Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю


"ќ÷≈Ќ ј Ћ≈“ј“≈Ћ№Ќџ’ јѕѕј–ј“ќ¬ » ¬ќ«ƒ”ЎЌџ’ —”ƒќ¬. ќЅў»≈ “–≈Ѕќ¬јЌ»я." (ѕроект)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… —“јЌƒј–“ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

ѕроект

≈дина€ система оценки имущества
ќценка летательных аппаратов и воздушных судов.
ќбщие требовани€.

»здание официальное

√ќ——“јЌƒј–“ –ќ——»»
ћосква

–азработчик - д.т.н. Ѕ.≈. Ћужанский, тел./факс 338-36-73, E-Mail: lugan@garnet.ru

ѕредисловие

1 –ј«–јЅќ“јЌ » ¬Ќ≈—≈Ќ “ехническим комитетом 389 Уќценка имуществаФ

2 ”“¬≈–∆ƒ≈Ќ » ¬¬≈ƒ≈Ќ ¬ ƒ≈…—“¬»≈ ѕостановлением √осстандарта –оссии от... є....

3 ¬¬≈ƒ≈Ќ ¬ѕ≈–¬џ≈

(с) »ѕ  »здательство стандартов, 1998


Ќасто€щий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издани€ без разрешени€ √осстандарта –оссии


—одержание

¬ведение
1.ќбласть применени€
2.Ќормативные ссылки
3.“ермины и определени€
4. лассификаци€ летательных аппаратов
5. ѕор€док проведени€ оценки летательных аппаратов
6. —одержание исходной информации
7.“иповые методы оценки, анализа и оформлени€ результатов оценки
8. ѕрин€тие решени€ о стоимости летательного аппарата
9.—одержание отчета об оценке
10.”слови€ отступлени€ от стандарта


¬ведение

Ќасто€щий стандарт разработан в развитие системы нормативных документов –оссийского общества оценщиков.

—оздание стандарта обусловлено необходимостью нормативного регулировани€ вопросов, св€занных с оценкой летательных аппаратов.

—тандарт направлен на регламентацию основных пон€тий, св€занных с оценкой летательных аппаратов, в том числе воздушных судов, содержани€ исходной информации, методических подходов к процессу оценки летательных аппаратов, а также требований к результатам оценки и содержанию отчета.


√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… —“јЌƒј–“ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

≈дина€ система оценки имущества

ќ÷≈Ќ ј Ћ≈“ј“≈Ћ№Ќџ’ јѕѕј–ј“ќ¬ » ¬ќ«ƒ”ЎЌџ’ —”ƒќ¬
Common system of Valuations estate
ƒата введени€ 1999 -......


1. ќбласть применени€

Ќасто€щий стандарт устанавливает пор€док оценки стоимости летательных аппаратов, в том числе воздушных судов, и их элементов.

ѕор€док, установленный насто€щим стандартом, об€зателен дл€ применени€ во всех видах документации и литературы по оценке имущества, вход€щих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2. Ќормативные ссылки

¬ насто€щем документе использованы следующие стандарты:

√ќ—“ – 1.5. - 92 √осударственна€ система стандартизации –оссийской ‘едерации. ќбщие требовани€ к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

√ќ—“ – 51195.0.01-98 ≈дина€ система оценки имущества. ќсновные положени€.

√ќ—“ – 51195.0.02-98 ≈дина€ система оценки имущества. “ермины и определени€.

3. “ермины и определени€

¬ процессе оценки машин и оборудовани€ используютс€ определени€, приведенные в документах раздела 2 насто€щего стандарта, а также приводимые ниже важнейшие термины и определени€, объединенные в тематические группы.

3.1. »мущество и основные средства.

Ќедвижимое имущество - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно св€зано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждени€, здани€ сооружени€; к недвижимым вещам относ€тс€ также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавани€, космические объекты.

ƒвижимое имущество - объекты физического мира, не €вл€ющиес€ недвижимостью, включа€ драгоценности, раритеты, деньги и ценные бумаги.

ћашины и оборудование - устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию.

“ранспортные средства - устройства, предназначенные дл€ перемещени€ людей и грузов.

3.2. Ћетательные аппараты и воздушные суда.

Ћетательный аппарат - устройство дл€ полетов в атмосфере «емли или в космическом пространстве.

¬оздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействи€ с воздухом, отличного от взаимодействи€ с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

√ражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в цел€х обеспечени€ потребностей граждан и экономики.

√осударственное воздушное судно - воздушное судно, используемое дл€ осуществлени€ военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также дл€ выполнени€ мобилизационно-оборонных задач.

Ёкспериментальное воздушное судно - воздушное судно, используемое дл€ проведени€ опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

ќсновные летно-технические (летно-тактические) характеристики - комплекс количественных показателей, определ€ющих возможности летательных аппаратов выполн€ть свое целевое назначение.

–аботоспособность - состо€ние летательного аппарата и (или) его частей, при котором они способны выполн€ть заданные функции, сохран€€ значени€ параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Ќадежность - свойство летательного аппарата в целом и (или) его частей выполн€ть заданные функции , сохран€€ значени€ эксплуатационных показателей в установленных пределах, соответствующих режимам и услови€м использовани€, технического обслуживани€, ремонта, хранени€ и транспортировки. ¬ключает в себ€ свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохран€емости.

Ѕезотказность - способность издели€ быть работоспособным в заданное врем€ при обеспечении свойств ремонтопригодности и сохран€емости. ”ровень безотказности количественно характеризуетс€ веро€тностью безотказной работы за полет, наработкой на один отказ и интенсивностью отказов.

ƒолговечность - способность издели€ быть работоспособным в заданное врем€ при обеспечении свойств ремонтопригодности и сохран€емости. ”ровень долговечности количественно характеризуетс€ ресурсами.

–есурс конструкции летательного аппарата (двигател€, агрегата, оборудовани€ и т.п.) - продолжительность функционировани€ (наработка) до наступлени€ предельного состо€ни€, при котором дальнейша€ эксплуатаци€ прекращаетс€ по требовани€м безопасности или эффективности эксплуатации.

Ћетательный аппарат (элемент летательного аппарата) может эксплуатироватьс€ в пределах установленного ресурса, выраженного в часах (минутах) полета (работы), полетах (полетных циклах, циклах включени€), в календарном сроке службы (в годах) и в других параметрах, определ€ющих продолжительность функционировани€ объекта.

“ехнический ресурс (или ресурс до списани€) - врем€ полетов (работы), количество полетов (циклов), календарный срок службы , достижение которых обеспечиваетс€ при проектировании основных силовых конструкций, конструкций двигателей и других элементов.

Ќазначенный ресурс - ресурс, при достижении которого эксплуатаци€ прекращаетс€ независимо от состо€ни€ объекта. —оставными част€ми назначенного ресурса €вл€ютс€ ресурс до первого капитального ремонта и межремонтный ресурс.

¬ процессе эксплуатации в результате проведени€ специальных ресурсных исследований и испытаний, периодически принимаютс€ решени€ об увеличении назначенного ресурса, который постепенно увеличиваетс€ от начального назначенного ресурса, временного назначенного ресурса до ранее предполагавшихс€ (или больших) значений технического ресурса (ресурса до списани€), расчетного (проектного) значени€ ресурса до первого капитального ремонта или межремонтного ресурса.

—овременна€ концепци€ эксплуатации воздушных судов Упо состо€ниюФ не имеет директивно установленных назначенных ресурсов. “ехническое обслуживание, ремонт и списание производитс€ в зависимости от фактического технического состо€ни€ объектов.

√арантированный ресурс - ресурс, в течение которого устранение конструктивно-производственных дефектов производитс€ за счет предпри€ти€ -изготовител€ (поставщика).

—охран€емость - обеспечение работоспособности всего летательного аппарата (агрегата) при допущении возможности отказа отдельных составных частей. ќбеспечиваетс€ резервированием частей с потенциально возможными отказами, контролируемостью отказов, наличием аварийных систем, возможностью изменени€ условий и режимов работы отказавших агрегатов.

Ѕезопасность полетов - совокупность мер, предприн€тых в процессе создани€ летательного аппарата и его эксплуатации с целью устранени€ угрозы дл€ жизни и здоровь€ людей.

ќборотный фонд комплектующих изделий и оборудовани€ - агрегаты, издели€ и оборудование, необходимое дл€ обеспечени€ бесперебойной эксплуатации летательного аппарата.

3.3. ќпределени€ видов оценочных стоимостей с учетом специфики летательных аппаратов.

¬осстановительна€ стоимость - дл€ серийно выпускаемых в момент оценки летательных аппаратов или их элементов - стоимость изготовлени€ нового летательного аппарата (элемента), тип и характеристики которого полностью совпадают с оцениваемым объектом.

—тоимость замещени€ - стоимость аналога объекта оценки в ценах на дату оценки.

–асчетна€ восстановительна€ стоимость - определ€етс€ дл€ летательных аппаратов (или их элементов), серийный выпуск которых на дату оценки прекращен, как разность восстановительной стоимости аналога и функционального износа объекта оценки по сравнению с аналогом.

”тилизационна€ стоимость летательного аппарата - величина, в денежном выражении, которую ожидаетс€ получить от открытой продажи летательного аппарата по окончании срока его службы и невозможности его дальнейшего использовани€ где бы то ни было. ќпредел€етс€ максимальной суммой:

- остаточных стоимостей агрегатов, оборудовани€, узлов и деталей при использовани€ их по пр€мому назначению в качестве запасных частей или расходуемых материалов;

- стоимости агрегатов, оборудовани€ и узлов конструкции, которую ожидаетс€ получить при использовани€ их по назначению, альтернативному пр€мому назначению;

- стоимости металлолома (скрапа) агрегатов, оборудовани€ и узлов конструкции.

—тоимость металлолома (скрапа) - величина, в денежном выражении, котора€ может быть получена за летательный аппарат (элемент), если бы он открыто продавалось по цене содержащихс€ в нем материалов, а не дл€ производительного использовани€.

—тоимость в пользовании - стоимость оцениваемого летательного аппарата, определенна€ в предположении, что он не будет продаватьс€ на открытом , свободном и конкурентоспособном рынке, а будет использоватьс€ в тех же цел€х, тем же образом и с той же эффективностью, как это сложилось на дату оценки.

—тоимость в обменен - стоимость оцениваемого летательного аппарата , определенна€ в предположении его возможной продажи и на свободном , открытом и конкурентоспособном рынке в услови€х равновеси€ , устанавливаемых услови€ми спроса и предложени€ (дл€ любых, в том числе и альтернативных существующему способов использовани€).

4. лассификаци€ летательных аппаратов

Ћетательный аппарат - устройство дл€ полетов в атмосфере «емли или в космическом пространстве.

4.1. ѕо функциональному назначению летательные аппараты дел€тс€ на:

- научно-исследовательские (экспериментальные),

- народно-хоз€йственные (пассажирские, грузовые, сельско-хоз€йственные и т.д.),

- военные,

- спортивные.

4.2. ѕо принципам действи€ летательные аппараты различаютс€ на следующие группы.

јэростатические (воздухоплавательные) летательные аппараты - аппараты, у которых всплывна€ сила обеспечиваетс€ архимедовой силой, действующей на оболочку, наполненную легким газом или теплым воздухом: аэростаты, стратостаты, дирижабли, гибридные летательные аппараты.

јэродинамические летательные аппараты - аппараты, использующие дл€ полета аэродинамическую подъЄмную силу, котора€ образуетс€ при обтекании воздушным потоком:

- крыла: планЄры, самолеты, махолеты, экранопланы, крылатые ракеты;

- несущего винта: автожиры, вертолеты, летающие платформы с несущим винтом и т.п.;

- несущего корпуса: аппараты с несущим корпусом.

  гибридным относ€тс€ аэродинамические летательные аппараты вертикального взлета и посадки: преобразуемые аппараты, самолеты вертикального взлета и посадки, винтокрылы.

 осмические летательные аппараты - на участке выведени€ космическому летательному аппарату в соответствии с его назначением сообщаетс€ та или ина€ космическа€ скорость, после чего аппарат продолжает полет по инерции в поле сил т€готени€: орбитальные, межпланетные и др. аппараты.

–акеты - способны двигатьс€ в атмосфере земли и в безвоздушном пространстве под действием реактивной силы - т€ги ракетного двигател€: ракеты -носители, боевые ракеты, научно-исследовательские (геофизические, метеорологические), и т.д.

√ибридные летательные аппараты - сочетают свойства аэродинамических и космических летательных аппаратов:

воздушно-космические самолЄты.

4.3. ѕо действующим законодательным и нормативным актам.

4.3.1. ‘едеральный закон "¬оздушный кодекс –оссийской ‘едерации" (прин€т √осударственной ƒумой 19 феврал€ 1997 года, одобрен —оветом ‘едерации 5 марта 1997 года) устанавливает правовые основы использовани€ воздушного пространства –оссийской ‘едерации и де€тельности в области авиации. ≈го действие распростран€етс€ на часть летательных аппаратов - воздушные суда.

¬оздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействи€ с воздухом, отличного от взаимодействи€ с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды: все аэростатические и аэродинамические летательные аппараты за исключением экранопланов (см. раздел 4.2.).

¬ цел€х государственного регулировани€ де€тельности в области авиации воздушные суда относ€тс€ к следующим группам.

√ражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в цел€х обеспечени€ потребностей граждан и экономики.

√осударственное воздушное судно - воздушное судно, используемое дл€ осуществлени€ военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также дл€ выполнени€ мобилизационно-оборонных задач.

Ёкспериментальное воздушное судно - воздушное судно, используемое дл€ проведени€ опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

4.3.2. ¬ соответствии со статьей 130 √ражданского кодекса –‘ к недвижимому имуществу относитс€ воздушные суда и космические летательные аппараты, подлежащие государственной регистрации.
  движимому имуществу относ€тс€ остальные (не подлежащие государственной регистрации) летательные аппараты и в том числе - воздушные суда.

√осударственной регистрации подлежат гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные дл€ выполнени€ полетов. ќни относ€тс€ к недвижимому имуществу.

√осударственному учету подлежат экспериментальные воздушные суда, предназначенные дл€ выполнени€ полетов. ќни относ€тс€ к движимому имуществу.

“аким образом, одно и тоже воздушное судно в зависимости от принадлежности на дату оценки к различным видам авиации или предназначени€ к полетам может классифицироватьс€ как недвижимое имущество (с распространением на него действи€ соответствующей законодательной и нормативно-провой базы), так и как движимое имущество.

4.3.3. ¬ соответствии с Уќбщероссийским классификатором основных фондов ќ  013-94Ф (ќ ќ‘), утвержденным постановлением √осстандарта –оссийской ‘едерации от 26 декабр€ 1994 г. є 359 летательные аппараты относ€тс€ к группе - “ранспортные средства.

4.3.4. ¬ соответствии с √ќ—“ – 51195.0. ...- ... У ≈дина€ система оценки имущества. ћашины и оборудование. ќсновные требовани€. (проект).Ф транспортные средства и вход€щие в них летательные аппараты относ€тс€ к группе ћашин и оборудовани€.

 роме перечисленных выше параметров, дл€ классификации летательных аппаратов могут использоватьс€ другие параметры, оказывающие существенное вли€ние на стоимость оцениваемого летательного аппарата. ѕо наличию экипажа Ћј дел€тс€ на пилотируемые и беспилотные, по степени повторности использовани€ - на одно- и многоразовые и т.п.

5. ѕор€док проведени€ оценки летательных аппаратов

5.1.—бор и анализ предварительной информации об объекте, цел€х и дате оценки, собственнике и эксплуатанте (арендаторе) летательного аппарата, заказчике оценки.

5.2. «аключение договора на оценку.

5.3.  лассификаци€ объекта оценки. ѕроводитс€ классификаци€ летательного аппарата в соответствии с п.п. 4 насто€щего стандарта с использованием в случае необходимости дополнительных классификационных признаков и специализированных классификаторов.

5.4. »дентификаци€ и разработка экспертного заключени€ - акта о техническом состо€нии объекта оценки. ѕроводитс€ анализ формул€ров , паспортов и т.п. документов, содержащих идентификационные характеристики объектов оценки, документов , подтверждающих права собственности или эксплуатации (аренды), осмотр и идентификаци€ объектов в местах их нахождени€.

‘ормируетс€ экспертна€ комисси€, разрабатываетс€ и утверждаетс€ план экспертизы, который в случае необходимости может включать проведение специальных тестов, дефектации и других работ, разрешенных действующими регламентами. ѕо результатам работы разрабатываетс€ экспертное заключение - акт о техническом состо€нии объекта оценки.

5.4 —бор и анализ общих данных. —обираютс€ и анализируютс€ данные, характеризующие социально-экономические услови€ эксплуатации оцениваемого летательного аппарата, состо€ние соответствующего сегмента рынка, изменени€ международных требований по обеспечению безопасности полетов и экологическим ограничени€м, а также другие факторы, вли€ющие на оцениваемую стоимость объекта.

5.5. —бор и анализ специальных данных. —обираетс€ и анализируетс€ технико-эксплуатационна€ и экономическа€ информаци€ по оцениваемому летательному аппарату и его аналогам, фигурирующим на рынке в последний период времени. —бор данных осуществл€лс€ путем изучени€ соответствующей документации, консультаций со специалистами компетентных организаций.

5.6. јнализ наилучшего и наиболее эффективного использовани€. ¬ывод о наилучшем и наиболее эффективном использовании на дату оценки основываетс€ на анализе собранной информации с учетом существующих и запланированных на ближайшую перспективу ограничений на применение оцениваемых и аналогичных летательных аппаратов.

5.7. ¬ыбор методов оценки объекта. ¬ыбор общих подходов (затратный, рыночный и доходный) и специальных методов определ€етс€ целью оценки, полнотой и достоверностью имеющейс€ и необходимой дл€ применени€ каждого метода исходной информации, а также услови€ми договора на оценку. ¬ необходимых случа€х производитс€ модификаци€ имеющихс€ или разработка новых специальных методов оценки (с обоснованием их методической корректности и точности).

5.8. ѕроведение расчетов и анализ результатов. ѕровод€тс€ расчеты по оценке объекта различными методами и анализ результатов. ¬ случае необходимости осуществл€ютс€ сбор дополнительной информации, корректировка методов оценки и дополнительные расчеты. «атем производитс€ прин€тие решени€ о стоимости объекта.

5.9. ѕодготовка отчета об оценке и его сдача заказчику.

6. —одержание исходной информации, используемой при проведении оценки летательных аппаратов

»сходна€ информаци€, рекомендуема€ к использованию при проведении оценки летательных аппаратов включает следующие группы.

6.1. »дентификационные характеристики объекта оценки.

- Ќаименование.
- “ип.
- –егистрационный (учетный) номер.
- «аводской (серийный) номер.
- ƒата выпуска.
- Ќаименование предпри€ти€ - изготовител€.
- Ќаименование и адрес владельца.
-  опи€ (реквизиты) документа на право владени€.
- Ќаименование и адрес эксплуатанта (арендатора).
-  опи€ (реквизиты) документа на право эксплуатации (аренды).

6.2. »стори€ объекта оценки.

- ƒата ввода в эксплуатацию.
- ѕервоначальна€ стоимость на дату ввода в эксплуатацию ( историческа€ стоимость).
- —ведени€ о предыдущих владельцах, эксплуатантах (арендаторах), форме собственности и ее изменени€х.
- Ѕалансова€ стоимость по данным бухгалтерского учета.
- —ведени€ о проведенных капитальных ремонтах (даты, вид, ремонтное предпри€тие), авари€х , предпри€ти€х, выполн€вших техническое обслуживание и ремонт, данные о соблюдении регламентов технического обслуживани€ и ремонта, хранени€ и т.п.

6.3. ќсновные летно-технические (летно-тактические) характеристики - комплекс количественных показателей, определ€ющих возможности летательных аппаратов выполн€ть свое целевое назначение.

ƒл€ транспортных самолетов основными летно-техническими характеристиками, оказывающими вли€ние на оценку стоимости, €вл€ютс€ : количество пассажиров, компоновка пассажирской кабины, грузоподъемность, габариты грузовых отсеков, дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке и максимальном запасе топлива, класс аэродрома, крейсерска€ скорость. ƒл€ транспортных вертолетов - максимальный перевозимый груз, габариты грузовой кабины, практическа€ дальность полета, скорость и статический потолок. ƒл€ космических летательных аппаратов - скорость вывода на космическую орбиту, масса и габариты выводимой на орбиту полезной нагрузки.

ƒл€ боевых летательных аппаратов летно-тактические характеристики включают большинство перечисленных выше характеристик, а также боевую живучесть, боевую эффективность, заметность и т.п.

6.4. ’арактеристики силовой установки. “ип, количество, мощность (т€га) силовых установок (двигателей), тип топлива, расходные характеристики.

6.5. ’арактеристики систем управлени€. —остав бортового пилотажно -навигационного оборудовани€ и средств св€зи, системы наведени€ и т.п.

6.6. ’арактеристики оборудовани€. —остав и характеристики пассажирского и грузового оборудовани€, оборудовани€ дл€ применени€ авиации в народном хоз€йстве, специального оборудовани€ и т.п.

6.7. ’арактеристики системы эксплуатации.

- –асход топлива.
- Ќаличие и количество членов экипажа.
- ”дельные эксплуатационные расходы (стоимость летного часа, запуска и т.п.).
- “ип системы технического обслуживани€ и ремонта (планово- предупредительный ремонт, техническое обслуживание и ремонт Упо состо€ниюФ и т.п.).
- —тоимость ремонта.

6.8. –есурсы, установленных дл€ оцениваемого типа летательного аппарата. ѕри оценке учитываютс€ следующие виды ресурсов (определени€ приведены в п.п.3) в часах ( минутах ) полета (работы), полетах ( полетных циклах, циклах включени€ ), в календарном сроке службы (в годах) и других параметрах.

- “ехнический ресурс (или ресурс до списани€).
- Ќазначенный ресурс.
- Ќазначенный ресурс до первого капитального ремонта.
- Ќазначенный межремонтный ресурс.
- √арантированный ресурс.

6.9.“ехническое состо€ние. јкт о техническом состо€нии (экспертное заключение) должен содержать следующие данные:

- состав комиссии с указанием должностей, дату, подписи председател€ и членов комиссии, заверенные печатью организации, образовавшей комиссию;
- идентификационные характеристики объекта оценки, его основных агрегатов и узлов, которые оказывают существенное вли€ние на стоимость объекта;
- местоположение объекта;
- установленные дл€ объекта оценки ресурсы - до списани€ (технические ресурсы), назначенные ресурсы, назначенные и гарантийные ресурсы до первого ремонта и межремонтные, данные о продлении ресурсов и другие необходимые дл€ целей оценки параметры, установленные дл€ оцениваемого объекта соответствующими актами, зафиксированными в формул€рах, паспортах и т.п. документах;
- наработка летательного аппарата и его оцениваемых отдельно элементов (с начала эксплуатации и после последнего ремонта);
- остатки ресурсов до ремонта (с учетом продлени€);
- данные о соблюдении регламентов технического обслуживани€ и ремонтов;
- данные о проведенных ремонтах;
- данные о последних проведенных формах технического обслуживани€ и работах по хранению;
- комплектность объекта;
- перечень сн€тых агрегатов и узлов;
- перечень неисправностей агрегатов и узлов;
- фактическое техническое состо€ние объекта;
- рекомендации по дальнейшему использованию объекта, необходимым ремонтно-восстановительным работам и, в случае необходимости, прогноз сроков службы объекта.

¬ заключении акта должен содержатьс€ вывод о возможности дальнейшей эксплуатации объекта и необходимых меропри€ти€х по восстановлению работоспособности неисправных, выработавших межремонтные ресурсы, наход€щихс€ на хранении или консервации объектов.

6.10. ’арактеристики экологического воздействи€. ”читываютс€ характеристики летательного аппарата и действующие ограничени€ по шуму на местности, эмиссии вредных веществ в окружающую среду в результате работы двигателей, по —¬„- излучени€м, наличие в топливе токсичных веществ и возможность их попадани€ в окружающую среду в процессе нормальной эксплуатации или катастрофы и т.п.

6.11. –егламентированные законами и другими нормативными актами правовые, организационные и экономические основы эксплуатации летательных аппаратов, оказывающие существенное воздействие на стоимость.

- ƒокументаци€, разрешающа€ допуск летательных аппаратов к эксплуатации. (ƒл€ гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов - сертификаты типа, сертификаты летной годности (удостоверение о годности к полетам) или эквивалентный сертификату летной годности документ, свидетельство о государственной регистрации (учете) и т.п. √ражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в –оссийскую ‘едерацию дл€ эксплуатации, проход€т сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.). ¬ случае отсутстви€ соответствующего допуска должны быть представлены данные по затратам финансовых средств и времени на его получение. (—ертификаци€, лицензирование, государственна€ регистраци€ , учет и т.п. производитс€, как правило, на возмездной основе и может существенно вли€ть на оценку стоимости).

- ƒействующие и планируемые к введению экологические нормативы, запрещающие или ограничивающие эксплуатацию летательных аппаратов на соответствующей территории.

- ƒействующие и планируемые к введению ограничени€, обеспечивающие безопасность полетов, в том числе безопасность управлени€ воздушным движением и т.п.

6.12. ’арактеристики рынка летательных аппаратов. ”читываютс€ состо€ние производства, первичного и вторичного рынка оцениваемого летательного аппарата и его аналогов, рынок аренды оцениваемого летательного аппарата, а также действующие государственные ограничени€ на продажу отдельных специальных видов летательных аппаратов, их элементов и технологий.

7.“иповые методы оценки, анализа и оформлени€ результатов оценки

7.1. ¬иды стоимости. ¬ зависимости от цели оценки определ€ют следующие виды стоимости: рыночную, инвестиционную, ликвидационную, страховую, утилизационную, стоимость дл€ налогообложени€, залоговую, металлолома (скрапа) и др.

7.2. —пособы (подходы) оценки. ѕри оценке летательных аппаратов могут использоватьс€ подходы: затратный, сравнительного анализа продаж и доходный.

7.3. «атратный подход. ѕри использовании затратного подхода стоимость объекта определ€етс€ издержками на его создание, приобретение, пуск в эксплуатацию, изменение и утилизацию, с учетом всех видов износа.

ќсновой дл€ оценки стоимости €вл€етс€:

восстановительна€ стоимость - стоимость воспроизводства копии летательного аппарата или его элемента в ценах на дату оценки; стоимость замещени€ - стоимость аналога объекта оценки в ценах на дату оценки.

остаточна€ стоимость - определ€етс€ вычитани€ всех видов износа из восстановительной стоимости объекта или восстановительной стоимости аналога.

ѕри оценке летательных аппаратов могут реализоватьс€ следующие методы:

- сравнительной стоимости единицы (целостной оценки);
- стоимости укрупнЄнных элементов (оценки по част€м).

7.3.1. ќпределение восстановительной стоимости. ¬осстановительна€ стоимость дл€ серийно выпускаемых в момент оценки летательных аппаратов или их элементов - стоимость изготовлени€ нового летательного аппарата (элемента), тип и характеристики которого полностью совпадают с оцениваемым объектом.

ƒл€ летательных аппаратов (или их элементов), серийный выпуск которых на дату оценки прекращен, за основу, как правило, принимаетс€ восстановительна€ стоимость аналога - минимальна€ стоимость изготовлени€ (в текущих ценах) аналогичного нового летательного аппарата (элемента), максимально близкого к рассматриваемому по всем функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам, существенным с точки зрени€ его насто€щего использовани€. “ребование минимизации стоимости означает выбор в качестве замещающего не любого, а минимально достаточного по своим характеристикам аналога.

ќпределение восстановительной стоимости объекта затратным способом может проводитьс€ методами:

- сравнени€ с отпускными ценами (ценами предложени€) предпри€ти€- изготовител€;
- количественного анализа (калькул€ции затрат);
- анализа и актуализаци€ имеющейс€ калькул€ции;
- расчет по укрупненным нормативам.

ѕримечание. ƒл€ современных сложных летательных аппаратов, выпускаемых многопрофильными авиационно-космическими комплексами, весьма затруднено применение методов количественного анализа, актуализации калькул€ции, и расчет по укрупненным нормативам с использованием ресурсно-технологических моделей. ќни могут использоватьс€ дл€ достаточно простых летательных аппаратов. ƒл€ определени€ стоимости воспроизводства современных сложных летательных аппаратов в основном используетс€ информаци€ по ценам предложени€ заводов-изготовителей.

7.3.2. ќпределение износа летательного аппарата.

ѕри затратном способе определени€ стоимости необходимо учитывать величину физического, функционального и внешнего износа.

ѕо возможности восстановлени€ утраченных потребительских свойств износ подраздел€ют на устранимый и неустранимый.

Ќеустранимый износ соответствует недостаткам , исправление которых в насто€щее врем€ практически невозможно или экономически нецелесообразно.

”странимый износ измер€етс€ стоимостью его устранени€.

7.3.2.1. ‘изический износ летательного аппарата - обесценение, св€занное с со снижением его работоспособности и надежности в результате как естественного физического старени€, так и вли€ни€ внешних неблагопри€тных факторов.

ѕо форме про€влени€ износ подраздел€етс€ на технический, выражающийс€ в снижении (по сравнению с нормативным , паспортным уровнем) фактических значений технико-экономических параметров, и конструктивный, под которым понимаетс€ нарастание конструктивной усталости основных узлов и деталей, повышающих веро€тность аварийных отказов, а также снижение защитных свойств внешних покрытий.

—тепень физического износа определ€етс€ следующими методами.

- ћетод наблюдени€ - точный метод определени€ износа, основанные на изучении соответствующих объектов, их испытани€х, оценке реального износа важнейших узлов и агрегатов средствами объективного контрол€ и т.п. —тепень реального физического износа объекта оценки определ€етс€ как средн€€ из износа важнейших его узлов и агрегатов , взвешенна€ по их доле в общей первоначальной или восстановительной стоимости. ћетод наблюдени€ в наибольшей степени применим дл€ определени€ обесценени€ в результате физического износа летательных аппаратов, техническое обслуживание и ремонт которых осуществл€етс€ Упо состо€ниюФ.

- ѕр€мые методы - методы определени€ степени износа по потребным затратам на восстановление (ремонт), исход€ из фактической и нормативной наработки, по степени снижени€ потребительских свойств или технических характеристик в пределах от нормативных до предельно допустимых значений.

- ћетод эффективного возраста - косвенный метод, основанный на сравнении нормативного и оставшегос€ срока службы. ¬ наибольшей степени применим при планово-предупредительной системе технического обслуживани€ и ремонта летательных аппаратов.

ѕри определении физического износа летательного аппарата необходимо учитывать следующие особенности объекта оценки.

1) —охранение основных летно-технических характеристик от момента выпуска до списани€ на заданном уровне.

2) —охранение от момента выпуска до списани€ безопасности полетов, работоспособности и надежности на уровне не ниже заданного технической документацией, подтверждающей летную годность дл€ рассматриваемого типа и экземпл€ра летательного аппарата.

3) Ћюбой физический износ элементов летательного аппарата, привод€щий к нарушению требовани€ п.п. 1 и 2, должен оперативно устран€тьс€ системой технического обслуживани€ и ремонта (в первую очередь за счет замены отказавших элементов в процессе предполетного и послеполетного технического обслуживани€) дл€ поддержани€ посто€нного уровн€ работоспособности летательного аппарата в целом независимо от уровн€ работоспособности и физического износа его отдельных элементов.

4) ќпределение степени конструктивного износа наиболее нагруженных несъемных узлов планера и двигателей, их ремонт или замена производитс€ в процессе специальных форм технического обслуживани€ и ремонта, в том числе капитального.

5) ¬ процессе капитального ремонта летательного аппарата (элемента), как правило, обеспечиваетс€ не полное, а частичное устранение физического (в том числе и конструктивного) износа, что определ€ет ограничение долговечности (сроков службы).

6) ¬ соответствии с п.п. 1-5 основные летно-технические характеристики и основные потребительские свойства летательного аппарата поддерживаютс€ на заданном уровне от выпуска до списани€, поэтому обесценение - неустранимый физический износ по наработке определ€етс€ в основном сокращением возможной наработки за срок остающейс€ полезной жизни.

7) Ёлементы летательного аппарата, имеющие модульную конструкцию (обеспечивающую возможность оперативной замены в процессе предполетной подготовки отказавших модулей без сн€ти€ с эксплуатации основного элемента), должны удовлетвор€ть услови€м, аналогичным п.п. 1-4 дл€ летательный аппарат в целом. ѕоэтому на них полностью распростран€етс€ вывод, аналогичный п.п. 6 - неустранимый физический износ по наработке определ€етс€ в основном сокращением возможной наработки за срок остающейс€ полезной жизни.

8) Ёлементы (агрегаты) летательного аппарата, имеющие немодульную конструкцию, должны удовлетвор€ть услови€м, аналогичным п.п. 1,2,4,5), но не соответствуют услови€м п.п.3), т.к. в случае отказа или выработки межремонтных ресурсов производитс€ сн€тие их с эксплуатации на летательном аппарате дл€ проведени€ ремонта. ¬ случае, если с увеличением наработки в результате физического износа увеличиваетс€ интенсивность отказов, происходит увеличение времени нахождени€ агрегата в ремонте и стоимость ремонта. ѕоэтому обесценение агрегатов в результате неустранимого физического износа по наработке определ€етс€ не только за счет сокращени€ возможной наработки за срок остающейс€ полезной жизни, ни и за счет дополнительного ухудшени€ потребительских свойств - уровн€ безотказности работы и стоимости ремонта.

9) ¬ процессе капитального ремонта конструкции основных элементов (агрегатов) летательного аппарата, как правило, происходит неустранимое ухудшение уровн€ их безотказности , что приводит к дополнительному физическому неустранимому износу в результате ремонтного воздействи€.

10) ѕланово-предупредительна€ система технического обслуживани€ и ремонта летательных аппаратов (элементов) предусматривает регламентированную периодичность и объем форм технического обслуживани€ и ремонта, а также нормативно установленную долговечность (срок службы) до списани€.

11) —истема эксплуатации летательных аппаратов Упо состо€ниюФ не имеет директивно установленных периодов технического обслуживани€ и ремонта, а также ограничений общего срока службы; устранение физического износа в процессе технического обслуживани€ и ремонта производитс€, в основном, в случае превышени€ измеренной фактической степени технического износа допустимого уровн€, установленного дл€ конкретного агрегата; эксплуатаци€ производитс€ до тех пор, пока это технически возможно и экономически целесообразно.


ѕример 1. “ипова€ методика определени€ физического износа летательного аппарата и эго элементов методом Уэффективного возрастаФ при планово- предупредительной системе технического обслуживани€ и ремонта.

—тепень неустранимого физического износа определ€етс€ по зависимости:

Fn = (NL - RL )/ NL = EA/ (EA + RL) (1)

где:
Fn - степень неустранимого физического износа;
NL - продолжительность экономической жизни (срок службы, долговечность);
RL - срок остающейс€ полезной жизни;
EA - эффективный возраст.

‘изический износ летательного аппарата в процессе нормальной эксплуатации в основном определ€етс€ наработкой в полете и на земле, а также завис€щими от календарного времени процессами старени€ и коррозии материалов.

—рок службы при планово-предупредительной системе технического обслуживани€ и ремонта дл€ каждого из указанных в п.п.3 насто€щего стандарта параметров наработки и календарного срока службы определ€етс€ максимальным значением из двух величин: технического и назначенного ресурса.

—рок остающейс€ полезной жизни определ€етс€ оцененным остаточным ресурсом до списани€.

ќпределение эффективного возраста практически сводитс€ к определению срока службы, оценке остающегос€ срока полезной жизни и расчету их разности.

ƒл€ удовлетвор€ющих услови€м п.п. 1-4) и выводам п.п.6,7) летательным аппаратам и их элементам (к которым относ€тс€: - летательный аппарат в целом):

- основной долгоживущий элемент, определ€ющего функционирование и срок службы летательного аппарата, (например, планер самолета, включающего в себ€ стоимость всех узлов и агрегатов за исключением оцениваемых отдельно короткоживущих элементов), -оцениваемые отдельно короткоживущие элементы (например, двигатели), имеющие модульную конструкцию), методика базируетс€ на следующих положени€х.

1. Ёффективный срок службы по наработке строго совпадает с отраженной в документации фактической наработкой с момента выпуска, а срок остающейс€ полезной жизни и степень неустранимого физического износа определ€ютс€ по зависимост€м:

RL i = NL i - A i (2)

Fn i = A i / NL i (3)

где:
A - фактическа€ наработка с момента выпуска летательного аппарата,
i - индекс показател€ наработки (дл€ налета часов - i=1, дл€ количества полетов - i=2 и т.п.).

ќстальные обозначени€ совпадают с обозначени€ми зависимости (1).

2. ѕри оценке степени неустранимого физического износа по календарному времени срок остающейс€ полезной жизни оцениваетс€ с учетом возможной наработки каждого из ограничивающих срок службы ресурсов за остающеес€ календарное врем€. —рок остающейс€ полезной жизни и степень износа рассчитываютс€ по следующим зависимост€м:

RLk i = max{ NLk - Ak - Tm, NLk ( NLk - Ak - Tm) R i / NL i } (4)

Fnk i = max{ 0, 1 - RLk i / NLk } (5)

где:
RLk i - срок остающейс€ полезной жизни по календарному времени, определенный с учетом возможной наработки ресурса с индексом i за остающеес€ до списани€ календарное врем€;
Fnk i - степень неустранимого физического износа по календарному времени, определенна€ с учетом возможной наработки ресурса с индексом i;
NLk - продолжительность экономической жизни (срок службы) по календарному времени;
Ak - календарное врем€ с момента выпуска;
Tm - календарное врем€, необходимое дл€ совершени€ акта передачи прав собственности, подготовки к эксплуатации, а также оформлени€ свидетельства эксплуатанта (или аналогичного документа) при смене собственника (при определении стоимости в пользовании без передачи прав собственности Tm = 0);
Ri - наработка ресурса с индексом i в единицу календарного времени (годовой налет часов, количество полетов, включений двигателей за год и т.п.), технически возможна€ и реально осуществима€ в услови€х эксплуатации (с учетом принципа наилучшего и наиболее эффективного использовани€).

«а расчетное значение степени неустранимого физического износа - Fnr принимаетс€ максимальное значение

Fnr = max { Fn i , Fnk i : i = 1,..., n } (6)

ƒл€ удовлетвор€ющих услови€м п.п. 1,2,4,5) и выводам п.п.8) элементов летательных аппаратов расчет степени неустранимого физического износа отдельных агрегатов и комплектующих изделий может производитьс€ по каждому виду наработки и календарному времени по общей зависимости (1) с оценкой отличи€ эффективного возраста от фактического по специальным модел€м, учитывающим технические особенности оцениваемого агрегата, а также статистические данные по изменению безотказности и стоимости ремонтов.

Ќапример , дл€ двигателей может использоватьс€ зависимость типа

Fn i = (A i / NL i ) N + Fr ( A i , OMr i ) (7)

где:
A - фактическа€ наработка с момента выпуска двигател€,
i - индекс показател€ наработки (дл€ часов работы - i=1, дл€ количества циклов - i=2, дл€ календарного срока службы - i=3 и т.п.),
N - показатель степени (1? N),
Fr ( A i , OMr i ) - степень дополнительного неустранимого физического износа в результате ремонтного воздействи€,
OMr j i - значение остатка межремонтного ресурса с индексом i.

¬ качестве расчетной степени износа принимаетс€ максимальное значение по i.

Ќеустранимый физический износ определ€етс€ произведением восстановительной стоимости на степень неустранимого износа.

”странимый физический износ включает "стоимость устранени€", а также насто€щую стоимость отложенного планового капитального ремонта.

—тоимость устранени€ - затраты, которые потребовались бы на замену или ремонт неисправностей до состо€ни€, при котором обесценение узлов и агрегатов определ€лось бы только неустранимым износом. —тоимость устранени€ конструктивно-производственных дефектов в течение действи€ распростран€ющегос€ на рассматриваемый дефект гарантированного ресурса не включаетс€ в устранимый износ, т.к. должно устран€тьс€ за счет предпри€ти€ -изготовител€ (поставщика).

Ќасто€ща€ стоимость отложенного планового капитального ремонта работоспособных на момент оценки агрегатов и узлов рассчитываетс€ по зависимост€м:

ADu = ? (Su j + Cr j (max {( Mr j i - OMr j i) / ( Mr j i (1 + I ) T j i ) : i = 1,...,n })) (8)

T j i = OMr j i / R j i (9)

где:
ADu - устранимый физический износ;
Su j - стоимость устранени€ неисправностей агрегата с индексом j;
Cr j - стоимость планового капитального ремонта агрегата с индексом j;
Mr j i - значение межремонтного ресурса с индексом i агрегата с индексом j;
OMr j i - значение остатка ресурса до ремонта с индексом i агрегата с индексом j;
I - норма дисконтировани€;
T j i - расчетное значение интервала времени до планового капитального ремонта агрегата с индексом j , определенное по остатку ресурса с индексом i до ремонта;
R j i - наработка агрегата с индексом j ресурса с индексом i в единицу календарного времени.

¬ случае, если остаток срока службы до списани€ меньше установленного межремонтного ресурса, то последующий капитальный ремонт не планируетс€ и его стоимость не должна включатьс€ в устранимый износ.

ѕримечание. ќписанна€ выше методика определени€ физического износа может использоватьс€ при системе эксплуатации летательных аппаратов "по состо€нию". ѕри этом дл€ сроков службы до списани€, остатка ресурсов до ремонта и стоимости планового ремонта вместо регламентированных значений необходимо использовать прогнозные статистические данные, например, математические ожидани€ величин соответствующих параметров, вход€щих в зависимости (1)-(9).

¬ зависимости от специфики летательного аппарата и целей оценки расчет физического износа может производитьс€:

- дл€ летательного аппарата в целом по характеристикам ресурсов основного долгоживущего элемента, определ€ющего функционирование и срок службы летательного аппарата (например, планера самолета);

- по укрупненным элементам: дл€ основного долгоживущего элемента (включающего в себ€ стоимость всех узлов и агрегатов за исключением оцениваемых отдельно элементов) и дл€ оцениваемых отдельно короткоживущих элементов (например, двигателей);

- поэлементный расчет дл€ агрегатов, узлов, оборудовани€ и т.п. (например при определении утилизационной стоимости летательного аппарата в целом или стоимости элементов списанного летательного аппарата, которые предназначены дл€ использовани€ в качестве запасных частей и расходуемых материалов).

ѕри оценке физического износа летательного аппарата в целом и при укрупненном учете физического износа по нескольким основным элементам, степень физического износа значительной части дорогосто€щих агрегатов и оборудовани€ определ€етс€ ресурсами и наработкой основного, включающего их элемента (например, планера самолета).  роме того, не учитываетс€ стоимость металлолома и скрапа.

ѕри умеренных степен€х износа летательного аппарата (основного элемента) вызванна€ этим погрешность не €вл€етс€ значимой дл€ оценки. ¬ случае, если объект оценки или аналог близки к списанию, необходим более детальный учет физического износа годных к дальнейшей эксплуатации элементов и стоимости металлолома (скрапа) списываемых элементов, агрегатов и оборудовани€.

‘изический износ летательного аппарата определ€етс€ суммой неустранимого и устранимого физического износов всех оцениваемых элементов.

ќтношение суммарного физического износа к полной восстановительной стоимости объекта определ€ет степень физического износа - F.

7.3.2.2. ‘ункциональный износ - потер€ стоимости, вызванна€ по€влением либо более дешевых (по всей совокупности затрат как инвестиционных , так и эксплуатационных) летательных аппаратов или других транспортных средств.   функциональному износу относ€т также потерю стоимости в результате несоответстви€ характеристик рассматриваемого летательного аппарата современным общим и региональным стандартам или требовани€м по обеспечению безопасности полетов, экологическим ограничени€м, требовани€м рынка по комфорту и качеству обслуживани€ пассажиров и т.п.

ƒл€ целей анализа считаетс€, что функциональный износ вызываетс€:

- недостатками, требующими дл€ их устранени€ добавлени€ элементов;
- недостатками, требующими дл€ их устранени€ замены или модернизации элементов.
”странимый функциональный износ измер€етс€ стоимостью его устранени€ за счет конструктивных доработок летательного аппарата, разрешенных действующей документацией, бюллетен€ми по доработке и т.п.

  требующих дополнени€ элементам, относитс€ оборудование и агрегаты, которых нет в существующем летательном аппарате и без которых он несоответствует современным требовани€м стандартов или рынка и поэтому может эксплуатироватьс€ лишь с существенными ограничени€ми.  оличественным измерителем функционального износа считаетс€ разность в полной стоимости установки соответствующего оборудовани€ на оцениваемый летательный аппарат и установки этого или аналогичного оборудовани€ при серийном производстве летательного аппарата, прин€того за аналог дл€ определени€ стоимости замещени€.

  требующим замены или модернизации элементам, относ€тс€ оборудование , агрегаты и узлы, которые еще выполн€ют свои функции, но уже не соответствуют современным стандартам и требовани€м рынка. ¬ этом случае функциональный износ определ€етс€ как сумма стоимости нового оборудовани€ за вычетом стоимости существующего оборудовани€ (с учетом его физического износа и возможности его дальнейшего использовани€ на других объектах), полной стоимости монтажа модернизированного и демонтажа существующего оборудовани€.

Ќеустранимый функциональный износ соответствует недостаткам , исправление которых в насто€щее врем€ практически невозможно или экономически нецелесообразно.

Ќаиболее общим и обоснованным дл€ определени€ неустранимого функционального износа €вл€етс€ метод капитализации потери дохода или увеличени€ затрат (в том числе инвестиционных) за врем€ функционировани€ оцениваемого летательного аппарата от моменты оценки до списани€.

ќсновной задачей при расчете функционального износа €вл€етс€ учет существенных улучшений в летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристиках аналога по сравнению с оцениваемым летательным аппаратом, которые не могут быть устранены модернизацией по техническим или экономическим соображени€м. ќбщим методическим подходом к ее решению €вл€етс€ оценка различий в расчетной (приведенной к одинаковым услови€м) производительности, и в сроках службы оцениваемого летательного аппарата и аналога, определ€ющих величину инвестиций, необходимых дл€ выполнени€ того же объема работы (достижени€ заданной цели операции), а также потери прибыли за счет разницы в эксплуатационных расходах за врем€ экономической жизни.


ѕример 2. “ипова€ методика определени€ неустранимого функционального износа пассажирского самолета.

ƒл€ оценки неустранимого функционального обесценени€ пассажирских самолетов вследствие отличи€ основных летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик от аналогов могут использоватьс€ зависимости

ADvn = CNb((1- NcKc/(NbKb) (Vc/Vb)a (Hc/Hb)b)+ Vn(1- NLc/NLb Hb/Hc))+(1-Vn) Do/ I (10)

Vn = 1 / (1+I) NLc / Hc (11)

Do = Hc ( Chc - Chb NcVcKc / (NbVbKb)) (1-Np) (12)

где:
ADvn - функциональное обесценение пассажирских самолетов вследствие различий основных характеристик по сравнению с аналогом;

CNb - цена аналога;

Nb,Nc - пассажировместимости аналога и оцениваемого самолета , соответсвенно, при аналогичных компоновках пассажирской кабины;

Kb,Kc - коэффициенты зан€тости кресел аналога и самолета;

Vb,Vc - крейсерские скорости аналога и оцениваемого самолета, соответсвенно;

Hb,Hc - налеты часов в год аналога и оцениваемого самолета;

a, b - показатели степени, учитывающие вли€ние различий в крейсер ских скорост€х и годовых налетах часов (завис€т от типа самолета);

NLc - экономическа€ жизнь самолета в часах налета;

NLb - экономическа€ жизнь аналога в часах налета;

Chb,Chc- стоимости летного часа аналога и оцениваемого самолета;

Vn - насто€ща€ стоимость денежной единицы в конце экономической жизни оцениваемого самолета;

I - норма дисконтировани€;

Do - потер€ прибыли за год;

Np - ставка налога на прибыль.


ќтношение суммы неустранимого и устранимого функционального износов к полной восстановительной стоимости летательного аппарата определ€ет степень физического износа - V.

7.3.2.3. ¬нешний износ - обесценение летательного аппарата в результате изменени€ внешней экономической ситуации (рыночных, законодательных, финансовых условий и т.п.).

ќпределение внешнего износа производитс€ двум€ методами:

- сравнение продаж подобных объектов при наличии и без внешних воздействий,
- капитализаци€ потери дохода (увеличени€ расхода), относ€щегос€ к внешнему воздействию.

ћетод капитализации потери дохода или прибыли требует определени€ факторов, вли€ющих на стоимость, и характеристик их изменени€ под действием внешних условий.  оличественна€ оценка внешнего износа сводитс€ к определению насто€щей стоимости потери дохода за период времени от момента оценки до прекращени€ эксплуатации летательного аппарата.

  дополнительному виду внешнего износа относитс€ обесценение в результате перехода летательного аппарата с первичного на вторичный рынок.

—уммарное обесценение в результате внешних воздействий определ€ет величину внешнего износа.

ќтношение внешнего износа к восстановительной стоимости определ€ет степень внешнего износа - ≈ .

7.3.3. ќстаточна€ стоимость летательного аппарата (элемента) определ€етс€ по восстановительной стоимости копии объекта оценки или его аналога с учетом всех видов износа.

ѕример 3. “ипова€ методика определени€ остаточной стоимости.

ќпределение остаточной стоимости по восстановительной стоимости копии объекта оценки производитс€ по зависимост€м:

—D = CNс ( 1 - S ) (11)

S = 1 - ( 1 - V ) ( 1 - E ) ( 1 - F ) (12)

где:
—D - остаточна€ стоимость;
CNс - восстановительна€ стоимость копии объекта оценки;
S - степень совокупного износа;
F,V,E - выраженные в дол€х степени физического, функционального и экономического износа, полученные делением соответствующих видов износа на восстановительную стоимость копии объекта оценки - CNс.

ќпределение остаточной стоимости летательного аппарата по восстановительной стоимости аналога производитс€ следующим образом.

¬ случае расчета физического износа объекта оценки в целом (без раздельного учета износа основных долгоживущих и короткоживущих элементов) определение остаточной стоимости производитс€ аналогично зависимост€м (11), (12):

—D = CNb ( 1 - S ) (13)

S = 1 - ( 1 - V ) ( 1 - E ) ( 1 - F ) (14)

где:
CNb - восстановительна€ стоимость аналога объекта оценки;
S - степень совокупного износа;
F,V,E - выраженные в дол€х степени физического, функционального и экономического обесценени€, полученные делением соответствующих видов износа на восстановительную стоимость аналога объекта оценки - CNb.

¬ случае расчета физического износа объекта методом поэлементного учета износа основных долгоживущих и короткоживущих элементов определение остаточной стоимости производитс€ по зависимост€м:

—D = CN ( 1 - S1 ) (15)

CN = CNb - ADVb = CNb ( 1 - ADVb / CNb ) (16)

S1 = 1 - ( 1 - V1 ) ( 1 - E1 ) ( 1 - F1 ) (17)

где:
ADVb - функциональный износ объекта оценки относительно аналога;
CN - расчетна€ восстановительна€ стоимость объекта оценки;
S1 - степень совокупного износа;
V1 - выраженна€ в дол€х степень функционального износа аналога относительно современных требований рынка, полученна€ деление соответствующего вида износа на расчетную восстановительную стоимость;
F1, E1 - выраженные в дол€х степени физического и экономического износа, полученные делением соответствующих видов износа на расчетную восстановительную стоимость - CN.


7.4. ћетод сравнени€ продаж

ћетод сравнени€ продаж основан на анализе данных о купле-продаже и предложени€х по летательным аппаратам, аналогичным оцениваемому объекту.

ѕримен€ютс€ методы:

- пр€мого сравнени€ с близким аналогом;
- статистического моделировани€ цены.
ѕри применении метода пр€мого сравнени€ с аналогом выполн€ютс€ корректировки продажной цены объекта сравнени€ по следующим позици€м.

1.ѕрава собственности. ”читываютс€ ограничени€ на права собственности.

2.”слови€ финансировани€. ”читываютс€ услови€ расчетов, которые вли€ют на стоимость объекта.

3. ”слови€ продажи.  орректировка на услови€ продажи отражает нетипичные дл€ рынка отношени€ между продавцом и покупателем.

4. —осто€ние рынка.  орректировка на состо€ние рынка учитывает изменение рыночных условий, происход€щих с течением времени: инфл€цию, дефл€цию, изменение налогового законодательства, изменени€ в предложении и спросе и т.п.

ќдним из существенных факторов €вл€етс€ снижение цен при переходе объекта на вторичный рынок.

—нижению цен может способствовать также экономический кризис, определ€ющий спад спроса на перевозки.

5. ‘изические характеристики. ѕрактически всегда объекты сравнени€ имеют различные физические характеристики: летно-технические, назначенный ресурс, наработка с начала эксплуатации и после ремонта, наличие дополнительного оборудовани€, расшир€ющего функциональные возможности и т.п.

ѕеречень основных физических характеристик, которые следует учитывать при корректировке цены продажи, определ€етс€ спецификой летательного аппарата, соответствием объекта оценки и аналога действующим и планируемым к введению в ближайшее врем€ ограничени€м, стандартам и нормативам и т.п.

6. Ёкономические характеристики.   экономическим характеристикам относ€т те , которые вли€ют на величину чистого текущего дохода - стоимость летного часа и его составл€ющие, услови€ и сроки аренды и т.п.

7. »спользование. ѕри выборе объектов сравнени€ следует отказатьс€ от тех, которые после продажи используютс€ не так , как объект оценки.

8.  омпоненты стоимости, не св€занные с летательным аппаратом. —тоимость оборудовани€, не св€занного с летательным аппаратом, должна учитыватьс€ отдельно и выдел€тьс€ из стоимости объектов оценки и сравнени€.

—пецифика применени€ метода пр€мого сравнени€ продаж дл€ оценки летательных аппаратов св€зана с учетом особенностей рынка, использованием зависимостей (1)-(9) дл€ корректировок по физическому износу, элементов зависимостей (10)-(12) дл€ корректировок стоимости аналогов по основным летно-техническим, эксплуатационным и экономическим характеристикам, а также методик, аналогичных методикам определени€ функционального износа дл€ корректировки цен продаж при различии состава оборудовани€ оцениваемого летательного аппарата и аналога.

ѕри проведении корректировки цены продажи по степени физического износа объекта оценки и аналога, определенных по зависимост€м (1)-(9), следует учитывать, что стоимость продажи летательного аппарата, имеющего значительную степенью износа, может определ€тьс€ как потребительной стоимостью его использовани€ по пр€мому назначению, так и утилизационной стоимостью.

ѕри оценке физического износа летательного аппарата в целом и при укрупненном учете физического износа по нескольким основным элементам, степень физического износа значительной части дорогосто€щих агрегатов и оборудовани€ определ€етс€ ресурсами и наработкой основного, включающего их элемента (например, планера самолета).  роме того, не учитываетс€ стоимость металлолома и скрапа.


ѕример 4. “ипова€ методика корректировки стоимости продажи по степен€м физического износа объекта оценки и аналога при необходимости учета утилизационных стоимостей объекта оценки и аналога.

—тоимость объекта оценки методом пр€мого сравнени€ продаж определ€етс€ по зависимости

Co = ( Cb - Ub ) ( 1- Fo) / (1- Fb) + Uo (18)

где:
Co - стоимость объекта оценки;
Cb - стоимость продажи аналога;
Ub - часть утилизационной стоимости аналога, не учтенна€ при определении степени физического износа аналога;
Uo - часть утилизационной стоимости объекта оценки, не учтенна€ при определении степени физического износа объекта;
Fo - степень физического износа объекта;
Fb - степень физического износа аналога.

ћетод статистического моделировани€ цены примен€етс€ при отсутствии пр€мых аналогов. ѕрименение коррел€ционно-регрессионного анализа стоимостей продаж летательных аппаратов позвол€ют вы€вить главные (статистически значимые) параметры и разработать зависимости дл€ определени€ стоимости объекта.

7.5. ƒоходный подход базируетс€ на оценке ожиданий инвестора и расчете текущей (дисконтированной) стоимости экономических выгод, ожидаемых от владени€ оцениваемыми активами.

 апитализаци€ дохода может производитьс€ двум€ методами.

ћетод пр€мой капитализации переводит годовой доход в стоимость путем умножени€ годового дохода на ставку капитализации.

ћетод капитализации по норме отдачи переводит будущие выгоды в насто€щую стоимость путем дисконтировани€ каждой будущей выгоды соответствующей нормой отдачи дл€ отражени€ последовательности поступлени€ доходов, изменени€ стоимости имущества и дохода, а также самой нормы отдачи.

ќсновным €вл€етс€ метод капитализации по норме отдачи.

ќценка включает следующие основные этапы.

7.5.1. —бор и анализ информации по реальным расходам и доходам от эксплуатации рассматриваемого типа летательного аппарата за предшествующий дате оценки период с использованием принципа наилучшего и наиболее эффективного использовани€.

7.5.2. –азработка реконструированного отчета о доходах на основе данных бухгалтерского учета - чистой операционной прибыли и рыночных данных. ƒл€ определени€ чистого операционного дохода , примен€емого дл€ целей оценки, из бухгалтерских отчетов должны быть исключены следующие статьи:

- расходы , св€занные с бизнесом (не св€занные со стоимостью летательного аппарата);
- бухгалтерска€ амортизаци€;
- корпоративные затраты ( выплаты дивидендов и т.п.);
- капиталовложени€ и расходы на капитальный ремонт.

7.5.3. ¬ыбор метода оценки. ¬ случае наличи€ статистических данных об удельных операционных расходах (например, стоимость летного часа, стоимость запуска и т.п.), учитывающих все относ€щиес€ к оцениваемому летательному аппарату расходы на наземный комплекс, производитс€ расчет стоимости одного летательного аппарата с учетом стоимости комплектующих изделий, предусмотренных регламентами дл€ обеспечени€ эксплуатации.

»наче используетс€ метод остатка с учетом отдельных факторов образовани€ дохода дл€ основных, вход€щих в систему эксплуатации летательного аппарата элементов.

7.5.4. –азработка прогноза изменени€ доходов, расходов, стоимости собственности и ожидаемой нормы отдачи за период предполагаемого владени€ оцениваемым имуществом.

ѕри этом должны учитыватьс€ следующие данные.

- ћакро- и микроэкономических прогнозы общей и структурной инфл€ции, развити€ экономики и транспорта, спроса и предложени€ на работу , выполн€емую оцениваемым объектом, изменени€ структуры операционных расходов, системы налогообложени€ и т.п.

- ѕрогнозы изменени€ нормы процента и нормы отдачи , характеризующий риски на рассматриваемом сегменте рынка.

- ѕрогнозы отработки ресурса, времени ремонта и списани€ летательного аппарата и его основных короткоживущих элементов (на основании действующих регламентов технического обслуживани€ и ремонта), данных о технически возможных и реально осуществимых наработках в аналогичных услови€х эксплуатации, данных о снижении производительности в периоды ремонта и т.п.

- ѕрогнозы стоимости капитальных ремонтов, капиталовложений на приобретение короткоживущих элементов (взамен отработавших ресурсы).

- ƒанные о стоимости оборотного фонда комплектующих изделий и оборудовани€, необходимых дл€ обеспечени€ бесперебойной эксплуатации (например, резерва двигателей).

- ѕрогнозы реверсии - остаточной стоимости летательного аппарата (в случае прекращени€ проекта до его списани€) или утилизационной стоимости летательного аппарата в случае его списани€.

7.5.5. ќбоснование и выбор степени риска - нормы дисконтировани€.

7.5.6. ѕроведение расчетов стоимости летательного аппарата из услови€ равенства первоначальных инвестиций (цены летательного аппарата и стоимости оборотного фонда комплектующих изделий и оборудовани€) сумме дисконтированных денежных потоков с учетом реверсии.

8. ѕрин€тие решени€ об оценке стоимости летательного аппарата.

ѕроцесс прин€ти€ решени€ об оценке рыночной стоимости летательного аппарата не €вл€етс€ формальным актом и включает следующие основные этапы.

1. јнализ полноты и достоверности использованного дл€ каждого метода исходной информации.

2. –анжирование примененных методов оценки по критери€м:

- соответстви€ цели оценки,
- обеспеченности достоверной информацией,
- отличи€ основных параметров оцениваемого объекта от аналогов,
характеристики и стоимость которого используютс€ при оценке.

3. ќпределение ограничений оценки стоимости сверху и снизу.

4. —опоставление полученного диапазона стоимости с данными по оценке погрешностей метода оценки, а также с другими дополнительными данными.

5. ѕрин€тие экспертного решени€.

9. —одержание отчета об оценке

¬ отчете об оценке в соответствии со статьей 11 ‘едерального закона Уќб оценочной де€тельности в –оссийской ‘едерацииФ є 135-‘3 от 29 июл€ 1998г. должны быть указаны:

- дата составлени€ и пор€дковый номер отчета;
- основание дл€ проведени€ оценщиком оценки объекта оценки;
- юридический адрес оценщика и сведени€ о выданной ему лицензии на осуществление оценочной де€тельности по данному виду имущества;
- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансова€ стоимость данного объекта оценки;
- стандарты оценки дл€ определени€ соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использовани€ при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получени€, а также прин€тые при проведении оценки объекта оценки допущени€;
- последовательность определени€ стоимости объекта оценки и ее итогова€ величина, а также ограничени€ и пределы применени€ полученного результата;
- дата определени€ стоимости объекта оценки;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

—остав и форма соответствующих общим требовани€м указанного выше федерального закона данных и разделов отчета об оценке летательного аппарата содержатс€ в п.п. 6,7и 8 данного стандарта.

ќтчет может также содержать иные сведени€, €вл€ющиес€, по мнению оценщика, существенно важными дл€ полноты отражени€ примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

ѕример 5. —одержание типового отчета об оценке рыночной стоимости летательного аппарата.

 раткое изложение основных фактов и выводов

ќсновные предположени€ и лимитирующие услови€

—ведени€ об объекте оценки

1.ќпределение рыночной стоимости
2.ќбъем и этапы исследовани€
3.»стори€ объекта
4.ќписание объекта
5.’арактеристики рынка на дату оценки
6.ќпределение рыночной стоимости
6.1.«атратный метод
6.2.ћетод сравнени€ продаж
6.3.ћетод капитализации дохода
6.3.ѕрин€тие решени€ об оценке стоимости самолета

—ертификат рыночной стоимости

ѕриложени€


10. ”слови€ отступлени€ от стандарта

≈сли от оценщика требуетс€ выполнить задание не согласующеес€ с насто€щими —тандартами, он должен идти на это в том случае, если:

10.1. ќценщик установит, что результаты работы не смогут ввести в заблуждение клиента, пользователей отчетом или услугами ќценщика или общественность.

10.2. ќценщик поставит клиента в известность о том, что задание включает в себ€ специальные допущени€ или отступлени€ от стандартов, что должно быть полностью отражено в отчете и/или представлений третьей стороне, осуществл€емом ќценщиком в качестве результата работы.

10.3. ¬ качестве услови€ договора ќценщик выдвинет требование того, чтобы любой публикуемый документ со ссылкой на заключение ќценщика, содержал изложение всех допущений и отступлений от —тандартов.





реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты