SVAVIA.RUРоссийская Авиация SVAVIA.RU

Доклад заместителя Руководителя
Федерального агентства воздушного транспорта В.И. Дмитриева
"Об эффективности деятельности учебных заведений гражданской авиации России"
выездное заседание Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта
г. Санкт-Петербург
28 октября 2009 года


Во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 г. № 827-р, от 27.11.2006 г. № 1639-р, от 04.02.2008 г. № 109-р и от 11.03.2008 г. № 294-р осуществлена реорганизация Федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сформирована система вертикально-интегрированных комплексов подготовки авиационных кадров в учебных заведениях гражданской авиации. Системы этих комплексов реализуется 3-мя федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и 13-ю средними специальными учебными заведениями. Основная задача сформированных вертикально-интегрированных комплексов ("Летного" и "Инженерно-технического") - подготовка летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала.

При Московском государственном техническом университете гражданской авиации в "Инженерно-технический комплекс" в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов) включены: Егорьевский, Кирсановский, Рыльский, Иркутский и Троицкий авиационные технические колледжи гражданской авиации; При Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации в "Летный" и "Инженерно-технический"комплекс в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов) включены: Бугурусланское летное училище гражданской авиации, Выборгское авиационное техническое училище гражданской авиации, Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации, Красноярский авиационный технический колледж, Санкт-Петербургский авиационный транспортный колледж гражданской авиации.

При Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации в "Летный" комплекс в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов) включены: Краснокутское летное училище гражданской авиации, Сасовское летное училище гражданской авиации и Омский летно-технический колледж гражданской авиации.

В настоящее время в учебных заведениях гражданской авиации обучается более 20 тысяч студентов и курсантов, в том числе 5,5 тысяч человек - с полным возмещением затрат на обучение. Подготовка осуществляется по 31 специальности и специализации.

В "Летном комплексе" обучается:

- более 1500 студентов и курсантов по специальностям "Летная эксплуатация воздушных судов" и "Летная эксплуатация летательных аппаратов";

- 1200 курсантов по специальности "Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства".

В "Инженерно-техническом" комплексе по инженерно-техническим специальностям обучается более 7,5 тысяч студентов и курсантов.

Однако, несмотря на проводимую Росавиацией и учебными заведениями работу по подготовке и обеспечению отрасли квалифицированными специалистами, авиационная отрасль продолжает испытывать дефицит в целом ряде авиационных специалистов и, прежде всего, в летных кадрах, в специалистах инженерно-авиационной службы, в специалистах управления воздушным движением.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2009 г. № 75 план приема абитуриентов в 2009 году по основным специальностям и специализациям учебными заведениями гражданской авиации выполнен полностью. На первые курсы в учебные заведения в 2009 году зачислено 5035 студентов и курсантов.

Характерной особенностью этого года является прием абитуриентов на основании единого государственного экзамена и значительное увеличение приема на основные специальности, что соответствует требованиям Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы", решению Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта от 23 декабря 2008 года и свидетельствует о всё более возрастающей потребности отрасли в подготовленных авиационных специалистах.

План приема на летные специальности увеличен по сравнению с 2008 годом на 50% и составил 750 человек.

План приема на инженерные и технические специальности в высшие и средние профессиональные учебные заведения гражданской авиации в 2009 году увеличен на 10%.

В соответствии с требованиями Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы", решениями Коллегий Минтранса России и Росавиации с 2006 года идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов и студентов в летные учебные заведения ГА. Так, в 2009 г. принято 750 студентов и курсантов, (в 2008 г. - 495 чел., в 2007 г.- 410 чел., в 2006 г.-276 чел.).

К 2012 году планируемое количество выпускников - пилотов учебных заведений ГА должно составить 752 человека, что на 480 человек или 76% больше, чем в 2008 году. Наибольшее увеличение должно произойти в средних специальных учебных заведениях - на 334 человека или 228%. Количество выпускников учебных заведений гражданской авиации по специальности: "Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" с 2008 по 2010 годы увеличится на 25% с 204 до 256 человек.

Количество выпускников учебных заведений гражданской авиации по инженерно-техническим специальностям увеличится к 2013 году в среднем на 35-40%.

Однако темпы приема абитуриентов на летные специальности значительно опережают темпы поставок авиационной техники и тренажеров, строительство искусственных полос в училищах и, самое главное, темпы укомплектования учебных заведений преподавательским, летно-инструкторским, инженерно-техническим и другим персоналом, принимающим участие во всех видах обучения курсантов и студентов.

Уровень подготовки профессорско-преподавательского и летного состава высших и средних учебных заведений гражданской авиации позволяет с высоким качеством осуществлять подготовку студентов и курсантов. В учебных заведениях гражданской авиации в настоящее время работают более 1100 преподавателей, в том числе 94 доктора наук, 364 кандидата наук, 104 профессора, 269 доцентов, более 130 человек командно-летного и летно-инструкторского состава.

Однако наши преподавательские и летные кадры стареют.

По возрастным группам преподаватели высших учебных заведений до 60 лет составляют 59%, старше 60 лет - 41%, средних специальных учебных заведений до 60 лет составляют 66%, старше 60 лет - 34%.

Возрастная укомплектованность командно-летным и летно-инструкторским составом представлена следующим образом: возраст до 30 лет - 20%, возраст 30-40 лет - 16%, возраст 40-50 лет - 36%, старше 50 лет - 28% .

Укомплектованность командно-летным и летно-инструкторским составом по летным учебным заведениям составляет 64%.

В части инженерно-технического и обслуживающего персонала ситуация еще более тревожная.

В настоящее время парк воздушных судов в летных учебных заведениях гражданской авиации составляет 281 единица. Имеют сертификат летной годности 132 воздушных судна (около 47%). Парк воздушных судов летных учебных заведений гражданской авиации состоит из самолетов Ан-2, Як-18Т, Як-18Т(36с), М-101, Як-40, Ан-24, Л-410, Да-42 и вертолетов Ми-8т.

Для справки: до 1990 года в учебные заведения ГА на специальность "Летная эксплуатация воздушных судов" в учебные заведения принималось 1270 человек, которые обучались на 670 ВС (Ан-2, Як-18т, Як-40, Ан-24, Л-410, Ми-8т).

Календарный план работ по государственному контракту от 25.06.2007 года №ГК 111/07, по изготовлению выпускного самолета "Рысачок" не выполняется. Самолет по оценке специалистов поступит в училища не ранее 2012 года.

В связи с этим, для выполнения плана летной подготовки предлагается рассмотреть возможность приобретения с 2010 года воздушных судов зарубежного производства CESSNA-172 SKYHAWK, PIPER-34-220T SENECA, DA-42 TWIN STAR и AS-350 ECUREUIL как более экономичных и с большим межремонтным ресурсом.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России 2010 - 2015 гг." предусмотрены значительные средства для приобретения учебных воздушных судов и тренажеров, что в перспективе, если ситуация с финансированием не изменится, позволит выпускать курсантов на многодвигательных воздушных судах "со стеклянной кабиной" с требуемым налетом и, в конечном итоге, позволит сократить сроки переподготовки выпускников летных учебных заведений для работы на современных воздушных судах.

Тип воздушного судна (назначение) CESSNA-172 SKYHAWK (самолет первоначального обучения) PIPER-34-220T SENECA (выпускной самолет) DA-42 TWIN STAR (выпускной самолет) АS-350 (вертолет первоначального обучения) L-410УВП-Э20 (выпускной самолет)
Разработчик, страна изготовитель CESSNA
США
PIPER
США
DIAMOND AIRCRAFT
АВСТРИЯ
EUROCOPTER
ФРАНЦИЯ
ЧЕХИЯ
Тип
кол-во двигателей
поршневой
1
поршневой
2
турбодизель
2
газотурбинный
1
турбовинтовой
2
Кол-во мест для пилотов 2 2 2 2 2
Макс. взлетн. масса, кг 1110 2150 1785 2500 6400
Запас топлива ,кг 150 348 142 580 1000
Год сертификации МАК 1998 1975 2005 1996 1986
Цена (базовая) тыс.долл. (руб) 297
(9.5млн)
830
(26.5млн)
500
(16.0млн)
1.700
(54млн)
4.000
(128млн)
Назначенный ресурс летных часов 21000 41000 30000 30000 20000
Межремонтный ресурс двигателя 2000 1800 2400 3000 3000
Пилотажно-навигационное оборудование стеклянная кабина стеклянная кабина стеклянная кабина аналоговое стеклянная кабина
Часовой расход кг/ч 24,7 78,0 38,0 150,0 320,0
Возможность применения грунт
ИВПП
грунт
ИВПП
ИВПП грунт
ИВПП
грунт
ИВПП


Федеральной целевой программой до 2015 года на приобретение воздушных судов для учебных заведений гражданской авиации предусмотрено 12 млрд. рублей, на приобретение тренажеров - 21 млрд. рублей. Это позволит решить вопрос насыщения летных учебных заведений авиационной техникой и тренажерами.

В соответствии с возрастающим планом набора курсантов воздушные суда предлагается распределить (общее количество ВС, первоначального обучения + выпускные) в следующем порядке:

  Учебное заведение Прием 2008 г. Потребное кол-во воздушных судов Прием 2009 г. Потребное кол-во воздушных судов Прием 2010 г. Потребное кол-во воздушных судов
1 УВАУ ГА 120 45(35+10) 190 67(54+13) 240 91(73+18)
2 С-П ГУ ГА 100 40(32+8) 140 60(48+12) 200 80(62+18)
3 СЛУ ГА 80 30(24+6) 120 45(36+9) 160 60(48+12)
4 КЛУ ГА 60 24(19+5) 90 35(28+7) 140 48(39+9)
5 БЛУ ГА 75 30(24+6) 120 45(36+9) 160 60(48+12)
6 ОЛТК ГА 65 24(19+5) 90 29(21+8) 100 33(21+12)
Итого 500 193(153+40) 750 281(223+58) 1000 372(291+81)


Расчеты выполнены при условии выполнения полетов в период май - сентябрь на воздушных судах с 1000-ти часовым межремонтным ресурсом.

Спланированные программой средства на строительство и реконструкцию учебных аэродромов (1,3 млрд. руб.) позволят с 2012- 2013 гг. учебным заведениям обеспечить требуемый налет в установленные сроки. Остается высокой стоимость обучения летного состава в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации. Стоимость обучения одного курсанта по специальности "Летная эксплуатация летательных аппаратов" в среднем учебном заведении составляет 2 млн. 900 тыс.руб., в высшем учебном заведении составляет 3 млн. 800 тыс. руб.

Стоимость одного летного часа обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации (по типам воздушных судов):

  Расходные статьи По типам самолетов
Як-18т Да-42 Як-40 Ан-26 М-101 Ан-2
1 АвиаГСМ  5170
(28%)  
1120
(4%)
37085
(42%)
43722
(40%)
5335
(20%)
10444
(31%)
2 Аэропортовые расходы 7837
(42%)
8386
(33%)
30423
(34%)
40063
(36%)
10326
(40%)
13487
(40%)
3 Аэронавигационные расходы 118 126 1564 2183 297 500
4 Расходы на кап. ремонт ВС и двигателей и периодическое ТО ВС 1310
(7%)
18559
(73%)
13112
(15%)
19638
(18%)
2622
(10%)
4857
(15%)
5 Прочие расходы (зем.налог, имущество, ЗП, страховки, питание и т.д.) 136 571 486 410 309 95
Итого (руб.) 18.313 25.137 87.208 110.588 26.137 33.135


Основные расходные статьи - стоимость авиационного топлива, расходы служб, обеспечивающих полеты, начисления заработной платы, транспортные и коммунальные услуги, поддержание зданий и сооружений, спецодежда для переменного и постоянного состава, содержание аэродрома, автоГСМ), а также расходы на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. В совокупности эти расходы составляют 85 - 95% стоимости одного летного часа.

Для сравнения: часовой расход авиатоплива самолета Ан-26 - 850 кг/час, часовой расход авиатоплива самолета ДА-42 -38 кг/час.

Для обеспечения 150-ти часового налета 900 курсантов-пилотов самолетов, 100 часового налета курсантов-пилотов вертолетов при полетах в весенне-летний период (май-сентябрь - 80 летных дней) и межремонтного ресурса воздушного судна в 1000 часов, потребное количество воздушных судов составит 372 ед.

Для обеспечения 150-ти часового налета 900 курсантов-пилотов самолетов, 100 часового налета курсантов-пилотов вертолетов при полетах круглогодично (200 летных дней) и межремонтного ресурса воздушного судна 3000 часов потребное количество воздушных судов составит 140-145 ед.

Анализ состояния дел в учебных заведениях гражданской авиации позволяет сделать следующие выводы:

1.Потенциал учебных заведений гражданской авиации позволяет с высоким качеством обеспечить отрасль квалифицированными специалистами.

2.Для снижения стоимости обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходим переход на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом.

З.Для выполнения плана летной подготовки курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации максимально увеличить количество летных дней, что возможно только при наличии в училищах искусственных ВПП.

4.Необходимо обеспечить достаточное количество персонала всех категорий для обучения курсантов и студентов учебных заведений.

Основные направления, в которых отрасли необходима поддержка государства:

- Целевое финансирование учебных заведений высшего и среднего профессионального образования;

- Целевое государственное финансирование разработки профессиональных и государственных стандартов с участием работодателей;

- Обеспечение учебных заведений ГА воздушными судами (тренажерами), отвечающим современным требованиям;

- Создание целевой программы обеспечения жильем, а также системы ипотечного кредитования;

- Работа со школьниками: восстановление системы профориентации, поддержка инфраструктуры;

- Продвижение авиационной отрасли в СМИ (центральных и региональных).



Источник: Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта



SVAVIA.RU
 
справочник | фото ЛА | библиотека | ссылки| главная
 
 
Ссылки по теме:
 РОССИЯ ГОТОВА РАСПРАВИТЬ КРЫЛЬЯ. Андрей ЛАЗАРЕВ, Еженедельная информационно аналитическая газета "Транспорт России"
 УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. ССЫЛКИ
 ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
 ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. Хроника основных событий
 


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.