"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" ПРИКАЗ ФАС РФ №42 от 17 февраля 1998 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РФ

ПРИКАЗ N 42

от 17 февраля 1998 г.

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"

Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002г. №50 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ, В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (С изменениями от 28 апреля 2003г.) ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ

В целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов с учетом рекомендаций ИКАО, достижений мировой, отечественной науки и практики авиационной медицины, выполнения требований по сертификации авиационного персонала приказываю:

1. Утвердить и внедрить в практику с 1 сентября 1998 г. Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации".

2. "Положение о медицинском освидетельствовании летного, курсантского, диспетчерского состава, бортпроводников и лиц, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" от 6 января 1982 г. N 2/И считать утратившим силу с 1 сентября 1998 г.

Директор

Г.Зайцев

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

"МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"

(Вводятся в действие с 01.09.98)

Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002г. №50 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ, В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (С изменениями от 28 апреля 2003г.) введены новые ФАП

Глава 1

Общие положения

1.1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

1.1.1. Кандидаты к обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, диспетчеров по управлению воздушным движением*(1).

1.1.2. Учащиеся (курсанты) высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров УВД.

1.1.3. Лица летного состава: пилоты самолетов и вертолетов коммерческой авиации, линейные пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы.

1.1.4. Специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе; остальные диспетчеры УВД проходят ежегодную диспансеризацию в медучреждениях.

1.1.5. Лица, относящиеся к обслуживающему персоналу экипажа: бортпроводники, бортоператоры транспортных воздушных судов и другие специалисты, перечень которых определен "Наставлением по производству полетов в гражданской авиации"*(2).

1.1.6. Пилоты-любители, планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.

1.2. По результатам медицинского освидетельствования выдается "Медицинское заключение", являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

1.3. Виды медицинских заключений и сроки их действия.

1.3.1. Лицам, относящимся к подпункту 1.1.2, выдается "Медицинское заключение курсанта" (приложение 5) с указанием названия учебного заведения, факультета. "Медицинское заключение курсанта" действительно в течение 12 месяцев со дня его выдачи.

1.3.2. Лицам, относящимся к подпункту 1.1.3, выдаются следующие виды медицинских заключений:

"Медицинское заключение пилота коммерческой авиации";

"Медицинское заключение линейного пилота";

"Медицинское заключение летчика-наблюдателя";

"Медицинское заключение штурмана";

"Медицинское заключение бортинженера (бортмеханика)";

"Медицинское заключение бортрадиста";

"Медицинское заключение бортоператора, выполняющего специальные работы".

1.3.3. "Медицинское заключение" пилота коммерческой авиации, линейного пилота, штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста действительно в течение 12 месяцев со дня выдачи; летчика-наблюдателя, бортоператора, выполняющего специальные работы, действительно в течение 24 месяцев со дня выдачи.

1.3.4. Лицам, относящимся к подпункту 1.1.4, выдается "Медицинское заключение диспетчера УВД", действительное в течение 24 месяцев со дня выдачи.

1.3.5. Лицам, относящимся к подпункту 1.1.5, выдается "Медицинское заключение" бортпроводника, бортоператора транспортных воздушных судов, действительное в течение 24 месяцев со дня выдачи.

1.3.6. Лицам, относящимся к подпункту 1.1.6, выдается "Медицинское заключение" пилота-любителя самолета, вертолета, планериста, пилота свободного аэростата, пилота сверхлегкого летательного аппарата, парашютиста, действительное в течение 24 месяцев со дня выдачи.

1.3.7. Сроки действия "Медицинского заключения" могут быть сокращены врачебно-летной экспертной комиссией*(3) при наличии медицинских показаний. Обоснование изменения срока действия "Медицинского заключения" должно быть отражено в экспертном заключении.

1.4. Авиационному персоналу, относящемуся к подпункту 1.1.3, 1.1.4 и 1.1.5, работающему по контракту за рубежом, "Медицинское заключение" выдается на общих основаниях.

1.5. "Медицинское заключение" авиационного персонала заполняется в соответствии с приложением 5, подписывается председателем ВЛЭК, Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (ЦВЛЭК)*(4) и заверяется печатью врачебно-летной экспертной комиссии.

1.6. Авиационный персонал без "Медицинского заключения" или с истекшим сроком его действия к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Примечание. В особых случаях (стихийное бедствие, авария и т.п.) срок действия "Медицинского заключения" по решению регионального управления Федеральной авиационной службы, согласованному с председателем ВЛЭК, может быть продлен не более чем на 1 месяц.

1.7. При нарушениях здоровья, возникших до истечения срока действия "Медицинского заключения", препятствующих выполнению профессиональных обязанностей, обладатели "Медицинского заключения" должны обратиться за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение гражданской авиации или органов здравоохранения. Вопрос о возможности возобновления профессиональных обязанностей по выздоровлении решает авиационный врач авиапредприятия или врач-эксперт ВЛЭК по соответствующей специальности.

Глава 2

Порядок медицинского освидетельствования

2.1. Медицинское освидетельствование авиационного персонала с целью получения или возобновления "Медицинского заключения" проводят ВЛЭК ГА, имеющие лицензии на право проведения освидетельствования, и ЦВЛЭК ГА. Лицензии на право проведения медицинского освидетельствования авиационного персонала ВЛЭК выдаются в установленном порядке ФАС России.

2.2. Задачи медицинского освидетельствования:

2.2.1. Определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях гражданской авиации.

2.2.2. Выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.

2.3. Порядок медицинского освидетельствования.

2.3.1. Направление лиц летного, диспетчерского, курсантского состава и бортпроводников на очередное медицинское освидетельствование во ВЛЭК осуществляется работодателем независимо от форм собственности. Освидетельствование может проводиться также по личному заявлению.

2.3.2. Вновь поступающие или восстанавливающиеся на летную работу (работу по УВД) лица предъявляют во ВЛЭК военный билет и документы о состоянии здоровья (медицинскую книжку, амбулаторную карту или выписку из нее) за период перерыва в летной работе (работе по УВД).

2.3.3. Лица летного, диспетчерского состава, поступающие на работу в авиапредприятия из других предприятий (не гражданской авиации), проходят медицинское освидетельствование во ВЛЭК с целью получения "Медицинского заключения" независимо от наличия у них заключения о годности по состоянию здоровья, полученного в других медицинских учреждениях. "Медицинские заключения" врачебно-летной комиссии ВВС Минобороны России о годности к летной работе лиц, состоящих на действительной военной службе, признаются действительными. Медицинское освидетельствование могут осуществлять ВЛЭК других медицинских учреждений при наличии у них лицензии ФАС России, полученной в установленном порядке.

2.3.4. Направление на медицинское освидетельствование при восстановлении после перерыва в летной работе (по управлению воздушным движением), при поступлении на летную работу (работу по УВД) выдается отделом кадров авиапредприятия, учебного заведения гражданской авиации с указанием специальности и должности, на которую принимается освидетельствуемый.

2.3.5. Решение о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования по представлению авиационного врача авиапредприятия (эксперта ВЛЭК) принимает председатель ВЛЭК.

2.3.6. Лица, подлежащие медицинскому освидетельствованию, в дни прохождения медицинской комиссии освобождаются от любой работы, а накануне им предоставляется день отдыха. Освидетельствование (осмотр специалистами ВЛЭК и вынесение медицинского заключения) проводится, как правило, за один день.

2.3.7. При тяжелом заболевании (травме) лиц летного состава, диспетчеров УВД, курсантов и бортпроводников медицинское заключение ВЛЭК может быть вынесено заочно по представленным документам лечебного учреждения.

2.3.8. При освидетельствовании летного состава, выполняющего авиационно-химические работы (АХР), ВЛЭК руководствуется "Требованиями к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником и обучению в учебных заведениях гражданской авиации" (приложение 1) и "Медицинскими противопоказаниями к работе в полярных экспедициях, странах с жарким климатом сроком свыше трех месяцев и авиационно-химическим работам (АХР)" (приложение 7).

2.3.9. При медицинском освидетельствовании летного состава и диспетчеров УВД, направляемых на работу в полярные экспедиции и страны с жарким климатом (со сроком командировки более трех месяцев), ВЛЭК руководствуется "Требованиями к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником и обучению в учебных заведениях гражданской авиации" (приложение 1) и "Медицинскими противопоказаниями к работе в полярных экспедициях, странах с жарким климатом сроком свыше трех месяцев и авиационно-химическим работам (АХР)" (приложение 7).

2.3.10. При медицинском освидетельствовании проводится обязательное медицинское обследование в объеме, предусмотренном приложением 3.

2.3.11. При освидетельствовании во ВЛЭК заключение о годности (негодности) по своей специальности выносят врачи-эксперты: терапевт, невропатолог, хирург, отоларинголог, офтальмолог. Врачи-эксперты должны иметь лицензии на право проведения медицинского освидетельствования авиационного персонала.

2.3.12. Стационарное обследование летного, диспетчерского, курсантского состава и бортпроводников проводится по медицинским показаниям при отрицательной динамике в состоянии здоровья.

2.3.13. Решение о необходимости стационарного обследования освидетельствуемого принимается председателем ВЛЭК по представлению авиационного врача авиапредприятия (врача-эксперта).

2.3.14. Стационарное обследование проводится, как правило, в срок до 14 дней; временная нетрудоспособность оформляется в установленном порядке.

2.3.15. Заключение по результатам стационарного обследования выносит ВЛЭК данного авиапредприятия или ЦВЛЭК ГА.

2.3.16. В работе ВЛЭК могут принимать участие авиационные врачи авиапредприятия (аэропорта), представители руководства авиапредприятия (учебного заведения), службы движения, бортпроводников, состав которых проходит медицинское освидетельствование.

2.3.17. За координацию результатов медицинского освидетельствования и вынесение заключения отвечает председатель ВЛЭК.

2.4. Порядок медицинского освидетельствования кандидатов к обучению в учебных заведениях гражданской авиации.

2.4.1. К медицинскому освидетельствованию допускаются лица, годные по состоянию здоровья к строевой службе в Вооруженных Силах (по специальности диспетчер по УВД - индивидуальная оценка).

2.4.2. Кандидаты представляют во ВЛЭК справку по форме 086/У, справку из психоневрологического диспансера по месту жительства, военный билет или приписное свидетельство.

2.4.3. В случае, когда у кандидата к обучению одним из экспертов ВЛЭК установлено заболевание (дефект), препятствующее обучению, дальнейшее обследование не проводится и выносится заключение ВЛЭК о негодности. В случае обжалования заключения кандидат может обратиться в ЦВЛЭК ГА. В этом случае ВЛЭК обязана завершить обследование у всех специалистов.

Примечание. Документы при направлении в ЦВЛЭК выдаются кандидату на руки под расписку в опечатанном виде.

2.4.4. Кандидаты, признанные годными к обучению по состоянию здоровья, подлежат профессионально-психофизиологическому отбору, который проводится не ранее чем через три дня после освидетельствования во ВЛЭК.

2.5. При несогласии с медицинским заключением ЦВЛЭК освидетельствуемый может обжаловать его в порядке, предусмотренном законодательством.

Глава 3

Порядок вынесения медицинских заключений во ВЛЭК ГА

3.1. Летный состав, специалисты, осуществляющие управление воздушным движением, обслуживающий персонал на борту воздушного судна гражданской авиации должны соответствовать "Требованиям к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником и обучению в учебных заведениях гражданской авиации" (приложение 1).

3.2. Требования к состоянию здоровья предъявляются в зависимости от специальности. В соответствии с этим освидетельствуются:

3.2.1. По графе I:

кандидаты к обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров УВД, бортпроводников и курсанты учебных заведений, обучающиеся этим специальностям (кроме выпускного курса);

3.2.2. По графе II:

пилоты самолетов (вертолетов) коммерческой авиации, линейные пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики самолетов и вертолетов всех классов; лица, поступающие на работу бортинженером и бортмехаником, курсанты летных учебных заведений (выпускной курс).

3.2.3. По графе III:

бортрадисты, бортпроводники, бортоператоры транспортных воздушных судов, бортоператоры, выполняющие специальные работы, летчики-наблюдатели, парашютисты, пилоты-любители, планеристы, пилоты свободных аэростатов, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.

3.2.4. По графе IV:

руководители полетов и диспетчеры УВД, курсанты выпускного курса учебных заведений по подготовке диспетчеров УВД.

3.3. Заключения ВЛЭК:

годен к обучению на пилота (штурмана, бортинженера, диспетчера УВД);

годен к летной работе пилотом коммерческой авиации, линейным пилотом, штурманом, бортинженером, бортмехаником, бортрадистом, борт-оператором, к работе диспетчером УВД, бортпроводником, пилотом-любителем, планеристом, пилотом свободного аэростата, пилотом сверхлегкого летательного аппарата, к парашютным прыжкам;

нуждается в лечении (оздоровлении) с последующим освидетельствованием;

негоден к обучению на пилота, штурмана, бортинженера, диспетчера УВД;

негоден к летной работе пилотом коммерческой авиации, линейным пилотом, штурманом, бортинженером, бортмехаником, бортрадистом, бортоператором, к работе диспетчером УВД, бортпроводником, пилотом-любителем, планеристом, пилотом свободного аэростата, пилотом сверхлегкого летательного аппарата, к парашютным прыжкам.

3.4. Годность к обучению на пилота, штурмана, бортинженера предусматривает годность к учебно-тренировочным парашютным прыжкам.

3.5. При вынесении экспертного заключения по статьям "Требований к состоянию здоровья ...", предусматривающим индивидуальную оценку, освидетельствуемый может быть признан годным, негодным или нуждающимся в лечении (оздоровлении) с последующим освидетельствованием. При этом учитывается выраженность заболевания, степень компенсации, обратимость патологического процесса, возможность прогрессирования при продолжении летной работы и влияния заболевания на безопасность полетов, индивидуальные психофизиологические особенности, характер выполняемой работы.

3.6. Оформление заключения ВЛЭК в медицинских документах строится по следующей схеме:

дата вынесения заключения и наименование ВЛЭК;

клинические, функциональные диагнозы в соответствии со статьями "Требований к состоянию здоровья...";

заключение о годности (негодности) по состоянию здоровья к работе по специальности (обучению) с указанием статьи и графы "Требований к состоянию здоровья...";

обоснование заключения при вынесении решения по статьям, предусматривающим индивидуальную оценку;

предписание (рекомендации) ВЛЭК на межкомиссионный период и группа диспансерного наблюдения.

Примечание. Статьи "Требований к состоянию здоровья..." указываются в медицинском заключении, начиная с ведущей, определяющей заключение.

Глава 4

Оформление медицинской документации во ВЛЭК

4.1. При освидетельствовании летного, курсантского, диспетчерского состава, бортпроводников, бортоператоров, летчиков-наблюдателей, пилотов свободных аэростатов, парашютистов авиационным врачом авиапредприятия (аэропорта) заполняется медицинская книжка формы N 25/л, при освидетельствовании бортпроводников - медицинская книжка формы 25/б с фотографией, заверенной печатью ВЛЭК.

4.2. При освидетельствовании работников наземных служб, поступающих на летнюю работу, работу по управлению воздушным движением, бортпроводником (бортоператором), заполняется один экземпляр медицинской карты ВЛЭК с фотографией, заверенной печатью ВЛЭК. Медицинские книжки этим лицам заполняются авиационным врачом авиапредприятия (аэропорта) при личном осмотре после зачисления их в соответствующие службы.

4.3. При освидетельствовании кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, заполняется один экземпляр медицинской карты ВЛЭК с фотографией кандидата, заверенной печатью ВЛЭК.

4.3.1. По завершении освидетельствования медицинские карты с данными обследования (ЭКГ, аудиограмма, флюорограмма и др.) кандидатов, признанных годными к обучению, передаются в приемную комиссию, откуда направляются в учебное заведение гражданской авиации. Медицинские карты кандидатов, признанных негодными к обучению, хранятся в архиве ВЛЭК три года.

4.4. На кандидатов из числа иностранных граждан, признанных ВЛЭК негодными к обучению, составляются два экземпляра медицинской карты, которые направляются в ЦВЛЭК ГА.

4.5. Медицинские документы на лиц, окончивших учебное заведение гражданской авиации, с личным делом пересылаются отделом кадров училища в авиапредприятия или организации гражданской авиации по месту направления на работу. При переводе лиц летного состава, диспетчеров по УВД и бортпроводников в другие авиапредприятия, организации гражданской авиации, при направлении на учебу, а также выпускникам учебных заведений, получивших свободное распределение, медицинские документы выдаются на руки в опечатанном виде под расписку.

4.6. Медицинские книжки хранятся в кабинете авиационного врача. За их сохранность отвечает администрация медицинского учреждения авиапредприятия (аэропорта).

4.7. Ведение неутвержденной медицинской документации (в том числе амбулаторных карт) на летный, диспетчерский, курсантский составы и бортпроводников категорически запрещается.

4.8. Перед освидетельствованием каждый претендент на получение "Медицинского заключения" лично заполняет "Заявление о медицинском освидетельствовании" в соответствии с приложением 4.

4.9. При подготовке летного состава авиапредприятия (учебного заведения) к ВЛЭК, при направлении на стационарное обследование, консультацию авиационный врач после личного осмотра оформляет в медицинской книжке эпикриз. С эпикризом под роспись должен быть ознакомлен освидетельствуемый.

4.9.1. В эпикризе должны быть отражены следующие данные:

наличие или отсутствие жалоб, перенесенные заболевания, в том числе с временной утратой трудоспособности; по какой группе проводилось диспансерное наблюдение;

летная нагрузка, виды полетов, продление нормы летного времени, переучивание на новую технику, предпосылки авиационных происшествий;

использование очередных отпусков, санкурлечение, организованный отдых, регулярность выходных дней, задолженность по отпускам;

данные о причинах отстранения на предполетном (предсменном) медконтроле: наблюдение у других специалистов и выполнение лечебно-оздоровительных мероприятий и рекомендаций (предписаний) ВЛЭК;

данные личного осмотра;

диагноз;

вывод авиационного врача авиапредприятия (аэропорта) о динамике в состоянии здоровья и об эффективности диспансерного наблюдения (улучшение, ухудшение, без перемен) и его рекомендации по продолжению профессиональной деятельности.

4.10. При направлении на ВЛЭК, стационарное обследование, консультации авиационный врач выдает освидетельствуемому на руки под расписку в опечатанном виде медицинские книжки за все годы работы, пленки ЭКГ за последние три года, рентгеновские снимки, данные других исследований и наблюдений.

4.11. При прохождении ВЛЭК результаты исследований (лабораторные, рентгенологические, ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ и т.д.) вносятся в соответствующие разделы медицинской книжки (медицинской карты ВЛЭК). Консультации экспертов ВЛЭК (ЦВЛЭК) и все записи в медицинскую книжку вносятся в хронологическом порядке.

4.12. Врачи-эксперты вносят в медицинскую документацию данные объективного обследования, диагноз и рекомендации по своему профилю. Достоверность обследования заверяется личной подписью врача-эксперта. В документах сокращение слов, кроме общепринятых символов, запрещается.

4.13. Результаты стационарного обследования оформляются в виде выписки из истории болезни, которая вклеивается в медицинскую книжку освидетельствуемого.

4.14. Экспертное заключение выносится на заседании ВЛЭК. Одновременно на заседании ВЛЭК определяется группа диспансерного наблюдения.

4.15. Проведение каждого заседания ВЛЭК оформляется в "Журнале протоколов" (приложение 8), подписывается председателем, всеми членами комиссии и заверяется печатью ВЛЭК. На кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, ведется отдельный "Журнал протоколов" (в журнале делается отметка о наименовании учебного заведения гражданской авиации).

4.16. После освидетельствования во ВЛЭК председатель врачебно-летной экспертной комиссии выдает лицам, признанным годным к летной работе (работе бортпроводником, по УВД, а также обучению), "Медицинское заключение" авиационного специалиста установленной формы (см. приложение 5).

4.17. Признанным негодным к работе (обучению) выдается "Справка ВЛЭК" установленного образца в соответствии с приложением 6.

4.18. Порядок утверждения заключений ВЛЭК ГА. Утверждению в ЦВЛЭК подлежат категории лиц, перечисленных в таблице.

ВЛЭК, выносящая заключение Категория освидетельствуемых Заключение, подлежащее утверждению
Все ВЛЭК Кандидаты из числа иностранных граждан, поступающие в учебные заведения гражданской авиации Негоден к обучению
ВЛЭК учебных заведений гражданской авиации Курсанты учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров, бортпроводников Негоден к обучению
Все ВЛЭК Пилоты самолетов коммерческой авиации, линейные пилоты самолетов(вертолетов) любого класса, штурманы самолетов 1-го класса, бортинженеры самолетов 1-го класса Негоден к летной работе
Все ВЛЭК Пилоты самолетов и вертолетов коммерческой авиации, линейные пилоты любого класса, штурманы самолетов 1-го класса, бортинженеры самолетов 1-го класса Годен к летной работе (при восстановлении ранее признанных негодными к летной работе)

4.19. Для утверждения "Медицинского заключения" в случаях, предусмотренных пунктом 4.18, заполняется "Направление на ЦВЛЭК ГА" (приложение 13), "Свидетельство о болезни" (приложение 10) в двух экземплярах, которое вместе с медицинской документацией освидельствуемого направляется в ЦВЛЭК ГА не позднее чем через пять дней с момента вынесения заключения.

4.20. ЦВЛЭК ГА в течение трех дней после получения медицинской документации выносит окончательное "Медицинское заключение". При необходимости освидетельствуемый может быть приглашен на личный осмотр и обследование.

4.21. В отдельных случаях в графе "Особые отметки" "Медицинского заключения" председатель ВЛЭК указывает условия действия заключения или индивидуальные особенности освидетельствуемого, например, частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и др. Данные заверяются печатью ВЛЭК.

4.22. В сложных экспертных случаях медицинская документация направляется на рассмотрение в ЦВЛЭК ГА. Направлять освидетельствуемого на консультацию в ЦВЛЭК ГА разрешается только по предварительному согласованию.

4.23. По результатам медицинского освидетельствования авиационный врач не позднее чем в пятидневный срок составляет "Заключительный акт" (приложение 11). "Заключительный акт" утверждается председателем ВЛЭК и направляется руководителю авиапредприятия (начальнику службы).

Глава 5

Организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период

5.1. Наблюдение за летным, диспетчерским, курсантским составом и бортпроводниками в межкомиссионный период проводится авиационным врачом авиапредприятия (аэропорта), в учебном заведении - отрядно-курсовым врачом, врачами-экспертами ВЛЭК и врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений территориальных органов здравоохранения.

5.2. Лечебно-профилактические, оздоровительные мероприятия и контрольные исследования (назначения) летному, диспетчерскому, курсантскому составу и бортпроводникам осуществляются в индивидуальном порядке в соответствии с предписаниями (рекомендациями) ВЛЭК на основании нормативных документов Минздрава России и ФАС России.

5.3. Медицинский осмотр у авиационного врача авиапредприятия (аэропорта) пилотов коммерческой авиации, линейных пилотов, штурманов, бортмехаников, бортинженеров, бортрадистов проводится через шесть месяцев после освидетельствования и перед очередной ВЛЭК, а также по медицинским показаниям.

5.4. Медицинский осмотр у авиационного врача авиапредприятия (аэропорта) диспетчеров УВД, бортпроводников (бортоператоров) проводится каждые 6 месяцев, а также по медицинским показаниям.

5.5. Медицинский осмотр у авиационного врача авиапредприятия летчиков-наблюдателей, пилотов-любителей, планеристов, пилотов аэростатов, парашютистов, пилотов сверхлегких летательных аппаратов и других специалистов, выполняющих работы на борту воздушного судна, проводится через 12 месяцев после освидетельствования и перед очередной ВЛЭК.

5.6. Медицинское наблюдение за курсантами учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров осуществляется в соответствии с требованиями "Руководства по медико-санитарному обеспечению учебных заведений гражданской авиации", утвержденного 24.10.85 N 33.1.6-363.

5.7. Профилактические прививки и противоэпидемические мероприятия летному, диспетчерскому, курсантскому составу и бортпроводникам проводятся в соответствии с требованиями, установленными территориальными органами здравоохранения и санэпиднадзора.

5.8. Лабораторные и функциональные исследования летному, диспетчерскому, курсантскому составу и бортпроводникам в межкомиссионный период проводятся при назначении ВЛЭК или при наличии медицинских показаний; бортпроводникам проводятся исследования, регламентированные нормативными документами Минздрава России для декретированного контингента.

5.9. Кроме указанных в пунктах 5.3 и 5.4 авиационный врач авиапредприятия (аэропорта) проводит медицинский осмотр авиаспециалистов после выздоровления от заболевания (травмы), авиационных инцидентов.

5.10. По результатам медицинских осмотров авиационным врачом могут быть приняты следующие решения:

допущен к полетам (работе по УВД, работе бортпроводником);

нуждается в предоставлении внеочередного выходного дня (очередного отпуска);

нуждается в проведении консультации, лечении (амбулаторном, стационарном, санаторном, реабилитационно-профилактическом).

5.11. При наличии медицинских показаний авиационный врач представляет председателю ВЛЭК обоснование о внеочередном освидетельствовании во ВЛЭК.

5.12. Выпускники летного учебного заведения гражданской авиации, специалисты летного (диспетчерского) состава, переведенные из другого авиапредприятия гражданской авиации или восстановленные после перерыва в летной работе (работе по УВД), допускаются к полетам (работе по УВД) авиационным врачом авиапредприятия (аэропорта) после осмотра.

5.13. При подготовке летного, диспетчерского, курсантского состава и бортпроводников к очередной ВЛЭК авиационный врач авиапредприятия (аэропорта), отрядно-курсовой врач проводит личный осмотр, оформляет эпикриз за межкомиссионный период, организует (не ранее чем за месяц до начала освидетельствования) проведение лабораторных и инструментальных исследований в целях врачебно-летной экспертизы.


*(1) Далее - диспетчеры УВД.

*(2) Далее - НПП ГА.

*(3) Далее - ВЛЭК.

*(4) Далее - ЦВЛЭК.



<<оглавление>>


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.