Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ј.’азбиев "ћ€гкой посадки не будет" (Ёксперт, #34 (245) от 18 сент€бр€ 2000)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ћ€гкой посадки не будет
јлексей ’азбиев

Ќаши авиакомпании ждет т€жела€ зима: даже на рентабельных международных рейсах они сдали позиции западным конкурентам

¬ самом начале нынешнего года руководители крупнейших отечественных авиакомпаний в разговорах с журналистами не раз за€вл€ли, что рынок пассажирских авиаперевозок неминуемо стабилизируетс€.  ризис, дескать, пройден, и вот-вот начнетс€ бурный подъем. “ак, гендиректор "јэрофлота" ¬алерий ќкулов прогнозировал в беседе с "Ёкспертом" рост рынка еще с конца 1999 года и выражал надежду, что 2000 год станет переломным дл€ всей отрасли. √ендиректор "¬нуковских авиалиний" јлександр  расненкер утверждал, что смотрит в будущее с большим оптимизмом и поэтому запланировал повышение рентабельности своей компании аж до 40-50%.

ѕоводы дл€ оптимизма и вправду были. ѕассажиропоток за год, прошедший с 17 августа 1998 года, хот€ и сократилс€, но незначительно - всего на 4% вместо ожидаемых 20%. ѕри этом в 1999 году российска€ гражданска€ авиаци€ увеличила доходы на три четверти (до 62 млрд рублей) и впервые за последнюю п€тилетку получила прибыль (3,3 млрд рублей). ѕоэтому неудивительно, что воодушевленные успехом авиаторы вовсю готовились к новому наплыву клиентов. ј самые смелые из них даже предполагали двукратное увеличение своего парка техники. “ак, председатель совета директоров "“рансаэро" јлександр ѕлешаков подписал протокол о намерении приобрести сразу 10 новых самолетов (всего у "“рансаэро" сейчас 9 воздушных судов). ¬ознамерилс€ и ¬алерий ќкулов пополнить парк "јэрофлота" дес€тком новых лайнеров. ќднако итог первых шести мес€цев 2000 года дл€ российских перевозчиков оказалс€ весьма печальным. ќбщий пассажиропоток за первое полугодие упал на 4% (до немногим более 9 млн человек). Ќа внутренних лини€х количество пассажиров сократилось почти на 11%, до 5,8 млн человек. ƒаже сезонный всплеск спроса на авиабилеты в мае-июне (когда компании получают основную прибыль) оказалс€ примерно вдвое меньше обычного. ѕравда, на международных маршрутах пассажиров прибавилось на 12%, но практически весь этот прирост "съели" западные авиакомпании, выполн€ющие полеты в –оссию.

  • Ќи керосина, ни сервиса

    ƒинамика авиаперевозок пассажиров √лавна€ проблема российских авиакомпаний - сокращение числа их клиентов из года в год (см. график). ≈сли в 80-х годах отечественные авиапредпри€ти€, вход€щие в союзный "јэрофлот", перевозили около 135 млн пассажиров, то в прошлом году пассажирооборот составил только 21,4 млн человек. ƒл€ сравнени€: американские авиакомпании в год перевоз€т более 600 млн человек, и этот показатель посто€нно растет.

    ѕервый заместитель министра транспорта и глава √осударственной службы гражданской авиации (√—√ј) јлександр Ќерадько считает, что пассажиропоток не растет из-за низкой покупательной способности населени€ и посто€нно увеличивающихс€ тарифов. ƒотировать авиаперевозки, по мнению чиновника, компании не в силах - в противном случае резко снижаетс€ безопасность полетов. „то ж, замминистра отчасти прав - хот€ реальные доходы населени€ за прошлый год выросли на 15%, цены на авиабилеты российских компаний увеличились за тот же период в полтора раза (с начала этого года примерно на четверть). ¬ основном это произошло из-за повышени€ цен на авиакеросин в 3,5 раза и увеличени€ аэропортовых сборов на 10%. Ќо негативные последстви€ роста цен на топливо можно было минимизировать. Ќапример, Lufthansa в этом году, по сведени€м первого заместител€ гендиректора "јэрофлота" јлександра «урабова, захеджировала риски повышени€ цен на горючее на 95%, а Air France - на 70%. јмериканска€ Delta Airlines до недавнего времени вообще покупала горючее из расчета 18 долларов за баррель нефти (113-114 долларов за тонну). –оссийские же компании в своем большинстве до этого почему-то не додумались и приобретают авиакеросин по текущим ценам (например, на ƒальнем ¬остоке наши авиаторы приобретали этой весной топливо по цене 400 долларов за тонну). Ќо дело не только в этом.

    ”слугами авиакомпаний, совершающих рейсы за рубеж, пользуютс€ преимущественно либо люди состо€тельные, летающие первым и бизнес-классом, тарифы на которые практически не мен€ютс€, либо корпоративные клиенты, билеты которым оплачивают предпри€ти€ (именно эти категории пассажиров совершают в среднем более шести полетов в год, образу€ существенную долю пассажиропотока). ј в экономклассе тарифы у российских и западных компаний сегодн€ практически сравн€лись.

    ѕо словам јлександра «урабова, дл€ бизнес-пассажиров в первую очередь важно удобное расписание, безопасность и сервис. Ќаши авиакомпании удовлетворить эти потребности, как правило, не могут. —ети маршрутов и частота рейсов у них не оптимизированы, задержки вылетов стали нормой, а про сервис и вспоминать неприлично - вместо за€вленного "Ѕоинга" запросто могут подать »л-86 или “у-154, в которых системы кондиционировани€ работают только в полете, да и то плохо. «ападные авиакомпании таких оплошностей себе не позвол€ют, поэтому на отсутствие пассажиров на российских направлени€х не жалуютс€ и одна за другой рапортуют о резком приросте клиентов, причем в основном росси€н.

  • Ћюбовь к русским пассажирам

    ѕервой о своих успехах в –оссии отчиталась British Airways. ѕассажирооборот на авиалини€х между “уманным јльбионом и нашей страной сразу после августа 1998 года сократилс€ на треть, но уже в 1999 году практически вернулс€ на докризисный уровень. ¬дохновленный столь удачной конъюнктурой коммерческий директор British Airways по –оссии, ”краине, Ѕолгарии и –умынии ƒаниэль Ѕуркард за€вил нам, что в ближайшие несколько лет его компани€ намерена увеличить количество пассажиров на российских направлени€х до полумиллиона человек. Ѕританцы уже обогнали "јэрофлот" и намерены дальше развивать свой успех. ѕо итогам прошлого года наша национальна€ авиакомпани€, выполн€€ 9 рейсов в неделю, перевезла в јнглию и обратно 110 тыс. пассажиров, тогда как British Airways с ее 14 рейсами в –оссию - 120 тыс. человек. ѕри этом ƒаниэль Ѕуркард отметил, что если до кризиса дол€ иностранцев (неросси€н. - "Ёксперт") на рейсах в российские города составл€ла три четверти, то уже сейчас она не превышает двух третей. "ћы будем стремитьс€ к паритету, - говорит Ѕуркард. - ƒл€ этого собираемс€ внедрить гибкую систему тарифов и улучшить качество обслуживани€ в аэропортах".

    –уководители British Airways справедливо полагают, что перелет начинаетс€, когда пассажир вышел из дома, а не когда он сел в самолет. ѕоэтому в скором времени все российские рейсы British Airways будут встречать на террасах в аэропортах представители английской авиакомпании, которые возьмут на себ€ заботу об их дальнейшем передвижении. ¬прочем, в "јэрофлоте" считают, что British Airways сможет увеличить количество клиентов на московском направлении не более чем на 20 тыс. человек и, соответственно, ни о каких дополнительных сотн€х тыс€ч пассажиров в год не может быть и речи. Ќа первый взгл€д это так, если прин€ть во внимание, что рейсы в –оссию выполн€ет еще и "“рансаэро", а с британской стороны на этот рынок хот€т выйти Virgin Atlantic и British Midland. ќднако последние две компании получат разрешени€ на полеты в –оссию еще не скоро (процедура согласовани€ займет не менее года), а с "“рансаэро" и "јэрофлотом" British Airways конкурирует, и весьма успешно, не за счет низких цен, а за счет качества сервиса.  роме того, у англичан остаетс€ масса незадействованных резервов. British Airways в скором времени может открыть рейс ≈катеринбург-Ћондон, на котором она окажетс€ монополистом. ѕрорабатываютс€ и варианты открыти€ рейсов из Ѕритании на юг –оссии.

    ќт British Airways не отстает и германска€ Lufthansa. ≈е исполнительный вице-президент “ьери јнтинори назвал текущий год дл€ компании очень удачным, особо отметив при этом успехи на рынке —Ќ√ и –оссии. ѕассажиропоток у Lufthansa по –оссии за первые п€ть мес€цев с начала года вырос более чем на 13% и составил 190 тыс. пассажиров. ѕо словам регионального директора Lufthansa по –оссии и —Ќ√ ”льриха –югера, немецка€ авиакомпани€ выполн€ет из √ермании в 13 городов —одружества 106 пр€мых рейсов в неделю и в перспективе намерена расширить географию полетов и получить новых клиентов. ¬ будущем на рейсах Lufthansa ожидаетс€ прирост клиентов на 5-8% в год. ќсобое внимание компани€ намерена удел€ть продаже билетов через »нтернет. јнтинори подсчитал, что в ближайшее врем€ Lufthansa сможет увеличить продажи через —еть на 30%, в том числе и в –оссии.

    ¬печатл€ет успех и швейцарско-бельгийского союза авиакомпаний Swissair\Sabena. ѕо словам генерального менеджера союза по –оссии ћаркуса јльбрехта, за первое полугодие пассажиропоток на рейсах Swissair из ћосквы вырос на четверть, а на рейсах Sabena и того больше - на 41%. ћаркус јльбрехт видит причину успеха в том, что союз авиакомпаний ввел гибкую систему скидок и сделал удобное расписание полетов - в итоге российские пассажиры более активно стали использовать транспортные узлы в ÷юрихе и Ѕрюсселе. “ак что если в прошлом году Swissair и Sabena перевезли на своих российских рейсах около 170 тыс. пассажиров, то в этом году они вполне могут догнать немецкую Lufthansa.

    ѕохожим образом в нашей стране идут дела практически у всех крупнейших авиакомпаний мира. ѕерспективность же бизнеса в –оссии привлекает все больше новых участников из-за границы. —вежий пример - этим летом на наш рынок вышли "ёжноафриканские авиалинии". јфриканцы полагают, что рейсы в …оханнесбург и  ейптаун будут представл€ть большой интерес дл€ росси€н, поскольку регул€рные полеты на юг јфрики "јэрофлот" практически полностью прекратил.

  • ѕлохие виды на урожай

    ¬торое полугодие дл€ наших авиакомпаний видитс€ в еще более мрачном свете, чем первое. ¬переди зимний сезон, когда пассажиропоток традиционно резко сокращаетс€ и все компании несут убытки. — учетом того, что практически все рейсы внутри –оссии и так убыточны, а на международных лини€х пассажиры предпочитают летать западными авиакомпани€ми, можно предположить, что нынешнюю зиму продержатьс€ смогут далеко не все наши авиаторы даже из первой двадцатки. Ќо и перезимовавшие долго не прот€нут. ѕарк их воздушных судов устарел (износ в среднем составл€ет 75%) и годитс€ только дл€ демонстрации в музе€х. ¬ прошлом году мы списали 400 самолетов, а получили только восемь. ¬ этом году в –оссии планируетс€ списать 494 лайнера, замены же транспортным ископаемым вроде “у-154 практически нет. Ќовые наши лайнеры - »л-96 и “у-204 - пугают пассажиров шумом не меньше своих предшественников. Ќо даже эти самолеты авиакомпани€м в лизинг вз€ть трудно. Ќаши банки лизинговые проекты кредитуют неохотно и не под 7% на 20 лет, как на «ападе, а под 20% на три-четыре года. ¬ыход из сложившейс€ ситуации может быть только один - тесна€ коопераци€ и создание союзов. «ападные авиаторы, столкнувшиес€ с похожими проблемами в 80-х, это пон€ли давно и уже несколько лет объедин€ютс€ в глобальные авиационные аль€нсы.

    ¬ –оссии тема аль€нсов стала модной среди руководителей авиакомпаний в марте этого года, когда "јэрофлот" подписал с Air France договор о присоединении в 2003 году к глобальному союзу, в который помимо французов входит Delta, Korean Air и AeroMexico ("Ёксперт" писал об этом в N12 за этот год). ≈сли это произойдет, то перед аэрофлотовскими пассажирами откроютс€ огромные возможности. Ћюбой клиент нашей авиакомпании, купив в –оссии билет, сможет без труда попасть в любой из 430 городов ста стран мира, куда летают члены аль€нса. —обственные возможности "јэрофлота" сейчас в несколько раз меньше.

    ¬прочем, вхождение "јэрофлота" в аль€нс с французами, американцами, корейцами и мексиканцами дело далеко не решенное.  ак стало известно "Ёксперту", ¬алерий ќкулов сейчас ведет параллельно интенсивные переговоры с главой группы Lufthansa ёргеном ¬ебером о присоединении к крупнейшему в мире союзу - Star Alliance, где немцы играют ключевую роль. Ёту информацию подтвердил нам как замгендиректора "јэрофлота" ƒмитрий јмундс, так и ”льрих –югер. ѕо словам регионального директора Lufthansa, "јэрофлот" имеет соглашение только с Air France, причем его действие строго ограничено по времени - до 2003 года. — Delta же у "јэрофлота" такого соглашени€ нет. ”льрих –югер очень хочет видеть "јэрофлот" в р€дах полноправных членов Star Alliance: "Ёто хороший кандидат, а Star Alliance как раз не охватил только –оссию и  итай.  роме того, у нас с 'јэрофлотом' много совместных предпри€тий. “ак что дл€ женитьбы все есть - и любовь, и выгода".

    ƒругие же крупные российские авиакомпании могут претендовать в лучшем случае на статус младших партнеров крупных международных авиалиний. ”дачные примеры такого сотрудничества есть. ¬се та же Lufthansa в июле подписала соглашение с "—ибирью" о взаимном признании перевозочной документации. “ак что теперь пассажиры "—ибири" могут отправитьс€ в любой из 340 городов в 91 стране мира, куда летает Lufthansa, например, полет до базовых аэропортов немецкой компании выполн€ет "—ибирь", а дальше пассажир по единому билет следует рейсами Lufthansa. ¬озможность заключени€ подобного соглашени€ немцы прорабатывают сейчас с "Ѕашкирскими авиалини€ми" и "—амарой". Ќо, по словам –югера, число партнеров немецкой компании в –оссии будет ограничено - максимум п€тнадцать.

    –югер считает, что многие российские региональные авиакомпании еще "не подросли и поэтому слишком амбициозны". "¬се они хот€т открыть рейсы во ‘ранкфурт и Ќью-…орк, поскольку это престижно, но им надо сосредоточитьс€ на своем регионе, развивать партнерство с местными авиакомпани€ми и уже потом думать о транснациональных проектах.  огда они это поймут и окрепнут, то станут нашими партнерами. ћы еще дождемс€ урожа€ и соберем его", - уверен директор Lufthansa.

    ¬се руководители российских авиакомпаний в беседе с "Ёкспертом" говорили, что объединение им необходимо как воздух, но дальше разговоров дело не идет. ѕо словам јлександра  расненкера, наши авиаторы все еще пытаютс€ играть в одиночку, но в итоге ничего не получаетс€, а понимани€ того, что надо идти на компромиссы и только тогда партнерство будет взаимовыгодным и долговременным, до сих пор нет. “ак что надежда западников на "урожай" партнеров может не оправдатьс€.  роме "јэрофлота" и еще одной-двух российских авиакомпаний, "собирать" скоро будет просто некого.

    ¬ подготовке материала использована информаци€ "Ѕизнес консалтинг груп"

  • реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты