Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х: –Ь–Х–Ф–Ш–Р–У–Р–Ы–Х–†–Х–ѓ
VRML- –Љ–Њ–і–µ–ї—М –°-37>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю


—анитарные правила и нормы —анѕиЌ 2.5.1.051-96 "”—Ћќ¬»я “–”ƒј » ќ“ƒџ’ј ƒЋя Ћ≈“Ќќ√ќ —ќ—“ј¬ј √–ј∆ƒјЌ— ќ… ј¬»ј÷»»"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

(ѕрекратил действие в св€зи с введением —анѕиЌ 2.5.1.2423-08 "√игиенические требовани€ к услови€м труда и отдыха дл€ летного состава гражданской авиации", утвержденные постановлением √лавного государственного санитарного врача –‘ от 27 окт€бр€ 2008†г. є†60)

—анитарные правила и нормы —анѕиЌ 2.5.1.051-96

"”—Ћќ¬»я “–”ƒј » ќ“ƒџ’ј ƒЋя Ћ≈“Ќќ√ќ —ќ—“ј¬ј √–ј∆ƒјЌ— ќ… ј¬»ј÷»»"

(утв. постановлением √оскомсанэпиднадзора –‘ от 19 марта 1996 г. N 7)

1. ќбщие положени€

2. Ќормативные ссылки

3. “ребовани€ к рабочим местам летного состава воздушных судов гражданской авиации

4. “ребовани€ к режимам труда и отдыха и медикопрофилактическому обеспечению летного состава

5. √осударственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль

ѕриложение 1 (об€зательное). ќптимальные параметры микроклимата дл€ кабин воздушных судов

ѕриложение 2 (об€зательное). ƒопустимые параметры микроклимата дл€ кабин воздушных судов

ѕриложение 3 (рекомендуемое). ћинимальный перечень веществ, рекомендуемых дл€ контрол€ в воздухе кабин воздушных судов на соответствие ѕƒ 

ѕриложение 4 (об€зательное). Ќормативные показатели ионизации воздушной среды кабин воздушных судов

ѕриложение 5 (об€зательное). ƒопустимые уровни звукового давлени€ звука и эквивалентные уровни звука дл€ рабочих мест летного состава воздушных судов

ѕриложение 6 (об€зательное). ƒопустимые уровни звукового давлени€ ультразвука на рабочих местах летного состава воздушных судов

ѕриложение 7 (об€зательное). ƒопустимые уровни инфразвукового давлени€ на рабочих местах летного состава воздушных судов

ѕриложение 8 (об€зательное). ”ровни общей вибрации в третьоктавных полосах частот на рабочих местах членов экипажей воздушных судов

ѕриложение 9 (об€зательное). ƒопустимые уровни энергетических нагрузок и напр€женности электрических полей от радиосв€зного оборудовани€

ѕриложение 10 (об€зательное). Ќормы освещенности на рабочих местах членов экипажа воздушных судов

ѕриложение 11 (справочное). Ѕиблиографические данные



1.1. —анитарные правила и нормы условий труда и отдыха дл€ летнего состава гражданской авиации (далее - —анитарные правила и нормы) определ€ют санитарно-гигиенические требовани€ к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов (далее - воздушные суда) и услови€м отдыха летного состава гражданской авиации.

1.2. Ќасто€щие —анитарные правила и нормы предназначены дл€ учреждений и организаций, осуществл€ющих:

- проектирование, изготовление отечественных и эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов;

- проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию помещений, предназначенных дл€ наземной работы и отдыха летного состава.

1.3. ”чреждени€ и организации, проектирующие и модернизирующие воздушные суда, должны представл€ть в органы и учреждени€ √оссанэпидслужбы проектную и иную документацию на гигиеническую экспертизу.

1.4. ¬вод в эксплуатацию воздушных судов, зданий и помещений, предназначенных дл€ работы и отдыха летного состава, должен осуществл€тьс€ при об€зательном участии представителей √осударственной санитарно-эпидемиологической службы –оссийской ‘едерации.

1.5. “ребовани€ насто€щих —анитарных правил и норм ввод€тс€ дл€ обеспечени€ условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также наход€щихс€ в эксплуатации при их модернизации.

1.5. ‘едеральные и отраслевые нормативно-методические документы в части регламентации и обеспечени€ санитарно-гигиенических требований к услови€м труда и отдыха летного состава гражданской авиации должны быть приведены в соответствие с насто€щими —анитарными правилами и нормами.


2.1. «акон –—‘—– "ќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€" от 19 апрел€ 1991 года.

2.2. "ѕоложение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденное постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 5 июн€ 1994 года, N 625.

2.3. –уководство "ќбщие требовани€ к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов" от 09 феврал€ 1994 года, N –1.1.004-94.


3.1. Ќормы микроклимата 3.2. Ќормы содержани€ химических веществ и аэроионный состав воздуха 3.3. Ќормы уровней звука, ультразвука, инфразвука и вибрации 3.4. Ќормы барометрического давлени€ 3.5. Ќормы электромагнитных излучений 3.6. »онизирующие излучени€ 3.7. Ќормы напр€женности электростатического пол€ 3.8. Ќормы освещенности 3.9. ќборудование кабины экипажа воздушных судов 3.10. √игиенические требовани€ к бортовым видеодисплейным терминалам (¬ƒ“)
3.1. Ќормы микроклимата

3.1.1. ¬ кабинах воздушных судов нормируютс€ следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительна€ влажность и скорость движени€ воздуха, а также - температура ограждающих поверхностей.

3.1.2. ќптимальные параметры микроклимата, обеспечивающие поддержание оптимального теплового состо€ни€ организма человека без напр€жени€ механизмов терморегул€ции, должны обеспечиватьс€ на проектируемых и реконструируемых воздушных судах с герметичными кабинами.

“емпература, относительна€ влажность и скорость движени€ воздуха на этапе горизонтального полета во всех ожидаемых услови€х эксплуатации должны соответствовать величинам, указанным в приложении 1.

3.1.3. ƒопустимые параметры микроклимата, вызывающие напр€жение механизмов терморегул€ции, не выход€щее за пределы физиологических приспособительных возможностей и при систематическом воздействии не привод€щее к нарушению состо€ни€ здоровь€, должны обеспечиватьс€ на эксплуатирующихс€ воздушных судах с герметичными кабинами и на проектируемых, стро€щихс€, реконструируемых и эксплуатирующихс€ судах с негерметичными кабинами (приложение 2).

3.1.4. “емпература ограждающих поверхностей, при соблюдении оптимальных норм микроклимата, не должна отличатьс€ от температуры воздуха более чем на 2∞—, а при обеспечении допустимых норм - более чем на 5∞—.

ѕредельна€ температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже +5∞— и выше +45∞—.

3.1.5. ѕерепад температур по высоте рабочей зоны допускаетс€ не более 3∞—, а по горизонтали - не более 4∞—.

3.2. Ќормы содержани€ химических веществ и аэроионный состав воздуха

3.2.1. —одержание вредных химических веществ и пыли в воздухе кабин воздушных судов, источниками которых могут быть горюче-смазочные материалы, гидравлические и другие специальные жидкости, лакокрасочные покрыти€, синтетические материалы элементов интерьера кабин, забортный воздух, человек и др., при различных типах используемых систем вентил€ции и кондиционировани€, в том числе и при частичной рециркул€ции в пассажирских кабинах, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

ѕри одновременном присутствии в воздухе кабин нескольких вредных веществ однонаправленного действи€ сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их ѕƒ  не должна превышать единицы.

ѕри одновременном содержании в воздухе вредных веществ разнонаправленного действи€ ѕƒ  остаютс€ такими же, как и при изолированном воздействии.

ћинимальный перечень веществ, рекомендуемых дл€ контрол€ в воздухе кабин воздушных судов, представлен в приложении 3.

3.2.2. ¬недрение в эксплуатацию новых горюче-смазочных и специальных жидкостей, декоративно-отделочных, лакокрасочных, клеющих и других материалов, предназначенных дл€ использовани€ на воздушных судах, допускаетс€ с разрешени€ органов и учреждений √оссанэпидслужбы –оссии.

3.2.3. —одержание углерода диоксида (—ќ2) в воздухе кабин воздушных судов не должно превышать 0,1%.

3.2.4. «апрещаетс€ применение систем рециркул€ции воздуха в кабинах экипажа.

3.2.5. —одержание легких отрицательных и положительных аэроионов в кабинах воздушных судов гражданской авиации должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений (приложение 4).

3.3. Ќормы уровней звука, ультразвука, инфразвука и вибрации

3.3.1. ѕредельно допустимые уровни звукового давлени€ в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука, воздействующие на летный состав в полете, не должны превышать величин, представленных в приложении 5.

ќптимальные уровни звука предназначены дл€ разработки и реконструкции воздушных судов в цел€х улучшени€ условий труда летного состава.

3.3.2. јкустическую нагрузку на летный состав в полетах следует оценивать по эквивалентному уровню звука, состо€щему из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивани€ эфира и речевого радиообмена.

ƒопускаетс€ в качестве характеристики непосто€нного шума на рабочих местах летного состава использовать дозу шума или относительную дозу шума.

3.3.3. ƒопустимые уровни ультразвукового давлени€ на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 6.

3.3.4. ƒопустимые уровни инфразвукового давлени€ на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 7.

3.3.5. ѕредельно допустимые уровни общей вибрации дл€ кабин экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 8.

3.4. Ќормы барометрического давлени€

3.4.1. ƒл€ всех самолетов гражданской авиации с гермокабинами, независимо от высоты полета, величина барометрического давлени€ не должна быть менее 567 мм рт.столба (2400 м).

3.4.2. ƒл€ обеспечени€ комфортных условий в полете скорость изменени€ барометрического давлени€ в гермокабине на всех режимах полета допускаетс€ не более 0,18 мм рт.столба в секунду.

3.4.3. Ќа всех воздушных судах с негерметичными кабинами и высотами полетов более 3000 м экипаж и пассажиры должны быть обеспечены кислородом.

3.5. Ќормы электромагнитных излучений

3.5.1. ¬ кабинах воздушных судов предельно-допустимые уровни энергетических нагрузок дл€ летного состава от радиосв€зных устройств по электрической и магнитной составл€ющей суммарно в периоды от запуска двигателей до их остановки в течение рабочего дн€ не должны превышать величин, представленных в приложении 9.

3.5.2. ѕредельно-допустимые уровни напр€женности магнитного пол€ и энергетической нагрузки магнитной составл€ющей устанавливаютс€ равными 50 ј/м и 200 (¬/м)2 хч соответственно. ќдновременное воздействие электрического и магнитного полей с частотами до 3,0 ћ√ц считаетс€ допустимым при условии, что сумма отношений фактической энергетической нагрузки к предельно-допустимой по электрической и магнитной составл€ющей не превышает единицы.

3.5.3. ¬ диапазоне сверхвысоких частот (—¬„) 300,0 ћ√ц-300,0 √√ц воздействие электромагнитной энергии на летный состав следует оценивать по уровню плотности потока энергии (ѕѕЁ) и энергетической нагрузке (ѕѕЁ за определенное врем€ воздействи€).

3.5.4. ”ровень плотности потока —¬„-энергии (ѕѕЁ) на рабочих местах членов экипажа, с учетом того, что летный состав относитс€ к категории лиц, профессионально не св€занных с обслуживанием источников —¬„-излучени€, а режим облучени€ носит прерывистый, непосто€нный характер, не должен превышать 500 мк¬т/см2.

3.5.5. ¬оздействие —¬„-излучени€ на летный состав в полете может быть от нескольких источников, как бортовых, так и наземных, и измен€тьс€ в зависимости от зоны и высоты полета, уровень —¬„-облучени€ следует оценивать суммой энергетических нагрузок (ЁЌ сумм.) на организм за отдельные периоды облучени€:

ЁЌ сумм. = 1+2. ..+N

ѕри этом полученна€ суммарна€ энергетическа€ нагрузка не должна превышать 1000 мꬓ-час/см2.

3.5.6. Ќа рабочих местах членов экипажа самолетов, выполн€ющих полеты на высотах более 6000 м, а также в случа€х наличи€ в кабине экипажа источников рентгеновского излучени€ - ѕѕЁ —¬„ не должна превышать 1000 мк¬т/см2 при указанной в п.п.3.5.5. предельно-допустимой энергетической нагрузке.

3.5.7. »змерени€ электромагнитных полей и излучений на рабочих местах членов экипажа должны производитьс€:

- во врем€ эксплуатационных испытаний новых воздушных судов в полетах по типовым профил€м;

- при внедрении в эксплуатацию новых источников электромагнитной энергии;

- при внесении изменений в конструкцию и режим работы действующих источников неионизирующих излучений, а также после проведени€ ремонтных работ на локационных установках;

- при изменении трасс полетов самолетов √ј.

3.5.8. ¬ пор€дке производственного санитарно-гигиенического контрол€ периодически должны производитьс€ измерени€ уровней —¬„-излучени€ в кабине экипажа в наземных услови€х при включенной бортовой радиолокационной станции на предмет обнаружени€ "паразитарных" утечек из-за нарушени€ герметичности волноводов. »змерени€ выполн€ютс€ под контролем центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.6. »онизирующие излучени€

3.6.1. Ћетные экипажи гражданской авиации не относ€тс€ к категории лиц, профессионально св€занных с использованием в работе источников ионизирующего излучени€.

Ёквивалентна€ доза космического облучени€ экипажей ¬— √ј в полетах не должна превышать 0,5 Ѕэр в год.

ƒоза, обусловленна€ естественным облучением в наземных услови€х и получаема€ при медицинском освидетельствовании и лечении, не учитываетс€.

ѕредел дозы, устанавливаемый насто€щими нормами, не распростран€етс€ на экипажи сверхзвуковых транспортных самолетов.

3.6.2. ƒл€ контрол€ за уровнем ионизирующего излучени€ на борту самолетов, выполн€ющих полеты на высотах более 8000 м, и дозой облучени€ летного состава в кабинах экипажей необходимо устанавливать радиационные дозиметры и сигнализаторы радиационной опасности, с порогом чувствительности 10,0 млрд./час.

3.6.3. „лены экипажей воздушных судов, проживающие или выполн€ющие работы в регионах с повышенным радиационным уровнем, должны быть обеспечены индивидуальными дозиметрами и соответствующим медицинским контролем.

3.6.4. ѕри перевозках радиоактивных грузов воздушным транспортом вопросы обеспечени€ безопасности экипажа и сопровождающих груз лиц решаютс€ отдельно в каждом конкретном случае с участием представителей √оссанэпиднадзора –оссии.

3.7. Ќормы напр€женности электростатического пол€

3.7.1. Ќапр€женность электростатического пол€ в кабинах экипажей воздушных судов в полетах не должна превышать следующих величин:

- менее 1-го часа - 60 к¬/м;

- от 1,1 до 12 часов - из расчета: 60 к¬/м деленное на полетное врем€.

3.7.2. ѕри напр€женности электростатических полей менее 20 к¬/м врем€ пребывани€ не регламентируетс€.

3.7.3. √игиеническую оценку электростатических полей на рабочих местах членов экипажа воздушных судов следует проводить во врем€ эксплуатационных испытаний при условии штатной компоновки кабин, с учетом внешних метеорологических условий.

3.8. Ќормы освещенности

3.8.1. ќстекление кабины экипажа должно обеспечивать в светлое врем€ освещение приборной доски и органов управлени€ за счет естественного света. ƒл€ создани€ оптимальных условий работы зрительного анализатора при большой интенсивности естественного светового потока световые проемы кабин экипажей должны оборудоватьс€ защитными шторками и светофильтрами, а приборы управлени€ и контрол€ - светозащитными козырьками.

3.8.2. »скусственное освещение должно обеспечивать:

- освещение всех приборов, оборудовани€ и органов управлени€ воздушным судном;

- возможность регулировани€ €ркости и равномерности освещени€ от 0 до нормируемых величин.

3.8.3. ќсвещенность рабочих поверхностей в кабине экипажа должна соответствовать величинам, указанным в приложении 10.

3.8.4. ”стройство и размещение осветительных приборов должны исключать возможность ослеплени€ пилота и по€влени€ световых бликов на остеклении приборов и фонар€ кабины.

3.8.5. ƒл€ подсвета приборных досок, пультов и других органов управлени€, на которых шкалы и обозначени€ покрыты свет€щимс€ составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые светильники. —вет€ща€с€ масса при облучении ультрафиолетом должна иметь €рко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов, принимающих красную или оранжевую окраску.

3.8.7. ќбзор из кабины самолета при горизонтальном полете должен быть следующим:

- вперед-вниз от линии горизонта - 15∞;

- вниз-в стороны в передней полусфере - не менее 35∞;

- вниз-вдоль крыла - 8∞;

- в верхней и задней полусфере - полный объем.

3.9. ќборудование кабины экипажа воздушных судов

3.9.1.  омпоновка кабины должна обеспечивать членам экипажа:

- удобное их размещение с учетом антропометрических данных;

- возможность эффективно выполн€ть функциональные об€занности во всех режимах полета.

3.9.2.  онструкци€ кресла пилота должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы и позвол€ть измен€ть позу с целью снижени€ статического напр€жени€ мышц.

3.9.3.  ресло пилота должно быть регулируемым по углам наклона спинки и перемещатьс€ в продольном направлении, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществл€емой и иметь надежную фиксацию.

3.9.4. ѕоверхность сидень€, спинки и других элементов кресла должна быть полум€гкой, с неэлектризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загр€знений.

3.9.5. Ќовые горюче-смазочные материалы, спецжидкости и декоративно-отделочные материалы дл€ воздушных судов должны примен€тьс€ по согласованию с органами √оссанэпиднадзора –оссии.

3.10. √игиенические требовани€ к бортовым видеодисплейным терминалам (¬ƒ“)

3.10.1.  онструкци€ ¬ƒ“ должна предусматривать:

- возможность регулировки угла наклона по вертикальной оси +30∞ и по горизонтальной оси +15∞ с фиксацией в заданном положении;

- размещение регул€торов €ркости и контрастности изображени€, включени€ и выключени€ электропитани€ с визуальной индикацией - на лицевой поверхности корпуса;

- размещение регул€торов частоты кадров и старок, линейности по вертикали, центровки по горизонтали, переключател€ режима работы: "монохроматический" - "полихроматический" на боковой панели под специальной защитной крышкой;

- защиту от накоплени€ электростатических зар€дов и пыли на корпусе и отдельных элементах ¬ƒ“;

- антибликовое покрытие экрана и другие конструктивные решени€ дл€ обеспечени€ качественного изображени€ независимо от уровн€ внешней освещенности.

3.10.2. Ќа электронно-лучевых трубках бортовых авиационных ¬ƒ“ должны быть обеспечены:

- угловой размер рабочего пол€ не более 60∞ на рассто€нии не менее 60 см, при оптимальном рассто€нии 70 см;

- отсутствие геометрических искажений изображени€ на поле экрана;

- €ркость экрана в пр€мом и обратном контрасте не менее 35 кд/м2;

- коэффициент модул€ции контраста цветового знака и фона не менее 60%;

- детальное контрастное изображение (отношение максимальной €ркости на экране к минимальной) не менее 5:1;

- модул€цию €ркости в промежутках между смежными пикселами, строками и растрами, определ€емую отношением €ркости засвеченного элемента не более 3:1 дл€ монохромных и 7:1 дл€ полихромных ¬ƒ“;

- внутренний контраст знака не менее 2:1;

- неравномерность €ркости элементов знака монохромного ¬ƒ“ не более 0,5;

- максимальный размер пиксела дл€ монохромного ¬ƒ“ не более 0,4 мм;

- угловой размер знаков не менее 20 угловых минут;

- несведение лучей на рабочем поле экрана дл€ полихромных ¬ƒ“ не более 0,5 мм;

- отсутствие непроизвольного изменени€ €ркости изображени€ (мерцани€ изображени€);

- видимое непроизвольное изменение положени€ изображени€ (дрожание изображени€) не более одной дес€титыс€чной доли от рассто€ни€ наблюдени€ (0,07 мм на рассто€нии 70 см от экрана).

3.10.3.  онструкци€ клавиатуры должна предусматривать:

- исполнение в виде отдельного устройства;

- опорное приспособление, позвол€ющее измен€ть угол наклона в горизонтальной плоскости от 5∞ до 15∞ с фиксацией в заданном положении;

- расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверху и слева;

- выделение цветом, размером и формой функциональных клавиш;

- минимальный размер клавиш 13х13 мм, оптимальный - 15х15 мм, с углублением в центре;

- рассто€ние между клавишами не менее 3 мм, шаг - 1 мм, минимальное сопротивление нажатию - 0,25 Ќ, максимальное - 1,5 Ќ.

3.10.4.  орпус ¬ƒ“ и клавиатура должны иметь матовую поверхность, предпочтительно серых тонов, с коэффициентом отражени€ 0,4-0,6.


4.1. –ежимы труда и отдыха летного состава должны соответствовать требовани€м статьи 252  «ќ“ –оссийской ‘едерации и действующему ѕоложению о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссийской ‘едерации, утвержденному в установленном пор€дке.

ћаксимальна€ продолжительность полетного времени за сутки, мес€ц, год устанавливаетс€ указанным ѕоложением с учетом типов воздушных судов.

4.2. Ћетный состав гражданской авиации должен проходить предварительные при поступлении на работу (учебу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующим законодательством –оссийской ‘едерации в пор€дке, установленном √осударственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора –оссийской ‘едерации и ћинистерством здравоохранени€ и медицинской промышленности –оссийской ‘едерации.

4.3. ѕредполетный отдых летного состава должен организовыватьс€ в профилактори€х.

ƒопускаетс€ организаци€ предполетного отдыха в помещени€х гостиниц, в комнатах отдыха аэровокзалов (кратковременно до 3-х часов) при соблюдении требований, изложенных в насто€щем разделе.

4.4. ѕомещени€ дл€ предполетного отдыха летного состава должны быть изолированными от посторонних лиц. —пальные комнаты должны быть рассчитаны не более чем на двух человек.

4.5. ѕомещени€ дл€ предполетного отдыха должны располагатьс€ на противоположной летному полю стороне здани€.

4.6. ќконные проемы в помещени€х дл€ предполетного отдыха летного состава должны быть оборудованы звукопоглощающими устройствами и двойными шторами, одно из полотен которых следует предусматривать из плотной, светонепроницаемой ткани, или специальными жалюз€ми.

4.7. —истемы отоплени€, вентил€ци€ и кондиционировани€ должны обеспечивать в помещени€х дл€ отдыха летного состава следующие микроклиматические услови€.

¬ отопительный сезон:

- температура воздуха - 20,0-22,0∞—;

- относительна€ влажность воздуха - 30,0-60,0%;

- скорость движени€ воздуха - не более 0,15 м/сек.

¬ теплый период года:

- температура воздуха - 22,0-25,0∞—;

- относительна€ влажность воздуха - 30,0-60,0%;

- скорость движени€ воздуха - не более 0,25 м/сек.

4.8.  онцентраци€ химических веществ в воздухе помещений не должна превышать ѕредельно допустимых концентраций (ѕƒ ) загр€зн€ющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, утвержденных в установленном пор€дке.

4.9. ”ровень шума в помещени€х дл€ отдыха летного состава не должен превышать Lјэкв 45 дЅј, кратковременно (до 1-ой минуты) Lјмакс 65 дЅј.

4.10. ѕредельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещени€х не должны превышать следующих величин:

- частота Ёћѕ 3-30 ћ√ц - 10,0 ¬/м;

- частота Ёћѕ 30-300 ћ√ц - 3,0 ¬/м;

- частота Ёћѕ 0,3-30 √√ц - 10,0 мк¬т/см2.

4.11. —одержание легких аэроионов в воздухе должно соответствовать оптимальным значени€м (в 1 см3):

- положительных 1500-3000,

- отрицательных 3000-5000.

4.12. ѕомещение дл€ отдыха летного состава, а также коридоры, холлы должны иметь естественное освещение. ƒопускаетс€ без естественного освещени€ оборудование помещений санузлов, туалетов, душевых, кладовых и др. вспомогательных помещений с кратковременным пребыванием людей. ”ровень освещенности мест дл€ чтени€ и настольных игр, с учетом общего и местного искусственного освещени€, должен быть не менее 200 лк дл€ люминесцентных ламп и 100 лк дл€ ламп накаливани€.

4.13. ”стройство и оборудование помещений санитарно-бытового назначени€ должны соответствовать действующим санитарно-гигиеническим требовани€м.

4.14. ќсновные требовани€ к содержанию помещений дл€ отдыха летного состава.

4.14.1. ¬ жилых комнатах и местах общего пользовани€ ежедневно должна производитьс€ влажна€ уборка полов. ¬ душевых и туалетах полы и сантехприборы следует мыть гор€чей водой с применением моюще-дезинфицирующих средств.

4.14.2. ¬ местах пребывани€ летного состава на отдыхе один раз в мес€ц должна проводитьс€ генеральна€ уборка всех элементов интерьера помещений.

4.14.3. —мена постельного бель€ должна производитьс€ каждому члену экипажа при поступлении в профилакторий и через каждые три дн€ проживани€.

4.14.4. Ћетные экипажи, проживающие в профилактории или гостинице, должны быть обеспечены кип€тком независимо от времени суток.

4.15. ќборудование и содержание пищеблоков дл€ приготовлени€ и залов дл€ приема пищи должны соответствовать требовани€м —анитарных правил дл€ предпри€тий общественного питани€.

4.16. ¬ гостиницах, ресторанах, буфетах при аэровокзалах необходимо предусматривать изолированные помещени€ дл€ приема пищи членами летных экипажей. ƒопускаетс€ в аэропортах 3 и 4 класса выдел€ть специальные столы дл€ летного состава в общем зале столовой или буфета.

4.17. ¬ помещени€х пребывани€ летных экипажей следует проводить меропри€ти€ по профилактической обработке и уничтожению насекомых и грызунов.


5.1. √осударственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный санитарно-гигиенический контроль за воздушными судами осуществл€етс€ в соответствии с санитарным законодательством.

5.1.1. √осударственный санитарно-эпидемиологический надзор за воздушными судами включает:

- рассмотрение и согласование проектов воздушных судов;

- участие в работе комиссий по приемке макетов воздушных судов и приемке воздушных судов в эксплуатацию;

- участие в сертификационных, эксплуатационных, контрольно-серийных и других испытани€х воздушных судов на земле и в полетах;

- осуществление контрол€ за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в период эксплуатации воздушных судов;

- выдачу гигиенического заключени€ на новые и модернизированные отечественные и приобретаемые за рубежом воздушные суда.

5.1.2. ќформление документации на этапах разработки, внедрени€ в серийное производство и эксплуатацию новых и модернизированных отечественных и приобретаемых за рубежом воздушных судов разрешаетс€ при наличии гигиенического заключени€.

5.1.3. «аключение о соответствии рабочих мест на воздушном судне требовани€м насто€щих —анитарных правил и норм выдаетс€ √оскомсанэпиднадзором –оссии на основании экспертной оценки, составл€емой учреждением, аккредитованным √оскомсанэпиднадзором –оссии дл€ проведени€ соответствующих летных и наземных испытаний, и прилагаетс€ к другим документам, определ€ющим годность воздушного судна к эксплуатации.

5.1.4. –ешени€ о продлении ресурса работы систем и агрегатов воздушных судов должны приниматьс€ только при условии возможности дальнейшего обеспечени€ выполнени€ санитарно-гигиенических требований к услови€м труда летного состава в полете и по согласованию с органами и учреждени€ми √оссанэпидслужбы –оссии.

5.1.5.   проведению санитарно-гигиенических исследований на борту воздушных судов в испытательных и рейсовых полетах допускаютс€ специалисты учреждений, аккредитованных √оскомсанэпиднадзором –оссии, допущенные по состо€нию здоровь€ к участию в летных испытани€х и прошедшие предполетный медицинский осмотр, знающие устройство, работу, эксплуатацию бортовых систем жизнеобеспечени€ и сдавшие зачет по бортовому техническому оборудованию в установленном пор€дке, прошедшие аварийно-спасательную подготовку и имеющие практические навыки по оказанию медицинской помощи в экстремальной ситуации.

5.1.6. ѕроизводственный контроль за обеспечением условий труда и отдыха летного состава в соответствии с требовани€ми насто€щих —анитарных правил и норм осуществл€етс€ учреждени€ми и организаци€ми гражданской авиации, с периодичностью не менее двух раз в течение года в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

5.1.7. »змерени€ вредных факторов производственной среды в кабинах и салонах воздушных судов на соответствие гигиеническим нормативам необходимо проводить методами, утвержденными или согласованными √оскомсанэпиднадзором –оссии.

5.1.8. »спользование дл€ измерений или отбора проб воздуха на борту воздушного судна приборов или поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламен€ющиес€ и токсичные летучие вещества - запрещаетс€.

5.2.  онтроль за полнотой охвата летного состава и своевременностью прохождени€ медицинских осмотров осуществл€етс€ органами и учреждени€ми √оссанэпидслужбы –оссии.

5.3. √оссанэпиднадзор и производственный контроль за наземными объектами и производственными помещени€ми пребывани€ летного состава: штабные помещени€ летных отр€дов (эскадрилий), залы дл€ летно-штурманской предполетной подготовки, помещени€ оформлени€ полетной документации, классы учебно-тренировочных отр€дов, помещени€ летных тренажеров и пр., должен осуществл€тьс€ в соответствии с методиками, утвержденными в установленном пор€дке.




ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я




реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты