Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Ь–Ю–°–Ъ–Т–Р –Э–Х –Ю–°–Ґ–Р–Э–Х–Ґ–°–ѓ –С–Х–Ч –Р–Т–Ш–Р–¶–Ш–Ю–Э–Э–Ю–Щ –°–Т–ѓ–Ч–Ш. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ь–¶ –Р–£–Т–Ф. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћетчики. —борник. —ост. ¬. ћитрошенков.


"«јў»ўјя H≈Ѕќ ќ“„»«Hџ"

». ожедуб


(ѕродолжение)

ѕо почину комсомольцев в 1942 году на самолетостроительных предпри€ти€х широко развернулось ¬сесоюзное социалистическое соревнование, и вскоре началось формирование комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Ѕригада √. »звекова, сменна€ выработка которой достигала 800 и даже 1000 процентов, носила звание лучший фронтовой бригады авиационной промышленности, долгое врем€ удерживала переход€щее знам€ ÷  ¬Ћ —ћ. Hе раз, возвраща€сь с боевого задани€, мы с благодарностью думали о самоотверженном труде этих п€тнадцати-двадцатилетних реб€т (именно таким был возраст половины состава фронтовых бригад).

ј сколько боевых машин было построено на средства, собранные комсомольцами! Ѕлагодар€ их усили€м в фонд авиапромышленности было внесено более двух миллиардов рублей. Hа одном из 2565 самолетов, построенных на средства комсомольцев, летал дважды √ерой —оветского —оюза јлександр ћолодчий. ѕозже ÷  ¬Ћ —ћ оказал ему высокое доверие, вручив именной самолет "ќлег  ошевой". Hеув€даемой славой покрыли себ€ и эскадрильи именных машин "’абаровский комсомолец", " омсомолец  узбасса", "ярославский комсомолец", " омсомолец «апол€рь€".

¬елика€ ќтечественна€ война показала, что гигантские взлеты человеческого духа - бескорысти€, самоотверженности, героизма - результат кропотливой воспитательной работы  оммунистической партии, Ћенинского комсомола.

ƒл€ мен€ и моих товарищей образцом служени€ –одине, выполнени€ воинского долга всегда были такие коммунисты, как делегат XVIII съезда партии »гнатий —олдатенко, ¬ано √абуни€, мой фронтовой учитель комэск ‘едор —еменов.

 ак-то прилетел на наш фронтовой аэродром командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса √ерой —оветского —оюза генерал ».—.ѕолбин - самолеты полка должны были сопровождать его бомбардировщики на боевое задание. ƒеловой разговор с ѕолбиным стал большим событием в нашей жизни, многому научил. ƒержалс€ он просто. ¬нимательно прислушивалс€ к каждому слову, заинтересованно обсуждал каждое предложение. Ёто подкупало. ѕолбин был человеком, о мастерстве которого, отваге мы столько слышали и читали, теоретиком и практиком многих новых приемов бомбометани€. » в то же врем€ слава не мешала ему быть простым в обращении, внимательным к нам, молодым офицерам. √отовым помочь дельным советом, поделитьс€ опытом, который был так нам необходим.

ѕозже в своих воспоминани€х ћаршал —оветского —оюза ».—. онев так писал о нем: "ƒважды √ерой —оветского —оюза генерал ѕолбин, командир гвардейского бомбардировочного корпуса, был очень храбрым, € бы даже сказал - безумно храбрым человеком. ѕричем эта храбрость сочеталась у него с высокими командирскими и организаторскими качествами..."

Hа страницах этой книги читатель встретитс€ со знаменитым летчиком —тепаном ѕавловичем —упруном. ƒепутат ¬ерховного —овета ———–, великолепный испытатель, —тепан —упрун стал первым советским воином, награжденным второй медалью "«олота€ «везда".   сожалению, тоже посмертно был награжден «олотой «вездой јлександр √оровец, только в одном бою сбивший дев€ть самолетов. ƒважды √орой —оветского —оюза Ћеонид Ѕеда совершил за врем€ войны 213 боевых вылетов и воспитал целые поколени€ летчиков в мирное врем€. ћолодые читатели смогут еще раз пролистать славные и незабываемые страницы героической истории нашей –одины, ”знав о жизни и подвигах ѕолбина, ’лобыстова, —афонова, ¬ласова - лучше пон€ть людей поколени€, чью высокую судьбу разделили их отцы или деды.

Hу а кроме того, современного молодого человека особо привлекают профессии, в основе своей имеющие героикоромантическое начало. ¬р€д ли кто станет отрицать романтический характер профессии летчика, в особенности военного летчика. ’от€ бы уже потому, что к человеку, севшему за штурвал самолета, предъ€вл€ютс€ особые, € бы сказал, повышенные требовани€. ¬о всех отношени€х.

Ўироко бытующее сейчас выражение "романтика будней" как нельз€ больше подходит к повседневной жизни авиатора.  аждый день, каждый тренировочный полет, все, что пережил летчик за врем€ полета, может стать темой целого увлекательного повествовани€. Ћюбому авиатору есть что вспомнить, что рассказать о товарищах, о себе, о своей нелегкой, но интересной и, главное, необходимой профессии.

Hо € ни в коем случае не хочу, чтобы молодой читатель восприн€л мои слова как призыв: "»дите только в авиацию". ¬едь и конечном итоге ценность прожитых лет определ€етс€ не профессией, а тем, что на выбранном поприще ты сумел сделать нужного и полезного дл€ людей.

¬ пору своей юности € очень любил авиацию. —ледил, как и все тогда, за ее достижени€ми. Hо летчиком стать не собиралс€. ”чилс€ в техникуме в небольшом тогда городе Ўостке. ѕосле учебы думал пойти работать на завод. Hо до сих пор помню, как остро мы переживали событи€, происходившие за рубежом. ‘ашизм не был дл€ нас отвлеченным пон€тием. ¬ нем мы видели реального, готового в любой момент напасть врага. ћы понимали, что, кем бы мы ни стали впоследствии, к защите –одины надо быть готовым. ¬от почему вместе с другими ровесниками € пришел в осоавиахимовский аэроклуб.

“ак что военным летчиком € стал в силу внутренней необходимости. » профессию свою полюбил по-насто€щему, когда пон€л, что особенность ее не в том, что все по земле ход€т, а ты летаешь, словно птица, не в присущей ей по сравнению с другими героичности - подвиги совершают далеко не все и не каждый день, а в чувстве радости от победы над трудност€ми в процессе постижени€ нового, в гордости от того, что узнаешь свое дело и справл€ешьс€ с ним все лучше и лучше. ¬ понимании, что и сам измен€ешьс€ дл€ пользы дела. —обственно говор€, романтической становитс€ дл€ человека люба€ професси€, которой он с истинной увлеченностью отдает всего себ€, который преданно и бескорыстно служит. Hаперекор вс€кого рода испытани€м, сложност€м, а возможно, и неудачам.

Hо есть в профессии летчика и свое, особенное. —тоит только раз вз€ть в руки штурвал, подн€ть самолет в воздух - и ты покорен раз и навсегда.  онечно же, здесь играет роль и ощущение полета, скорости, власти своей над машиной. ј главное, доминирующее - в другом. ѕолет, бой, реальный или учебный (как у нас прин€то говорить, с условным противником), изобилует массой критических ситуаций, в которых предельно полно вы€вл€ютс€ все возможности человека - физические, психические, моральные. ѕроходит проверку мастерство летчика, глубина и прочность его знаний, мера ответственности за успешное выполнение боевого задани€. Hедаром известный советский авиатор ћихаил √ромов сказал как-то, что дл€ того, чтобы летать, очень важно знать, как управл€ть самопетом, но еще важнее знать, как управл€ть самим собой.

ѕрочитав эту книгу, вы, читатель, узнаете о люд€х, €вл€ющих всей жизнью своей гордость нашей профессии. ¬ы увидите, как шли они к совершенству в овладении ею, к высшей точке этого совершенства - к подвигу.  онечно, после окончани€ войны прошло более тридцати лет. јвиаци€ изменилась. ¬оенно-воздушные —илы стали за эти годы грозной боевой силой, надежно обеспечивающей безопасность нашего государства, стран социалистического содружества. Hа их вооружении находитс€ новейша€ техника. —овременный самолет, по сути дела, - цела€ лаборатори€ с комплексом сложнейших приборов, автоматических систем, счетно-решающих устройств. —егодн€шние военные летчики освоили уже третье поколение боевых реактивных самолетов, воплощающих в себе высшие достижени€ передовой науки и техники. ј какие скорости, высоты - предельно малые и стратосферные. ћы в свое врем€ об этом и мечтать не могли.

ћогучее вооружение, возросша€ дальность полетов, надежность систем управлени€, способность эффективно поражать цели значительно расширили спектр решаемых авиацией задач. ¬плоть до задач стратегического масштаба. ¬озьмем дл€ примера дальнюю авиацию. —тратегический ракетоносец - можно сказать, летающа€ пускова€ установка - способен преодолеть довольно большие рассто€ни€ и нанести точный ракетный удар по цели, не попада€ в "лапы" средств ѕ¬ќ противника.

ќдним словом, врем€ коренным образом изменило военную авиацию во всех отношени€х. ¬ы можете спросить, что же, выходит, техника оттеснила человека? —низила требовани€ к нему как к специалисту? ћол, вс€ основна€ т€жесть лежит на прочных плечах хитроумной автоматики?

Hет, это не так. “ехническа€ оснащенность возросла, а вместе с ней возросли и требовани€, предь€вл€емые к летчику. —егодн€шний пилот немыслим без глубоких инженерных знаний, тактического мастерства, отличной физической и психологической подготовки к разного рода перегрузкам, возможным стрессовым ситуаци€м. ¬ этой св€зи хочу вспомнить один из своих первых вылетов на реактивном истребителе ћи√-15. —амолет этот тогда только осваивалс€, проводились учебно-тренировочные полеты в сложных метеоуслови€х. ¬ воздухе летчика иногда подстерегало €вление иллюзий. —осто€ние это наступало внезапно, как потер€ сознани€ при кислородном голодании. ћне уже знакомы были подобные вещи. »ллюзии возникали и во врем€ боевых вылетов, когда внезапно € попадал в неблагопри€тные услови€ погоды. Hо тогда скорости были меньше, и € успевал выводить машину почти у самой земли. –еактивный самолет с его скоростью мен€л многое.

¬ыполнив задачу, перехватив и сбив цель, € возвращалс€ на аэродром и уже заходил на посадку. ¬ошел в облака. » тут мне стало казатьс€, что € лечу на боку. ”силием воли заставил себ€ поверить показани€м приборов, пилотировать строго по ним. Hелегко было пересилить иллюзию, но зато тогда € впервые пон€л, что требовани€ к летчику изменились. –оль его возрастает. –оль знаний, волевых качеств. ћы понимали, что и самое незначительное про€вление расхл€банности, недисциплинированности на земле, при подготовке к полету, может привести в воздухе к серьезным последстви€м.

“ак постепенно вырабатывалось умение в новой дл€ нас, бывших фронтовиков, обстановке во врем€ тренировочных полетов в короткие промежутки времени. принимать правильные решени€ и выходить победител€ми.

¬ 1948 году реактивна€ авиаци€ была еще только на подходе к сверхзвуковым скорост€м. —ейчас уже за штурвал самолота сад€тс€ люди с высшим инженерным образованием, получившие всестороннюю подготовку в военных авиационных училищах. ќни встают на охрану воздушных рубежей —оветского —оюза, восприн€в душой и сердцем славные боевые традиции лучших сынов ќтчизны. “радиции станов€тс€ досто€нием сегодн€шних бесстрашных соколов, особой чертой профессиональной гордости. –азве нет в этом романтики - вз€в эстафету, достойно продолжать дело, начатое задолго до теб€?

¬споминаю, как на торжественном приеме, посв€щенном 50- летию ¬Ћ —ћ, ≈.ћ.“€жельников вручал почетную награду - знак "¬оинска€ доблесть" - выпускнику „ерниговского высшего военного авиационного училища летчиков имени Ћенинского комсомола ёрию  ожушкину.

¬о врем€ полета самолет перестал слушатьс€ летчика. ¬ этих сложных услови€х, когда счет времени идет на мгновени€, ёрий сумел вывести самолет из штопора и посадить почти не управл€емую машину на поле. ћастерство, высокое самообладание помогли найти путь к выходу из критической ситуации, спасти машину.

«орко охран€ют созидательный труд советского народа военные летчики.  ак и прежде, они в полной готовности по призыву партии выступить на защиту своей –одины.  ак-то, отвеча€ на вопрос о том, что же €вл€етс€ внутренним стержнем готовности к подвигу в мирное врем€, трижды √ерой —оветского. —оюза маршал авиации ј.».ѕокрышкин высказал очень верную мысль: "«а врем€ минувшей войны, за долгие годы службы € убедилс€, что таким стержнем служит идейна€ зрелость, глубокое понимание своей личной ответственности за судьбы –одины. »менно эти качества советского человека, воспитываемые нашим советским образом жизни, всей целенаправленной, настойчивой работой партии, в масштабах всего нашего общества составл€ют могучий социально-политический фактор. –одившись с победой ќкт€бр€, этот фактор усиливаетс€ по мере вашего движени€ вперед".

јвиаци€ стала тем порогом, переступив который человек вышел в космос. Ёто направление в динамике развити€ профессии летчика предугадал еще великий ÷иолковский. ћногие космонавты начинали свой путь в космос за штурвалами боевых самолетов. —тановление и развитие космонавтики тесно св€зано с совершенствованием авиационной техники.

¬ид€ перспективу сегодн€шней авиации, мне кажетс€, будет интересно и полезно окунутьс€ в ее боевое прошлое.

я буду искренне рад, если дл€ кого-то, кто прочитает эту книгу, с ее помощью определитс€ или, по крайней мере, наметитс€ дальнейший жизненный путь. ѕуть в военную авиацию. —ама ее истори€ свидетельствует: традиции не умирают. «аложенные в свое врем€ лучшими людьми одного поколени€, они неизменно наследуютс€ и преумножаютс€ новым поколением, молодежью сегодн€шнего дн€.

».  ожедуб, трижды √ерой —оветского —оюза







—ќƒ≈–∆јH»≈

». ожедуб «јў»ўјя H≈Ѕќ ќ“„»«Hџ

ћ.Ѕарабанщиков, ј.Hекрылов ».—.ѕќЋЅ»H

¬.‘алеев —“≈ѕјH —”ѕ–”H

Ѕ.„убар јЋ≈ —≈… ’ЋќЅџ—“ќ¬

ё.ѕлатонов H» ќЋј… ¬Ћј—ќ¬

ј.√ригорьев Ѕќ–»— —ј‘ќHќ¬

¬.—тепаненко јЋ≈ —јHƒ– √ќ–ќ¬≈÷

H.јндреев, ¬.ќвс€нников Ћ≈ќH»ƒ Ѕ≈ƒј





–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2003


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты