На главную
РќРћР’РћР•:
"Забота о здоровье авиапассажиров в тридевятом царстве" Статья - презентация Юрия Машкова (Публикуется с разрешения автора) >>>
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

"Выдающийся летчик и офицер" А.М.Черемухин - участник Первой мировой войны. Е.Л.Залесская, Г.А.Черемухин. Исторический архив 5-6 1996г.(публикуется с разрешения авторов)
Версия для печати Версия для печати

"ВЫДАЮЩИЙСЯ ЛЕТЧИК И ОФИЦЕР"
А.М.Черемухин - участник Первой мировой войны


Адеша Черемухин - ученик 5-й классической гимназииВыдающийся инженер, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, автор проекта и строитель большой аэродинамической трубы в Москве, руководитель постройки аэродинамических труб в г. Жуковском, создатель проекта, конструктор, руководитель постройки и бессменный летчик-испытатель геликоптера-1 - ЭА ЦАГИ. главный прочнист ОКВ Андрея Николаевича Туполева, участвовавший в создании самолетов в течение 20 лет, начиная с 1938 года, профессор, автор учебников и учебных пособий - таким знали Алексея Михайловича Черемухина его современники. О другой стороне деятельности А. М. Черемукина, военного летчика, было известно при его жизни лишь немногим. Настоящая публикация знакомит читателей с некоторыми сторонами деятельности Алексея Черемухина - летчика Первой мировой войны.
Алексей Михайлович родился в Москве 30 мая 1895 г. Окончив пятую классическую мужскую гимназию, он поступил в Политехнический институт в Петербурге, но началась 1-я мировая война, и уже в конце августа Черемухин вступил охотником (добровольцем) на правах вольноопределяющегося в 13-й корпусной авиационный отряд. 5 сентября 1914 г. отряд был включен в состав действующей армии. Выбор службы в авиационном отряде не был случайным - знакомство будущего летчика с авиацией началось с сообщений о первых полетах братьев Райт, а также личных наблюдений за полетами, которые проводили в Москве приезжавшие летчики-французы Пуарэ и Пикэ, а затем н наш С. И. Уточкин.
Прослужив в 13-м отряде около восьми месяцев. Алексей Михайлович 17 июня 1915 г. был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания. Для будущих летчиков, слушателей школы авиации, по предложению Н. В. Жуковского были организованы четырехмесячные "Теоретические курсы". Лекции читали Н. В. Жуковский и его ученики. Знакомство и работа с ними определили впоследствии (после возвращения с фронта) направление всей творческой деятельности Черемухина в качестве одного из первых сотрудников созданного в 1918 году ЦАГИ.
В ноябре 1915 г. Черемухин окончил теоретические курсы и выдержал установленный экзамен в объеме программы на прапорщика (в прапорщики он был произведен 24 марта 1916 г.). Спустя четыре месяца он выдержал экзамен на летчика, для чего было необходимо выполнить полет на Фармане-4 на заданной высоте - 1300 м. Несмотря на небольшой срок военного обучения, впоследствии в аттестации и других документах А. М. Черемухин в графе "Военное образование" писал: "Четырехмесячные курсы военных наук при школе авиации". После испытания на Фармане он был переведен на Вуазен, который сразу освоил. Уже в школе Черемухин совершил на Вуазене и Фармане более 26 часов самостоятельных полетов.
Последний экзамен в школе был сдан 2 апреля 1916 г., а через девятнадцать дней, теперь уже летчик, прапорщик Черемухин снова оказался на фронте в 4-м Сибирском корпусном авиационном отряде. Практически сразу начались боевые полеты. За неполные два года, точнее за восемь месяцев полетов в 1916 г. и восемь месяцев 1917 г., прапорщик Черемухин совершил около 140 боевых полетов общей продолжительностью более 220 часов.
28 апреля он совершил свой первый полет, в котором летчику и наблюдателю предстояло корректировать(1) стрельбу 2-й Гродненской батареи и фотографировать с высоты 2200 метров.
Полетные листы нескольких первых полетов Черемухина свидетельствуют о разнообразии заданий, поручавшихся молодому летчику и, как правило, успешном их исполнении. Начиная с 1-го, все полеты в 1916 году Черемухин выполнял на самолете Вуазен Франц (в русской армии, кроме французских, использовались Вуазены производства завода ДУКС по лицензии). С февраля 1917 г., после нескольких дней "переучивания на истребителя", он летал на самолетах Ньюпор Х, одноместном Ньюпор ХХI (БЕ-БЕ), а иногда, делая по два - три вылета в день, менял один Ньюпор на другой, или на Фарман и Вуазен. 11 марта 1917 г. Черемухин с наблюдателем подпоручиком Янчевским дважды вылетал на разведку и фотографирование, было сделано в общей сложности тринадцать снимков в первом полете и двадцать - во втором. По окончании разведки во втором полете к заданию добавили охрану корректирующего стрельбу самолета. В этом же полете произошла встреча с немецким альбатросом.
В полетах на одноместном Ньюпоре - ХХI (БЕ-ВЕ) в задание Черемухина входили одновременно и разведка, и охрана самолета, корректирующего стрельбу.
Судя по донесениям, охраняющий самолет не раз попадал под обстрел как неприятельской, так и своей артиллерии. По этому поводу Черемухин не без юмора докладывал: "Наша батарея обстреляла нас, но недостаточно метко - ближайший снаряд в 300 - 400 саженях сзади", или: "Наш самолет был обстрелян своей артиллерией не очень удачно, несмотря на то, что самолет был на высоте 1900 м"..( док. № 5).
Об одном из полетов Черемухин доносил:
"Замеченный неприятельский самолет летчик преследовал... Приблизившись к нему метров на 300, обстрелял из пулемета. На более близкую дистанцию подойти не удалось вследствие недостатка высоты и скорости...". Это произошло в его 92-м по счету полете, а в 93-м его снова обстреляла своя артиллерия, несмотря на сделанные, как сообщалось в донесении, два круга над батареей. К счастью, стреляли не очень метко: разрывы ложились метров на 100 ниже самолета.
Мужество и самоотверженность прапорщика Черемухина были высоко оценены командованием. Орден Св. Анны 4-й степени считался чисто боевым - это был значок, укреплявшийся на рукоятке шашки или кортика; красная лента с желтыми краями, называемая темляком, привязывалась на холодное оружие. После первого ордена - Св. Анны 4-й ст. "За бои и разведку" - в 1916 г. он был награжден орденами Станислава 3-й ст. и 2-й ст. с мечами и бантом, затем орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом. "За разведку и бои с неприятелем" в 1917 г. он был награжден орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами и Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом. В мае 1917 г. Черемухин был награжден "Военным Крестом" - высшим боевым орденом Франции, вручаемым по статусу "За личную отвагу, принесшую успех"(2).
20 декабря Управление Военного Воздушного Флота сообщило о назначении А. М. Черемухина в Севастопольскую военную авиационную школу. В марте 1918 г. после расформирования школы он возвратился в Москву и поступил в Высшее техническое училище. С основания ЦАГИ он становится его постоянным сотрудником.
Документы РГВИА освещают боевую деятельность летчика Черемухина с апреля 1916 по октябрь 1917 г. Это отчеты, донесения, телеграммы, приказы о награждении орденами и званием "военного летчика". Фотокопии публикуемых документов находятся в музее А. Н. Туполева в АНТК им. Туполева.
Публикацию подготовили Е. Л. ЗАЛЕССКАЯ и Г. Л. ЧЕРЕМУХИН.


№1

Рапорт

о награждении А. М. Черемухина званием "военного летчика"

12 декабря 1916 г.
Прощу о награждении званием военного летчика" 4-го Сибирского корпуса авиационного отряда прапорщика Алексея Черемухина, вполне заслуживающего этого звания своею самоотверженной боевой работой на фронте в течение настоящей кампании.
Находясь в отряде с апреля месяца сего года. прапорщик Черемухин по 1-ое ноября совершил 25 выполненных боевых полетов, продолжительностью 58 часов 55 минут.
За это время названный прапорщик награжден Орденом Св. Анны 4-ой степени с надписью "за храбрость" и представлен к Ордену Св.Владимира 4-ой ст. мечом и бантом.
Генерал-адъютант Александр Михайлович (3)
РГВИА Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.312. Заверенная машинописная копия.


№2

Приказ

начальника штаба Верховного главнокомандующего о присвоении А. М. Черемухину звания "военного летчика"
№ 1752
18 декабря 1916 г.
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Всемилостивейше соизволил в 17-й день сего декабря, пожаловать звание "военного летчика" летчику прапорщику 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда Алексею Черемухину, за самоотверженную боевую работу в течении настоящей войны. Вр.и.д. начальник штаба, генерал от кавалерии РГВИА Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.311. Заверенная машинописная копня.


№ 3

Из ведомостей полетов 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда за июнь 1916 г.

Полет 20 июня 1916 г. Самолет Вуазен франц(узский] № 1122
Задание: Корректирование стрельбы 2-ой Гродненской батареи по немецким батареям.
Выполнение задания: Пристреляли батарею, что к югу от Дубатовки, при последних выстрелах (попадание в батарею) видно было убегавших людей. В конце стрельбы появился немецкий альбатрос, с которым завязался бой, но пулемет отказал в действии, и стрелять пришлось из винтовки. По приходе на аэродром обнаружен раскол винта от осколка снаряда или пули.
Полет 22 июня 1916 г. Самолет франц(узский) № 1122
Задание: Корректирование стрельбы 2-ой Гродненской батареи по немецким батареям.
Выполнение задания: Корректирование производилось вследствие сильной мглы с высоты 1000 метров. Когда аппарат подошел к линии наших пехотных окопов, то подвергся меткому обстрелу немецкой артиллерии. После двух кругов мотор сдал и пришлось, снижаясь, идти на аэродром.
РГВИА. Ф.2218. Оп.1. Д.220. Л.51б. 517. Машинопись на бланке.


№4

Донесение командира 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда командиру 6-го гвардейского авиадивизиона

Аэродром 30 июля 1916 г.
№ 834
Задача. Произвести разведку и фотографирование трех линий противника в районе деревень Свидники Рудка-Маринская. В 6 ч. 30 м. поднялись 3 аппарата: летчик - поручик Пестов с наблюдателем унт(тер)-оф(ицером) Янчевским, летч(ик) прапорщик Леймер с наблюдателем прапорщ(иком) Дмитриевским, летчик прапорщик Черемухин с набл(юдателем) подпоручиком Бырка. В то время как аппараты начали набирать высоту в направлении на Луцк, одна за другой прошли две эскадрильи в количестве 12 немецких аппаратов. Около 7 ч. 30м. На высоте около 2000 метров, когда отряд стал поворачивать на позицию, немецкий альбатрос завязал бой с моим аппаратом, но, увидя приближение другого Вуазена (прапорщика Черемухина), который шел мне на помощь, обстреливая немецкий аппарат, он быстро повернул и, пользуясь своей скоростью, ушел на запад, а отряд продолжал движение к позиции. Через некоторое время второй немец(кий) альбатрос завязал бой с моим аппаратом и, маневрируя, я вынужден был отделиться от отряда (два другие аппарата, не заметив этого, продолжали идти на позицию). Ведя бой, дошел до района ст(анции) Киверцы, откуда немецкий аппарат быстро пошел на запад. Через некоторое время я встретил эскадрилью из семи альбатросов. которые стали окружать мой аппарат. Вследствие долгой интенсивной стрельбы (выпущено было по ним 150 патронов) пулемет отказал в действии, и я был вынужден, круто снижаясь, выйти из боя, причем наблюдатель отстреливался из винтовки. При спуске на аэродром в 8 ч. 30 м. оказалось, что у аппарата ружейной пулей перебита одна стяжка.
Аппарат летчика прапорщ(ика) Леймера, следовавший за аппаратом летчика прапорщ(ика) Черемухина в районе д. Трилисцы был атакован сзади немец(ким) аппаратом типа истребитель, причем в самом начале боя был ранен в ногу наблюдатель прапорщ(ик) Дмитриевский, который продолжал однако вести пулеметный огонь. Так как аппарат получил серьезные повреждения (перебита стойка у прав(ого)...(5), прострелена разрывными пулями хвостовая ферма, пробиты маслопровод, радиаторы и оба бензиновых бака, причем верхний разворочен разрывной пулей), и ему угрожал пожар, то летчик прапорщ(ик) Леймер, прибегнув к рискованному маневру (скольжение на крыло) вышел из боя, чем спас аппарат, и спланировал, дотянув о аэродрома гвардейского отряда.
После спуска в аппарате обнаружено 47 пулевых пробоин и около 20 мелких осколков разрывных пуль. Прапорщик Черемухин с наблюдателем подпор(учиком) Бырка, дойдя до колонии Поповка, готовились начать фотографировать, но, заметив крайне тяжелое положение аппарата Леймера, повернули и, круто снижаясь к немецкому истребителю до высоты 800 метров. пошли к ним на помощь и заставили своим огнем немецкий аппарат быстро удалиться на запад. Потеряв высоту и не имея больше достаточного количества бензина для разведки. они вынуждены были спуститься на аэродром в 8 ч. 40 м. В аппарате повреждений нет. Аппарат летч(ика) прап(порщика) Леймера Вуазен 381\13\4 по замене испорченных частей к службе годен. При этом доношу, что встречаются частые задержки в пулеметах Мадсена вследствие плохого качества патронов с тупыми пулями, дающих много осечек и частое раздувание гильз.
Командир 4-го Сибирского корп(усного) Пестов (6)
авиационного отряда
военный летчик поручик
РГВИА. Ф.2158. Он 1. Д..2б1. Л.26-26 об. Машинопись. Заверенная копия.


№5

Из ведомостей полетов 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда за февраль и апрель 1917 г.

19 февраля 1917 г. Полет 65 (7)
Военный летчик прапорщик Черемухин. Наблюдатель поручик Феоктистов. Ньюпор Х № 725.
Результаты полета
1. Замечено 15 костров, никаких передвижений не замечено. Все батареи, отмеченные в декабре и ноябре 1916 г., обнаруживали себя вспышками выстрелов настоящих сумерках. Над Брюховичами атаковали немецкий привязной аэростат, который был на высоте 1900 м. Преследуя его 1200 м. заставили аэростат снизиться до 800 м. Противник в момент атаки открыл жестокий шрапнельный огонь по самолету, не опасаясь попадать в свой аэростат, хотя самолет был в 200 шагах от аэростата.
2. Над Переспой в 17 ч. 40 мин, наша батарея обстреляла нас, но недостаточно метко, ближайший снаряд был сзади нашего самолета в 300-400 саженях.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.209. Машинопись на бланке.
8 апреля 1917 г. Полет 77.
Задание: Разведка района Голобы-Жмудча-Вулицк.
Военный летчик прапорщик Черемухин. Наблюдатель поручик Феоктистов. Ньюпор Х № 725.
1) В тылу у противника передвижений никаких не замечено.
2) Над Кухарским лесом самолет был атакован истребителем противника, который, будучи встречен пулеметным огнем, немедленно скрылся в направлении на Ковель.
3) Над Жмудчей самолет был удачно обстрелян артиллерией противника. Во время воздушного боя получил одну пробоину руль поворота.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.2б2. Машинопись на бланке.
Полет 21 апреля 1917 г.
Высота 3300 Время 2 ч. 20 мин. Самолет Ньюпор Х № 725.
Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов.
Задание. Разведка района Затурцы-Киселин и противодействие разведке противника. Задание Наштакор 25.
Результаты полета. Вылетали вместе с Фарманом ХХХ. У Садово заметили немецкий самолет, который стали преследовать, но вследствие большой дистанции догнать не могли и он ушел в направлении на Дубно. В это время от Садова на Луцк был замечен другой немецкий самолет, навстречу которому мы и повернули, но он не принял боя и повернул обратно, пользуясь превосходством высоты, и ушел на запад. Над Зубильно был встречен третий немецкий самолет на высоте 2500 метров, который мы тотчас же атаковали и преследовали до Г. д. Холопичи, причем немецкий самолет при атаке сразу пошел на снижение, уходя к себе в тыл. Никаких передвижений противника в районе кол. Дуброва Пасека - Холопечи - Журавец - Треврдин - Киселин - Затурцы нет.
РГВИА. Ф.2008. Од.1. Д.202. Л.265. Машинопись на бланке.
Полет 23 апреля 1917 г.
Самолет Ньюпор Х № 725.
Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов.
Задание. Разведка района Киселин-Затурцы и охрана корректируюшего
стрельбу самолета.
Результаты полета:
1. По Владимиро-Волынскому 190 верст тракту в разных местах было замечено движение 4-5 повозок.
2. В районе Затурцы два неприятельских самолета хотели атаковать и отогнать корректирующий стрельбу артиллерии самолет, но, увидя приближение нашего самолета, ушли в тыл.
3. 7 ч. 50 мин. в районе Торчина наш самолет был обстрелян своей артиллерией не очень удачно, несмотря на то, что самолет был на высоте 1900 м. Характерная ошибка наших артиллеристов - разрывы гораздо ниже самолетов, и не учитывается скорость.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.268. Машинопись на бланке.
30 апреля 1917 г. Полет 84.
Высота полета 1200. Время 2 часа 50 мин.Фартри (8)
Военный летчик прапорщик Черемухин, наблюдатель поручик Феоктистов.
Задание. Корректирование стрельбы 3 батареи 20 тяж[елого] дивиз(иона).
Выполнение задания.
1. Пристреляна батарея 12 (она стоит на две вер(сты) восточнее показанной на схеме инспектора артил(лерии) Израсходовано 6 шрапнелей и 12 гранат. Шрапнели давали клевки, поэтому не могли быть наблюдаемы. При прицеле 167 было два прямых попадания в блиндажи 2-го орудия, считая от левого фланга батареи пр(отивни)ка. При прицеле 168 один перелет и одно прямое попадание в землянку телеф(онистов) или офицеров. При прицеле 167 дана одна очередь на поражение... Вопреки обыкновению сегодня противник совершенно не обстреливал наш самолет, несмотря на то, что самолет на высоте 1000 метров пересекал первую линию окопов противника.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.202. Л.272. Машинопись на бланке.


№6

Аттестация А. М. Черемухина, подписанная командиром 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда
В.Пестовым
7 августа 1917 г.
Выдающийся летчик и офицер. Добросовестно и с необыкновенным хладнокровием и неустрашимостью выполняет самые трудные боевые задачи. Обладает широкой личной инициативой и находчивостью и отлично их применяет. Любит авиационное дело и интересуется им. Очень знающий, толковый и трезвый работник. Широко образован. Умственно и физически развит. Имеет обширные познания по многим отраслям науки и применяет их на деле. Отличный боевой товарищ. Отлично летает на истребителе, показывая высшую школу фигурного полета. Отлично стреляет из пулемета, фотографирует и выполняет разведки. В отряде состоит летчиком-истребителем.
Командир отряда поручик В.Пестов
РГВИА. Ф.2008. Доп. оп. Д.2207. Л.1. Подлинник. Автограф.
Примечания
(1)- Задача по корректированию представляла для летчика значительные трудности и состояла в том, что, находясь над зоной артобстрела, в течение двух-трех часов совершая полеты по кругу, летчик должен был с помощью условных маневров согласно предварительной договоренности с артиллеристами показывать направление корректировки стрельбы в случае неточных попаданий. В одном из полетов Черемухин на своем Вуазене за 2,5 часа совершил 12 кругов (полет 6 июня 1916 г.). (РГВИА. ф.6107. Оп.1. Д.8. Л.210; Ф.2218. Оп.1. Д.220. Л.404).
(2)- РГВИА. Ф.2008. Оп.2. Д.312. Л.2903; Ф.6047. Оп.1. Д.З. Л.56,57,272; Ф.2008. Оп.1. Д.621. Л.312.
(3) - Александр Михайлович (Романов) (1866 - 1933) - великий князь. Сын великого князя Михаила Николаевича, был женат на сестре Николая II Ксении. Морской офицер, контр-адмирал (1902), член Совета Министров. С начала Первой мировой войны - командующий авиацией и воздухоплаванием действующей армии.
(4) - Гурко Василий Иосифович (Ромейко-Гурко) (1864 - 1937) - генерал от кавалерии, сын фельдмаршала. В декабре 1915 - августе 1916 гг. командующий 5-й армией, затем временно исполняющий обязанности начальника штаба Верховного главнокомандующего, в феврале - апреле 1917 г. командующий Особой армией. После 1917 г. в эмиграции.
(5) - Пропуск в тексте
(6) Пестов Василий - подпоручик с августа 1910 г., поручик с августа 1913 г., военный летчик. В действующей армии с июля 1914 г. В 1915 г. - командир 13-го авиационного отряда. С февраля 1916 г. - командир 4-го Сибирского корпусного авиационного отряда. Судьба после 1917 г неизвестна (РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.663. Л.249; Ф.2158. Оп.2. Д.308. Л.4168).
(7) - Второй полет А.М.Черемухина 19 февраля 1917 г.
(8) - Фарман ХХХ.

реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты