Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

≈.Ћ.«алесска€, √.ј.„еремухин "»Ќ∆≈Ќ≈– Ѕќ∆№≈… ћ»Ћќ—“№ё"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  •   „»“ј“≈Ћё
  • ќ“ ј¬“ќ–ќ¬
  • ¬џƒјёў»…—я »Ќ∆≈Ќ≈–
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  (новый вариант главы, публикуетс€ впервые)
  • ¬ќ≈ЌЌџ… Ћ≈“„»  ("книжный вариант")
  • ¬ „»—Ћ≈ ѕ≈–¬џ’ ÷ј√ќ¬÷≈¬
  •  ќЌ—“–” “ќ– » —“–ќ»“≈Ћ№
  •  ќЌ—“–” “ќ– » »—ѕџ“ј“≈Ћ№
  • 20 Ћ≈“ ¬ ќ Ѕ “”ѕќЋ≈¬ј
  • ƒ≈Ћќ ¬—≈… ∆»«Ќ». ”„»“≈Ћ№
  • ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я —ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» ќ¬

  • ƒ≈Ћќ ¬—≈… ∆»«Ќ». ”„»“≈Ћ№

    „еремухин-преподаватель - это еще одна сторона его разносторонней де€тельности. ѕедагогический талант јлексей ћихайлович €вно унаследовал от своих предков.  ак мы уже знаем, его дед и бабушка со стороны отца, его отец и мать были педагогами.
    ¬ дополнение к педагогическому дарованию передавать свои знани€, опыт, приобретенные навыки другим было дл€ јлексе€ ћихайловича жизненно необходимой потребностью. ќн обладал исключительной способностью донести до слушателей свои знани€ в доступной и пон€тной форме.
    ¬первые педагогические способности про€вились у него еще в гимназии. ≈го однокашник и при€тель ј.ј.—мирнов вспоминал: "ћы все и по всем предметам обращались к Ћеле с тем, что было непон€тно, и всегда в доброжелательной форме получали пон€тное нам объ€снение".
    —пособность к преподаванию про€вилась и на войне, когда он, офицер русской армии, сам, в совершенстве освоив не один самолет, начал обучать полетам других.
     ак "Епрекрасный боевой летчик, имеющий уже некоторую практику по обучению полетам" - военное начальство так оценило способности прапорщика - он был направлен в —евастопольскую авиационную школу на должность инструктора, правда, только на зимний период, т.е. на врем€, когда сокращалась де€тельность авиации на фронте. —обыти€ окт€бр€ изменили планы и начальства, и самого инструктораЕ ќднако преподавательска€ де€тельность „еремухина продолжаласьЕ
    ¬о все времена одним из методов, широко используемых јлексеем ћихайловичем дл€ объ€снени€ непон€тного, было такое построение ответа, когда задавший вопрос должен был сам искать ответ на свой вопрос. Ќайд€ ответ, он запоминал его на всю жизнь.
    ¬ одной из ранних автобиографий в 1923 г. „еремухин писал о начале своей педагогической де€тельности: "«а период с 1919 г. по 1922 год состо€л преподавателем в Ўколе авиационных техников-механиков (јвиатехникум - јвт.), руководил работами в аэродинамической лаборатории, читал курс начертательной геометрии в ѕервом ћосковском строительном техникуме, читал курс сопротивлени€ материалов на ¬ысших инструкторских курсах Ќ ѕ—, вел зан€ти€ в аэродинамической лаборатории со студентами »нститута инженеров  расного ¬оздушного ‘лота им. Ќ.≈.∆уковского".
    Ќетрудно предположить, что в 1919 г. јлексей ћихайлович делилс€ с молодежью опытом, приобретенным несколько лет тому назад на теоретических курсах авиации здесь, в лаборатории ћ¬“”.
     стати, в последствии в своих документах в графе "образовательный ценз" јлексей ћихайлович неизменно указывал эти четырехмес€чные теоретические курсы. «нани€, полученные тогда, были, видимо, глубокими и серьезными настолько, что спуст€ годы давали возможность передавать их другим.  роме того, досто€нием его слушателей сразу становились результаты исследований, проводимых им, сотрудником Ёјќ ÷ј√», в аэродинамической лаборатории.
    ¬ 1922 году институт инженеров  расного ¬оздушного ‘лота был преобразован в ¬оенно-¬оздушную јкадемию им.профессора Ќ.≈.∆уковского, в которой „еремухин вел зан€ти€ уже не только в аэродинамической лаборатории. 25 сент€бр€ 1925г. на заседании коллегии ÷ј√» постановили: "рекомендовать ј.ћ.„еремухина,  .ј.”шакова и √.ћ.ћусин€нца на преподавательскую работу в јкадемию ¬оздушного флота при условии, чтобы отрыв от зан€тий в ÷ј√» был не более одного дн€ в неделю".
    ¬ ¬¬ј јлексей ћихайлович, читает курс "расчет самолета на прочность", а также ведет дипломное проектирование.
    ≈го слушател€ми на инженерном факультете академии в разные годы были такие известные сотрудники ÷ј√», Ќаучно-технического комитета (Ќ“ ) ¬¬—, јвиатреста, как ј.ё.–огов и ¬.—.¬ойтов, впоследствии работавшие в моторном отделе ќ Ѕ “уполева; Ќ.».’арламов, зам.начальника Ќ  ”¬¬—, потом, 30-е годы начальник ÷ј√», —.¬.»льюшин, в то врем€ председатель 1-ой секции Ќ“  ¬¬—, впоследствии выдающийс€ авиаконструктор, ј.Ё.—терлин - руководитель отдела Ёјќ ÷ј√» в 30-е годы, впоследствии - аэродинамического отдела ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева и многие другие.
    Ќачало 20-х годов - это врем€, когда желающих учитьс€ было много, а преподавателей-профессионалов не хватало --многие в годы гражданской войны уехали из –оссии. ѕреподавател€ми институтов становились наиболее способные студенты и молодые инженеры. ¬ зачетной книжке „еремухина подписи “уполева,  расовского и других сотрудников ÷ј√», самих недавних студентов.
    —ам јлексей ћихайлович к 1923 году (год окончани€ ћ¬“”), имел уже 4-х летний стаж преподавательской работы.   этому времени, еще до получени€ диплома инженера-механика, окончательно определилось направление его педагогической де€тельности - строительна€ механика и расчет самолета на прочность. ¬ 1923 г. он провел ассистентом у профессора ¬.ѕ.¬етчинкина упражнени€ по курсу "ѕрочность самолета", а с 1924 года начал самосто€тельное чтение этого курса на јэромеханическом отделении ћ¬“”, который читал там до 1929 г.   началу зан€тий им был уже подготовлен " онспект упражнений" по этому курсу, изданный ќ“ќ ÷ј√» в 1924 г. ¬ предисловии сказано: "јвтор Е надеетс€, что этот, хот€ и краткий, конспект принесет некоторое облегчение в работе его товарищей по ћ¬“”".
     ак мы знаем, в эти годы „еремухин в ÷ј√» уже вел работы, св€занные с созданием самолетов. ѕреподавательска€ работа, подготовка к лекци€м и практическим зан€ти€м станов€тс€ дл€ него на многие годы той де€тельностью, котора€ формировала его высокий научный потенциал в области строительной механики и расчета самолета на прочность.
    ¬ 1927 году в св€зи с реорганизацией ¬ысшей школы ј.ћ.„еремухин вместе с академиком Ѕ.Ќ. ёрьевым принимал активное участие в пересмотре и составлении учебных планов по разделу самолетостроение. ¬ марте 1930 года, когда јэромеханическое отделение ћ¬“” стало самосто€тельным ¬”«ом - ¬ысшим јэромеханическим ”чилищем (¬јћ”), а с осени 1930 года было преобразовано в ћосковский авиационный институт (ћј»), „еремухин продолжал читать курс лекций по расчету самолета на прочность.
    “ак, вместе с ¬.ѕ.¬етчинкиным, Ѕ.Ќ.ёрьевым, ј.Ќ.∆уравченко и другими цаговцами, „еремухин был в числе первых преподавателей ћј». ¬скоре из курса "–асчет самолета на прочность" был выделен в отдельный курс "—троительна€ механика самолета", который также читал „еремухин.
    ¬озросшее дл€ самолетостроени€ значение науки о прочности стало основанием дл€ создани€ кафедры "—троительна€ механика и расчет самолета на прочность". ¬ 1933 г. —.ј.„аплыгин, рекоменду€ ј.ћ.„еремухина на должность заведующего новой кафедрой ћј» писал: "...»з обозрени€ его работ педагогического характера видно, как широк и разнообразен опыт јлексе€ ћихайловича в этой сфере, ..." и далее: "я вполне уверен, что он будет на должной высоте в качестве руководител€ студенчества". ¬ марте 1933 г. ј.ћ. „еремухин назначаетс€ заведующим, организованной им кафедры ћј» "—троительна€ механика и расчет самолета на прочность".
    ¬ 1932 г. в св€зи с большой загрузкой в ћј» ј.ћ.„еремухин прекращает свою работу в ¬¬ј им. Ќ.≈.∆уковского. «а врем€ работы в академии јлексей ћихайлович успел написать и выпустить в 1929 и 1930 гг. в издательстве ¬оенно-воздушной академии две части курса "–асчет самолетов на прочность". Ёто был единственный курс расчета на прочность, изданный при его жизни.
    ¬ 1934 г. јлексей ћихайлович был утвержден ¬ысшей јттестационной комиссией в звании профессора по строительной механике и расчету самолета на прочность. ќтсутствие учебников и учебных пособий по читаемым им курсам приводит „еремухина к мысли о том, чтобы создать эти учебники самому. ¬ 1934 году он приступает к этой работе. ¬ 1937 г. в издательстве ќЌ“» был выпущен, написанный ј.ћ.„еремухиным в соавторстве с √.ƒ.јбрамовым и утвержденный в 1935 г.  омитетом по ¬ысшей школе в качестве учебника дл€ авиационных вузов " урс —троительной механики дл€ самолетостроительных вузов". ќн содержал основные положени€ теории плоских и пространственных ферм, рам и комбинированных систем. ¬ курсе подробно излагались вопросы структуры и методы расчета усилий и деформаций.  урс сопровождалс€ р€дом задач по самолетной тематике. ¬тора€ часть курса, касающа€с€ сложных статически неопределимых систем, была задумана, но не была написана из-за ареста јлексе€ ћихайловича.
    ќ своем методе преподавани€ јлексей ћихайлович писал: "¬ основе работы с молодежью было желание привить охоту к отчетливому пониманию того, что они делают, дать необходимые методы и навыки, научить самих провер€ть и защищать свои выводы", и еще: "Ѕез умени€ представл€ть себе физическую сущность того или иного €влени€, без развитого пространственного представлени€, без готовых навыков и известного чуть€, позвол€ющих пон€ть, как работает конструкци€ самолета, нельз€ сознательно проектировать самолет".
    ќбучение "сознательному проектированию" начиналось с лекций и научной работы со студентами и продолжалось в процессе конструировани€ самолетов, в повседневной работе с конструкторами, расчетчиками и экспериментаторами. Ќ.Ќ. орчемкин, учившийс€ у јлексе€ ћихайловича и впоследствии работавший с ним над решением многих проблем по прочности в ÷ј√» и ќ Ѕ, вспомина€ об учебе в ћј» 1932-37 гг. говорил: "”пражнени€, практические зан€ти€ ј.ћ.„еремухина были, пожалуй, лучшими за это врем€. Ѕыло замечено, что многие студенты того времени только после зан€тий с јлексеем ћихайловичем (на 4-м курсе) начинали понимать, что такое статически неопределимые системы". " ак правило, объ€сн€€ нам работу той или иной конструкции, - вспоминает начальник бригады ¬.“.∆вакин, - јлексей ћихайлович как-то быстро создавал (конструировал) модель, на которой нагл€дно демонстрировал работу конструкции или узла креплени€".
    ”мение хорошо рисовать позвол€ло ему пр€мо на доске нагл€дно показывать слушател€м, как можно преобразовать сложную конструкцию (сконструировать модель) в статически определимую расчетную схему, позвол€ющую пон€ть, как он говорил, "игру сил" и найти действующие силы методами механики.
    –исунки, задачи и сами лекции ј.ћ.„еремухина не были импровизацией или точным повторением ранее прочитанной лекции.   каждой из них он специально готовилс€, продумывал, в том числе вз€тую дл€ примера конструкцию, ее схематизацию и рисунок. —охранились, например, подготовленные дл€ лекций (докладов) им самим рисованные на стекле или на кальке (заключенные между двум€ стеклами) диапозитивы. „асто его лекции "Е иллюстрировались плакатами, выполненными, как правило, им самим, - вспоминал ј.ѕ.√аннушкин. -  расочные, они прекрасно дополн€ли его лекции, давали слушател€м нагл€дное представление о предмете лекции, способствовали наилучшему воспри€тию материала".
    ”дел€€ большое внимание нагл€дности изложени€, он еще в 20-ые годы пришел к идее создани€ учебных моделей, демонстрирующих основные положени€ строительной механики и силовой работы конструкции и использу€ их в процессе обучени€.
    ћодели - нагл€дные пособи€ - особый вид моделировани€. —оздавать их јлексей ћихайлович начал, счита€, что реальна€, физически ощутима€ вещь убедительнее, чем схемы и рисунки. Ќа специально сконструированной модели можно утриру€ (в разумных пределах) сделать демонстрируемое €вление более доходчивым.
    "¬ р€де случаев така€ модель позвол€ет нагл€дно увидеть то, что невозможно увидеть на реальной конструкции из-за ее неизбежной сложности и отличи€ от прин€той схемы". –абота по созданию моделей продолжалась практически всю жизнь. ¬ результате было создано 50 моделей, иллюстрирующих большинство положений строительной механики и облегчающих понимание основных закономерностей. ѕрактически все модели были спроектированы јлексеем ћихайловичем. Ќекоторые из них он изготовил сам.
    ѕервую серию моделей собирал упом€нутый уже ј.ѕ.ћаксимов. ƒетали моделей делались в мастерских ÷ј√», а позже - в мастерских лаборатории статиспытаний при кафедре в ћј».
    ¬ 1947 г. јлексей ћихайлович писал о работе по созданию моделей: "Ёта работа, начата€ в 1927 г. в кружке ј Ќ≈∆ ћ¬“”, в насто€щее врем€ получила более широкое развитие в сторону создани€ специальных демонстративных учебных установок по статике и динамике, с успехом используемых в ћј» при прохождении курсов кафедры "ѕрочность самолетов".
    ¬ 1946-1948 годы јлексей ћихайлович продолжал работу по созданию учебных моделей. "¬ частности, - вспоминал ј.ѕ.√аннушкин, - им создаетс€ сери€ моделей тонкостенных авиационных конструкций, демонстрирующих их работу на изгиб и кручение при наличии тонкой стенки, воспринимающей раст€гивающие и касательные напр€жени€.
    ѕервые модели были созданы из подручных очень простых строительных материалов таких, как дерев€нна€ рейка и тонкий целлулоид. ¬ эти же годы были созданы очень интересные модели сложных стержневых систем с прокладками и шарнирами, а также сери€ чрезвычайно простых и нагл€дных моделей, иллюстрирующих эффект стеснени€ при изгибе и кручении элементарных авиационных конструкций. — помощью этих моделей јлексею ћихайловичу удавалось демонстрировать своим слушател€м самые сложные €влени€, возникающие в процессе нагружени€ конструкции внешними силами.
    Ќесколько поколений авиационных инженеров, которые были учениками „еремухина, учились на учебных модел€х, созданных „еремухиным. » сегодн€, когда те, кто окончил ћј» дес€тки лет тому назад, вспоминают, с каким искусством и мастерством были сделаны јлексеем ћихайловичем эти модели, как много дали они дл€ понимани€ основных законов механики, можно только сожалеть, что созданные „еремухиным модели не были использованы в должной мере в дальнейшей работе на кафедре и не нашли широкого распространени€ в других авиационных вузах нашей страны".
    ƒействительно, модели широко использовались дл€ учебного процесса практически только „еремухиным. „тобы сделать положени€ строительной механики более доступными дл€ понимани€ широкому кругу учащихс€, а преподаватели смогли примен€ть его метод обучени€ с использованием моделей „еремухина, решил выпустить в 1946 г. учебное пособие "ќсновы строительной механики самолета на модел€х". Ёта работа, €вивша€с€ результатом многолетнего труда была задумана как составна€ часть монографии о расчете самолета на прочность и в 1947 г. была подготовлена к печати.
    ћодель
    ћодель, демонстрирующа€ деформации вариантов конструкций стреловидных крыльев
    ¬ысокую оценку этой работе ј.ћ.„еремухина дал заместитель начальника ÷ј√» ј.ј.ƒубровин, в недавнем прошлом ученик „еремухина. Ќазвав в своем отзыве эту работу "блест€щим достижением педагогического таланта", он, в частности, сказал: "ќсновную ценность работы составл€ет описание моделей строительных систем, которые позвол€ют со всей убедительностью непосредственной нагл€дности изучать работу элементов этих систем" и еще" “акой оригинальной и свежей трактовки р€да вопросов строительной механикиЕ нельз€ найти ни в одном классическом курсе". »з-за катострофического недостатка времени, до предела заполненного решением производственных задач, вс€ работа не была написана. "ќсновы" увидели свет лишь в 1969 году, когда вышли "»збранные труды" ј.ћ.„еремухина.
    — самого начала работы на кафедре организацию учебного процесса „еремухин успешно сочетал с выполнением научно-практических задач по заказам промышленности. „еремухин придавал огромное значение развитию прикладной науки о прочности самолетов, понима€, что плодотворно развиватьс€ эта наука может только в процессе решени€ этих задач. — этой целью в 1934 году по его инициативе при кафедре прочности в ћј» начала создаватьс€ лаборатори€ статических испытаний конструкций самолета (Ћ» —). ¬ ней существенно расширилс€ объем научно-практических работ преподавателей и студентов. » эта работа ј.ћ.„еремухина была прервана в но€бре 1937 г., когда его уволили из ћј» незадолго до ареста.
    Ѕлагодар€ интересу, про€вленному к начатым в лаборатории работам по насто€нию нескольких ќпытных конструкторских бюро ћинистерства авиационной промышленности Ћ» — была построена и во врем€ ¬еликой ќтечественной войны там уже проходили статические испытани€ планеров самолетов истребителей конструкторских бюро ј.».ћико€на, ј.—.яковлева, —.ј.Ћавочкина и др. „еремухин, вновь приступивший к об€занност€м заведующего кафедрой прочности ћј» с осени 1943 г. продолжал активно развивать научно-практические работы преподавателей и студентов в Ћ» —е и на кафедре.
    –езультаты почти всех работ были доложены на конференци€х в ÷ј√» или ћј». Ќапример, доклад на тему "¬ли€ние производственных дефектов на прочность авиационных конструкций" был сделан ј.ћ.„еремухиным на конференции ћј» в 1944 г. "¬нимание участников конференции, - вспоминает —.ƒ.јгавель€н, - было обращено на исследовани€, проводимые в Ћ» —е ћј» по самолетам як-7 и як-9. Ёти работы были св€заны с тем, что в годы войны истребителей "як" было в строю на фронте дес€тки тыс€ч. ћассовые дефекты выводили их из стро€. “акие дефекты, как "непроклей", о которых упоминалось в докладе, приводили к отрыву в полете фанерной обшивки крыла. јлексей ћихайлович в это врем€ прин€л участие в работе комиссии по вы€влению причин дефектов.  омплексный анализ конструктивных и производственных дефектов, проведенный под руководством и при непосредственном участии јлексе€ ћихайловича „еремухина, привел к серьезным доработкам конструкции планера самолетов як. ¬ 1945 г. на фронте к ним уже не было претензий".
    ¬ течение 1945 г. по договорам с ÷ј√», на кафедре проводились работы, в результатах которых были заинтересованы как заказчик - ÷ј√», так и проектирующие самолеты конструкторские бюро. ¬ феврале 1946 г. на совещании, обсуждавшем результаты выполнени€ работ по договорам, присутствовали такие крупнейшие специалисты ÷ј√», как ј.ј.ƒубровин, заместитель начальника ÷ј√», ћ.¬. елдыш, профессор, впоследствии ѕрезидент јкадемии Ќаук ———–, ј.».ћакаревский, профессор, впоследствии начальник ÷ј√», выдающийс€ прочнист ¬.Ќ.Ѕел€ев. —ообщени€ по всем обсуждавшимс€ на совещании работам делал ј.ћ.„еремухин - от ћј» он был ответственным представителем, заключавшим договора, он был и научным руководителем всех работ. ќдна из них "»сследование осевых сил и жесткости при кручении кессонных конструкций с тонкой и толстой обшивкой" в процессе обсуждени€ была оценена как " представл€юща€ интерес как с научной, так и с практической инженерной стороны". ѕроведенна€ кафедрой работа "¬ли€ние многократных нагрузок на прочность конструкции самолетов" была также признана "очень полезной и интересной, котора€ найдет применение при определении срока эксплуатации исследуемых частей самолета". –абота " ¬ли€ние производственных факторов на прочность авиационных конструкций", начата€ задолго до заключени€ договора, была значительно расширена и включала такие работы, как: "¬ли€ние некоторых дефектов клепки на прочность дюралевой обшивки крыла", "¬ли€ние местных подм€тий стенки на прочность труб при продольном изгибе", "¬ли€ние производственных дефектов на прочность литых деталей самолета" и другие. ѕо этой работе высока€ комисси€ отмечала: "ѕредлагаемую ћј» тематику работы признать заслуживающей интерес и ÷ј√» удовлетвор€ющей. ¬несенные ћј» изменени€ и дополнени€ в договор признать целесообразными".
    Ќа кафедре проводилась и еще одна работа: "–асчет на прочность иностранных самолетов". –абота эта состо€ла в поиске материалов, обмере самолетов, определении внешних нагрузок и расчете на прочность нескольких сечений крыла, фюзел€жа, оперени€, шасси таких самолетов, как: ’енкель Ќе-162, ћессершмитт ће-163, ƒуглас ј-20, Ѕоинг ¬-17, Ќорд-јмерикен ¬-24 и Ѕоинг ¬-29. ƒл€ св€зи с ћј» по этой работе от ÷ј√» был направлен ј.».ћакаревский.
    ¬ Ћ» —е проходили статические испытани€ и планеров первых истребителей с воздушно-реактивными двигател€ми, например, ѕ-250 ќ Ѕ ћико€на и √уревича. ¬ Ћ» —е проводились и многие студенческие работы по исследованию самолетных конструкций, например, оригинальна€ работа 1946 - 1947 гг. студента ј.ѕ.√аннушкина по исследованию "геодезической" конструкции фюзел€жа, примененной на английском бомбардировщике јвро "¬елингтон", работа ё.≈.»льенко и других студентов, членов јвиационного научно-технического общества студентов (јЌ“ќ—) ћј». Ёто общество было создано в ћј» в 1945 году, и јлексей ћихайлович был одним из его организаторов.
    ”ченым —оветом института он был утвержден ѕредседателем —овета јЌ“ќ—а. ≈го билет члена јЌ“ќ—а под номером один хранитс€ в фонде музе€ Ќ.≈.∆уковского. Ќаправл€€ и организу€ научную работу студентов, он вс€чески помогал им, как всегда, поощр€€ их инициативу.
    ≈жегодно начина€ с 1946 г. проводились научно-технические конференции студенческого общества, организацию и проведение которых јлексей ћихайлович брал на себ€. ќткрывал конференцию, как правило, его вступительный доклад, завершалась конференци€ его выступлением, подводившим итоги. ћногие годы после того, как он ушел из ћј», на научных конференци€х јЌ“ќ—а неизменно вспоминали добрым словом первого председател€ - профессора „еремухина. ѕосле јЌ“ќ—а и в других вузах возникли студенческие научно-технические общества, - все они были созданы по примеру общества, основанного „еремухиным.
    ¬ 1947 г. по его инициативе прошла перва€ ћосковска€ городска€ студенческа€ конференци€ научно-технических обществ технических вузов ћосквы. » на этой конференции с вступительным словом выступил „еремухин. — докладами выступали студенты ћј», его бывшие ученики, многие из которых стали ведущими работниками авиационной промышленности.
    ќ том, как работал јлексей ћихайлович на кафедре, вспоминал его ученик и сотрудник кафедры ј. ѕ. √аннушкин, впоследствии руководитель отдела ќ Ѕ “уполева, ранее возглавл€емого „еремухиным: "–абота€ в основном в конструкторском бюро, јлексей ћихайлович один-два дн€ в неделю проводил на кафедре.
    ¬ эти дни он устраивал заседани€ кафедры, встречи с преподавател€ми и аспирантами, лекции, практические лабораторные зан€ти€, непременные встречи с инженерными работниками кафедры, которые вели научно-исследовательскую работу.
    ќбычно он по€вл€лс€ на кафедре одним из первых где-то около 8 часов утра, задолго до того, как начиналс€ рабочий день и учебные зан€ти€. ќн обходил лабораторию, осматривал экспериментальные установки, а в 9 часов направл€лс€ на лекции. ѕосле лекции он обычно встречалс€ со студентами, принимал задани€, давал консультации.
    ƒень јлексе€ ћихайловича был загружен до предела. ћаленький его кабинет на кафедре был всегда полон народу - там всегда были инженеры, студенты, которые приходили получить совет, а часто просто послушать, о чем он говорит с другими.
    Ќа моей пам€ти јлексей ћихайлович никогда не вел пустых, так называемых салонных разговоров о погоде, охоте, рыбной ловле и т. п. јлексей ћихайлович успевал в эти дни недели решить колоссальное количество вопросов - он принимал задани€, готовил новые, обсуждал планы научно-исследовательских работ, которые в чрезвычайно широком объеме проводились на кафедре по заказам различных организаций авиационной промышленности и научно-исследовательских институтов. ¬ послеобеденное врем€ происходили заседани€ кафедры и обсуждени€ бесконечного количества текущих вопросов, которые неизменно возникали в процессе работы.
    ƒень „еремухина в ћј» редко оканчивалс€ раньше 8 - 9 часов вечера, потому что после окончани€ рабочего дн€ »“– лаборатории он вновь встречалс€ со студентами и преподавател€ми, давал консультации, отвечал на бесчисленные вопросы своих учеников и сослуживцев.
    Ћаборатори€ кафедры прочности, когда там работал „еремухин, была оснащена самыми современными, самыми совершенными экспериментальными установками. Ќа кафедре по его замыслу и по его эскизам были изготовлены иллюстративные плакаты, которые позвол€ли студентам получать нагл€дное представление о конструкции, принципе работы и электрических схемах многих из образцов новейшей измерительной аппаратуры, примен€емой в экспериментах.
    ѕо инициативе „еремухина в лаборатории были созданы установки дл€ демонстрации шимми (особого вида вибрации) носового колеса самолета и флаттера. ¬ маленькой аэродинамической трубе, умещавшейс€ на письменном столе, на упруго-подобной модели самолета демонстрировались €влени€ флаттера крыла и горизонтального оперени€".
     оллектив Ћ» — - ученики и соратники „еремухина во главе с начальником лаборатории √.¬.Ќиконовым способствовали успешному выполнению научно-исследовательских работ и созданию экспериментального оборудовани€.
    Ѕез малого п€тнадцать лет читал лекции, руководил работой кафедры ћј» профессор „еремухин. ”чебный 1947 год началс€, как всегда. ѕеред началом зан€тий 21 августа 1947 г. приказом по √лавному управлению авиационных вузов ћинистерства высшего образовани€ ј. ћ. „еремухин вновь был утвержден в должности заведующего кафедрой "ѕрочность самолетов" ћј».
    ќднако не прошло и года, как он был вынужден оставить эту работу. ¬ конце сороковых годов была зате€на совершенно необоснованна€ борьба с преподавател€ми, работавшими по совместительству. Ќекоторые "специалисты" считали, что работник промышленности не должен работать одновременно в вузе. ѕеред „еремухиным был поставлен вопрос о переходе его на полную штатную должность института. Ёто означало, что он должен был оставить работу в  Ѕ. ¬ за€влении, поданном им в июле 1948 г. на им€ директора института, „еремухин был вынужден просить "ќ—¬ќЅќƒ»“№ ≈√ќ ќ“ ƒќЋ∆Ќќ—“» «ј¬≈ƒ”ёў≈√ќ  ј‘≈ƒ–ќ…", аргументиру€ тем, что "Ѕ”ƒ”„» «јЌя“ Ќј ќ—Ќќ¬Ќќ… –јЅќ“≈ ¬ ј¬»јѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“» Ќ≈ ћќ∆≈“ ѕ≈–≈…“» Ќј ѕќЋЌ”ё Ў“ј“Ќ”ё ƒќЋ∆Ќќ—“№". јлексей ћихайлович, однако, наде€лс€, что получит хот€ бы должность преподавател€: "ќ—“ј¬»¬, ≈—Ћ» ¬џ Ќј…ƒ≈“≈ ∆≈Ћј“≈Ћ№Ќџћ, Ќј ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ… –јЅќ“≈ ѕќ —ќ¬ћ≈—“»“≈Ћ№—“¬”", - заканчивал он свое за€вление.  ак известно, в этой просьбе ему было отказано, и новый учебный год в ћј» началс€ без „еремухина.
    ѕрошло уже около п€тидес€ти лет с тех пор, но многие, кто слушал лекции „еремухина, помн€т и сегодн€ их неординарность, помн€т и радость общени€ с профессором. ќдин из учеников „еремухина ј.».“опаз вспоминает: "Ќекоторые лекции јлексе€ ћихайловича благодар€ образности, доходчивости запомнились на всю жизнь. ќдна из них, еще на 4-м курсе, была посв€щена усталостной прочности и начиналась так: "¬от в войну делали “у-2. Ѕыл там носовой кок, весил примерно 2 кг. «акрепили мы его на четырех восьмимиллиметровых болтах. ѕосле гонки двигател€ кок сорвало. ѕоставили шесть болтов, потом дес€ть - машина из полета пришла без кока. ћы не совсем €сно представл€ли себе вли€ние знакопеременных нагрузок в этой зоне". “олько после такого самокритического вступлени€ јлексей ћихайлович приступал к изложению темы усталостной прочности".
    » еще одно выступление јлексе€ ћихайловича „еремухина запомнилось ј.».“опазу на всю жизнь: "¬ 1949 г., когда кончали институт, на заседании комитета по организации выпускного вечера при обсуждении кандидатур гостей, приглашаемых на вечер, первыми были названы “уполев и „еремухин.  огда партийный руководитель узнал, что хот€т пригласить на вечер „еремухина, последовал его ультиматум: "»ли не будет „еремухина, или не будет вечера..." ѕриглашение јлексею ћихайловичу послано не было. Ќикто из нас не знал, что јлексе€ ћихайловича "ушли" из института год назад. ѕотом мы узнали, что одного из руководителей партийной организации беспартийный „еремухин, в силу независимости своего характера, "оценил" соответственно".
    ќб этой "оценке" хорошо помнил ¬.».Ќижегородов, тогда кандидат в члены  ѕ——: "Ќекто —. из партруководителей хотел стать профессором на кафедре, руководимой јлексеем ћихайловичем, мнение которого на этот счет не совпадало с желанием —. Ќа партийном собрании, однако, обсуждали не этот вопрос - решали, можно ли допускать обучению студентов совместителей, да еще беспартийных, коим был „еремухин и многие другие".
    ≈ще один ученик јлексе€ ћихайловича главный конструктор ¬.ј.јндреев добавл€ет: "—екретарю парторганизации и таким, как он, было не по душе иметь на кафедре такую выдающуюс€ личность, как „еремухин, - независимого, демократичного, авторитетного и попул€рного среди студентов. “еми же партруководител€ми несколько позже было организовано увольнение нескольких преподавателей, в том числе проректора ¬.‘.ёргенса и других, с исключением из партии, обвинени€ми в космополитизме и прочими прин€тыми тогда "мерами". “акое было врем€".
    Ќо вернемс€ к выпускному вечеру. ј.».“опаз продолжает: "Ќастал день выпускного вечера 24 апрел€ 1949 г. ћы, группа организаторов, вместе с партийными руководител€ми встречали гостей. ћашина ј.Ќ.“уполева подъехала пр€мо к подъезду.   великой нашей радости, из машины вышел ј.ћ.„еремухин, затем јндрей Ќиколаевич вместе с женой ёлией Ќиколаевной. ” партийного руководител€ института лицо перекошено. ћы же своей радости не скрывали. —пуст€ годы думаю, - продолжает “опаз, - что јндрей Ќиколаевич не обсуждал дл€ себ€ вопроса "быть или не быть" - ехать или не ехать с „еремухиным. ƒл€ “уполева выпуск новых специалистов без одного из любимых профессоров не представл€лс€ возможным. Е ѕосле второго или третьего тоста бокал подн€л јлексей ћихайлович. ≈го тост запомнилс€ на всю жизнь. “огда он прозвучал, как выстрел, особенно если учесть, что начальство даже не хотело его приглашать. јлексей ћихайлович сказал: - ƒорогие коллеги. ¬ы окончили институт. “еперь вы будете работать. »звестно, что вас распределили в разные организации. Ќо распределение - это элемент насили€. я понимаю, что без насили€ в наше врем€ ничего не делаетс€. Ќо € желаю каждому работать там, где он хочет".
    ¬спомним, что шел 1949 г.  ак же был смел и независим все еще не реабилитированный „еремухин, чтобы сказать такие слова.
    √руппа студентов, окончивших ћј» в 1952 г. и уже не слушавших лекции „еремухина, по распределению была направлена в его отдел в ќ Ѕ “уполева. "ѕри первой встрече, - вспоминал Ќижегородов, - с нами состо€лс€ такой разговор:
    - Ќу что? - спрашивает „еремухин. - „то знаете?
    - ƒа мы теоретические вопросы все знаем, нам бы практических знаний!
    - ¬от черт, - заметил јлексей ћихайлович, - а € уже тридцать п€ть лет работаю и ни хрена не знаю.
    “огда мы решили - бравада, однако по прошествии многих лет работы убедились, что и сами можем так сказать".
    ¬ 1948 г. с целью повышени€ уровн€ знаний руковод€щих работников ћјѕ была организована јкадеми€ авиационной промышленности (јјѕ).
    ¬ июне заместитель министра авиационной промышленности ———– ѕ.¬.ƒементьев направил заслуженному де€телю науки и техники, профессору, доктору технических наук ј. ћ. „еремухину письмо с просьбой "прочитать курс лекций по разделу "–асчет на прочность летательных аппаратов" в 1948 - 49 учебном году на самолетостроительном факультете јкадемии". — первого же семестра он начал читать этот курс. “аким образом, у „еремухина после увольнени€ из ћј» практически не было перерыва в педагогической работе. ¬ скором времени он назначаетс€ заведующим кафедрой " онструкци€ и расчет на прочность летательных аппаратов".
    ƒо середины 1957 г. пока существовала јкадеми€, „еремухин был руководителем этой кафедры. “ак же, как в ћј», создал уникальную лабораторную базу. ¬ организации этой лаборатории ему очень помог его ученик ¬асилий »ванович ћосолов.
    ƒл€ самолетостроителей разных  Ѕ 1949 г. „еремухин организовал при јкадемии " урсы повышени€ квалификации конструкторов-расчетчиков прочности. ќколо дес€ти лет он был руководителем этих курсов, он же проводил зан€ти€.  урсы просуществовали до 1958 года пока их вел „еремухин.
    ѕреподавательска€ работа в ћј» или академии все же составл€ла лишь небольшую часть той работы, которую „еремухин вел в области технического просвещени€. √де бы он ни работал в ÷ј√» или в  Ѕ он систематически проводил зан€ти€ с сотрудниками отдела, где работал, или организовывал курсы по повышению уровн€ технических знаний дл€ специалистов других отделов и подразделений, как по прочности самолета, так и в других област€х знаний.
    ¬ 1938 г. даже в камере Ѕутырской тюрьмы он нашел тему дл€ зан€тий: тех, кто сидел вместе с ним в камере, он день за днем знакомил с устройством автомобил€, использую в качестве нагл€дных пособий модели автомобильных деталей, сделанные им из хлебного м€киша. –абота€ в ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ, „еремухин, заключенный, вел зан€ти€ как с заключенными, так и с вольнонаемными сотрудниками  Ѕ, многие из которых небыли самолетостроител€ми.
    Ќе прерывались зан€ти€ и в ќмске после освобождени€. ¬ ћоскве после возвращени€ из эвакуации зан€ти€ возобновились.   прочнистам и конструкторам, слушавшим лекции „еремухина, присоединились инженеры других специальностей.
    “емой его систематических зан€тий оставались "–асчет самолета на прочность" и " онструкци€ самолета". јлексей ћихайлович предложил ¬.».Ќижегородову, одному из тех, кто слушал его лекции в  Ѕ, систематизировать записанный лекционный материал с целью его опубликовани€. –абота зат€нулась и увидела свет лишь в 1969 г., когда были изданы "»збранные труды" ј.ћ.„еремухина.   сожалению, эта публикаци€ не €вл€етс€ полным курсом лекций, прочитанных в  Ѕ. ќна обрываетс€ на разделе "ќпределение усилий и моментов в комбинированных статически определимых системах".
    "Ќикто в ќ Ѕ, - вспоминал Ќижегородов, - не удел€л столько внимани€ технической учебе, техническому просвещению, как „еремухин. Ќар€ду с лекци€ми, которые он сам читал, „еремухин приглашал преподавателей из ћ√” и других институтов. “ак, им были организованы в  Ѕ лекции по высшей математике, их читали известные математики.  стати, на этих зан€ти€х „еремухин был не только внимательным слушателем (он не пропустил ни одного зан€ти€); интересно было наблюдать, как он умело режиссировал процесс обучени€ - задава€ лектору вопросы, он направл€л ход самой лекции так, как ему представл€лось целесообразным".
    «начительную часть научной, педагогической и просветительской работы „еремухина составл€ют написанные им самим статьи, учебники и учебные пособи€, а также работа по оппонированию диссертаций и рецензированию книг и статей по вопросам строительной механики и прочности летательных аппаратов.
    ¬ 1923-25 годах им были написаны р€д статей по вопросам авиации, геликоптеро- и автожиростроени€ в “ехническую энциклопедию и первое издание Ѕольшой —оветской энциклопедии под общей редакцией ќ.ё.Ўмидта. ¬ разные годы он редактировал учебники, учебные пособи€ и монографии —.Ќ. ана, ».ј.—вердлова, я.√.ѕановко, ј.ё.–омашевского и многих других авторов.
    ¬ 1945 года јлексей ћихайлович начал сотрудничать с издательством ќборонгиз, а с феврал€ 1948 года в соответствии с ѕриказом ћинистра авиационной промышленности он был утвержден членом редакционного совета этого издательства. ћнение „еремухина о целесообразности того или иного издани€ или публикации было одним из решающих. ≈ще не будучи членом —овета он получил из ќборонгиза письмо с просьбой "сообщить мнение о целесообразности издани€ русского перевода книги ‘.Ўенли".  ак мы знаем, эта книга "ќсновы силового расчета конструкции" была выпущена издательством ќборонгиз в 1948 году. –усский перевод книги, сделанный работниками отдела прочности ќ Ѕ “уполева - ѕ.ћ.√ехтом и ≈.».—авковым, редактировал „еремухин. ѕомимо редактировани€, јлексей ћихайлович перевел в единую метрическую систему все размеры и в тексте, и во всех решенных им задачах, приведенных в книге.
     огда в 1947 г. на страницах журнала "«аводска€ лаборатори€" развернулась дискусси€ по вопросу оценки и интерпретации результатов механических испытаний, академик ».ѕ.Ѕардин, бывший тогда ответственным редактором журнала, обратилс€ к „еремухину с просьбой прин€ть участие в дискуссии, предложив перечень вопросов. „еремухин на четырех страницах убористого машинописного текста дал ответы на все интересовавшие журнал вопросы, привед€ примеры из опыта своей исследовательской и конструкторской работы.
    ¬ марте 1954 г. главный редактор реферативного журнала "ћеханика" обратилс€ к „еремухину с просьбой "прин€ть участие в редактировании журнала".
    Ќа отзыв к „еремухину присылались научные работы, кандидатские и докторские диссертации из ћосквы и  иева, Ћенинграда и ’арькова, ƒнепропетровска и многих других городов страны. ќн был официальным оппонентом по диссертации ћ.Ћ.ћил€, представленной на соискание ученой степени доктора технических наук, и многих других ученых и работников авиационной промышленности. –абота€ с диссертаци€ми, он "доводил" их работы до той степени совершенства, котора€ позвол€ла ему выступить с положительной оценкой.
    «а 35 лет педагогической де€тельности „еремухина его учениками стали более тыс€чи инженеров авиационной и оборонной промышленности, ¬¬‘ и гражданского воздушного флота, в их числе, кроме упом€нутых ранее, впоследствии такие известные в авиационной промышленности как заместители министра ј.ј. обзарев и ј.ј.Ѕел€нский, генеральные конструкторы —.ј.Ћавочкин, ћ.Ћ.ћиль, ј.—.яковлев, ј.ј.“уполев, главные конструкторы ћ. .янгель, ».ѕ.Ѕратухин, академик ј.».ћакаревский, доктора наук ».¬.ќстославский, —.Ќ.Ўишкин, ¬.‘.ёргенс и многие другие. ќдну из самых высоких оценок де€тельности „еремухина-педагога дал ј.Ќ.“уполев, сказав: "¬ свое врем€ ученики „еремухина составили значительную часть кадров авиационной промышленности страны".

    перейти к "¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я —ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» ќ¬" >>



    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты