Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Ь–Ю–°–Ъ–Т–Р –Э–Х –Ю–°–Ґ–Р–Э–Х–Ґ–°–ѓ –С–Х–Ч –Р–Т–Ш–Р–¶–Ш–Ю–Э–Э–Ю–Щ –°–Т–ѓ–Ч–Ш. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ь–¶ –Р–£–Т–Ф. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ћ.Ѕ.—аукке "Ќеизвестный “уполев".
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ќт автора
  • √лава 1.  ак все начиналось
  • √лава 2. Ћыжные автомобили
  • √лава 3. »сполины п€того океана
  • √лава 4. ћоскитный флот
  • √лава 5. –абы системы
  • ”словные обозначени€ и сокращени€

  • √лава 2
    Ћџ∆Ќџ≈ ј¬“ќћќЅ»Ћ»

    ћного веков бескрайние просторы зимней –оссии оглашались лишь звоном колокольчиков €мщицких троек. » мы с детства знали, что "...кон€м, барин, т€жело; вьюга мне слипает очи, все дороги занесло..." Ёто было справедливо не только дл€ времени ѕушкина, но и дл€ начала нашего века. ќтсутствовала сеть шоссейных дорог. ћедленно двигались по проселочным дорогам санные обозы, выбивались из сил лошади и возницы. ѕоэтому естественным было стремление человека создать машину, способную самосто€тельно двигатьс€ по снежному покрову.
    "яузской бумажной мельницы работничек »вашко  улыгин выдумал сани с парусом, а у тех саней два крыла, и ездить они без лошади могут.  аталс€ на них в пустыр€х ночью. ј ¬арваринской церкви поп ћихайло донес в приказ тайных дел, что у »вашки умысел. » схватив »вашку, пытали, и под пыткой пока€лс€, что хотел выдумать еще телегу с крыль€ми, да не успел, —ани же сожгли, а »вашку батогами нещадно били..." —ледует отметить, что иде€ использовани€ энергии ветра дл€ зимних поездок была успешно реализована в парусных сан€х, опирающихс€ на три конька. “акие сани, называемые буером, широко распространены во многих странах дл€ передвижени€ по льду, в основном дл€ спортивных целей.
    –оссии, укрытой снегами в течение многих мес€цев, особенно в ее северных районах, нужны были сани, способные двигатьс€ по снегу вне зависимости от силы и направлени€ ветра. Ќо они, как и аэропланы, могли по€витьс€ только при наличии легкого, надежного и достаточно мощного двигател€.
    Ќачало ’’ века совпало с созданием и непрерывным совершенствованием такого двигател€ - двигател€ внутреннего сгорани€. ¬ 1904 г. инженером —. —. Ќеждановским был сконструирован аппарат, ставший вскоре незаменимым транспортным средством дл€ передвижени€ по снежным покровам. ¬ одном из номеров журнала "¬оздухоплаватель" за 1905 г. сообщалось в св€зи с этим о том, что созданы "сани с воздушным винтом дл€ передвижени€ по снегу". ƒействительно, аппарат Ќеждановского имел в своей основе легкие сани.   сан€м крепилась ферменна€ конструкци€ с установленным на ней двигателем внутреннего сгорани€. ѕоследний приводил в движение воздушный винт. √рузоподъемность лыжного автомобил€ была невелика, но этот недостаток с лихвой окупалс€ большой скоростью движени€. »зобретение Ќеждановского имело исключительное значение дл€ –оссии с ее продолжительными зимами, укрывающими снегами безбрежные просторы.
    ¬скоре по€вл€ютс€ первые лыжные автомобили заводской постройки. »х выпустил ћосковский завод "ƒукс", где в 1907 г. был построен и испытан аппарат конструкции ё. ј. ћеллера и ј. ƒ. ƒокучаева. ¬ мае 1908 г. их машина, получивша€ привычное дл€ нас название аэросани, экспонировалась на первой ћосковской автомобильной выставке.  онструкци€ аэросаней "ƒукс" состо€ла из легких дерев€нных санок с полозь€ми из обычных беговых лыж. ¬ передней части саней имелс€ руль, который с помощью вынесенного вперед конька мог мен€ть направление их движени€. ¬ задней части саней помещалс€ бензиновый двигатель воздушного охлаждени€ "ƒион Ѕутон" мощностью в 3,5 л. с. ѕосредством двух шкивов и ременной передачи вращение вала двигател€ передавалось на вал двухлопастного винта. ѕо насту сани развивали скорость до 16 км/ч.
    Ќовый вид транспорта вызвал большой интерес в среде русских инженеров. ¬ последующие п€ть лет было создано более полутора дес€тков машин разных типов. ѕионерами аэросанного дела в –оссии были —. —. Ќеждановский, ё. ј. ћеллер, ј. ƒ. ƒокучаев и Ќ. –, Ѕриллинг.
    ¬ 1910 г, студент технического училища ј. —.  узин применил в конструкции своих аэросаней новые дл€ того времени принципы, защищенные патентом: кузов саней представл€л собой несущую конструкцию, воспринимающую как статические, так и динамические нагрузки; втора€ особенность состо€ла в том, что кузов опиралс€ на четыре лыжи в трех точках. ѕри такой схеме снижались внутренние напр€жени€, неизбежные при движении по неровной дороге, и упрощалась система управлени€ сан€ми. ¬ дальнейшем это позволило перейти к сан€м с трем€ лыжами. јэросани имели двухцилиндровый двигатель "јнзани" мошностью в 10 л. с. ¬ращение от вала двигател€ на вал воздушного винта передавалось цепной передачей. —ани двигались со скоростью около 53,4 км/ч и были первыми русскими сан€ми, свободно преодолевавшими снежную целину.
    ¬ том же году студенты  иевского политехнического института ». ». —икорский и ‘. ». Ѕылинкин построили аэросани с авиационным двигателем воздушного охлаждени€ "јнзани" мощностью в 30 л. с., что позволило развить скорость до 74,7 км/ч. ƒвигатель с т€нущим двухлопастным винтом устанавливалс€ в передней части саней. ѕринципиальное отличие от прежних конструкций состо€ло в том, что винт крепилс€ непосредственно на валу двигател€. ѕри этом отпадала необходимость в трансмиссии от вала двигател€ к валу винта, что значительно упрощало и облегчало моторную установку. ¬ дальнейшем така€ схема, но с толкающим винтом, стала практически единственной в аэросаностроении. —ани киевл€н участвовали на второй ћеждународной выставке воздухоплавани€ в ћоскве.
    ƒл€ сравнени€ характеристик аэросаней разных конструкций, оценки их достоинств и недостатков в –оссии проводились аэросанные пробеги. ѕервый был организован –оссийским автомобильным обществом и проходил в феврале 1911 г. в окрестност€х ÷арского —ела. –езультаты пробега позволили говорить о пригодности аэросаней дл€ движени€ не только по наезженной дороге, но и по рыхлому снегу, ¬торой пробег состо€лс€ в ћоскве в €нваре 1912 г. ≈го инициаторами были –усское общество воздухоплавани€ и первый –оссийский автомобильный клуб. “расса пробега проходила по ѕетербургскому шоссе. ѕредседателем жюри был Ќ. ≈. ∆уковский.
    ¬ том же году по€вились первые серийные аэросани. ќни строились в г. –иге на –Ѕ¬«. «аказ на постройку партии аэросаней в транспортном исполнении поступил заводу от военного министерства. ¬ отличие от аэросаней завода "ƒукс", в которых использовалась схема автомобильного шасси, –Ѕ¬« пошел по пути разработки специальной конструкции, приспособленной дл€ движени€ по снегу. ¬ сан€х –Ѕ¬« был учтен весь передовой опыт: авиационный мотор размещалс€ сзади, винт закрепл€лс€ на валу двигател€ и имел ограждение,  узов опиралс€ на четыре лыжи, передн€€ пара была поворотной.
    ƒаже такой краткий и далеко не полный экскурс в прошлое дает представление о достаточно плодотворной работе авиа- и автоинженеров, занимавшихс€ постройкой аэросаней в –оссии, о де€тельности воздухоплавательных кружков в ћоскве, ѕетербурге,  иеве... “ак, аэросани ¬оздухоплавательного кружка »ћ“” экспонировались в 1910 г. на ќдесской выставке в салоне воздухоплавани€. ¬ 1914 - 1915 гг. студентами »ћ“” продолжались работы по проектированию и постройке аэросаней, также давшие хорошие результаты.
      этому времени на снегоходные машины обратили внимание и за рубежом: во ‘ранции, јвстрии, √ермании и других странах.
    Ќашли себе применение аэросани и на фронтах начавшейс€ первой ћировой войны.  ак всегда, воюющие стороны стремились найти нетрадиционные, а потому неожиданные дл€ врага методы решени€ тех или иных военных задач.  омандующий немецкими войсками на ¬осточном фронте генерал √инденбург знал, что в –оссии зимой их ждут плохие дороги и бескрайние снежные просторы. ѕоэтому вполне логичен был его приказ "о придании германской армии аэросаней различного назначени€". — немецкой пунктуальиостью приказ был выполнен, и войска получили более дес€ти разных типов аэросаней.
    ¬ 1915 г. русские захватили несколько таких машин. ¬оенное командование сразу оценило присущие аэросан€м достоинства и прин€ло решение о постройке аэросаней военного назначени€. ќстаетс€ только гадать, почему, име€ надежные сани отечественной конструкции, не хуже √инденбурга зна€ о зимнем бездорожье, мы не опередили немцев в этой области. ћеры были прин€ты быстрые, хот€ с опозданием, и оказались результативными. √лавный комитет по снабжению армии ¬«— 18 сент€бр€ 1915 г., заслушав сообщение профессора »ћ“” Ќ. –. Ѕриллинга о возможности постройки к зимней кампании 20 аэросаней в боевом или санитарном исполнении, вынес решение о финансировании этой программы.  онструкци€ была разработана инженером автомобильного завода ј. —.  узиным. Ќа этом заводе и была построена в 1915 - 1916 гг. сери€ из 24 аэросаней, прин€вших участие в боевых действи€х русской армии. „асть из них была вооружена пулеметами, ќпыт их применени€ показал, что аэросани могут с успехом обеспечивать св€зь между войсковыми част€ми, осуществл€ть транспортные и санитарные перевозки.
    ¬ годы гражданской войны несколько аэросаней, построенных еще в јвтомобильном отделе ¬«—, использовались  расной јрмией. Ѕолее широкое применение аэросани нашли в арми€х интервентов: на ƒальнем ¬остоке у €понцев, на севере - у англичан, пользовались аэросан€ми и в армии  олчака.
    –азруха на железнодорожном транспорте, пагубно сказывавша€с€ на снабжении и мобильности  расной јрмии, и наличие боевых аэросаней у противника привлекли внимание –¬—– к проблемам советского аэросаностроени€. 18 августа 1919 г. –¬—– поручает „усоснабарма ј. ». –ыкову оборудовать дл€ испытани€ в боевой обстановке 20 аэросаней. ѕри этом каждые аэросани должны были быть вооружены не менее, чем одним пулеметом. ¬ качестве двигателей предлагалось использовать "в первую очередь, устаревшие дл€ авиации типы моторов".
    –уководство „усоснабарма обратилось в ÷ј√» с предложением о выполнении этой работы.  оллеги€ ÷ј√» под председательством Ќ. ≈. ∆уковского собралась на экстренное заседание 28 августа дл€ прин€ти€ решени€. ѕосле всестороннего обсуждени€ пришли к выводам:"...в св€зи со срочностью работы, проводить ее совместно с ЌјЋ Ќ“ќ ¬—Ќ’; прин€ть заказ на изготовление опытного обризца саней в мастерских ÷ј√»; постройку серии осуществить на выделенном дл€ этой цели заводе".
    „усоснабарм 13 сент€бр€ 1919 г. принимает решение о заказе 20-ти аэросаней ÷ј√» , ƒл€ проведени€ работы выдел€етс€ 9 миллионов рублей, из них один миллион - немедленно. »з секретариата „усоснабарма в коллегию ÷ј√» 15 сент€бр€ поступает предписание: "с получением сего предлагиетс€ приступить в самом срочном пор€дке к организации постройки 20 аэросаней ". „ерез четыре дн€, 19 сент€бр€, коллегии ÷ј√» и ЌјЋ сообщают в секретариат „усоснабарма о том, что ими создана комисси€  ќћѕј—, котора€ приступила к работе. ѕо состо€нию здоровь€ Ќ. ≈. ∆уковский не мог прин€ть на себ€ практическое ведение дел  ќћѕј—. Ќо он помогал советами и первые заседани€ проходили на его квартире в ћыльниконом переулке (ныне улица ∆уковского). ѕредседателем комиссии избрали Ќ. –. Ѕриллинга, заместителем - ј. Ќ. “уполева.   сожалению, вскоре у “уполева обнаружилс€ туберкулез легких, лечение которого зат€нулось до апрел€ 1921 г. ¬се это врем€ он не принимал участи€ не только в работах  ќћѕј—, но и в де€тельности ÷ј√».
    ¬скоре „усоснабарм получил список лиц, вошедших в штат  ќћѕј— с наименованием должностей;
    "Ќ. –. Ѕриллинг - председатель  омиссии;
    ≈. ј. „удаков - секретарь  омиссии и заведующий администивтивной частью;
    ј. ј. јрхангельский - заведующий отделом снабжени€;
    ј. —.  узин - заведующий металлической частью;
    ƒ.  .  арельских - заведующий конструкторской частью;
    Ѕ. —. —течкин - заведующий винтомоторной группой;
    ј. ј. ћикулин - заведующий производством при Ѕутырских мастерских".
    —писок имел любопытное приложение,
    "’ј–ј “≈–»—“» ј   Ў“ј“јћ:
    Ќ. –. Ѕриллинг. ѕредседатель  оллегии, руковод€щий общей оганизацией по постройке аэросаней с точки зрени€ конструировани€, их изготовлени€, проверки подбора материал и теоретическое обоснование работы во всех направлени€х. —пециалист и конструктор аэросаней "Ѕ≈ ј". »нженер-механик.
    ≈. ј. „удаков. „лен  оллегии, руководитель всей административной работой как коллегии, так и производства, устанавливающий объем работы дл€ частей и по,всему заданию; вы€снен обсто€тельств и причин, вызвавших задержки; сношение с ведомствами, выработка исполнительных инструкций. »нженер-механик, преподаватель ћ¬“”.
    ј. ј. јрхангельский. „лен  оллегии, руководитель всей материальной частью, подбором и заготовкою материалов,учетом и распределением его на производство, составлением норм потреблени€ и выработка технических условий; испытание и исследование материалов на прочность и качество. —пециалист по конструктивному и аэродинамическому расчету аэромашин. »нженер-механик. ѕреподователь »вано-¬ознесенского ѕолитехнического института.
    ј. —.  узин. „лен  оллегии, руководитель всей монтажно-сборочной работой по организации и осуществлению аэросаней, испытание и исследование работы саней в целом; конструктор и строитель аэросаней "Ѕ≈ ј", »нженер-механик-ассистент ÷ј√».
    ƒ.  .  арельских. „лен  оллегии, руководитель конструкторского отдела, главный конструктор исполнительных чертежей и ответственный за расчетную часть их. —пециалист по конструированию авто- и азроаппаратов и моторов. »нженер-механик, преподаватель ћ¬“”,
    Ѕ. —. —течкин. „лен  оллегии, руководитель винтомоторного отдела; руководство сборкою, установкою и регулировкою моторов, расчет и выбор винтов, испытание и установка их, а также общее и непосредственное руководство работами. —пециалист по авто- и авиатехнике. »нженер-механик. ѕреподаватель ћ¬“”.
    ј. ј. ћикулин. „лен  оллегии, заведующий производством Ѕутырских јэросанных мастерских, главный инженер производства, специалист по автотехнике".
     ќћѕј—, расположивша€с€ в помещении дома є 21 по ¬ознесенской ул. (ныне ул. –адио, д. 17), приступает к активной работе. „лены комиссии обследуют р€д заводов в поисках материалов, необходимых дл€ постройки саней. ”точн€етс€ техническое задание в части вооружени€. ¬ы€сн€етс€, что сани изготавливаютс€ не дл€ перевозки людей или грузов, а дл€ установки на них пулеметов. “аким образом, сани становились своеобразными вездеходными "зимними тачанками", участвующими в боевых операци€х. ¬ √лаввоздухпроме запрашиваетс€ 10 авиационных моторов "’ол-—кот" по 140 л. с.
    Ќо итоги работы оказались неутешительными. „усоснабарму сообщают, что, хот€ к организации постройки и приступили, но к назначенному зимнему сезону удастс€ изготовить не более дес€ти саней, да и то с использованием материалов от старых саней. ќстальные 10 саней будут спроектированы и построены уже в 1920 г. ѕри этом обращают внимание на то, что "комисси€ располагает исключительными инженерно-техническими силами и совсем не имеет своего производственного аппарата". Ёто соответствовало истине. Ќапример, в конструкции саней "Ѕ≈ ј" Ѕриллинга и  узина был запатентован р€д новинок. √лавным достижением стало доказательство того, что кузов аэросаней работает в услови€х, близких к услови€м работы фюзел€жа эроплана. Ёто позволило сконструировать простую, прочную и легкую конструкцию.
    „то касаетс€ "производственного аппарата", то с ним дело обсто€ло катастрофически плохо. —ани строились в помещении автомобильных ремонтных мастерских экономического отдела Ѕутырского района ћосковского √ородского —овета народного хоз€йства (ѕетроградское шоссе, д. 42). –абота в них шла, как говор€т, "ни шатко, ни валко". ¬ марте 1920 г. пришлось сообщить председателю —¬ѕ о том, что сроки поставки саней сорваны и будут выполнены лишь к сезону 1920 - 21 гг. ѕричины были общими дл€ всей московской промышленности тех лет: "распущенность рабочих и отсутствие средств воздействи€ со стороны центра", а также существование частной промышленности, в которую переходит "наиболее квалифицировинна€ часть рабочих из-за более высокой заработной платы". ¬ поисках выхода примен€лись разные меры. ќдна из них - распор€жение —¬ѕ заводскому комитету профсоюза Ѕутырских мастерских "не отпускать на масленицу рабочих, зан€тых постройкой азросаней (строжайша€ ответственность за невыход на работу)>>.
    Ќесмотр€ на все трудности сери€ из первых дес€ти саней была готова в начале 1920 г. —ани распредел€лись по специальным нар€дам с указанием срока сдачи: сани є1 и є3 - дл€ поезда т. “роцкого (срок сдачи 17 феврал€); сани є2 и є5 - броневому отр€ду (срок сдачи 13 феврал€); сани є4 - в распор€жение —¬ѕ и т. д.
    ќдной из самых удачных работ  ќћѕј— оказались сани "Ѕ≈ ј", строившиес€ серийно в 1920 г. „асть этих машин попала на фронт и участвовала в боевых действи€х. “ак, во врем€ подавлени€ восстани€ в  ронштадте, длившегос€ с 28 феврал€ по 18 марта 1921 г., трое саней "Ѕ≈ ј" при штурме крепости подвозили наступавшим част€м боеприпасы по льду ‘инского залива. ƒвое саней погибли, попав в проруби. “ретьи сани, которые вошли в  ронштадт, были награждены орденом  расного «намени.
    –езультаты работы  ќћѕј— оценивались весьма высоко. Ёто видно хот€ бы из того, что в декабре 1920 г. Ќ“  √лаввоздухфлота и представители других военных ведомств утверждают проект  ќћѕј— по т€желым аэросан€м дл€ обслуживани€ авиачастей ѕроект основывалс€ на принципе максимальной утилизации старого авиационного имущества: двигателей, винтов, лыж, ферм корпусов –асчетна€ грузоподъемность саней была в 25 пудов. ¬ случае необходимости сани могли прин€ть до 3-х санитарных носилок с больным: или ранеными. ѕредполагалась постройка 80 машин. Ќо план это выполнен не был...
    «а врем€ своего существовани€  ќћѕј— создала целый р€д аэросанных конструкций: "Ќ–Ѕ" Ѕриллинга, " ј—"  узина, "ј–Ѕ≈—" јрхангельского и —течкина, "“ри -  а"  арельских,  лимова,  ристи и некоторые другие. ƒе€тельность комиссии принесла практическую пользу  расной јрмии, ее разработки помогли дальнейшем развитию аэросанного дела в стране.
    ¬ 1922 - 23 гг.  ќћѕј— завершила свои об€зательства перед „усоснабармом. –абота комиссии была свернута. Ќо так как необходимость в совершенных аэросан€х дл€ народного хоз€йства был очевидна, то работы по их проектированию не прекращались.   этому времени у кормила аэросаностроени€ сто€ли две незаур€дные личности: Ѕриллинг и “уполев. ќбъединить их взгл€ды на принципы конструировани€ саней было невозможно. ѕоэтому с завершением де€тельности  ќћѕј— произошло естественное разъединение сил ¬ дальнейшем работы Ѕриллинга по аэросан€м протекали в Ќјћ» а “уполева - в ј√ќ— ÷ј√» .
    Ѕолее подробное, чем обычно встречающеес€, описание работ  ќћѕј— сделано с целью показать, в каких труднейших услови€ происходило становление промышленности в начале 20-х гг.
    ѕриступа€ к рассказу об аэросан€х, созданных в  Ѕ “уполева, вернемс€ на пару лет назад, в 1921 г. ¬ начале лета 1921 г. возвращаетс€ к своим служебным об€занност€м поправившийс€ после длительной болезни ј. Ќ. “уполев. ¬озглавл€емый им авиационный отдел ÷ј√», расположенный на одной территории с  ќћѕј—, активно включаетс€ в проектирование аэросаней. Ёто была не просто дань моде. ƒл€ инженеров отдела было важно использовать результаты исследований Ѕриллинга и  узина на практике. –азрабатыва€ при проектировании корпуса саней то или иное конструктивное решение, можно было в процессе эксплуатации судить о его целесообразности. Ќакопленный опыт позвол€л наиболее удачные конструкции впоследствии примен€ть в самолетостроении. »нженеры авиационного отдела, многие из которых станут в будущем руководител€ми авиаи моторостроени€, считали, что после создани€ отечественного дюрал€ аэросани должны строитьс€ из металла. “олько така€ конструкци€, по их мнению, сможет обеспечить максимальную прочность при минимальном весе. ”частие в проектировании и строительстве аэросаней отдела ÷ј√» под руководством ј. Ќ. “уполева открыло новую страницу в истории советского аэросаностроени€. Ќиже приводитс€ описание аэросаней  Ѕ ј. Ќ. “уполева.
    јэросани јЌ“-1. ¬ но€бре 1921 г. началась и спуст€ мес€ц закончилась постройка первых аэросаней конструкции ј. Ќ. “уполева. ƒвухместные аэросани должны были удовлетвор€ть следующим требовани€м: проходить везде, где могли проехать кресть€нские сани, влекомые лошадьми; чтобы их вес позвол€л экипажу без посторонней помощи "вытащить аэросани из вс€кого положени€"; легкость саней необходимо обеспечить не понижением надежности, а созданием рациональной, простой по схеме и по выполнению конструкции.
    ќткрытый кузов саней имел дерев€нный каркас, обшитый полотном. јэросани были оснащены авиационным двигателем "јнзани" воздушного охлаждени€ мощностью 38 л. с. ¬ конструкции машины был использован опыт отечественного аэросаностроени€: толкающий воздушный винт посажен на вал двигател€; кузов несущей конструкции с опорой на лыжи в трех точках; применено трехопорное шасси, более практичное дл€ легких аэросаней. ¬се лыжи были подрессорены.
    ¬ феврале 1921 г. начались ходовые испытани€ саней. ¬ течение зимы 1921 - 1922 гг. аэросани јЌ“-1 участвовали в двух пробегах, прошли более 3000 км без поломок.  оллеги€ Ќ“ќ ¬—Ќ’ 21 феврал€ 1922 г. прин€ла решение о премировании ј. Ќ. “уполева за создание аэросаней јЌ“-1.
    јэросани јЌ“-1бис. ¬ 1925 г. ј. Ќ. “уполев вернулс€ к своей первой модели и на ее базе построил сани јЌ“-1бис с тем же двигателем, но с цельнометаллическим кузовом.
    јэросани участвовали в пробеге ћосква - Ћенинград - ћосква в 1926 г. Ќа скоростных испытани€х в марте 1926 г. они показали скорость 51,7 км/ч. ¬ пробеге 1926 г. на первом этапе от ћосквы до “вери прин€л участие начальник ¬¬— –  ј ѕ. ». Ѕаранов. Ќе име€ возможности из-за зан€тости следовать дальше, ѕетр »онович сказал: "ѕроехав 180 км от ћосквы до “вери, € вполне убедилс€ в том, что аэросани даже в насто€щем их состо€нии, далеком от конструктивного совершенства, €вл€ютс€ большим достижением советской техники. Ёто уже не игрушка, не средство спорта, а средство практической св€зи дл€ наших необозримых снежных пространств".
    јэросани јЌ“-II. ¬ €нваре 1922 г. начинаетс€ постройка п€тиместных аэросаней јЌ“-II с открытым дерев€нным кузовом, обшитым фанерой.  узов опиралс€ на трехлыжное шасси. ƒерев€нные лыжи с металлической подошвой имели амортизацию: задние - поперечную рессору, передн€€ - пружинный амортизатор. –отативный авиационный двигатель " лерже" развивал мощность в 115 л. с. ¬ феврале 1922 г. аэросани были готовы, и начались их испытани€. ¬ 1924 г. ≈, ». ѕогосский участвовал на них в пробеге ћосква - Ќижний Ќовгород - ћосква. »з-за неисправности рулевого управлени€ на участке ¬ладимир - Ќижний Ќовгород сани потерпели аварию и сошли с дистанции.
    јэросани јЌ“-III. — созданием саней јЌ“-III началс€ новый этап в развитии отечественного аэросаностроени€. Ќачатые постройкой в декабре 1922 г. и оконченные в феврале 1923 г., аэросани јЌ“-III стали первыми цельнометаллическими сан€ми в стране.   этому времени уже действовало  Ѕ ј. Ќ. “уполева, с  ольчугинского завода поступал сортамент кольчугалюмини€, необходимый дл€ самолетостроени€. ќн был пригоден и дл€ создани€ из него кузова аэросаней, близкого, как уже говорилось, по конструкции к фюзел€жу самолета. “уполев сразу же приступает к строительству цельнометаллических аэросаней, реша€ при этом две задачи: народное хоз€йство получало аэросани с высокой степенью прочности при минимальном весе, а также определ€лась надежность кольчугалюминиевых конструкций в т€желых эксплуатационных услови€х, свойственных аэросан€м. ѕозднее, вспомина€ об этом времени, “уполев писал: "¬ первую очередь были построены аэросани, корпус которых работает примерно в одинаковых услови€х с фюзел€жем самолета; длительные испытани€ этих саней показали, что и в конструкции материал ведет себ€ вполне закономерно, без каких-либо неожиданностей".
    ѕостройка аэросаней велась на втором этаже особн€ка купца ћихайлова (ныне в нем размещаетс€ Ќаучно-мемориальный музей Ќ. ≈. ∆уковского).  узов имел обтекаемую форму и вмещал трех человек, ¬одитель находилс€ спереди, в открытой части кузова. ќт встречного ветра его защищал небольшой прозрачный козырек, расположенный над приборной доской. ƒва пассажира размещались в закрытой кабине. Ќа аэросан€х использовалс€ авиационный ротативный двигатель "–он" мощностью 80 л. с. јмортизаци€ трехлыжного шасси была аналогична примененной на јЌ“-II.
    ѕервые пробные пробежки проводились ». ». ѕогосским на  адетском плацу. Ќо этого дл€ суждени€ о пригодности саней было совершенно недостаточно. Ќеобходимо было провести их всесторонние эксплуатационные испытани€ на подмосковных шоссейных дорогах и нетронутой снежной целине. Ќо как туда попасть? ¬ те годы законы городских властей были не только строги, но и соблюдаемы. ≈зда по улицам города на экзотических видах транспорта без разрешени€ ћоссовета грозила крупными непри€тност€ми. «на€ это, руководство ÷ј√» делает попытку получить такое разрешение.
    »нтересно отметить, что в ÷ј√» , помн€ золотую русскую пословицу о том, что сани надо готовить летом, начал действовать в середине июн€ 1923 г. ¬ Ќ“ќ ¬—Ќ’ за подписью заместител€ директора ÷ј√» √. ј. ќзерова 16 июн€ ушло письмо, в котором говоритс€, что "÷ј√» в насто€щее врем€ имеет несколько опытных аппаратов, приводимых в движение пропеллером от мотора (аэромобиль, аэросани), подлежащим испытани€м на шоссе. ƒвижение по городу означенных машин, вообще говор€ не разрешаетс€". ѕоэтому ÷ј√» просит Ќ“ќ ¬—Ќ’ обратитьс€ в ћоссовет за получением "в виде исключени€ разрешени€" на такой проезд от ÷ј√» до ближайшей заставы у ѕроломных ворот, что составит "...не более 3/4 версты". ѕросьба объ€сн€лась двум€ причинами: буксировка аппаратов до заставы усложн€ет испытани€ машины и "вводит в большие дополнительные расходы", „то-что, а деньги в ÷ј√» считали. „лен  оллегии Ќ“ќ ¬—Ќ’ ё. Ќ. ‘лаксерман уже 18 июн€ запрашивает по этому вопросу ћоссовет.  руг замкнулс€ 31 июл€, когда отдел управлени€ ћ—– и рƒ в своем ответе Ќ“ќ ¬—Ќ’ сообщил, что "разрешить езду на машине с пропеллером в черте города не находит возможным".
    Ќо что такое аэромобиль, о котором упоминалось в письме ќзерова? ¬ ÷ј√» работало несколько инженеров, увлекавшихс€ достаточно редкими в те годы автомобил€ми. —реди них выдел€лись известный до революции автогонщик “. ѕ. —апрыкин и любитель лихой езды будущий конструктор самолетов ј. ј. јрхангельский.
    ’рестоматийным стал случай, когда, отвоз€ из ÷ј√» домой Ќ. ≈. ∆уковского, јрхангельский, наруша€ все правила движени€, мастерски проскочил под самым носом у трамва€. Ќиколай ≈горович тут же попросил его остановитьс€, вышел, как всегда вежливо поблагодарил и пошел дальше пешком. јрхангельский медленно ехал р€дом и пока€нным тоном просил простить его, обеща€ впредь не нарушать правил. „ерез некоторое врем€ профессор молча сел в машину. ћир был восстановлен.
    “ак вот, цаговские любители быстрой езды решили применить к автомобилю аэросанный принцип движени€. — этой целью в задней части кузова на специальной раме установили 100-сильный двигатель с четырехлопастным винтом диаметром около 2,5 м. — семью пассажирами аэромобиль ÷ј√» развивал скорость 120 - 130 км/ч. ѕри этом упрощалась конструкци€ автомобил€ - коробка передач, карданный вал, задний мост были не нужны. Ќо можно себе представить, какой шум производил его двигатель!   тому же дл€ столь быстрой езды требовались и дороги соответствующие.
    јэромобиль пригодилс€ при исследовани€х воздушных винтов. ƒл€ этого мотор снабдили динамометрической втулкой, позвол€вшей на ходу измер€ть крут€щий момент и т€гу винта. ѕомимо ÷ј√» аэромобили строились и в Ќјћ». »звестны также разнообразные зарубежные конструкции.
    Ќо вернемс€ к аэросан€м јЌ“-III. ќни участвовали в пробеге 1924 г. ћосква - Ќижний Ќовгород - ћосква, но их постигла неудача. ¬ пробег их решили пустить с винтом увеличенного диаметра. ѕри этом уменьшилс€ клиренс, и на одном из ухабов винт ударилс€ об землю. ¬ результате был разрушен винт, сорван двигатель, оторвана одна из лыж. —ани пришлось отправить в ћоскву поездом. Ќачина€ с аэросаней јЌ“-III, все последующие конструкции јЌ“ имели цельнометаллический кузов и трехлыжное шасси.
    јэросани јЌ“-ЌIIIбис. јэросани строились в ÷ј√» в 1924 - 1926 гг. Ќа них сто€л авиационный двигатель воздушного охлаждени€ английской фирмы "’акке" мощностью 50 л. с.  узов открытый. Ћыжи были закрытого типа обтекаемой формы. ѕодвеска задних лыж независима€, амортизаци€ осуществл€лась поперечной рессорой. ƒл€ амортизации передней лыжи устанавливалась спиральна€ пружина. –улевое управление автомобильного типа. ƒл€ остановки примен€лись штыревые тормоза.
    јэросани јЌ“-IV аэросани начаты постройкой в доме є 16 по ул. –адио в но€бре 1923 г.  узов был рассчитан на четырех человек, двое из которых помещались в закрытой кабине. ƒвигатель фирмы Ѕристоль "Ћюцифер" воздушного охлаждени€ развивал мощность до 100 л. с, Ѕыла применена независима€ подвеска лыж на полуос€х, что улучшило ходовые качества и надежность аэросаней. »зменилась и конструкци€ лыж. »зготовленные из кольчугалюмини€, они имели клепаную конструкцию закрытого типа обтекаемой формы. Ќовшество снизило сопротивление снежного покрова их движению.
    ¬ €нваре 1924 г. сани были готовы и начались их ходовые испытани€. —разу же после испытаний јЌ“-IV прин€ли участие в пробеге ћосква - Ќижний Ќовгород - ћосква. —тарт был дан 7 марта 1924 г. с  адетского плаца в ћоскве. ѕо результатам пробега аэросан€м было присуждено 1 место.
    ѕервый успешный пробег аэросаней на такую большую дистанцию заинтересовал Ќ“ќ ¬—Ќ’, и 20 июн€ 1924 г. оно проводит совещание об аэросан€х. ќдним из главных был вопрос о том, "в каком направлении должны проводитьс€ дальнейшие работы по конструированию и постройке аэросаней". — обзорным докладом, опиравшимс€ в основном на результаты недавнего пробега, выступил профессор Ќ. –. Ѕриллинг, представитель Ќјћ». ѕо его мнению "дерев€нные и металлические сани в смысле прочности и веса €вл€ютс€ равноценными".
    —oвершенно иной точки зрени€ придерживалс€ выступивший от ÷ј√» ј. Ќ. “уполев. ќн привел примеры многочисленных поломок дерев€нных лыж, в то врем€ как кольчугалюминиевые лыжи за два сезона не потребовали ремонта. «атем “уполев сравнил весовые данные: "¬ес дерев€нной лыжи - 47 кг, а алюминиевой - 21,6 кг, то есть комплект алюминиевых лыж по весу равен одной штуке дерев€нных. ¬ывод тот, что лыжи, безусловно, надо делать металлическими. ¬ пробеге ћосква - Ќижний Ќовгород - ћосква единственные лыжи, пришедшие без повреждений, были алюминиевые". » далее: "ћеталлические сани дают большую экономию в весе.  роме того, необходимо отметить, что аэросанна€ конструкци€, как это имеет место в дерев€нных сан€х, мало пригодна дл€ условий их работы. —оединени€ тросами от толчков разлаживаютс€, тогда как в металлических сан€х весь корпус работает как одно целое".  ак это часто бывает, докладчики не смогли убедить друг друга. Ќјћ» продолжал экспериментировать с кузовами дерев€нной или смешанной конструкции, ÷ј√» не изменил цельнометаллическим. “акое развитие двух направлений обернулось большой удачей дл€ общего дела. ¬скоре к регул€рным перевозкам пассажиров и грузов приступили лучшие аэросани того времени - металлические јЌ“-IV и дерев€нные Ќј“»-I’.
     онструкци€ јЌ“-IV оказалась на редкость удачной. ≈е серийное производство было налажено на  ольчугинском заводе к 1926 г. ¬ 1933 г. эти машины выпускались в Ћенинграде на заводе им. ћарти. јэросани јЌ“-IV до 1938 г. участвовали во всех пробегах, походах и соревновани€х, занима€ призовые места и демонстриру€ хорошие прочностные и ходовые качества. ќсенью 1928 г, аэросани экспонировались на международной выставке в Ѕерлине, где привлекли к себе внимание посетителей
    Ќадежность саней позволила обществу ""јвтодор"" в декабре 1929 г. открыть регул€рную аэросанную линию „ебоксары - ÷ивильск -  анаш прот€женностью 85 км, проходившую по снежному бездорожью, недоступному дл€ других видов транспорта.
    ƒо открыти€ линии поездка на лошад€х из столицы „увашии до  анаша, ближайшей железнодорожной станции, занимала 10 - 12 часов. јэросани пробегали этот путь за 2,5 часа. »нтересны данные о работе, проделанной за 35 рабочих дней одними аэросан€ми на этой линии в €нваре-феврале 1930 г.: пройдено рассто€ние 5260 км, перевезено 244 пассажира и 1132 кг грузов, врем€ нахождени€ в пути 159 часов при среднесуточном пробеге 150 км и средней скорости 33 км/ч, стоимость билета составл€ла 9,5 руб.
    Ѕольшую помощь оказали аэросани при исследовани€х, проводимых јрктическим институтом на Ћедниковом щите Ќовой «емли в 1932 - 1933 гг. «а полтора года работы в суровых услови€х јрктики вы€снилось, что аэросани јЌ“-IV серийного производства - безотказное и быстрое средство передвижени€. “ак, например, на них можно было пересекать ледниковые трещины шириной до 80 см. ¬ €нваре 1933 г. из –усской √авани в ÷ј√» пришла телеграмма: "јэросани ÷ј√» успешно использованы экспедицией јрктического института при изучении совершенно неизвестных областей северной части Ќовой «емли, √орный хребет, открытый в центральной чисти Ќовой «емли, в честь »нститута назван "’ребтом ÷ј√» " ". Ќа ”ченом совете јрктического института, проходившем 22 - 24 декабр€ 1933 г., был заслушан доклад начальника и руководител€ экспедиции ћ. ћ. ≈рмолаева "–аботы Ќовоземельской гл€циологической станции в –усской √авани". ¬ нем упом€нуты все маршруты, проделанные на аэросан€х јЌ“-IV. √лавные из них - пересечение острова по линии –усска€ √авань - залив Ѕлагополучи€, совершенное дважды, и маршрут вдоль оси Ћедникового щита.
    јэросани јЌ“-IV на борту парохода "—моленск" спешили на помощь челюскинцам. » вполне возможно, что если бы туманы не отступили перед геро€ми-летчиками, то мы бы чествовали героев-водителей аэросаней.
    ¬ 1934 - 35 гг. состо€лась экспедици€ јрктического института в район „аунской губы. јэросани јЌ“-IV, принимавшие в ней участие, прошли более 7300 км и сыграли решающую роль в ее успешном проведении. –уководитель экспедиции, ученый и писатель —. ¬. ќбручев, считал, что "...аэросани можно примен€ть с большим успехом во всех част€х јрктики как дл€ св€зи, так и дл€ исследовательских работ".
    —ан€м посчастливилось стать "кинозвездой". ќни были использованы в съемках кинофильма "—емеро смелых".
    ”спешной работе аэросаней способствовало и то, что в это врем€ по€вилс€ надежный авиационный двигатель ћ-11. Ёто был первый двигатель воздушного охлаждени€ советских конструкторов ј. ƒ. Ўвецова и Ќ. ¬. ќкромешко. ѕ€тицилиндрова€ звезда, имевша€ номинальную мощность 100 л. с., максимальную 110 л, с. и эксплуатационную 90 л. с., оказалась как бы созданной дл€ аэросаней.
    Ќа сан€х јЌ“-IV с двигателем ћ-11 проводилось сравнение т€ги винта при его штатной установке и при размещении винта в кольце (дюзе). ѕри установке винта в дюзе пришлось дл€ сохранени€ габаритных размеров и клиренса уменьшить диаметр винта на 35 см. ƒюза и ее крепление увеличили вес винтомоторной установки на 30 кг. ¬ы€снилось, что установка дюзы повышает т€гу на 10 %. —истема, однако, распространени€ не получила из-за сложности конструкции и увеличени€ веса.
    — 1933 г. началс€ серийный выпуск аэросаней јЌ“-IV в санитарном варианте - јЌ“-IVс. ƒвое носилок с ранеными располагались в закрытой части корпуса в два €руса. Ћегкость установки носилок обеспечивалась тем, что одна из боковых стенок имела двухстворчатые дверцы. ќтличные качества машины позволили использовать ее в боевых операци€х 1939 - 1944 гг.
    јэросани јЌ“-V. ѕрактически одновременно с проектированием и постройкой саней јЌ“-IV создавались по заданию военных аэросани јЌ“-V. Ќачатые постройкой в декабре 1923 г., они вышли на испытани€ в €нваре 1924 г. јэросани предназначались дл€ использовани€ в качестве разведывательных и санитарных. ¬ариант разведчика предусматривал, кроме водител€, место дл€ наблюдател€-пулеметчика. ѕулеметчику необходимо было обеспечить хороший обстрел с заднего сидень€. Ќазначение саней требовало создани€ простой, надежной конструкции с двигателем, имеющим запас мощности. „асто приходилось приспосабливатьс€ под моторы иностранного производства, имевшиес€ в наличии. “ак и в случае с јЌ“-V из-за отсутстви€ мотора с воздушным охлаждением пришлось остановитьс€ на моторе "‘иат" с вод€ным охлаждением мощностью 100 л. с.
    ’одовые испытани€ саней решено было совместить с участием в пробеге ћосква - Ќижний Ќовгород - ћосква. —лучилось так, что к началу пробега еще не были готовы специальные лыжи дл€ јЌ“-V. ∆дать было нельз€, и решили воспользоватьс€ самолетными лыжами. ”вы, самолетные лыжи, рассчитанные дл€ ровных покровов аэродромов, не вынесли условий российского бездорожь€ и вышли из стро€ на второй сотне километров, дот€нув сани только до ¬€зников.
    —троившиес€ серийно санитарные аэросани јЌ“-Vс были снабжены двигателем "Ћюцифер" мощностью 100 л. с. —ерийна€ постройка осуществл€лась на  ольчугинском заводе, на заводе им, ћарти в Ћенинграде и в÷ј√» . “ак в 1925 г. ÷ј√» выполнил заказ ”¬¬— на постройку четырех санитарных и одних разведывательных саней. јэросани јЌ“-VI. «аконченные постройкой не позже феврал€ 1926 г. опытные сани јЌ“-VI с двигателем воздушного охлаждени€ "’акке" мощностью 50 л, с. были модификацией саней јЌ“-V. ќни имели открытый кузов и были рассчитаны на перевозку трех человек.
    — мотором "’акке" было построено двое саней, которые прин€ли участие в пробеге ћосква - Ћенинград - ћосква 1926 г. —разу же обнаружилось очень плохое качество двигателей. Ќа одних сан€х двигатель развалилс€ в ¬ышнем ¬олочке, на других требовал еженощного ремонта, чтобы утром можно было двигатьс€ дальше. ¬ дальнейшем двигатели "’акке" на аэросан€х “уполева не примен€лись.
    јэросани јЌ“-VII. ѕассажирские аэросани с мотором ћ-11, построенные в конце 1934 г., были модификацией аэросаней јЌ“-IV.
    јэросани јЌ“-’. ¬ литературе встречаетс€ упоминание об этих сан€х, но найти какие-либо документы о них не удалось. »звестно только, что во ¬сесоюзном аэросанном пробеге, проходившем под эгидой "јвтодора" с 1 феврал€ по 24 марта 1935 г,, принимали участие аэросани јЌ“-IV и јЌ“-’.

    ***
    ¬се возраставший и усложн€вшийс€ объем работ по опытному самолетостроению, решение сложных задач по становлению серийного производства цельнометаллических самолетов привели к постепенному отходу  Ѕ от вопросов аэросаностроени€. Ётому способствовало и то, что в 1932 г. была создана организаци€ по постройке аэросаней - ќ—√ј, котора€ в 1934 г. была преобразована в завод Ћессудомашстрой. Ќа этом заводе серийно выпускались сани марки Ќ Ћ конструктора Ќ. ћ. јндреева. Ќа горьковском заводе " расный металлист" в это же врем€ строились сани  ћ конструкции ћ. ¬. ¬еселовского.
    Ќачавша€с€ ќтечественна€ война потребовала быстрых, оперативных действий. ¬ конце июн€ 1941 г. в составе бронетанковых войск было образовано специальное управление, отвечавшее за обеспечение  расной јрмии боевыми и транспортными аэросан€ми. ”же в конце 1941 г. в действующую армию поступили новые боевые и транспортные аэросани Ќ Ћ-16141, Ќ Ћ-26, Ќ Ћ-34, Ќ Ћ-38 и –‘-8 (√ј«-98), созданные под руководством јндреева и ¬еселовского. ќни успешно примен€лись в зимних кампани€х всех военных лет.

    ***
    јэросани-амфиби€ ј-3. ¬ послевоенный период  ¬ “уполева пополн€лось новыми талантливыми молодыми силами. —реди них был и выпускник —ибирского лесотехнического института √леб ¬асильевич ћахоткин. —ын известного пол€рного летчика ¬. ћ. ћахоткина, он с детства мечтал об авиации. ¬скоре после окончани€ института √леб поступает в —ибЌ»ј, где он многому научилс€ от работавшего в нем в то врем€ –. Ћ. Ѕартини. ¬ 1957 г. ћахоткин переходит в  Ѕ “уполева и благодар€ своим способност€м быстро завоевывает репутацию талантливого инженера. –абота ведущего конструктора в отделе технических проектов позвол€ла ему иметь иногда свободные от текущих забот вечерние часы. √леб решил использовать их дл€ воплощени€ в жизнь своей давней мечты - сконструировать скоростную машину, которую можно было бы использовать в услови€х бездорожь€ во все времена года. —оздав коллектив единомышленников, он пошел к “уполеву. —уть его проекта состо€ла в том, что группа молодых инженеров предлагала в нерабочее врем€ зан€тьс€ разработкой, проектированием и постройкой аэросаней-амфибии. Ќеобычна€ и малоизвестна€ в стране машина как нельз€ лучше отвечала идее √леба и, в отличие от классических аэросаней, могла эксплуатироватьс€ круглогодично. “уполев не только одобрил идею, но стал консультантом молодых энтузиастов. ј в тех случа€х, когда не мог сам помочь (случалось и такое), находил специалистов "на стороне", которые помогали преодолеть "узкое место".
    —ама по себе иде€ была не новой. ѕервые попытки приспособить аэросани дл€ использовани€ в летнее врем€ года делались в нашей стране еще в предвоенные годы. —начала пробовали поставить сани на поплавки. Ќо хорошего глиссера при этом не получилось. ¬ 1935 г. в журнале "—амолет" по€вилась заметка об испытани€х на воде первого "советского мощного глиссера-аэросаней јћЅ-2 конструкции Ќиколаевича". ќтсутствие других сведений об этой разработке говорит о том, что до серийного производства она доведена не была. ѕостройкой подобных машин занимались многие конструкторы, в том числе и известный изобретатель Ћ. ¬.  урчевский. ¬ 1937 г. журнал "—оветска€ јрктика" писал о том, что по заданию √лавсевморпути инженер Ћ. ¬.  урчевский разрабатывает конструкцию пол€рных "вод€ных саней". ќднако создать удачную машину, котора€ могла бы без установки дополнительных агрегатов служить дл€ передвижени€ как по снежному бездорожью, так и по мелководью, не удавалось.
    ћахоткин и его "малое  Ѕ" изучили работы своих предшественников. «атем они приступили к разработке своей конструкции. ѕри этом были использованы последние достижени€ аэродинамики, моторо- и винтостроени€, материаловедени€, технологии, –асчеты и испытани€ моделей показали, что оптимальное решение получаетс€ в том случае, если кузов машины спроектировать в виде лыжи-лодки. Ёто позволило бы ей двигатьс€ и по снегу, и по воде.
    ¬ результате тщательной проработки конструкции была выработана схема, котора€ должна максимально удовлетвор€ть услови€м работы во все времена года. — марта 1960 г. началс€ выпуск рабочих чертежей опытной машины. ќсенью того же года на заводе приступили к постройке дерев€нного корпуса и оперени€. ¬ апреле следующего года на »стринском водохранилище прошли первые испытани€.   маю 1962 г. после окончани€ испытаний и необходимых доработок машину передали ћинистерству св€зи дл€ ее опытной эксплуатации. — учетом полученных замечаний шла работа по выпуску технической документации дл€ серийного выпуска. ¬носились и серьезные конструктивные изменени€. ѕо существу в серию передавалась нова€ машина. ќдна из основных доработок была св€зана с по€влением на амфибии небольшого редана. ƒл€ северных рек с редкими селени€ми по их берегам было очень важно, чтобы амфиби€ имела большую дальность движени€ по воде. Ёто можно было сделать за счет увеличени€ скорости.  лассический редан здесь был неприменим - его пришлось бы снимать зимой дл€ движени€ по снегу. ѕосле долгих исканий удалось найти из€щное инженерное решение. «а центром т€жести амфибии был установлен небольшой накладной редан. »спытани€ полностью подтвердили правильность прин€того решени€. —корость на воде увеличилась, скольжение по снегу хуже не стало. Ћетом 1964 г. необходимые чертежи были переданы на серийный завод.
      сожалению, вс€кое новое начинание имеет не только своих энтузиастов, но и своих, обычно тайных, недоброжелателей. ќднажды √леба вызвали к јндрею Ќиколаевичу, предупредив, что тот "не в духе". ѕервое, что он услышал, войд€ в кабинет, было: "ћальчишка! я теб€ считал конструктором со зрелым мышлением, довер€л тебе, а ты гонки собираешьс€ устраивать с такими же, как и ты, легкомысленными дураками!" ѕока јндрей Ќиколаевич изливал свой гнев, √леб старалс€ пон€ть, чем он вызван. ƒогадавшись, подошел к доске, висевшей в кабинете, и, не обраща€ внимани€ на сыпавшиес€ обвинени€, быстро нарисовал днище ј-3 в изометрии. ¬оспользовавшись первой же паузой в гневной тираде, √леб сказал: "¬ам передали чистое вранье!", и начал рассказывать о деле. “уполев подошел к доске. "¬ серийные ј-3 вводитс€ клиновидный редан, сход€щий на нет в районе кил€, - объ€сн€л √леб. - Ёто позвол€ет увеличить дальность на воде и ликвидирует раскачку-дельфинирование. Ѕез редана скорость ј-3 была 40 км/ч, с классическим реданом, который не годитс€ (так как его придетс€ то снимать, то ставить) - 55 км/ч, а с нашим несъемным - 67 км/ч.  рейсерска€ скорость на воде равна 50 км/ч. Ќа снегу тоже, кажетс€, стало лучше, но ¬ы сами говорили, что снег - капризна€ вещь. “ак что ни гонок, ни цирка нет..."
    "Ёто такой хреновенький редан ты придумал, и так хорошо он сработал? - прервал “уполев √леба и уже совсем миролюбиво закончил. - Ќу ладно, не сердись". » стал сам рассказывать о своих первых глиссерах, задава€ врем€ от времени вопросы по ј-3. Ѕеседа завершилась предложением периодически заходить и рассказывать о том, как идут дела на серии и в эксплуатации. "” теб€ кремлевки нет, и в верха ты не вхож. “ы сам ничего не сможешь пробить. ƒелай, как считаешь нужным, никого не слушай.  то мешает, пошли в..." - закончил “уполев. –ассказыва€ друзь€м о беседе, √леб заметил, что куда послать он догадалс€, а вот кого - не знает до сих пор. ѕо мнению ћахоткина, часто встречавшегос€ с јндреем Ќиколаевичем по основной работе и по делам ј-«, "обстановка в  Ѕ “уполева поддерживалась на том высоком уровне, при котором честный конструктор чувствовал полную свободу, его мысли выслушивались, принимались или отвергались, исход€ из интересов дела, а не из личных симпатий".
    14 сент€бр€ 1964 г. были выпущены первые серийные аэросаниамфиби€ ј-«, а к €нварю 1965 г. в народном хоз€йстве трудилось уже около 100 машин. ќни использовались дл€ св€зи, оказани€ медицинской помощи, перевозки пассажиров и грузов, проведени€ спасательных работ в услови€х бездорожь€ - и все это вне зависимости от времени года. ¬ отчете по испытани€м отмечалось, что мала€ удельна€ нагрузка на специально спрофилированное днище позвол€ет глиссировать по снегу и воде с минимально возможным сопротивлением и одновременно повышает проходимость по битому льду и несудоходным водоемам. јэросани ј-3 могли преодолевать заросшие водоемы, мелководье глубиной до 5 см. — уменьшением глубины скорость и дальность хода увеличивались. ѕри движении по рыхлому снегу машина скользила по поверхности, оставл€€ за собой неглубокую колею. —коростные характеристики амфибии в меньшей степени завис€т от оттепели, чем у обычных аэросаней, имеющих высокую удельную нагрузку и гладкую подошву лыж. √лубокий снег, наледи машина проходила без снижени€ скорости и незаметно дл€ пассажиров. ѕлавные формы амфибии, отсутствие выступающих частей, помимо уменьшени€ сопротивлени€ позвол€ли ей проходить по метровому кустарнику и редкому лесу.
    ќсновной элемент конструкции амфибии - корпус - был металлическим.  лепана€ полумонококова€ герметична€ конструкци€ состо€ла из поперечного и продольного силовых наборов и обшивки, —кольз€ща€ основа лыжи-лодки выполн€лась из наклеенных снаружи листов полиэтилена и стеклопластика. ѕо контуру полиэтилен крепилс€ дополнительно болтами.
    Ћыжа-лодка двум€ шпангоутами разбита на три герметических отсека, обеспечивающих непотопл€емость при повреждении корпуса. ¬о втором, центральном, отсеке находитс€ отапливаема€ кабина. Ќосова€ часть кабины закрыта фонарем, кормова€ - пилоном. ¬ кабине установлены четыре кресла с откидывающимис€ спинками и амортизаторами. ¬ пассажирском варианте в кормовой части кабины установлено двойное общее сидение. –абочее место водител€ расположено в передней части кабины слева и оборудовано штурвалом, приборной доской и пультом управлени€ двигательной, топливной и воздушной системами.
    ¬ носовой части лыжи-лодки расположен багажник, а по бортам - топливные баки емкостью 350 л. ¬ двигааельном отсеке, за кабиной, размещено все оборудование силовой установки, а также оборудование обогрева кабины и двигател€ перед запуском.
    Ќа амфибии установлен двигатель ћ-14¬ мощностью 350 л. с. ѕодмоторна€ рама и системы двигател€ позвол€ли устанавливать двигатель ј»-14– мощностью 260 л. с. Ќа амфиби€х ранних выпусков устанавливались авиационные двигатели ћ-11.
    ƒл€ аэросаней-амфибии √. ¬. ћахоткиным был спроектирован специальный воздушный винт малого диаметра с высоким коэффициентом полезного действи€ на эксплуатационных скорост€х. Ёто позволило разместить винт в пределах ширины лодки между разнесенным вертикальным оперением, что не только предохран€ло людей от случайного попадани€ в опасную зону, но и защищало его от повреждений. Ќебольшой диаметр, равный всего 1,9 м, обеспечил низкое положение центра т€жести силовой установки.
    јэросани-амфиби€ по курсу управл€лись двум€ рул€ми. Ќа верхнюю часть рулей действовала стру€ от винта, а нижн€€ работала в снегу или в воде. — помощью дифференциального механизма системы управлени€ осуществл€лс€ и поворот, и торможение "плугом" (рули раздвигаютс€ в стороны).
    ’ороша€ маневренность и устойчивость достигались эффективной системой управлени€ и воздушным винтом малого диаметра. “€га двигател€ позвол€ла преодолевать подъемы до 150 (кратковременно до 300), а система торможени€ - спуски на уклонах с такими же пределами.
    —ветотехническое оборудование допускало уверенную эксплуатацию в ночное врем€. Ќебольшие габариты позвол€ли транспортировать амфибию на грузовом автомобиле, самолете, на внешней подвеске вертолета.
    —оздание амфибии ј-3 было отмечено в 1965 г. наградами ¬ƒЌ’. ѕредпри€тию был вручен диплом 1 степени, а "главные" конструкторы были награждены медал€ми: √. ¬. ћахоткин - золотой, ¬. ћ. “атаринов - серебр€ной, ј, ƒ, ¬оробьев, ¬. ¬. ћеркулов ¬. “. ∆вакин - бронзовыми.
    ”дачна€ и технологична€ конструкци€ ј-3 обеспечила им большой спрос. ќни успешно использовались в северных районах страны, работа€ на реках ќнега, ѕинега, ћезень, —еверна€ ƒвина и Ћена. — 1974 г. они обслуживали населенные пункты по трассе Ѕјћ. ј-3 нашли применение в пограничных войсках, в поисково-спасательной службе отр€да космонавтов.
    — помощью амфибии успешно снимались эпизоды кинокартины —. Ѕондарчука "¬ойна и мир". ¬ феврале 19б5 г. “уполев получил от него благодарственное письмо, в котором отмечалось, что "...съемка с аэросаней, изготовленных ¬ашим  Ѕ, дала отличный результат. јэросани идут очень плавно, без толчков и дрожани€".
    «апросы на амфибию поступали в  Ѕ от самых различных организаций со всех концов ———–: от  араганды и ѕерми, ¬алда€ и  олымы, “юмени и  амчатки, √орького и якутска! ƒа это и неудивительно, —ебестоимость перевозок на ј-3 была в два раза меньше, чем на аэросан€х, и на 30 % меньше, чем на катерах. ѕри одинаковой коммерческой нагрузке дальность хода ј-3 в 2 - 2,5 раза превышала дальность хода лыжных аэросаней.
    јмфиби€ ј-3 демонстрировалась в ‘инл€ндии, Ўвеции, японии, »талии, »раке, „или,  анаде, Ѕразилии,  увейте, бывших соцстранах.
    “акой успех побудил министра авиационной промышленности ѕ. ¬. ƒементьева рассказать об ј-3 √енеральному секретарю ÷   ѕ—— Ћ. ». Ѕрежневу. Ћеонид »льич был любителем технических новинок, особенно если они могли быть полезными в охотничьем деле, и пожелал ознакомитьс€ с этой машиной. Ќесколько саней были отправлены в √осударственный заказник «авидово, Ѕрежневу они пришлись по душе. ќн сам сидел за рулем, катал иностранных гостей. ¬ одну из поездок он выразил желание иметь дл€ охотничьих целей сани меньших размеров. “огда желани€ главы государства не обсуждались. "ћалое  Ѕ" ћахоткина приступило к созданию "брежневской" модификации ј-3. “ехнической документации на нее не сохранилось. ќднако один из создателей этой машины, инженер-конструктор –. ј. „илингаров, любезно сообщил основные данные этой амфибии. ≈е вес составл€л 400 кг при длине в 4,5 м и ширине в 1,8 м. „етырехместна€ машина с двигателем "Ќельсон" мощностью в 35 л. с. развивала на воде и по снегу скорость пор€дка 40 - 50 км/ч. ¬сего их было построено три. ƒве были переданы в «авидово, треть€ использовалась на базе в ƒубне дл€ испытательных целей.
    —ерийное производство амфибий ј-3 продолжалось более 25 лет. ќни были защищены патентами Ўвеции и ‘инл€ндии, экспортировались в р€д стран.

    ***
    «аканчива€ рассказ об аэросан€х, отметим, что своими достоинствами они об€заны русской технической мысли. »ностранный опыт аэросаностроени€ настолько мал, что о его вли€нии говорить не приходитс€. ¬ конце книги приведены таблицы, дающие достаточно полное представление об аэросан€х различных конструкций.
    перейти к главе 3 >>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты