Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ќ “≈’  “ќ ƒ≈ЋјЋ ј¬»ј÷»ё: јЋ≈ —≈… ћ»’ј…Ћќ¬»„ „≈–≈ћ”’»Ќ - ≈.Ћ.«алесска€, √.ј.„еремухин. “¬‘ є4-6 1993г.(публикуетс€ с разрешени€ авторов)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

јЋ≈ —≈… ћ»’ј…Ћќ¬»„ „≈–≈ћ”’»Ќ
ќ “≈’,  “ќ ƒ≈ЋјЋ ј¬»ј÷»ё.

јлексей ћихайлович „еремухин родилс€ в ћоскве 30 ма€ 1895 г. ≈го отец ћихаил Ќикифорович, преподаватель математики, был инспектором »мператорского училища Ѕольшого и ћалого театров, мать «инаида јлексеевна преподавала иностранные €зыки.
ќкончив в 1914 г. с золотой медалью 5-ю ћосковскую классическую мужскую гимназию, јлексей „еремухин поступил в —анкт-ѕетербургский политехнический институт.  огда началась перва€ мирова€ война, он "охотником", т.е. добровольцем, поступил в 13-й корпусной авиационный отр€д. „ерез восемь мес€цев службы в отр€де в должности механика ј.„еремухин был направлен в школу летчиков »мператорского московского общества воздухоплавани€, где на "теоретических курсах" познакомилс€ с профессором Ќ. ≈. ∆уковским и ј. Ќ. “уполевым. ѕо окончании школы „еремухин получил назначение на юго-западный фронт в 4-й —ибирский корпусной авиационный отр€д и в течение первого мес€ца службы совершил р€д смелых разведок, сделал ценные снимки передовых и тыловых укреплений противника, за€вил себ€ вполне подготовленным и отважным летчиком". ѕервой награды, ордена —в. јнны 4-й степени с надписью "«а храбрость", он был удостоен спуст€ три мес€ца после прибыти€ на фронт. «а неполных два года „еремухин совершил около 140 боевых вылетов, был награжден шестью русскими орденами и одним французским. ¬ декабре 1916 г. "за самоотверженную боевую работу государь император всемилостивейше соизволил пожаловать" ј.ћ.„еремухину звание военного летчика. "¬ыдающийс€ летчик и офицер, добросовестно и с необыкновенным хладнокровием и неустрашимостью выполн€ет трудные боевые задачи. ќбладает широкой личной инициативой и находчивостью и отлично их примен€ет, любит авиационное дело и интересуетс€ им... ќтличный боевой товарищ... " - так „еремухин был аттестован командиром отр€да в 1917 г.
¬есной 1918 г. „еремухин поступил в ћосковское техническое училище и снова встретилс€ с Ќ.≈.∆уковским и ј.Ќ.“уполевым. ¬месте с ними он, студент училища, был в числе первых сотрудников - создателей ÷ентрального аэрогидродинамического института (÷ј√»).
¬ 1920 г. јлексей ћихайлович был включен в состав  омиссии по т€желой авиации ( ќћ“ј) в качестве летчика-экспериментатора. Ќо кроме этого он почти одновременно начал исследовани€ в области методов расчета продольной устойчивости самолета, нашедшие применение как при доработке самолета  ќћ“ј, так и при проектировании самолета ј -1.
¬ конце 1924 г.ј. ћ. „еремухину была поручена разработка конструкции аэродинамической трубы “-1 - “-ѕ ÷ј√» и ее постройка. Ёта труба, тогда сама€ больша€ в мире, была, веро€тно, самой дешевой и самой быстро построенной благодар€ конструкции и технологии сборки, предложенным „еремухиным: ферменна€ конструкци€ трубы собрана из точно изготовленных элементов (стержней) по заранее рассчитанным размерам с применением спроектированных јлексеем ћихайловичем разметочных приспособлений. ќколо двух тыс€ч элементов были безошибочно размечены, заготовлены и собраны в конструкцию заданной формы без подгонок "по месту", что позволило дев€тнадцати рабочим построить трубу за полтора года. ѕущенна€ в 1926 г, аэродинамическа€ труба “-1 - “-ѕ эксплуатируетс€ до сих пор практически без капитального ремонта.
¬ 1935 г., когда начало широко развертыватьс€ строительство новой аэродинамической экспериментальной базы ÷ј√» в городе ∆уковском, „еремухин был поставлен во главе бюро по проектированию и в качестве главного инженера руководил разработкой комплекса из шести новых аэродинамических труб, в том числе уникальной по размером натурной аэродинамической трубы “-101. Ёта труба, сооруженна€ из стали и бетона, - одна из трех, самых больших аэродинамических труб в мире. »де€ „еремухина - построить сначала аэродинамическую трубу “-102 как модель “-101 в масштабе 1:6 - была весьма плодотворной.   сожалению, сам он участвовал в пуске только “-102: в €нваре 1938 г. его арестовали. ѕущенную в эксплуатацию в 1939 г. трубу “-101 јлексей ћихайлович увидел только спуст€ два года после освобождени€, в 1943 г.
¬ 1926 г. коллеги€ ÷ј√» поручила „еремухину работу по проектированию, постройке и испытани€м винтокрылых аппаратов - геликоптеров, автожиров. ¬о всем, от вопросов проектировани€ до техники пилотировани€, в этой работе было гораздо больше неизвестного, чем проверенного опытом. јлексей ћихайлович, будучи руководителем вновь созданной геликоптерной группы, по существу был непосредственным исполнителем основных работ, определивших успех дела в целом. »м был разработан проект будущего геликоптера, проведены расчеты на прочность конструкции, устойчивость и управл€емость аппарата. ¬ значительной степени успешному завершению постройки и испытаний геликоптера способствовали инициативные инженерные решени€, принимаемые ј.ћ.„еремухиным на разных этапах создани€ этой машины. “ак, на начальном этапе постройки он предложил создать стенд дл€ испытани€ полунатурного винта и натурных мотора, редуктора и автомата перекоса, а перед полетами - освоить машину на "прив€зи". «начение такого метода испытаний геликоптера трудно переоценить. Ѕлагодар€ ему исключалась возможность катастрофы или серьезной аварии, но обеспечивалась достаточна€ свобода движени€ аппарата. ¬ результате „еремухин научилс€ балансировать аппарат, овладел навыками управлени€ до начала свободных полетов. ћетод позволил без риска проверить готовность машины к полету после ремонта и доработок.
Ќа начальном этапе испытаний высота подъема составила 40 - 50 м, в первых числах августа 1932 г. она была равна уже 160, 230 и 285 м. 14 августа 1932 г. геликоптер ÷ј√» -Ёј достиг высоты 605 м. «арегистрированный мировой рекорд высоты на геликоптере "јсканио" был 18 м. “аким образом, мировой рекорд был превышен примерно в 35 раз. ћного лет спуст€ “уполев, вспомина€ об этом достижении „еремухина, сказал: "Е Ќам не удалось в свое врем€ опубликовать эти рекорды ј.„еремухина, что бесспорно принесло бы ему мировую известность".
ј.ћ. „еремухин провел на геликоптерах ÷ј√» около 400 испытаний, в том числе 64 испытани€ в свободном полете. ќн был не только первым, но и бессменным испытателем геликоптера ÷ј√» 1-Ёј и его модификации 5-Ёј. ј.ћ.„еремухин активно участвовал и в создании первых автожиров ÷ј√». ќн руководил проектированием автожиров 2-Ёј и ј-4, ј-6 и ј-8. –асчет на прочность автожира ј-7 конструкции Ќ.». амова также был проведен „еремухиным. ѕо мнению  амова, „еремухин заложил основы современных норм прочности винтокрылых машин. ћного позже, оценива€ роль „еремухина в вертолето- и автожиростроении, ћ.Ћ.ћиль отмечал: "ќн был не только конструктором первого геликоптера, но и руководил развитием автожиров. ћы научились у него всему тому, что сейчас умеем".
¬ 1937 г. јлексей ћихайлович был утвержден в звании действительного члена ÷ј√» по специальности "самолетостроение". ќдновременно ему была присвоена учена€ степень доктора технических наук. ¬ декабре этого же года ј.ћ.„еремухин был уволен с работы и в €нваре 1938 г. арестован - не избежал участи многих своих современников.
¬ ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ, где были собраны выдающиес€ специалисты, в основном самолетостроители, „еремухин попал из Ѕутырской тюрьмы и был назначен руководителем службы прочности. ¬ числе других з0аключенных он становитс€ активным участником проектировани€ и постройки самолета ѕе-2 конструктора ѕетл€кова, дальнего высотного бомбардировщика конструктора ћ€сищева, т€желого истребител€ конструктора “омашевича. ќднако основной объем его работы в ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ был св€зан с самолетом конструктора “уполева. — работы по самолету "103" (јЌ“-58, “у-2) началось двадцатилетнее творческое содружество ј.ћ.„еремухина и ј.Ќ.“уполева. ѕозже “уполев писал: "»звестно, что он руководил у нас отделом прочности, но в действительности он ведал более широкой областью -вопросами прочности и тем, как скомпоновать конструкцию, чтобы она была прочной".
„еремухин руководил проектированием силовых конструкций фактически всех самолетов  Ѕ от “у-2 до проектов 1958г. Ёто были впервые разрабатываемые в стране кессонное крыло (“у-2, “у-4, “у-85); кессонное стреловидное крыло (“у-16, “у-82, “у-95), в том числе дл€ сверхзвуковых самолетов со стреловидностью 55 град. (“у-128, “у-22); герметичный фюзел€ж большого диаметра (“у-4, “у-70, “у-104, “у-114), в том числе с большими вырезами в негерметичной части (“у-16, “у-85, “у-95) и под двери, люки в герметичной части (“у-70, “у-104, “у-114); конструкции с большим ресурсом (“у-104, “у-114, “у-124); кессонные баки (“у-104, “у-114, “у-124); конструкции из новых высокопрочных алюминиевых сплавов (ƒ-16, ¬-95) и сталей и многие другие конструкции, созданные в период бурного развити€ авиации в послевоенный период.
ќсобенностью инженерного метода „еремухина было стремление к физическому проникновению в сущность силовой работы конструкции. Ёто позвол€ло ему создавать простые и нагл€дные приближенные методы расчета и сил и напр€жений, возникающих в разрабатываемой конструкции, что давало простой инструмент оценки конструктивных прикидок при выборе основной силовой схемы.
»зучение работы конструкции на масштабных модел€х было также одним из методов, широко используемых „еремухиным в инженерной практике. Ќачинал с самых простых моделей, склеенных им самим из бумаги. Ќа них, мен€€ сечени€ элементов и изуча€ характер изменени€ деформации и общей жесткости, он получал нагл€дное представление о распределении сил в конструкции такого типа. ѕоследовательно переходил к более сложным модел€м из целлулоида и металла, на которых изучал количественное распределение напр€жений.
  статическим и ресурсным испытани€м самолета у „еремухина было особое отношение: без его участи€ не решалс€ ни один вопрос, св€занный с ними, начина€ с составлени€ программ и конча€ исследованием результатов. ѕрактически ни одного из них не пропустил. ќн придавал значение всему происход€щему в процессе испытаний: изменени€м и росту напр€жений, деформаци€м, первоначальным местным разрушени€м и т.п., счита€ эти факторы очень важными источниками информации о силовой работе конструкции. „еремухин, как правило, по ходу испытаний осматривал нагруженную конструкцию. Ёто давало основание в случае надобности предотвратить "нерасчетные" разрушени€, усилить конструкцию и минимально наруша€ схему силовой работы конструкции, продолжить испытани€ до "расчетного" разрушени€. ¬нимание јлексе€ ћихайловича было сосредоточено на восстановлении последовательности разрушени€ и поиске элемента, с которого оно началось. “ак же глубоко „еремухиным анализировались все случаи разрушени€ конструкции в услови€х эксплуатации. јлексей ћихайлович старалс€ не пропустить "новые", еще не известные причины разрушени€, искал конструктивные решени€ дл€ их предотвращени€.
ѕри проектировании “у-104, когда не было еще ни методов, ни опыта проектировани€ под заданный ресурс, „еремухин прин€л решение о создании конструкции, доводимой по ресурсу в процессе испытаний и эксплуатации. ¬ результате самолет “у-104 стал долгожителем - он выдержал 20-летнюю эксплуатацию. Ќекоторые из самолетов выполнили до 15000 полетов.
—видетельством плодотворности творческой де€тельности „еремухина €вл€ютс€ созданные в  Ѕ “уполева самолеты.
ѕринима€ непосредственное участие в проектировании, „еремухин способствовал успеху общего дела удивительной способностью передавать свои мысли, решени€, находки тем, кто работал вместе с ним, никогда не дела€ тайны из того, как он пришел к этим решени€м, но не лиша€ при этом никого возможности про€вл€ть инициативу. ¬ общении с јлексеем ћихайловичем, по мнению работавших с ним, было особенно при€тно его умение не подавл€ть собеседников знани€ми, опытом или положением. ¬с€кий технический разговор с ним превращалс€ в свободную живую беседу. ѕри этом не было ни учител€, ни ученика, ни старшего, ни младшего, а были одинаково заинтересованные в поиске технической истины специалисты. »менно в таких беседах ј.ћ.„еремухин передавал свои знани€, добива€сь глубокого понимани€ особенностей силовой работы конструкции. ¬ этом смысле все работавшие с ним, в том числе не специализировавшиес€ по прочности, считали себ€ его учениками. » сам он всю жизнь училс€, изуча€ опыт других, черпа€ понимание €влений из жизни, из реальных фактов. ¬ них ему неизменно удавалось увидеть то, что не всегда могли увидеть другие.
ѕередавать свои знани€ другим было дл€ „еремухина жизненно необходимой потребностью. ј дл€ него самого преподавание давало возможность систематизировать непрерывно приобретаемые в работе знани€ и опыт, по его собственному выражению, "приводить их в пор€док". ≈ще студентом второго курса он вел зан€ти€ по механике и сопротивлению материалов в техникуме при ћ¬“”, а потом и в самом училище. —тав инженером, он вел практические зан€ти€ со студентами по расчету самолетов на прочность, а затем начал читать лекции в ћ¬“” и ¬оенно-воздушной инженерной академии им. Ќ.≈.∆уковского. ¬ ћосковском авиационном институте ј.ћ.„еремухин создал кафедру "—троительна€ механика и расчет самолета на прочность" и возглавл€л ее многие годы. ¬1934 г. он был утвержден в звании профессора ћј». ¬ одном из своих выступлений он сказал: "√лавное, чего € стараюсь добиватьс€ в работе с молодежью, - это привить охоту к полному и отчетливому пониманию того, что они делают, дать необходимые методы и навыки дл€ того, чтобы они научились сами провер€ть и защищать свои выводы. Ѕез умени€ представить себе физическую сущность того или иного €влени€, без развитого пространственного представлени€, без готовых навыков и известного чуть€, позвол€ющих пон€ть, как работает конструкци€ самолета, нельз€ сознательно проектировать самолеты". —трем€сь вскрыть физическую сущность законов строительной механики и сделать ее пон€тной слушател€м, ј.ћ.„еремухин создал более 50 остроумно спроектированных специальных моделей, иллюстрирующих принципы строительной механики, и широко использовал их в своей педагогической практике на прот€жении многих лет. »тогом 25-летней педагогической де€тельности ј.ћ.„еремухина стала его работа "ќсновы строительной механики самолета на модел€х", особа€ ценность которой состоит в том, что в ней приводитс€ оригинальна€ трактовка р€да вопросов строительной механики с нагл€дными по€снени€ми на модел€х, чего нет ни в одном классическом курсе. ќсобенностью моделей, кажда€ из которых - уникальна€ конструкци€, €вл€етс€ возможность
воспроизводить cистемы по расчетной схеме, не осложненной подробност€ми реальной конструкции, и утрировать €влени€, которые в реальной конструкции обнаружить трудно.
÷енность моделей не только в самой идее применени€ их в педагогических цел€х, но и в конструктивной реализации: они достаточно из€щны и удобны дл€ построени€ и демонстрации. Ёта работа ј.ћ.„еремухина и в насто€щее врем€ представл€ет интерес как дл€ студентов, так и дл€ инженеров.
“алант „еремухина про€вилс€ широко и разносторонне, его золотые руки играли на скрипке, шили обувь, клали печи, занимались фотографией, мастерили радиоприемники, чинили часы, управл€ли самолетом, вертолетом, автомобилем - чего только они не делали! » все же, как сказал “уполев, "жизнь его была целиком отдана авиации!"

реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты