Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.∆укова "¬ыбираю таран" (ќчерки) "ћолода€ гварди€" 1985
¬џЅ»–јё “ј–јЌ

(ќчерки)

Ћюдмила ∆укова


"–”—— »≈ »ƒ”“ Hј “ј–јH!"

„ерным-черно было небо в тот ранний час 22 июн€ 1941 года от тыс€ч крестастых машин: гуд€щее, громыхающее, несущее смерть. ”же через минугы первые бомбы упали на приграничные аэродромы, куда недавно пришла нова€ техника, уничтожив более 800 первоклассных новых машин. √удела, раскалывалась, взметалась ввысь земл€ вместе с обломками краснозвездных машин.

„то могли противопоставить скорости, огневой мощи, превосход€щей численности фашистской авиации наши летчики на самолетах в основном устаревших конструкций? “олько свое мужество, только свою беззаветную любовь к –одине... ¬ неравных бо€х первого дн€ в небе войны было сбито еще 400 наших самолетов... ‘ашистское командование торжествовало - в первые дни было достигнуто подавл€ющее превосходство над советской авиацией.

"я все врем€ стараюсь поставить себ€ в положение противника, - за€вил √итлер, - практически он войну проиграл. ’орошо, что мы разгромили танковые и военно-воздушные силы русских в самом начале. –усские не смогут их больше восстановить". ќставалось лишь, как считало германское командование, сровн€ть с землей города ћоскву и Ћенинград, что возлагалось на фашистскую авиацию.

«ащищать в небе эти города, как казалось врагам, было некому... Hо телефоны и радио "третьего рейха" принесли в первые же дни см€тенные сообщени€:

- –усские идут на таран!..

22 июн€ 1941 года в 4.05-4.15 минут (здесь и далее врем€ дано согласно первым публикаци€м очевидцев и исследователей архивов - Ћ.∆.) у польского города «амбрув ƒмитрий  окорев тараном сбил фашистского разведчика, уход€щего на запад с отсн€той фотопленкой, сел на кресть€нском поле, вернулс€ в свой полк. ¬ 4.25 »ван »ванов на »-16 не дал ’е-111 сбросить смертоносные бомбы на аэродром у ћлинова, срезав винтом хвостовое оперение. Hо произошло это у самой земли, и герой не смог выровн€ть машину или выброситьс€ с парашютом. ¬ этом же квадрате неба при первом в мире воздушном таране погиб ѕетр Hиколаевич Hестеров...

¬ 5.15 под √аличем, уничтожив огнем один "юнкерс", таранил второй Ћеонид Ѕутелин. —оветский легчик погиб, но бомбы врага не упали на боевые позиции наших войск.

¬ 5.20, отража€ налет вражеских самолетов на ѕружаны, близ Ѕреста, сбил ’е-111, а второй уничтожил тараном своего гор€щего "€стребка" смертельно раненный —тепан √удимов.

ћежду шестью и семью часами утра таранным ударом сразил фашистский самолет ¬асилий Ћобода в районе Ўавли в ѕрибалтике. ѕогиб...

¬ 7.00 над аэродромом в „ерл€ны, сбив самолет противника, таранил второй и погиб смертью геро€ јнатолий ѕротасов.

¬ 8.30, отогнав группу "ёнкерсов" от аэродрома и продолжа€ патрулирование над ним, ≈вгений ѕанфилов и √еоргий јлаев вступили в бой с группой "мессеров", и когда самолет јлаева был подбит, а у ѕанфилова кончилс€ боезапас, он пошел на таран, отогнав этим врагов от аэродрома. —ам приземлилс€ на парашюте.

¬ 10.00 в неравном бою над Ѕрестом (четверо наших самолетов против восьми фашистских) таранил врага ѕетр –€бцев, вскоре снова подн€вшийс€ в небо.

—писок героических таранов первого дн€ войны продолжили на разных участках раст€нувшегос€ фронта политрук јндрей ƒанилов в районе √родно - Ћида, јлександр ћокл€к над Ѕессарабией, Hиколай »гнатьев в районе ’арькова, »ван  овтун над городом —трый...

–озыски последних лет открывают новые имена.

¬оздушные бои наблюдали с земли и советские и вражеские войска всех родов, и не счесть, каким долговременным зар€дом мужества, отваги, веры в непременную победу зар€жал он наших бойцов и командиров и какой червь сомнений в хваленой мощи фашистского духа всел€л в сердца врагов.

«ащитники Ѕрестской крепости видели воздушный таран в первые минуты войны, и оставшиес€ в живых, уже после войны, не пожалели времени, чтобы узнать им€ геро€-летчика, столь вдохновившего их в тот трудный час. »м оказалс€ ѕетр –€бцев.

ƒалеко идущее следствие этого дн€ войны - страх перед тараном - заставл€л фашистских асов сворачивать с курса перед советским самолетом, идущим в лобовую атаку, спешно сбрасывать бомбы куда попало, даже на собственные войска. Ѕыл случай, когда, устрашась тарана, фашистский ас вогнал свой самолет в воды ѕсковского озера!

Ётот прием бесстрашных фашистские асы, а вслед за ними западные историки войны окрестили "азиатчиной", "варварством", "безумием", "животным инстинктом защиты родного дома"...

"јзиатчиной и варварством" - потому что не входил этот сопр€женный с риском дл€ жизни маневр ни в один устав ¬¬— мира, а значит, никто не требовал его выполнени€ от летчика. "∆ивотным инстинктом защиты родного дома" - потому что больша€ часть таранов падает на первые трудные годы войны, когда с трехкратным и п€тикратным превосходством в силах и средствах двигалась на нашу землю фашистска€ масса самолетов, танков, мотопехоты, поддерживаема€ огнем артиллерии и минометов. ј в 1943-м когда советский тыл дал много новой техники, и самолетов в том числе, господство в воздухе перешло к советской авиации и число таранов резко снизилось.

Hо как объ€снить "животным инстинктом защиты родного дома" тот факт, что вдали от родного крова славные сыны –оссии, јрмении, √рузии, јзербайджана, “атарии шли на таран в небе ”краины, Ѕелоруссии, ћолдавии? Hе все из более чем 100 наций и народностей —оветского —оюза участвовали в ¬еликой ќтечественной войне - в действующую армию не призывались представители многих малых народов, чтоб сохранить их численность. Hе было их и в нашей военной авиации, котора€ в тридцатые годы пополн€лась в основном за счет русских, украинцев, белорусов и народов  авказа.

Ѕолее чем 600 воздушных таранов совершили наши славные летчики.

ƒважды победно ходили на таран советские пилоты яков »ванов, ѕавел √ражданинов, ¬ладимир  улагин, Hиколай  озлов, —тепан  ырчанов, Hиколай Ћисконоженко (в одном бою!), —ергей Ћуганский, јлександр Ћукь€нов, ћихаил ћартыщенко, »ван ћещер€ков, ¬асилий ћихалев,  узьма Hовоселов (в одном бою!), ѕетр ѕересумкин, Ѕорис ѕирожков,  онстантин ѕотапов, Hиколай “ерехин (в одном бою!), ѕетр Ўавурин ..

—реди героев тарана - сыны многих народов ———–.

√рузины - „ичико Ѕенделиани, ¬ано Ѕеришвили, ¬ани √абуни€, ƒавид ƒжабидзе, јристотель  автарадзе, ћоисей “абагадзе, ќтари „ечелашвили; арм€нин ћихаил √алуст€н, еврей Ћез Ѕинов, азербайджанец ¬ладимир Ѕагиров, татарин јмет-’ан —ултан. Hо продолжаютс€ поиски в архивах и принос€т новые имена. “олько что стало известно им€ старшего лейтенанта Ѕик-ћухамедова.

ј список огненных таранов открывает известное каждому советскому человеку им€ командира героического экипажа молдаванина Hикола€ √астелло.

ƒалеко был родной городок двадцатидвухлетнего ћихаила ƒжушшудовича √алуст€на - ћаргушеваи - от ”краины, в небе которой 4 июл€ 1944 года он таранил фашистский разведчик "фокке-вульф".

ƒалеко и утопающее в персиковых садах село Hегиберово √лечкарского района √рузинской ——– от  урска, где 6 ма€ 1943 года не допустил тараном фашистский самолет к важному объекту »ван ћихайлович √абуни€. „ем же, как не любовью ко всей своей огромной –одине - самой вольной, самой прекрасной, можно объ€снить этот подвиг, на еле различимой границе меж жизнью и смертью?

 аждый понима€ - пропустит он врага здесь - на ”краине, под ћосквой, под Ћенинградом, под –остовом, - враг дойдет и до его родного дома, как бы далеко от мест боев ни был он сейчас.

Ћюбовь к общей –одине-матери делает всех нас, люб€щих ее, побратимами, а побратимы выступают против общего врага плечом к плечу.

"–усский феномен" - такое, в конце концов, определение тарану дали западные историки. ј феномен - это все, что необъ€снимо, что непон€тно и удивительно.

ƒа и в самом деле - трудно нелетавшему и никогда не сидевшему за штурвалом истребител€ человеку пон€ть психологию летчика, идущего на таран, представить миг, в который он решаетс€ на смертельный риск.

Ѕезумие? Hо попробуем предоставить себе этот решающий миг, именно миг, за который надо успеть и прин€ть решение идти на таран, и провести в уме молниеносные расчет - уравн€ть скорость с самолетом врага (причем с преимуществом всего в 5-10 метров!) подн€тьс€ над ним и, приблизившись почти вплотную, наход€сь справа или слева, чтоб осколки вражеской машины не задели своей, рубануть винтом по хвостовому оперению или плоскости врага... ¬се это - в пылу атаки, за мгновени€! » вот он - страшный удар! ќглушающий треск, скрежет, встр€ска всей мощной машины и слабого человеческого тела, приводивша€ часто и атакуемого и атакующего к потере сознани€...  оротенький миг от 0, 15 до 1 секунды, но это - от 30 до 75 ударов по машине врага вращающимс€ винтом!

Hет, не похож на безумие такой расчетливый маневр!

¬идный английский специалист в области военной авиации –оберт ƒжексон в книге " расные соколы", изданной в Ћондоне в 1970 году, пишет: "»мелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отча€ни€, а хладнокровно продуманным приемом бо€, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... ’от€ немецкие истребители ће-109 и ће-110 обладали большей скоростью, чем »-16 и »-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах.  огда русский пилот оказывалс€ в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремл€лс€ на ближайший "мессершмитт"... Ёта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из бо€".

" огда советский самолет догнал мен€ и врезалс€ в мой "мессер", мне показалось, что на мен€ обрушилось небо!" - призналс€ на допросе пленный фашистский ас.

ќщущение "обрушенного неба" испытывали и атакующие, но... “рижды шел на таран јлексей ’лобыстов. „етырежды - Ѕорис  овзан, причем дважды на одном и том же яке. Ѕольшинство воздушных таранов совершено на подступах к ћоскве, Ћенинграду, —талинграду куда шли и шли обвешанные бомбами крестастые машины. »х нужно было остановить любой ценой...

–ади спасени€ детей и женщин, вывозимых корабл€ми из черноморских портов, таранили вражеские бомбардировщики, не дав сбросить смертоносный груз, ¬ладимир √рек, ћихаил Ѕорисов, ¬асилий „ернопащенко.

"«а други сво€" - как говорили в слав€нскую старину о тех, кто не щадил своей жизни ради товарища, пошли на риск таранного удара, спаса€ товарищей в бою, очень многие наши пилоты.

»ван Ѕеришвили. ѕогиб в таранной атаке под ќдессой 15 сент€бр€ 1941 года, спаса€ жизнь командира эскадрильи.

јндрей √олюк. 27 апрел€ 1943 года пошел на таран ради товарища. ѕопал в бессознательном состо€нии в плен. ќсвобожден нашими войсками в конце войны.

¬ладимир √усев. ”ничтожил тараном "фокке-вульф", атаковавший командира. ѕогиб.

Hиколай ƒудин. 28 июл€ 1941 года уничтожил тараном в лобовой атаке "мессер", спаса€ командира эскадрильи. ѕриземлилс€ на парашюте.

јнатолий ƒобродецкий. ¬ июле 1943 года уничтожил вражеский истребитель, спаса€ своего ведущего. ћихаил ∆уков. 12 июл€ 1941 года в районе «аболоть€ сбил тараном истребитель, заходивший в хвост самолету товарища. ѕриземлилс€ на самолете.

¬асилий  нижник. Hа  арельском фронте сбил на встречном курсе истребитель, атаковавший ведомого. ѕриземлилс€ на самолете.

≈фим  ривошеев. Hа подступах к ћурманску 9 сент€бр€ 1942 года таранил врага, выруча€ товарища. ѕогиб.

ћихаил  убышкин. Hа  урско-Ѕелгородском направлении на встречном курсе сбил врага, спаса€ жизнь командира. ѕогиб.

»ван ќдинцов. Hа Ћенинградском фронте своим самолетом уничтожил врага, атаковавшего ведомого. ѕриземлилс€ с парашютом.

јфанасий ќхват. ¬ районе станции ћга 6 сент€бр€ 1941 года, сам раненный, атакованный двум€ "мессерами", пошел на выручку товарищу. ѕогиб.

јлексей ‘илиппов. 20 €нвар€ 1945 года западнее ¬аршавы крылом своего самолета срезал кабину фашистского "фокке-вульфа", спаса€ жизнь √еро€ —оветского —оюза ¬. ƒ. ѕанфилова. ѕриземлилс€ с парашютом.

‘едор Ўапошников. ѕод Hовороссийском 10 сент€бр€ 1942 года, выруча€ ведомого, ценою своей жизни сбил тараном "фоккевульф"...

—читалось, что таран вызывают лишь две причины - отказ бортового оружи€ и исс€кший боезапас. Hо, защища€ товарища в бою, спаса€ эвакуированных от бомбежки, наши летчики шли, бывало, в таранную атаку с полным боекомплектом и исправным оружием, - если дело решали секунды и на необходимый дл€ истребител€ разворот дл€ новой атаки не было времени.

"¬оздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительна€ храбрость и самообладание, это одна из форм про€влени€ героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды √ерой —оветского —оюза, √лавный маршал авиации јлександр јлександрович Hовиков, возглавл€вший в первые годы воины военно-воздушные силы Ћенинградского фронта.

 ак объ€сн€ли свой поступок сами летчики?

—партак ћаковский, сбивший за войну 18 самолетов врага один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, ид€ на таран, ответил:

- Hет, не думал. я просто знал, что внизу бьютс€ мо€ друзь€, что им т€жело и, если гитлеровцы прорвутс€ туда, им еще т€желее станет. «начит, надо уничтожить врага. ј уж каким способом - значени€ не имеет.

ƒмитрий Hикитин объ€снил свой шаг с позиции летчика и гражданина:

- Hасто€щий летчик в первую очередь всегда расчетлив.  аждый из нас знал, сколько труда уходит на создание одной боевой машины. «нали мы и о тех безусых мальчишках у станков, что работают, подставив по малости роста под ноги €щик. ј сколько воз€тс€ с каждым самолетом техники на аэродроме! “ак что на таран € шел не из геройства - по необходимости. ѕо другому не выходило.

"ѕо другому" - означало выйти из бо€, воевать по правилам врага. “араны совершались не только на истребител€х - машинах, специально предназначенных дл€ маневренною бо€, но и на штурмовиках (ќтари „ечелашвили и ‘едор Ћитвинцов) на пикирующих бомбардировщиках (ѕетр »гащев), на ближних бомбардировщиках (≈катерина «еленко), на американских "кобрах" и "томагавках", которые обычно разваливались после удара (¬ладимир Ћавриненко, јндрей „ирков). –аз€щие удары обрушивались на врага не только днем, но и ночью ( онстантин ќборин, ¬иктор “алалихин, јлексей —евасть€нов) и в облаках (ѕавел «аварухин).

«арегистрированы двойные и тройные тараны (—ергей «айцев, ћихаил –одионов, јлексей —торожаков). ѕока враг не рухнул вниз, бил его самолетом, ставшим оружием, советский сокол.

¬ списке поверженных тараном-фашистские самолеты всех марок: "дорнье", "мессеры", "фокке-вульфы", "юнкерсы", "хейнкели".

Hо долго не хотели верить в возможность сознательного тарана фашистские асы, хот€ последние советские тараны прошли уже в небе над √ерманией - ѕавла √оловачева, ѕетра »ванникова, јлексиндра  олесникова, јлександра ћастеркова. ј таран ‘едора ѕетрова над Ѕерлином был последним за войну.

Hа земле старшего лейтенанта ѕетрова ждал представитель союэнических войск. „ерез переводчика спросил:

- ѕочему вы пошли на смертельный риск, когда война практически кончаетс€? ¬ам что, не хочетс€ жить?

- ќчень хочетс€,- рассме€лс€ ‘едор —еменович - ћне ведь только двадцать п€ть! Hевеста ждет, мать. ѕросто € не могу допустить, что фашист уйдет, понимаете? ќн ведь тогда успеет еще кого-то сбить из моих товарищей или из ваших летчиков!

ѕредставитель с чувством пожал ему руку. “огда еще советкие летчики не знали, что авиаконструкторы јнглии и јмерики, изучив "этот удалой прием русских" и его возможности применени€ в своих ¬¬—, решили разработать самолеты-тараны, навед€ которые на цель пилот должен был катапультироватьс€. “акие же машины-тараны конструировали в последние годы войны германские и €понские авиастроители. ќстановило их работы по€вление реактивных машин - казалось, на них таран невозможен.

»де€ таранного удара, но в ином виде привилась лишь в €понской авиации, где летчики-камикадзе об€заны были взорвать вражеский объект своей машиной, до конца наход€сь в ней.

—оветские пилоты превратили этот сопр€женный с риском дл€ жизни подвиг в прием воздушного бо€. «а годы войны были выработаны своеобразна€ методика ударов и даже классификаци€ их: таран пр€мой, ударный, всей массой машины - аналогичен морскому тарану (сюда же можно отнести лобовой удар), он самый опасный дл€ жизни атакующего (такой был у —кобарихина, у ѕрохорова, дважды - у  овзана).

“аран неполный, с подсеканием, или условно - с чирканьем (по примеру Hестерова).

Hаконец, таран безударный, то есть "рубание", как говор€т летчики, винтом по главным част€м вражеской машины, чаще всего по хвостовому оперению. Ёто так называемый классический таран, при котором, как правило, летчик благополучно садитс€ и после замены покореженного винта может снова подн€тьс€ в небо. “аких таранов среди известных ныне - большинство.

≈ще в августе 1941 года, только узнав об очередном бреде √итлера насчет "воздушной войны - германской формы бо€", замечательный советский писатель јлексей “олстой встретилс€ с первыми геро€ми таранов и написал в " расной звезде":

"Hет, господа гитлеровские вороны! Ѕогатыри - не вы! ¬оздух принадлежит смелым, сильным, талантливым, инициативным советским крылатым люд€м! јвиаци€ - это русска€ форма бо€! Hебо над нашей –одиной было и будет наше!"

¬оздушный таран - ныне истори€ и в то же врем€ нынешний день, потому что герои-таранщики живут среди нас. » от встреч с ними, седыми ветеранами, остаетс€ даже после долгих дотошных расспросов удивление: такой необычный подвиг - и такой обычный, простой человек!

≈сть среди героев тарана и совсем молодые люди, сыновь€ героев ¬еликой ќтечественной. ќни, летчики-перехватчики, берегущие границы нашей державы в мирные дни, сделали, казалось, невозможное: открыли счет таранным ударам на реактивных самолетах, у которых нет бешено крут€щегос€ винта - оруди€ удара...

“ак какие же они, герои таранов, ведущие свою родословную от ѕетра Hиколаевича Hестерова, впервые и мире таранившего врага в далеком 1914 году?


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.








–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2003


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты