SVAVIA.RU | "ИНЖЕНЕР БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ" Е.Л.Залесская, Г.А.Черемухин | ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК Новый вариант главы, публикуется впервые Выдающийся инженер, ученый-прочнист, автор проекта, руководитель и участник строительства большой аэродинамической трубы в Москве, руководитель постройки аэродинамических труб в городе Жуковском, автор проекта, конструктор, руководитель постройки и бессменный летчик-испытатель геликоптера 1-ЭА ЦАГИ, Главный прочнист, участвовавший в течение 20 лет, начиная с 1938 года, в создании самолетов конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева, профессор, автор учебников и учебных пособий - таким знали Алексея Михайловича Черемухина его современники.
Родом Михаил Никифорович был из города Долматово - этот город есть и на современной карте страны между городами Свердловск и Курган. Дед Алексея Михайловича - отец Никифор Черемухин (1827-1886гг.) был священником Николаевской церкви и одновременно преподавал закон божий в Долматовском начальном мужском училище. Сейчас в бывшей церкви находится Долматовский исторический музей имени уральского краеведа А.Н.Зырянова. В музее хранятся материалы и документы о деятельности семьи Черемухиных, в том числе и А.М.Черемухина. Бабушка Алексея Михайловича, Павла Асафовна (1833-1915 гг.), была известна в Долматово тем, что в 1861 году основала в городе первую женскую школу и учительствовала в ней более сорока лет. Мать Алексея Михайловича, Зинаида Алексеевна Черемухина (урожденная Худзинская), была родом из Варшавы.
Старшую сестру Алексея Михайловича, Зинаиду, назвали в честь матери, а первого сына - в честь деда Алексеем. В семье царила любовь. Это была семья русских интеллигентов. В доме постоянно звучала музыка, часты были домашние концерты. Мать играла на фортепьяно и пела, отец играл на скрипке. Детей также обучали музыке. Алексея учили играть на скрипке. Частыми гостями дома, участниками домашних концертов были певцы А.В.Нежданова и Л.В.Собинов и другие артисты Большого театра. Большим другом семьи, до конца своей жизни тепло относившаяся к Алексею Михайловичу, была знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Актриса Малого театра В.Н.Пашенная в своих мемуарах вспоминает "чиновника" М.Н.Черемухина. Помимо знаменитостей, в доме собирались гимназисты, устраивались молодежные спектакли. Все дети в семье получили гуманитарное образование: старшая сестра - филолог, вторая сестра - искусствовед, младший брат композитор. Алексея Михайловича отдали учиться в 5-ую классическую мужскую гимназию. Вместе с Алексеем Михайловичем учился будущий артист МХАТа В.Л.Ершов, будущий хирург Алексей Александрович Смирнов, заслуженный врач РСФСР, лучший друг Алексея Михайловича.
Пятерки были настоящими - до конца жизни Алексей Михайлович помнил латынь, часто использовал ее в разговоре. Древнегреческий ему первый раз пригодился по-настоящему только в начале 1914 года. По окончании гимназии сестра Наталья Михайловна устроила его в качестве лаборанта-фотографа в археологическую экспедицию Московского университета в Греции. Хотя грекам в 1914 году трудно было понять древнегреческий, общение получилось. И в дальнейшем знание греческого языка помогало Алексею Михайловичу в понимании многих терминов и выражений. Умение общаться, находить общий язык с людьми вообще было отличительной особенностью Алексея Михайловича. Уже в детстве проявилась способность Алексея Михайловича создавать своими руками: сам оборудовал домашнюю фотолабораторию, на даче в Пушкино построил мостик на пруду для прыжков в воду, чинил лодку, велосипед сестре, ремонтировал керосиновую лампу и миниатюрный замок на футляре для скрипки и многое другое. В гимназии он был первым помощником преподавателя физики в подготовке и проведении опытов, при этом сам мастерил приборы, которых не хватало в физическом кабинете для учебного процесса. В 1909 году умерла его мать, Зинаида Алексеевна. Отец тяжело переживал ее смерть. В 1913 году он скончался. Братья остались на попечении сестер. Старшая сестра Зинаида была властной и деловой женщиной, она взяла в свои руки все хозяйство семьи. Однако хозяйство было не из очень богатых. После смерти отца Алеша Черемухин, учась в гимназии, был вынужден зарабатывать, давая уроки. В 1914 году Алексей Михайлович окончил гимназию с золотой медалью. Казалось бы, воспитание и вся обстановка в семье должны были способствовать тому, чтобы он продолжил гуманитарное образование. Однако он поступает в Петербургский политехнический институт. Можно предположить, что выбор - учиться не в Москве был связан с желанием избавиться от прямой опеки сестер. В Петербурге он был зачислен на первый курс механического факультета Политехнического института, но до занятий дело не дошло... Началась 1-я мировая война, и уже в конце августа Алексей Михайлович поступил охотником (добровольцем) на правах вольноопределяющегося в 13-й корпусной авиационный отряд.
Вольноопределяющимися назывались солдаты, пришедшие на службу после окончания среднего или высшего учебного заведения. "Права" же заключались лишь в том, что офицеры обращались к ним на "вы". Еще до войны, - вспоминал впоследствии Алексей Михайлович, - хорошо помню сообщения о первых полетах братьев Райт, о полетах, которые проводили в Москве приезжавшие летчики - французы Пуарэ и Пикэ, а затем и наш Уточкин. Я помню, - продолжал он, - как я был на ипподроме в одном из первых рядов, и, когда Уточкин перед полетом разбегался по той дорожке, где теперь проходят скачки, вопрос о том, летит он или не летит, решался очень просто: ложились на дорожку и смотрели - оторвался он от нее или не оторвался. Летом перед войной приезжал в Москву летчик Пегу и делал "мертвые петли". Он летал на самолете "Моран". Не эти ли тогда совсем свежие впечатления определили тот выбор, который сделал Алексей Михайлович, поступив в авиационный отряд? 13-й авиационный отряд, в который он поступил, уже 5 сентября 1914 года стал отрядом Действующей армии, и с этого дня началась воинская служба Черемухина. Через 20 дней он принял присягу. Началась нелегкая служба сначала мотоциклистом, потом шофером, а потом механиком при самолетах. В одной из "записок по службе" Алексея Михайловича записано, что "... будучи нижним чином при доставке донесения на мотоцикле, исполняя служебные обязанности, получил перелом трех пальцев правой руки". Как рассказывал потом своим домашним Алексей Михайлович, когда он на мотоцикле объезжал обоз, одна из лошадей, испугавшись, лягнула его - оказались действительно сломанными три пальца. И все бы ничего - пальцы быстро срослись, но, когда он попробовал играть на скрипке, пальцы не слушались. Во время отпуска он обратился к хирургу Боткинской больницы доктору Розанову (Алексей Михайлович знал его еще до смерти отца). Диагноз был беспощадным: пальцы срослись неправильно, и надо было их снова ломать. Пальцы сломали, срослись они, как надо, и играть на скрипке стало легче, но все же не так, как раньше. Алексей Михайлович довольно лихо ездил на мотоцикле, как тогда говорили, мотоциклетке, бывали при этом и неприятные встречи с полицейскими. Для "борьбы" с ними он сделал на своем мотоцикле тросовую систему подъема номера в горизонтальное положение, чтобы полицейский не мог этот номер определить. Однажды произошел курьезный случай: Алексей Михайлович вез сестру, Наталью Михайловну, на багажнике мотоцикла. В какой-то момент при очередном вираже она, испугавшись, спрыгнула с багажника... К счастью, отделалась сломанными каблуками и несколькими ссадинами. Но полицейскому, видевшему, как за мотоциклом следом кувыркается женщина, трудно было объяснить, что это "добровольно спрыгнувшая пассажирка". Прослужив в 13-м отряде около десяти месяцев, Алексей Михайлович был направлен 17 июня 1915 года в " Школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания". Будучи механиком в авиационном отряде, он только помогал летать. Теперь ему предстояло стать летчиком. Школа авиации в то время находилась на Ходынском поле, где располагался единственный тогда Московский аэродром, позднее ставший Центральным аэродромом. Для будущих летчиков, слушателей школы авиации, по предложению Н.Е.Жуковского в Императорском техническом училище (ИМТУ) были организованы четырехмесячные "Теоретические курсы". Лекции на этих курсах читал и сам Н.Е.Жуковский и его ученики, в том числе К.А.Ушаков и Г.М.Мусинянц, уже преподававшие в ИМТУ. Не с этого ли времени началась их дружба, длившаяся всю жизнь? И лекции, и практические занятия проходили в здании Императорского технического училища, в его лабораториях. Занятия по аэродинамике проходили в аэродинамической лаборатории, которой в то время руководил А.Н.Туполев. Он же вел с будущими летчиками практические занятия. Занятия Черемухина на "курсах" Жуковского, интерес к тем проблемам, решением которых занимался ученый и его ученики, возможность проводить эксперименты на впервые увиденной аэродинамической трубе конечно же сыграли, как мы позже увидим, решающую роль в его дальнейшей послевоенной судьбе. Вся учеба, включая теоретические курсы, продолжалась всего девять месяцев. В ноябре 1915 года Черемухин окончил теоретические курсы, а после установленного экзамена в объеме программы, он был 24 марта 1916 года произведен в прапорщики. Все звания до прапорщика были им получены еще в 13 отряде: в рядовые он был "переименован" после принятия присяги, - через 20 дней после поступления в отряд, ефрейтором - с 15 октября 1914 года, звание младшего унтер офицера было получено в марте 1915 года. Экзамен на летчика в "Школе авиации" был сдан в начале февраля. Для этого было необходимо выполнить полет на "Фармане-IV" на заданной высоте - 1300 м. Судя по ведомостям школы авиации, хранящимся в ЦГВИА, это удавалось далеко не всем. Некоторым требовалось более двух попыток. Прапорщик Черемухин выполнил экзаменационное задание с первого раза. Несмотря на небольшой срок военного обучения, впоследствии в аттестации и других документах А.М.Черемухин в графе "Военное образование" писал "четырехмесячные курсы Военных наук при школе авиации". После экзаменационного полета на "Фармане" он был переведен на самолет "Вуазен", который сразу освоил. На "Вуазене" и "Фармане" уже в школе Черемухин совершил более 26 часов самостоятельных полетов без каких-либо происшествий. Одно происшествие, правда, случилось... Рядом с дачей Черемухиных в Пушкино было поле, вполне приемлемое для посадки самолета. Как-то в воскресенье Алексей Михайлович с инструктором Московской школы летчиков решили слетать на дачу "чайку попить". Сказано - сделано. Управления воздушным движением нет - лети, куда хочешь. Полетели. Инструктор - пилотом, Алексей Михайлович - наблюдателем. При заходе на посадку пилот не заметил телеграфных проводов и зацепился за них шасси. Самолет разбили. Оба остались целы, но у Черемухина была разбита переносица. (История кончилась тем, что оба получили взыскание по службе.) За время учебы в школе авиации в жизни Черемухина произошло важное событие - состоялось его знакомство с Ниной Федоровной Рерберг. Их первая встреча произошла... на строительных лесах. Шло строительство Киевского вокзала в Москве. Соавтором проекта и главным строителем вокзала был Иван Иванович Рерберг, пригласивший свою племянницу Нину Федоровну посмотреть строительство. Она в это время училась на Высших женских курсах и должна была стать инженером-строителем. В этот же день свободный от учебы в авиационной школе Алексей Михайлович приехал на строительство вокзала - он сопровождал свою сестру Наталью Михайловну, весьма симпатизировавшую Ивану Ивановичу. Случилось так, что на строительных лесах именно в этот день Нина Федоровна зацепилась кружевами, оторачивающими нижнюю юбку. Не задумываясь, она резко оборвала все кружева и стала подниматься выше. Решительность ее поступка понравилась Алексею Михайловичу. Встречи повторились. Когда он уехал на фронт, началась переписка. Венчались они через два года. (Венчание произошло через несколько дней после выхода указа о недействительности венчаний, о котором они не знали. Много лет спустя, уже, когда Алексея Михайловича не стало, доказывать, что они были мужем и женой, пришлось через суд, свидетелями при этом были А.А.Смирнов и Г.М.Мусинянц (в свое время оба они были шаферами на венчании)
Теперь становится понятным, чье именно "желание" определило военную судьбу Черемухина. Поручик Василий Пестов - это он в феврале 1917 года напишет прапорщику Алексею Черемухину аттестацию, в которой так высоко оценит его человеческие и воинские достоинства. В этой аттестации впервые о Черемухине сказано "выдающийся". Потом много раз в его жизни это слово будет сочетаться со словами "инженер", "педагог", "конструктор-прочнист". Тогда, в августе семнадцатого Пестов написал: "выдающийся летчик и офицер" и далее: "... обладает широкой личной инициативой и находчивостью... любит авиационное дело и интересуется им..." Пестов первый увидел и оценил в молодом Черемухине практически все то, что проявилось в Черемухине ученом, конструкторе, испытателе. С поручиком Василием Пестовым Черемухин познакомился еще в 1914 году, когда прибыл в 13-й отряд. Пестов уже служил в этом отряде с июля 1914 года. Военный летчик Поручик Пестов произведен в подпоручики от 6 августа 1910 года с назначением в 1-ый Сиб. тяж. артил. дивизион со старшинством от 6 августа 1909 года. В чине поручика от 31-го августа 1913 года со старшинством от 6 августа 1913 года. Временно командовал 13-м авиационным отрядом с 1-го июня 1915года по 11 июля 1915года. Временно командовал 1-ым армейским авиационным отрядом с 29 января по 7-е февраля 1916 года. Командиром 4-го Сиб. корпусного авиационного отряда с 15 февраля 1916 года. В составе 13-го корпусного авиационного отряда в походах и делах против Австро-Гер. С 18 июля 1914года по 29-е сентября 1915 года в составе 1 арм. авиационного отряда с 29 января по 7-е февраля 1916 года. В составе 4 Сиб. кор. авиаотряда с 15 февраля 1916 года по ...... Из " Сведений о военном летчике командире 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда поручике ПЕСТОВЕ" от 7 февраля 1917 года РГВИА.ф.2008,д.653,л.249 Дополнительные сведения о поручике Василии Пестове: РГВИА. ф.2158, д.179л.231: июль - август - сентябрь 1917 года - В.Пестов за командира XIII дивизиона; октябрь - ноябрь - декабрь 1917 года - В.Пестов командир XIII дивизиона. РГВИА.ф2008,д.665(2),л.62: XIII дивизион, командир Пестов находился в Луцке, оттуда эвакуирован в Нежин, а затем в Николаев (Херсонской губернии). Примечание автора: Дополнительные данные о поручике В.Пестове даны в надежде на то, что кому-либо из его потомков, а может быть подчиненных или их родственников известна судьба В.ПЕСТОВА; их сообщения по электронной почте info@svavia.ru помогут нам подготовить и опубликовать в ИНТЕРНЕТЕ материалы о славном русском офицере.
И как знать, может быть, именно Пестов, исполнявший некоторое время должность командира 13-го отряда, и направил Черемухина учиться на летчика? В том, что это было так, убеждает тот факт, что по прошествии девяти месяцев (срока обучения в авиашколе) Пестов, ставший за это время командиром 4-го Сибирского отряда, послал в авиашколу телеграмму с просьбой о назначении Черемухина в его отряд. Он явно знал, КОГО он посылал учиться. Теперь он хотел, чтобы молодой и толковый москвич продолжил службу в его отряде. К моменту прибытия Алексея Черемухина в отряд "на лицо", как записано в ведомости отряда, было только два летчика - сам командир отряда, да вновь прибывший Черемухин. Правда, кроме двух летчиков "на лицо", согласно той же ведомости, было четыре наблюдателя.
Самолетов было, как и летчиков, тоже два. На одном - №650 летал командир отряда, на другом - французском "Вуазене" №1122- Черемухин. Позже состав отряда существенно изменялся. Так, в октябре 1916 года было пять самолетов, а в ноябре - шесть, офицеров же - одиннадцать. Что касается нижних чинов, то даже когда самолетов было всего три, количесво "нижних" было около сотни. Несмотря на успехи и героические поступки, о которых мы еще узнаем, воинское звание прапорщика за два года службы не было повышено, хотя в одном из донесений было напечатано "поручик Черемухин", но это была... опечатка. Прибыв в отряд 21 апреля, Черемухин уже 28 апреля совершил свой первый полет. Интересно, что за день до прибытия Черемухина, командир отряда получил следующую директиву: "Летчики и наблюдатели должны уметь рассказать, не глядя на карту, главнейшие рубежи, которые встретятся во время полетов. Каждый летчик должен уметь производить фотоснимки неприятельских позиций камерой ПОТТе." И дальше: "Проверка знаний в 4-ом отряде будет проведена между 25 и 30 апреля. К этому времени должен быть сфотографирован участок тыловых позиций корпуса и снимки 29 апреля до 21 часа должны быть представлены". Не трудно себе представить положение командира, получившего такое послание - ведь, как мы уже знаем, в отряде всего один летчик - сам командир. Кому же дать задание? Прибытие прапорщика Черемухина было как нельзя кстати.
Итак, задание "сделать фотоснимки заданного района, да еще и корректирование" поручается вновьприбывшему. Качество снимков стало известно уже 29-ого, и командир, направляя 13 снимков в штаб добавляет: "неясные из-за плохой погоды". Но погода-то 28 апреля была неплохая, в полетном листе так и записано: "Состояние неба - безоблачное, легкий туман вследствие испарений". Нет, не хотел командир подводить молодого прапорщика - ведь первый полет! Зато приказ командир исполнил точно - снимки какие никакие в штаб были отправлены точно 29-ого. А как же с погодой? Вот 29-ого погода была действительно плохая - об этом известно из телефонограммы: "Прапорщик Черемухин с наблюдателем Ивановым поднялись для корректирования стрельбы. На 400 м - облака, стало плохо видно. Мотор от сырости стал здавать." (Так в документе). Последнее было проверено ВТОРИЧНЫМ полетом". Вот так. Два полета, а, как потом выяснилось, ни один из них не был внесен в ведомость. В ведомости значатся полет первый - 28 апреля, а второй - 2-го мая. Что же касается обещанной "ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ", то она состоялась как раз в день первого полета Черемухина, и проверяющий - никто иной, как начальник штаба XX корпуса генерал - майор Князь Кропоткин не только остался доволен работой новенького, но и направил сообщение о его полете в Московскую Школу Авиации. Так, видимо, было заведено - сообщать ШКОЛЕ АВИАЦИИ в Москве о том, как начинают службу ее питомцы. Спустя месяц князь снова вспомнит об Алексее Черемухине, когда будет направлять Генерал-квартирмейстеру штаба 4-ой армии ходатайство о присвоении ему звания военного летчика.
|
SVAVIA.RU | |
справочник | фото ЛА | библиотека | ссылки| главная | |
![]() |
|
![]() |
|
Ссылки по теме: | |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013 Российская Авиация SVAVIA.RU © 2000-2004
Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.