"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ" Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 303"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 4 апреля 2000 г. N 303

г. Москва

Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.Путин



УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 4 апреля 2000 г. N 303

ПРАВИЛА

расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, регулируют деятельность по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами.

2. Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации. Разъяснения по применению Правил дает Российское авиационно-космическое агентство.

4. Специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации, а также их классификацию и учет, является Российское авиационно-космическое агентство.

5. Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами иностранных государств, произошедшие на территории Российской Федерации, также расследуются в соответствии с настоящими Правилами.

Расследование авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, выполняющими коммерческие полеты, проводится в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации.

6. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

7. Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчетных материалов и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

Расследование авиационного происшествия или инцидента предусматривает выявление отклонений в функционировании авиационной системы и работе экипажа и оценку влияния этих отклонений на исход полета экспериментального воздушного судна.

8. Работы на месте авиационного происшествия или инцидента, проводимые в целях расследования авиационного происшествия или инцидента, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

II. Основные определения и классификация авиационных происшествий и инцидентов

9. Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием экспериментального воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.

Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;

б) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев: отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;

в) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Российское авиационно-космическое агентство.

10. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

а) катастрофы - авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

б) аварии - авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

11. Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.

12. Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:

а) серьезные авиационные инциденты;

б) авиационные инциденты.

13. Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:

а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;

б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;

д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.

14. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) "бортовой самописец" ("бортовое устройство регистрации") - самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна и используемый как источник информации при проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов;

б) "вред здоровью" - нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды - механических, физических, химических, биологических, психических.

Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) "мероприятие по обеспечению безопасности полетов" - действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов;

г) "причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента" -действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту;

д) "рекомендации комиссии по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов" - предложения комиссии, проводящей расследование, направленные на предотвращение авиационных происшествий или инцидентов;

е) "служебный пассажир" - пассажир, находящийся на борту экспериментального воздушного судна в связи с выполнением служебного задания в интересах экспериментальной авиации, что подтверждается соответствующими документами (командировочное удостоверение, открытый лист).

15. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.

. III. Расследование авиационных происшествий

Организация расследования

16. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами осуществляется Российским авиационно-космическим агентством с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

17. Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее именуется - комиссия по расследованию) утверждается Российским авиационно-космическим агентством, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными воздушным законодательством Российской Федерации.

18. Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники Российского авиационно-космического агентства, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.

19. Комиссия по расследованию осуществляет свою деятельность под руководством председателя. Права и обязанности участников расследования авиационного происшествия приведены в приложении N 1.

20. Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения экспериментального воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства Российской Федерации. Организация расследования, а также состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон.

21. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или гражданским воздушным судном представителей авиационного персонала экспериментальной авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с экспериментальным воздушным судном авиационного персонала государственной или гражданской авиации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются специально уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

22. Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток.

Срок расследования может быть продлен Российским авиационно-космическим агентством по ходатайству председателя комиссии по расследованию.

23. В случае авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном на авианесущем корабле, находящемся в автономном плавании, предварительное расследование проводит в соответствии с настоящими Правилами старший авиационный начальник по месту происшествия.

Завершение расследования осуществляется комиссией по расследованию по прибытии авианесущего корабля к месту базирования.

24. Доставку комиссии по расследованию и привлекаемых к расследованию специалистов на место происшествия и обратно организует авиационная организация - владелец воздушного судна, потерпевшего бедствие.

25. Расходы федеральных органов исполнительной власти, связанные с направлением своих работников для проведения расследования авиационного происшествия, финансируются за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание этих органов.

Аналогичные расходы организаций, перечисленных в пункте 18, а также затраты, связанные с установлением причины происшествия, осуществляются за счет средств этих организаций с последующим их возмещением за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

.Оповещение об авиационном происшествии

26. В каждой авиационной организации должна быть разработана с учетом настоящих Правил, согласована с Российским авиационно-космическим агентством и утверждена руководителем организации инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц, авиационного персонала, порядок их действий при авиационном происшествии или инциденте.

27. Для оперативного оповещения руководящих должностных лиц, направления аварийно-спасательных сил и средств к месту авиационного происшествия, формирования и сбора комиссии по расследованию устанавливается порядок передачи информации об авиационном происшествии.

28. Авиационный персонал органа управления воздушным движением в случае авиационного происшествия, а также при потере радиосвязи с экипажем или пропадании отметки воздушного судна на экране радиолокатора обязан передать первичное сообщение о случившемся в соответствии с имеющейся схемой оповещения о терпящих бедствие воздушных судах.

29. Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, немедленно передает устное сообщение в Российское авиационно-космическое агентство, региональные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, соответствующий орган прокуратуры по поднадзорности, на территории которых произошло авиационное происшествие.

30. В устном сообщении указываются:

а) вид авиационного происшествия;

б) дата, время (местное и московское);

в) место авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи или пропадания отметки на экране радиолокатора);

г) метеоусловия в момент происшествия;

д) тип и принадлежность воздушного судна;

е) данные о командире экипажа, членах экипажа, наличии служебных пассажиров на борту;

ж) характер полетного задания;

з) пункт вылета и намеченный пункт посадки;

и) обстоятельства авиационного происшествия, достоверно известные к моменту передачи сообщения;

к) степень повреждения воздушного судна;

л) наличие и характер опасных грузов на борту;

м) физико-географическая характеристика местности, где произошло происшествие;

н) данные об организации и проведении поисково-спасательных работ;

о) другие достоверные сведения об авиационном происшествии, известные к моменту передачи сообщения.

31. Российское авиационно-космическое агентство информирует об авиационном происшествии Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и Управление государственного надзора Федеральной службы воздушного транспорта России.

32. В течение 24 часов с момента авиационного происшествия руководитель организации экспериментальной авиации - владельца воздушного судна представляет письменное донесение об авиационном происшествии в Российское авиационно-космическое агентство.

33. В письменном донесении указываются:

а) вид авиационного происшествия;

б) дата, время (местное и московское), место происшествия;

в) тип, заводской номер воздушного судна (двигателей), их наработка с начала эксплуатации, количество ремонтов, дата и место последнего ремонта и наработка после него;

г) наименование организаций, являющихся владельцем, разработчиком и изготовителем воздушного судна;

д) метеоусловия в момент происшествия;

е) фамилия, имя, отчество командира экипажа (проверяющего), членов экипажа, уровень их подготовки, класс, общий налет, в том числе на воздушном судне данного типа;

ж) характер полетного задания с указанием последнего пункта вылета и пункта назначения;

з) наличие служебных пассажиров;

и) последствия происшедшего, количество погибших и получивших телесные повреждения, а также количество погибших и получивших телесные повреждения из числа лиц, находившихся не на борту воздушного судна;

к) наличие и характер опасных грузов на борту;

л) краткое описание обстоятельств авиационного происшествия;

м) степень повреждения воздушного судна;

н) разрушения (если они имели место) на земной поверхности, нанесенные падением (вынужденной посадкой) воздушного судна;

о) требуемая дополнительная помощь для ведения поисковых или аварийно-спасательных работ.

34. Отсутствие каких-либо из указанных в пунктах 30 и 33 настоящих Правил сведений не может быть основанием для задержки передачи устного сообщения и письменного донесения об авиационном происшествии.

Устное сообщение и письменное донесение не могут содержать предположительные заключения об обстоятельствах и причинах происшествия.

Действия должностных лиц, авиационного персонала при авиационном происшествии

35. С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие.

С момента прибытия комиссии по расследованию на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.

36. Члены экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане до прибытия комиссии по расследованию должны принять все возможные меры по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, документации и предметов, находящихся на борту этого воздушного судна.

37. Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, по получении сообщения о случившемся во взаимодействии с региональным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

а) организует в установленном порядке проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

б) прибывает на место происшествия с целью определения необходимости принятия дополнительных мер по спасению служебных пассажиров и членов экипажа, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению доказательственных материалов;

в) принимает необходимые меры по сохранению бортовой документации и бортовых средств объективного контроля. Если эти средства находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, производится их немедленное изъятие, принимаются меры к сохранению информации, составляется акт об изъятии и о внешнем состоянии. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля запрещается. Изъятие должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;

г) организует совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (и при необходимости с командованием дислоцированных в данном районе войсковых частей) охрану места происшествия, обеспечивает неприкосновенность воздушного судна и его снаряжения, груза или разрушенных частей (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших), принимает меры по исключению допуска к месту авиационного происшествия посторонних лиц;

д) дает указание об эвакуации останков погибших после фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна (при этом следует, по возможности, избегать разборки и повреждения обломков воздушного судна);

е) организует совместно с представителями правоохранительных органов фотографирование или видеозапись с нескольких положений с земли (и при необходимости с воздуха) состояния и расположения воздушного судна или его обломков с составлением акта осмотра, в котором отражается положение и общее состояние воздушного судна или его обломков, угол столкновения с землей (с наземными препятствиями);

ж) дает указание о фотографировании или фиксировании с помощью видеозаписи показаний приборов, положений переключателей, выключателей, рукояток управления в кабине экипажа и о составлении акта осмотра кабины;

з) перемещает по согласованию с правоохранительными органами поврежденное воздушное судно, если оно упало на железнодорожную, автомобильную, водную магистраль, аэродром или жилые здания и препятствует движению транспорта, выполнению полетов или спасанию и эвакуации населения;

и) организует проведение медицинского контроля состояния здоровья членов экипажа (и при необходимости диспетчеров службы управления воздушным движением и других лиц авиационного персонала) в объеме, предусмотренном специальными документами;

к) запрашивает объяснительные записки у членов экипажа и должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспечение полета;

л) организует поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту происшествия местности и обеспечивает их сохранность в месте обнаружения;

м) обеспечивает выявление свидетелей авиационного происшествия, составление их списков для представления в комиссию по расследованию и правоохранительные органы;

н) организует документирование (фотографирование, видеозапись и составление схем) признаков, которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды (отложений льда, копоти на поверхности воздушного судна, характерных следов от движения воздушного судна по земле, взлетно-посадочной полосе и т.п.);

о) составляет предварительные схемы места авиационного происшествия;

п) организует внеочередное контрольное наблюдение за погодой;

р) координирует при необходимости проведение радиологического, химического и бактериологического контроля на месте авиационного происшествия;

с) дает указание о прекращении заправки и об опечатывании топливных емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;

т) обеспечивает сохранность бортового спецоборудования, имеющего гриф секретности;

у) организует изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотопленок фоторегистраторов с индикатора радиолокаторов, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств, летных книжек, летных дел и медицинских книжек всех членов экипажа, эксплуатационных документов воздушного судна, двигателей и агрегатов, производственной и контрольной документации инженерно-авиационной службы, инструментов и контрольной аппаратуры, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом, документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов, и документов, характеризующих метеоусловия в районе авиационного происшествия, аэродрома и по маршруту полета;

ф) фиксирует воздушные суда, выполнявшие полеты в районе места авиационного происшествия в период времени, близкий к моменту происшествия, и принимает меры по сохранению информации их бортовых средств объективного контроля;

х) принимает при необходимости меры по отстранению от выполнения своих обязанностей членов экипажа воздушного судна, лиц из числа авиационного персонала наземных служб, непосредственно осуществлявших подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей по решению соответствующего руководителя, согласованного с председателем комиссии по расследованию;

ц) информирует службы аэродрома последнего вылета воздушного судна, органы управления воздушным движением по маршруту его полета, владельца воздушного судна об авиационном происшествии с целью обеспечения сохранности информации и соответствующих документов по подготовке, выполнению и обеспечению полета воздушного судна, потерпевшего бедствие;

ч) формирует совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации группу содействия и оказания помощи пострадавшим и их родственникам и группу обеспечения работы комиссии по расследованию.

Все материалы, полученные в результате первоначальных действий должностных лиц при авиационном происшествии, передаются в комиссию по расследованию.

38. Вскрытие и прослушивание наземных магнитофонов, а также вскрытие и расшифровка записей бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии по расследованию запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии.

39. Руководители организаций, являющихся разработчиком, изготовителем, владельцем воздушного судна, а также руководители организаций, выполнявших управление воздушным движением, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна, потерпевшего бедствие, обязаны по получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности конструкторской, эксплуатационной, ремонтной и другой документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, обеспечению его полета.

Порядок работы комиссии по расследованию

40. По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ об образовании комиссии по расследованию, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии по расследованию и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного происшествия и обеспечением работы комиссии.

41. В комиссии по расследованию по основным направлениям работ создаются подкомиссии: летная (приложение N 2), инженерно-техническая (приложение N 3), административная и штаб. При необходимости по решению председателя комиссии могут создаваться другие подкомиссии (группы). В подкомиссиях также могут создаваться следующие рабочие группы:

группа по составлению схемы (кроки) места авиационного происшествия и группа опроса. По решению председателя комиссии эти группы включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя (приложения N 4 и 5);

группа поисковых и аварийно-спасательных работ. Эта группа подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, она может быть введена в состав административной подкомиссии (приложение N 6);

группа расчета и анализа. Эта группа в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии (приложение N 7).

Специалисты, привлекаемые к расследованию, включаются в состав подкомиссий или рабочих групп в соответствии с их специализацией либо используются в качестве экспертов по отдельным вопросам.

Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии по расследованию.

42. Работа комиссии по расследованию осуществляется по плану, который утверждается председателем комиссии. Проект плана рассматривается на заседании комиссии. В плане должны быть определены основные направления деятельности комиссии, лица, ответственные за проведение работ, и сроки их выполнения. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп. Действия членов комиссии, имеющие уголовно-процессуальный характер, должны осуществляться по согласованию с органом прокуратуры, проводящим предварительное следствие.

Планы работы комиссии и подкомиссий корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных.

43. В процессе работы комиссии по расследованию проводятся заседания. Заседания комиссии оформляются протоколами, в которых отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. При наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в протоколе отражаются позиции сторон. Протоколы подписываются председателем и начальником штаба комиссии.

44. Комиссия по расследованию принимает решения по основным методическим, техническим и организационным вопросам. При этом окончательное решение принимает председатель комиссии.

45. Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии по расследованию и имеют право присутствовать на заседаниях комиссии, подкомиссий и рабочих групп.

46. Для решения задач, требующих специальных знаний, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты.

Эксперт в соответствии с планом работы комиссии по расследованию (подкомиссии) получает письменное задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих решения. Эксперт проводит свою работу самостоятельно или в составе группы экспертов, координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии).

Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта, которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению.

Экспертное заключение рассматривается комиссией (подкомиссией), принимается к сведению и прилагается к материалам расследования.

47. Результаты работ, проведенных подкомиссиями и рабочими группами, оформляются отчетами (приложения N 8, 9 и 10), которые рассматриваются комиссией по расследованию (подкомиссией), принимаются к сведению и прилагаются к материалам расследования.

48. Исследование объектов авиационной техники и проведение экспериментов на месте работы комиссии по расследованию осуществляются по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прилагаются к материалам расследования.

49. Обработка записей бортовых средств объективного контроля должна проводиться на аттестованных наземных средствах. В случае значительного повреждения бортовое средство объективного контроля направляется для обработки в организацию, имеющую специальное оборудование для восстановления записи и опыт работы с поврежденными носителями информации.

Носители информации, записанной во время полета бортовыми средствами объективного контроля, вместе с градуировочными (тарировочными) характеристиками хранятся постоянно в организации, проводившей их расшифровку.

50. При необходимости проведения специального исследования комиссия по расследованию определяет организацию - исполнителя исследования.

51. Основанием для проведения специального исследования является техническое задание комиссии по расследованию, в котором подробно указывается цель проведения исследования. К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств происшествия, данных о воздушном судне, об объекте исследования, их ремонте и техническом обслуживании.

52. По результатам специального исследования составляется отчет, который подписывается непосредственными исполнителями, утверждается руководителем организации - исполнителя исследования и направляется в комиссию по расследованию.

Отчет по результатам специального исследования является неотъемлемой частью материалов расследования.

Все материалы исследования, включающие техническое задание, программу проведения исследования, специально разработанные методики и рабочие материалы (протоколы испытаний, замеры, лабораторные анализы и т.д.) прилагаются к рабочему экземпляру отчета, хранящемуся в организации - исполнителе исследования.

53. Итоговым документом работы комиссии по расследованию является акт расследования авиационного происшествия (приложение N 11), который составляется на основе материалов отчетов подкомиссий и рабочих групп, отчетов по результатам исследований, заключений экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии по расследованию информации.

Акт расследования авиационного происшествия подписывается председателем и всеми членами комиссии.

54. Член комиссии по расследованию, который не согласен с содержанием и выводами акта расследования авиационного происшествия, имеет право подписать его с пометкой “с особым мнением”. Особое мнение в письменной форме с изложением мотивов несогласия, их обоснованием, а также предлагаемые формулировки прилагаются к акту расследования.

55. Председатель комиссии по расследованию представляет в Российское авиационно-космическое агентство акт расследования авиационного происшествия и доклад о результатах расследования.

В докладе указываются обстоятельства авиационного происшествия, его причины, выявленные при расследовании недостатки и рекомендации комиссии по предотвращению подобных происшествий.

56. В случае образования комиссии по расследованию распоряжением Правительства Российской Федерации доклад о результатах расследования авиационного происшествия представляется в Правительство Российской Федерации.

57. Акт расследования авиационного происшествия и все материалы, полученные в ходе работы комиссии по расследованию, оформляются в дело расследования (приложение N 12) и хранятся в организации, являющейся владельцем воздушного судна, потерпевшего бедствие.

Гриф секретности акта расследования и других материалов, включаемых в дело расследования, определяется председателем комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дело расследования является документом постоянного хранения.

Копии дела расследования в 10-дневный срок с момента утверждения акта расследования направляются в Российское авиационно-космическое агентство и в организацию, являющуюся разработчиком воздушного судна.

Если по факту авиационного происшествия возбуждено уголовное дело, подлинники акта и других материалов расследования направляются в орган прокуратуры, проводящий предварительное следствие.

При расследовании авиационных происшествий совместной комиссией копии акта расследования авиационного происшествия направляются в Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и/или в Межгосударственный авиационный комитет и Федеральную службу воздушного транспорта России.

Рассылка материалов расследования осуществляется организацией, являющейся владельцем воздушного судна.

58. Законченное расследование авиационного происшествия может быть возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам по решению Российского авиационно-космического агентства.

59. Детали, узлы и агрегаты воздушного судна, с которым произошло авиационное происшествие, передаются организации, являющейся его владельцем, по решению правоохранительного органа, проводившего предварительное расследование.

Решение об уничтожении указанных деталей, узлов и агрегатов принимается руководителем организации, являющейся владельцем воздушного судна, по согласованию с соответствующим органом прокуратуры.

.Проведение разбора по результатам расследования авиационного происшествия

60. По результатам расследования авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию проводит разбор авиационного происшествия в организации, где оно произошло. Целью разбора является доведение до сведения заинтересованных организаций и лиц информации об обстоятельствах, о причинах, об опасных факторах и о недостатках, выявленных в результате расследования, а также рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий.

Решение о времени и порядке проведения разбора, а также о составе его участников принимает председатель комиссии.

Участие специалистов Российской Федерации в расследовании авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства

61. При авиационном происшествии с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства Российское авиационно-космическое агентство определяет уполномоченного представителя и его советников для участия в расследовании. После принятия решения о персональном составе группы специалистов, привлекаемых к расследованию авиационного происшествия, соответствующее уведомление через Министерство иностранных дел Российской Федерации направляется государству, на территории которого произошло авиационное происшествие.

62. Оформление выезда специалистов для участия в расследовании авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации осуществляется в установленном порядке соответствующими подразделениями Российского авиационно-космического агентства и организаций экспериментальной авиации, направляющих этих специалистов.

63. Дипломатическое представительство и консульские учреждения Российской Федерации в государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации, обязаны оказывать всемерное содействие группе специалистов.

64. Расследование авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации проводится в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошло авиационное происшествие. Если в соответствии с межправительственными соглашениями установлены иные правила расследования авиационных происшествий, то применяются правила, установленные в соответствии с указанными соглашениями.

Если государство, на территории которого произошло авиационное происшествие, передает право расследования авиационного происшествия Российской Федерации, такое расследование проводится в соответствии с настоящими Правилами.

65. Все вопросы, возникающие в ходе расследования авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации, решаются уполномоченным представителем через уполномоченного по расследованию (председателя комиссии) государства, проводящего расследование.

66. При необходимости проведения специальных исследований в научно-исследовательских организациях Российской Федерации уполномоченный представитель обязан своевременно проинформировать об этом руководство Российского авиационно-космического агентства.

67. После рассмотрения проекта отчета, представленного органом, проводившим расследование авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном Российской Федерации, группа специалистов Российской Федерации, участвующая в расследовании, в течение 60 дней готовит и направляет в орган, проводивший расследование, замечания и предложения по указанному отчету.

68. По окончании работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, уполномоченный представитель с группой специалистов Российской Федерации подготавливают по результатам расследования доклад, который представляется в Российское авиационно-космическое агентство.

Порядок предания гласности информации об авиационном происшествии

69. В процессе расследования авиационного происшествия с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, образовавшего комиссию по расследованию, могут быть преданы гласности только фактические данные об этом авиационном происшествии.

70. Информация, полученная в процессе расследования, касающаяся обстоятельств авиационного происшествия и содержащая конфиденциальные сведения, ни при каких обстоятельствах не может предоставляться посторонним лицам или обсуждаться с ними.

По решению председателя комиссии по расследованию и с согласия правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия, полученная информация может быть использована только для принятия мер по повышению безопасности полетов.

71. После завершения расследования авиационного происшествия официальная информация о происшествии и результатах его расследования может быть доведена до сведения общественности, юридических лиц и граждан руководителем федерального органа исполнительной власти, образовавшим комиссию по расследованию, или другим лицом по его поручению.

IV. Учет авиационных происшествий, разработка мероприятий по результатам расследования

72. Авиационные происшествия с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному учету.

73. Учет авиационных происшествий ведется в Российском авиационно-космическом агентстве и в организациях экспериментальной авиации в журнале учета авиационных происшествий (приложение N 13).

Журнал учета авиационных происшествий является документом постоянного хранения.

74. На основе рекомендаций комиссии по расследованию в организациях экспериментальной авиации разрабатываются мероприятия по результатам расследования авиационного происшествия.

Официальным основанием для разработки этих мероприятий является утвержденный акт расследования авиационного происшествия с приложениями (дело расследования).

При разработке указанных мероприятий учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной системы, в том числе не оказавшие непосредственного влияния на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

75. Планы мероприятий, разработанные по результатам расследования авиационного происшествия, согласовываются с организациями - исполнителями и соисполнителями работ и представляются в Российское авиационно-космическое агентство. В случае когда требуются единичные меры, издаются приказы или иные распорядительные документы по этим вопросам.

76. Для разработки планов мероприятий или иных документов по реализации рекомендаций комиссии по расследованию устанавливается срок до 10 суток. Срок исчисляется с момента получения лицом, ответственным за организацию разработки мероприятий, всех материалов комиссии. В отдельных случаях оперативные мероприятия по рекомендациям комиссии разрабатываются и реализуются до завершения расследования авиационного происшествия и утверждения акта расследования авиационного происшествия.

77. Контроль за реализацией мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия, осуществляет Российское авиационно-космическое агентство.

78. Российское авиационно-космическое агентство ежеквартально проводит анализ авиационных происшествий, результатов выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия. Материалы анализа с рекомендациями по повышению безопасности полетов Российское авиационно-космическое агентство направляет во все организации экспериментальной авиации.

V. Расследование авиационных инцидентов

Выявление авиационных инцидентов и первоначальные действия должностных лиц, авиационного персонала

79. При использовании воздушных судов руководитель организации организует выявление событий, подлежащих расследованию как авиационные инциденты (приложение N 14).

80. О серьезных авиационных инцидентах руководитель организации экспериментальной авиации в течение 24 часов устно сообщает в Российское авиационно-космическое агентство.

81. В устном сообщении указываются:

а) дата, время (местное и московское);

б) место авиационного инцидента;

в) тип воздушного судна, государственный учетный (опознавательный) и заводской номера;

г) наименование владельца, разработчика и изготовителя воздушного судна;

д) метеоусловия в момент инцидента;

е) фамилия, имя, отчество командира воздушного судна;

ж) характер полетного задания;

з) последний пункт вылета и намеченный пункт посадки;

и) обстоятельства авиационного инцидента, достоверно известные к моменту передачи сообщения;

к) степень повреждения воздушного судна;

л) другие достоверные сведения об авиационном инциденте, известные к моменту передачи сообщения.

82. Отсутствие каких-либо из указанных в пункте 81 настоящих Правил сведений не может быть основанием для задержки передачи устного сообщения. Сообщение не может содержать предположительные заключения об обстоятельствах и о причинах авиационного инцидента.

Организация и проведение расследования авиационного инцидента

83. Для расследования авиационного инцидента руководитель организации образует своим приказом комиссию.

Комиссия по расследованию серьезного авиационного инцидента утверждается Российским авиационно-космическим агентством.

84. Члены комиссии по расследованию авиационного инцидента назначаются из числа специалистов организации, являющейся владельцем воздушного судна, а также организаций, являющихся разработчиком и/или изготовителем воздушного судна (двигателя), при выявлении недостатков в работе авиационной техники.

При расследовании авиационного инцидента разрешается не создавать подкомиссий и рабочих групп.

85. Организация и порядок работы комиссии по расследованию авиационного инцидента такие же, как и комиссии по расследованию авиационного происшествия.

86. Срок расследования авиационного инцидента не должен превышать 7 суток, серьезного авиационного инцидента - 15 суток, если не требуется проведения дополнительных исследований.

Срок расследования может быть продлен Российским авиационно-космическим агентством по запросу руководителя организации - владельца воздушного судна.

87. Исследование объектов авиационной техники при расследовании авиационного инцидента проводится на базе организации - владельца воздушного судна, а специальные исследования в случае отсутствия у этой организации соответствующих технических возможностей проводятся в других организациях экспериментальной авиации.

88. По результатам расследования авиационного инцидента составляется акт расследования авиационного инцидента (приложение N 15).

Акт расследования авиационного инцидента подписывается председателем и членами комиссии по расследованию и утверждается руководителем организации.

Акт расследования серьезного авиационного инцидента представляется в Российское авиационно-космическое агентство.

89. Подлинник акта расследования авиационного инцидента остается в организации, являющейся владельцем воздушного судна, а копия акта направляется в Российское авиационно-космическое агентство.

90. В случае серьезного авиационного инцидента с экспериментальным воздушным судном на территории иностранного государства порядок участия специалистов Российской Федерации в его расследовании такой же, как при авиационном происшествии.

Учет и анализ авиационных инцидентов

91. Учет авиационных инцидентов ведется в летно-испытательных подразделениях организаций экспериментальной авиации в журнале учета авиационных инцидентов (приложение N 16).

92. В летно-испытательных подразделениях организаций экспериментальной авиации ежемесячно проводится анализ авиационных инцидентов.

Целями анализа являются выявление опасных факторов и тенденций их изменения, выработка рекомендаций и мероприятий по предотвращению повторяющихся и опасных отклонений в работе авиационной системы, оценка эффективности ранее принятых мер.

93. Контроль за организацией работы по выявлению и учету авиационных инцидентов, качеством их расследования и анализа в организациях экспериментальной авиации осуществляется Российским авиационно-космическим агентством.

94. В Российском авиационно-космическом агентстве ежеквартально проводится анализ авиационных инцидентов в экспериментальной авиации.

Исходными данными для анализа являются материалы расследования авиационных инцидентов и результаты проверок организаций экспериментальной авиации комиссиями Российского авиационно-космического агентства.

95. Анализ авиационных инцидентов включает:

а) перечень произошедших за квартал авиационных инцидентов, их классификацию и причины;

б) оценку состояния профилактической работы по обеспечению безопасности полетов;

в) определение недостатков в расследовании авиационных инцидентов и оформлении материалов по их учету;

г) рекомендации по повышению безопасности полетов.

96. Материалы анализа авиационных инцидентов с рекомендациями по повышению безопасности полетов ежеквартально направляются Российским авиационно-космическим агентством во все организации экспериментальной авиации.



<<оглавление>>


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.