Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

—тать€ ё.Ќ.ѕопова "ќ некоторых проблемах сверхзвуковой пассажирской авиации (»з истории создани€ —ѕ— “у-144, 1968-1975гг.)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ќ некоторых проблемах сверхзвуковой пассажирской авиации (из истории создани€ —ѕ— “у-144, 1968-1975гг.)
ё.Ќ.ѕопов

Ўирокое развитие гражданской авиации в начале 60-х годов, а также имевшийс€ опыт эксплуатации сверхзвуковой военной авиации поставили на повестку дн€ вопрос о возможности создани€ сверхзвуковых пассажирских самолетов, позвол€ющих существенно сократить врем€ в пути на трассах большой прот€женности.
»сследовани€ по созданию сверхзвукового пассажирского самолета вели как крупнейшие авиастроительные фирмы јнглии, ‘ранции, —Ўј, так и в ———– в нашем (јЌ“  им. “уполева) ќ Ѕ. ќднако, дл€ создани€ —ѕ— необходимо было решить р€д научно-технических проблем, с которыми ни дозвукова€ пассажирска€, ни военна€ сверхзвукова€ авиаци€ не сталкивались.
ќсновными проблемами €вл€лись следующие:
а) необходимо было существенно (на 2-3 единицы) повысить аэродинамическое качество самолета на сверхзвуковых скорост€х по сравнению с достигнутым на сверхзвуковых военных самолетах; решить вопросы устойчивости и балансировки самолета при полетах в дозвуковой, трансзвуковой и сверхзвуковой област€х;
б) необходимо было создать теплостойкие конструкционные материалы, смазки, герметики, а также разработать типы конструкций, длительно работающих в услови€х циклического аэродинамического нагрева;
в) необходимо было создать мощные экономические двигатели, работающие в услови€х сверхзвукового полета; решить проблему создани€ высокоэффективных, регулируемых воздухозаборников, работающих в широком диапазоне скоростей и высот;
г) необходимо было разработать принципы создани€ новых систем кондиционировани€, обеспечивающих комфортные услови€ пассажирам и экипажу на больших высотах (до Ќ=20 км) и при нагреве элементов конструкции планера до +120о —;
д) необходимо было создать р€д автоматических устройств и систем, обеспечивающих автоматическое управление полетом, точную навигацию в услови€х длительного сверхзвукового полета и автоматической посадки;
е) необходимо было изучить экологические особенности полетов сверхзвуковых самолетов, св€занных с выбросом в атмосферу на больших высотах большого количества газов двигателей, вли€ние звукового удара на живые организмы, природу и строени€;
ж) при создании самолета необходимо было вписать его в существующую систему аэропортов, в действующую систему управлени€ воздушным движением. ƒл€ решени€ перечисленных и других проблем потребовалось провести колоссальный объем научно-исследовательских и стендовых отработок. ¬ качестве иллюстрации можно привести следующие данные; в трубах ÷ј√» было продуто около 100 аэродинамических моделей, было испытано на прочность несколько сот типов образцов конструкции, включа€ постройку натурных частей планера, был создан натурный стенд системы кондиционировани€ с имитацией кинетического нагрева фюзел€жа. Ёти проведенные работы позволили решить принципиальные вопросы создани€ оптимального варианта первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. –аботы по созданию “у-144 велись под непосредственным руководством и личном участие √лавного, а в последствии √енерального конструктора јлексе€ јндреевича “уполева. ¬едущим конструктором по самолету был ѕопов ё.Ќ.
—ледует отметить большую заслугу производства предпри€ти€ по постройке первого опытного образца самолета “у-144. Ќеобходимо было освоить многие новые материалы, технологические процессы производства и монтажа, учитыва€ специфику конструкций самолета и требовани€ к его внешней поверхности. ќперативное руководство производством самолета осуществл€ли в то врем€ заместители √лавного инженера тт. Ќиколаев ¬.Ќ., ƒубровский ¬.‘. ѕервый экземпл€р самолета был закончен производством в 1968 году.
¬ работе по созданию самолета “у-144 принимали участие коллективы многих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро авиационной промышленности. ѕервый полет сверхзвуковой пассажирский самолет выполнил впервые в мире 31 декабр€ 1968 года. ѕилотировал самолет экипаж в составе: ≈л€н Ё.¬. - командир корабл€,  озлов ћ.¬. - второй пилот, —еливерстов ё.“. - бортинженер, Ѕендеров ¬.Ќ. - ведущий инженер по испытани€м.
Ќа самолете “у-144 в испытательном полете была достигнута скорость 2560 километров в час.
—амолет “у-144 демонстрировалс€ на ѕарижском авиационном салоне. ¬ 1971-1972 годах самолет “у-144 совершил р€д демонстрационных полетов по столицам социалистических стран - ѕрага, Ѕерлин, ¬аршава, —офи€, Ѕудапешт. ¬езде, где по€вл€лс€ самолет “у-144, он вызывал интерес не только научных кругов, но и широкой публики, и нагл€дно демонстрировал успехи —оветского —оюза в развитии авиационной техники.
¬ декабре 1975 года на самолетах “у-144 началась регул€рна€ эксплуатаци€ по перевозке почты и грузов на трассе ћосква - јлма-јта, а с 1 но€бр€ 1977 года началась эксплуатаци€ самолета с пассажирами.
¬ св€зи с большими расходами топлива на самолете с двигател€ми Ќ.ƒ. узнецова самолет был модифицирован и на нем были установлены новые мощные бесфорсажные двигатели, которые позволили существенно повысить летно-технические характеристики. —амолет “у-144ƒ с этими двигател€ми прошел √осударственные испытани€.
Ѕольшую работу по —ѕ— - “у-144ƒ выполнил заместитель √енерального конструктора Ѕ.ј.√анцевский.
Ќаучные проблемы и технические задачи дл€ проекта —ѕ—-2
—озданные у нас в ———– и на «ападе сверхзвуковые пассажирские самолеты характеризуютс€ значительно большими, чем на дозвуковых пассажирских самолетах, расходами топлива и имеют более высокую стоимость в св€зи с насыщенностью более сложными автоматическими устройствами и системами. ¬следствие этого —ѕ— по экономичности ниже, чем дозвуковые самолеты подобного класса.  роме того, необходимо учитывать уменьшение запасов нефти и, как следствие, серьезное отношение к рациональному расходу жидкого топлива. Ёти предпосылки привели к широким исследовани€м, направленным на улучшение экономики —ѕ—, созданию самолета, конкурентноспособного с дозвуковыми пассажирскими самолетами. Ёто нашло отражение в разработке проектов сверхзвукового самолета II поколени€.
ѕри разработке проекта —ѕ—-II необходимо решить следующие основные задачи:
1. —илова€ установка. ’арактеристики двигател€ и силовой установки €вл€ютс€ определ€ющими характеристики самолета в целом. ¬ажнейша€ задача состоит в создании двигател€, удовлетвор€ющего комплексу требований, иногда противоречивых - это экономичность на различных режимах работы, малый вес и габариты, низкие уровни шума, малый выброс —ќ и дыма в атмосферу. Ёти противоположные требовани€ привели к концепции создани€ двигател€ измен€емого цикла (ƒ»÷), приспосабливаемого к услови€м на каждом этапе полета. Ќеобходимо проектирование силовой установки как единого комплексного модул€, включающего в себ€ регулируемый воздухозаборник с автоматикой управлени€, мотогондолу с двигателем, регулируемую сопловую часть с устройствами шумоглушени€ и реверсировани€ т€ги.
2. јэродинамическа€ компоновка. «адача состоит в повышении на 1-2 единицы максимального аэродинамического качества по сравнению с существующими —ѕ—. Ётого можно добитьс€ путем оптимизации формы крыла в плане уточнени€ деформации серединной поверхности крыла и получени€ в крейсерском полете максимального приближени€ к оптимальной аэродинамической форме. Ѕольшое значение может иметь тщательна€ аэродинамическа€ доводка отдельных агрегатов и их сочетание между собой.
3. ¬ области конструкции и систем. Ќеобходимо существенно снизить вес оборудовани€ на самолете. ¬ести работы по снижению веса пустого самолета путем широкого внедрени€ композиционных материалов, увеличени€ габаритов используемых полуфабрикатов с уменьшением количества конструктивных стыков.
Ќаиболее сложным будет решение системы управлени€ самолетом. ќна должна обеспечить полет в дозвуковой зоне в области статической неустойчивости. Ёто позволит в значительной степени упростить и облегчить топливную систему самолета, котора€ должна обеспечивать выработку топлива при практически посто€нной центровке.
"»з истории —оветской јвиации" (  60-летию ќ Ѕ им.ј.Ќ.“уполева),ћ.1982г.
 
—сылки по теме:
  • ‘отографии самолета “у-144
  •  

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты