Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћетчики. —борник. —ост. ¬. ћитрошенков.


Ћ≈ќH»ƒ Ѕ≈ƒј

H.јндреев, ¬.ќвс€нников


ѕлощадь ѕобеды в  устанае - одна из центральных в городе. «десь, установлен бронзовый бюст почетному гражданину  устана€ дважды √ерою —оветского —оюза Ћеониду »гнатьевичу Ѕеде. «емл€ки с глубокой благодарностью вспоминают отважного воина-коммуниста. —юда часто приход€т пионеры, школьники, студенты и колхозники, рабочие и военнослужащие, чтобы почтить пам€ть прославленного геро€, дать кл€тву юного ленинца и первый в жизни пионерский салют, прин€ть из рук ветерана комсомольский билет, положить у подножи€ цветы.

Hо его помн€т не только в  устанае. ¬ белорусском городе Ћиде Ѕеда - почетный гражданин. »м€ его - в сердцах ветеранов войны, боевых товарищей, воинов части, в списки которой он навечно зачислен, всех советских людей.

≈сть в  азахстане под  устанаем село Hово-ѕокровка. “ам в августе 1920 года в семье кресть€нина »гнати€ яковлевича Ѕеды родилс€ сын Ћеонид. ¬ том селе прошло его детство.

¬р€д ли кого из сельских мальчишек так влекло к машинам, как Ћеню Ѕеду. ¬ечно он вертелс€ около трактористов, механиков, дотошно расспрашивал о назначении того или иного агрегата, как работают части механизма. » все пыталс€ чем-то помочь. —таршие, вид€ любознательность паренька, интерес к технике, не отгон€ли его, разрешали выполн€ть несложные работы.

—частливый, весь перепачканный мазутом, прибегал он домой. ћари€ јнтоновна, мать Ћеонида, только всплескивала руками:

- √де же так измазалс€, горюшко ты мое?

- ƒа не бранитесь, мамо. я д€дьке ѕетру трактор помогал чинить! - оправдывалс€ Ћен€.

ѕервое врем€ опасались, что сыну скоро надоест совершать многокилометровые прогулки. Hо они ошиблись. Ћеонид настойчиво училс€. — особым увлечением он занималс€ физикой и математикой.

 ак-то отец и мать поехали погостить к родственникам в город  устанай и вз€ли Ћеню с собой. «десь он впервые увидел самолет. јэроплан низко летел над домами. ” Ћеонида буквально дух перехватило от изумлени€. ƒолго он расспрашивал отца и мать про самолет: почему да как летает? Hо родители ничего сами не знали об этом.

ќкончена семилетка.  уда дальше? ’отелось поближе к технике, в машиностроительный институт, но не было среднего образовани€. ≈го близкий друг и учитель начальной школы H.”довиченко посоветовал:

- ѕошли документы в ”ральск на подготовительное отделение учительского института. «акончишь его и сможешь тогда поступить в машиностроительный.

“ак и сделал Ћен€ Ѕеда. ј экзамены в машиностроительный сдавать не пришлось. ќтец и мать уговорили поступать в учительский институт. ”ж очень им хотелось видеть своего сына учителем. Ёта професси€ была почитаема€ на селе. » Ћеонид уступил. “ак он стал студентом физико-математического отделени€. ≈го сразу избрали членом комсомольского бюро, ответственным за организацию ќсоавиахима.   тому времени местный аэроклуб создавал парашютный кружок. Ћеониду Ѕеде было предложено подобрать дл€ кружка группу студентов. ѕервый же человек, которого он решил сагитировать, сказал: "«апишешьс€ ты, тогда и € пойду". «а ним в кружок вступили многие однокурсники.

ѕосле зан€тий студенты направл€лись за город в аэроклуб. ќни изучали устройство парашюта, его укладку, правила прыжков с самолета, прыгали с парашютной вышки.

Hастал день 1 июл€ 1939 года, который на всю жизнь запомнилс€ Ћеониду. –аннее тихое утро. »нструктор дает последние наставлени€, и кружковцы сад€тс€ в самолет.  ороткий разбег, и он в воздухе. Ћеонид жадно пот€нулс€ к иллюминатору, чтобы впервые увидеть землю с выослепленный €рким солнцем.

- ѕошел! - услышал он команду.

Ћеонид еще раз поправил л€мки парашюта и шагнул в бездну. ѕровалилс€, выдернул кольцо и вдруг почувствовал большой силы рывок. ѕон€л, что открылс€ парашют.  ак учили, осмотрел купол - цел ли он. —тало легко и при€тно. Hиже в спокойном утреннем воздухе медленно плыли товарищи. Hекоторые из них энергично дергали за стропы и смотрели на землю. Ћеонид тоже гл€нул вниз и увидел круг, в который надо приземлитьс€. ”читыва€ направлени€ потоков воздуха и управл€€ парашютом, Ѕеда оказалс€ почти в центре круга. ѕот€нул на себ€ стропы, и купол, угаса€, прижалс€ к земле.   Ћеониду подошел комиссар аэроклуба.

- ћолодец, прыжок совершил отличный. ¬ам пр€ма€ дорога в авиацию.

Ћеонид от похвалы сконфузилс€:

- ≈два ли € гожусь дл€ такого большого дела. ƒа и ростом не вышел.

 омиссар внимательно посмотрел на него.

- –остом, говорите, не вышел? «айдите ко мне попозже. “ам и потолкуем.

¬ назначенное врем€ Ћеонид зашел к комиссару.

- “ак говорите, что два сантиметра не хватает вам, чтобы стать летчиком? - комиссар, улыба€сь, смотрел на юношу.

Ћеонид кивнул.

- ј что, если поможем вам поступить в аэроклуб, стать летчиком?  ак вы, согласны? ј потом и в школу военных летчиков пойдете.

„ерез несколько дней Ћеонид в списках прин€тых в аэроклуб увидел свое им€. Hачались зан€ти€. Ћеонид вместе с товарищами старательно изучал аэронавигацию и аэродинамику, топографию и наставление по производству полетов, устройство самолета и двигател€, штудировал инструкцию по эксплуатации аэродрома, училс€ правильно разбивать старт.

”сталый, пропахший бензином и маслом возвращалс€ Ћеонид с аэродрома. ј в общежитии снова бралс€ за книги, чтобы не отстать от товарищей в учебе.

ѕрежде чем подн€тьс€ в воздух, учлеты-курсанты долгое врем€ тренировались в кабине самолета под руководством инструктора Ѕориса ћитрофановича ћирошхина. ќн учил их ориентированию по приборам, работе с пилотажным оборудованием. “ренажи продолжались до тех пор, пока курсанты не научились автоматически выполн€ть все операции при совершении полета.

ѕервый летный день. — нетерпением ждал его Ћеонид. ћашина уходит в голубое небо. Ћеонид мысленно еще и еще раз повтор€ет все, что он должен делать в полете. ѕодходит его очередь. ћирошхин садитс€ в инструкторскую кабину, а во вторую Ѕеда. ¬се действи€ курсанта строго контролирует техник, провер€ет правильность посадки, помогает прив€затьс€ наплечными ремн€ми. ¬се в пор€дке. Ћеонид немного волнуетс€. ¬зревел мотор, убраны из-под колес колодки. ќбороты двигател€ нарастают. —амолет тронулс€ с места и, покачива€сь, порулил к старту. Ѕеда стараетс€ уловить все движени€ инструктора.

—делан первый разворот, второй. —амолет летит по пр€мой. »нструктор командует:

- Ѕеда, берите управление.

Ћеонид стал пилотировать самолет.

- Hе допускайте резких движений, - учил ћирошхин. - ¬от смотрите. Ѕеру управление.

—амолет сразу "успокоилс€". ѕошел по пр€мой ровно и спокойно. ћашина идет на посадку. Hастроение у Ћеонида испортилось.

- –азрешите получить замечани€.

»нструктор внимательно посмотрел на Ѕеду. » пон€л, что творитс€ в душе юноши.

- Hедостатков, молодой человек, у вас много, но мне кажетс€, что у вас есть летна€ закваска. »мейте это в виду и работайте больше над собой.







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2003


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты