Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х: –Ь–Х–Ф–Ш–Р–У–Р–Ы–Х–†–Х–ѓ
VRML- –Љ–Њ–і–µ–ї—М –°-37>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћетчики. —борник. —ост. ¬. ћитрошенков.


Ѕќ–»— —ј‘ќHќ¬

ј.√ригорьев


"ѕервый успех в воздухе: сбит "хейнкель" - фашистский бомбардировщик ’е-111. ѕочин сделан старшим лейтенантом Ѕорисом ‘еоктистовичем —афоновым. ѕодробности таковы. ‘ашисты бомбили ѕол€рное и ¬аенгу. Hашими истребител€ми они были атакованы еще до подхода к цели. Hа истребителе —афонова установлены эрэсы, и он в первой же атаке удачным выстрелом повредил самолет противника. “от стал уходить в море, преследуемый —афоновым. ѕреследование закончилось у бухты «еленцы: там "хейнкель" упал в воду и погиб.

...—афонов - герой дн€. », думаю, не только одного дн€. ќн общий любимец, этот типичный русак из-под “улы. ќтличный, волевой летчик. Ўирокоплечий, с открытым русским лицом, с пр€мым взгл€дом больших карих глаз. —тоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. —амолетом владеет в совершенстве. ѕо отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и рассто€ни€. Hетороплив, обсто€телен - по характеру насто€щий летчик со всеми данными командира. Hадо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. ѕобольше бы нам таких соколов" - такую запись сделал в своем дневнике командующий —еверным флотом адмирал ј.√.√оловко 24 июн€ 1941 года, на третий день войны.

ѕуть в небо у Ѕориса —афонова обычен дл€ его сверстников. Ўкола-семилетка, затем школа фабрично-заводского ученичества (‘«”), готовивша€ специалистов паровозного дела. ¬ этой же школе Ѕориса —афонова прин€ли в р€ды ¬Ћ —ћ. » наверное, стал бы Ѕорис железнодорожником, если бы комсомол не объ€вил на своем IX съезде о шефстве над ¬оенно-¬оздушными —илами.

—реди тыс€ч комсомольцев, устремившихс€ в небо, был и Ѕорис —афонов. ќн становитс€ членом кружка планеристов при школе летчиков ќсоавиахима, котора€ впоследствии была переименована в “ульский аэроклуб. »менно там формировались необходимые дл€ пилота качества - самосто€тельность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность.

Ѕлагополучно пройд€ медицинскую комиссию, которой побаивалс€, поскольку был левшой, —афонов становитс€ учеником летчика в том же “ульском аэроклубе. Hачались усердные зан€ти€ теорией, наземна€ подготовка.  ак-то товарищи Ѕориса обратили внимание на то, что он перед сном зажмуривает глаза и что-то про себ€ шепчет. “ак один вечер, другой... «атем кто-то не выдержал и спросил:

- Ѕор€, что ты делаешь перед сном?

ќказываетс€, на сон гр€дущий он мысленно проходил взгл€дом по приборной доске, наход€щейс€ перед пилотом. чтобы получше закрепить то, что днем отрабатывали, сид€ в кабине самолета. ¬скоре и товарищи —афонова перен€ли его способ постижени€ авиационной науки, мысленно отрабатыва€ перед сном все рекомендации  ”Ћѕа (курса учебно-летной подготовки).

Hо вот наступил день, когда учлеты должны были впервые самосто€тельно подн€тьс€ в воздух на самолете. —афонов попал в группу инструктора ¬алентины —тепановны √ризодубовой, ставшей впоследствии √ероем —оветского —оюза и вписавшей немало славных страниц в историю советской авиации.

¬первые Ѕорис вз€лс€ за ручку самолета ”-2 и на разборе удостоилс€ похвалы инструктора: "ћолодец!" ќдним из первых Ѕорис —афонов вылетел самосто€тельно - удивл€тьс€ этому не приходитс€: сама незаур€дна€ летчица, ¬алентина —тепановна заметила в Ѕорисе то, что называетс€ талантом.

¬ августе 1933 года после успешного окончани€ аэроклуба Ѕориса направили в школу военных летчиков в  ачу.

Ѕудущим пилотам доставалось изр€дно: приходилось заниматьс€ по 12-14 часов в день, осваивать теорию полета и одновременно овладевать практикой вождени€ боевого самолета.

»нструктором у Ѕориса —афонова оказалс€ »ван јндреевич јристов. ”частник гражданской войны, опытный летчик, он стремилс€ выработать у своих питомцев самосто€тельность, инициативу в настойчивость в достижении поставленной цели.

- —амолет и мотор вы должны знать как свои п€ть пальцев! - говорил он курсанту. - Ћетчик-истребитель в воздухе один, и поэтому он должен уметь хорошо ориентироватьс€ в воздухе, знать устройство машины за всех авиационных специалистов так, чтобы в случае вынужденной посадки мог при случае и исправить машину. ј главное, вы должны быть всегда готовы к воздушному бою с противником, которого должны первым обнаружить и об€зательно уничтожить!

ѕервый полет принес Ѕорису огорчение.

¬место замечаний, которые ему надлежало сделать, неразговорчивый инструктор сказал —афонову:

- ¬ы можете и должны летать лучше. ѕродумайте свои недостатки в полете.

» позднее Ѕорис не раз чувствовал, что инструктор к нему относитс€ гораздо требовательнее, чем к другим курсантам: он был посто€нно недоволен полетами —афонова.

Hаконец настал день, когда Ѕорис впервые совершил полет без замечаний. јристов отозвал Ѕориса в сторону и несвойственным ему м€гким тоном произнес:

- ≈сть в тебе божь€ искра! Hо учти - кому много дано, с того многое и спрос€т! ѕоэтому, чтобы по-насто€щему овладеть мастерством, тебе надо еще летать и летать...

Hадо сказать, что чувство неудовлетворенности самим собой надолго, пожалуй, даже навсегда, поселилось в его душе.

¬  ачинской школе Ѕорис по-насто€щему увлекс€ изучением трудов классиков марксизма-ленинизма. ќн готовилс€ к вступлению в р€ды  оммунистической партии и сам вел зан€ти€ политкружка. “оварищи по учебе избрали его членом комсомольского бюро.

¬ конце но€бр€ 1934 года, в дев€тнадцать лет, Ѕорис —афонов стал летчиком-истребителем. ѕо технике пилотировани€, воздушной стрельбе и знанию материальной части —афонов получил высшую оценку.  роме того, в характеристике было отмечено, что он обладает быстрой реакцией в воздухе, находчив, сообразителен и в достаточной степени инициативен. ѕожалуй, несколько слов из этой характеристики передают всю сущность летного характера —афонова: "Ћюбит воздушный бой".

¬ декабре того же года Ѕориса —афонова направили к дальнейшему месту прохождени€ службы - в Ѕелорусский военный округ. » на новом месте —афонову повезло (надо сказать, что тем, кто полностью себ€ отдает любимому делу, всегда везет!) - он попал в 40-ю авиационную бригаду, которой командовал яков ¬ладимирович —мушкевич, впоследствии дважды √ерой —оветского —оюза. ¬ступив добровольно в р€ды  расной јрмии еще в годы гражданской войны, —мушкевич был политработником сначала в кавалерии, затем в авиации. ѕозже по личной инициативе он в совершенстве овладел летным мастерством, стал первоклассным летчиком. ¬се, что он знал и умел, —мушкевич старалс€ передать своим подчиненным.

ѕриход —афонова в строевую часть совпал со временем прин€ти€ на вооружение новых самолетов »-15, »-16, »-153, ставших гордостью советской авиации. » снова Ѕорис изучает новые машины, аэродром и местность на радиус полета истребител€.

„аще всего Ѕориса можно было застать в библиотеке части. —ам увлекающа€с€ натура, он умел заинтересовать и товарищей. ѕопалась ему любопытна€ книжка о ѕ.H.Hестерове, человеке многогранного таланта. Hаиболее интересные эпизоды Ѕорис выписывает в специальную тетрадь, а вечером пересказывает друзь€м.

- ¬оенный летчик не может обойтись без умени€ делать фигуры высшего пилотажа: глубокие виражи и скольжени€, перевороты и петли должны быть об€зательной программой дл€ летчика, который не захочет на войне играть роль курицы или мирного голуб€. ”частие авиации в будущей войне сведетс€ к борьбе между самолетами различных типов. Hеизбежные воздушные бои будут схожи с нападени€ми €стребов на ворон... ј кто захочет быть вороной?

Ѕориса —афонова в самосто€тельный полет на самолете »-16 выпускал комбриг я.¬.—мушкевич.







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2003


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты