Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

≈.Ћукь€нова, ј.’азбиев "¬оздушна€ тревога" (Ёксперт, #6 (266) от 12 феврал€ 2001)
ѕубликуетс€ с разрешени€ «јќ "∆урнал Ёксперт"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ќ«ƒ”ЎЌјя “–≈¬ќ√ј

Ќеконкурентоспособность отечественного авиапрома поставила наших перевозчиков в тупик


≈вгени€ Ћукь€нова, јлексей ’азбиев


¬округ "јэрофлота" разразилс€ беспрецедентный по масштабам скандал. –уководители авиазаводов, профсоюзов и р€да отраслевых организаций пр€мо обвинили нашего национального авиаперевозчика в стремлении окончательно добить российский авиапром. ѕрофсоюзных боссов и авиационных лоббистов поддержали парламентарии, обратившиес€ к президенту с просьбой как можно скорее "разобратьс€ в ситуации и прин€ть неотложные меры".

¬рем€ дл€ раздувани€ скандала крайне удачное. ¬ середине феврал€ —овет безопасности –оссии рассмотрит вопрос о "спасении отечественного авиапрома", в начале марта российское правительство проведет р€д совещаний, на которых будет решатьс€ судьба отрасли, а ≈вропейский союз уже за€вил, что с 1 апрел€ намерен перестать пускать наши самолеты к себе. Ќа этом фоне топ-менеджеры "јэрофлота" и других авиакомпаний должны прин€ть решение о том, какими лайнерами будет пополн€тьс€ парк в долгосрочной перспективе. ÷ена вопроса - дес€тки миллиардов долларов и судьба не только нашего авиастроени€, но и российских авиаперевозчиков.

ѕосильный вклад

ѕоводом дл€ обвинений в адрес "јэрофлота" послужила поездка главы компании ¬алери€ ќкулова вместе с российским премьером ћихаилом  ась€новым в декабре прошлого года во ‘ранцию на встречу с ее премьером Ћионелем ∆оспеном. ¬ ходе визита во французской прессе по€вилась информаци€ о подписании "јэрофлотом" и консорциумом Airbus Industrie договора о приобретении, по одним данным, тридцати, по другим - п€тидес€ти самолетов на сумму от 1,5 до 2 млрд долларов. ‘ранцузские журналисты почему-то решили, что таким образом –осси€ внесет свой "посильный вклад" в программу серийного производства лайнера-супергиганта A3XX, которую сейчас реализует ≈вросоюз. ѕрограмма, считают местные обозреватели, испытывает дефицит финансировани€, и эта сделка - одно из непременных условий присоединени€ "јэрофлота" в 2003 году к глобальному авиационному аль€нсу SkyTeam, в котором ключевую роль играет Air France. » хот€ пресс-служба "јэрофлота" довольно оперативно опровергла эту информацию как "не соответствующую действительности", сообщив, что "никаких контрактов никто не заключал", последовавшее за этим витиеватое за€вление штаб-квартиры Airbus Industrie о том, что было все-таки подписано соглашение о "расширении глобального сотрудничества в области потенциального обновлени€ самолетного парка, послепродажного обслуживани€ и других сферах", вызвало подозрение наших авиастроителей: крупнейша€ авиакомпани€ –оссии лукавит.

Ќа "јэрофлот" была моментально организована атака, к которой подключились все так или иначе "заинтересованные в возрождении российского авиапрома" структуры, выступившие с предельно жесткими за€влени€ми. —разу после новогодних праздников, 4 €нвар€, председатель ‘едерации независимых профсоюзов –оссии ћихаил Ўмаков и председатель –оссийского профсоюза труд€щихс€ авиационной промышленности јнатолий Ѕреусов обвинили г-на ќкулова в саботаже решений российских властей по мерам господдержки продаж российских самолетов »л-96 и “у-204 на основе лизинга. "¬ бюджете 2001 года на эту программу по решению президента и правительства выделены средства, но она не реализуетс€, в том числе при вашем, господин ќкулов, активном противодействии. ќдновременно 'јэрофлот' собираетс€ приобрести самолеты Airbus, в результате чего на предпри€ти€х авиационной промышленности усиливаетс€ возмущение", - за€вили г-да Ўмаков и Ѕреусов.

”же 18 €нвар€ по "јэрофлоту" был нанесен новый удар. ѕрезидент –оссийского общества авиастроителей јлександр Ѕатков направил открытое письмо ¬ладимиру ѕутину с просьбой "немедленно обеспечить защиту российского авиапрома от недобросовестной конкуренции со стороны западных авиастроителей". ¬ интервью "Ёксперту" г-н Ѕатков сообщил, что "действи€ 'јэрофлота' способны привести к уничтожению авиастроени€ как отрасли и потере транспортной безопасности страны.

Ќаконец, 31 €нвар€ по инициативе председател€ законодательного собрани€ ”ль€новской области и члена посто€нной комиссии —овбеза —ерге€ –€бухина верхн€€ палата также обратилась к президенту –оссии с просьбой прин€ть неотложные меры по активизации господдержки отечественных предпри€тий авиационной промышленности. —енаторы считают, что в стране сложилась "крайне опасна€ ситуаци€". "¬ ближайшие годы из эксплуатации будут выведены сотни самолетов устаревших типов, при этом обновление парка российскими авиакомпани€ми происходит за счет лизинга импортной авиационной техники, котора€ стоит в два-три раза дороже, но приобретаетс€ на льготных услови€х, - считают сенаторы. - ¬ то же врем€ в –оссии освоен выпуск современных самолетов, имеющих международные сертификаты, но их продажи крайне малы". ¬ обращении подчеркиваетс€, что суммарный объем продаж российских самолетов на внутреннем и внешнем рынках за 1992-1999 годы сократилс€ в 11 раз. »з-за этого "крупнейшие авиационные предпри€ти€ в ¬оронеже,  азани и ”ль€новске практически остановлены, не работают сотни заводов - поставщиков комплектующих изделий". ¬ыход из кризиса сенаторы вид€т один: "—рочно создать все услови€ дл€ лизинга российской авиатехники, который во всех развитых странах мира дает более четверти капитальных вложений в авиапром, тогда как у нас этот показатель близок к нулю".

¬ысшее руководство страны было вынуждено реагировать. ¬ начале феврал€ на пресс-конференции глава —четной палаты —ергей —тепашин сообщил, что по итогам проведенной его ведомством проверки авиапромышленности ¬ладимир ѕутин даст "очень жесткие и категоричные поручени€ правительству поддержать российских авиастроителей". „то это будут за поручени€, г-н —тепашин не уточнил.

ќтказ за отказом

¬ самом "јэрофлоте" шумиху, подн€тую вокруг авиакомпании, св€зывают прежде всего с множеством рекламаций на новые отечественные самолеты, которыми ее глава ¬алерий ќкулов буквально завалил российских авиастроителей. ѕод новый год на аэрофлотовских »л-96-300 дважды за два дн€ произошли отказы двигателей, и из шести имеющихс€ у авиакомпании самолетов этого типа в строю осталось только два. –асписание полетов пришлось перекраивать, и авиаперевозчик понес существенные потери. —овет директоров авиакомпании, собравшийс€ на свое заседание в конце €нвар€, рекомендовал ¬алерию ќкулову взыскать понесенные убытки с производителей, что тот и попыталс€ сделать.

¬ официальных письмах г-на ќкулова разработчикам техники говоритс€, что наибольшее беспокойство совета директоров вызывает устойчивый рост числа отказов установленных на »л-96-300 двигателей ѕ—-90. –уководство ѕермского моторного завода (ѕћ«) на рекламацию "јэрофлота" ответило довольно странно. √ендиректор ѕћ« ёрий –ешетников за€вил, что "никогда не уклон€лс€ от ответственности за свою работу и продукцию завода, но количество задержек рейсов из-за неисправности двигателей, о которых говорит 'јэрофлот' (по данным авиакомпании, их число уже перевалило за вторую сотню. - 'Ёксперт'), завышено на пор€док, да и в любом случае безотказной техники не бывает". Ќо дело не только в двигател€х новых "»лов" - по статистике "јэрофлота", на всех воздушных судах отечественного производства число отказов более чем в два раза превышает число отказов зарубежных лайнеров.

ƒруга€ причина атаки на "јэрофлот" - ожидающеес€ в марте решение совета директоров авиакомпании о том, какие самолеты перевозчик будет приобретать в долгосрочной перспективе в рамках объ€вленной в прошлом году концепции перехода с 11 существующих типов самолетов на четыре. ≈стественно, отечественные авиастроители хотели бы, чтобы выбор пал именно на их продукцию, однако места ей в парке "јэрофлота", как, впрочем, и многих других российских и зарубежных авиакомпаний, скорее всего, не найдетс€. »нтенсивных регул€рных маршрутов, на которых летает много пассажиров, у компании нет, и большие лайнеры типа »л-96-300 (на 300 мест) ей почти не нужны. ј вот два типа дальнемагистральных самолетов - на 180-220 мест и на 150 мест - ей необходимы как воздух, но российские заводы, выпускающие такие лайнеры, не в состо€нии добитьс€ нужных компании характеристик. “ребуютс€ "јэрофлоту" еще и ближнемагистральные самолеты на 100 мест с дальностью полета до 5 тыс. километров, и региональные машины на 50 пассажиров с дальностью полета до 3 тыс. километров, а таких самолетов отечественна€ промышленность вовсе не выпускает.

—лишком много шума и керосина

–оссийский авиапром по сути уже давно производит никому не нужный товар. Ќаши "новые" лайнеры - »л-96, “у-334 и все семейство “у-204 - были заложены еще в начале 80-х годов. ќни должны были заменить, соответственно, устаревшие »л-62, “у-154 и “у-134. Ёто были самолеты нового поколени€ с низким расходом топлива, уровнем шума и загр€знени€ атмосферы. ѕланировалось, что в парк союзного "јэрофлота" они поступ€т уже в 1987 году, но этого не случилось. ѕричины самые разные, начина€ с общей нехватки средств на доводку новых моделей и заканчива€ нарастающим техническим отставанием производителей двигателей, авионики и проч. Ќи к одной из этих моделей смежники не смогли поставить в срок подход€щее оборудование. ¬ результате, когда в –оссии еще только проводили испытани€ »л-96 и “у-204, американцы уже вовсю возили пассажиров на модел€х-конкурентах Boeing-757 и Boeing-767, а европейцы на A-310 и A-340. ѕосле либерализации торговли российские авиакомпании также стали приобретать западные аналоги, хот€ наши новые самолеты уже поступили в эксплуатацию. » дело тут совсем не в отсутствии патриотизма, а в следовании общемировой практике.  ак за€вил "Ёксперту" финансовый директор группы Lufthansa  арл-Ћюдвиг  л€й, главных критериев, руководству€сь которыми авиакомпании решают, какие самолеты покупать, всего два. ѕервый - вписываютс€ ли они в структуру парка (большого числа типов самолетов в парке быть не должно, иначе резко возрастают расходы на их обслуживание). ¬торой - соответствуют ли они международным нормам сервиса, безопасности и экономичности. Ќа вопрос "Ёксперта", будет ли Lufthansa покупать новые российские самолеты, г-н  л€й дипломатично ответил, что они не совсем вписываютс€ в парк авиакомпании, и предложил задать ему этот вопрос лет через п€ть-шесть.

Ќесоответствие наших авиационных новинок структуре парка современных авиакомпаний не единственна€ причина. Ќаши самолеты сто€т дешево, но в эксплуатации дороги. Ќапример, по данным "јэрофлота", при нормальной эксплуатации стоимость затрат на топливо дл€ »л-96 выше, чем дл€ Boeing-767 вместе с лизинговыми платежами. «а час полета »л-96 съедает керосина на 4 тонны больше, чем Boeing-767. — “у-204 ситуаци€ друга€. Ётот лайнер достаточно экономичен, но так же, как и »л-96, технически не доработан, и все эксплуатирующиес€ сейчас семь моделей этого типа фактически проход€т летные испытани€ с пассажирами на борту. ѕо мнению авиаторов, неудобство пассажирам доставл€ет грохот при выпуске и уборке шасси, который их пугает. —ильный шум в первых р€дах салона возникает и из-за частого отказа систем регулировани€ температуры. Ќо создателей “у-204 это почему-то не беспокоит. ¬ интервью "Ёксперту" технический директор јЌ“  имени “уполева ¬алерий —олозобов за€вил, что самолет вполне отвечает не только нынешним, но перспективным требовани€м сертифицирующих организаций. — ним согласен и главный конструктор “у-204 Ћев Ћановский, считающий, что с этим самолетом реальных проблем нет, добавл€€ при этом, что в любом случае изменить конструкцию уже практически невозможно.

≈сть и еще одна проблема - схема продаж отечественных лайнеров авиакомпани€м. ќсновной недостаток «акона о лизинге - его несогласованность с Ќалоговым, √ражданским и “аможенным кодексами. ѕо словам руководител€ јссоциации лизинговых компаний ≈лены —крынник, дл€ того чтобы лизингова€ схема работала, самолет должен €вл€тьс€ чей-то собственностью, однако √осударственна€ служба гражданской авиации (√—√ј) выдает только свидетельство о регистрации самолета, но не подтверждает права собственности владельца. ¬ свою очередь, согласно √ражданскому кодексу такое право надо регистрировать в ћинюсте, но он регистрацией летательных аппаратов все еще не занимаетс€, ссыла€сь на законодательные противоречи€, и отсылает авиаторов в √—√ј. ѕолучаетс€ замкнутый круг.

—амолеты на приколе

 ороче говор€, наши авиаперевозчики попали в непростую ситуацию. “ем временем западные авиакомпании активизируют свою де€тельность на российском направлении. ¬ интервью "Ёксперту" генеральный директор по продажам British Airways ƒэйл ћосс за€вил, что ему очень нравитс€ вести бизнес в нашей стране. "” нас глобальна€ сеть, и мы намереваемс€ быть одним из важнейших игроков на российском рынке. ѕока мы летаем только в два ваших города, но будем быстро расшир€ть сеть маршрутов. –осси€ - потенциально огромный рынок. ќбъем перевозок на российском рынке у нас сейчас составл€ет двадцать миллионов пассажиров в год, и мы уверены, что этот показатель начнет расти почти по экспоненте. „ерез дес€ть лет он будет такой же, как в —Ўј, - п€тьсот миллионов пассажиров". Ќесколько осторожней в своих прогнозах  арл-Ћюдвиг  л€й, но и он утверждает: "ћы намерены активно вести бизнес в –оссии и приложим все усили€, чтобы достичь впечатл€ющих успехов".

Ѕольшинство российских авиакомпаний особыми успехами похвастатьс€ не могут.  роме "јэрофлота", "ѕулкова", "—ибири", " расэйр" и еще пары-тройки других, все остальные объем перевозок сократили. ј весной этого года они вообще рискуют уйти в небытие. Ќа прошлой неделе ћеждународна€ европейска€ организаци€ по обеспечению безопасности аэронавигации (≈вроконтроль) потребовала оснастить системами предупреждени€ столкновений в воздухе наиболее часто используемые российские авиалайнеры »л-62, »л-76, “у-134, “у-154 всех модификаций, которые летают над ≈вропой (стоимость каждой такой системы - около 700 тыс. долларов). ¬ противном случае уже с 1 апрел€ 2001 года российские самолеты не будут допущены к полетам над европейской территорией. Ќесмотр€ на кажущуюс€ жесткость сроков выполнени€ поставленных требований, дл€ наших авиакомпаний за€влени€ ≈вроконтрол€ новостью не стали. "јвиаперевозчиков предупредили чуть ли не полтора года назад, - говорит јлександр јкимов, гендиректор 'ƒомодедовских авиалиний'. - Ќо с этим ничего не поделаешь, мотив запрета серьезный. ƒвижение в европейском пространстве становитс€ все более интенсивным, и ширина между коридорами посто€нно сужаетс€".

¬прочем, в действи€х ≈вроконтрол€ можно усмотреть и другие мотивы. "ƒекларируемое благородство целей просто скрывает обострение конкурентной борьбы между нашими и европейскими авиакомпани€ми", - говорит ¬ладимир –удаков, начальник ”правлени€ государственного надзора за безопасностью полетов √осударственной службы гражданской авиации ћинтранса –‘. ѕо его мнению, дл€ наших авиаперевозчиков это слишком жесткое требование. "«ападна€ техника посто€нно развивалась, а наша сто€ла на одном месте, - говорит јлександр јкимов. - ¬от теперь они нас и вытесн€ют с рынка перевозок". ≈сли ≈вроконтроль добьетс€ своего, больша€ часть самолетов, принадлежащих отечественным авиаперевозчикам, останетс€ на приколе, что дл€ авиакомпаний подобно смерти. ƒело в том, что основную прибыль они получают на международных маршрутах, а внутренние рейсы в подавл€ющем большинстве убыточны. » хот€ р€д самолетов уже оснащены такими системами, - их меньшинство. Ѕолее того, даже если произойдет маловеро€тное событие и все наши "“у" и "»лы" оснаст€т необходимым оборудованием, нет гарантий, что ≈— под давлением своего авиалобби не введет новые ограничени€.






реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты