1895 |
10 июля в селе Глубоком Виленской губернии (ныне Витебская область) в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны родился сын Павел. |
1900 |
Семья Сухих переезжает в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать железнодорожной школой |
1905 |
16 августа. Павел Сухой поступает учиться в Гомельскую гимназию. |
1914 |
8 июля оканчивает её с серебрянной медалью. |
1914 |
Сентябрь. Павел Сухой едет в Москву и поступает в МГУ. |
1915 |
Сентябрь. Павел переходит на учебу в МВТУ. |
1916 |
Призыв в армию, учеба в школе прапорщиков, участие в первой империалистической войне. |
1918 |
Март. После заключения Бресткого мира Павел Сухой возвращается в Москву. |
1918 |
Ноябрь. Поскольку занятий в МВТУ нет, Павел Сухой отправляется преподавать математику в город Лунинец Брестской области. |
1919 |
Май. В Западную Белоруссию вторглись белополяки. Сухой покинул Лунинец и переехал в Гомель, где стал преподавать математику в железнодорожной школе. |
1920 |
Выходит постановление Совета Народных Комиссаров о возвращении к учебе студетов высших учебных заведений. Павел сухой уезжает в Москву и продолжает учебу в МВТУ. |
1923 |
Павел Осипович Сухой женится на Софье Феликсовне Тенчинской, учительнице французского языка. |
1924 |
Продолжая учиться в МВТУ, поступает на работу в ЦАГИ чертежником в ЭАО - экспериментальный аэродинамический отдел. |
1925 |
Март. Защита дипломного проекта, который Павел Сухой готовил под руководством А.Н.Туполева. |
1925 |
29 апреля. В семье Сухих родилась дочь Ирина. |
1925 |
П.О.Сухой начинает работать инженером-конструктором в конструкторском отделе ЦАГИ - АГОС (Авиация, гидроавиация, опытное строительство). Принимает участие в проектирование самолетов АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-10. |
1927 |
Июнь. Испытания и начало серийного производства цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5), ведущим конструктором которого был П.О.Сухой. |
1932 |
У Сухих родился сын Дмитрий. |
1932 |
П.О.Сухой возглавляет бригаду №3 конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. |
1933 |
Май. Совершает первый полет истребитель И-14 (АНТ-31), созданный в конструкторской бригаде Сухого. |
1933 |
ЦАГИ отмечает свое пятнадцатилетие. Среди ученых, инженеров, рабочих, конструкторов, отмеченных правительственными наградами, - П.О.Сухой. Он награжден орденом Красной Звезды. |
1933 |
Июнь. Поднялся в воздух первый АНТ-25 (РД) с двигателем А.А.Микулина, предназначенный для мировых рекордов дальности. Над созданием самолета работала конструкторская бригада П.О.Сухого под общим руководством А.Н.Туполева, который дал эскизный проект машины. |
1934 |
12 сентября. Старт РД на побитие мирового рекорда. Экипаж М.М.Громов, второй летчик А.И.Филин, штурман И.Т.Спирин повел самолет по замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков. За 75 часов они прошли без посадки 12411 км. |
1936 |
20-22 июля. Летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и штурман А.В.Беляков на РД совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км. Экипаж РД совершил совершил посадку на острове Удд (ныне о. Чкалова). |
1936 |
10 августа. За проектирование самолета, за подготовку и организацию этого перелета П.О.Сухой награжден орденом "Знак Почета". |
1936 |
П.О.Сухой - заместитель конструкторского отдела ЗОК (завод опытных конструкций) ЦАГИ. |
1937 |
18-20 июня. Экипаж В.Чкалова в том же составе впервые в истории авиации на РД пролетел из Москвы через Северный полюс в США - город Портленд, пройдя 10000 км (по прямой 8404 км) за 63 часа 26 минут. После этого перелета самолет экспонировался на 15-й авиационной выставке в Париже. |
1937 |
12-14 июля. С подмосковногаэродрома стартовал ещё один самолет РД. Его через Северный полюс вели летчики М.М.Громов, А.Б.Юмашев и штурман С.А.Данилин. Погода им благоприятствовала, и экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11500 км, что стало абсолютным мировым рекордом дальности полета.
Этот перелет отмечен медалью де Лаво.
|
1937 |
Бригада П.О.Сухого побеждает в конкурсе на создание многоцелевого самолета, который проектировался под шифром "Иванов" |
1937 |
25 июля Михаил Михайлович Громов поднял в воздух первую модификацию "Иванова". При запуске в серию многоцелевой самолет Сухого получил название Су-2. |
1937 |
П.О.Сухой назначается начальником КБ завода. Работает над проектом дальнего бомбардировщика ДБ-2, Вариант этого самолета, получивший название "Родина", был приспособлен для дальнего рекордного перелета. |
1938 |
24-25 сентября. Летчицы В.С.Гризодубова и П.Д.Осипенко со штурманом М.М.Расковой совершают на самолете "Родина" перелет Москва - Дальний Восток. За 26 часов 29 минут они пролетели без посадки 5947 км, установив мировой рекорд дальности полета для женщин. |
1938 |
2 ноября конструктор самолета "Родина" П.О.Сухой награжден орденом Трудового Красного Знамени. |
1939 |
Сентябрь. П.О.Сухой назначается главным конструктором и директором опытного завода. |
1940 |
Лето. Выходит на испытания высотный истребитель-перехватчик Су-1. На высоте 10000 м была получена скорость 642 км/ч. Но из-за неполадок турбокомпрессоров Су-1 и его модификация Су-3 в серию не пошли. |
1940 |
13 сентября. П.О.Сухому присвоена ученая степень доктора технических наук. |
1941 |
22 июня. Тринадцать полков, вооруженных самолетами Су-2, вступили в бой с немецко-фашисткими захватчиками. |
1941 |
12 сентября. Старший лейтенант Екатерина Зеленко вела бой на Су-2 с семью "мессерами", один из них сбила огнем пулемета, другой таранила. Посмертно Екатерина Ивановна Зеленко награждена орденом Ленина. Астрономы в её честь назвали одну из малых планет "Катюшей". |
1943 |
Проводятся государственные испытания двухместного штурмовика Су-6. Он рекомендован в серию, но во время войны не было возможностей параллельно с ИЛ-2 выпускать ещё один штурмовик. |
1943 |
За создание штурмовика Су-6 П.О.Сухой был удостоен Государственной премии первой степени. |
1944 |
П.О.Сухой работает над экспериментальными истребителями Су-5, Су-7 с комбинированными силовыми установками - поршневой двигатель с различными усилителями. Усилители не были надежны. От постройки самолетов с ними пришлось отказаться. |
1944 |
Успешно прошел испытания штурмовик Су-8 с чрезвычайно мощным вооружением, надежной броневой защитой, с большой дальностью полета, предназначенный для штурмовки противника в глубоком тылу.
Решение о серийном производстве не было принято, так как война уже шла у границ Германии. Надобность в дальнем штурмовике отпала.
|
1945 |
П.О.Сухой получает задание создать учебно-тренировочный бомбардировщик. Самолет УТБ строился серийно и находился на вооружении ВВС. |
1946 |
13 ноября вышел на заводские испытания фронтовой истребитель Су-9 с двумя реактивными двигателями РД-10. Этот самолет хотя на строился серийно, но в нем было очень много технических новшеств: катапультируемое сиденье летчика, посадочный тормозной парашют, бустерное управление, которые стали обычными в авиации. |
1947 |
28 мая. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Г.М.Шиянов поднял в воздух самолет Су-11 с первым отечественным турбореактивным двигателем ТР-1, созданным А.М.Люлькой. |
1948 |
Построен истребитель-перехватчик Су-15, особенностью конструкции самолета была герметичная кабина. |
1949 |
Летом был готов к заводским испытаниям истребитель Су-17, впервые расчитанный на сверхзвуковую скорость. Совершенно новым для практики отечественной и зарубежной авиации был способ спасения летчика - отделяемая от фюзеляжа кабина. |
1949 |
Ноябрь. Принимается решение о расформировании КБ и завода, руководимых П.О.Сухим. П.О.Сухой переводится на работу в КБ Туполева заместителем главного конструктора. Он руководит летными испытаниями бомбардировщика Ту-14. |
1953 |
Май. Восстановление КБ Сухого и назначение его главным конструктором. |
1953 |
Сентябрь. П.О.Сухой докладывал о проектах новых самолетов со стреловидным и треугольным крылом, рассчитанных на скорость свыше 1800 км/ч, на заседании научно-технического совета министерства. |
1955 |
8 сентября. А.Г.Кочетко начинает испытания истребителя со стреловидным крылом, который стал вскоре основой для создания целого семейства самолетов с маркой Су. |
1955 |
За выдающиеся заслуги в области авиационной техники Сухой награжден орденом Ленина. |
1956 |
26 мая. Первый вылет истребителя-перехватчика с треугольным крылом. Его поднял Герой Советского Союза летчик-испытатель Владимир Николаевич Махалин. |
1956 |
9 июня. В.Н.Махалин в испытательном полете с форсированным двигателем АЛ-7Ф достиг на С-1 впервые в стране скорости 2070 км/ч, значительно превысиы заданную тактико-техническими требованиями к этому самолету скорость. |
1956 |
24 июня состоялся воздушный парад в Тушине, который стал триумфом советской сверхзвуковой авиации. В нем приняли участие и новые самолеты П.О.Сухого. |
1956 |
Сухой назначен генеральным конструктором авиационной техники. |
1957 |
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Н.И.Коровушкин на втором экземпляре Су-7 впервые в стране достигает высоты более 19000 метров. |
1957 |
Осень. Начались государственные испытания Су-7. |
1957 |
За выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники генеральному конструктору П.О.Сухому присвоено звание Героя Социалистического Труда. |
1957 |
12 июля. Вышел на заводские испытания новый истребитель-перехватчик П.О.Сухого. На нем впервые в практике отечественного самолетостроения применены боковые воздухозаборники. Самолет испытывали летчики Н.Коровушкин и Э.Элян. |
1958 |
Март. Посещение Леонидом Ильичем Брежневым завода, на котором внедрялся в серию самолет-перехватчик П.О.Сухого с треугольным крылом. |
1958 |
П.О.Сухой избирается депутатом Верховного Совета СССР. |
1959 |
Апрель. Подготовлен к заводским летным испытаниям созданный на основе Су-7 первый в стране истребитель-бомбардировщик Су-7Б с двигателем АЛ-7Ф.
Первым его поднял в воздух заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Степанович Соловьев. Этому самолету суждено было стать долгожителем сверхзвуковой авиациоей.
|
1959 |
14 августа. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин на самолете П.О.Сухого Т-431 установил мировой рекорд высоты полета, равный 28852 м. |
1960 |
28 мая. На самолете П.О.Сухого Т-405 летчик Б.М.Адрианов установил абсолютный мировой рекорд скорости на 100-километровом замкнутом маршруте, равный 2092 км/ч. |
1962 |
4 ноября В.С.Ильюшин на самолете Т-431 установил абсолютный рекорд высоты горизонтального полета, равный 21270 м. |
1962 |
25 сентября. Летчик Анатолий Кознов на самолете П.О.Сухого на 500-километровом маршруте установил мировой рекорд скорости, равный 2337 км/ч. |
1965 |
Май. Начато проектирование первого в СССР самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла. |
1965 |
10 июля. П.О.Сухой награжден второй Золотой медалью "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда. |
1966 |
2 августа. Методический совет ЛИИ под председательством М.Л.Галлая дал разрешение на вылет первого в стране самолета с изменяемой геометрией крыла, созданного в КБ П.О.Сухого. |
1966 |
22 июля. За создание новейших образцов авиационной техники коллективы завода и КБ П.О.Сухого награждаются орденом Ленина. |
1967 |
Июль. Участие несколько новых самолетов КБ Сухого на авиационном параде в Домодедове.
Заслуженный летчик-испытатель Е.К.Кукушев демонстрирует взлет и посадку самолета с изменением стреловидности крыла при различных маневрах, серию фигур высшего пилотажа, полет на малой и большой скоростях.
|
1968 |
Июль. П.О.Сухому присуждена Ленинская премия. |
1972 |
2 августа. Начались испытания нового экспериментального самолета П.О.Сухого, рассчитанного на скорость 3000 км/ч. |
1975 |
10 июля. П.О.Сухой награжден орденом Ленина. |
1975 |
15 сентября. Кончина П.О.Сухого. |
1975 |
Декабрь. Президиум Академии Наук СССР за выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники присудил медаль №1 имени А.Н.Туполева посмертно генеральному конструктору Павлу Осиповичу Сухому. |
1977 |
Март. КБ присвоено имя Павла Осиповича Сухого. |
1977 |
Декабрь. Открытие памятника П.О.Сухому в городе Гомеле. |