Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Х:
"–Ґ–£–Я–Ю–Ы–Х–Т–°–Ъ–Р–ѓ –®–Р–†–Р–У–Р" –Т –†–Ш–°–£–Э–Ъ–Р–• –Р.–Ь. –І–Х–†–Х–Ь–£–•–Ш–Э–Р" –Ъ–љ–Є–≥–∞ –Х.–Ы. –Ч–∞–ї–µ—Б—Б–Ї–Њ–є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

"ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ √–ј∆ƒјЌ— ќ… ј¬»ј÷»» ¬ –ќ——»»" јналитическа€ записка јгентства "Ёксперт –ј"
–џЌќ  ј¬»јѕ≈–≈¬ќ«ќ 



–ынок авиаперевозок

ѕродолжающийс€ уже в течение трех лет экономический рост создал предпосылки дл€ стабилизации и последующего восстановлени€ рынка авиаперевозок. ¬ 2001 году они выросли до 60,1 млрд пассажирокилометров, впервые за прошедшее дес€тилетие продемонстрировав тенденцию к росту.

”читыва€ взаимосв€зь между показател€ми роста ¬¬ѕ и объема воздушных перевозок и исход€ из роста ¬¬ѕ от 3,8% до 5% в год по некоторым оценкам, показатель пассажирооборота к 2010 году может достигнуть 85-90 млрд пассажирокилометров, а к 2015 году имеет шансы восстановитс€ на уровне начала 90-х годов (не менее 150 млрд пассажирокилометров). „исло пассажиров, воспользовавшихс€ услугами воздушного транспорта, к 2010 году может составить почти 40 млн человек.

”меренно-оптимистичный сценарий развити€ рынка пассажирских перевозок, млрд пассажирокилометров

»сточник: √осЌ»» √ј

ƒол€ российских компаний на мировом рынке авиаперевозок в насто€щее врем€ невелика.

ƒол€ рынка авиаперевозок, занимаема€ российскими авиакомпани€ми (по числу перевезенных пассажиров), %

»сточник: ќценка "Ёксперт –ј"

Ќесмотр€ на то, что из более чем 1300 существующих в мире авиакомпаний 267 составл€ют российские, к ведущим относ€тс€ немногие из них.

100 ведущих авиакомпаний мира в 2000 году

1. American Airlines (AMR Corp.) —Ўј
2. Delta Airlines Inc. —Ўј
3. Lufthansa Group √ермани€
4. United Airlines (UAL Corp.) —Ўј
5. Northwest Airlines Corp. —Ўј
6. British Airways ¬еликобритани€
7. Air France Group ‘ранци€
8. Continental Airlines Inc —Ўј
9. Japan Airlines япони€
10. Southwest Airlines —Ўј
11. Singapore Airlines —ингапур
12. KLM-Royal Dutch Airlines √олланди€
13. ANA-All Nippon Airways япони€
14. Cathay Pacific  итай
15. FedEx —Ўј
16. Iberia »спани€
17. US Airways —Ўј
18. Air Canada  анада
19. Qantas јвстрали€
20. China Airlines “айвань
21. SAS Group —кандинави€
22. Swissair Ўвейцари€
23. Thai International “аиланд
24. Alitalia »тали€
25. TWA-Trans World —Ўј
26. Malaysia Airline System ћалайзи€
27. Saudi Arabian Airlines —аудовска€ јрави€
28. Korean Air –еспублика  оре€
29. VARIG Ѕразили€
30. America West Airlines —Ўј
31. China Southern Airlines  итай
32. Austrian Airlines јвстри€
33. Emirates Airways ќјЁ
34. UPS of America —Ўј
35. Continental Express —Ўј
36. Alaska Airlines —Ўј
37. China Eastern Airlines  итай
38. Atlantic Southeast Airlines —Ўј
39. Finnair ‘инл€нди€
40. Sabena Ѕельги€
41. LanChile „или
42. Cargolux Ћюксембург
43. Atlas —Ўј
44. јэрофлот –осси€
45. American Eagle —Ўј
46. SkyWest —Ўј
47. Air New Zealand Ќова€ «еланди€
48. Emery Worldwide —Ўј
49. PIA Pakistan International ѕакистан
50. Mesa Airlines —Ўј
51. Turkish Airlines —Ўј
52. Air China  итай
53. EVA Airways “айвань
54. Japan Air System япони€
55. Frontier Airlines —Ўј
56. Canadian Airlines (ныне в Air Canada)  анада
57. Martinair Holland √олланди€
58. Airborne Express —Ўј
59. Comair —Ўј
60. Continental Micronesia ћикронези€
61. Asiana –еспублика  оре€
62. Condor √ермани€
63. South African Airlines ёј–
64. Atlantic Coast Airlines —Ўј
65. Mesaba Airlines —Ўј
66. Indian Airlines »нди€
67. Garuda »ндонези€
68. Evergreen International —Ўј
69. Nippon Cargo Airlines япони€
70. Iran Air »ран
71. Britannia Airways ¬еликобритани€
72. Air India »нди€
73. Polar Air Cargo —Ўј
74. Egypt Air ≈гипет
75. Virgin Atlantic ¬еликобритани€
76. Air Hong Kong  итай
77. AirTran —Ўј
78. American Trans Air —Ўј
79. Ansett Group јвстрали€
80. Braathens ASA Ќорвеги€
81. VASP Ѕразили€
82. LTU International Airways √ермани€
83. USA Jet Airlines —Ўј
84. AeroMexico ћексика
85. TAM Ѕразили€
86. El Al Israel Airlines »зраиль
87. Crossair Ўвейцари€
88. EasyJet ¬еликобритани€
89. Mexicana de Aviacion ћексика
90. Vietnam Airlines ¬ьетнам
91. Kitty Hawk —Ўј
92. Spanair »спани€
93. Grupo TACA ÷ентр. јмерика
94. “юменьавиатранс –осси€
95. Tampa Carga  олумби€
96. TAP Air Portugal ѕортугали€
97. World Airways —Ўј
98. DHL Worldwide Express —Ўј
99. WestJet  анада
100. Airtours ¬еликобритани€
»сточник: »нтернет-сайт air-dir.com

»з 100 ведущих авиакомпаний - 33 американских, по 5 английских и китайских, 4 €понских, по 3 немецких и канадских. –осси€ представлена двум€ (јэрофлот и “юменьавиатранс).  онечно, результаты любого рейтинга весьма относительны, однако сопоставление числа российских компаний, отнесенных к ведущим с их общим числом представл€етс€ довольно показательным.

¬озвраща€сь к прогнозу, представленному на рисунке 4, необходимо заметить, что он строитс€ на предположении, что макроэкономическа€ ситуаци€ будет хот€ бы умеренно-позитивной в течение достаточно длительного временного промежутка, что не очевидно.

¬месте с тем, будущее рынка авиаперевозок, осуществл€емых российскими авиакомпани€ми, не €вл€етс€ однозначно радужным и при реализации данного прогноза. ¬ постсоветский период рынок фактически распалс€ на два сходных по географическим параметрам (прот€женность авиалиний), однако совершенно различных по экономическим услови€м сегмента - внешний и внутренний. ѕричем к концу 90-х годов оба эти сегмента фактически сравн€лись по объему транспортной работы (см. рис. 3). ѕо доле же в общем объеме доходов авиакомпаний эти сегменты существенно дифференцированы.

—труктура доходов авиакомпаний в 2000-2001 гг., %

»сточник: данные - –осавиаци€

ƒоходы от эксплуатации воздушных судов авиакомпаний на международных лини€х в 2001 году составили 7,7 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предшествующим периодом на 0,86 млрд рублей. Ёксплуатаци€ ¬— на внутренних лини€х убыточна, хот€ размер убытков и сократилс€ до 4,2 млрд рублей в 2001 году с 5,4 млрд руб. - в 2000.

јвиаперевозками на внутренних лини€х пользуютс€ в значительной степени лица, чь€ работа св€зана с командировками. ќчевидно, что число таких клиентов авиакомпаний относительно стабильно и сравнительно мало зависит от цены.

ѕомимо использующих воздушный транспорт дл€ служебных поездок, значительную долю пассажиров традиционно составл€ют лица, перемещающиес€ в места отдыха и обратно. ¬от здесь на внутренних лини€х существуют существенные ценовые барьеры. ≈сли к концу существовани€ ———– стоимость билета на средний рейс составл€ла не более 20% от среднемес€чной зарплаты, то в 90-х она была практически равна ей, а за последние два года - выше.
ƒинамика среднегодового пассажирского тарифа на внутренних авиалини€х, % к среднемес€чной заработной плате

»сточник: данные - –осавиаци€, расчет - "Ёксперт –ј"

Ќынешн€€ величина тарифа обуславливает величину показател€ числа полетов в год на душу населени€ на уровне не более 0,2 (уровень бедных развивающихс€ стран), в то врем€ как по развитым странам ≈вропы он колеблетс€ от 0,8 до 1,5, а в —Ўј и  анаде достигал 3 (по крайней мере, до событий 11 сент€бр€).

¬ этих услови€х, большинство населени€ не может самосто€тельно оплачивать услуги воздушного транспорта. –ассчитывать на увеличение внутреннего рынка авиаперевозок за счет обеспеченных слоев в ближайшей перспективе не приходитс€ вследствие высокой дифференциации росси€н по доходам и неконкурентоспособности отечественной индустрии туризма. »меющие возможность оплачивать авиаперевозки в большинстве случаев предпочтут отдых за рубежом, а граждане с меньшими доходами - сэкономить средства за счет увеличени€ времени нахождени€ в пути и воспользоватьс€ альтернативными видами транспорта. “аким образом, основным условием развити€ этого сектора €вл€етс€ рост доходов граждан темпами, существенно превышающими темпы роста тарифов.

Ќаиболее веро€тным все же представл€етс€ сценарий, при котором основна€ масса пользователей внутренних авиалиний будет делать выбор в пользу низкой цены. ѕоскольку на внутренние рейсы ограничени€ ICAO не распростран€ютс€, а российские компании располагают достаточным количеством устаревших, но все еще надежных машин, они еще довольно долго могут обходитьс€ без новых самолетов. ¬ случае необходимости они могут воспользоватьс€ реэкспортом дешевых аппаратов из стран —Ќ√.  роме того, вполне возможно, что на внутренний рынок уйдет часть мелких и средних перевозчиков, потер€вших возможность осуществл€ть полеты за рубеж из за запретов ICAO.

”слови€ и факторы, оказывающие вли€ние на перспективы развити€ ситуации на международных лини€х, несколько иные. ќсновными потребител€ми услуг авиакомпаний в данном сегменте €вл€ютс€ граждане развитых стран, а также росси€не и жители развивающихс€ государств с высоким доходом, требовани€ которых к насто€щему времени близки к западным стандартам. –азумеетс€, цена билета дл€ всех этих категорий пассажиров также €вл€етс€ важным фактором, однако лишь в той степени, в какой она не ограничивает уровень комфорта и степень безопасности полетов. “аким образом, возможность использовани€ ценовых преимуществ существенно ограничена. “ем не менее, до недавнего времени отечественным авиакомпани€м удавалось относительно успешно противосто€ть иностранным конкурентам, использу€ сравнительно невысокие тарифы.

ќднако эти успехи относительны. ƒаже сама€ эффективна€ по производительности труда российска€ компани€ "јэрофлот" (показатели примерно в 12 раз выше среднеотраслевых) по данным журнала "Ёйрлайн-Ѕизнес" не относитс€ к числу лидеров относительно компаний других стран. ’от€ данна€ оценка и может оказатьс€ не совсем корректной вследствие различий в структуре де€тельности. Ќапример "Ћюфтганза" занимаетс€ исключительно перевозками, а техническим обслуживанием - отдельна€ компани€. ¬ структуру же "јэрофлота" вход€т авиационно-технический центр и инженерно-авиационна€ служба.

јэрофлот и отдельные иностранные компании*)

ѕассажирооборот, млрд пасс.км
 оличество самолетов
 оличество работников, чел.
 оэффициент зан€тости кресел, %
ќтношение выручки к числу работников, млн долл. —Ўј/чел.
Lufthansa
84443
306
66207
72,6
0,17
British Airways
127425
366
65640
65,9
0,20
Air France
85543
223
59190
76,1
0,16
KLM
58903
207
30159
77,4
0,20
Finnair
13022
57
11462
68,8
0,13
Alitalia
36762
165
20497
67,4
0,13
Malaysian Air
30593
81
Ќет данных
60,6
Ќет данных
Singapore Airlines
65718
92
27513
74,9
0,18
Thai Airways
37642
79
24148
69,7
0,11
јэрофлот
16405
110
14994
50,8
0,02
*) ƒанные за 1999 год
»сточник: јльфа Ѕанк

— 1 апрел€ 2002 года страны ≈вросоюза ввели запрет на полеты над территорией ≈вропы дл€ самолетов, не прошедших сертификацию по уровню шума в соответствии с гл. 3, приложени€ 16 ICAO. “акие же правила планируют ввести и —Ўј. —траны ≈— объ€вили и о запрете на полеты дооборудованных самолетов, которые с помощью установки дополнительных звукопоглощающих конструкций соответствуют требовани€м по шумам.  роме того, были предъ€влены некоторые новые требовани€ по "степени двухконтурности двигател€". Ётим требовани€м не соответствуют практически все российские самолеты, кроме »л-96-300, »л-96“, “у-204 и “у-214.   2006 году, планируетс€ ввести требовани€ к самолетам по главе 4 ICAO. ¬ этом случае будут подлежать переделке также “у-204, “у-214 и »л-96. Ќа јн-124 "–услан" в соответствии с требовани€ми главы 4 будет необходим новый двигатель.

“аким образом, если в предшествующие дес€ть лет проблема модернизации отечественного авиационного парка, работающего на международных лини€х, носила несколько теоретический характер, то в насто€щее врем€ от эффективности ее решени€ зависит будущее российских авиакомпаний. ќт того, какие приоритеты обновлени€ парка ¬— будут избраны, во многом зависит конфигураци€ отечественного авиапрома, которую мы увидим через 10-15 лет.




продолжение









реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты