Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

≈.Ћ.«алесска€, √.ј.„еремухин "»Ќ∆≈Ќ≈– Ѕќ∆№≈… ћ»Ћќ—“№ё"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  •   „»“ј“≈Ћё
  • ќ“ ј¬“ќ–ќ¬
  • ¬џƒјёў»…—я »Ќ∆≈Ќ≈–
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  (новый вариант главы, публикуетс€ впервые)
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  ("книжный вариант")
  • ¬ „»—Ћ≈ ѕ≈–¬џ’ ÷ј√ќ¬÷≈¬
  •  ќЌ—“–” “ќ– » —“–ќ»“≈Ћ№
  •  ќЌ—“–” “ќ– » »—ѕџ“ј“≈Ћ№
  • 20 Ћ≈“ ¬ ќ Ѕ “”ѕќЋ≈¬ј
  • ƒ≈Ћќ ¬—≈… ∆»«Ќ». ”„»“≈Ћ№
  • ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я —ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» ќ¬

  •  ќЌ—“–” “ќ– » —“–ќ»“≈Ћ№

    ќдной из наиболее значительных работ јлексе€ ћихайловича „еремухина заслуженно считаетс€ разработка конструкции и строительство большой аэродинамической трубы ÷ј√» “-1 и “-2, a также участие в создании комплекса труб Ќового ÷ј√» “-101, “-102, “-103, “-104, “-105 и “-106.
    ќ трубе “-I - “-II, построенной „еремухиным в 1924-26 годах вр€д ли вспоминали бы сегодн€, как об одной из его значительных работ в авиационной промышленности, если бы это сооружение размером 60х15х15 метров, выполненное из дерева, и теперь не продолжало бы работать практически без капитального ремонта. Ёто была перва€ крупна€, практически самосто€тельна€, творческа€ работа ј.ћ.„еремухина, в которой во всем многообразии про€вилс€ его талант инженера-конструктора, расчетчика-прочниста, технолога.
    ¬ 1957 г. дл€ музе€ Ќ.≈.∆уковского, јлексей ћихайлович написал подробную статью "ѕроектирование и постройка большой аэродинамической трубы ÷ј√» (1924-26 гг.)"о том, как создавалась эта, по тем временам сама€ больша€ в мире аэродинамическа€ труба стро€щегос€ тогда ћосковского ÷ј√».
    —тать€ и сегодн€ представл€ет не только исторический, но и технический интерес, поскольку в ней излагаютс€ оригинальные методы строительства крупногабаритных дерев€нных ферменных конструкций. ¬ статье даны пути решени€ сложных технических проблем в услови€х, когда, по словам „еремухина, " ... и материалы, и технологию пришлось ув€зывать с реальными возможност€ми того времени и со сжатыми сроками, данными на всю постройку".
    ќ "реальных возможност€х" „еремухин писал: "¬ распор€жение строител€ можно было получить: кирпич, умеренное количество бетона или железобетона и дерево. — металлами, их сортаментом и с листовыми материалами было значительно труднее".
    "»мевшиес€ в 1924 г. в аэродинамической лаборатории ћ¬“”, базе ÷ј√», аэродинамические трубы, - писал ј.ћ.„еремухин, - не могли удовлетворить потребность растущей авиационной промышленности и решать те новые задачи, которые ставило развивающеес€ самолетостроение". ѕостроенные в 1910-15 годах трубы лаборатории не обеспечивали возможности испытывать модели при числах Re, близких к натуре, и не давали нужного качества потока и точности измерений, необходимых дл€ решени€ этих новых задач.
    «дание “I - T-II
    «дание “I - T-II
    ¬ марте 1923 г. в аэродинамической лаборатории ÷ј√» была начата больша€ работа по ознакомлению с существующими типами труб и по выбору наиболее подход€щих дл€ наших условий типов новых аэродинамических труб. ”частниками этой работы были: профессор Ѕ.Ќ.ёрьев, инженеры  .ј.”шаков, √.ћ.ћусин€нц,  . .Ѕаулин,  .ј.Ѕункин, Ќ.».¬орогушин и автор статьи, читаем у „еремухина. Ќачалась интенсивна€ работа по поиску схемы аэродинамической трубы.
    ∆елание построить лабораторию с наиболее широкими возможност€ми при значительном ограничении в средствах, материалах и электроэнергии привело к решению - сделать трубу с двум€ рабочими част€ми: одну - диаметром три метра - дл€ испытани€ моделей самолетов, другую - диаметром шесть метров - дл€ испытани€ натурных частей самолетов (фюзел€жей, радиаторов, оперений), а также других движущихс€ средств (автомобилей, мотоциклов, поездов, всадников и т.п.). ќднако возникла трудность обеспечени€ необходимой равномерности потока во второй рабочей части за диффузором.
    "—начала решение не находилось, но потом оно пришло в голову, как-будто,  .ј.”шакову вместе с √.ћ.ћусин€нцем, - вспоминал „еремухин. Ёто решение состоит в том, "...что 1-й диффузор был выполнен из двух частей: перва€ его неподвижна€ часть, наход€ща€с€ непосредственно за 1-й рабочей частью, и втора€ - подвижна€ часть, котора€ может двигатьс€ вдоль трубы, телескопически перемеща€сь снаружи 1-й неподвижной части и как бы открыва€ свободный вход воздуха во вторую цилиндрическую часть трубы", что обеспечивало приемлемую равномерность потока во второй рабочей части. Ёта схема представл€лась очень заманчивой. “еоретические соображени€ не давали оснований дл€ больших сомнений в том, что эта схема будет удачной, но дл€ большей надежности было решено построить прототип такой трубы в меньшем масштабе в аэродинамической лаборатории ћ¬“” и на ней проверить правильность как основной идеи, так и правильность подбора отдельных частей и формы (поверхности) всей установки. ќсуществление этой трубы было проведено инженером  .ј.Ѕункиным". ‘орма трубы в рабочих част€х как внутри, так и снаружи была прин€та восьмиугольной, а не круглой. Ёто давало целый р€д конструктивных преимуществ и упрощений как при проектировании, так и при постройке, а по результатам проведенных испытаний моделей рабочих частей труб это не вносило никаких непри€тностей или недостатков в характеристики. ѕоэтому окончательный проект большой трубы “-1 и был представлен с трубой такой восьмиугольной формы". "јэродинамический проект трубы “-1, т.е. создание и расчет ее общих форм, размеров и силовой установки, был сделан  . .Ѕаулиным при непосредственном общем участии в создании принципиальной схемы  .ј.”шакова и √.ћ.ћусин€нца, а также Ќ.».¬орогушина и Ѕ.Ќ.ёрьева".
    ¬ работе над проектом большой аэродинамической трубы принимал участие в той или иной степени весь коллектив Ёјќ. ƒружеские отношени€, сложившиес€ в коллективе, необходимость посто€нного общени€ объединили и их семьи. Ћетом 1922-25 годов они вместе жили в одной из двух дач, которые снимали работники ÷ј√» в  раскове (–€занска€ ж.д.). Ќа даче жили Ѕаулины, ¬орогушины, Ћеймер, ћусин€нц, ”шаковы, „еремухины, приезжали с ночевкой Ѕункин, Ћесн€кова, ќрлова, ёрьев и другие.
    ” всех, кроме Ѕаулина, были дети, и мамы по очереди "пасли" свой детский сад. ∆или дружно - вместе ездили на работу, вместе ходили купатьс€ на речку ѕехорку, за грибами, на прогулки, вместе отмечали юбилейные даты... јлексей ћихайлович и на отдыхе не оставалс€ без работы: ремонтировал дачу, перекладывал развалившуюс€ печную трубу, сделал на дереве шалаш дл€ детей, смастерил двенадцатиметровые качели и многое другое.
    –€дом с дачей были березовые вырубки, где на пн€х росли бесчисленные оп€та. „еремухины собирали и мариновали только маленькие (шл€пки до 6-8 мм, ножки оставл€ли 10-15 мм). Ќазывались они "заклепки" и долго были фирменным блюдом в их доме также, как два вида водки, подававшихс€ одновременно: оранжево-коричневой, насто€нной на цветах зверобо€ и изумрудно-зеленой, насто€нной на молодых листь€х черной смородины.
    ќтдых вели активный: устраивали пикники с кострами, ходили по окрестност€м, иногда на целый день, в том числе на Ѕоровский курган, что на излучине ћосквы реки вблизи от впадени€ в нее ѕахры. ѕод курганом была каменоломн€, откуда в ћоскву возили белый камень. ¬ хорошую погоду с кургана были видны блестевшие купола московских церквей. ¬ дальние походы наиболее часто ходили Ѕаулин, ”шаковы, „еремухины... Ќа лодках по ѕехорке ходили все. —вой дружеский шарж на одну из таких прогулок, когда компани€ - ёрьев, Ћеймер, Ћесникова, ќрлова перевернулись, „еремухин назвал "общецаговский переворот".
     о времени работы над проектом и постройкой трубы относ€тс€ выполненные „еремухиным портреты и дружеские шаржи на некоторых участников этой работы.
    ѕинципиальна€ схема трубы была рассмотрена на одном из заседаний коллегии ÷ј√». "—хема была признана рациональной и была утверждена дл€ дальнейшей конструктивной разработки и осуществлени€". Ќа этом же заседании разработка конструктивного проекта и руководство постройкой трубы были поручены инженеру ј.ћ.„еремухину. Ёто поручение было €вным свидетельством признани€ успеха уже завершенных им в ÷ј√» работ по доводке самолета  ќћ“а и по самолету ј -1, в которых про€вились способности „еремухина - конструктора и экспериментатора, умеющего доводить до конца порученное ему дело.
    –абота была начата с того, что „еремухин разработал технические требовани€ к конструкции трубы. ќсновными из них были такие, как соблюдение правильной формы всех поверхностей трубы, достаточна€ прочность, достаточна€ устойчивость формы сооружени€ во времени, доступна€ (по тому времени) технологи€, удобный и быстрый монтаж. «атем јлексей ћихайлович приступил к детальной разработке силовой схемы, конструкции узлов и деталей, технологии изготовлени€ и сборки. Ќаиболее реальным представл€лось в то врем€ использование дерева в качестве основного строительного материала.
    »сследовани€ различных вариантов возможных силовых конструкций привели „еремухина к решению, что поперечное сечение трубы надежно выдержат восьмиугольные фермы, опирающиес€ непосредственно на фундамент. ѕрин€та€ им конструкци€ трубы состо€ла из 23-х таких статически неопределимых ферм, устанавливаемых перпендикул€рно к оси трубы с шагом 2 метра и соединенных между собой шпунтованными досками, по внутреннему и внешнему контуру покрытыми соответственно п€ти- и трех миллиметровой фанерой.
    “ака€ форма с восьмиугольным внешним и внутренним контуром была "четкой по силовой структуре, а также достаточно простой по осуществлению". ѕреимущество восьмиугольного контура фермы состо€ло и в том, что "все размеры по ее ос€м легко подсчитывались аналитически: все элементы ферм легко размечались на заготовки. –асположение материалов брусьев в соответствии с прин€той схемой обеспечивало практически абсолютную стойкость контура ферм и независимость его от усушки дерева". (¬есь контур фермы в этой конструкции обеспечиваетс€ лишь размерами дерева вдоль волокон. »звестно, что вдоль волокон дерево от усушки практически не измен€ет своей длины). “аким образом, благодар€ прин€той силовой схеме была решена проблема устойчивости во времени столь сложного дерев€нного сооружени€.
    ¬ разработке проекта и выпуске чертежей, кроме ј.ћ.„еремухина, участвовали его жена Ќина ‘едоровна, инженер-строитель, и  .Ќ. олмыков, чертежник - конструктор.
    Ќачав проектирование и ознакомившись с используемыми строительными нормами дл€ расчетов, „еремухин убедилс€, что в этих нормах "давление от ветра примен€ют безотносительно к расчету сооружений на устойчивость в целом и расчету прочности покрытий и стен". ќднако, поскольку на стены и перекрыти€ проектируемого здани€ действовали кроме внутренних нагрузок, определ€вшихс€ режимом работы трубы, и ветровые нагрузки, определение последних представл€лось „еремухину особенно важным.
    ƒл€ изучени€ действительной картины распределени€ давлени€ на поверхности здани€ „еремухин в 1924 г. провел исследовани€ в аэродинамической трубе. ¬ первую очередь испытывалась модель строившегос€ здани€ лаборатории "оригинальной конструкции с высокой башней". Ѕольшую помощь при изготовлении дренированной модели этого здани€, как и других моделей, оказали —.“.јстабат€н и ј.ј.Ёнгибар€н.
    ѕроведенные „еремухиным исследовани€ показали, что "ветер не давит на крышу, как это представл€ли строительные нормы, а наоборот, стремитьс€ ее подн€ть вверх, т.е. знак ветровой нагрузки противоположен тому, какой принималс€ при расчетах по нормам". Ёти исследовани€ были использованы „еремухиным при проектировании здани€ аэродинамической лаборатории.
    ¬ 1927 году, когда лаборатори€ была уже построена, ј.ћ.„еремухин вместе с инженером  .ј.Ѕункиным провели систематические исследовани€, представл€вшие большой интерес дл€ всех строителей, по распределению давлени€ на крыши зданий. —пуст€ год, результаты этой работы были опубликованы авторами в статье "ƒавление ветра на крыши и стены зданий". ѕозже работа послужила дл€ √осударственного института сооружений основным материалом при пересмотре "Ќорм по давлению ветра на сооружени€". —сылки на эту работу имеютс€ в иностранной литературе (Annales d.Travaux Pub.d.Belgique t.XXXY p.106 1934 год).
     ак мы знаем, „еремухину до этого ни каких сооружений строить не приходилось.  ак он пишет, большую помощь в решении общих строительных вопросов ему оказали строители ÷ј√» во главе с профессором ј.¬. узнецовым, человеком, имевшим громадный опыт в техническом строительстве, собравшим вокруг себ€ группу учеников, не бо€щихс€ новых форм и новых задач", в том числе архитекторов ‘есенко и √ладкова.
    Ќе будучи профессиональным строителем, јлексей ћихайлович предложил совершенно новый метод сборки ферм и трубы в целом. "—тандартность ферм, - писал „еремухин, - и возможность точно подсчитать все необходимые размеры элементов ферм между отдельными узлами позволили в отличие от обычной строительной практики заготовить элементы дл€ этих ферм не на натурных бойках, как это обычно делалось, а на основании теоретически рассчитанных размеров".
    Ёдисон с сыном,фрагмент модели трубы ѕо мнению „еремухина, "теоретически такой способ никаких принципиальных затруднений не должен был дать, однако дл€ того, чтобы его можно было применить, следовало произвести подсчет размеров без ошибок, а разметку и заготовку кольцевых канавок в элементах ферм надо было провести с высокой степенью точности, котора€ могла бы обеспечить сборку трижды статически неопределимых ферм, какими €вл€лись фермы конструкции".
    ѕредложив принципиально новый метод постройки, „еремухин дал и целый р€д конструктивных и технологических решений, которые обеспечили в значительной мере успех строительства.
    Ќедавно в фонде ј.ћ.„еремухина, хран€щемс€ в музее Ќ.≈.∆уковского, была обнаружена ученическа€ тетрадь, в которой јлексей ћихайлович, прежде чем написать цитируемую авторами статью, воспроизвел в набросках, эскизах все тонкости работы по постройке, в частности по технологии заготовки элементов конструкции, с помощью предложенных им тогда разметочной линейки и центрового кернера: "1. ѕодсчет теоретических осевых размеров (тригонометрические формулы, проверка, модель, обозначение элементов)
    2. ѕеренос размеров на разметочную линейку (показан типовой эскиз элемента - доски и таблицы, а также линейки с просверленными отверсти€ми).
    Ќа строительстве трубы. —права ј.ћ.„еремухинƒл€ разметки центров каждого элемента в нем с помощью кернера намечаетс€ след, а затем специально заточенным, в соответствии со следом, сверлом засверливаютс€ отверсти€". »спользование линейки обеспечивало ту "высокую степень точности" при разметке, о которой писал јлексей ћихайлович.
    "ѕрин€тый способ разметки, - вспоминал он, - оправдал себ€ полностью, так как сборка ферм прошла очень легко. »з полутора тыс€ч элементов случайно оказалс€ испорченным только один..." ¬се геометрические расчеты элементов конструкции, - писал „еремухин, - включа€ вычисление размеров всех элементов основных дерев€нных восьмиугольных ферм, были проведены Ќ.‘.„еремухиной. ≈ю был выполнен р€д чертежей конструкционных заготовок и дл€ разметки зала. ќна же неизменно помогала мужу в общении со строител€ми при проведении работ по разметке и сборке ферм и других работах. „асто на строительство брали и сына. –одител€м некогда было смотреть за ним, и они нашли "выход" - прив€зывали его на постромке, оставл€€ возможность перемещатьс€ в пределах отведенной ему безопасной зоны.
    “ехнологи€ сборки ферм из заранее заготовленных элементов была в то врем€ новым словом в строительной технике и близка к современной технологии машиностроени€, когда изготовление деталей и сборка производ€тс€ по размерам рассчитанным по программе.
    ¬ значительной степени успех строительства был обеспечен работой „еремухина по постройке модели трубы - предшествовавшей началу сборочных работ.
    —озданна€ ферменна€ конструкци€ держит нагрузку п€терых. ј.ћ.„еремухин (в центре) вместе с рабочими"ƒл€ того, чтобы достаточно надежно осуществить прин€тую технологию сборки, - писал „еремухин, - нами была организована проверка проведенных расчетов и предложенной технологии на модели силовой конструкции трубы, котора€ была сделана автором проекта в масштабе 1:10. ¬се фермы этой модели были выполнены таким образом, как это предполагалось сделать на натурной конструкции". ќдин из участков этой модели изображен на фотографии. –оль нагрузки выполн€ет сын автор статьи - √еоргий „еремухин. ¬ семье эта фотографи€ получила наименование "Ёдисон с сыном".
    ”спех сборочных работ был обеспечен и использованием вс€кого рода приспособлений, предложенных „еремухиным. “ак, дл€ монтажа и подъема ферм он спроектировал особый передвижной шпренгель - оригинальную многофункциональную конструкцию. Ўпренгель €вл€лс€ приспособлением, на котором поочередно производилась сборка всех ферм, а также осуществл€лс€ их подъем и установка, при этом шпренгель служил и строительными лесами.
    ¬спомина€ о работах по постройке трубы ј. .ћартынов говорил: "...Ќачалась эпопе€ сборки. Ёто было по истине чудесное зрелище. ѕосреди огромного пустого помещени€ высотой более 15 метров располагалась подставка ферменной конструкции (шпренгель), на которой в течение дн€ собиралась одна из ферм трубы. —обранную ферму вместе со шпренгелем поднимали и ставили на фундамент. Ќа другой день јлексей ћихайлович снова приглашал нас:
    -—егодн€ поднимаем одиннадцатую.
    » так каждый день. ћеньше, чем за мес€ц, все 23 фермы были установлены..."
    »сследовани€, проведенные „еремухиным, предложенные им конструктивные и технологические решени€, обеспечили успех не только строительства трубы, - многие его предложени€ были использованы впоследствии при постройке других дерев€нных сооружений. ќдной из таких работ была разработка конструкции узла соединени€ элементов ферм и технологии, обеспечивающей качественное выполнение всех соединений.
    "“ак как прин€та€ конструкци€ ферм предусматривает осевое пересечение всех элементов, - писал „еремухин, - конструкцию узла желательно было сделать такой, чтобы ось этого узла была материально осуществлена в виде какого-то цилиндрического элемента. Ётим элементом, естественно, мог быть болт. ќднако прочность болта в дереве очень мала и не могла обеспечить воспри€тие тех сравнительно больших усилий, которые возникали в данной конструкции.
    Ќаиболее удачным решением, которое можно было выбрать в то врем€ дл€ осуществлени€ такой конструкции, была постановка концентрично с болтом (между каждой парой сопр€гающихс€ элементов стержней ферм) металлической кольцевой шпонки". “акого рода шпонка была известна строител€м как "кольцо “ухшерера".
    ѕотребное количество таких шпонок на все строительство составл€ло более п€ти тыс€ч штук. »зготовление такого количества шпонок такой конструкции, как "кольцо “ухшерера", представл€лось в то врем€ достаточно сложным, тем более, что участники постройки были ограничены теми "сжатыми сроками", которые были им даны дл€ завершени€ строительства.
    — целью упрощени€ технологии изготовлени€ шпонки, а следовательно и ускорени€ ее производства, „еремухин предложил конструкцию шпонки более простую, без замка. ƒл€ изучени€ характера работы кольцевой шпонки в зависимости от направлени€ элементов и действующих сил в ÷ј√» были проведены р€д экспериментов по исследованию прочности соединений с использованием разного типа шпонок. ѕроводил эти исследовани€ √.√. арлсен, сам применивший такие соединени€ в фермах перекрытий.
    —равнительные исследовани€ узлов креплени€ со шпонками разной конструкции показали, что работа шпонки, предложенной „еремухиным, практически не отличаетс€ от работы "кольца “ухшерера" и обеспечивает надежность соединени€. Ќеобходимым условием эффективной работы шпонки было - обеспечить ее плотную посадку в канавке элемента фермы.
    "¬виду того, что необходимые дл€ осуществлени€ конструкции трубы кольца не встречаютс€ в продаже, - писал „еремухин, - ÷ј√» пришлось озаботитьс€ изготовлением их сначала в небольшом количестве дл€ нужд опыта, а потом постановкой производства их в большом масштабе".
    ƒл€ решени€ этой задачи „еремухин предложил изготавливать кольца из рыночного полосового материала (достаточно стабильного по сечению) путем разрезки его на куски необходимой длины и загиба в кольцо.
    ѕредложив идею, „еремухин сконструировал и вместе с механиком ј.≈.√олубевым построил сначала небольшую вальцовку, на которой были изготовлены кольца дл€ опытных работ и дл€ ферм здани€ ¬инто-моторной лаборатории. «атем была сконструирована более мощна€ вальцовка, на которой были изготовлены все кольцевые шпонки, использованные при сборке ферм трубы и перекрытий строившихс€ зданий ÷ј√».
    ƒл€ изготовлени€ точных кольцевых канавок под шпонки „еремухин предложил такое приспособление к сверлильному станку, которое обеспечило возможность изготовлени€ канавок в дерев€нных элементах ферм с допусками пор€дка 0,1 мм.  ольцо при этом "садилось в канавку под легкими ударами дерев€нного молотка и не давало совершенно свободного хода, или, иначе говор€ - люфта".
    ¬ 1925 году была опубликована стать€ „еремухина "ѕроизводство шпоночных колец на постройке новых зданий ÷ј√»" (“руды ÷ј√», вып.13) о том, как были выполнены узловые соединени€ дерев€нных ферм.
    ¬ысоко оценива€ работу, выполненную „еремухиным, профессор ».».—идорин, заведующий секцией испытани€ материалов ÷ј√», в предисловии к этой статье писал: "ѕрактическое выполнение шпонок при постройке было организовано инженером ј.ћ.„еремухиным, сконструировавшим дл€ этого несколько оригинальных станков. ћы печатаем работу инженера „еремухина в полной уверенности, что она будет полезна каждому строителю нашего времени".
    ƒействительно, работы, проведенные „еремухиным, были довольно скоро использованы. Ќ.Ќ. орчемкин, работавший несколькими годами позже в –оссийско-√ерманской строительной компании вспоминал, что там широко использовали материалы по исследованию шпонок, опубликованные в трудах ÷ј√» и в строительных справочниках.
    ѕо прошествии 30 лет ј.ћ.„еремухин в своей статье вспоминал: "ѕостройка трубы велась следующим составом рабочих: бригада плотников в 12 человек с бригадиром я.».ћорозовым и позднее —.я.“рефиловым. ќни выполн€ли все работы, начина€ от изготовлени€ заготовок элементов конструкции и конча€ их монтажом. —лесарь  .‘едотов изготовил все кольцевые шпонки, болты и выполн€л прочие слесарные работы при постройке и монтаже трубы. ћеталлические фермы, а также металлические опоры под 1-ю рабочую часть были выполнены отдельной бригадой слесарей-монтажников, состо€щей из четырех человек. Ёта же бригада устанавливала вентил€тор.  ладка фундаментов и покраска были выполнены строительными рабочими..."
    “руба строилась быстро, с начала постройки до ее пуска прошло около полутора лет. “руба и по сей день надежно работает. ¬спомина€ о своих исследовани€х в трубе “-1- “-2 доктор технических наук ƒ.¬.’алезов, спуст€ более полувека, очень точно без лишних слов сказал:
    -—ейчас нужно поражатьс€, как она была остроумно, просто здорово сделана.
    ќценива€ творческую де€тельность јлексе€ ћихайловича по созданию трубы —.ј. „аплыгин писал: "ћне, как председателю строительной комиссии ..., хорошо известно, с каким талантом, энергией и добросовестностью проведена была јлексеем ћихайловичем постройка большой аэродинамической трубы; проектирование и экспериментальное исследование моделей, предшествовавшие постройке, также проводимые под непосредственным руководством „еремухина. ќн настолько овладел этим вопросом, что при возбуждавшихс€ предложени€х о постройках новых труб как в ÷ј√», так и в других учреждени€х неизменно привлекалс€ в качестве консультанта или конструктора при осуществлении проектов".
    »звестно, что в марте 1928 года, когда шла работа по постройке вертолета, „еремухину по инициативе Ѕ.Ќ.ёрьева была поручена конструктивна€ разработка еще одной аэродинамической трубы - трубы в ¬оенно-¬оздушной академии им. Ќ.≈.∆уковского. ¬ мае 1928 года предложенный им эскизный проект был одобрен на заседании комиссии по постройке трубы, а 1 апрел€ 1929 года был прин€т конструктивный проект, предложенный „еремухиным. » эта труба, построенна€ в 1930 г. также работает и в насто€щее врем€.
    ¬ 1933 году, когда „аплыгин писал приведенную выше характеристику, он, конечно, уже представл€л те грандиозные задачи, которые предсто€ло решать јлексею ћихайловичу, - √енеральный план строительства нового ÷ј√» был утвержден в окт€бре 1933 г., а летом 1934 г. „еремухин вместе с ј.Ќ.“уполевым, Ќ.ћ.’арламовым, ј.».Ќекрасовым уже выезжали на место будущего строительства, куда на баржах по ћоскве-реке начали свозить строительные материалы.
    Ќепосредственное участие јлексе€ ћихайловича в строительстве Ќового ÷ј√», в первую очередь аэродинамических труб, началось, когда в декабре 1935 г. он был откомандирован в управление строительства Ќового ÷ј√», а 7 €нвар€ 1936 г. приказом начальника ÷ј√» Ќ.ћ.’арламова был назначен "√лавным инженером Ѕюро проектировани€ Ёјќ с возложением на него ответственности за техническую сторону всех проектных работ по –аменскому". ¬ это же врем€ (€нварь 1936 г.) √лавным инженером √”јѕ был назначен ј.Ќ.“уполев. —троительству Ќового ÷ј√» он, главный инженер и главный конструктор ÷ј√», придавал огромное значение. “аким образом, началс€ новый этап совместной работы “уполева и „еремухина.
    ѕроект, разработанный экспериментально-аэродинамическим отделом (Ёјќ), предусматривал строительство шести новых труб: “-101- дл€ исследовани€ натурных самолетов, “-102 и “-103- дл€ исследований на модел€х самолетов с размахом крыла пор€дка 1,5 метров; “-104 - дл€ исследовани€ натурных воздушных винтов; “-105 с вертикальным потоком дл€ исследовани€ проблем штопора и “-106 с большой дозвуковой скоростью потока дл€ изучени€ вли€ни€ сжимаемости и определени€ характеристик моделей на натурных скорост€х полета самолета.
    »звестно, что труба “-102 была построена, как модель трубы “-101. Ќе было ли в этом "руки „еремухина", бывшего идеологом модельного эксперимента?
    –азвернулось строительство в 1935 г. ѕервым строили корпус труб “-102 и “-103. ¬след за ними “-101 и “-104. –азмах строительства требовал посто€нного присутстви€ јлексе€ ћихайловича - надо было и жить поближе. ¬от теперь только он вспомнил, что в 1932 г. ему был выделен участок дл€ постройки дачи. ћногие работники ÷ј√» к этому времени уже построили себе дачи, а участок, выделенный „еремухину, зан€л кто-то другой. ѕосле долгих сомнений (просить или не просить) и несмотр€ на сопротивление "правлени€", участок все-таки дали.
    —троительство, начатое весной, к осени 1936 г. было закончено. –уководителем этой стройки был отнюдь не јлексей ћихайлович. јрхитектором и прорабом строительства была Ќина ‘едоровна „еремухина. јлексей ћихайлович вз€л на себ€ роль "снабженца" по поиску и доставке материалов. ќт кирпича, предложенного ему со стройки ÷ј√», он отказалс€, и дача строилась из бревен, которые были на складе кооператива.
    Ќина ‘едоровна после утверждени€ ее проекта строительной комиссией кооператива была избрана членом этой комиссии. ѕредложенный Ќиной ‘едоровной проект был выбран за основу при постройке большинства кооперативных дач, строившихс€ после 1936 года.
    јлексей ћихайлович дневал и ночевал на строительстве Ќового ÷ј√». ћожно сказать, что он осуществл€л техническое руководство строительством от закладки фундамента до составлени€ программ пробных пусков труб. ≈сли здание и конструкци€ труб “-102 и “-103 дл€ строителей были более или менее традиционными, то конструкци€ здани€ и трубы “-101 выходили за рамки "обычного".
    »спытани€ ѕе-2 в трубе “-101
    »спытани€ ѕе-2 в трубе “-101
    Ёта треть€ и сама€ больша€ в мире "натурна€ труба" должна была быть со всем своим контуром размещена внутри здани€, в отличие от труб во ‘ранции и —Ўј, работавших в значительно более благопри€тных климатических услови€х.
    ƒл€ уменьшени€ объема здани€ „еремухин предложил совместить стены обратных каналов со стенами здани€. „тобы обеспечить качество поверхности обратных каналов он предложил вынести основную часть силовых металлических конструкций за стены здани€. “огда это было новым дл€ строителей. (ќбычно металлические конструкции защищались стенами здани€).
    ¬ конце 60-тых начале 70-тых годов это решение получило широкое распространение в промышленном строительстве (например, центр ѕомпиду в ѕариже).
    ¬ 1947 г. в рекомендации на представление „еремухина к званию "«аслуженного де€тел€ науки и техники –—‘—–" академик Ѕ.Ќ.ёрьев, оценива€ его роль в создании трубы “-1 - “-2 и других аэродинамических труб, писал: "≈ще более крупной работой профессора „еремухина было руководство постройкой аэродинамических труб нового ÷ј√» (поселок ∆уковский). «десь были созданы еще более грандиозные сооружени€, которые и до сих пор не уступают новейшим трубам за границей. ¬се здесь изготовлено из бетона и стали.
    –аботу вели до дес€ти различных организаций. Ќа ј.ћ.„еремухине лежала вс€ координационна€ работа, составление технических заданий и разработка конструктивных эскизов этих, не имевших у нас прецедента, огромных инженерных сооружений. »м была про€влена весьма больша€ изобретательность при постройке этих труб. Ёти трубы обслуживают все наши авиационные  Ѕ".
    ѕервый пробный пуск “-102 был осуществлен 18 июл€ 1936 г., а 18 августа 1937, после проведени€ пуско-наладочных работ и отработки методик испытаний, трубы “-102 и “-103 были сданы в эксплуатацию.
    ¬ феврале 1937 года решением ¬ј  „еремухин был утвержден в звании "ƒействительный член ÷ј√» по специальности самолетостроение", и ему присвоена учена€ степень доктора технических наук без защиты диссертации.
    7 июл€ 1937 года начальник ÷ј√» Ќ.ћ.’арламов утвердил согласованное с ј.ћ „еремухиным задание на составление проекта здани€ корпуса скоростной трубы “-106.
    ¬ окт€бре 1937 года на р€де совещаний в ÷ј√» при участии ј.ћ.„еремухина,  . .Ѕаулина,  .ј.”шакова, √.Ќ.јбрамовича, √.’.—абинина, √.¬.ћиклашевского, —.ј.ƒовжика, Ѕ.я. узнецова, —.—.—опмана шли обсуждени€ проектов скоростной трубы “-106: американского и цаговского.
     ак мы знаем, в осуществлении прин€того проекта ÷ј√» ни “уполев, ни „еремухин участи€ не принимали. ¬ окт€бре арестовали јндре€ Ќиколаевича, а в середине но€бр€ јлексе€ ћихайловича уволили из ÷ј√», почти одновременно его освободили от работы в ћј».
    “уполева вз€ли сразу, пр€мо из его рабочего кабинета в √”јѕе. ¬.ћ.ѕетл€кова, жившего на одной площадке с „еремухиными вз€ли из дома.
    јлексею ћихайловичу дали 1,5 мес€ца "свободы" - которые по существу были началом тюрьмы, так как, освобожденный от работы, он скрывал свою "свободу" даже от домашних, уход€ каждый день из дома, как будто на работу. (ј может быть, каждодневные уходы из дома были в надежде, что "возьмут" где-нибудь, чтобы "не тревожить домашних".)
    »спытание модели самолета (103”) в трубе “-102.
    »спытание модели самолета (103”) в трубе “-102.
    "¬з€ли", однако, дома, в ночь на 4 €нвар€ 1938 года. ¬ одной из анкет личного дела в графе "местожительство" „еремухин писал: "¬ ћоскве сам жил до 1938 года. —емь€: жена и сын - до июл€ 1941 г". —ознательно или нет, но свое место жительства в годы 1938-1941 он не указывает. Ёти без малого три года он "провел" в ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ. ¬последствии эпизод с увольнением как бы исчез из биографии - в анкетах даже нет указаний о перерыве в стаже работы, только в одной автобиографии личного дела сказано: арестован в 1938г.
     ак сложилась бы судьба јлексе€ ћихайловича, если бы не арест? ¬едь его сн€ли с работы, не дав завершить в полном объеме начатого дела по созданию труб Ќового ÷ј√».  акую бы работу ему поручили? јрестованному, ему не дали выбора, направив сначала на Ћуб€нку, а потом в ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ.
    ¬ годы, когда „еремухин был за решеткой, “рубы Ќового ÷ј√» уже работали и в них испытывались модели самолетов, в создании которых в ÷ Ѕ-29 непосредственное участие принимал „еремухин. ¬ 1939-42 гг. в трубе “-102 испытывались модели самолетов "100" - ѕе-2 ѕетл€кова, "102" ћ€сищева и "103" “уполева. Ћишь после возращени€ из ќмска в 1943 году „еремухин впервые увидел “-101 и “-104 в работе.
    ¬ 1944 году он регул€рно вместе с “уполевым участвовал в обсуждении результатов продувок натурного самолета “у-2 в трубе “-101. — 1945 года јлексей ћихайлович участвует в обсуждении материалов испытани€ моделей ќ Ѕ в трубе “-106, введенной в эксплуатацию в 1943 г.
    ƒл€ экспериментального определени€ вли€ни€ упругих деформаций на распределение нагрузок в этой же трубе по заданию „еремухина испытывались модели на распределение давлени€ по крылу, в том числе на модел€х скоростных реактивных самолетов.
    ¬ трубе “-105 испытывались модели вертолетов. ’от€ „еремухин уже не занималс€ ими, неоднократно ћ.Ћ.ћиль, Ќ.». амов, ј.Ќ.∆уравченко и ј. .ћартынов привлекали его к обсуждению результатов испытаний в этой трубе.

    перейти к " ќЌ—“–” “ќ– » »—ѕџ“ј“≈Ћ№" >>



    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты