Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х: –Ь–Х–Ф–Ш–Р–У–Р–Ы–Х–†–Х–ѓ
VRML- –Љ–Њ–і–µ–ї—М –°-37>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

≈.Ћ.«алесска€, √.ј.„еремухин "»Ќ∆≈Ќ≈– Ѕќ∆№≈… ћ»Ћќ—“№ё"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  •   „»“ј“≈Ћё
  • ќ“ ј¬“ќ–ќ¬
  • ¬џƒјёў»…—я »Ќ∆≈Ќ≈–
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  (новый вариант главы, публикуетс€ впервые)
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  ("книжный вариант")
  • ¬ „»—Ћ≈ ѕ≈–¬џ’ ÷ј√ќ¬÷≈¬
  •  ќЌ—“–” “ќ– » —“–ќ»“≈Ћ№
  •  ќЌ—“–” “ќ– » »—ѕџ“ј“≈Ћ№
  • 20 Ћ≈“ ¬ ќ Ѕ “”ѕќЋ≈¬ј
  • ƒ≈Ћќ ¬—≈… ∆»«Ќ». ”„»“≈Ћ№
  • ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я —ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» ќ¬

  • ¬ „»—Ћ≈ ѕ≈–¬џ’ ÷ј√ќ¬÷≈¬


    ј.ћ.„еремухин 
1918г.
    ј.ћ.„еремухин
    1918г.
    ќсенью 1918 г. в стенах ћ¬“” почти ежедневно заседала аэрогидродинамическа€ секци€ Ќаучно-технического отдела (Ќ“ќ) ¬—Ќ’, созданна€ в окт€бре. ¬се внимание и председател€ коллегии этой секции Ќ.≈.∆уковского и ј.Ќ.“уполева - "специалиста по технической части" (такова была перва€ должность члена коллегии “уполева) было сосредоточено на подготовке к открытию института - будущего ÷ј√».
    ќсобенно активно действовал молодой “уполев. ”же в но€бре он подготовил все необходимые дл€ начала работы института документы, в том числе "ѕоложение о ÷ј√»" с четким определением функций всех вход€щих в институт отделов.
    «аботой “уполева был также вопрос о том, кто будет работать в институте. ≈му было поручено подготовить, как тогда говорили, "штат личного состава".
    јлексей „еремухин по€вилс€ в ћ¬“” за несколько мес€цев до того, как “уполев начал эту работу. ¬ марте мес€це он был откомандирован из —евастопольской школы в ’I отр€д ћосковского ¬оенного округа - школа уже практически не работала, а в мае и вовсе перестала существовать.
    ∆елание продолжить образование привело „еремухина в ћ¬“” сразу после возвращени€ в ћоскву. 11 апрел€ 1918 г. он получил в гимназии копию аттестата " вследствие его прошени€" дл€ предоставлени€ в канцел€рию ћосковского ¬ысшего “ехнического ”чилища. ѕроблем с поступлением, похоже, не было, трудностей с освоением наук - тоже. ќб этом свидетельствует его "предметна€ книжка" (наша "зачетка").
    ”же в течение июн€-августа 1918 г. он сдал экзамены по начертательной и аналитической геометрии, теоретической механике, физике, химии и черчению. Ћюбопытно, что в 1918 г. Ѕогословие еще входило в число общеобразовательных предметов под номером один, и у „еремухина, как по Ѕогословию, так и по другим предметам, все оценки, полученные на экзаменах, были "вполне удовлетворительно". Ќе зр€ говор€т, а может и быть и говорили тогда: "—дал начертательную геометрию - женись".
    10 июн€ „еремухин сдал начертательную, а 18 июн€ венчалс€ с Ќиной ‘едоровной –ерберг, знакомство с которой состо€лось еще во времена его учебы в школе летчиков.
    Ќина ‘едоровна родилась в ћоскве в но€бре 1893 г. ≈е отец ‘едор »ванович –ерберг был художником и преподавал живопись в основанной им частной школе, располагавшейс€ во дворе —трогановского училища в  ривоколенном переулке ћосквы. ѕосле революции он зан€лс€ изучением стойкости красок. ≈му было присвоено звание заслуженного де€тел€ искусств –—‘—–. ћать Ќины ‘едоровны - јнтонина ѕетровна –ерберг, урожденна€ —танюкович, была родственницей писател€.
    Ќаиболее известными в –оссии из семьи –ербергов были дед Ќины ‘едоровны - »ван ‘едорович –ерберг, инженер - действительный статский советник, строивший ћосковский водопровод, ћосковско- азанскую железную дорогу и бывший директор Ќижегородской железной дороги и д€д€ - »ван »ванович –ерберг - знаменитый инженер-строитель, построивший такие известные москвичам сооружени€ как  иевский вокзал, здание ÷ентрального телеграфа, на цоколе которого высечено им€ его архитектора и строител€ - »вана »вановича –ерберга. ќн же построил здание  ремлевского театра, впоследствии здание ¬ерховного —овета.
    Ќе менее известной работой –ерберга было строительство ћузе€ »з€щных искусств, ныне ћузей изобразительных искусств имени ј.—.ѕушкина в ћоскве. –абота эта была высоко оценена основателем ћузе€ ».¬.÷ветаевым, а сам »ван »ванович оставил потомкам интереснейшие воспоминани€, в том числе и о постройке ћузе€.
    Ќина ‘едоровна, окончив ¬ысшиие ∆енские курсы, стала инженером-строителем. »звестны ее работы по строительству коттеджей в ѕетровско-–азумовском, а в тридцатые годы ее помощь архитектору ”линичу в проектировании Ќовосибирского оперного театра.  ак мы потом узнаем, Ќина ‘едоровна как строитель очень помогла јлексею ћихайловичу, особенно во врем€ проектировани€ и постройки аэродинамической трубы “I - “II.
    ¬ том, что „еремухин должен работать в создаваемом теперь институте, его организаторы не сомневались. Ќетрудно предположить, что, возможно, была договоренность еще в то врем€, когда он отправл€лс€ на фронт после окончани€ авиационной школы - вернутьс€ с войны сюда, в ћ¬“”. –аботать в институте, конечно же, было его мечтой.   тому же, ему, теперь уже семейному человеку, работа давала дополнительные средства на жизнь. Ќо шла √ражданска€ война, и военный летчик должен был продолжать работу в авиационном отр€де.
    ќсвободить „еремухина от воинской службы было нелегкой задачей, и решить ее вз€лс€ сам Ќ.≈.∆уковский. «а его подписью „еремухину выдаютс€ два удостоверени€. »з содержани€ одного из них следует, что "согласно постановлений —овета училища от 10 но€бр€ 1915 г. и 25 ма€ 1916 г. он числитс€ на третьем курсе"; другой документ удостовер€ет, что „еремухин "в течение двух лет работал в аэродинамической лаборатории в должности специалиста по авиационным двигател€м, принимал де€тельное участие в экспериментальных работах".
    Ётими документами военным, от которых теперь зависела судьба летчика, €вно давали пон€ть, как нужен создаваемому институту именно „еремухин - "“ретьекурсник" - "специалист по авиационным двигател€м". ѕри этом, правда, удостовер€лось не совсем то, что известно из его военной биографии: до окт€бр€ 1917 г. он был на фронте, а потом в —евастопольской школе, - двух лет работы в аэродинамической лаборатории не получаетс€.
    ќстаетс€ предположить, что за два года работы автор удостоверени€ (не “уполев ли, ответственный за штатное расписание) прин€л те дев€ть мес€цев (с июл€ 1915 г. по апрель 1916 г.), когда јлексей ћихайлович училс€ в школе авиации и на теоретических курсах при »“”.
    ћожно не сомневатьс€, что участие молодого летчика в работе тогда было действительно "де€тельным", но... откуда третий курс и два года? ѕохоже, что во им€ того, чтобы доказать военным, как „еремухин нужен институту, авторы и первого, и второго цитируемых документов несколько погрешили против истины. Ќо эта была именно та "ложь во спасение", котора€ сначала освободила „еремухина от службы в отр€де, а потом и обеспечила ему возможность работать в ÷ј√».
    23 но€бр€ 1918 г., когда проект "ѕоложение о ÷ј√»" был передан “уполевым в Ќ“ќ ¬—Ќ’, „еремухин получил из ќкружного управлени€ документ:
    "ƒано сие в том, что военный летчик јлексей „еремухин уволен от службы в ’I авиаотр€де истребителей как действительный студент высшего технического училища".
    ¬ первых числах декабр€ состо€лось очередное заседание аэрогидродинамической секции, на котором обсуждалс€ вопрос " о штате личного состава" - вопрос, подготовленный как мы уже знаем, ј.Ќ.“уполевым. Ќа заседании было постановлено: "предложить на должность вычислител€ ј.ћ.„еремухина". “аким образом, бывший военный летчик оказалс€ в числе 35 сотрудников, а если исключить машинисток и рабочих, то - в числе первых 25 специалистов, составивших список "штатного расписани€" сотрудников ÷ј√» вместе с Ќ.≈.∆уковским - председателем коллегии ÷ј√», ј.Ќ.“уполевым - товарищем председател€ и заведующим авиационного отдела.
    —реди дев€ти вычислителей вместе с „еремухиным были ј.».ѕутилов, Ќ.».¬орогушин, ј.¬.–аковский и другие.
    “еперь „еремухину предсто€ло оформить поступление на работу.
    "7 декабр€, - пишет он в жизнеописании (автобиографии) 1918 г., -" подал прошение о прин€тии мен€ в качестве экспериментатора по отделу ветр€ных двигателей".
    ѕрошение было написано на еще дореволюционном бланке на им€ "√осподина председател€ коллегии". «а подписью Ќ.≈.∆уковского на его прошении резолюци€: "ѕрошу зачислить ј.ћ.„еремухина с 1-го декабр€ 1918 г."
    “рудно сказать, почему за€вление о приеме при поступлении в ÷ј√» было подано в отдел ветр€ных двигателей. Ѕыла ли это надежда на работу в аэродинамических трубах, уже известна€ ему по курсам авиации, или это был совет "старших", желавших равномерно распределить 25 человек по всем отделам?  стати одному из старших - “уполеву было в это врем€ 30 лет, „еремухину - 23 года.
    “ак или иначе, работать „еремухин начал в отделе ветр€ных двигателей. ќднако, создаетс€ впечатление, что он с самого начала не был человеком одного отдела - он сразу стал нужным всему институту. ”же первые сконструированные им приборы были нужны и отделу ветр€ных двигателей, и авиационному отделу и, конечно, отделу экспериментально-аэродинамическому (Ёјќ), сотрудником которого он вскоре стал.
    ѕосле резолюции Ќ.≈.∆уковского последовало еще одно за€вление - теперь уже "в отделение личного состава", т.е. в отдел кадров ¬—Ќ’. ¬ этом за€влении, соблюда€ форму, „еремухин просил "прин€ть его в ¬—Ќ’ на двухнедельное испытание". "ƒвухнедельное испытание" продолжалось, как мы потом узнаем, два дес€тилети€.
    ¬ычислитель по штатному расписанию, „еремухин, однако, с первых же дней включилс€ в работу по экспериментам в аэродинамической трубе. ќн полюбил эту работу еще со времени учебы на теоретических курсах. ѕервыми его работами - были работы, св€занные с исследованием винтов, и сразу же по€вились новые, разработанные им приборы и технологии.
    ќдин из первых - прибор дл€ испытани€ моделей винтов в аэродинамической трубе, другой - дл€ сн€ти€ профилей винтов различного назначени€. ¬скоре по€вилась в печати перва€ стать€ „еремухина об этой работе.("ѕрибор дл€ съемки гребных винтов различного назначени€" ∆урнал ¬естник ¬оздушного ‘лота є3 1923г.)
    ¬ статье „еремухин писал: "ѕри работах по развитию и экспериментальной проверке теорий расчета гребных винтов посто€нно приходитс€ сталкиватьс€ с необходимостью снимать быстро и с возможно большей точностью чертежи с выполненных винтов".
    ¬место ранее прин€того способа сн€ти€ профилей с помощью картонных шаблонов, „еремухин конструирует и строит прибор, позволивший значительно ускорить работы, а, главное, снизить возможность по€влени€ ошибок при сн€тии шаблонов и перенесении их на чертеж.
    ѕрибор был оформлен "за€вочным свидетельством" за номером 76079. ¬последствии несмотр€ на огромное количество новых технических и конструкторских решений, изобретений он почему-то никогда уже не оформл€л каких-либо патентов или авторских свидетельств.
    ¬ 1919 году ÷ј√» удалось присоединить к своему институту созданную еще до революции ƒ.–€бушинским аэродинамическую лабораторию в  учино. “еперь эту лабораторию стали называть  у÷ј√». ќснащенна€ гораздо лучше, чем лаборатори€ ћ¬“”, в которой работали цаговцы, эта лаборатори€ позволила расширить объем экспериментальных работ. Ќекоторое врем€ лабораторию возглавл€л Ѕ.Ќ.ёрьев. ¬  учино работал и „еремухин. ‘отографи€ "лесенка" относитс€ к этому периоду.
    ѕозднее, уже в 1947 г., ¬.ѕ.¬етчинкин, оценива€ де€тельность „еремухина в начальный период работы в ÷ј√», писал: "за это врем€ он провел своими руками большое количество экспериментов, показав себ€ блест€щим экспериментатором. »м были разработаны новые методики, достаточно долгое врем€ примен€емые потом в ÷ј√»".
    Ќаступил 1920г.- год, когда в ÷ј√» начались работы по проектированию самолетов.  омиссию "по т€желой авиации", котора€ была создана еще весной, возглавил Ќ.≈.∆уковский. ¬ состав комиссии входили Ѕ.Ќ.ёрьев, Ѕ.—.—течкин, ¬.ѕ.¬етчинкин и другие. ј.ћ.„еремухина, включенного в состав этой комиссии в качестве летчика-экспериментатора, перевод€т во вновь созданный в ÷ј√» летный отдел. ѕредполагалось, видимо, что он как бывший летчик будет испытателем новых машин.
     ќћ“ј. –исунок ј.ћ.„еремухина
     ќћ“ј. –исунок ј.ћ.„еремухина
    ѕервым самолетом ÷ј√» был двухмоторный триплан  ќћ“ј, первоначально  ќћп“а (абревиатура названи€ вышеупом€нутой  омиссии). ѕроектировали самолет в ÷ј√».—троили в г.—арапуле.  огда  ќћ“” привезли по железной дороге в ћоскву и собрали на ÷ентральном аэродроме, оказалось, что "т€желый воздушный крейсер", как называли тогда эту дерев€нную машину, летать не может.
    –абота по доводке  ќћ“џ была поручена ј.ћ.„еремухину, тогда еще студенту ћ¬“”. »так, вместо того, чтобы проводить экспериментальные полеты, ему предсто€ло сделать так, чтобы  ќћ“ј смогла летать. ¬идимо, в св€зи с необходимостью решени€ этой задачи јлексей ћихайлович начинает работу по изучению продольной устойчивости самолета.
    ¬ статье "  расчету самолета на продольную устойчивость" * (сноска "Ќаучное приложение к журналу ¬естник ¬оздушного ‘лота",1924г.#3) он писал: "ƒаже и дл€ самолета необычного типа, как триплан  ќћ“ј, пересчет по приведенному в статье способу дал возможность сделать некоторые изменени€ в его балансировке, после которых самолет летал вполне нормально".
    –аботу јлексе€ ћихайловича по доводке  ќћ“џ √.ј.ќзеров в своих воспоминани€х назвал "поручением общецаговского значени€, с которым он успешно справилс€, внес€ в самолет конструктивные изменени€, исправившие его центровку".
    ¬.».¬етчинкин, также высоко оценива€ де€тельность јлексе€ ћихайловича по доводке  ќћ“џ писал: "”же здесь (в этой работе - ред.) он про€вл€ет себ€ выдающимс€ конструктором". ¬идимо "секретность" не позволила „еремухину в упоминавшейс€ статье сказать о "некоторых изменени€х". Ќа самом деле "некоторые изменени€" состо€ли в том, что двигатели были перемещены на целый метр вперед и была доработана конструкци€ рулей.
    »м€ „еремухина становилось известным и в кругах «аказчика - Ќаучного комитета ¬¬—, поскольку исполн€вший в то врем€ об€занности директора ÷ј√» Ѕ.Ќ.ёрьев сообщал в адрес  омитета:"... одним из инженеров, к кому следует обращатьс€ по вопросам конструкции триплана, €вл€етс€ „еремухин".
    »так, пришла известность, - в первую очередь известность конструктора. —ам јлексей ћихайлович в автобиографии 1923 г. написал лишь, что "руководил работами по переделке триплана".
    –абота по доводке была поручена „еремухину еще в 1922 г. а в 1923 году, когда решение по балансировке машины было им уже найдено, предсто€ла доработка конструкции.
    ƒожидались полета  ќћ“џ долго. јлексей ћихайлович представил это ожидание ... по своему. ¬ научном архиве ћузе€ Ќ.≈.∆уковского в фонде јлексе€ ћихайловича „еремухина в папке с его рисунками есть дружеский шарж "Ќа отъезд ћусин€нцев". “омительное ожидание полета  ќћ“ы "после дождичка в четверг" он сравнивает с ожиданием отъезда близких ему друзей. —ам автор доработок самолета находитс€ среди провожающих - он еще бедный студент с котомкой за спиной.
      этому же времени относитс€ еще один рисунок „еремухина "¬ит€зь на распутьи". ¬ 1923 году „еремухин окончил ћ¬“”, защитив дипломный проект металлического безтросового самолета. ѕеред молодым инженером открылось множество зовущих его направлений дл€ творчества - это и ветр€ные двигатели, и гидросооружени€, и, конечно, такие совершенные инженерные конструкции, как башн€ Ўухова и все еще мостостроение, его давн€€ мечта. Ќе случайно на экслибрисе,нарисованном дл€ ј.ћ.„еремухина в 1921г. ».‘.–ербергом,братом его жены, изображен мост.
    ≈ще одна дорога - это его дом, где на тахте - с логарифмической линейкой - сын √еоргий, уже "готов€щийс€" к будущей инженерной де€тельности. —равнива€ "вит€з€" с фигурой бедного студента в группе ожидающих полета  ќћ“џ, нетрудно узнать автора.
    ѕрактически одновременно с доводкой  ќћ“џ јлексею ћихайловичу поручаетс€ еще одна не менее важна€ и ответственна€ работа. ƒело в том, что по заданию Ќаучного  омитета ”правлени€ ¬¬— в 1922 г. в ÷ј√» началось проектирование еще одного, теперь уже пассажирского самолета. ¬се понимали, что проект  ќћ“џ - неудачный проект. "Ѕыло решено,- писал Ѕ.Ќ.ёрьев,- что проектирование новой машины должно быть осуществлено "на строго научных основани€х".
    ќдним из таких научных направлений стала работа ј.ћ.„еремухина по исследованию методов расчета продольной устойчивости, начата€ еще в св€зи с доработками  ќћ“џ. –езультаты исследований „еремухина были опубликованы в уже упоминавшейс€ статье "  расчету самолета на продольную устойчивость".
      этому времени уже состо€лс€ первый успешный полет самолета ј -1 (8.02.1924), а также первые полеты доработанной  ќћ“џ (4.03.1924),подтвердившие правильность предложенного „еремухиным метода расчета самолета на продольную устойчивость.
    ¬ статье, сравнива€ методы расчета на продольную устойчивость, известные из иностранных источников,„еремухин предлагает упрощенную формулу дл€ расчета скоса потока, применение которой, - пишет он, -"дает почти полное совпадение расчетов с английскими и нашими опытными исследовани€ми". ƒл€ того, чтобы избежать "почти" „еремухин предлагает "дл€ надежности расчета, особенно при конструкци€х, отличающихс€ чем-либо от обычных типов, производить испытание в трубах моделей проектируемых самолетов дл€ определени€ их балансировки".
    Ќе будучи уверен в результатах аэродинамических исследований в не очень- то хорошо оснащенных трубах, јлексей ћихайлович предлагает "правильность теоретических подсчетов проверить на свободнолетающей модели".
    ѕредлагает, потому что к моменту написани€ статьи им уже были проведены испытани€ в аэродинамической трубе дерев€нной модели ј -1 в 1/25 натуральной величины, а также геометрически подобной свободнолетающей модели, сделанной из бумаги и картона.
    ¬ ранее цитированном отзыве о работах „еремухина ¬.ѕ.¬етчинкин, вспомина€ об этом этапе работы „еремухина, писал: - "»м была напечатана перва€ в ———– работа по статической устойчивости самолета, где излагалс€ метод немецкого аэродинамика Ќорfа с дополнени€ми ј.ћ.„еремухина. ќн строит летающую модель самолета с соблюдением геометрического и динамического подоби€ и из ее полетов выводит совместно с ¬.Ћ.јлександровым заключение об устойчивости самолета перед началом его испытаний..."
    ќб испытани€х этой модели писал ¬.Ћ.јлександров: "опыты были произведены зимой 1924 г. незадолго до начала летных испытаний уже готового ј -1 на ћосковском аэродроме сбрасыванием ее c ангаров и будки ”правлени€ аэродромом. ћодель великолепно планировала, сохран€€ во все врем€ полета режим, приземл€€сь также хорошо". » еще."Ќе претенду€ на лабораторную точность, это испытание показало, что расчет произведен правильно, и ожидать грубой ошибки при испытании в полете большого самолета было нельз€. Ќаконец, по этой же формуле была подсчитана балансировка самого самолета ј -1. Ѕалансировка оказалась вполне правильна€, так что летчик мог бросать ручку управлени€. ѕри дальнейшем испытании вы€снилось, что бросание ручки можно производить, поддержива€ самолет лишь рулем направлени€".
    Ќар€ду с исследованием в аэродинамических трубах и расчетами продольной устойчивости первых самолетов ÷ј√» јлексей ћихайлович принимает активное участие и в их проектировании. »м была спроектирована моторна€ рама самолета ј -1, о конструкции которой руководитель работ ¬.Ћ.јлександров впоследствии писал: "–ама вышла вполне прочна€ и легка€".
    —оздание легких и прочных конструкций было дл€ „еремухина во все времена основным принципом, которым он руководствовалс€.
    »м был произведен, конечно, и расчет созданной конструкции, по определению ¬.Ћ.јлександрова "точный и надежный".
     стати, обо всей этой работе „еремухин, как бы забыл, - ни в одном из документов о своих работах в разные годы, работу по проектированию моторной рамы он ни разу не упоминает.
    ‘отографи€ 1922-1923 г.г. свидетельствует и еще об одной работе „еремухина - его участию в конструировании и испытани€х крыла самолета ј -1.
    —амолет ј -1 проектировалс€ и строилс€ очень быстро. –асчеты и выпуск чертежей были закончены весной 1923 г., а к концу года самолет был построен на заводе в ћоскве. ¬ отличие от  ќћ“џ, роль которой, по словам академика ј.Ќ.Ќекрасова," состо€ла лишь в деле практического обучени€ сотрудников института самолетостроению", самолет ј -1 ("Ћатышский стрелок") успешно прошел испытани€ сначала на Ќаучно- ќпытном аэродроме (÷ентральном аэродроме), а затем на трассе ћосква - Ќижний -  азань и обратно.
    "»з этого перелета, - писал ¬.Ћ.јлександров,- вы€снилось, что самолет вполне пригоден дл€ воздушных линий, взлет и посадка на нем легки... ”правление очень легкое и нисколько не утомл€ет летчика, даже в сильную болтовню ("болтанку". - прим.авт.). ¬есной 1925 г. ј -1 был включен в состав экспедиции по маршруту ћосква - ѕекин. ¬ этом перелете самолет ј -1 покрыл рассто€ние около 7000 километров"(¬.Ћ.јлександров. —амолет ј -1. “руды ÷ј√», выпуск є17, 1925г.")


    перейти к " ќЌ—“–” “ќ– » —“–ќ»“≈Ћ№" >>



    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты