Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ћ.Ѕ.—аукке "Ќеизвестный “уполев".
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ќт автора
  • √лава 1.  ак все начиналось
  • √лава 2. Ћыжные автомобили
  • √лава 3. »сполины п€того океана
  • √лава 4. ћоскитный флот
  • √лава 5. –абы системы
  • ”словные обозначени€ и сокращени€

  • √лава 1.
     ј  ¬—≈ Ќј„»ЌјЋќ—№

    ¬ первые широкое знакомство публики с алюминием произошло в 1855 г. на ¬семирной ѕарижской ¬ыставке. ¬ то врем€ он был большой редкостью, стоил дорого. ≈го называли "серебром из глины". ¬ большом ходу были украшени€ из этого легкого, блест€щего металла белого цвета. ќ его ценности можно судить по подарку, преподнесенному ƒ. ». ћенделееву английским  оролевским обществом. ¬ 1889 г. после чествовани€ русского ученого ему были вручены весы, выполненные из золота и алюмини€.
    ¬ 90-х гг. ’1’ века было налажено промышленное производство алюмини€, положившее начало применению этого металла в технике. ¬начале он нашел широкое применение на лини€х высоковольтных передач, где заменил медь. «атем использовалс€ в несиловых элементах машиностроени€, что позволило значительно снизить их массу.   началу ’’ века стало известно, что алюминий дает однородные хорошо обрабатываемые сплавы с большинством металлов.
    –осси€, как и многие промышленно развитые страны, удел€ла большое внимание налаживанию производства алюмини€. ѕервый частный завод по выпуску алюмини€ начал работать в 1889 г. в —аратове. ќднако из-за небольшого обьема производства, продукци€ оказалась неконкурентоспособной по сравнению с более дешевым импортным металлом, и завод пришлось закрыть.
    ¬рем€ промышленного выпуска отечественного алюмини€ еще не наступило. Ёто подтверждаетс€ и историей прошени€ лодзинского купца 11 гильдии Ѕ, √. —ломницкого на им€ ¬оенного министра –оссии. ¬ своем прошении, поданном в €нваре 1906 г., купец пишет о том, что "алюминий понемногу входит в применение дл€ изготовлени€ предметов снибжени€ войсковых частей". ƒалее он напоминает, что отсутствие отечественного производства алюмини€ позвол€ет иностранным производител€м "сплотившись в синдикат... установить цены по своему усмотрению и таким образом безнаказанно эксплуатировать русскую казну". ƒл€ избавлени€ от иностранной зависимости автор прошени€ предлагал построить на частные средства завод по производству алюмини€ производительностью 2500 - 3000 т в год. Ќазванна€ цифра была минимальной дл€ того, чтобы предпри€тие давало прибыль. »сход€ из того, что в 1903 г. дл€ покрыти€ частных нужд было закуплено за границей всего 500 т алюмини€, —ломницкий просил рассмотреть возможность закупки военным ведомством 2000 т отечественного металла ежегодно. ѕо его расчетам постройка завода полностью окупалась при получении такой гарантии за 8 - 10 лет. ¬оенному ведомству купец об€зывалс€ отпускать пуд алюмини€ по цене на п€ть рублей ниже импортного на срок действи€ гарантии. ѕредложение рассматривалось в √лавном инженерном управлении и было отклонено.
    ѕроходит несколько лет. 31 ма€ 1911 г. военный министр –оссии ¬. ј. —ухомлинов ставит перед председателем —овета ћинистров ѕ. ј. —толыпиным вопрос о необходимости создани€ отечественной базы по производству алюмини€. » сообщает, что дал указание √лавному артиллерийскому управлению на производство лабораторных опытов с новым сплавом алюмини€ под названием "дуралюмин". „то же заставило военных изменить свое отношение к алюминию? ƒело в том, что чистый алюминий из-за своих низких механических свойств не мог найти применени€ в военной технике. ѕо той же причине в военном ведомстве долгое врем€ не находили широкого применени€ и сплавы алюмини€.
    ¬ 1909 г. немецкий инженер ј. ¬ильм сделал сенсационное открытие. –абота€ в Ќаучно-исследовательском институте в Ќейбабельберге близ Ѕерлина, он занималс€ изучением сплавов, где основными компонентами были алюминий и медь. «адача состо€ла в том, чтобы получить материал, пригодный дл€ замены латуни в ружейных гильзах. »з полученных слитков после термообработки (они подвергались нагреву до 500 '— с последующей закалкой) делались образцы дл€ испытаний на прочность. ¬елико было изумление ученого, когда он однажды случайно обнаружил, что образцы, изготовленные из одного и того же слитка повышают свою прочность с течением времени. ќказалось, что за 4 - 5 суток, наход€сь при комнатной температуре, образцы самопроизвольно повысили свою прочность без потери пластичности.
    ќткрытие ¬ильма назвали €влением старени€. ќно позволило изменить технологию производства сплавов, получа€ их с нужными физическими свойствами. ¬ 1909 г. ¬ильм патентует свое изобретение и продает его фирме Duren Mettalwerke в ƒюрене, на которой и было налажено промышленное производство дюрал€. ¬ 1911 г. он публикует в немецких журналах статьи с некоторыми сведени€ми о новом сплаве. ¬ странах, где лицензи€ на производство дюрал€ не была приобретена, начались самосто€тельные разработки аналогичных сплавов. “ак по€вились альфериум во ‘ранции, сплав 17S в јмерике, Y-сплав в јнглии.  ак следует из сообщени€ —ухомлинова, к таким работам приступили и в –оссии.
    –усские промышленники не дожидались распор€жений из министерств. ѕетербургский ѕатронный завод начал лабораторные исследовани€ алюминиевых сплавов еще в 1910 г. ¬ следующем году в ѕетербурге состо€лась “оргово-промышленна€ выставка, на которой демонстрировались зарубежные образцы дуралюмина. » уже в 1912 - 1913 гг. на ѕатронном заводе организуют промышленное производство полу фабрикатов из дуралюмина, разрабатываетс€ сплав "гильзового алюмини€". ¬ыпускалс€ алюминий и на р€де других заводов в –оссии. ”пом€нем јкционерное общество меднопрокатного и трубного завода (с 1922 г. завод " расный выборжец"). ќснованное в 1857 г., оно постепенно накопило большой опыт по обработке алюмини€, в частности, по прокату листов из слитков, поступавших из-за границы.
    Ќемала€ роль в создании отечественной металлургии алюминиевых сплавов пришлась на долю Ћатунного и меднопрокатного завода товарищества  ольчугина (станци€ ѕекша ¬ладимирской губернии), основанного в 1871 г.   началу 1 ћировой войны предпри€тие стало самым крупным меднообрабатывающим заводом –оссии. Ќыне это  ольчугинский завод им. —. ќрджоникидзе.
    ѕосле постройки металлургической лаборатории в 1916 г. на заводе началось планомерное изучение свойств алюминиевых сплавов в зависимости от их химического состава и режима термообработки. ¬о врем€ гражданской войны лаборатори€ была закрыта, а помещение отдали под склад. ќтчеты как ѕетроградских заводов, так и Ћатунного, содержавшие экспериментальные данные по технологии производства, химическому составу алюминиевых сплавов, были утер€ны. »нженерам —оветской –оссии пришлось начинать все сызнова.
    1 декабр€ 1918 г. начал работать ÷ј√». “ридцатилетний “уполев стал одним из его ведущих работников. ≈го назначили "заведующим авиационного отдела с гидроавиационным подотделом". ѕо сути дела, должность возлагала на јндре€ Ќиколаевича ответственность за пути развити€ отечественного самолетостроени€. —реди множества проблем наиболее важным и принципиальным был выбор материала дл€ строительства самолетов. ѕредсто€ло прин€ть решение - оставатьс€ ли русскому авиастроению традиционно дерев€нным или, начина€ с нул€, переходить на цельнометаллические конструкции.
    “уполев знал, что первый цельнометаллический самолет J-1 был построен фирмой ёнкерс еще в 1915 г. “акже ему было известно, что передовые авиационные державы переход€т к созданию самолетов из сплавов типа дюрал€. ≈му было €сно, что большие многомоторные самолеты ближайшего будущего могут быть только цельнометаллическими. Ќо дл€ этого необходимо было сначала создать лабораторную исследовательскую базу, а затем наладить промышленное производство отечественного дюрал€.
    ѕравительство принимало р€д мер в этом направлении. ѕри ¬—Ќ’ была создана  омисси€ по алюминию во главе с профессором ј. ѕ.  урдюмовым. ¬ ее компетенцию входили все вопросы, св€занные с производством и применением алюмини€ и его сплавов в народном хоз€йстве. Ѕольша€ заслуга в развитии алюминиевой промышленности принадлежала выдающемус€ металлургу ». ». —идорину. ¬ но€бре 1921 г. он подает в √”¬ѕ докладную записку "  вопросу об организации русской алюминиевой промышленности". —идорин считал, что это "единственный путь, по которому должнаидти русска€ военна€ промышленность". “ой же точки зрени€ придерживалс€ и јндрей Ќиколаевич “уполев.
    ќднако в среде авиационных инженеров многие были убеждены в том, что –оссии следует идти по пути совершенствовани€ и дальнейшего развити€ налаженного производства самолетов из дерева. ќни считали преждевременным в столь сложное дл€ экономики страны врем€ начинать поиск нового пути в самолетостроении. Ќачались жаркие споры "за" металл и "против" него. ƒискуссии по этому вопросу в 20-х годах шли повсеместно на разных технических уровн€х и в печати. —идорин и “уполев принимали в них активное участие. »х доводы в пользу металла основывались на следующих положени€х: 1) расчеты металлических конструкций производ€тс€ с большей точностью из-за однородности материала; 2) на него не оказывают вли€ни€ погодные услови€; 3) его технологичность позвол€ет упростить и ускорить массовое производство самолетов; 4) по мере улучшени€ механических свойств сплавов и накоплени€ опыта по их применению в конструкци€х, их относительный вес будет уменьшатьс€.  роме того, несмотр€ на многие годы строительства самолетов из дерева, конструкторы все еще не имели единых методов дл€ механических и физических испытаний древесины. ѕройдет еще несколько лет, и только в сент€бре 1926 г. Ѕюро по авиалесу Ќ“” ¬—Ќ’ ———– обратитс€ в отдел ќ»јћи  ÷ј√» с просьбой об их создании. ¬се сказанное может создать у читател€ впечатление, что “уполев и его единомышленники стремились к полной ликвидации строительства самолетов из дерева в –оссии. Ёто было бы большой ошибкой. ќни прекрасно понимали, что делать этого ни в коем случае нельз€. ¬от два характерных примера. ¬ те годы "путевку в жизнь" каждой конструкции давала коллеги€ ÷ј√». Ќа ней многое зависело от того, что скажет јндрей Ќиколаевич. ¬ 1927 г. “уполев на коллегии дал положительную оценку самолету-разведчику –-5 конструкции Ќ. Ќ. ѕоликарпова, выполненному из дерева. —реди достоинств –-5 он особо отметил то, что производство боевого самолета не будет зависеть от поставок импортного (своего еще не хватало) дюрал€. —амолет строилс€ массовой серией и получил широкое распространение как в ¬¬—, так и в √¬‘. ¬ том же году на заседании технического совета при јвиатресте “уполев, вопреки мнению Ќ  ”¬¬—, поддержал проект морского торпедоносца ћ“-1 ƒ. ѕ. √ригоровича. јндрей Ќиколаевич считал, что дерев€ннометаллическа€ конструкци€ машины позволит накопить необходимый опыт дл€ перехода к цельнометаллическим гидросамолетам.
    ѕервые цельнометаллические самолеты не всегда были лучше дерев€нных. ¬ышедший на летные испытани€ в 1930 г. цельнометаллический разведчик –-7 (јЌ“-10) конструкции “уполева не смог конкурировать с –-5 и осталс€ только в опытном экземпл€ре.
    ƒискусси€ "металлистов" с "дерев€нщиками", как тогда говорили, кончилась тем, что и √”¬ѕ и √оспромцветмет активно включились в процесс создани€ русского дюрал€. —ложность заключалась не в определении его химического состава и механических свойств - эти сведени€ были уже опубликованы и экспериментально проверены русскими инженерами при исследовани€х дуралюмина из различных агрегатов самолетов ‘оккера и ёнкерса в 1922 г. ѕредсто€ло провести кропотливую научно-исследовательскую работу дл€ определени€ технологии его производства. »менно от этого зависели механические свойства дюрал€, и именно эти сведени€ были засекречены немецкой фирмой.
    √оспромцветмет поручил работы по созданию отечественного дюрал€  ольчугинскому заводу. ¬ апреле 1922 г. получили первые лабораторные отливки из нового сплава. ¬ июле этого же года на внеочередном заседании ѕравлени€ √оспромцветмета было сообщено об изготовлении на  ольчугинском заводе металла, сходного по техническим качествам с дуралюмином и могущим его заменить. Ќовому сплаву по месту его по€влени€ дали название "кольчугалюминий". ќсновна€ работа по его созданию была проведена инженерами ¬. ј. Ѕуталовым, ё. √. ћузалевским, ». —. Ѕабаджаном. ѕо распор€жению √оспромцветмета технологию производства кольчугалюмини€ сразу же передали заводу " расный выборжец".
    ¬ августе 1922 г. ». ». —идорин представил в  омиссию по алюминию результаты своих исследований немецкого дюрал€ и русского кольчугалюмини€. Ѕыло признано, что кольчугалюминий не уступает по своим свойствам иностранным аналогам.
    ¬ окт€бре 1922 г., вскоре после выплавки первой промышленной партии нового сплава, по предложению √оспромцветмета при ÷ј√» организовали  омиссию по постройке цельнометаллических самолетов. ¬ыбор - из чего строить - был сделан. ѕредседателем  омиссии стал ј. Ќ. “уполев, отвечавший за общее руководство работами, заместителем - ». ». —идорин, занимавшийс€ методами термической и технологической обработки нового сплава и его испытани€ми. “аким образом, в окт€бре 1922 г. началась практическа€ де€тельность  Ѕ ј. Ќ. “уполева. Ќо только через четверть века, после многих лишений, выпавших на долю “уполева, это было подтверждено на государственном уровне:
    "”каз ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– ќ награждении ќпытного  онструкторского бюро тов. “уполева ј. Ќ. орденом Ћенина
    «а выдающиес€ заслуги в развитии отечественной авиаиии в св€зи с двадиатип€тилетием существовани€ наградить ќпытное  онструкторское бюро тов. “уполева ј. Ќ. орденом Ћенина.
    ѕредседатель ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– (Ќ. Ўверник)
    —екретарь ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– (ј. √оркин)
    ћосква,  ремль. 8 августа 1947 г."
    26 ма€ 1924 г. взлетел первый русский цельнометаллический самолет јЌ“-2 конструкции ј. Ќ. “уполева.  азалось бы - все идет хорошо. ќднако в конце 1924 г. начальник √”¬ѕ был вынужден вынести на обсуждение √Ё” ¬—Ќ’ вопрос о "ѕостановке на русских заводах производства металлических самолетов из сплава легких металлов - кольчугалюмини€ и дуксалюмини€". Ёто было вызвано тем, что на заводе є1 имени ќƒ¬‘ јвиаотдела √”¬ѕ был получен сплав, также близкий по своим характеристикам к немецкому дюралю. ћеталлурги завода є 1 назвали его "дуксалюминием" в пам€ть о прежнем наименовании завода - "ƒукс".
    ѕрактически одновременное создание на двух русских заводах двух различных алюминиевых сплавов, пригодных дл€ самолетостроени€, говорило о талантливости инженерного корпуса страны. Ќо это привело еще и к тому, что в авиапромышленности начали формироватьс€ два взаимоисключающих друг друга подхода к строительству цельнометаллических самолетов. ќдин из них возглавл€лс€ работниками завода є 1. ќни считали, что металлургическа€ база легких сплавов должна развиватьс€ на авиационных заводах. ѕо их мнению следовало максимально поощр€ть местную инициативу авиационных предпри€тий и исследовательских организаций в этом направлении. –ешение вопроса о пригодности полученных в таком "инициативном" пор€дке сплавов дл€ самолетостроени€ завод є 1 оставл€л за собой.
    —торонники другой точки зрени€ полагали, что дело авиационныхзаводов - строить самолеты, а не создавать попутно еще и материалы дл€ этого.
    Ёкономика республики выдержать двойную нагрузку, развива€ оба взаимоисключающие направлени€, была не в состо€нии. Ќа представительных совещани€х, в которых участвовали делегаты от ¬¬‘, јвиаотдела √”¬ѕ, јвиазавода є 1 имени ќƒ¬‘, Ќ“ќ ¬—Ќ’, Ќ  ”¬¬—, √лавметалла, √оспромцветмета, √Ё” ¬—Ќ’, ÷ј√» Ќ“ќ, с но€бр€ 1924 г. по февраль 1925 г. решалось, какому направлению отдать предпочтение.
    ¬ одном из своих выступлений председатель  омиссии по цельнометаллическому самолетостроению ј. Ќ. “уполев за€вил, что необходимое дл€ авиации развитие этой отрасли возможно лишь при условии наличи€ крупной металлургической базы, опирающейс€ на заводы √оспромцветмета. ¬ыводы “уполева были поддержаны представител€ми √оспромцветмета. ќни сообщили, что производство кольчугалюмини€ уже налажено, а заводы -  ольчугинский и " расный выборжец" - оснащены оборудованием дл€ производства цветных металлов и их сплавов.
    ќднако остальные участники совещани€ поддержали точку зрени€ јвиазавода є 1. —купые строки протоколов заседаний не дают объ€снени€ этому решению. “огда “уполев попросил занести в протокол свое за€вление, что в случае прин€ти€ такого решени€ он, как председатель  омиссии, снимет с себ€ ответственность за судьбу металлического самолетостроени€ на русских заводах. ƒействительно, ситуаци€, когда все авиазаводы имеют право про€вл€ть "местную инициативу" в создании легких сплавов, а один из них давать им оценку, грозила по€влением многочисленных проблем.
    »нтуици€ “уполева позвол€ла ему "смотреть за горизонт". ≈го видение проблемы подтвердитс€ через п€ть лет, когда из ÷ј√» выделитс€ специализированный институт - ¬»јћ - дл€ решени€ задач авиационного материаловедени€.
    «а€вление јндре€ Ќиколаевича заставило высокие инстанции призадуматьс€. » на заключительном заседании коллегии √Ё” ¬—Ќ’ 3 феврал€ 1925 г. было прин€то окончательное решение, в основных пунктах которого предписывалось:
    - признать необходимым сосредоточить дело опытного строительства металлических самолетов и св€занных с ним аэродинамических исследований и опытов в ÷ј√» Ќ“ќ ¬—Ќ’;
    - признать необходимым производство сплава дуралюмини€ (кольчугалюмини€) и всех видов полуфабриката из него сосредоточить на  ольчугинском заводе и заводе " расный выборжец" √оспромцветмета;
    - об€зать јвиатрест √”¬ѕ вз€ть на себ€ оказание финансового содействи€ работам ÷ј√» по опытному строительству самолетов.

    ***

     ак видим, јндрей Ќиколаевич принимал не только активное участие в создании русского дюрал€, но и оказал решающее вли€ние на становление его промышленного производства. ≈сли к этому прибавить и его заслуги в конструировании самолетов, то станет бесспорным, что “уполев - отец русского цельнометаллического самолетостроени€.
    перейти к главе 2 >>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты