Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х: –Ь–Х–Ф–Ш–Р–У–Р–Ы–Х–†–Х–ѓ
VRML- –Љ–Њ–і–µ–ї—М –°-37>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ћ.Ѕ.—аукке "Ќеизвестный “уполев".
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ќт автора
  • √лава 1.  ак все начиналось
  • √лава 2. Ћыжные автомобили
  • √лава 3. »сполины п€того океана
  • √лава 4. ћоскитный флот
  • √лава 5. –абы системы
  • ”словные обозначени€ и сокращени€

  • √лава 5
    –јЅџ —»—“≈ћџ

    ѕам€ти заключенных спецтюрьмы ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ
    ѕерефразиру€ бессмертные строки поэта, вполне можно сказать, что умом то врем€ не пон€ть и здравым смыслом не измерить. 06 этих годах написаны исследовани€, книги, статьи. “ем не менее человеку с нормальным рассудком, особенно люд€м следующих поколений, трудно пон€ть дикость и трагизм тех лет.

    ***
    Ўла втора€ половина 1937 г. √лавный инженер √”јѕ и руководитель ведущего 0 Ѕ по самолетостроению, јндрей Ќиколаевич “уполев был полон творческих замыслов. ≈го слава шагнула за пределы страны. Ћидер по природе, инженер от Ѕога, к тому же и с блест€щим образованием, полученным в »ћ“”, он сумел объединить в своем  Ѕ талантливых инженеров и конструкторов. ≈го уважали рабочие, так как он мог показать, как обращатьс€ с молотком и надфилем, рубанком и рейсмусом. ќн пользовалс€ авторитетом у инженеров за способность не только пон€ть их видение разрабатываемой ими конструкции, но и помочь, в случае надобности, в решении сложного вопроса. ”ченые разных специальностей общались с ним с удовольствием и как с инженером широчайшего кругозора, и как с человеком, не стесн€вшимс€ попросить у них совета, если он чего-нибудь не знал или не понимал до конца.
    ќн разработал и первым в мире построил многомоторный цельнометаллический моноплан со свободнонесущим крылом, „етырехмоторные гиганты тех лет, самолеты “Ѕ-3 (јЌ“-6), составл€ли основу дальнебомбардировочной авиации; с его скоростным двухмоторным фронтовым бомбардировщиком —Ѕ (јЌ“-40) в небе »спании и  ита€ не могли справитьс€ истребители противника. ѕроходил испытани€ самолет “Ѕ-7 (јЌ“-42) - бомбардировщик нового поколени€. ќн должен был защитить страну уже не в 30-е (что делал “Ѕ-3), а в 40-е годы. ќ нем знал очень небольшой круг лиц, он был секретным. ѕолет “Ѕ-7 проходил на высотах, где его скорость была сопоставима со скоростью истребителей, а поражение зенитным огнем было маловеро€тным. ќн был дальним, высотным, скоростным, поднимал 3 - 5 т бомб. ≈го с нетерпением ждали в част€х ¬¬—.
    “аких успехов можно было достичь только при рациональной организации работы всего  Ѕ. ≈ще в недавнем прошлом бригады  Ѕ специализировались в конструировании одного и того же агрегата дл€ всех проектировавшихс€ самолетов. Ќапример, бригада крыла разрабатывала его и дл€ бомбардировщика, и дл€ истребител€, и дл€ гражданской машины. ѕри такой системе работник не видел конечного результата своего труда, что сказывалось на качестве работы, на отношении к ней. ѕоэтому в структуре  Ѕ, разместившегос€ в здании  ќ—ќ—, была прин€та ина€ организаци€ труда. “еперь кажда€ из бригад проектировала весь самолет целиком. »х специализаци€ определ€лась типами машин.
    ќсновными были бригады:
    є 1 - т€желых самолетов, руководитель ¬. ћ. ѕетл€ков; є 2 - гидросамолетов, руководитель ». ». ѕогосский (после его гибели - ј.ѕ. √олубков); є 3 - истребителей и рекордных самолетов, руководитель ѕ. ќ. —ухой; є 5 - скоростных военных самолетов и их гражданских модификаций, руководитель ј.ј.јрхангельский; є 6 - экспериментальных самолетов, руководитель ¬.ћ.ћ€сищев; є 10 - торпедных катеров, руководитель Ќ.—.Ќекрасов.  роме того были бригады, разрабатывавшие отдельные агрегаты дл€ всех самолетных бригад: є 7 - винты, руководитель ¬.Ћ.јлександров; є 8 - моторные установки, руководитель ≈.».ѕогосский; є 9 - шасси, руководитель ћ.Ќ.ѕетров; и р€д других.
    Ёто повысило ответственность и самосто€тельность руководителей бригад, значительно ускорило проектирование и облегчило јндрею Ќиколаевичу техническое руководство всем коллективом. ѕомогало и то обсто€тельство, что  Ѕ ј. Ќ. “уполева, родившись в стенах ÷ј√», сохранило с его научно-техническими сотрудниками самые тесные св€зи и после получени€ юридической самосто€тельности. “ака€ структура  Ѕ просуществовала до конца окт€бр€ 1937 г. без особых изменений.

    ***
    Ќо все эти успехи пришли к “уполеву не сразу. Ќа его жизненном пути случались и взлеты и неудачи.  огда это касалось технических решений, то хот€ и было, конечно, обидно, но отвечало естественным процессам инженерного творчества. ’уже было, когда работе мешало непонимание вчерашних единомышленников, вставали преграды идеологического плана со стороны руководителей промышленности и государства.
    —оздатели ÷ј√», среди которых был и “уполев, видели основную задачу института в практическом решении насущных проблем, сто€щих перед народным хоз€йством. Ёто была отлична€ от общеприн€той точка зрени€. ќбычно считалось, что научный институт занимаетс€ проблемами теории, а их практическое воплощение лежит на промышленности. –уководитель ÷ј√» Ќ. ≈. ∆уковский, опира€сь на свой авторитет, добилс€ того, что ÷ј√» начал работать не так, как все институты. ¬ нем шли и научные изыскани€, велась и производственна€ работа. Ќо 17 марта 1921 г. не стало "отца русской авиации". ƒовольно скоро вопрос о генеральной линии института подн€лс€ с новой остротой.
    Ќачало 1923 г. было отмечено развернутым строительством корпусов дл€ лабораторий ÷ј√». 22 марта институт обратилс€ в ¬—Ќ’ с докладной запиской, обосновывающей необходимость такого решени€. ¬ июле ÷ј√» получил на эти цели первые 50 000 рублей.  онечно, лаборатории были необходимы дл€ расширени€ и углублени€ научных исследований. Ќо при этом оставили без внимани€ вторую, практическую, сторону работы ÷ј√». ≈ще в окт€бре 1922 г. в ÷ј√» начало работу  Ѕ “уполева. ќно ютилось в неприспособленных дл€ конструкторской и производственной де€тельности помещени€х. Ќикаких мер по созданию дл€  Ѕ нормальных условий работы руководством ÷ј√» не принималось. «на€ настойчивость “уполева в деле создани€ солидной базы в ÷ј√» дл€ цельнометаллического самолетостроени€, руководство института стремилось не допустить его к делам строительным. ѕоэтому, когда в августе 1923 г. коллеги€ ÷ј√» создает строительную комиссию, куда входили ведущие работники института - —. ј. „аплыгин (председатель коллегии), ». ». —идорин, ј. ј. јрхангельский, Ќ. ». ¬орогушин, то ј. Ќ. “уполев, сторонник идей Ќ. ≈. ∆уковского, в нее не был включен. ¬ мае 1924 г. председатель ¬—Ќ’ утвердил ѕоложение о строительной комиссии ÷ј√» в несколько более расширенном составе. Ќо и на этот раз места в ней дл€ “уполева не нашлось. ¬р€д ли это было случайно.
    Ќо “уполев не сдаетс€. ≈го трудно заставить свернуть с пути, который он считает единственно правильным. Ќеожиданно на помощь приходит серьезный союзник в лице ¬¬—. ¬оздушному флоту понадобились, и срочно, надежные цельнометаллические боевые самолеты.  рупнейший специалист в этой области - ј. Ќ. “уполев и его  Ѕ. Ќ“  ¬¬— обращаетс€ к ÷ј√» с просьбой о разработке и строительстве опытных экземпл€ров боевых самолетов, “акому заказчику не откажешь.  Ѕ “уполева ютилось в это врем€ в нескольких комнатах особн€чка, принадлежавшего некогда меховщику ћихайлову. ¬ таких же неприспособленных помещени€х размещалось маломощное производство. ¬се это называлось авиационным отделом с гидроавиационным подотделом. » работал он в этих т€желых услови€х совсем неплохо. —уществовал в ÷ј√» еще и руководимый ј. ј. јрхангельским опытно-строительный отдел, с небольшим станочным парком. ќн занималс€ производством винтов и строительством аэросаней. Ќе приходитс€ сомневатьс€ в том, что своевременна€ и логична€ иде€ о сли€нии этих двух отделов в один была подана именно ј. Ќ. “уполевым. »бо без такого сли€ни€ ÷ј√» не мог бы справитс€ с заказами ¬¬—. ј решать, что делать дл€ их выполнени€, должен был “уполев. ¬ результате 14 окт€бр€ 1924 г. оба отдела были слиты в один - ј√ќ— под началом ј. Ќ. “уполева.
    — самого начала под аббревиатурой ј√ќ— јндрей Ќиколаевич понимал комплекс, состо€щий из  Ѕ и завода по строительству опытных цельнометаллических самолетов с технологией, отработанной дл€ их серийного производства. Ќе включенный еще в строительную комиссию, “уполев, тем не менее, принимает самое активное участие в ее работе, в строительстве лабораторных зданий. ќдновременно им ведетс€ доскональна€ проработка конструкторско-производственного корпуса дл€ размещени€ в нем ј√ќ—. ¬ 1925 г. начинаетс€ его сооружение. ƒальнейшее отстранение “уполева от участи€ в де€тельности строительной комиссии становитс€ уже неприличным. ѕриказом ¬—Ќ’ от 28 декабр€ 1925 г. его ввод€т в ее состав. ј в конце 1926 г. отдел ј√ќ— начинает работать в своем новом помещении. Ѕыл построен первый в стране комплекс - конструкторское бюро и завод по проектированию и строительству опытных цельнометаллических самолетов. ѕри этом технологи€ заводского производства была разработана “уполевым таким образом, чтобы цепочка создани€ опытного образца могла быть сразу прин€та промышленностью дл€ серийного производства самолета. ¬спомина€ это врем€, —. ј. „аплыгин впоследствии писал: "—овершенно оригинальный по схеме расположени€ производственных процессов опытный завод, гидравлическа€ лаборатори€, лаборатори€ статических испытаний, больша€ аэродинамическа€ труба - все это носит на себе в той или иной степени отпечаток творческой мысли ј. Ќ. “уполева... ѕройденный путь далеко не был тихим гладким, как это может показатьс€ теперь. —реди возможностей, которые приходилось брать с бою, были и возможность заниматьс€ опытным строительством в стенах института. ÷елый р€д организаций и руковод€щих лиц тогда сто€л на точке зрени€ чисто теоретической работы институтов и настаивал на изъ€тии дела опытного строительства из ÷ј√» и передаче его промышленности".
    »сторическое дл€ отечественной авиации здание ј√ќ— сохранилось до сих пор на пересечении Ѕауманской ул. (бывшей Ќемецкой) с ул. –адио (бывшей ¬ознесенской). » только в стране, где отсутствует забота о ее гордости и славе могло случитьс€, что оно не только не превратилось в музей, но нет на нем даже скромной пам€тной доски.
    –€дом с ј√ќ— существует и особн€к купца ћихайлова, в стенах которого задыхаетс€ от тесноты и неудобь€ Ќаучно-мемориальный музей Ќ. ≈. ∆уковского. ќснованный в 1956 г., во многом усили€ми ј. Ќ. “уполева, он давно уже перерос свое помещение. —оединение обоих зданий в единый научный музейный комплекс, соответствующий пон€ти€м конца двадцатого века, имело бы общероссийское значение.

    ***
    ¬ те трудные дл€ страны годы победа точки зрени€ “уполева о необходимости единени€ теоретических разработок и их практического воплощени€ в единой организационной структуре - ÷ј√» - оказалась чрезвычайно плодотворной. Ќачалс€ расцвет творческой де€тельности ј√ќ—. ≈го роль в жизни ÷ј√» была огромной. ¬ 1925 - 1926 гг. в ÷ј√» работало 305 человек, из которых 183 трудились в ј√ќ—. »з бюджета, составл€вшего 979,4 тыс. руб., на ј√ќ— выдел€лось 604,2 тыс. руб. –абота коллектива не могла не радовать. «аканчивались прежде начатые работы, проводились новые. »з стен ј√ќ— вышли самолеты, ставшие гордостью нашей авиации: истребитель јЌ“-5 (1927 г.), многоцелевой военный самолет јЌ“-7 (1929 г.), пассажирские машины јЌ“-9 (1929 г.) и јЌ“-14 (1931 г.), четырехмоторный бомбардировщик јЌ“-6 (1930 г.).
    3 декабр€ 1930 г. начальник ÷ј√» —. ј. „аплыгин утверждает “уполева главным конструктором и начальником ј√ќ—. јндрей Ќиколаевич, помимо чисто конструкторских дел, начинает обдумывать план строительства «ќ  и помещени€ дл€ разрастающегос€  Ѕ. ѕрошло всего четыре года со дн€ постройки ј√ќ—, а он уже стал мал дл€ обрушившихс€ на него заказов.  оллектив полон оптимизма и работает с полной отдачей сил.
    Ќеожиданно раздалс€ первый удар зловещего колокола. ѕриказом начальника ¬јќ є 265 от 27 августа 1931 г. предписывалось объединить в единое целое ÷ј√» и ÷ Ѕ с заводом є 39 им. ћенжинского. Ќа его основании по€вл€етс€ приказ по ÷ј√», выдержки из которого привод€тс€ ниже.
    "ѕ–» ј« ѕќ ÷≈Ќ“–јЋЅЌќћ” јЁ–ќ√»ƒ–ќƒ»Ќјћ»„≈— ќћ” »Ќ—“»“”“”
    є 174
    от 25 сент€бр€ 1931 года г. ћосква
    1.¬ св€зи с новыми задачами, поставленными перед ÷ј√», ÷ј√» раздел€етс€ на два основных сектора: Ќиучно-»сследовительский и  онструкторско-ѕроизводственный. ѕомимо этих секторов в состав ÷ј√» вход€т: ѕланово-Ёкономический ќтдел и ”правление строительством. ¬ Ќаучно-»сследовательский сектор вход€т все научно-исследовательские отделы.  онструкторско-ѕроизводственный сектор состоит из центрального конструкторского Ѕюро (÷ Ѕ) и завода.
    2.— сего числа считать ј√ќ— с его опытными мастерскими и ÷ Ѕ с заводом є п/€ 411 им. тов. ћ≈Ќ∆»Ќ— ќ√ќ объединенными в конструкторско-производственный сектор ÷ј√», который впредь именовать: "÷ентральное  онструкторское Ѕюро" (÷ Ѕ) с заводом є п/€ 411 им. тов. ћ≈Ќ∆»Ќ— ќ√ќ. ќ—Ќќ¬јЌ»≈: ѕриказ Ќач. ¬јќ є265 от 27/VIII-31 г.
    3.Ќачальником  онструкторского Ѕюро и ƒиректором завода назначен €...
    4.«аместител€ми своими по ÷ Ѕ и заводу назначаю:
    а) по научно-исследовательской чисти - тов. –ј‘јЁЋяЌ÷ј ј. Ќ...
    5.ѕомощниками своими назначаю:
    1. - по ÷ Ѕ - инженера “”ѕќЋ≈¬ј ј. Ќ., с освобождением его от об€занностей «ам.Ќач.÷ј√»...
    Ќачальник ÷ј√» (ѕј”‘Ћ≈–)".
    ѕо всей видимости, реорганизаци€ не помогла справитьс€ с "новыми задачами". „ерез пару мес€цев решили прибегнуть к еще одной. » по€вилс€ новый приказ!
    "ѕ–» ј«ѕќ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќћ” јЁ–ќ√»ƒ–ќƒ»Ќјћ»„≈— ќћ” »Ќ—“»“”“”
    є 229
    от 20 но€бр€ 1931 г. г. ћосквы
    1.¬о изменение и. 3 приказа по ÷ј√» є 174 от 25/IX-с. г. прибывшего из ¬јќ в мое распор€жение тов. »Ћ№ёЎ»Ќј —. ¬. назначаю своим заместителем и Ќачальником ÷ентрального  онструкторского Ѕюро.
    2.«аместител€ Ќачальники ÷ Ѕ тов. –ј‘јЁЋяЌ÷ј ј. Ќ. числить в отпуску с 25/IX-с.г.
    3.¬о изменение п. 6 того же приказа проф. “уполева ј. Ќ. назначаю «аместителем Ќачальника ÷ Ѕ...
    5.—читаю, что благодар€ сли€нию двух опытных самолетных организаций, наличные конструкторские силы и производственные возможности ÷ј√» вполне обеспечивают успешное и своевременное разрешение задач, поставленных правительством в области опытного строительства самолетов, вооружени€ и внедрени€ их в серии. — целью создани€ более гибкой и четкой организации, способной быстро разрешить поставленные задачи, начальнику ÷ Ѕ тов. »льюшину предлагаю пересмотреть существующую схему организации ÷ Ѕ и завода и свои соображени€ представить мне в 3-х дневный срок.
    Ќачальник ÷ј√» (ѕј”‘Ћ≈–)".
    — той поры минуло 60 лет. ”шли из жизни участники описываемых событий. Ќо так и осталось загадкой, кому, зачем, во им€ чего это было нужно. Ѕыл работоспособный коллектив с авторитетным, известным во всем авиационном мире руководителем, с четкой программой развити€ т€желого военного и гражданского цельнометаллического самолетостроени€. ¬место него создаетс€ конгломерат  Ѕ различных направлений под началом человека, еще ничем себ€ на поприще авиационной конструкторской мысли не про€вившего. Ќормального объ€снени€ этому не найти. Ќо есть объ€снение, опирающеес€ на ненормальную логику того времени.
    ¬о-первых, заканчивалась перва€ п€тилетка. ≈е фасад был щедро декорирован последовател€ми графа ѕотемкина. ѕо стране катилась волна гигантомании. —троилось или создавалось все только самое большое, громадное, достойное эпохи. ѕо отчетам, все отрасли промышленности достигли огромных успехов, выходили на новые рубежи; негоже было оставатьс€ в тени и авиационной промышленности. ¬ ней наибольшие достижени€ принадлежали ј√ќ— ÷ј√».
    ƒостаточно сказать о том, что в это врем€ заканчивалась подготовка к серийному производству четырехмоторных бомбардировщиков “Ѕ-3. Ќе то что ≈вропа, јмерика не имела еще таких машин. ¬ самый раз было пристегнуть к ј√ќ— другие  Ѕ, убив при этом двух зайцев: успехи ј√ќ— ÷ј√» мгновенно становились успехами ÷ Ѕ ÷ј√» и его создател€ ¬јќ; получили  Ѕ, которому не было равных в мире.
    ¬о-вторых, с приближавшейс€ победой социализма, по теории вожд€, резко должна была активизироватьс€ классова€ борьба. ѕервые "подтверждени€" этой теории уже были: прогремело дело ѕромпартии, "перевоспитались" в ÷ Ѕ-39 крупные работники-"вредители" авиационной промышленности Ќ, Ќ. ѕоликарпов, ƒ. ѕ. √ригорович, Ѕ. —. —течкин, ј. ¬. Ќадашкевич, ». ћ.  осткин, всего более 20 человек. » когда с классовых позиций посмотрели на ј. Ќ. “уполева, то ничего путного увидеть не смогли. ’оть и бедный, но двор€нин. ќдин из его братьев - св€щенник, одурманивавший народ €дом религии. ѕопав в поле зрени€ царской жандармерии, студент “уполев не примкнул к революционному студенчеству, а отправилс€ в свое имение заниматьс€ сельским хоз€йством.
    ¬се это говорило о том, что доверить “уполеву руководство крупнейшей в стране конструкторской организацией - нельз€.
    ” вновь назначенного руководител€ с точки зрени€ кадровой политики все было в полном пор€дке: сын кресть€нина-бедн€ка, с рабочей закалкой, член – ѕ(б) с 1918 г.
    јбсурдность соде€нного была очевидна все же многим. Ќачалась борьба за здравый смысл, за возможность нормального развити€ отечественного самолетостроени€. ѕришлось вести многомес€чную изнурительную переписку с вышесто€щими организаци€ми, включа€ и ÷  ¬ ѕ(б).   счастью, в €нваре 1932 г. ÷ј√» из ведени€ ¬—Ќ’ ———– переходит в Ќ “ѕ. ƒл€ руководства самолетостроением в системе Ќ “ѕ организуетс€ √”јѕ.  ак при€тно, когда во главе дела сто€т умные руководители! Ќарком √.  . ќрджоникидзе и начальник √”јѕ ѕ. ». Ѕаранов умели смотреть в корень дела, как советовал еще  озьма ѕрутков. »м было важно не происхождение человека, не печально знаменитое "а чем занимались ¬аши родители до 1917 г.", а умение выполн€ть порученную работу хорошо и инициативно. ј здесь все преимущества были на стороне ј. Ќ. “уполева!
    ѕ. ». Ѕаранов принимает решение, имевшее громадное значение не только дл€ “уполева, но и дл€ всего развити€ цельнометаллического самолетостроени€ в стране. ≈го приказ о восстановлении имевшегос€ ранее положени€ в ÷ј√» был тактичен, но тверд. ¬ тот же день на него отреагировало и руководство ÷ј√».
    ¬ыдержка из приказа є 10 по ÷ентральному аэрогидродинамическому институту от 13 €нвар€ 1933 г.:
    "Ќа основании приказа Ќачальника √”јѕ тов. Ѕј–јЌќ¬ј от 13 €нвар€ 1933 г. об организации на заводе и/€ 411 опытного самолетостроени€ легких самолетов войсковых серий, ѕ–» ј«џ¬јё:
    ќсвободить тов. »Ћ№ёЎ»Ќј —. ¬. от об€занности «ам. Ќачальника ÷ј√» ввиду назначени€ его «ам. ƒиректора и Ќачальником  Ѕ опытного самолетостроени€ на заводе п/€ 411.
    Ќачальник ÷ј√» (’ј–Ћјћќ¬)".
    ¬ эти сложные дл€ “уполева 18 мес€цев мы должны снова отдать должное его выдержке и настойчивости. ќн начинает постройку самолета јЌ“-25 дл€ побити€ самого престижного авиационного рекорда - дальности беспосадочного перелета по пр€мой, истребител€ јЌ“-29, вооруженного 102-мм динамо-реактивной пушкой  урчевского, приступает к проектированию двухлодочного морского крейсера јЌ“-22, первого в стране истребител€ јЌ“-31 с убирающимс€ в полете шасси, ведет работы по дирижаблестроению, продолжает постройку зданий «ќ  и  ќ—ќ—.
    ѕосле восстановлени€ “уполева в своих правах коллектив ј√ќ— успешно справл€етс€ с поставленными перед ним задачами. —трана получает самолеты различного назначени€: первый массовый скоростной бомбардировщик јЌ“-40, самый большой в мире сухопутный самолет јЌ“-20, морской т€желый бомбардировщик јЌ“-44... јндрей Ќиколаевич принимает активное участие в разработке генерального плана Ќового ÷ј√».
    5 сент€бр€ 1933 г. в авиационной катастрофе погибает начальник √”јѕ ѕ. ». Ѕаранов. Ёта потер€ т€жело отозвалась на судьбе нашей авиационной промышленности, Ќовым начальником √”јѕ назначают ћ. ћ.  агановича, брата всесильного Ћазар€.   сожалению, его познани€, организаторские способности, эрудици€ были значительно ниже, чем у ѕ. ». Ѕаранова.
    — течением времени ќрджоникидзе становитс€ €сно, что в систему √”јѕ необходимо ввести на руковод€щую должность специалиста с неординарным мышлением, неравнодушного к судьбам авиации. » он решает использовать инженерные и организаторские способности “уполева в полной мере, в масштабе всей отрасли.
    5 €нвар€ 1936 г. приказом по Ќ “ѕ “уполев был назначен первым заместителем начальника и √лавным инженером √”јѕ с освобождением от должности заместител€ начальника ÷ј√», но с оставлением √лавным конструктором и непосредственным руководителем опытного самолетостроени€ ÷ј√». јндрей Ќиколаевич приступает, по его выражению, "к работе по промышленности". ѕо сути дела, он возрождает к жизни то, что было приостановлено после гибели ѕ. ». Ѕаранова. "“рудно было, очень трудно. ѕомню, мы с ћ. ћ.  агановичем приехали на один из больших комбинатов, создававшихс€ еще при ѕетре »оновиче. Ѕольше половины строительства было законсервировано. ѕетр »онович задумал создать этот комбинат из р€да заводов: авиационного, моторного, агрегатного и завода каких-то деталей. ѕосле гибели ѕетра »оновича строительство большинства из них не было начато", - вспоминал впоследствии “уполев.
    «а врем€ с 5 €нвар€ 1936 г. по 21 окт€бр€ 1937 г., всего за год и дев€ть мес€цев, которые Ќ ¬ƒ предоставил “уполеву дл€ работы в √”јѕ, было сделано многое. ¬озобновилось строительство законсервированных комплексов, организовывалась работа по возведению новых. –еконструировались заводы, полным ходом шли работы по созданию нового ÷ј√».
      этому же времени стало очевидным, что дальнейша€ совместна€ де€тельность  Ѕ и ÷ј√» в существующей структуре сдерживает потенциальные возможности как одного, так и другого. ѕоэтому 1 июл€ 1936 г, приказом Ќ “ѕ за подписью “уполева из ÷ј√» были выделены «ќ  и конструкторский отдел.

    ***
    19 феврал€ 1937 г. газеты страны вышли с траурной рамкой. ¬ правительственном сообщении говорилось о том, что 18 феврал€ скоропостижно скончалс€ нарком т€желой промышленности, друг и соратник великого вожд€ —ерго ќрджоникидзе. Ќе выдержало-де сердце напр€женной работы. Ёто была ложь, это был, как узнала страна много позже, очередной удар глухого колокола.
    —ердце наркома было ни причем. Ќе выдержала его совесть. Ќаход€сь у кормила т€желой промышленности громадной страны, он не только видел и знал, что творитс€, но понимал к чему это ведет, понимал, что у него нет ни малейшего шанса изменить что-либо хоть на йоту. ¬озможно, что, как и у вс€кого человека, у него были недостатки, но было и мужество уйти, чтобы не быть соучастником творившегос€ произвола. ≈сть и друга€ верси€, что его убили, так как он не соглашалс€ стать преступником.
    Ќо жизнь продолжалась. ¬ авиационном плане 1937 г. был на редкость хорош дл€ јндре€ Ќиколаевича. 5 ма€ его јЌ“-7 первым из советских самолетов пролетел над —еверным полюсом. 21 ма€ его четырехмоторные гиганты јЌ“-6 высадили на льды пол€рного бассейна участников первой дрейфующей станции "—еверный полюс-1". Ёкипажи „калова и √ромова на его јЌ“-25 соединили ———– и —Ўј по кратчайшему рассто€нию - через —еверный полюс. Ќа его самолетах был установлен р€д мировых авиационных рекордов. “орпедный катер √-8 последней конструкции готовилс€ к ходовым испытани€м на „ерном море.

    ***
    Ўла втора€ половина 1937 г. √лавный инженер √”јѕ был полон творческих замыслов...
    ¬ечером 21 окт€бр€ 1937 г. в кабинет “уполева в здании √”јѕ на площади Ќогина вошли люди в штатском. ¬едомство Ѕерии обнаружило и "обезвредило" очередного "врага народа". Ќад страной понесс€ неслышный дл€ людей и тем более страшный дл€ их судеб похоронный звон ночных звонков. »м€ “уполева исчезло из авиационной лексики страны, ќказалось, что в ———– как бы и не было самолетов, известных миллионам людей по обозначению "јЌ“". ¬место них стали говорить о самолетах с аббревиатурой ÷ј√»: ÷ј√»-25, ÷ј√»-4()...
    ¬скоре вал беззаконий 1937 - 38 гг. разметал не только  ¬ ј. Ќ. “уполева, но практически всю авиационную промышленность. »з числа руковод€щих работников  ¬ “уполева по непон€тной причине не были арестованы считанные единицы, среди них ј. ј. јрхангельский, ѕ. ќ. —ухой, ».‘.Ќезваль. «на€ о судьбе товарищей, они еженощно ожидали своей очереди.
    “уполев провел в Ѕутырской тюрьме около года. ѕосле того, как он стал давать нужные показани€ и призналс€ в том, чего никогда не делал, но на чем настаивали тюремщики, допросы прекратились. ¬скоре ему предложили работать по специальности в спецтюрьме вместо того, чтобы отбывать положенный срок в исправительно-трудовом лагере. ѕоследнее дл€ “уполева с его больными легкими было равнозначно смертному приговору. ѕредложение о работе не было чем-то совершенно неожиданным. ¬се авиационные работники знали об удачном, с точки зрени€ √ѕ”, опыте работы спецтюрьмы ÷ Ѕ-39. ѕодумав, јндрей Ќиколаевич дал согласие, но при одном условии. ¬думайтесь в это, люди! ¬ынужденный признатьс€ в не совершенной им измене –одине, оболганный тюремщиками, абсолютно беззащитный и бесправный перед нелюд€ми человек ставит условие. » знает: ставка - жизнь. ѕримут - может, останетс€ жив, не примут - верна€ гибель..
    ќн сказал, что приступит к работе только в том случае, если убедитс€, что его жена ёли€ Ќиколаевна не в заключении, а его дети, дочь ёли€ и сын јлексей, не лишены матери, а наход€тс€ под ее опекой. ѕоэтому он начнет работать только после получени€ от нее подробной записки (именно "записки", а не письма - в тюрьмах писем не получали). Ѕеспокойство “уполева было не напрасным. ёли€ Ќиколаевна была-таки арестована.
    ѕо счастью, условие строптивого арестанта было прин€то. ёли€ Ќиколаевна была освобождена, “уполев получил от нее записку и согласилс€ приступить к работе.

    ***
    ƒальнейшие событи€ будут изложены по воспоминани€м јлександра ѕетровича јлимова (он был их свидетелем), хран€щимс€ в фондах Ќаучно-мемориального музе€ Ќ. ≈. ∆уковского.
    ѕод ћосквой, на территории бывшей Ѕолшевской трудовой колонии успешно функционировала, неведома€ тем, кому не положено знать, спецтюрьма. ¬ ней уже закончили свои аванпроекты конструкторские бригады ¬. ћ. ѕетл€кова и ¬. ћ, ћ€сищева. ƒл€ их реализации требовалс€ станочный парк. ѕоэтому конструкторов перевезли в ћоскву, в здание  ќ—ќ—. Ќо св€то место пусто не бывает. ¬место них прибыла группа –. Ћ. Ѕартини и прин€лась за работу. ѕомимо авиационников, в тюрьме трудились арестанты и других специальностей: корабелы, подводники, артиллеристы.
    “ерритори€ "Ѕолшево" занимала достаточно большой лесной массив, огороженный глухим забором с колючей проволокой. ¬ зоне имелось три барака, ¬ первом, спальном бараке ночевали заключенные и находилась охрана. ¬торой - занимала кухн€-столова€. Ѕольшой третий барак был оборудован столами и чертежными досками.
      осени 1938 г. в "Ѕолшево" был доставлен в "черном вороне" арестант “уполев. ќ его приезде было известно заранее, и староста барака јлимов в преддверии холодов подготовил ему койку около печки, —удьбе было угодно, чтобы јлимов и “уполев встречались чуть раньше в несколько иной обстановке. јлимов училс€ в  ачинской высшей школе летчиков вместе с √. ‘. Ѕайдуковым. ќднокашники пронесли дружбу юных лет через все перипетии жизни. » в наши дни, уже на дев€том дес€тке лет, √. ‘. Ѕайдуков всегда находит врем€ и возможность навестить своего друга в его табельный день. ј тогда, в так чудесно начавшемс€ 1937-м, √. ‘. Ѕайдуков приглашал чету јлимовых на приемы-банкеты по случаю выдающегос€ перелета на самолете јЌ“-25. —начала в Ќаркомт€жпром, а затем и на правительственный в  ремль. ¬от на них-то и познакомились впервые два будущих зека.
    ¬стретив “уполева, одетого в макинтош, с сидором в руке, јлимов вз€л сидор и повел “уполева в "спальню". јндрей Ќиколаевич достал из сидора пайку черного хлеба; в ней было сделано углубление, в котором лежали кусочки сахара и маргарин. јндрей Ќиколаевич разрешил выбросить свои бутырские запасы только после заверений јлимова, что "здесь корм€т не в пример лучше, чем в Ѕутырках, и такого есть никто не станет".
    ¬скоре работы по проекту Ѕартини были прекращены, и все стали заниматьс€ заданием, полученным “уполевым от самого Ѕерии. –ечь шла ни много ни мало о постройке четырехмоторного пикирующего бомбардировщика дл€ уничтожени€ "врага в его логове". »мелась в виду фашистска€ √ермани€, дело было еще до рукопожати€ –иббентропа с ћолотовым и обмена поздравительными телеграммами между √итлером и —талиным.
    «адание было практически невыполнимым. ƒл€ конструктора ј. Ќ. “уполева это было очевидно. Ќи в одной стране мира такой монстр создан не был. Ќо сразу сказать всесильному сатрапу, что проектировать такой самолет бессмысленно, означало только одно - вс€ авиационна€ группа будет разогнана по тюрьмам и лагер€м. —осто€ла она из 17 человек, работа между которыми распредел€лась примерно так: ј .Ќ. “уполев - главный конструктор; — .ћ. ≈гер - технический проект, общие виды; ј .¬. Ќадашкевич - вооружение; –. Ћ. Ѕартини - крыло и фюзел€ж; √. —. ‘ренкель - аэронавигаци€; ј. –. Ѕонин - гидравлика; ј. ѕ. јлимов - постройка макета; ј. ». Ќекрасов - аэродинамика и прочность; ѕ. ». ¬альтер - азродинамика и прочность; ё. ¬.  оренев - прочность; ј. ё. –огов - топливные баки; ‘. ћ. ‘исун - двигатели; —. ј. ¬игдорчик - технологи€; ». Ѕ. Ѕабин - общие виды; Ѕ. ≈. –адул€нский - вооружение; ¬. —.  ожевников - приспособлени€, инструменты; ».  . ¬оровский - плановик.
    ѕозднее, перед отъездом в  ќ—ќ—, в апреле 1939 г. в Ѕолшево прибыло пополнение - еще семь человек: ¬. —. ƒенисов, ¬. ѕ. —ахаров, ј.  ованов, ¬. ј. ”спенский, ј. ћ. —аж, ». ’. √имильштейб, ¬. ј. „ижевский.
    ѕеред тем, как начать выполнение задани€ Ѕерии, “уполев запрашивает чертежи своего четырехмоторного бомбардировщика “Ѕ-7.  омплект чертежей доставл€ют в Ѕутырки, куда привоз€т и “уполева. ѕосле их просмотра, восстановив в пам€ти работу п€тилетней давности, он возвращаетс€ в Ѕолшево. √руппа приступает к первым расчетам. ¬о дворе в натуральную величину начинают сколачивать макет. Ќо у всех т€жело на душе. —оздание пикирующего четырехмоторного самолета - нереально; технически страна к этому не готова.  огда это поймет даже Ѕери€, их снова обвин€т в саботаже и вредительстве и уж тут без √”Ћј√ не обойдетс€. » болшевцы готов€тс€ к неравной схватке с всесильным наркомом.
    “уполев и его "мозговой центр" - ј. ». Ќекрасов, –. Ћ. Ѕартини, —. ћ. ≈гер, ј. ¬. Ќадашкевич, ё. ¬.  оренев, ѕ. ». ¬альтер, √. —. ‘ренкель - готов€т дл€ Ѕерии докладную, в которой обосновывают не только сложность выполнени€ заданного проекта, но и неэффективность такой машины в боевой обстановке. ¬ ней же излагаетс€ вариант “уполева: создание двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика. «десь все проникнуто здравым смыслом, заботой о безопасности –одины. јрестант “уполев уверен, что в его “Ѕ-7, взлетевшем в 1936 г., все еще имеютс€ возможности дальнейшего развити€, что этот самолет сможет наносить мощные бомбовые удары по агрессору, по его тылам. ј вот фронтовой скоростной бомбардировшик —Ѕ, взлетевший впервые в 34-м, требует уже замены. ¬ случае военного конфликта пехоте потребуетс€ именно така€, но отвечающа€ сегодн€шнему уровню техники машина, способна€ взламывать укрепленные районы, не бо€ща€с€ атак истребителей.
    ¬ыслушав в своем кабинете на Ћуб€нке доклад “уполева, Ѕери€ разгневалс€. ¬еро€тно, он уже сообщил —талину о четырехмоторном чудо-самолете. Ќо “уполеву некуда было отступать, ему нужна была только победа, то есть отмена абсурдного задани€ и получение разрешени€ о начале работ над проектом двухмоторного самолета. ћы не сможем никогда узнать, чего это стоило јндрею Ќиколаевичу, но в Ѕолшево он вернулс€ со щитом.
    Ќачалась работа по новому заданию. –аботали шесть дней в неделю по 10 часов. ¬оскресенье было днем отдыха. ∆изнь везде пробивает себе дорогу, даже в тюрьме. јрестанты попросили у администрации патефон и домино. —тало веселее в часы досуга. «атем возникла мысль своими силами изготовить струнные музыкальные инструменты. –азрешение было получено. Ќа деньги заключенных были куплены металлические детали и струны. ¬скоре зазвучали гитары, балалайки, мандолина, сделанные из полуторамиллиметровой фанеры. јндрей Ќиколаевич любил выступлени€ тюремного оркестра, иногда слушал патефон, но в домино не играл.
    ќдин раз в два мес€ца разрешалось свидание с родными, на которое можно было пригласить двух человек. —оставл€лась предварительна€ за€вка, в которой указывалась степень родства. —видани€ проходили в особой комнате в Ѕутырской тюрьме, куда привозили счастливцев.
    ¬ но€бре 1938 г, в Ѕолшево за сплошным забором с колючей проволокой было скромно отмечено 50-летие создател€ советского цельнометаллического самолетостроени€ јндре€ Ќиколаевича “уполева. Ќа деньги зеков завхоз купил к столу €блоки апорт.
    –абота продвигалась быстро. ƒл€ вс€кого рода докладов “уполева часто возили в ћоскву к Ѕерии. ќднажды товарищи попросили его поговорить в высоких сферах об улучшении питани€ и о плачевном положении дел с папиросами.
    ѕри очередной встрече с шефом Ќ ¬ƒ “уполев после доклада стал класть в свои карманы папиросы, в изобилии лежавшие на столе. Ѕери€ удивилс€, так как знал, что “уполев не курит, и спросил, зачем он это делает. јндрей Ќиколаевич сказал, что с куревом у его работников затруднени€, да и кормить стали плохо. “ут же был вызван "чин", которому приказали всех обеспечить папиросами по индивидуальному выбору и "кормить как в ресторане". Ќа другой же день староста јлимов составл€л список курильщиков. ≈го возглавил некур€щий “уполев, заказавший дл€ раздаривани€ "√ерцеговину ‘лор". Ќа ней же остановил свой выбор јлимов, но дл€ себ€. „ленкорреспондент јЌ ј. ». Ќекрасов попросил " азбек", остальные - "Ѕеломор".  огда болшевский руководитель Ќ ¬ƒ узнал, что ему приказано кормить своих подопечных "как в ресторане", то очень расстроилс€. "Ќу где € дл€ вас возьму такого повара?" - говорил он “уполеву. "¬аша власть, арестуйте лучшего из "Ќационал€" - и сюда", - посоветовал јндрей Ќиколаевич. ѕовар экстра-класса осталс€, конечно, на своем месте, но кормить стали много лучше.
    ƒвижени€ было мало, питание хорошее - все стали полнеть. јлимов предложил делать физзар€дку. ѕодъем был в 8 часов дл€ всех. ѕо просьбе јлимова, дежурный охранник будил его в 7 часов 40 минут, он поднимал остальных и выводил во двор дл€ вольных упражнений на свежем воздухе. «аканчивались они бегом, »ногда в зар€дке принимал участие и јндрей Ќиколаевич. Ќо бег он замен€л ходьбой.
    Ѕанный день проводилс€ в Ѕутырках. Ёто было дл€ начальства очень хлопотно. ≈хать далеко, надо 2 - 3 "черных ворона", так как в одну машину загружалось всего 20 - 30 человек. ƒл€ упрощени€ дела стали три раза в мес€ц в мужской день арендовать Ѕолшевскую баню. ¬озили, конечно, тоже на "воронках", но зато близко. ћальчишки, вспоминает јлимов, всегда как-то узнавали об их приезде, собирались поодаль и кричали: "«уликов привезли!"
    Ќаконец наступила стади€ строительства дерев€нного макета двухмоторного бомбардировщика в натуральную величину. «а отсутствием подход€щего помещени€ пришлось это делать под открытым небом. Ќеожиданно, когда макет был уже практически готов, поступила команда начальника ÷ Ѕ-29 √. я.  утепова - немедленно разобрать. “уполев отправилс€ вы€сн€ть в чем дело. ќказалось, что, пролета€ над территорией колонии, летчики заметили макет и прин€ли его за самолет. ≈стественно, они решили, что произошла авиационна€ катастрофа - еще бы, самолет в лесу! - и сообщили об этом начальству. „тобы исключить подобные случаи в дальнейшем,  утепов и приказал разобрать макет. јндрей Ќиколаевич разъ€снил, что делать этого ни в коем случае нельз€, и предложил укрыть макет чем-нибудь сверху. ќчень быстро доставили брезент, который и скрыл дерев€нную машину от зорких глаз летчиков.
    Ќастало врем€, когда болшевцы уже не могли справл€тьс€ с работой. “ребовались люди, помещение; надвигались цеховые работы. ¬ апреле 1939 г. группа “уполева была переведена из Ѕолшево в ћоскву в здание  ќ—ќ—, где уже трудились группы ¬. ћ. ѕетл€кова и ¬. ћ. ћ€сищева. ѕо сути эти группы были насто€щими  Ѕ, именовавшимис€ в цел€х секретности —“ќ. «асекретитьс€ еще больше удалось после того, как буквенную аббревиатуру "—“ќ" заменили на числовую - "100".  Ѕ ѕетл€кова по€вилось в  ќ—ќ— первым и его стали называть —“ќ или "100". ћ€сищевцы прибыли вторыми и получили шифр "102". “уполевцы были третьими и съели спецтехотделом "103". ѕо непон€тной пока причине организованное вскоре в  ќ—ќ— четвертое  Ѕ “омашевича получило шифр не "104", а "110". Ѕыть может, в недрах ведомства Ѕерии уже где-то существовали отделы с є 104 по є 109?
    Ќо вернемс€ к поселившемус€ в  ќ—ќ—  Ѕ “уполева. ¬ него перешли из других —“ќ старые сослуживцы “уполева - ј. ћ. „еремухин, Ѕ.ј.—аукке, √.ј.ќзеров, а также Ќ.».Ѕазенков и ».√.Ќеман.  роме того, его состав (как и состав других —“ќ) пополнилс€ за счет притока арестованных работников, в основном среднего звена, и вольнонаемных лиц.  ќ—ќ— вместе с производственными цехами был сооружен в первой половине 30-х годов по проекту “уполева дл€ его  Ѕ. «десь и работал его коллектив до 21 окт€бр€ 1937 г. » вот он и его товарищи снова в этом здании, но уже в качестве заключенных спецтюрьмы ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ. √лавным начальником ÷ Ѕ был полковник Ќ ¬ƒ √.я. утепов, работавший в начале 30-х годов техником по вооружению самолетов на заводе є 39. ¬ те же годы на этом же заводе бортмехаником на летной станции трудилс€ ј.ѕ.јлимов. ѕрихоть судьбы снова свела их на одно предпри€тие, но каждый был теперь в иной ипостаси. ÷ Ѕ-29 состо€ло, как уже говорилось, из четырех —“ќ. »ногда встречаетс€ аббревиатура ќ“Ѕ. —уть дела от этого не мен€лась, тюрьма оставалась тюрьмой, ¬о главе каждого из них был поставлен чин Ќ ¬ƒ, "руководивший" авиационной элитой своего —“ќ. ¬ отделе "100" ¬.ћ.ѕетл€ков разрабатывал высотный истребитель. ¬ дальнейшем, по требованию ¬¬—, на его базе был создан пикирующий бомбардировщик, получивший шифр ѕе-2. ¬ ¬еликой ќтечественной войне 11 427 самолетов ѕе-2 защищали нашу землю. "–уководил" отделом некто ямалутдинов. ќтдел "102", возглавл€емый ¬.ћ.ћ€сищевым, работал над проектом дальнего высотного бомбардировщика ƒ¬Ѕ-102. ћашину, вобравшую в себ€ все самое передовое, что было на то врем€ в мировой авиации, не удалось поставить на серийное производство в годы войны. “ем не менее, в 1943 г. талантливейший последователь Ћойолы товарищ —талин направил ¬ладимиру ћихайловичу благодарственную телеграмму "за заботу о  расной јрмии". Ќу а в 1939 г. зеком ћ€сищевым "руководил" некто ”стинов. ¬ отделе "103" јндрей Ќиколаевич продолжал работу над самолетом, ставшим впоследствии известным под именем “у-2. "–уководил" отделом некто Ѕалашов. Ќесколько позже в  ќ—ќ— привоз€т зека ƒ. Ћ. “омашевича. Ёто был единственный зек о котором было точно известно, в чем его "вина". ¬ декабре 1938 г., соверша€ первый вылет на опытном истребителе »-180 конструкции Ќ. Ќ. ѕоликарпова, разбилс€ ¬. ѕ. „калов. Ќужно было найти виновных.  омисси€, разбиравша€с€ в причине катастрофы, нашла много, по ее мнению, упущений в подготовке к полету. ¬р€д-ли могло быть иначе. ћы ведь всегда должны были все сделать досрочно, как тут не быть упущени€м. Ќо не осмелилась комисси€ при этом честно написать о том, что летчиком был нарушен график первого вылета опытной машины. Ќе осмелилась по простой причине. ¬ те годы вс€кий человек, при жизни или после нее - что бывало чаще, - удостаивавшийс€ прилагательного "¬еликий" (¬еликий пролетарский поэт, ¬еликий летчик нашего времени, ¬еликий пролетарский писатель...) из уст ¬еликого вожд€, немедленно получал как бы статус жены ÷езар€, котора€, как вс€кому известно, вне подозрений. ѕоэтому неловкий упрек в адрес любого ¬еликого мог стоить члену комиссии, независимо от звани€, очень дорого.  онечно, нет достаточных оснований утверждать, что в этом нарушении графика крылась причина трагедии, но нельз€ было и доказывать обратное, а тем более скрывать этот факт в акте расследовани€. ѕерст Ќ ¬ƒ остановилс€ на ƒ. Ћ. “омашевиче - заместителе Ќ. Ќ. ѕоликарпова, ћ.ј.”сачеве - директоре завода, где строилс€ »-180, начальнике летно-испытательной станции завода ¬.ћ.ѕарае и начальнике 1-го √лавного управлени€ Ќ ќѕ по опытному строительству Ѕел€йкине. «аметим, что все эти лица были впоследствии реабилитированы "за отсутствием состава преступлени€". Ќекоторые - посмертно.
    ¬о вновь созданном отделе "110" ƒ. Ћ. “омашевич приступил к проектированию одноместного истребител€.
     аждый —“ќ имел свои спальни. ќни различались по фамили€м старост, отвечавших за соблюдение установленных правил внутреннего распор€дка. “уполевцев разместили в четырех помещени€х. —пальн€, где сто€ли койка и тумбочка ј. Ќ. “уполева, а старостой был ј.ѕ.јлимов, занимала ƒубовый зал на 6 этаже с балконом (естественно, зарешеченным), выход€щим на ƒворцовый мост реки яузы. ¬ свое врем€ зал по замыслу ј. Ќ. “уполева предназначалс€ дл€ разного рода совещаний, дл€ приема иностранных авиационных делегаций. “еперь он стал камерой дл€ своего создател€ и его соратников.

    ***
    ќбщеизвестно, что јндрей Ќиколаевич подвергалс€ аресту и высылке из ћосквы и при царской власти, будучи студентом »ћ“”. ¬ марте 1911 г. он был арестован и обвинен в том, что разрешил пользоватьс€ своим адресом "дл€ сношений городских коалиционных комитетов высших учебных заведений в ѕетербурге и ћоскве в цел€х объединени€ этих заведений в проведении забастовок". 28 ма€ 1911 г. его исключают из технического училища. –азрешение на продолжение учебы было дано 10 августа 1912 г. после рассмотрени€ его прошени€ о восстановлении в училище.
    »з заключенных ÷ Ѕ-29 по меньшей мере еще двое не внушали довери€ и царской жандармерии.  осткин »ван ћихайлович принимал участие в революционном движении 1905 г., занима€сь отливкой оболочек дл€ бомб. ѕосле ареста он провел год в Ќижегородском остроге; затем эмигрировал во ‘ранцию, где и получил высшее образование. —аукке Ѕорис јндреевич значилс€ в агентурной записке "ѕо студенческому движению", направленной 28 окт€бр€ 1911 г. ƒиректору департамента полиции. »з семи студентов »ћ“”, вошедших в агентурное обследование, трое были "вз€ты в наружное наблюдение". Ѕ. ј. —аукке проходил в нем под филерской кличкой "¬алет".  ак это ни странно, но он представл€лс€ настолько опасной дл€ власти личностью, что на врем€ пребывани€ в ћоскве Ќикола€ II (очевидно, в 1913 г. - в св€зи с 300-летием дома –омановых) полици€ предложила ему покинуть город. —лежка за студентами была организована в св€зи с их попытками возродить центральный орган дл€ руководства студенческим движением.

    ***
    ¬ернемс€, однако, в спецтюрьму 1939 г. ¬ дневные часы шла напр€женна€ работа во всех спецтехотделах. ¬ свободное вечернее врем€ зеки могли погул€ть и полюбоватьс€ панорамой ћосквы. ƒл€ этой цели на крыше, над спальн€ми была сооружена больша€ клетка. —реди зеков она носила хот€ и обидное, но справедливое название - "обезъ€нник". —тало проще с банным днем. ѕосле ухода рабочих "контингент", как называли заключенных, в сопровождении охраны, по расписанию посещал цеховые душевые.
    Ќе затихала авиационна€ жизнь страны и за стенами ÷ ¬-29. ќна была не менее трагична и труднообъ€снима, чем в самой тюрьме. «а состо€ние военной авиации отвечали в первую очередь заместитель начальника –  ј маршал ћ. Ќ. “ухачевский и начальник ¬¬— я. ». јлкснис. ќни считали, что в будущей войне (они не сомневались, что это будет смертельный бой с фашистским рейхом) большое значение будет иметь дальн€€ бомбардировочна€ авиаци€. »сход€ из этого, “ухачевский вз€л на себ€ об€занность председател€ макетной комиссии по туполевскому самолету “Ѕ-7 в 1936 г., а јлкснис дл€ ускорени€ дела возглавил совместные заводские и государственные испытани€ этой машины. ѕосле ареста “уполева и расстрела военных судьба машины казалась предрешенной. ” кого хватит смелости сказать, что нашим ¬¬— нужен самолет, спроектированный и одобренный врагами народа? ќднако такие люди нашлись. „уть позже мы познакомимс€ с ними.
    –асправившись с "врагами", следовало вз€тьс€ за возрождение авиации. ƒл€ этой цели в  ремле в начале 1939 г. было созвано представительное совещание оставленных на воле работников  Ѕ, промышленности и ¬¬—. Ќа нем —талин высказалс€ - и практически все его поддержали - за выпуск в основном двухмоторных бомбардировщиков. » только благодар€ настойчивости начальника Ќ»» ¬¬— ј. ». ‘илина —талин неохотно согласилс€ на постановку в серию туполевского “Ѕ-7, о котором говорилось выше. ¬последствии "врага" ‘илина расстрел€ли. —амое удивительное в этой истории состо€ло в том, что в стране в это врем€ из двухмоторных фронтовых бомбардировщиков были лишь устаревавший —Ѕ и не проходивший еще государственных испытаний, но уже широко разрекламированный в ÷  своим создателем, бомбардировщик ЅЅ-22( як-4).ѕоэтому говорить о выпуске двухмоторных бомбардировщиков в €нваре 1939 г. было рановато - не было эталона дл€ серийного производства. Ќо так как конструктор ЅЅ-22 был в фаворе у вожд€, то его машину запустили в большую серию до окончани€ государственных испытаний. ¬ предвоенные годы вождь, беседу€ с молодым конструктором ¬Ѕ-22, делилс€ с ним своими мысл€ми о состо€нии отечественной авиации. "√оворите то, что думаете, и не смущайтесь, - говорил —талин. - ћы вам верим, хот€ вы молоды. ¬ы знаток своего дела, не св€заны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото". »стори€ жестоко посме€лась над "проницательным" вождем.
    ƒа, к началу ¬еликой ќтечественной войны успели выпустить около 600 ЅЅ-22. ѕосле участи€ ЅЅ-22 в войне с ‘инл€ндией, обнаружившего невозможность доведени€ конструкции до тактико-технических требований военных, ¬¬—  ј отказалось прин€ть машину на вооружение.
    ѕока вождь беседовал с молодым специалистом, "не св€занным с ошибками прошлого", и просил его без стеснени€ высказать свои мысли, в том числе и "о том или ином работнике" (во всех издани€х книги "÷ель жизни" эти мысли, к сожалению, опущены), "старые спецы" трудились в ÷ Ѕ-29. » создали самолеты, ставшие гордостью отечественной авиации.
    ¬се шире и шире становилс€ фронт работ по четырем машинам. ѕолным ходом в производство пошли чертежи. Ќачальники цехов начали вызывать на рабочие места ведущих конструкторов дл€ решени€ технических вопросов. ѕеред  утеповым встали две сложные проблемы. Ќадо признать, что разрешены они были просто и из€щно.
    ѕроблема перва€. ¬се ведущие конструкторы - зеки. Ќе пустить их в цех нельз€ - станет работа, ѕритащить в  Ѕ из цеха фюзел€ж или крыло также невозможно. ј как предотвратить вполне веро€тное и безусловно вредное бесконтрольное общение зеков, вызванных в цеха, с вольными технологами, мастерами, да и с кадровыми рабочими, со всеми теми, которые хорошо знали и уважали этих самых зеков, когда они были свободными людьми? ( огда јндрей Ќиколаевич впервые после ареста по€вилс€ в цехах своего завода, кадровые работники были обрадованы и несказанно удивлены. ƒело в том, что был слух о том, что “уполева расстрел€ли. ѕравда, подходить к нему при сопровождающем его охраннике, естественно, опасались.) »з затруднени€ вышли самым простым путем - значительно увеличили число охранников (их обычно называли "т€гач" или "попка"), которые об€заны были всюду сопровождать вызванных зеков и не допускать разговоров с ними на непроизводственные темы.
    ¬тора€ проблема была значительно сложнее.  ак известно, в инженерном деле царит не коллективна€, а индивидуальна€ ответственность, особенно, если работа выполн€етс€ арестантами. Ёто значило, что все чертежи должны были подписыватьс€ соответствующим начальником, то есть арестантом. Ќо, во-первых, это же будет позорно, если сборочные чертежи новых секретных самолетов ¬¬— будут утверждены подпис€ми "врагов народа"! ¬о-вторых, как начальникам сборочных цехов разобратьс€, на какую из четырех строившихс€ машин следует поставить ту или иную деталь, полученную из смежных цехов? Ќо таланты есть везде, были они и в ведомстве  утепова. ”далось найти исключительно оригинальное решение - все начальники-зеки получили индивидуальные "факсимиле", так называлась эта штука официально. ” зеков же было более простое и верное определение - "копыто". ќно представл€ло собой пр€моугольную печатку с четырехзначным числом. » вместо подписей зеков на чертежах по€вились оттиски разнообразных "копыт".
     опыта решали и другую проблему - определени€ принадлежности детали к той или иной машине. ƒл€ этой цели сумма цифр на копытах каждого —“ќ была строго посто€нной. “ак, дл€ —“ќ ј. Ќ. “уполева она равн€лась одиннадцати. Ќапример, у Ћ. Ћ.  ербера было копыто с цифрами 1262 (1 + 2+ 6 +2 11), а у Ѕ. ј. —аукке - 0056 (0+ 0+ 5+ 6 11) и так далее. “аким простым изобретением были решены обе проблемы: ни один чертеж не имел €вной (факсимильной без кавычек) утверждающей подписи "врагов народа"; просуммировав цифры, оставленные "копытом" на чертеже, становилось €сно, на какую из четырех машин следует направить деталь.
    ¬ июне 1940 г. заключенных по одному вызывали в отдельную комнату в здании  ќ—ќ— и зачитывали приговор ¬оенной  оллегии ¬ерховного —уда по его делу. ¬ынесенное "тройкой" во главе с ¬. ¬. ”льрихом (обвин€емый при этом не присутствовал), оно было лаконичным и деловым: за контрреволюционную или антисоветскую де€тельность им€рек присуждалс€ к 10, 15, а иногда и 20 годам заключени€. ѕосле этого зеку надлежало своей подписью удостоверить, что с приговором он ознакомлен.  то-то решил не подписыватьс€, вспоминает јлимов, но вернувшись через несколько дней из карцера Ѕутырской тюрьмы, "осознал" свою ошибку и расписалс€. ”становившийс€ ритм работы был нарушен; все были подавлены. —тало €сно, что власти не удовлетворились незаконным арестом невинных людей и решили превратить их в пожизненных рабов-арестантов,
    ¬ чем конкретно обвин€лись зеки ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ? ћногие годы как до и во врем€ войны, так и после ее окончани€ приходилось слышать один и тот же вопрос: "ѕравда ли, что “уполев продал чертежи своего самолета ћессершмитту?" ќднажды, уже в 80-е годы, этот же вопрос довелось услышать от пожилого полковника ¬¬—. –асскажем пару расхожих народных версий о том, как это было технически осуществлено. Ћюди, лишенные фантазии, считали, что чертежи были вывезены просто в чемодане. Ѕолее одаренные находили иные пути. ¬от один из них. ќказываетс€, хитроумный јндрей Ќиколаевич спр€тал их в трубчатые лонжероны крыла самолета јЌ“-25. ј ничего не подозревавший ¬. ѕ. „калов переправил их пр€миком в јмерику во врем€ своего блест€щего перелета через —еверный полюс. Ќу, а там, у капиталистов, пока экипаж отдыхал, те, кому надо, сделали свое черное дело. » гул€ют подобные ахинеи, вынырива€ то тут, то там. » многим ведь невдомек, что дл€ передачи чертежей не хватит не только чемодана и лонжеронных труб, но и всего объема самолета јЌ“-25! ¬от насколько глубоко в умы и души людей, вошла кем-то умело пущенна€, не имеюща€ под собой никакого основани€, лжива€ информаци€. Ёта проста€ и доходчива€ "утка" была рассчитана либо на людей недумающих, либо на людей, не св€занных с техникой. »бо кто же купит чертежи боевого самолета, разработанные в одной стране, дл€ его серийного производства в другой? –азница в технологических решени€х, сортаменте примен€емых материалов, их механических свойствах и тому подобное сделают невозможным быстрое налаживание серийного выпуска машин. ј кто же станет покупать чертежи дл€ выпуска военной машины вчерашнего дн€? ј если бы “уполев и "продал чертежи", то за что же сид€т дес€тки других людей, многие из которых до ареста и не встречались с јндреем Ќиколаевичем? Ётот простой вопрос почему-то редко кому приходит на ум.
    Ќет, дл€ того, чтобы собрать авиационную элиту под единую арестантскую крышу, была разработана ина€ легенда, ее до народа не довели: наверное, стесн€лись. — ее помощью люди, пропитанные идеологией рабовладельческого стро€, нанесли беспощадный и бессмысленный удар по авиационной науке и авиационной промышленности страны. ¬едомство Ѕерии снова "спасло" страну, обезвредив очередное "осиное гнездо врагов народа", —трана же расплачивалась за это безумие жизн€ми своих сыновей в финской и ќтечественной войнах.

    ***
    ¬етер перемен 1985 г. позволил слегка приоткрыть завесу секретности над истиной. ÷ентральный архив  √Ѕ разрешил знакомитьс€ с делами репрессированных в 30-е годы. ѕри этом, что безусловно правильно, дело того или иного лица выдаетс€ только его ближайшим родственникам. ѕоэтому ход дальнейших событий оказалось возможным изложить лишь по делу є 21695 по обвинению —аукке Ѕориса јндреевича в том, что он "€вл€етс€ участником антисоветской вредительской организации". ¬ этой формулировке уже чувствуетс€ государственный размах. –ассмотрим "дело", которое предписывалось "хранить вечно", несколько подробнее, так как оно безусловно €вл€етс€ по своей канве стандартным и отличаетс€ от ему подобных "дел" только детал€ми "вредительства".
    ¬ цитируемых ниже документах столпов —истемы лексика и орфографи€ сохранены в своем первозданном виде.
    ѕосле ареста “уполева в ќЌи” предпри€ти€, которым он руководил, будучи на свободе, поступают запросы о ведущих работниках. ѕриведем выдержки из справки ќЌи” завода 156 Ќ ќѕ от 5 €нвар€ 1938 г. (указани€ на то, в св€зи с чем она написана и куда направл€етс€ - нет, но не чудом же она оказалась в "деле"):
    "—аукке Ѕорис јндреевич 1891 г. рождени€. ѕроисходит из мещан, по национальности русский. ¬ старой и  расной армии не служил. ≈сть предположение, что сам и его отец служили в белой армии. ќтец его, как он сообщает в анкете в 1920 г. умер на ст. ‘едоровка, где это точно находитс€ ст. ‘едоровка не известно.  роме этого считаем, что он по национальности не русский. ¬ Ћатвии по насто€щее врем€. проживают родственники отца, с которыми €кобы св€зи не имеет. «а все годы работы с 1925 г. в ÷ј√» и на заводе в должности нач. бригады был тесно св€зан с врагом народа “уполевым. ≈ще до поступлени€ в ÷ј√», как сообщает лично в автобиографии был знаком с “уполевым и работал у “уполева. явл€етс€ ставленником “уполева".
    –аботники ќЌи” прекрасно знают, чего от них ждут и заканчивают справку-донос в нужной тональности:
    "явл€етс€ подозрительной личностью".
    Ќо эта справка от 5 €нвар€ 1938 г. ≈ще почти год по какой-то прихоти Ѕерии —аукке будет на свободе. ’от€ уже есть "доказательства", достаточные дл€ его ареста. »бо арестованный в 1937 г. начальник отдела по оборудованию самолетов ÷ј√» ј.ј.≈нгибар€н был вынужден кое-что "вспомнить" на допросах.
    ¬ыписка из протокола допроса ≈нгибар€на јмика јветовича от 10 декабр€ 1937 г.:
    "¬ќѕ–ќ—:  огда и при каких обсто€тельствах вам стали известны эти лица, как участники вашей антисоветской организации?
    ќ“¬≈“: ¬сех этих лиц, как участников организации € узнал лично в процессе проведени€ вредительских актов и во врем€ получени€ вредительских установок от “уполева в моем присутствии. ¬ частности в 1937 г. у себ€ в кабинете “уполев дал установку —томану и „екалову на срыв полета Ћеваневского через —еверный полюс.¬орогушин и „еремухин при мне получили от “уполева установку на вредительство по новому строительству ÷ј√»...

    ¬ернутсь€ к содержанию книги >>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты