Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ћ.Ѕ.—аукке "Ќеизвестный “уполев".
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ќт автора
  • √лава 1.  ак все начиналось
  • √лава 2. Ћыжные автомобили
  • √лава 3. »сполины п€того океана
  • √лава 4. ћоскитный флот
  • √лава 5. –абы системы
  • ”словные обозначени€ и сокращени€

  • √лава 3
    »—ѕќЋ»Ќџ ѕя“ќ√ќ ќ ≈јЌј

    — давних времен человечеством владела мысль о свободном полете в воздушном океане, который манил своей безбрежностью и величием. ¬ предани€х многих народов бережно хран€тс€ легенды о дерзких попытках смельчаков подн€тьс€ над «емлей. ƒл€ достижени€ этой цели люд€м пришлось преодолеть долгий и тернистый путь, полный как неудач, так и свершений.
    «а 250 лет до нашей эры великий јрхимед открыл путь к полетам на воздушных шарах. Ќо только во второй половине ’”1ѕ века удалось создать воздушный шар, пригодный дл€ практического использовани€. јппарат легче воздуха, перемещающийс€ в воздушном океане по воле ветра и воздушных течений, назвали аэростатом. ѕоддерживаетс€ он в воздухе благодар€ подъемной силе газа, заключенного в его оболочке.
    5 июн€ 1783 г. во французском городе ¬иделон-лез-јнноне брать€ ∆озеф ћишель и ∆ак Ётьен ћонгольфье демонстрировали полет построенного ими шара. ќболочка объемом около 600 куб. м. покоилась на решетчатой раме, сплетенной из лозы. –ама устанавливалась на подмостки, под которыми был разведен костер из мокрой соломы. √ор€чий влажный воздух наполнил оболочку. ѕосле того, как отпустили удерживающие ее веревки, она устремилась вверх. ѕолет продолжалс€ всего 10 минут. «а это врем€ шар пролетел два с небольшим километра.
    јкадеми€ наук ‘ранции решила повторить опыт братьев ћонгольфье в ѕариже. ѕодготовку к нему поручили физику Ўарлю. ќн использовал дл€ наполнени€ шара не гор€чий воздух, а открытый в 1766 г. водород, обладавший малым удельным весом. 27 августа 1783 г. на ћарсовом поле ѕарижа состо€лс€ старт, Ўар быстро набрал высоту и скрылс€ из глаз. ѕролетев 24 километра, он упал на землю из-за разрыва оболочки.
    ¬ дальнейшем шары, наполн€емые гор€чим воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом - шарльеров.
    ¬озможность полета была доказана. ќставалось вы€снить, насколько это безопасно дл€ человеческого организма. ¬ то врем€ многие считали, что любое живое существо, подн€вшеес€ под облака, даже на небольшую высоту, непременно задохнетс€. ѕоэтому в первое воздушное путешествие на монгольфьере, как несколько позднее в космическое - на ракете, отправили верных и безотказных друзей человека. 19 сент€бр€ 1783 г. со двора ¬ерсальского дворца впервые в истории в воздух были подн€ты живые существа. ѕо неизвестным пока причинам честь выпала на долю барана, петуха и утки. ќни опустились на землю в полном здравии. «атем приступили к тренировочным подъемам людей на прив€зных аэростатах. » только после основательной подготовки 21 но€бр€ 1783 г. в пригороде ѕарижа был дан старт монгольфьеру с экипажем, в состав которого входили два человека - ѕилатр де –озье и д'јрланд.
    Ўло врем€, аэростаты совершенствовались, позвол€€ совершать все более сложные перелеты. ¬ начале €нвар€ 1785 г. француз Ѕланшар и англичанин ƒжеффрис на шарльере перелетели из ƒувра в  але. ѕокорив пролив ѕа-де- але за 2,5 часа, они первыми проделали воздушное путешествие между островной јнглией и континентальной ≈вропой.

    ***
    –усский посол во ‘ранции кн€зь Ѕар€тинский регул€рно сообщал императрице ≈катерине 11 об успехах воздухоплавани€.   ним он прилагал собственноручные зарисовки увиденного. ќднако императрица к этому делу интереса не про€вила. ќна даже не разрешила Ѕланшару приехать в 1786 г. в –оссию дл€ демонстрационных полетов. ≈катерина 11 просила передать ему, что "...здесь не занимаютс€ сею или другою подобною аэроманиею, да и вс€кие опыты оной €ко бесплодные и ненужные у нас совершенно затруднены".“акой взгл€д царской особы на воздухоплавание привел к тому, что росси€не впервые увидели полет на воздушном шаре только в следующем столетии, после смерти императрицы.
    20 июн€ 1803 г. в ѕетербурге в присутствии императорской фамилии јлександра 1 и большого стечени€ зрителей состо€лс€ показательный полет француза ∆. √арнерена. ¬ московское небо воздушный шар подн€лс€ в сент€бре того же года.

    ***
    — развитием науки и техники стали привлекать аэростаты дл€ решени€ широкого круга задач. ќни использовались в военном деле, примен€лись дл€ изучени€ атмосферы, проведени€ метеорологических, физических, астрономических наблюдений.
    Ќо все же аэростаты не отвечали главной цели воздухоплавани€ - служить средством сообщени€ они не могли. ƒл€ этого необходим был управл€емый аэростат, или дирижабль. ѕопытки управлени€ полетом аэростата с помощью весел, парусов, как это было с корабл€ми на морских просторах, успеха не принесли. —тало очевидным, что дл€ управл€емого полета аэростат необходимо снабдить движителем иного рода.
    ¬первые это удалось сделать французскому инженеру јнри ∆иффару. 24 сент€бр€ 1852 г. подн€лс€ в воздух его дирижабль. ќн имел объем 2500 куб. м., был оснащен паровым двигателем мощностью 3 л. с. и развивал скорость около 10 км/ч. ѕаровые машины тех лет имели малую мощность при большой массе и были непригодны дл€ практического использовани€ на воздушных судах. ¬ первом полете ∆иффар не смог вернутьс€ к месту старта. —ила ветра превышала скромные возможности его двигател€! –асцвет дирижаблестроени€ началс€ с по€влением надежных, легких и достаточно мощных двигателей внутреннего сгорани€ и пришелс€ на начало нашего века.
    –азвитие дирижаблей шло по трем конструктивным направлени€м: м€гкие, полужесткие, жесткие.
    ¬ дирижабл€х м€гкой схемы корпусом служит оболочка, выполненна€ из ткани с малой газопроницаемостью. ѕосто€нство формы оболочки достигаетс€ избыточным давлением газа, наполн€ющего ее и создающего подъемную силу, а также баллонетами, которые представл€ют собой м€гкие воздушные емкости, расположенные внутри корпуса. — помощью системы клапанов, позвол€ющих либо нагнетать в баллонеты воздух, либо стравливать его в атмосферу, внутри корпуса поддерживаетс€ посто€нное избыточное давление. ≈сли бы этого не было, то наход€щийс€ внутри оболочки газ под вли€нием внешних факторов - изменени€ атмосферного давлени€ при подьеме или спуске дирижабл€, температуры окружающего воздуха - мен€л бы свой объем. ”меньшение объема газа приводит к тому, что корпус тер€ет свою форму.  ак правило, это оканчиваетс€ катастрофой.
    ∆есткие элементы конструкции - стабилизатор, киль, гондола - креп€тс€ к оболочке с помощью пришитых или приклеенных к ней "лап" и соедин€ющих строп.
     ак кажда€ инженерна€ конструкци€, дирижабли м€гкой схемы имеют свои достоинства и недостатки. ѕоследние достаточно серьезны: повреждение оболочки или отказ вентил€тора, нагнетающего воздух в баллонеты, привод€т к катастрофам, ќсновным же преимуществом €вл€етс€ больша€ весова€ отдача.
    ћ€гка€ схема ограничивает размеры дирижабл€, что, впрочем, обуславливает относительную легкость сборочно-разборочных и транспортных операций.
    ƒирижабли м€гкой схемы строились многими воздухоплавател€ми. Ќаиболее удачной оказалась конструкци€ немецкого майора јвгуста фон ѕарсевал€. ≈го дирижабль подн€лс€ в воздух 26 ма€ 1906 г. — тех пор дирижабли м€гкой схемы иногда называют "парсевал€ми".
    «ависимость формы корпуса от атмосферных факторов в дирижабл€х м€гкой схемы была уменьшена введением в конструкцию жесткой килевой фермы, котора€, проход€ от носа до кормы по низу корпуса, значительно повышает его жесткость в продольном направлении. “ак по€вились дирижабли полужесткой схемы.
    ¬ дирижабл€х этой схемы корпусом также служит оболочка с малой газопроницаемостью. Ќеобходимы им и баллонеты. Ќаличие фермы позвол€ет крепить к ней элементы дирижабл€ и размещать внутри нее часть оборудовани€. ƒирижабли полужесткой схемы отличаютс€ более крупными размерами.
    ѕолужестка€ схема была разработана французским инженером ∆юйо, управл€ющим сахарными заводами братьев Ћебоди. ѕостройка дирижабл€ финансировалась владельцами заводов. ѕоэтому, не совсем справедливо, такую схему дирижаблей называют "лебоди". ѕервый полет дирижабл€ состо€лс€ 13 но€бр€ 1902 г.
    ¬ дирижабл€х жесткой схемы корпус набран из поперечных (шпангоутов) и продольных (стрингеров) силовых элементов, обт€нутых снаружи тканью, котора€ предназначаетс€ только дл€ придани€ дирижаблю надлежащей аэродинамической формы. ѕоэтому никаких требований по газопроницаемости к ней не предъ€вл€етс€. Ѕаллонеты в этой схеме не нужны, т. к. неизменность формы обеспечиваетс€ силовым каркасом. Ќесущий газ помещаетс€ в отдельных емкост€х внутри корпуса. “ам же устанавливаютс€ практически все агрегаты корабл€, дл€ обслуживани€ которых "предусматриваютс€ служебные проходы.
    ≈динственный недостаток такой схемы заключаетс€ в том, что металлическа€ конструкци€ каркаса уменьшает вес полезной нагрузки. »менно жестка€ схема сделала дирижабль насто€щим кораблем, способным плыть в воздушном океане подобно морским лайнерам. —оздателем таких дирижаблей был выдающийс€ немецкий инженер и организатор их производства генерал граф ‘ердинанд фон ÷еппелин. ≈го первый воздушный корабль подн€лс€. в воздух 2 июл€ 1900 г. — тех пор за дирижабл€ми жесткой схемы закрепилось название "цеппелин".
    »нтересно отметить, что сам ÷еппелин, прекрасно понима€ преимущества жесткой схемы, отдавал должное дирижабл€м и других конструкций. ќн говорил, что "один тип судна не исключает другого.
    ¬ажно лишь, чтобы они были как можно лучше разработаны, а дефекты исправлены в интересах всего человечества и культуры". ƒальнейшее развитие дирижаблестроени€ подтвердило справедливость его слов.
     ак это часто случаетс€, новое достижение инженерной мысли послужило, в первую очередь, не расцвету культуры, а пр€мо противоположным цел€м. ‘ранцузский дирижабль "ѕетри" полужесткой схемы уже в 1907 г. прин€л участие в военных учени€х. Ќачина€ с 1909 г. цеппелины станов€тс€ непременными участниками маневров германской армии.
    ¬первые в боевых действи€х дирижабли были использованы италь€нцами в 1911 - 1912 гг. во врем€ войны с “урцией. — их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары.
    Ўирокое строительство дирижаблей в √ермании, ‘ранции, »талии заставило военное ведомство –оссии также начать работы в этой области. 21 феврал€ 1907 г. приказом генерал-инспектора ј. ѕ. ¬ернандера была образована комисси€ по постройке дирижабл€ под председательством военного инженера генерала Ќ. Ћ.  ирпичева. ¬ задачи комиссии входило "производство опытов и исследований принадлежностей и материалов дл€ постройки управл€емого аэростата, а также составление по результатам опытов окончательного проекта такого аэростата". ¬ состав комиссии входили военные инженеры и воздухоплаватели: генерал-майор ј. ћ.  ованько, инженер-полковник ≈. —. ‘едоров, инженер-подполковник ¬. ‘. Ќайденов, подполковник ¬. ј. —емковский, капитан Ќ. ». ”тешов.   работе были привлечены и крупнейшие научные силы –оссии.  омисси€ приступила к проектированию первого отечественного полужесткого дирижабл€. ѕо сути дела, в феврале 1907 г. был создан первый в –оссии научно-конструкторский центр по дирижаблестроению.
    ¬ 1908 г. в ”чебном воздухоплавательном парке был построен по м€гкой схеме первый русский дирижабль "”чебный". ќн брал на борт трех человек и мог совершать полеты продолжительностью около трех часов. ѕри этом высота достигала 800 м, а скорость - 22 км/ч. ¬ 1908 - 1909 гг. "”чебный" совершил р€д успешных полетов.
    ¬ 1910 г. русскими инженерами дл€ военных целей были построены еще два м€гких дирижабл€. Ќа ижорском заводе в  олпино под ѕетербургом по проекту профессоров Ѕоклевского и ‘ан-дер-‘лита, инженера ¬. ‘. Ќайденова и при участии капитана Ѕ, ¬. √олубова был построен "√олубь", который имел объем 2270 куб. м и мог нести полезную нагрузку в 800 кг. ƒругой дирижабль "ястреб" строилс€ в ћоскве акционерным обществом "ƒукс". ≈го конструктором был ј. ». Ўабский. ѕри объеме 2700 куб. м он мог нести 1170 кг полезной нагрузки.
    ѕостройка полужесткого дирижабл€, разработанного комиссией, завершилась 17 июл€ 1909 г. ќн получил название " омиссионный". ѕо р€ду причин его первый полет состо€лс€ только 30 июл€ 1910 г. »спытани€ прошли успешно, и дирижабль, переименованный в " речет", был передан армии в 9-ю воздушную роту.
    ƒирижабли жесткой схемы в –оссии, имевшей слаборазвитую дирижаблестроительную промышленность, не строились. —трана была вынуждена закупать дирижабли за границей - в основном у ‘ранции и √ермании, которые стремились продать не самые лучшие и современные образцы.
    ¬се это привело к тому, что в канун первой мировой войны –осси€ располагала парком в 14 дирижаблей, из которых только четыре могли с большими оговорками считатьс€ пригодными дл€ боевых действий. ¬ итоге лишь один дирижабль "јстра" французской постройки в мае - июне 1915 г. выполнил несколько боевых полетов.

    ***
      началу первой мировой войны летно-технические данные дирижаблей были выше, чем у самолетов. јэропланы тех лет ни по дальности полета, ни по грузоподъемности не могли с ними конкурировать. јтаковать дирижабль в воздухе аэроплану было также сложно. —переди и с боков он был защищен пулеметами.  ак правило, дл€ атаки летчику надо было забратьс€ выше дирижабл€ и попытатьс€ попасть в него сбрасываемой вручную бомбой.
    ¬ силу этих достоинств дирижаблей оба противосто€щих друг другу военных блока - “ройственный союз и јнтанта (за исключением опоздавшей –оссии) - позаботились об их заблаговременном строительстве.
    Ќемцы успели построить 25 цеппелинов, 19 из которых были военного назначени€. ÷еппелины наносили удары с воздуха по ѕарижу и Ћондону. Ќемецкие дирижабли проводили разведывательные полеты над Ѕалтикой. ќни совершили несколько дес€тков налетов на –оссию, сбросив при этом большое количество бомб, ¬ 1916 г. немецкий дирижабль совершил разведывательный полет из √ермании в ѕетрозаводск.
    ¬полне реальной была возможность нападени€ воздушных гигантов и на ѕетроград. ѕоэтому неудивительно, что в св€зи с наступлением немцев на ¬осточном фронте 17 сент€бр€ 1917 г. в газетах были опубликованы правила поведени€ жителей на случай налета цеппелинов.
    ¬ стане јнтанты основна€ т€жесть боевых операций легла на английские воздушные силы. ¬ общей сложности за четыре года войны английские дирижабли провели в воздухе 83 360 ч, налетав при этом более четырех миллионов километров. ¬ 1915 - 1917 гг. дирижабли англичан, совместно с авиацией и морскими силами, принимали участие в боевых действи€х знаменитого ƒуврского патрул€. Ётот патруль выполн€л две основные задачи. ѕерва€ состо€ла в том, чтобы обеспечить ежедневный проход примерно ста судам, перевозившим войска, боеприпасы, снабжение и т. п. из ƒувра в  але. ¬тора€ задача - заставить вражеские подводные лодки выходить в јтлантику не ближним путем через ѕа-де- але и Ћа-ћанш, а дальним - в обход Ѕританских островов с востока. ƒирижабли, подчиненные морской авиации, располагались на базах близ ƒувра и около Ѕиг-хэда на западной границе ƒуврского патрул€. »х об€занности состо€ли в поисках подводных лодок, обнаружении минных заграждений, конвоировании судов, пересекавших пролив. ќбе задачи ƒуврский патруль успешно выполнил,
    “аким образом, результаты применени€ дирижаблей воюющими сторонами в первой мировой войне, несмотр€ на печальный опыт –оссии, не оставл€ли в те годы сомнени€ в том, что за ними большое будущее как в военной, так и в мирной сферах применени€.

    ***
    ѕосле революции, еще до по€влени€ ÷ј√», в ћоскве 23 марта 1918 г. создаетс€ "Ћетуча€ лаборатори€". ¬ ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследовани€ в области воздухоплавани€ и авиации. Ћетуча€ лаборатори€, руководима€ Ќ. ≈. ∆уковским, стала первым советским научным авиационным институтом. 16 июл€ 1919 г. коллеги€ лаборатории принимает решение о передаче ее в ведение ÷ј√» ¬—Ќ’, как высшего научно-авиационного центра –еспублики.
    ¬ 20-х гг. воздухоплавание в –оссии достигло успехов как в военной, так и в мирной област€х. «а врем€ гражданской войны аэростаты наблюдени€  расной јрмии совершили более 6000 подъемов, провед€ в воздухе около 9730 часов. ќни примен€лись на суше с неподвижных и подвижных (бронепоезда) стартовых установок, использовались боевыми флотили€ми на ¬олге,  аме и ƒнепре.
    Ќачина€ с 1920 г, свободные аэростаты привлекались дл€ решени€ научных проблем. ѕервый полет свободного аэростата (правда, еще дореволюционной постройки) состо€лс€ 27 июл€ 1920 г. —тарт был дан с  расной площади в ћоскве в честь открыти€ 111  онгресса »нтернационала. — 1921 г. промышленность приступила к выпуску отечественных свободных аэростатов.
    Ѕыли сделаны попытки и полукустарного строительства дирижаблей. ¬ 1920 г. курсанты петроградской воздухоплавательной школы приступили к восстановлению наиболее сохранившегос€ дирижабл€ "јстра". ѕосле замены на нем подвесной системы и некоторых механических частей он был подготовлен к полету. 3 €нвар€ 1921 г. под командованием ¬. Ћ. Ќижевского дирижабль, получивший новое название " расна€ звезда", впервые подн€лс€ в воздух. ¬сего на " расной звезде" было выполнено шесть полетов общей продолжительностью 16 ч.
    27 но€бр€ 1923 г. состо€лс€ полет дирижабл€ "» ќкт€брь", построенного из частей старых русских дирижаблей. ѕосле двух полетов его эксплуатаци€ из-за ветхости оболочки была прекращена.
    —о всей остротой вставал вопрос о воссоздании отечественной дирижаблестроительной промышленности. Ётому и было посв€щено заседание Ќ“  √лаввоздухфлота, состо€вшеес€ 24 декабр€ 1922 г. Ќа нем шла речь о возможности постройки "жестких и вообще больших дирижаблей". Ќа основании проработок  омиссии Ќ“  √лаввоздухфлота 12 окт€бр€ 1923 г. инженеру Ќ. ¬. ‘омину поручаетс€ составить проект дирижабл€.   этой работе рекомендовалось привлечь ÷ј√» , так как институт отвечал за все виды летательных аппаратов - как легче, так и т€желее воздуха. “ак и сделали. ѕри этом на авиационный отдел ÷ј√» возлагалась разработка всех металлических конструкций дирижабл€.
    »менно с этого решени€ начинаетс€ участие ј. Ќ. “уполева, как руководител€ авиационного отдела, в создании отечественного дирижаблестроени€. Ќиже даетс€ краткое описание дирижаблей, строительство которых включало в себ€ работы, выполн€емые  Ѕ ј. Ќ. “уполева.
    "ћосковский химик-резинщик" ("ћ’–", ƒ-1). —вое название дирижабль получил в св€зи с тем, что строилс€ на средства, собранные, в основном, на заводах резиновой промышленности ћосквы и ћосковской губернии. “оржественна€ закладка "ћ’–" состо€лась 4 но€бр€ 1923 г. на заводе " расный  аучук". ¬ почетный президиум были избраны "... тов. Ћенин, идейный руководитель нашего союза, вождь  расной јрмии и ‘лота тов. “роцкий и руководитель промышленности тов. –ыков". ѕроект дирижабл€, выполненный Ќ. ¬. ‘оминым, был м€гкой схемы с подвесной открытой гондолой и жестким оперением. ƒирижабль предполагалось использовать как дл€ учебных и агитационных, так и дл€ разведывательных целей. ѕоследнее было предусмотрено тактико-техническими требовани€ми ”¬¬—. ¬ св€зи с этим оболочка, изготовленна€ на московском заводе " аучук", камуфлировалась.
    ¬ сент€бре 1924 г. в  Ѕ ј. Ќ. “уполева приступили к выполнению расчетно-конструкторских работ, а затем и к изготовлению агрегатов. ƒл€ дирижабл€ строитс€ гондола и первое в –оссии цельнометаллическое оперение.
    ќткрыта€ кольчугалюминиева€ гондола делилась на три части: переднюю, где размещалась команда, среднюю - моторную, заднюю - грузовую.  онструкци€ гондолы была разработана по типу корпуса аэросаней "јЌ“". «а кормой гондолы устанавливалс€ толкающий воздушный винт. √ондола подвешивалась к оболочке дирижабл€ на 18-и веревочных стропах. ќперение включало в себ€ горизонтальный стабилизатор и нижний киль.  ажда€ часть оперени€ состо€ла из р€да лонжеронов и нервюр и была обт€нута прорезиненной материей.
    ѕроизводственные работы велись на тех, же площад€х, где собирались первые аэросани, глиссеры и самолеты. ќперение делали на втором этаже дома є 16 по ¬ознесенской улице, гондолу с оборудованием - в доме є 21 по той же улице. —борка и испытание дирижабл€ проводились на базе Ћенинградской ¬ысшей воздухоплавательной школы. ¬ этих работах принимали участие сотрудники ј√ќ—.
    ѕервый полет "ћ’–" состо€лс€ 16 июн€ 1925 г. в Ћенинграде и длилс€ 2 часа 8 минут. ƒирижабль находилс€ в эксплуатации до осени 1928 г. «а это врем€ он несколько раз модернизировалс€. ¬ общей сложности за 21 полет он пробыл в воздухе 43 часа 29 минут. ¬о врем€ своего, как оказалось, последнего полета 31 августа 1928 г. оболочка дирижабл€ получила сильные повреждени€ и ее признали непригодной дл€ дальнейшей эксплуатации. √ондола дирижабл€ выдержала все испытани€ и была использована при дальнейших работах.
    ”спешные полеты дирижабл€ "ћ’–", достижени€ мирового дирижаблестроени€ давали повод оптимистично взгл€нуть на возможность освоени€ огромных просторов ———– с помощью исполинов п€того океана. ƒл€ этой цели в 1925 г. была создана  омисси€ по “ранссибирскому дирижабельному пути,   ее работе привлекли не только советских, но и иностранных специалистов. ¬ развитие этой идеи к концу 1925 г. в Ќ  ”¬¬— был составлен план опытного строительства дирижаблей на 1925 - 1926 гг., который был доложен Ќ. ¬. ‘оминым 7 декабр€ на техническом совещании в ј√ќ—.
    ѕлан предусматривал быстрый переход к строительству крупных дирижаблей жесткой схемы. ¬ нем не был использован опыт, пройденный всеми странами - накопление знаний при переходе от простых конструкций к сложным. Ќо этот план был удобен ”¬¬—, т. к. только такие дирижабли могли достигать глубокие тылы возможного противника. ќн был хорош и дл€  омиссии, т. к. только цеппелины могли быть рентабельными на транссибирской магистрали. ѕлан имел один единственный недостаток - был нереален. ¬се это прекрасно понимали в ј√ќ—, на который в случае прин€ти€ этого плана ложилась вс€ ответственность за его выполнение.
    ќзнакомившись с планом более детально, ј√ќ— вежливо признал его слишком оптимистичным. 15 декабр€ ј√ќ— сообщил свои соображени€ в Ќ  ”¬¬—. ќсновна€ иде€ состо€ла в том, что при развертывании дирижаблестроени€ следует учитывать опыт, накопленный в ј√ќ— при создании цельнометаллического самолетостроени€. ѕоэтому первоначально предлагалось сосредоточить усили€ на постройке полужесткого дирижабл€ объемом не более 3000 куб; м. » только после его всестороннего испытани€ двигатьс€ дальше.   ответу была приложена и рекомендуема€ ј√ќ— программа по опытному строительству дирижаблей, в соответствии с которой ÷ј√» собиралс€ про водить работы в 1926 - 1927 гг.
    ¬ начале 1928 г., с переходом на п€тилетнее планирование, президиум Ќ“” ¬—Ќ’ поручил ÷ј√» составить программу развити€ дирижаблестроени€ на 1928/29 - 1932/33 гг. Ёта работа, включавша€ в себ€ план и смету, проводилась под руководством ј. Ќ. “уполева и была доложена им 6 июл€ 1928 г. на  омиссии по дирижаблестроению Ќ“” ¬—Ќ’.
    ¬ докладе были предложены научно-технические и производственные работы, предусматривалось их непрерывное углубление и усложнение. ќт исследований, разработки методов расчета, изготовлени€ и испытани€ элементов конструкции в 1928 - 1929 гг. предлагалось перейти к постройке первого опытного дирижабл€ полужесткой схемы объемом в 3 - 8 тыс. куб. м в 1929 - 1930 гг.
      концу п€тилетнего плана предполагалось начало постройки жесткого дирижабл€ объемом 25 - 50 тыс. куб. м. ¬ докладе подчеркивалось, что развитие советского дирижаблестроени€ должно опиратьс€ не на закупку заграничных быстро устаревающих образцов, а на разработку собственных конструкций дл€ накоплени€ опыта и научно- технического потенциала.
    ¬ постановлении по докладу говорилось: "ѕредставленна€ в докладе т. “уполева программа должна быть признана технически реализуемой и минимальной на ближайший период".
    „ерез 10 дней, 16 июл€, комисси€ Ќ“” ¬—Ќ’ ———– выносит решение: "—читать целесообразным организацию и проведение работ по дирижаблестроению (как в отношении научно-исследовательской части, так и в отношении разработки и осуществлени€ опытных конструкций) поручить ÷ј√»".
    ¬ начале но€бр€ 1928 г. ѕрезидиум ¬—Ќ’ постановил предложить Ќ“” в 1928 - 1929 гг. организовать в ÷ј√» научно-технические работы по дирижаблестроению. ¬ыполн€€ это решение, ÷ј√» в 1929 - 1930 гг. проводил работы по уточнению планов строительства дирижаблей. Ѕыло определено место дл€ строительства испытательно-доводочной базы. ѕри этом учитывалс€ опыт ‘. ÷еппелина, имевшего базу во ‘ридрихсхафене на берегу Ѕоденского озера.
    –асположение цеппелиновского плавучего эллинга на берегу большого спокойного водного зеркала оказалось очень удачным. ¬о-первых, посадка на воду была более "м€гкой", чем на землю и не требовала швартовой команды. √ондола дирижабл€ при буксировке в эллинг плыла по воде и можно было не беспокоитьс€ о том, что корпус заденет за верхнюю балку ворот эллинга. ¬о-вторых, при ветреной погоде упрощалс€ ввод дирижабл€ в эллинг и его вывод из него. ѕлавучий эллинг всегда можно было повернуть таким образом, чтобы дирижабль входил в него против ветра, а выходил по ветру. Ёти соображени€, несомненно, повли€ли на выбор места дл€ базы вблизи ѕере€славл€-«алесского, на берегу ѕлещеева озера. Ќе был забыт и вопрос о подготовке необходимых кадров. ƒл€ этой цели (учитыва€, правда, и интересы самолетчиков) в €нваре 1930 г. в ћ¬“” создаетс€ аэромеханический факультет с дирижабельным отделением. ≈го преподавател€ми были, в основном, работники ÷ј√» и ¬¬»ј им. Ќ. ≈. ∆уковского, среди них - и ј. Ќ. “уполев.
    ‘акультет просуществовал недолго. ѕриказом ¬—Ќ’ от 27 марта 1930 г. на его основе было организовано ¬јћ”, которое, в свою очередь, 29 августа 1930 г. было преобразовано в ћј». ¬ учебных заведени€х ¬јћ”-ћј» существовал дирижаблестроительный факультет, первым начальником которого был Ќ. ¬. ‘омин.
    ƒо 1933 г. специалистов по воздухоплаванию, помимо факультета в ћј», готовили в ¬¬»ј им. Ќ. ≈. ∆уковского, в Ћенинградских вузах и ¬оздухоплавательной школе ќсоавиахима. –ешением  оллегии √” √¬‘ 4 марта 1933 г. был создан ƒ”  с местонахождением в г. “ушино. ¬ его состав входили дирижаблестроительный институт имени  . Ё. ÷иолковского (подготовка инженеров-механиков по строительству и эксплуатации дирижаблей) и ¬оздухоплавательна€ школа, готовивша€ пилотов и средний технический состав по эксплуатации дирижаблей и свободных аэростатов.

    ***
    "Ќовь" (ƒ-2). ¬ конце 1929 г. по просьбе Ќ  ”¬¬— ÷ј√» вз€л на себ€ изготовление всей механической части прив€зного управл€емого аэростата. ¬ документах ÷ј√» аэростат имел шифр ƒ-2.
    ѕрив€зной управл€емый или моторизованный аэростат отличаетс€ от обычного јЌ наличием двигател€, ѕо существу, это маленький дирижабль, обслуживаемый командой из 2 - 3 человек. ≈го преимущества очевидны. ¬ боевой обстановке при передислокации обычный јЌ приходитс€ опускать, стравливать в газгольдеры газ, складывать, грузить на машину. Ќа новом месте все происходит в обратном пор€дке. Ќа это требуетс€ 2 - 3 дн€. ћоторизованный аэростат может самосто€тельно добратьс€ до нужного места. ¬ мирное врем€ он находит применение при проведении разведки льдов в јрктике, дл€ подготовки парашютистов и т. п.
    ¬ ј√ќ— работы вели: ». —. Ћебедев - по оперению, √. ћ. Ќаумов - по гондоле, “. ѕ. —апрыкин - по моторному оборудованию, ћ. Ќ. ѕетров - по моторной установке, а ». ». ѕогосский проектировал винт под мотор ћ-11 в 100 л, с.
    "Ќовь" с экипажем из 3-х человек имела объем 1260 куб. м при длине 32,7 м и максимальном диаметре 8,6 м. –асчетна€ скорость должна была составить 72 км/ч, а дальность полета - 504 км.
    " омсомольска€ правда" (" ѕ"). ƒирижабль строилс€ по инициативе газеты " омсомольска€ правда", проводившей сбор средств на его создание. ¬ основных чертах проект повтор€л дирижабль "ћ’–", но с р€дом улучшений. ƒл€ ускорени€ работ ‘омин передал конструкторам чертежи и шаблоны дирижабл€ "ћ’–". ¬есной 1930 г. на заводе " аучук" начали изготовление оболочки. ≈е делали из ткани прив€зных аэростатов "ѕарсеваль" производства еще 1915 г.
    Ќа долю ј√ќ— пришлись все работы, св€заннь1е с оперением и гондолой.  онструкци€ оперени€ осталась такой же, как на "ћ’–", а гондола подверглась модернизации. —редний отсек гондолы использовалс€ дл€ размещени€ учлетов и пассажиров, что потребовало увеличить вместимость гондолы. ѕри кратковременных полетах можно было брать на борт до 12 человек.  роме того, в среднем отсеке находились баки с вод€ным балластом. ¬ кормовом (моторном) отсеке разместили два бензобака, бак дл€ масла, все моторное оборудование, включа€ приборы контрол€ работы мотора.
    ¬место мотора "‘иат" мощностью 105 л. с., сто€вшего на "ћ’–",дл€ дирижабл€ " ѕ" приобрели мотор "Ѕћ¬-IIIа" мощностью в 185 л. с. ћотор, изготовленный в 1916 г., был сн€т с трофейного самолета. —борка дирижабл€ и его базирование проводились в овраге, расположенном р€дом с воздухоплавательной воинской частью, вблизи подмосковного  унцева. ѕервый пробный полет состо€лс€ 29 августа 1930 г.
    31 августа ћосква впервые в истории увидела в своем небе дирижабль; 7 но€бр€ " ѕ" участвовала в воздушном параде над  расной площадью.
    ¬-4 " омсомольска€ правда". ¬ св€зи с износом оболочки дирижабл€ " ѕ" осенью 1932 г. было решено провести его модернизацию. ѕосле модернизации корабль получил наименование ¬-4 " ѕ".
    ќставив без изменени€ основную конструктивную схему, объем и форму корпуса, инженеры разработали заново подвесную систему, оборудование оболочки, оперение, гондолу.
    ƒвум€ последними агрегатами занималс€ ј√ќ—. ¬ носовой части гондолы были прорезаны окна, по левому борту сделана дверь. Ќад гондолой установили тент, нат€нутый на каркас. “рехплановое оперение изменили на четырехплановое.  онструкци€ каркасов оперени€ была сделана более жесткой. ѕервые полеты дирижабль ¬-4 совершил 6 и 7 но€бр€ 1932 г. ѕо сравнению с " ѕ" скорость ¬-4 увеличилась, устойчивость полета улучшилась.
    ¬ марте 1934 г. дирижабли ¬-2 "—мольный" и ¬-4 " ѕ" были отправлены по железной дороге во ¬ладивосток. ƒальше их путь лежал на мыс ƒежнева, в ”элен, куда их должен был доставить пароход "—моленск". »з ”элена предполагались полеты в лагерь Ўмидта дл€ спасени€ челюскинцев. —амолеты успели раньше. Ћетом 1934 г. дирижабль ¬-4 в разобранном виде находилс€ в эллинге ƒолгопрудного. “ам же проходила сборка дирижабл€ ¬-7. Ќо 10 августа 1934 г. произошло несчастье. ¬ тот день над станцией ƒолгопрудна€ по —авеловской железной дороге гремела гроза. ћолни€ ударила в дерев€нный эллинг с дирижабл€ми. ¬ зан€вшемс€ пожаре оба дирижабл€ погибли.
    ¬-1 (” -1, ƒ-3). ќсенью 1930 г. группа энтузиастов ÷ј√» из отделов ј√ќ— и Ёјќ - ¬. √. √араканидзе, ј. ј. Ѕородин, ». —. Ћебедев, √. ћ. Ќаумов, ¬. ѕ. Ќазарь€нц, ƒ. ј. –омейко-√урко,  . ј. ‘ед€евский, - учитыва€ опыт постройки и эксплуатации дирижаблей "ћ’–" и " ѕ", приступила к разработке небольшого дирижабл€ м€гкой конструкции дл€ учебных и тренировочных целей, получившего шифр ” -1 (учебный корабль, первый).
    ≈го постройка предусматривалась планами ÷ј√» по развитию дирижаблестроени€. ¬ 1932 г. ” -1 было присвоено наименование ¬-1.
    ¬ ј√ќ— были построены все металлические элементы. √ондола дирижабл€ длиной 10 м имела передний фонарь из целлулоида, по бортам были прорезаны окна. ƒл€ входа в гондолу по ее левому борту предусмотрели дверь.  аркас состо€л из шпангоутов, продольных по€сов, силового пола и силового верхнего обвода - все из дюралевых профилей. ƒл€ ¬-1 была разработана оригинальна€ система креплени€ гондолы к оболочке дирижабл€ м€гкой схемы. √ондола пришнуровывалась непосредственно к по€су оболочки без вс€кой внутренней подвески и какой-либо промежуточной платформы.
    —табилизаторы и рули по своей конструкции были аналогичны крылу и оперению самолетов тех лет - они имели дюралевый каркас, обшитый материей. ћоторное хоз€йство проектировали ≈. ». ѕогосский и ѕ. —.  отенко. ¬се работы велись в нерабочее врем€ и поэтому не сказывались на самолетостроительных планах ј√ќ—.
    —борка дирижабл€ проводилась в марте 1931 г. в эллинге на ¬олковом поле в Ћенинграде. 9 апрел€ 1931 г. состо€лс€ первый полет ¬-1.  омандиром корабл€ был ¬. Ћ. Ќижевский. »спытани€ показали, что летные характеристики дирижабл€ соответствовали расчетным. 29 апрел€ 1932 г. ¬-1 вышел из Ћенинграда и 1 ма€ прибыл в ћоскву. ƒирижабль ¬-1 неоднократно модернизировали. ѕоследн€€, четверта€, модернизаци€ была проведена в 1939 г. ѕо чертежам этой модернизации в том же году было построено два дирижабл€: ¬-1бис и ¬-12. ѕервый из них в 1942 - 1944 гг. по заданию командовани€ выполнил 1473 полета, а дирижабль ¬-12 прослужил до лета 1945 г.

    ***
    ¬ но€бре 1930 г. ј. Ќ. “уполева командируют в —Ўј дл€ изучени€ ее дирижаблестроительной промышленности. Ёто было не перва€ встреча јндре€ Ќиколаевича с зарубежным дирижаблестроением. ≈ще в 1928 г., наход€сь в √ермании, он знакомилс€ не только с авиационными заводами, но и посетил аэродинамическую лабораторию ÷еппелина. √од спуст€, будучи в јнглии и јмерике, “уполев также интересовалс€ достижени€ми этих стран в области дирижаблестроени€. »х опыт не оставл€л сомнений в том, что дл€ успешного выполнени€ дирижаблестроительной программы в ———– необходимо объединить де€тельность разрозненных организаций этого профил€ в едином центре.
    ¬ эти годы у нас в стране действовали разные организации, занимавшиес€ дирижабельными делами.   тому же всевозможные организационные перемещени€ затрагивали не только учебные заведени€, но и научно-исследовательские институты. “ак, например, постановлением —“ќ 25 апрел€ 1931 г. при ¬ќ√¬‘ создаетс€ Ѕќ—Ёƒ. ќдновременно с ним в Ћенинграде действует  Ѕ Ќ»» —Ёƒ. 7 декабр€ 1931 г. начальник ¬ќ√¬‘ издает приказ ћ 462, по которому Ѕќ—Ёƒ преобразуетс€ в Ќаучно-исследовательский комбинат "ƒирижаблестрой". ѕеред "ƒирижаблестроем" ставилась задача координации всех работ в стране по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей; ≈му были подчинены завод по проектированию и строительству дирижаблей, учебно-опытна€ эскадра по эксплуатации дирижаблей, воздухоплавательна€ группа свободных аэростатов и завод по производству водорода. "ƒирижаблестрою" в апреле 1932 г. была также передана территори€ ÷ентральной воздухоплавательной базы ќсоавиахима в районе станции ƒолгопрудна€, на которой сразу же началось интенсивное строительство объектов, св€занных с производством и эксплуатацией дирижаблей - эллинга, аэродрома, завода и т. п. —оздание базы в ƒолгопрудном было жизненно необходимо, ибо существовала нелепа€ ситуаци€. ќсновной центр проектировани€ и строительства дирижаблей находилс€ в ћоскве, а эллинг и команда наземного обслуживани€ располагались (так сложилось исторически) в Ћенинграде на ¬олковом поле. »менно поэтому первые полеты советских дирижаблей, созданных в ћоскве, совершались в небе Ћенинграда.
    “ерриториальна€ оторванность  Ѕ Ќ»» —Ёƒ от ÷ј√» и завода " аучук", изготавливавшего оболочки дирижаблей, €вилась основной причиной, не позволившей этой организации справитьс€ с поставленной задачей. ¬ 1931 г. в Ќ»» —Ёƒ была направлена комисси€ во главе с ј. Ќ. “уполевым дл€ ознакомлени€ с состо€нием дел. ¬ своих выводах комисси€ рекомендовала перевести Ќ»» —Ёƒ в ћоскву, что и было сделано. ¬се эти меропри€ти€ сделали ћоскву центром дирижаблестроени€ страны.
    “ем временем достижени€ немецкого дирижаблестроени€ продолжали удивл€ть мир. ¬ 1928 г. цеппелин LZ-127 совершил полет в —Ўј через јнтлантику, а в следующем году с трем€ посадками он облетел земной шар. Ёти успехи привлекли внимание и советской общественности к вопросам дирижаблестроени€. "ƒирижаблестроительный бум" достиг своего апоге€ с прилетом LZ-127 в ћоскву. ¬ сент€бре 1930 г. он опустилс€ на ÷ентральном аэродроме. ѕо поводу этого событи€ Ќ. јллилуева писала ». —талину, находившемус€ на отдыхе на юге: "¬сех нас в ћоскве развлек прилет цеппелина, зрелище было, действительно достойное внимани€. √л€дела вс€ ћосква на эту замечательную машинку". ѕрилет LZ-127 оставил настолько глубокий след в нашем обществе, что в 1991 г. к 50-летию со дн€ этого событи€ ћинистерство св€зи ———– выпустило серию почтовых марок, посв€щенных дирижабл€м. Ќа одной из них изображен "√раф ÷еппелин" на фоне ’рама ’риста —пасител€, воздвигнутого в честь победы русского народа в 1812 г. и разрушенного геростратами ’’ века.
    »спользу€ благопри€тный момент, а также метод "внешней добровольности" (впоследствии он был многократно применен при ежегодной подписке на государственные займы, при "единогласном" голосовании за кандидатов "нерушимого блока коммунистов и беспартийных" и т. п.), в прессе выступил ÷— —оюза ќсоавиахима. ¬рем€ дл€ этого было выбрано очень удачно, в преддверии дн€ рождени€ вожд€ революции.
    14 апрел€ 1931 г. ÷— прин€л обращение " о всем рабочим, колхозникам и труд€щимс€ ———–, ко всем организаци€м и членам ќсоавиахима". ¬ нем говорилось, что рабочие московских заводов "—ерп и молот", " аучук", "ƒинамо", "»льича" "...бросили лозунг построить эскадру дирижаблей имени Ћенина". ќсновыва€сь на этой инициативе, ÷— "...прин€л решение о создании эскадры имени Ћенина в составе дирижаблей: "Ћенин", "—талин", "—тарый большевик", "ѕравда", " лим ¬орошилов", "ќсоавиахим" и " олхозник"..."
    ƒалее в обращении предлагалось развертывать соцсоревнование по сбору средств на эскадру среди всех слоев населени€. ¬ том числе и между "...заводами, колхозами, селами и деревн€ми.. " —бор средств шел под лозунгом претворени€ в жизнь "исторических слов Ћенина: "” нас будут свои дирижабли! "" »нтересны обсто€тельства, при которых ¬. ». Ћенин вспомнил о дирижабл€х. ѕо рассказу старого большевика ‘. ». »льина, эти событи€ развертывались следующим образом. Ўла перва€ мирова€ война. Ћидеры большевиков, наход€сь в эмиграции в нейтральной Ўвейцарии, были озабочены задачей быстрейшего развала фронта русской армии. Ќа одном из совещаний Ћенин выступил с предложением начать по всему фронту массовое распространение листовок, призывающих солдат повернуть оружие против своего правительства. ќдин из его соратников заметил, что громадна€ прот€женность фронта делает эту задачу практически невыполнимой и что ее можно было бы решить, имей большевики в своем распор€жении такую технику, как немецкие цеппелины. Ћенин согласилс€ с этим, сн€л свое предложение и сказал: "ѕодождем, пока у нас будут свои дирижабли".
      1932 г. было собрано на эскадру 25 млн. рублей. ƒеньги и все функции, принадлежавшие ранее ј√ќ—, были переданы "ƒирижаблестрою", ставшему во главе воздухоплавательной программы страны. –уководство "ƒирижаблестро€" понимало, что  Ѕ ј. Ќ. “уполева накопило значительный опыт в дирижаблестроении, и использовало его. ќсобым приказом от 31 ма€ 1933 г. был утвержден р€д действительных членов Ќ“— "ƒирижаблестро€". —реди них мы находим ј. Ќ. “уполева, ». ». ѕогосского, √. ј, ќзерова. ƒвое из них €вл€лись председател€ми секций: ј. Ќ. “уполев - расчетноконструкторской, √. ј. ќзеров - научно-исследовательской.
    "ƒирижаблестрой" и ÷— ќсоавиахима организовали в 1933 г. проведение первой ¬сесоюзной конференции по аэродинамике дирижаблей. ќна проходила в помещении  ќ—ќ— ÷ј√» при участии ученых и инженеров ј√ќ—, ≈е работы заложили научный фундамент дл€ строительства предполавшейс€ эскадры им. Ћенина.

    ***
    ¬-2 и ¬-3. Ёти дирижабли создавались уже по чертежам "ƒирижаблестро€". Ќо, как и раньше, металлические агрегаты строились на «ќ  ÷ј√» . ÷ельнометаллическа€ гондола с закрытым верхом имела обтекаемую форму. ≈е длина - 9 м, ширина - 2 м, высота - 3,25 м.  аркас был обшит гофрированным дюралюминием толщиной 0,5 мм. ѕо бокам гондолы имелись оконные проемы, в которые был вставлен прозрачный целлулоид. ѕередн€€ часть гондолы также была обильно застеклена, что обеспечивало хороший обзор. ¬ полу гондолы имелс€ люк дл€ выбрасывани€ перед посадкой гайдропа (веревочного каната, облегчающего наземной команде выполнение плавного приземлени€ дирижабл€).   оболочке гондола подвешивалась системой строп из стальных тросов по 12 штук с каждой стороны.
    ƒва мотора воздушного охлаждени€ по 240 л. с. устанавливались на кронштейнах по обе стороны гондолы. Ѕензин находилс€ в п€ти дюралюминиевых баках, оборудованных системой аварийного слива. ¬ гондоле размещалс€ балласт. »м служили 350 кг воды, залитой в прорезиненные брезентовые мешки с выпускными клапанами. ќткрытие клапанов осуществл€лось из рубки управлени€.
     аркас цельнометаллического оперени€ обт€гивалс€ материей, покрытой эмалитом. —табилизатор нес на себе рули высоты, нижний киль - руль направлени€. ”правление рул€ми осуществл€лось тросовыми т€гами, проход€щими по смонтированным на оболочке роликам.
    “ак как металлические агрегаты были прин€ты одинаковыми дл€ обоих дирижаблей, то изготавливались сразу в двух экземпл€рах. «атем все было передано заказчику - "ƒирижаблестрою". Ёто было последнее участие «ќ  в постройке дирижаблей.
    7 но€бр€ 1932 г. в воздушном параде над  расной площадью прошли строем дирижабли ¬-1, ¬-2, ¬-3 и ¬-4.
    јварий и катастроф при полетах на м€гких дирижабл€х ¬-1, ¬-2 и ¬-3 не было.
    «а врем€ эксплуатации дирижабли совершили р€д агитационных перелетов. ¬о врем€ полетов велись научные исследовани€, отрабатывались приемы их использовани€ при таксации лесов, в борьбе с лесными пожарами, при уничтожении мал€рийных очагов, дл€ помощи сельскому хоз€йству и т. д. ¬ интересах ¬¬— проводились прыжки парашютистов, а также покидание корабл€ и подъем на него людей с помощью веревочных лестниц. √отовились кадры дл€ эксплуатации дирижаблей, постройка которых предусматривалась планом развити€ отрасли.
    –едчайший случай произошел 6 сент€бр€ 1935 г. с дирижаблем ¬-2.  орабль находилс€ на бивачной сто€нке на аэродроме г. —талино с несколькими членами экипажа на борту.  омандир был на аэродроме. ¬ 21 ч 25 мин над городом неожиданно прошел шквал огромной силы. »з земли были вырваны 60 штопорных €корей, удерживавших дирижабль, и он стал подниматьс€ вверх. “ри смельчака, схватившиес€ за тросы в попытке удержать корабль, оказались в воздухе. ƒвое сорвались с высоты 10 м, а третий - командир корабл€ Ќ. —. √удованцев - сумел добратьс€ до гондолы. Ќа высоте 120 м с помощью экипажа он попал в гондолу.  огда корабль достиг 800 м высоты, удалось завести двигатели и уйти из опасной зоны. «а совершенный подвиг √удованцев был награжден орденом  расной «везды.

    ***
    "ƒирижаблестрой" и ¬¬— на волне сбора средств на эскадру имени Ћенина предпринимали попытки продолжени€ научных исследований и строительства дирижаблей. Ќапример, дл€ проектировани€ и постройки полужестких дирижаблей на работу в "ƒирижаблестрой" был приглашен известный италь€нский конструктор ”мберто Ќобиле. ¬ мае 1932 г. он прибыл в ƒолгопруднь. й вместе с группой конструкторов и рабочих. ¬ результате совместных с русскими инженерами разработок были построены первые советские полужесткие дирижабли ¬-5 обьемом 2340 куб. м и ¬-6 объемом 19 000 куб. м. Ќа этом развитие отечественного дирижаблестроени€ было остановлено.
    ѕолитические и технические обсто€тельства, не завис€щие от "ƒирижаблестро€" и ¬¬—, свели на нет все усили€. ¬о-первых, к этому времени кардинально изменилась расстановка политических сил. ¬ начале дирижаблестроительной эры в ———–, на западе от него лежала дружественна€ √ермани€. ќтношени€ с ней были настолько доверительными, что по секретным соглашени€м, в обход ¬ерсальского договора, на базах ———– проходили обучение немецкие летчики и танкисты. — 30 €нвар€ 1933 г. в √ермании властвовала идеологи€ национал-социализма. –уководители страны открыто за€вл€ли о том, что их цель состоит в завоевании "жизненного пространства на востоке дл€ ¬еликой √ермании". √ерманию от ———– отдел€ло всего несколько сотен километров территории обреченной ѕольши. ƒл€ их преодолени€ дирижабли были не нужны.
    Ќа восточной границе ———– €понцы в марте 1932 г. создали из нескольких китайских провинций государство ћаньчжоу-√о с резко выраженной антисоветской направленностью. японска€ арми€ в этой стране росла, как на дрожжах, и с 12 тыс€ч человек достигла вскоре нескольких сотен тыс€ч. ƒл€ противосто€ни€ этой силе дирижабли также были ни к чему.
    ¬о-вторых, за эти годы прогресс авиации превзошел все ожидани€.
    »стребители, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и пушками, могли практически безнаказанно расстреливать тихоходные воздушные гиганты. √ромадный скачок сделала в своем развитии и бомбардировочна€ авиаци€. ј√ќ—, чьим генеральным направлением всегда оставалась т€жела€ авиаци€, создал лучший в мире т€желый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик “Ѕ-3. ¬ 1932 г. он пошел в крупносерийное производство. —амолет был способен наносить бомбовые удары по промышленным центрам как √ермании, так и японии. ¬¬— прин€л решение о создании самого мощного в ≈вропе флота т€желых бомбардировщиков. Ёта задача была решена постройкой 818 “Ѕ-3. Ёкономика страны не могла обеспечить одновременное строительство такого количества самолетов и крупных дирижаблей.
    Ёти причины, не завис€щие от дирижаблестроителей, и привели к тому, что эра дирижаблей в то врем€ в нашей стране так и не наступила.
    Ќебольшое количество построенных дирижаблей, вместо предполагавшейс€ базы на ѕлещеевом озере, вынуждене было довольствоватьс€ сначала оврагом в  унцево, а с 1932 г. - эллингом в ƒолгопрудном. »нженеры-дирижаблисты стали ненужными, и в 1940 г. ƒ”  был преобразован в ћј“». ≈динственным напоминанием о былой св€зи ћј“» с дирижаблестроением осталось им€ автора первого цельнометаллического дирижабл€ -  . Ё. ÷иолковского, присвоенное институту.

    ***
    ¬скоре после окончани€ второй мировой войны в нашей прессе вновь замелькали статьи "за" и "против" возрождени€ дирижаблей. Ёти споры бесплодны. —тоит напомнить, что еще при закладке "ћ’–" в 1923 г. было обращено внимание на то, что "...нет и не должно быть вопроса о соперничестве дирижабл€ и самолета - у каждого свои специфические сферы действи€". Ёнтузиасты - честь и хвала им - на свой страх и риск разрабатывают новые идеи и даже стро€т опытные образцы.
    «арубежный опыт подтверждает, что новейшие технологии и инженерные решени€ позвол€ют строить надежные дирижабли разных схем и самого разнообразного применени€.
    » нет сомнени€ в том, что, когда окрепнет экономика –оссии, в ее небе по€в€тс€ дирижабли, созданные отечественными конструкторами. Ќе забудем при этом, что фундамент был заложен в –оссии в 1907 г., что в советское врем€ дл€ дирижаблестроени€ многое сделали Ќ. ¬. ‘омин и ј√ќ— ÷ј√», возглавл€емый јндреем Ќиколаевичем “уполевым.
    перейти к главе 4 >>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты