответственность за организацию учета рабочего времени членов экипажей ВС несут командиры летных отрядов, отдельных авиаэскадрилий и руководители служб бортпроводников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Определения

1. Базовое дневное (ночное) время экипажа - это время от 6 до 22 часов (от 22 до 6 часов) часового пояса базового аэродрома и постоянного места жительства членов экипажа или места временного проживания членов экипажа, если время проживания более 3 суток.

2. Время дежурства экипажа в резерве - это время, в течение которого члены экипажа находятся в постоянной готовности к выполнению полетного задания.

3. Время эстафеты - это время, в течение которого член экипажа в соответствии с распорядком, графиком работы или распоряжением администрации находится в отрыве от базового аэродрома и места постоянного проживания в ожидании замены другого экипажа с целью продолжения полета (рейса).

4. Усиленный экипаж - это экипаж, в состав которого дополнительно включены члены экипажа с целью временной подмены в полете членов основного экипажа для их отдыха и поддержания надежной работоспособности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ежедневная (сменная) продолжительность рабочего времени экипажа самолета из трех и более человек (без учета бортоператоров и бортпроводников), применяемая в странах ИКАО

Начало предполетной подготовки, время суток Продолжительность рабочего времени при количестве посадок, час
1 2 3 4 5 6
8 - 15 час. 13 12,5 12 11,5 10,75 10
6 - 8 час. 12 11,5 10,75 10,25 9,75 9
15 - 22 час. - - - - - -
22 - 6 час. 10 9,5 9 8 - -




<<оглавление>>


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.