Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ё“јѕџ ЅќЋ№Ўќ√ќ ѕ”“»   80-Ћ≈“»ё Ћ.Ћ.—≈Ћя ќ¬ј - ≈.Ћ.«алесска€, ¬.√.–игмант (публикуетс€ с разрешени€ авторов)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ё“јѕџ ЅќЋ№Ўќ√ќ ѕ”“»
  80-летию Ћеонида Ћеонидовича —ел€кова
≈.Ћ.«алесска€, ¬.√.–игмант

 ќ—ќ— ÷ј√», ќ Ѕ завода N 156 (√лавный конструктор ј.Ќ.“уполев) Ѕригада N 1 (Ќачальник бригады ¬.ћ.ѕетл€ков). √руппа прочности и аэродинамики (–уководитель группы ¬.Ќ.Ѕел€ев)


1932 - 1938 гг.

Ћ.Ћ.—ел€ков –оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU ѕоступив в феврале 1932 г. в ÷ј√», Ћ.Ћ. —ел€ков был направлен в бригаду N 1 т€желых сухопутных самолетов, которой руководил ¬.ћ.ѕетл€ков, в группу прочности и аэродинамики ¬.Ќ.Ѕел€ева.
¬ составе группы Ћ.Ћ.—ел€ков проводил прочностные расчеты элементов конструкции самолетов јЌ“-20 "ћаксим √орький" и јЌ“-42 (“Ѕ-7). јЌ“-20 до 1946 года оставалс€ самым крупным из созданных самолетов в мире. јЌ“-42 нар€ду с американским самолетом ¬-17 был первым в мире т€желым самолетом-бомбардировщиком класса "летающа€ крепость".
¬ ходе проектировани€ опытного самолета јЌ“-42 Ћ.Ћ.—ел€ков предложил оригинальную схему поворотного дополнительного щитка, закрывавшего туннель между посадочным щитком и фюзел€жем, что исключило нехватку эффективности рулей высоты опытного самолета на посадочных режимах.
Ћ.Ћ.—ел€ков, под руководством ¬.Ќ.Ѕел€ева, в этот период участвует в проектировании и постройке планеров, выполненных по схеме "бесхвостка", с крылом большого удлинени€ и сужени€, с консол€ми с обратной стреловидностью. ѕо этой схеме было построено два планера Ѕѕ-2 и Ѕѕ-3, которые успешно прошли испытани€, а их схема и материалы работы по их проектированию и испытани€м стали основой дл€ разработки дальнего опытного самолета-бомбардировщика ƒЅ-Ћ .

ќ Ѕ-16 (√лавный конструктор ¬.Ќ.Ѕел€ев)


ќ Ѕ-16 ¬.Ќ.Ѕел€ева зан€лось созданием дальнего бомбардировщика ƒЅ-Ћ .
¬ ќ Ѕ 16 Ћ.Ћ.—ел€ков был назначен руководителем группы технического проектировани€ и по совместительству зам. начальника бригады фюзел€жа.
—хема самолета ƒЅ-Ћ  была оригинальной и резко отличалась от всего того, что использовалось в мировой авиационной практике. —амолет был выполнен по схеме "полубесхвостки", со специфическим крылом типа "бабочка" с сильно выраженной обратной стреловидностью. √оризонтальное оперение устанавливалось высоко на киле, за задней кромкой центроплана. —амолет выполн€лс€ как двух фюзел€жный, каждый фюзел€ж представл€л развитые гондолы двигателей. ѕодобна€ схема давала возможность организовать практически лишенную "мертвых зон" систему обстрела оборонительного вооружени€, что было крайне важно дл€ самолета-бомбардировщика.
ќпытный экземпл€р ƒЅ-Ћ  был построен и проходил в 1940 г. «аводские, а затем √осударственные испытани€, на которых показал максимальную скорость 488 км/ч, дальность полета с 1 т. бомб 2900 км, что дл€ того времени было весьма неплохо. Ќачало ¬еликой ќтечественной войны не позволили довести этот интересный самолет.
ѕеред самой войной в ќ Ѕ-16 был спроектирован и построен на заводе N 156 опытный самолет-истребитель "370" оригинальной схемы с толкающим винтом и трехколесным шасси, самолет должен был иметь максимальную скорость 720 км/ч.
¬ ходе эвакуации в окт€бре 1941 года опытный самолет "370", вс€ документаци€ по нему были уничтожены, одновременно был уничтожен и единственный экземпл€р ƒЅ-Ћ .

ќ Ѕ-22 завода N 22, ќ Ѕ-482 (√лавные конструкторы ¬.ћ.ѕетл€ков, ј.ћ.»заксон, ј.».ѕутилов, ¬.ћ.ћ€сищев)
1941 - 1946 гг.

ѕеред самым началом ¬еликой ќтечественной войны Ћ.Ћ.—ел€ков переводитс€ на серийный завод N 22.
ѕредсто€ло увеличить выпуск и дальнейшее совершенствование самого массового советского бомбардировщика ¬еликой ќтечественной войны самолета ѕе-2 (всего за войну было выпущено 11202 машины этого типа).
ѕосле эвакуации в  азань, Ћ.Ћ.—ел€ков возглавл€ет бригаду фюзел€жа, и его первой крупной работой по самолету ѕе-2 становитс€ проектирование и внедрение в серию дерев€нной хвостовой части фюзел€жа.
¬ 1942 году Ћ.Ћ.—ел€ков в кратчайший срок проектирует и внедр€ет в серийное производство на ѕе-2 верхнюю пулеметную установку с пулеметом ”Ѕ“-12,7 мм вместо Ў ј—-7,62 мм. Ёта доработка спасла жизни многим экипажам "пешек" и значительно повысила боевую эффективность машины.
Ѕыло выпущено несколько тыс€ч самолетов ѕе-2‘“ ( "‘ронт требует").
«а эту работу Ћ.Ћ.—ел€кову в ѕриказе Ќародного  омиссара ќбороны ———– была объ€влена благодарность.
¬ 1942 - 1943 годах Ћ.Ћ.—ел€ков будучи ведущим конструктором руководил модификацией ѕе-2 под двигатели јЎ-82, серийно была выпущена сери€ таких самолетов, которые поступили на фронт и прин€ли участие в бо€х.
¬ июне 1943 года √лавным конструктором ќ Ѕ-22 назначаетс€ ¬.ћ.ћ€сищев. Ћ.Ћ.—ел€ков становитс€ фактически его первым заместителем.
ѕри его активном участии были проведены большие работы по модернизации серийных самолетов ѕе-2, улучшению их аэродинамических характеристик. ¬ результате были улучшены взлетно-посадочные и скоростные характеристики.
¬ 1943 - 1945 годах создаютс€ модификации ѕе-2Ѕ, ѕе-2–, ѕе-2 , ѕе-2ћ и другие машины с улучшенными летно-тактическими характеристиками.
¬ 1944 году под руководством Ћ.Ћ.—ел€кова создаетс€ скоростной бомбардировщик ѕе-2» ("советский москито"). ¬о многом это была совершенно нова€ машина: самолет стал среднепланом, его бомбова€ нагрузка увеличилась до 2 т, максимальна€ скорость достигала 656 км/ч, а дальность 2275 км, все это значительно превосходило данные серийных ѕе-2 и выдвигало ѕе-2» в разр€д одного из самых эффективных фронтовых бомбардировщиков войны.
—амолет прошел испытани€, и в конце войны была построена небольша€ войскова€ сери€ самолетов ѕе-2».
ƒальнейшим развитием ѕе-2» стали опытные самолеты ƒЅ-108 и ¬Ѕ-109, поступившие на испытани€ в 1945 году.
ѕоследней работой Ћ.Ћ.—ел€кова в ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева было проектирование первого отечественного реактивного бомбардировщика –Ѕ-17 с четырьм€ “–ƒ.
¬ €нваре 1946 года ќ Ѕ-482 было закрыто, и Ћ.Ћ.—ел€ков переходит на работу в ќ Ѕ-115 ј.—.яковлева.

ќ Ѕ-115 (√лавный конструктор ј.—.яковлев)
1946 - 1951 гг.

¬ ќ Ѕ ј.—.яковлева Ћ.Ћ.—ел€ков руководил созданием опытных реактивных самолетов-истребителей як-19, як-25, экспериментального реактивного самолета як-1000, а также участвовал в некоторых других работах ќ Ѕ-115.
як-19 был первым в ———– реактивным истребителем оснащенным “–ƒ с форсажной камерой выполненный по осесимметричной "фюзел€жной" схеме.
—удьба первого цельнометаллического самолет €ковлевцев во многом зависела от практического опыта цельнометаллического самолетостроени€, который принесли в ќ Ѕ Ћ.Ћ.—ел€ков и многие его коллеги, пришедшие от ¬.ћ.ћ€сищева.
Ќовый самолет был создан всего за четыре мес€ца, и в €нваре 1947 года совершил первый полет. —амолет успешно прошел испытани€, но в серию не передавалс€. ќн стал этапом на пути к более совершенным самолетам-истребител€м.
Ќа истребителе як-25 в ———– впервые дл€ данного типа самолетов была применена герметическа€ кабина с непосредственным отбором воздуха от компрессора “–ƒ.
 онструкци€ фонар€ кабины пилота, его подвижна€, сбрасываема€ часть, механизм управлени€ и система сброса фонар€ за счет избыточного давлени€ на я -25 были спроектированы непосредственно Ћ.Ћ.—ел€ковым. –азработанные им конструкции и прин€тые решени€ легли в основу последующих отечественных реактивных истребителей первого поколени€.
Ћ.Ћ.—ел€ков, ведущий по самолету я -25 обеспечил доводку самолета по полетным вибраци€м на больших скорост€х полета.
як-25, начавший летать в окт€бре 1947 г., показал на испытани€х максимальную скорость 975 км/ч, близкую к скорости первых советских стреловидных истребителей.
ѕоследней работой Ћ.Ћ.—ел€кова в ќ Ѕ-115 стало проектирование экспериментального реактивного самолета як-1000 с ромбовидным крылом, ставшим "первой ласточкой" ћи√-ов и —у с треугольными крыль€ми малого удлинени€.
«а работы по развитию реактивной авиации в 40-ые годы Ћеонид Ћеонидович награждаетс€ орденом "ќтечественной войны" 2-ой степени.

ќ Ѕ-23 (√енеральный конструктор ¬.ћ.ћ€сищев)
1951 - 1962 гг.

24 марта 1951 года ѕостановлением —ћ ———– и ÷   ѕ—— было восстановлено ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева. Ќовому коллективу поручалось спроектировать и построить стратегический реактивный бомбардировщик с дальностью полета не менее 12000 км.
¬ апреле 1951 года Ћ.Ћ.—ел€ков переводитс€ в новое ќ Ѕ-23 и сразу же приступает практически в одиночку к начальному проектированию будущего стратегического бомбардировщика ћ-4.
ƒо этого он имел дело с машинами, масса которых была в пределах 10 т, а здесь дело шло о самолете с размерностью под 200 т. Ѕыли посмотрены дес€тки вариантов возможных компоновок самолета, пока не был выбран окончательный вариант самолета.
Ћеонид Ћеонидович в новом ќ Ѕ становитс€ Ќачальником ќтдела “ехнических проектов.
ѕри проектировании ћ-4 были решены такие вопросы как создание легкого крыла большого удлинени€ с высокими аэродинамическими характеристиками и большой удельной нагрузкой, оптимальное размещение четырех “–ƒ типа јћ-3 в корневых част€х крыла, была прин€та и на практике отработана схема велосипедного шасси дл€ т€желого самолета, применение на самолете необратимых гидроусилителей в системе управлени€.
Ќовый самолет был насыщен всевозможными нововведени€ми. ¬.ћ.ћ€сищев вместе с Ћ.Ћ.—ел€ковым разумно рисковали, и подобный подход себ€ оправдал - в короткий срок (за 1,5 года) удалось создать первоклассный самолет.
¬ €нваре 1953 года опытный ћ-4 совершает первый полет, проходит «аводские и √осударственные испытани€. Ќаравне с “у-95 запускаетс€ в серию и поступает на вооружение советских ¬¬—.
¬ ќ Ѕ-23 при непосредственном участии Ћ.Ћ.—ел€кова в первой половине 50-х годов были проработаны несколько вариантов развити€ самолета ћ-4: высотный разведчик и бомбардировщик 2ћ, пассажирский вариант ћ-4 - самолет ћ-29, велись работы по самолету ћ-4 с €дерной силовой установкой. »з массы разработок того периода был доведен и запущен в серию только самолет 3ћ (ћ-6) с новым крылом, новыми более экономичными двигател€ми ¬ƒ-7Ѕ и доработанным фюзел€жем. Ќова€ машина вышла на испытани€ в начале 1956 года и вскоре была запущена в серию.
Ќа 3ћ удалось получить дальность полета превышающую 12000 км ( на первых ћ-4 эта дальность была в пределах 9000 км).
¬первые дл€ 3ћ в практике отечественного самолетостроени€ была внедрена система дозаправки топливом в полете " онус", котора€ в дальнейшем практически без изменений была применена на различных модификаци€х самолета “у-95, а затем и “у-22. ¬сего было выпущено около сотни самолетов ћ-4 и 3ћ, которые эксплуатировались в различных вариантах вплоть до 80-х годов.
«а работы по семейству самолетов ћ-4 и 3ћ группе работников ќ Ѕ-23, в том числе и Ћ.Ћ.—ел€кову была присуждена Ћенинска€ преми€, одновременно он получил орден Ћенина.
Ќачина€ с 1954 года в ќ Ѕ-23 ведутс€ работы над межконтинентальным сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком ћ-50. Ѕлагодар€ огромной работе, проведенной ќтделом проектов под руководством Ћ.Ћ.—ел€кова, сложилс€ облик сверхзвукового т€желого самолета, в проектировании которого нашли применение те основные принципы, большинство из которых в той или иной степени и актуальны и теперь: выбор “–ƒ без форсажной камеры с удельным расходом топлива на скорости соответствующей ћ=1,7-2,0 не более 1,1 -1,12 кг/кг.ч, с развитой системой автоматического управлени€;
- обеспечение крейсерского полета на сверхзвуковом режиме с малым запасом продольной устойчивости, внедрение автомата центровки и продольного управлени€;
- внедрение на самолете комплексной системы автоматического управлени€ с ограничени€ми предельных режимов по критическим режимам;
- была создана нова€ интегральна€ "философи€" проектировани€ пол€ры самолета, в которую как частный случай входило "правило площадей".
¬ 1959 году новый сверхзвуковой бомбардировщик совершил первый полет, начались его испытани€, в ходе которых ћ-50 успел выйти на трансзвуковые режимы полета.
ѕомимо ћ-4, 3ћ и ћ-50 в ќ Ѕ-23 под руководством Ћ.Ћ.—ел€кова были подготовлены проекты сверхзвуковых самолетов-носителей ћ-52, ћ-56, последний отличалс€ перспективной аэродинамической компоновкой и имел р€д неординарных технических решений, прорабатывались проекты самолетов класса —ѕ—-1, проектировались беспилотные летательные аппараты: изделие 40, доведенное до стадии изготовлени€ и стендовых испытаний, ¬ — изделие 48, самолеты-снар€ды класса воздух-земл€, баллистические ракеты воздушного базировани€ и большое количество других проектов различных типов Ћј.
— конца 1959 года, когда работы по ћ-50 по решению высшего руководства были прекращены, Ћ.Ћ.—ел€ков зан€лс€ совершенно новой дл€ себ€ тематикой- ракетной у ¬.Ќ.„еломе€, куда было переведено  Ѕ ћ€сищева.
ƒо конца 1961 года Ћ.Ћ.—ел€ков успешно работает по ракетной тематике в ќ Ѕ-52, а в 1962 году переходит на короткое врем€ в ќ Ѕ ј.—.яковлева, где работает над вертикальновзлетающим самолетом як-36.

ќ Ѕ-156,ћћ« "ќпыт", јќ јЌ“  им.ј.Ќ.“уполева (√енеральные конструкторы ј.Ќ.“уполев, ј.ј.“уполев, √енеральный ƒиректор ¬.“  лимов)
1962 - 1996 гг

— первых дней 1962 года Ћ.Ћ.—ел€ков снова в ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева.
— 6 декабр€ 1962 года на Ћеонида Ћеонидовича - «аместител€ √лавного конструктора возлагаетс€ руководство работами по самолетам “у-124 и “у-124ј (“у-134). √лавным конструктором по самолету “у-134 его назначают только в феврале 1976 года.
¬ 1963 году “у-124ј совершает первый полет, а с 1965 года серийный завод ’ј« начинает производство самолетов “у-134. ¬с€ организационна€ работа по развитию и совершенствованию самолета “у-134 легла на плечи Ћ.Ћ.—ел€кова, а с массовым выходом самолетов “у-134 в эксплуатацию добавилс€ огромный объем рутинных, но очень важных работ по обеспечению работоспособности большого парка самолетов как в нашей стране, так и за границей. ¬сего на момент окончани€ серийного производства было выпущено 852 самолета “у-134 различных модификаций, из них 134 были поставлены в другие страны.
  этому следует добавить заботы по развитию и эксплуатации 165 самолетов “у-124 в √¬‘, в ¬¬— и за рубежом.
«а почти 20- летний период производства самолет “у-134 неоднократно модифицировалс€ и модернизировалс€,
ќсновные модификации самолета “у-134
- “у-134, 72-местный пассажирский самолет с двигател€ми ƒ-30;
- “у-134ј, 76- местный пассажирский самолет с двигател€ми ƒ-30-2 сер., с реверсом т€ги и ¬—”;
- “у-134Ў, учебно-штурманский самолет дл€ ¬¬—;
- “у-134ј, с –Ћ— "√роза" специально дл€ экспорта;
- “у-134Ѕ, 80- местный пассажирский самолет с –Ћ— "√роза" и центральным пультом управлени€;
- “у-134”ЅЋ, учебный самолет дл€ подготовки летчиков ƒальней јвиации и јвиации ¬ћ‘;
- “у-134ј-3, вариант с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками с двигател€ми ƒ-30-3 сер;
- “у-134—’, специализированный самолет, предназначенный дл€ контрол€ за сельскохоз€йственными угодь€ми и экологией.
ѕомимо основных и некоторых штучных модификаций, под руководством Ћ.Ћ.—ел€кова было подготовлено несколько проектов развити€ “у-134, в частности в середине 70-х годов √¬‘ была предложена глубока€ модификаци€ самолета “у-134ј со значительно лучшими летными и эксплуатационными характеристиками.   сожалению работы по этому проекту были свернуты.
¬ последнее врем€ под руководством Ћ.Ћ.—ел€кова рассматривалс€ проект переоснащени€ парка “у-134 под двигатели типа ƒ-436.
—амолет “у-134 стал первым отечественным пассажирским самолетом, который был сертифицирован на соответствие международным нормам летной годности.
“у-134 эксплуатируетс€ √¬‘ и многими зарубежными компани€ми. Ќа начало 90-х годов на “у-134 было перевезено около 600 млн. пассажиров.
¬ но€бре 1972 года за создание самолета “у-134 и его модификаций группе участников создани€ самолета “у-134 была присуждена √осударственна€ преми€, в числе награжденных были ј.Ќ.“уполев и Ћ.Ћ. —ел€ков.
¬ 70-ые годы Ћ.Ћ.—ел€ков как руководитель работ участвует в поисках и разработках проектов по перспективным дозвуковым пассажирским самолетам, эти работы привели в 80-ые годы к созданию современного среднемагистального самолета “у-204.

реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты