SVAVIA.RUРоссийская Авиация SVAVIA.RU

Доклад заместителя Руководителя
Федерального агентства воздушного транспорта О.О. Клима
"О состоянии и развитии региональных авиационных перевозок"
выездное заседание Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта
г. Санкт-Петербург
28 октября 2009 года


Воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения на территориях Крайнего Севера, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Камчатского края и других территорий Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

К регионам, где малая авиация является, зачастую, единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более 60% территории страны с численностью населения около 15 млн. чел. (около 28 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичного доступа к основным наземным транспортным коммуникациям).

Объёмы региональных и местных авиаперевозок относительно 1991 года сократились в 6 раз и в настоящее время их состояние можно охарактеризовать как неудовлетворительное.

В среднем за последние 3 года объём пассажирских перевозок в местном сообщении составил около 1,4 млн. пассажиров в год. По прогнозу на конец 2009 года объём пассажирских перевозок в местном сообщении составит 1,1 млн. пассажиров в год. На снижение объемов авиаперевозок в местном сообщении, повлияли увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний вследствие необоснованного резкого роста цен авиационного топлива в 2008 году, снижение платежеспособного спроса населения в связи с финансово-экономическим кризисом и уменьшение финансовой поддержки аэропортовых комплексов и аэродромов со стороны субъектов Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации, местные авиационные перевозки, осуществляемые, как правило, внутри субъектов Федерации, в период 2006-2009 гг. обслуживали 31 авиакомпания и авиапредприятие. Причем наибольший удельный вес (около 82%) в общей структуре этих авиаперевозок приходился на 15 авиакомпаний. Из них наиболее крупными местными авиаперевозчиками являлись ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (19% от общего объема перевезенных пассажиров), ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" (16%) и ОАО "Авиакомпания "Якутия" (8,7%). При этом за рассматриваемый период 10 авиапредприятий и авиакомпаний прекратили обслуживать перевозки пассажиров в местном сообщении по причинам банкротства и лишения свидетельства эксплуатанта.

Одной из самых острых проблем в развитии рынка местных и региональных перевозок к 2015 году станет масштабное сокращение парка воздушных судов, обслуживающих местное и региональное сообщение, насчитывающих в настоящее время 2200 самолетов и 1190 вертолетов. В состав парка входят воздушные суда, эксплуатация которых начата 40-50 лет назад. В их числе морально устаревшие региональные самолеты и самолеты местных воздушных линий Як–40, Ан–24, Ту–134, Ан–26, Ан–2, а также вертолеты типа Ми–8, Ми-8МТ. Они как минимум, на поколение отстают от наиболее совершенных образцов - Ан–74, Ан–32, Ан–38 и на несколько поколений отстают от зарубежных аналогов по техническим параметрам, оснащены двигателями разработки 70-х годов. Из-за несовершенства бортового оборудования имеют увеличенный состав экипажа и трудоемкость технического обслуживания, хотя еще до недавнего времени обеспечивали соответствующие условиям российского рынка экономические показатели их использования.

При этом на замену выбывающих по данному сегменту рынка самолетов и вертолетов отечественная промышленность практически не предлагает ничего взамен.

Для регионального пассажирского парка, представленного наиболее устаревшими типами (Ан–24, Ту–134, Як–40 и др.), доля самолетов, временно выведенных из эксплуатации, была примерно стабильна до 2007 года. В 2008 году и первой половине 2009 года она выросла с 37% до 43 %. В целом доля простаивающих региональных воздушных судов составляет примерно 40-44%.

Изменение степени использования реестрового парка воздушных судов происходит на фоне сокращения численности коммерческого реестрового парка региональных самолетов примерно на 25% по сравнению с 2000 годом.

Среди находящихся в реестре самолетов предыдущих поколений почти половина пассажирского регионального парка и 60% грузового фактически не эксплуатируется в связи с экономической неэффективностью и ограниченностью рынка, на котором они потенциально могли бы использоваться. В том числе, простаивает почти половина самолетов Ан–24, Як–40, Ан–26. Рекордсменом являются Ан–2, у которых соответственно простаивают 74% парка.

Для большинства устаревших типов доля простаивающих воздушных судов постепенно растет. Исключением являются не получившие эффективной замены в массовой эксплуатации самолеты Ан-24. Количество простаивающих самолетов Ту-134 выросло на 10% только с начала 2008 года.

С технической точки зрения, значительная часть простаивающих воздушных судов может быть возвращена в эксплуатацию после проведения ремонта и мероприятий по продлению ресурсов. Однако, в большинстве случаев, вложение значительных средств в ремонт устаревшей, зачастую разукомплектованной авиатехники не оправдано, поэтому большая часть простаивающих самолетов не летает уже длительное время.

В структуре парка региональных пассажирских самолетов формально представлены все классы самолетов по пассажировместимости. Во всех классах воздушных судов представлены как реактивные, так и турбовинтовые самолеты. При этом следует отметить отсутствие западных самолетов в классе "60-85" мест с ТРДД. Современный российский парк воздушных судов этого класса включает значительное число устаревших реактивных самолетов Ту–134, на замену которым в ближайшее время планируется поступление Ан-148. Класс самолетов на "40-60 мест" представлен 8 типами самолетов, среди которых основная доля приходится на турбовинтовые Ан-24 и конвертируемые Ан-26-100. Реактивные конвертируемые самолеты Ан-74ТК-100/200 представлены незначительным парком и неконкурентоспособны на рынке пассажирских перевозок. Самолеты российского производства, но украинской разработки последнего поколения Ан-140 в парке единичны, зарубежные самолеты представлены малыми парками подержанных турбовинтовых ATR-42-300, Dash8-300 и SAAB 2000, а также пятью реактивным CRJ-100 (СL-600) со вторичного рынка.

Класс "20-40 мест" представлен 5 типами, среди которых доминируют по количеству морально и физически устаревшие Як-40. Парк турбовинтовых самолетов Ан-38 мал. Западные самолеты данного класса только начали появляться у коммерческих перевозчиков. Авиакомпания "Атлант-Союз" только в конце 2007 года получила первые турбовинтовые самолеты ЕМВ-120 со вторичного рынка, а реактивные ERJ-135 данной размерности представлены только в парке АОН. Появление в 2007 году Dash-8-200, взамен ранее эксплуатировавшихся самолетов Dash-8-100, было обеспечено исключительно реализацией международного проекта по добыче углеводородов "Сахалин".

Самолеты нового поколения в составе парка региональных и местных воздушных судов представлены самолетами ИЛ-114 (2 ед.), Ан-38 (6 ед.), АН-140 (2 ед.).

По расчетам ГосНИИ ГА и Санкт-Петербургского университета гражданской авиации потребность в новых типах самолетов вместимостью от 10 до 85 пассажирских кресел, с дальностью полетов от 500 до 1500 км к 2016 году превысит 250 единиц, что в стоимостном выражении составит около 2,8 млрд. долларов США.

Выбор направлений развития местных и региональных авиаперевозок на период до 2015 года и на более отдаленную перспективу базируется на Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия предусматривает решение важнейшей социальной задачи - обеспечение доступа к качественным и надежным транспортным услугам для всех граждан, независимо от их места жительства.

Следует отметить, что сокращение перевозок, закрытие авиалиний, дезорганизация авиатранспортной инфраструктуры России и другие отрицательные тенденции в ближайшее время могут принять необратимый характер, что может привести к полному развалу системы аэропортов, эксплуатирующих самолеты малой авиации, и созданию кризисной ситуации во многих труднодоступных регионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта.

Негативной тенденцией, влияющей на уменьшение объемов авиаперевозок в местном сообщении, явилось дальнейшее сокращение числа аэродромов, на которых эксплуатируются воздушные суда малой авиации. Сеть региональных и местных аэродромов классов Г-Е в период с 1990 года сократилась с 1200 до 210 и продолжает сокращаться.

Состояние объектов наземной инфраструктуры аэропортов, обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов малой авиации, характеризуется существенными диспропорциями. С одной стороны высокий износ основных производственных фондов, с другой - низкий уровень обеспеченности аэропортов производственными зданиями и сооружениями. Конструкции грунтовых аэродромов в значительной мере утратили эксплуатационные качества, что обусловливает трудности в работе, особенно в период межсезонья. Согласно Концепции развития аэропортовой (аэродромной) сети Российской Федерации на период до 2020 года целью государственной политики в данной области является создание необходимых условий для эффективного функционирования воздушного транспорта, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах.

Для реализации поставленной цели, государственная политика направлена на содействие развитию узловых аэропортов и крупных авиаперевозчиков, концентрирующих в этих аэропортах основные транзитные (трансферные) потоки. Кроме того, неотъемлемой частью трансферной сети маршрутов являются региональные и местные авиаперевозки, а составной частью узловой схемы обслуживания авиаперевозок - региональные и местные аэропорты, развивающиеся, в том числе, с использованием элементов субсидирования.

К концу 2020 года аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном, в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры.

Базовыми механизмами системы государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок и аэропортовой деятельности должны являться:

- субсидирование из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации аэропортовой деятельности на основании нормативных расчетов средств, необходимых для содержания инфраструктуры аэропортовых комплексов, включая аэродромы;

- субсидирование из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и местные перевозки;

- рассмотрение вопросов организации аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Деятельность предприятий, ориентированных на высокие стандарты предоставляемых транспортных услуг с сохранением принципа ценовой доступности для широких слоев населения, в сложившихся рыночных условиях потенциально убыточна.

Основными документами, определяющими развитие аэропортов РФ в настоящее время, являются: Подпрограмма "Гражданская авиация" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2002-2010 гг.)", Подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" и "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (в части аэропортов)", в основе которых положены принципы ранее разработанной "Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации на период до 2020 г.".

В период 2021 - 2030 гг. предполагается осуществление основных приоритетных задач, определенных главной целью "Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. (в части развития аэропортов)":

- обеспечение устойчивости функционирования сети аэропортов и аэропортов, не относящихся к опорной сети за счет развития и поддержания в эксплуатационном состоянии наземной инфраструктуры данных аэропортов и обновления основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в предшествующий период (до 2015 года);

- восстановление не менее 160-185 аэродромов классов "Г", "Д" и "Е", в основном, обеспечивающих эксплуатацию малой авиации и авиации общего назначения.

Структура инвестиций предполагает использование всех источников финансирования с учетом организационных и структурных изменений, совершенствования законодательной системы и нормативно-правовых принципов:

- средства федерального бюджета;

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства муниципальных бюджетов;

- собственные средства аэропортов;

- средства заинтересованных организаций;

- частные инвестиции и др.

Потребный объем инвестиций в наземную инфраструктуру аэродромов и аэропортов, включая и реконструкцию ВПП, в период 2010 - 2015 гг. составит порядка 250,0 млрд. руб.

В связи с этим, необходимо в кратчайшие сроки разработать концепцию и программу развития местных и региональных перевозок с подробными расчетами объема инвестиций в парк воздушных судов и в объекты наземной инфраструктуры.

Проблема развития местных и региональных перевозок, прежде всего в районах со слаборазвитой сетью наземных путей сообщения, является особенно актуальной. Непринятие действенных мер может привести к необратимым последствиям, которые приведут к прекращению деятельности перевозчиков обслуживающих местные и региональные авиалинии, что в свою очередь приведет к серьезным социально-экономическим последствиям в регионах.


Источник: Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта



SVAVIA.RU
 
справочник | фото ЛА | библиотека | ссылки| главная
 
 
Ссылки по теме:
 РОССИЯ ГОТОВА РАСПРАВИТЬ КРЫЛЬЯ. Андрей ЛАЗАРЕВ, Еженедельная информационно аналитическая газета "Транспорт России"
 УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. ССЫЛКИ
 ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
 ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. Хроника основных событий
 


Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.