"О дополнительных мерах по контролю финансово-экономического состояния организаций гражданской авиации" Приказ ФАС России (проект)

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

ПРИКАЗ

.19__г. № г. Москва

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО КОНТРОЛЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Концепцией реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства РФ от 24.06.98 № 642) определено стимулировать процессы реструктуризации авиакомпаний, аэропортов, предприятий и организаций инфраструктуры воздушного транспорта, способствующие повышению экономической эффективности и безопасности авиаперевозок, в том числе за счет слияния (присоединения) на добровольной основе авиакомпаний, используя механизмы сертификации, лицензирования авиационных услуг, а также предусмотренные законодательством процедуры банкротства в отношении несостоятельных авиакомпаний, вплоть до их ликвидации.

В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.98 года № 642

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Систему критериев для определения финансово-экономического соответствия организаций гражданской авиации, осуществляющих коммерческую деятельность в отрасли, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международной практикой в области гражданской авиации, согласно приложению № 1.

1.2. Перечень организаций гражданской авиации (юридических лиц), в отношении которых ФСВТ России осуществляет оценку их финансово-экономического состояния и соответствие установленным критериям, согласно приложению № 2.

1.3. Требования к бизнес-планам организаций гражданской авиации, согласно приложению № 3.

1.4. Основные требования к юридическим и физическим лицам, осуществляющим экспертную деятельность в области анализа финансово-экономического состояния и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта, согласно приложению № 4.

2. Установить, что:

2.1. Решения, принимаемые всеми органами, выдающими сертификаты и лицензии, в соответствии с указанной в Приложении № 1 системой критериев, являются основанием для применения полномочий в отношении организаций гражданской авиации (Приложение № 2) при оценке заявок по сертификации юридических лиц и лицензированию деятельности в области гражданской авиации, установленных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовой базой воздушного транспорта России.

2.2. ФСВТ России (Органы сертификации и лицензирования отрасли) в соответствии со статьей 10 Воздушного Кодекса Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами и другими правовыми актами, могут вводить в отношении организаций гражданской авиации, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, дополнительные ограничения на деятельность в форме приостановления или отмены действия (аннулирования) сертификатов, отказа в выдаче или приостановления действия лицензий, а также дополнительные требования (процедуры) получения сертификатов и лицензий, через рассмотрение документов по финансовому оздоровлению организации.

2.3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций - должников и не урегулированные настоящим Приказом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

3. При оценке финансово-экономического состояния организаций гражданской авиации и подготовке заключений в отношении соответствия заявителей установленным критериям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Приказу, установить, что:

3.1. Организациям гражданской авиации, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, не выдаются (не продлеваются действующие) сертификаты, не выдаются новые или приостанавливаются действующие лицензии, если в ходе предварительной оценки их заявки и (или) результатов инспекционного контроля платежеспособности отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

- наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективности хозяйственной деятельности;

- наличие оформленных в установленном порядке документов по оценке финансово-экономического состояния организации, предусмотренных приказом ФАС России от 22.06.96 года № 14 и настоящим Приказом.

3.2. В случае признания в соответствии с установленным порядком, что неудовлетворительное финансовое состояние организации гражданской авиации непосредственно связано с задолженностью государства перед ней, указанное обстоятельство должно учитываться как отсутствие достаточных оснований для применения мер по отклонению заявки на сертификацию или лицензирование деятельности.

3.3. Новые лицензии не выдаются организациям-эксплуатантам, имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, в случаях, если их кредиторская задолженность за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание превышает 3 месяца, за исключением эксплуатантов, неплатежеспособность которых связана с задолженностью государства перед ними (п. 4.2.) или эксплуатантов, которые оформили письменное соглашение с предприятиями-кредиторами отрасли о прекращении или согласовании графика погашения обязательств должника, прощения долга, либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

3.4. Применение мер по отклонению заявки на сертификацию или лицензирование деятельности не производится в отношении организаций гражданской авиации, у которых формальные признаки неплатежеспособности обусловлены масштабными капитальными вложениями в новую авиационную технику, поддержание летной годности воздушных судов или в развитие производственной базы, при наличии соответствующего бизнес-плана, а также в случаях, когда организации реализуют мероприятия по укрупнению авиакомпаний по планам, согласованным ФСВТ России.

4. Заместителю директора ФСВТ России Горячеву B.C.:

4.1. Обеспечить организацию работ ФСВТ России по оценке финансово-экономического состояния организаций гражданской авиации на регулярной основе, не реже одного раза в год, единство требований к информационной и методической базе финансово-экономической оценки заявителей, возможность общеотраслевого анализа данных оценок и экспертных заключений.

4.2. Исходя из необходимости обеспечения квалифицированной оценочной деятельности платежеспособности организаций гражданской авиации в соответствии с настоящим Приказом, осуществлять взаимодействие с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, другими министерствами и ведомствами, привлекать независимых экспертов. Создавать для решения стоящих задач рабочие группы и комиссии из специалистов ФСВТ России и независимых экспертов.

4.3. Обеспечить координацию работ органов сертификации и лицензирования ФСВТ России (включая территориальные) по направлениям, предусмотренным настоящим Приказом. Принимать меры по совершенствованию работы в части обеспечения финансовой устойчивости отрасли.

5. Заместителям директора, начальникам управлений и самостоятельных отделов ФСВТ России, начальникам территориальных управлений ФСВТ России, в пределах своей компетенции, руководствоваться настоящим Приказом.

6. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2000 года. Контроль за исполнением оставляю за собой.

Директор

В.И.Андреев


Приложение № l к Приказу ФСВТ

России № от "_' _____ 1999 г.

Система критериев для определения финансово-экономического соответствия организаций гражданской авиации, осуществляющих коммерческую деятельность в отрасли

1. Доказательная документация к заявкам организаций ГА на сертификацию и лицензирование деятельности должна содержать объективную информацию, необходимую для следующих выводов:

- заявитель располагает достаточными финансовыми ресурсами;

- предполагаемая деятельность будет экономически эффективной (самоокупаемой).

2. Положительные выводы по указанным в п.1 настоящего приложения вопросам на начальном этапе предварительной оценки заявки являются необходимым условием продолжения дальнейшего осуществления предусмотренных нормативными документами процедур сертификации и лицензирования.

Источником информации для обоснования соответствующих выводов являются:

-бизнес-план (план хозяйственной деятельности, финансового оздоровления и др.), включающий мероприятия по поддержанию эффективности хозяйственной деятельности и/или восстановлению платежеспособности организации-заявителя;

- оформленные в установленном порядке документы по оценке финансово-экономического состояния организации, предусмотренные приказом ФАС России от22.06.96 г. №14 и настоящим Приказом.

Организация-заявитель должна располагать достаточными финансовыми ресурсами, чтобы обеспечить возможность эффективной эксплуатации необходимых технических средств, оборудования и выполнение в соответствии с установленными требованиями предполагаемых авиационных перевозок, работ и услуг.

Если финансовое состояние заявителя признано неудовлетворительным (табл.1) или предполагаемая деятельность не сочтена жизнеспособной (самоокупаемой), следует приостановить дальнейшие действия по процедурам сертификации и лицензирования до -11 тех пор, пока не будет определена возможность устранения выявленных недостатков.

4. Заявитель, который обращается за получением сертификата, обосновывает, что:

а) способен выполнить предусмотренные бизнес-планом обязательства в течение 24 месяцев от начала работы;

б) имеет возможность обеспечить финансовыми ресурсами расходы и издержки в течение трех месяцев от начала работы без какого-либо дохода от своей деятельности.

5. Заявитель, который обращается за продлением срока действия сертификата (лицензии) должен быть в состоянии обосновать, что он может выполнять предусмотренные бизнес-планом обязательства, обеспечивать платежеспособность и финансовую устойчивость в любое время в течение ближайших 12 месяцев.

6. Держатель сертификата (лицензии) обязан заблаговременно извещать органы сертификации (лицензирования) о своих планах в отношении эксплуатации новых воздушных линий, изменений по парку воздушных судов, планах существенного изменения масштаба своей деятельности и любых предполагаемых слияниях или объединениях.

Если орган сертификации (лицензирования) посчитает, что изменения, о которых представлено извещение, окажут существенное воздействие на финансовое состояние организации ГА, он обязан потребовать предоставления пересмотренного бизнес-плана, включающего рассматриваемые изменения и охватывающего, по меньшей мере, 12 месяцев со дня начала его реализации, а также всей относящейся к делу информации, в том числе данных для оценки того, сможет ли организация ГА выполнить свои фактические и потенциальные обязательства в течение данного 12-месячного периода. Орган сертификации (лицензирования) принимает решение по пересмотренному бизнес-плану в течение трех месяцев с момента получения им всей необходимой информации.

7. Орган сертификации (лицензирования) имеет право в любое время и в любой ситуации аннулировать сертификат (лицензию), при наличии сведений о том, что держатель сертификата (лицензии) не сможет выполнять свои фактические и потенциальные обязательства на 12-месячный период. Орган сертификации (лицензирования) также имеет право предоставить временный сертификат (лицензию) в ожидании финансовой реорганизации держателя сертификата (лицензии) при условии, что безопасность перевозок не будет подвергаться риску.

8. Каждый финансовый год организация ГА обязана предоставлять в органы сертификации (лицензирования) документы об оценке финансово--экономического состояния по форме и в порядке, установленном ФСВТ России.

9. По организациям ГА, имеющим существенно недостаточную финансовую устойчивость и платежеспособность (хотя бы один из критериев финансово-экономического соответствия организаций ГА - пп.6-7 табл.1 не удовлетворяет установленным требованиям), вводить трехмесячный период "усиленного" наблюдения - внеочередной инспекторский контроль деятельности плюс углубленный финансовый анализ с целью выявления возможностей улучшения финансового положения. В этот период новые лицензии на деятельность организации ГА не оформляются. В случае, если неудовлетворительное финансовое состояние организации ГА связано с задолженностью перед ней государства, то решение принимается с учетом сальдо по долгам с государством (возможности взаимного зачета требований).

По завершении указанного трехмесячного периода выявляются реальные перспективы восстановления платежеспособности организации ГА в приемлемые сроки (по небольшим предприятиям с объемом реализации до 30 млн. руб/год - в срок до 9-12 месяцев, по крупным предприятиям - в срок до 18 месяцев, по крупным градообразующим предприятиям (аэропортам) - в сроки, гарантируемые соответствующими документами местных или региональных органов власти) и формируется соответствующий бизнес-план, который для контроля за его реализацией представляется в ФСВТ России и ФСДН России (либо их региональным органам).

При отсутствии реальных перспектив восстановления платежеспособности в приемлемые сроки орган сертификации (лицензирования) предпринимает, с учетом защиты интересов потребителей, меры к выводу организации ГА с авиатранспортного рынка. Аналогичное решение принимается также в случае отсутствия положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана организации ГА.

Определение критериев финансово-экономического состояния организаций ГА

табл. 1

Наименование показателя Метод расчета
1 2 3
А. Показатели, используемые для расчета критериев финансово-экономического соответствия организаций ГА
1. Чистые оборотные активы Разность между суммой оборотных активов (без учета долгосрочной, со сроком погашения свыше 12 месяцев, дебиторской задолженности и прочих финансовых обязательств перед предприятием (прочих оборотных активов) со сроками погашения свыше 12 месяцев, а также просроченной (более чем на 3 месяца) дебиторской задолженности)финансовыми обязательствами на отчетную дату
2. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования оборотных средств Разность между источниками оборотных средств (собственный капитал плюс долгосрочные заемные средства плюс резервы предстоящих расходов и платежей плюс доходы будущих периодов) и суммой накопленных убытков и суммой внеоборотных активов на отчетную дату
3. Чистый капитал Разность между собственным капиталом и суммой накопленных убытков на отчетную дату
4. Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов (рассчитывается по показателям пп.1-3) При всех положительных значениях по пп.1-3 наличие (+) финансовых ресурсов оценивается минимальным из значений по пп.1-3. При наличии хотя бы одного отрицательного значения по пп.1-3 недостаточность (-) финансовых ресурсов оценивается максимальным по абсолютной величине отрицательным значением по пп.1-3..
5. Чистый поток денежный Сумма начисленных амортотчислений по внеоборотным активам плюс балансовая прибыль (либо минус балансовый убыток) минус налог с прибыли минус отвлеченные средства (в том числе пени и штрафы, начисляемые из чистой прибыли предприятия, распределение прибыли в фонды потребления) минус расходы (убытки), не перекрытые источниками. Для дальнейшего применения будет использован чистый денежный поток за 6 месяцев (полугодовой поток).
Б. Критерии финансово-экономического соответствия организаций ГА
6. Уровень дефицита (недостаточности) финансовых ресурсов** Отношение суммы значений по п.п. 4 и 5 к среднемесячной выручке от реализации работ, услуг.
7. Уровень задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами** Отношение суммы задолженности на отчетную дату перед бюджетом, дорожным фондом и социальными внебюджетными фондами к среднемесячной сумме начислений по соответствующим налогам и фондам.

Примечание:

* Если деятельность организации ГА отсутствует, то значение среднемесячной выручки принимается по данным предприятий-аналогов.

** Устанавливаются следующие требования к критериям финансово-экономического соответствия организаций ГА:

- уровень дефицита (недостаточности) финансовых ресурсов не превышает 1.0;

- уровень задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами не превышает 4.0.

По мере стабилизации в экономике РФ требования к финансово-экономическому состоянию организаций ГА могут ужесточаться (путем изменения диапазона допустимых значений критериев финансово-экономического соответствия организаций ГА).



Приложение № 2 к Приказу ФСВТ России

№ _ от "_' _____ 1999 г.

Перечень организаций гражданской авиации (юридических лиц), в отношении которых ФСВТ России осуществляется оценка финансово-экономического состояния и определяется их соответствие установленным критериям финансово-экономического соответствия

1. Авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Субъекты авиации общего назначения - юридические и физические лица, использующие воздушные суда в некоммерческих целях, а также обслуживающие и обеспечивающие полеты воздушных судов авиации общего назначения и подготовку авиационного персонала.

3. Организации, осуществляющие аэропортовую деятельность - юридические или физические лица, а также специализированные структурные подразделения (службы) юридических лиц, выполняющие работы по обеспечению приема и отправки пассажиров, грузов, почты и обслуживанию воздушных судов и их экипажей, и имеющие для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

4. Организации авиатопливообеспечения воздушных судов - служба горюче-смазочных материалов (ГСМ) в составе предприятия или самостоятельная топливно-заправочная компания, имеющая статус юридического лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые обеспечивают снабжение ГСМ, прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку воздушных судов и наземной техники с соблюдением правил и требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

5. Организации по техническому обслуживанию авиационной техники -специализированное структурное подразделение или предприятие (юридическое лицо), осуществляющее техническое обслуживание авиационной техники.

6. Организации по ремонту авиационной техники - юридические лица, осуществляющие ремонт, отдельные технологические процессы восстановления и/или изменения конструкции изделий авиационной техники.

7. Организации, осуществляющие эксплуатацию радиотехнического оборудования обеспечения полетов и связи - специализированное структурное подразделение предприятия или предприятие (юридическое лицо) по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением, выполняющие комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение надежного функционирования средств радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи.

8. Организации, осуществляющие обслуживание (управление) воздушным движением - специализированное структурное подразделение предприятия или предприятие (юридическое лицо) по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, выполняющие функции по обслуживанию (управлению) воздушным движением.

9. Организации, осуществляющие аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности - специализированное структурное подразделение предприятия (служба авиационной безопасности) или предприятие (юридическое лицо), деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности аэропорта, авиапредприятия.

10. Организации, осуществляющие агентскую деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок -специализированное структурное подразделение предприятия или предприятие (юридическое лицо), осуществляющие один или несколько видов деятельности, связанных с продажей воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, бронированием (резервированием) мест, свободного тоннажа и объема на воздушных судах, комплектацией коммерческой загрузки, в т. ч. за счет консолидации грузов для их перевозки ВТ.

11. Организации, осуществляющие деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов специализированное структурное подразделение предприятия или предприятие (юридическое лицо), вне зависимости от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (включая получение разрешений авиационных властей на право выполнения полетов, организацию наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах посадки).

12. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием -специализированное структурное подразделение предприятия или предприятие (юридическое лицо), осуществляющие один или несколько видов деятельности, связанных с производством рационов бортового питания, доставкой к воздушному судну и загрузкой на борт воздушного судна рационов питания и буфетно-кухонного оборудования, разгрузкой с борта воздушного судна неиспользованного бортового питания и буфетно-кухонного оборудования и их доставкой для дальнейшей обработки.

13. Организации, осуществляющие поисковую, аварийно-спасательную и противопожарную деятельность - специализированное структурное подразделение авиационного предприятия или предприятие (юридическое лицо), осуществляющие специальные исполнительные функции по организации и проведению поискового, аварийно- спасательного и противопожарного обеспечения полетов.

Примечание: оценка финансово-экономического состояния организаций, осуществляющих авиационную деятельность, но не имеющих статуса самостоятельного юридического лица, проводится в отношении того юридического лица, чьим структурным подразделением организация является, при условии, что выручка от деятельности составляет не менее 35% общей выручки от реализации работ, услуг рассматриваемого юридического лица. В противном случае (меньшем удельном весе авиационных работ, услуг) организация представляет органу сертификации (лицензирования) заверенную налоговым органом справку, что юридическое лицо не является несостоятельным должником (в его отношении не осуществляются действия и процедуры, предусмотренные законодательством о банкротстве).



Приложение № 3 к Приказу ФСВТ России

№ __от "__" ______1999 г.


ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНАМ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Назначение бизнес-плана

Разработка и представление в полномочный орган гражданской авиации (ГА) бизнес-плана предприятия или организации воздушного транспорта (ВТ), далее по тексту - предприятие, осуществляются в следующих случаях:

- предприятие обращается за получением соответствующего сертификата, свидетельства эксплуатанта ВТ (далее по тексту - сертификата) либо за продлением срока действия ранее выданного сертификата;

- предприятие обращается за получением лицензии на право выполнения перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на ВТ (далее по тексту - лицензии) либо за продлением срока действия/изменением параметров ранее полученной лицензии;

- предприятие осуществляет меры по восстановлению платежеспособности и устойчивости финансово-экономического состояния.

При подаче заявления на получение/продление срока действия сертификата бизнес-план предприятия структурно должен содержать все перечисленные ниже разделы.

При лицензировании, а также при реализации мер по восстановлению платежеспособности предприятия в полномочный орган ГА должен быть представлен актуализированный (уточненный на текущую дату) бизнес-план, который по форме и структуре идентичен бизнес-плану, предоставляемому в рамках процедур сертификации, и при этом учитывает изменения показателей деятельности предприятия при получении разрешения на заявленные для лицензирования перевозки, работы, услуги, а также учитывает реализуемые меры по восстановлению платежеспособности.

В рамках процедуры лицензирования, помимо уточненного на текущую дату бизнес-плана, должна быть составлена пояснительная записка, которая содержит описание заявленных на лицензирование авиаперевозок, работ и услуг, а также показатели производственно-коммерческой и финансовой деятельности предприятия при реализации указанных авиаперевозок, работ и услуг.

В рамках процедуры планирования восстановления платежеспособности, помимо уточненного на текущую дату бизнес-плана, должна быть составлена пояснительная записка, которая включает описание мероприятий и необходимых для их проведения финансовых средств, юридических и организационных мер, а также других аспектов деятельности предприятия по восстановлению удовлетворительного финансово-экономического состояния.

Структура бизнес-плана

Бизнес-план предприятия в целом должен содержать следующие основные разделы:

1. Резюме (краткие сведения по бизнес-плану)

2. Общая характеристика предприятия.

3.Анализ текущего финансового состояния

4. Концепция бизнес-плана

5. Характеристика рынка авиаперевозок, работ, услуг. Маркетинговая стратегия предприятия

6. Характеристика парка ВС и основных производственных фондов

7 Организационный план

8 Производственно-экономический план

9 Источники и условия финансирования

10 Финансовый план

Комментарии по разделам и формы представления информации

1. Резюме (краткие сведения по бизнес-плану)

В разделе следует дать краткое описание основных целей, сроков, мер и ожидаемых результатов реализации бизнес-плана предприятия.

2. Характеристика предприятия

Раздел содержит общую информацию о предприятии, в т.ч. наименование предприятия, дата регистрации, адрес, виды деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности, организационная структура предприятия, его дочерние компании и филиалы, характеристика располагаемого парка ВС (типы, количество, год выпуска), квалификационная характеристика руководителей, перечень располагаемых сертификатов и лицензий в области авиационной деятельности.

3. Анализ текущего финансового состояния

Анализ текущего финансово-экономического состояния предприятия проводится в соответствии с действующим отраслевым нормативно-методическим документом, выпускаемым по данному вопросу Федеральной службой воздушного транспорта, и включает расчеты на основе финансовой и статистической отчетности предприятия показателей финансово-экономического состояния и критериев их соответствия установленным нормативными документами требованиям, общие выводы по текущей и перспективной платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на основе результатов анализа.

4. Концепция бизнес-плана

В разделе следует дать описание основных целей и задач, используемых концептуальных положений, финансовых источников и этапов достижения поставленных задач бизнес-плана предприятия.

5. Характеристики рынка авиаперевозок, работ и услуг и маркетинговая стратегия

Раздел включает:

описание существующего рынка авиационных перевозок, работ и услуг, с учетом специализации предприятия, с указанием ретроспективных объемов перевозок, работ, услуг за два предшествующих года (по видам перевозок, работ, услуг);

характеристику маркетинговой стратегии предприятия и условия, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия на рынке, в т.ч. тарифная политика, неценовые факторы конкуренции, организация продажи перевозок и услуг, формы взаимодействия и кооперации с партнерами;

прогноз объемов перевозок, работ, услуг (по видам деятельности с учетом специализации предприятия).

Прогноз составляется с учетом сведений о конъюнктуре рынка (рыночной доли предприятия и интенсивности конкуренции).

Период прогноза соответствует сроку реализации бизнес-плана.

6. Характеристика парка ВС и основных производственных фондов

Раздел включает описание располагаемых производственных мощностей предприятия, эксплуатируемых им на праве собственности, аренды или ином законном основании (приводится соответствующая информация об условиях использования воздушных судов, наземных объектов, зданий, сооружений, машин и технологического оборудования).

Приводится описание текущего состояния основных эксплуатируемых объектов (в т.ч. здания и сооружения аэропорта; аэродромное и прочее оборудование наземной базы; объекты авиатопливообеспечения, ТОиР, помещения и оборудование агентств по продаже перевозок, цехов бортпитания) и объектов социальной сферы предприятия. Приводится оценка степени износа и потребности в их капремонте и реконструкции (с указанием потребных финансовых ресурсов). Представляются сведения о составе парка ВС и авиадвигателей по типам и его использовании по налету часов и количеству самолето-вылетов в ретроспективном периоде (за два предшествующих года), а также на прогнозный период (на период продолжительности бизнес-плана).

Приводится прогноз показателей среднегодового использования парка ВС и указываются меры, обеспечивающие достижение планируемого уровня налета.

На основе информации о техническом состоянии парка воздушных судов и авиадвигателей и в соответствии с прогнозом показателей использования парка ВС указывается информация о потребностях в капитальном ремонте и продлении ресурсов авиатехники, с указанием потребных финансовых ресурсов (в динамике), а также график списания и выбытия ВС в связи с выработкой ресурса, истечением срока договора аренды/лизинга.

Приводится информация о потребностях в инвестициях на обновление СВАД, а также наземных основных фондов (с учетом их технологической специализации) с указанием сроков, объемов капвложений, финансовых и юридических условий приобретения соответствующего имущества.

Учитываются также потребности в инвестициях на проведение мероприятий, связанных с совершенствованием производства и управления предприятием (в т.ч. обучение и повышение квалификации персонала, приобретение вычислительной и оргтехники и программного обеспечения, установка автоматизированных компьютерных систем) с указанием сроков и затрат на их проведение.

7.0рганизационный план

Раздел содержит информацию о предполагаемых организационных мероприятиях, реструктуризации производственной структуры и/или бизнеса предприятия (в т.ч. учреждение филиалов, дочерних или зависимых предприятий, смена формы собственности или состава акционеров, интеграция и формы коммерческого сотрудничества с другими предприятиями, программы по санации, внешнему управлению предприятием).

Описание плана организационных мер должно быть дополнено комментариями о сроках, затратах и экономических результатах реализации этих мероприятий.

8. Производственно-экономический план

В Разделе приводятся оценки планируемых расходов и доходов от реализации работ, услуг предприятия по основным направлениям его деятельности.

Приводятся комментарии, поясняющие изменение значений показателей расходов и доходов в сравнении с предшествующим периодом.

Приводятся расчеты прочих операционных и внереализационных расходов и доходов (в т.ч. реализация основных фондов и иного имущества, реализация ценных бумаг, доходы от долевого участия в других организациях, сдача имущества в аренду/лизинг, доходы по ценным бумагам, проценты к получению и к уплате), а также оценка предполагаемых расходов и доходов по этим направлениям.

9. Источники и условия финансирования

Раздел включает описание источников и условий финансирования запланированных в бизнес-плане мероприятий.

В случае привлечения заемных средств необходимо указать вид кредитования (банковский кредит, субсидии из местного или федерального бюджета) и составить календарный график погашения кредита/субсидии с указанием условий кредитования. В случае использования предприятием собственных финансовых средств следует указать их источник (прибыль и амортизационный фонд, увеличение уставного капитала и эмиссия ценных бумаг) и привести комментарии об уровне привлекаемых денежных сумм.

10. Финансовый план

Раздел содержит итоговую оценку финансовых результатов реализации бизнес-плана, показателей эффективности и рентабельности деятельности предприятия.

10.1 Прогноз финансовых результатов

Форма представления данных соответствует форме Ф.№2 ОКУД "Отчет о прибылях и убытках за __ год". Прогноз финансовых результатов выполняется отдельно по каждому году, который входит в период реализации бизнес-плана, причем на первый год прогноз составляется поквартально.

10.2 Прогноз структуры активов и пассивов

Прогноз структуры активов и пассивов (прогнозный агрегированный баланс предприятия) выполняется отдельно по каждому году, который входит в период реализации бизнес-плана, причем на первый год прогноз составляется поквартально. Форма агрегированного баланса должна обеспечивать возможность расчета показателей и критериев оценки финансово-экономического состояния предприятий, установленных действующим отраслевым нормативно-методическим документом по оценке финансово-экономического состояния предприятий воздушного транспорта (см. выше пункт 3 настоящего приложения).

10.3 Прогноз движения денежных потоков (cash flow), с указанием ставки дисконта и полученного дисконтированного денежного потока .

10.4 Расчет показателей эффективности деятельности предприятия

Оценка эффективности деятельности предприятия может быть выполнена с помощью показателей рентабельности реализованной продукции, рентабельности оборота, чистой доходности (определяемой с учетом начисляемых амортотчислений).

Расчет показателей выполняется отдельно по каждому году, который охватывает срок реализации бизнес-плана.

10.5 Расчет показателей финансово-экономического состояния предприятия на основе данных прогнозного баланса предприятия (состав показателей идентичен использованным по п.3 настоящего приложения).

Расчет показателей выполняется отдельно по каждому году, который охватывает срок реализации бизнес-плана.

10.6 Расчет показателей эффективности инвестиций

При планировании привлечения инвестиций их эффективность оценивается по показателям: чистый дисконтированный денежный поток (эффект), индекс рентабельности, внутренняя норма прибыли и срок окупаемости проекта (определяемый с учетом дисконтирования денежных потоков).

Расчет показателей производится на конец периода реализации бизнес-плана.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНАМ ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

В случае, если предприятие обращается за получением лицензии на право выполнения перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на ВТ, либо за продлением срока действия/изменением параметров ранее полученной лицензии, то в дополнение к уточненному на текущую дату бизнес-плану, учитывающему изменения показателей деятельности предприятия, при получении разрешения на заявленные для лицензирования перевозки, работы, услуги, должна быть представлена Пояснительная записка.

Структура пояснительной записки

1. Краткая характеристика влияния лицензируемой деятельности на общие характеристики бизнес-плана: описание ожидаемых изменений производственно-коммерческой деятельности предприятия в результате реализации заявленной на лицензирование деятельности (в т.ч. изменение прогнозируемых объемов работ и услуг; предполагаемые затраты, доходы и финансовые результаты от лицензируемой деятельности). Если планируется привлечение дополнительных источников финансирования для развития лицензируемой деятельности, то указать источники, сумму и условия финансирования, а также направления использования средств.

2. Характеристика рынка авиаперевозок, работ и услуг и маркетинговая стратегия по лицензируемой деятельности: ретроспективные и прогнозные данные по объемам выполняемых перевозок, работ, услуг, условия их выполнения (параметры заявленной лицензии), характеристика конкуренции и рыночная доля предприятия на заявленном для лицензирования сегменте рынка. Указываются условия, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия.

3. Производственно-экономический план по лицензируемой деятельности:

приводится оценка планируемых расходов и доходов предприятия по видам лицензируемой деятельности в рамках срока реализации бизнес-плана с указанием технико-коммерческих характеристик эксплуатируемого оборудования, типов ВС и эффективности их использования.

Если авиапредприятие обращается за получением лицензии на право выполнения регулярных авиаперевозок пассажиров и грузов по одной/группе воздушных линий, либо за продлением срока действия/изменением параметров ранее полученной лицензии на право выполнения регулярных перевозок, то в Пояснительную записку должен быть внесен дополнительный раздел 4.

4. Оценка достаточности имущественно-финансовых ресурсов (активов) предприятия при выполнении им заявленной на лицензирование авиаперевозочной деятельности.

За основу расчета принимается прогноз финансовых результатов и структуры активов и пассивов, выполненный в рамках бизнес-плана поквартально для первого года деятельности предприятия.

Расчет основывается на проверке возможности авиапредприятия за счет использования собственных ресурсов не допустить увеличения текущей кредиторской задолженности в течение периода, равного глубине продаж, в условиях реализации лицензируемой деятельности. Вывод о достаточности имущественно-финансовых ресурсов можно сделать в случае, если при сделанных выше предположениях сумма денежных средств, располагаемых предприятием на конец периода глубины продаж, остается положительной.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

В рамках процедуры восстановления платежеспособности предприятие, в дополнение к уточненному на текущую дату бизнес-плану, учитывающему изменения показателей деятельности предприятия при реализации мер по восстановлению платежеспособности, должна быть представлена Пояснительная записка.

Структура пояснительной записки

Записка должна содержать следующие дополнения к уточненному бизнес-плану предприятия:

- структура текущей и просроченной задолженности предприятия перед государством (перед бюджетами различного уровня и внебюджетными фондами) и графики погашения указанных задолженностей;

- структура задолженности перед предприятием дебиторов - государственных структур и организаций-бюджетополучателей;

- перечень и условия реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (при наличии соответствующих соглашений с кредиторами или судебных решений);

- в случае, если план восстановления платежеспособности предусматривает поступление средств от инвесторов (санация финансов предприятия), частичную или полную продажу бизнеса предприятия, необходимо указать объемы, сроки, а также условия поступления и использования соответствующих средств.


Приложение № 4 к Приказу ФСВТ России

№ _ от "_" _____ 1999 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЕРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие положения

1. Учет юридических лиц (экспертных организаций), осуществляющих экспертную деятельность в области анализа финансово-экономического состояния и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта, осуществляется в форме их аккредитации при Федеральной службе воздушного транспорта (ФСВТ) России.

2. ФСВТ России проводит аккредитацию экспертных организаций по следующим видам экспертиз, реализуемых в рамках функционирования отраслевых систем сертификации и лицензирования авиационной деятельности, обеспечения реализации процедур, предусмотренных действующим законодательством в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления:

- экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций воздушного транспорта;

- экспертиза бизнес-планов организаций воздушного транспорта.

3. Аккредитация экспертных организаций осуществляется путем внесения соответствующей записи в Реестр экспертных организаций в области анализа финансово-экономического состояния и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта, аккредитованных при ФСВТ России.

4. Информация об аккредитации экспертных организаций публикуется в отраслевых периодических изданиях (по согласованию ФСВТ России с соответствующими издателями), направляется органам сертификации и региональным органам сертификации ССВТ РФ, органам лицензирования ФСВТ и ее территориальным органам.

Центры сертификации ССВТ могут включать вопросы оценки финансово-экономического состояния заявителей в состав своей области аккредитации (при аккредитации в структуре ССВТ) только после включения в установленном порядке в Реестр экспертных организаций в области анализа финансово-экономического состояния и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта, аккредитованных при ФСВТ России.

5. Экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций воздушного транспорта включает подготовку заключений по следующим вопросам:

- о платежеспособности организаций;

- о наличии признаков банкротства;

- о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности организации - должника;

- по обстоятельствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий организаций - должников;

иным видам заключений, основывающихся на финансово-экономической отчетности организаций.

6. Экспертиза бизнес-планов организаций включает подготовку заключений по следующим вопросам:

- об обоснованности и эффективности плана развития и/или реорганизации производственной деятельности, плана (программы) финансового оздоровления и иных модификаций бизнес-плана;

- об обоснованности плана внешнего управления и возможности восстановления платежеспособности организации-должника по окончании внешнего управления;

- об обоснованности плана ликвидации и возможности удовлетворения требований кредиторов;

- иным видам заключений, основывающихся на анализе плана финансового оздоровления и прочих модификаций бизнес-плана.

II. Требования к аккредитуемым экспертным организациям

7. Юридическое лицо, претендующее на аккредитацию при ФСВТ России, должно соответствовать следующим требованиям:

7.1. Должно иметь в штате не менее трех специалистов, которые:

- имеют высшее финансово-экономическое образование и опыт практической или научной работы в области финансово-экономического анализа, финансового и экономического планирования и управления и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта не менее 3 лет;

- прошли специализированную подготовку (повышение квалификации) и контроль (тестирование) знаний в области финансово-экономического анализа и бизнес-планирования на воздушном транспорте по программе, утвержденной комиссией по аккредитации экспертов.

Состав комиссии по аккредитации устанавливается ФСВТ России.

7.2. Быть административно и финансово независимым от организаций -участников процедур сертификации и лицензирования, а также участников реализации процедур, предусмотренных действующим законодательством в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

7.3. Быть аккредитованной экспертной организацией в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций при Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (в соответствии с требованиями, введенными Распоряжением ФСДН России от 23.12.98 N 2б-р).

7.4. Принять на себя и соблюдать обязательства:

применять при выполнении экспертных работ единую методологию и нормативно-методическое обеспечение в области анализа финансово-экономического состояния и бизнес-планирования организаций воздушного транспорта, согласованных (утвержденных) ФСВТ России;

принимать на регулярной основе участие в формировании единой информационно-аналитической базы по финансово-экономическому состоянию организаций воздушного транспорта в соответствии с утвержденной ФСВТ России методикой и технологией формирования указанной базы.

8. Порядок аккредитации при ФСВТ России экспертных организаций в области анализа финансово-экономического состояния и финансового оздоровления организаций воздушного транспорта устанавливается ФСВТ России.



<<оглавление>>


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.