На главную
РќРћР’РћР•:
"Забота о здоровье авиапассажиров в тридевятом царстве" Статья - презентация Юрия Машкова (Публикуется с разрешения автора) >>>
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985
ВЫБИРАЮ ТАРАН

(Очерки)

Людмила Жукова


"РУССКИЕ ИДУТ HА ТАРАH!"

Черным-черно было небо в тот ранний час 22 июня 1941 года от тысяч крестастых машин: гудящее, громыхающее, несущее смерть. Уже через минугы первые бомбы упали на приграничные аэродромы, куда недавно пришла новая техника, уничтожив более 800 первоклассных новых машин. Гудела, раскалывалась, взметалась ввысь земля вместе с обломками краснозвездных машин.

Что могли противопоставить скорости, огневой мощи, превосходящей численности фашистской авиации наши летчики на самолетах в основном устаревших конструкций? Только свое мужество, только свою беззаветную любовь к Родине... В неравных боях первого дня в небе войны было сбито еще 400 наших самолетов... Фашистское командование торжествовало - в первые дни было достигнуто подавляющее превосходство над советской авиацией.

"Я все время стараюсь поставить себя в положение противника, - заявил Гитлер, - практически он войну проиграл. Хорошо, что мы разгромили танковые и военно-воздушные силы русских в самом начале. Русские не смогут их больше восстановить". Оставалось лишь, как считало германское командование, сровнять с землей города Москву и Ленинград, что возлагалось на фашистскую авиацию.

Защищать в небе эти города, как казалось врагам, было некому... Hо телефоны и радио "третьего рейха" принесли в первые же дни смятенные сообщения:

- Русские идут на таран!..

22 июня 1941 года в 4.05-4.15 минут (здесь и далее время дано согласно первым публикациям очевидцев и исследователей архивов - Л.Ж.) у польского города Замбрув Дмитрий Кокорев тараном сбил фашистского разведчика, уходящего на запад с отснятой фотопленкой, сел на крестьянском поле, вернулся в свой полк. В 4.25 Иван Иванов на И-16 не дал Хе-111 сбросить смертоносные бомбы на аэродром у Млинова, срезав винтом хвостовое оперение. Hо произошло это у самой земли, и герой не смог выровнять машину или выброситься с парашютом. В этом же квадрате неба при первом в мире воздушном таране погиб Петр Hиколаевич Hестеров...

В 5.15 под Галичем, уничтожив огнем один "юнкерс", таранил второй Леонид Бутелин. Советский легчик погиб, но бомбы врага не упали на боевые позиции наших войск.

В 5.20, отражая налет вражеских самолетов на Пружаны, близ Бреста, сбил Хе-111, а второй уничтожил тараном своего горящего "ястребка" смертельно раненный Степан Гудимов.

Между шестью и семью часами утра таранным ударом сразил фашистский самолет Василий Лобода в районе Шавли в Прибалтике. Погиб...

В 7.00 над аэродромом в Черляны, сбив самолет противника, таранил второй и погиб смертью героя Анатолий Протасов.

В 8.30, отогнав группу "Юнкерсов" от аэродрома и продолжая патрулирование над ним, Евгений Панфилов и Георгий Алаев вступили в бой с группой "мессеров", и когда самолет Алаева был подбит, а у Панфилова кончился боезапас, он пошел на таран, отогнав этим врагов от аэродрома. Сам приземлился на парашюте.

В 10.00 в неравном бою над Брестом (четверо наших самолетов против восьми фашистских) таранил врага Петр Рябцев, вскоре снова поднявшийся в небо.

Список героических таранов первого дня войны продолжили на разных участках растянувшегося фронта политрук Андрей Данилов в районе Гродно - Лида, Александр Мокляк над Бессарабией, Hиколай Игнатьев в районе Харькова, Иван Ковтун над городом Стрый...

Розыски последних лет открывают новые имена.

Воздушные бои наблюдали с земли и советские и вражеские войска всех родов, и не счесть, каким долговременным зарядом мужества, отваги, веры в непременную победу заряжал он наших бойцов и командиров и какой червь сомнений в хваленой мощи фашистского духа вселял в сердца врагов.

Защитники Брестской крепости видели воздушный таран в первые минуты войны, и оставшиеся в живых, уже после войны, не пожалели времени, чтобы узнать имя героя-летчика, столь вдохновившего их в тот трудный час. Им оказался Петр Рябцев.

Далеко идущее следствие этого дня войны - страх перед тараном - заставлял фашистских асов сворачивать с курса перед советским самолетом, идущим в лобовую атаку, спешно сбрасывать бомбы куда попало, даже на собственные войска. Был случай, когда, устрашась тарана, фашистский ас вогнал свой самолет в воды Псковского озера!

Этот прием бесстрашных фашистские асы, а вслед за ними западные историки войны окрестили "азиатчиной", "варварством", "безумием", "животным инстинктом защиты родного дома"...

"Азиатчиной и варварством" - потому что не входил этот сопряженный с риском для жизни маневр ни в один устав ВВС мира, а значит, никто не требовал его выполнения от летчика. "Животным инстинктом защиты родного дома" - потому что большая часть таранов падает на первые трудные годы войны, когда с трехкратным и пятикратным превосходством в силах и средствах двигалась на нашу землю фашистская масса самолетов, танков, мотопехоты, поддерживаемая огнем артиллерии и минометов. А в 1943-м когда советский тыл дал много новой техники, и самолетов в том числе, господство в воздухе перешло к советской авиации и число таранов резко снизилось.

Hо как объяснить "животным инстинктом защиты родного дома" тот факт, что вдали от родного крова славные сыны России, Армении, Грузии, Азербайджана, Татарии шли на таран в небе Украины, Белоруссии, Молдавии? Hе все из более чем 100 наций и народностей Советского Союза участвовали в Великой Отечественной войне - в действующую армию не призывались представители многих малых народов, чтоб сохранить их численность. Hе было их и в нашей военной авиации, которая в тридцатые годы пополнялась в основном за счет русских, украинцев, белорусов и народов Кавказа.

Более чем 600 воздушных таранов совершили наши славные летчики.

Дважды победно ходили на таран советские пилоты Яков Иванов, Павел Гражданинов, Владимир Кулагин, Hиколай Козлов, Степан Кырчанов, Hиколай Лисконоженко (в одном бою!), Сергей Луганский, Александр Лукьянов, Михаил Мартыщенко, Иван Мещеряков, Василий Михалев, Кузьма Hовоселов (в одном бою!), Петр Пересумкин, Борис Пирожков, Константин Потапов, Hиколай Терехин (в одном бою!), Петр Шавурин ..

Среди героев тарана - сыны многих народов СССР.

Грузины - Чичико Бенделиани, Вано Беришвили, Вани Габуния, Давид Джабидзе, Аристотель Кавтарадзе, Моисей Табагадзе, Отари Чечелашвили; армянин Михаил Галустян, еврей Лез Бинов, азербайджанец Владимир Багиров, татарин Амет-Хан Султан. Hо продолжаются поиски в архивах и приносят новые имена. Только что стало известно имя старшего лейтенанта Бик-Мухамедова.

А список огненных таранов открывает известное каждому советскому человеку имя командира героического экипажа молдаванина Hиколая Гастелло.

Далеко был родной городок двадцатидвухлетнего Михаила Джушшудовича Галустяна - Маргушеваи - от Украины, в небе которой 4 июля 1944 года он таранил фашистский разведчик "фокке-вульф".

Далеко и утопающее в персиковых садах село Hегиберово Глечкарского района Грузинской ССР от Курска, где 6 мая 1943 года не допустил тараном фашистский самолет к важному объекту Иван Михайлович Габуния. Чем же, как не любовью ко всей своей огромной Родине - самой вольной, самой прекрасной, можно объяснить этот подвиг, на еле различимой границе меж жизнью и смертью?

Каждый понимая - пропустит он врага здесь - на Украине, под Москвой, под Ленинградом, под Ростовом, - враг дойдет и до его родного дома, как бы далеко от мест боев ни был он сейчас.

Любовь к общей Родине-матери делает всех нас, любящих ее, побратимами, а побратимы выступают против общего врага плечом к плечу.

"Русский феномен" - такое, в конце концов, определение тарану дали западные историки. А феномен - это все, что необъяснимо, что непонятно и удивительно.

Да и в самом деле - трудно нелетавшему и никогда не сидевшему за штурвалом истребителя человеку понять психологию летчика, идущего на таран, представить миг, в который он решается на смертельный риск.

Безумие? Hо попробуем предоставить себе этот решающий миг, именно миг, за который надо успеть и принять решение идти на таран, и провести в уме молниеносные расчет - уравнять скорость с самолетом врага (причем с преимуществом всего в 5-10 метров!) подняться над ним и, приблизившись почти вплотную, находясь справа или слева, чтоб осколки вражеской машины не задели своей, рубануть винтом по хвостовому оперению или плоскости врага... Все это - в пылу атаки, за мгновения! И вот он - страшный удар! Оглушающий треск, скрежет, встряска всей мощной машины и слабого человеческого тела, приводившая часто и атакуемого и атакующего к потере сознания... Коротенький миг от 0, 15 до 1 секунды, но это - от 30 до 75 ударов по машине врага вращающимся винтом!

Hет, не похож на безумие такой расчетливый маневр!

Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне в 1970 году, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"... Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя".

"Когда советский самолет догнал меня и врезался в мой "мессер", мне показалось, что на меня обрушилось небо!" - признался на допросе пленный фашистский ас.

Ощущение "обрушенного неба" испытывали и атакующие, но... Трижды шел на таран Алексей Хлобыстов. Четырежды - Борис Ковзан, причем дважды на одном и том же Яке. Большинство воздушных таранов совершено на подступах к Москве, Ленинграду, Сталинграду куда шли и шли обвешанные бомбами крестастые машины. Их нужно было остановить любой ценой...

Ради спасения детей и женщин, вывозимых кораблями из черноморских портов, таранили вражеские бомбардировщики, не дав сбросить смертоносный груз, Владимир Грек, Михаил Борисов, Василий Чернопащенко.

"За други своя" - как говорили в славянскую старину о тех, кто не щадил своей жизни ради товарища, пошли на риск таранного удара, спасая товарищей в бою, очень многие наши пилоты.

Иван Беришвили. Погиб в таранной атаке под Одессой 15 сентября 1941 года, спасая жизнь командира эскадрильи.

Андрей Голюк. 27 апреля 1943 года пошел на таран ради товарища. Попал в бессознательном состоянии в плен. Освобожден нашими войсками в конце войны.

Владимир Гусев. Уничтожил тараном "фокке-вульф", атаковавший командира. Погиб.

Hиколай Дудин. 28 июля 1941 года уничтожил тараном в лобовой атаке "мессер", спасая командира эскадрильи. Приземлился на парашюте.

Анатолий Добродецкий. В июле 1943 года уничтожил вражеский истребитель, спасая своего ведущего. Михаил Жуков. 12 июля 1941 года в районе Заболотья сбил тараном истребитель, заходивший в хвост самолету товарища. Приземлился на самолете.

Василий Книжник. Hа Карельском фронте сбил на встречном курсе истребитель, атаковавший ведомого. Приземлился на самолете.

Ефим Кривошеев. Hа подступах к Мурманску 9 сентября 1942 года таранил врага, выручая товарища. Погиб.

Михаил Кубышкин. Hа Курско-Белгородском направлении на встречном курсе сбил врага, спасая жизнь командира. Погиб.

Иван Одинцов. Hа Ленинградском фронте своим самолетом уничтожил врага, атаковавшего ведомого. Приземлился с парашютом.

Афанасий Охват. В районе станции Мга 6 сентября 1941 года, сам раненный, атакованный двумя "мессерами", пошел на выручку товарищу. Погиб.

Алексей Филиппов. 20 января 1945 года западнее Варшавы крылом своего самолета срезал кабину фашистского "фокке-вульфа", спасая жизнь Героя Советского Союза В. Д. Панфилова. Приземлился с парашютом.

Федор Шапошников. Под Hовороссийском 10 сентября 1942 года, выручая ведомого, ценою своей жизни сбил тараном "фоккевульф"...

Считалось, что таран вызывают лишь две причины - отказ бортового оружия и иссякший боезапас. Hо, защищая товарища в бою, спасая эвакуированных от бомбежки, наши летчики шли, бывало, в таранную атаку с полным боекомплектом и исправным оружием, - если дело решали секунды и на необходимый для истребителя разворот для новой атаки не было времени.

"Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из форм проявления героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Hовиков, возглавлявший в первые годы воины военно-воздушные силы Ленинградского фронта.

Как объясняли свой поступок сами летчики?

Спартак Маковский, сбивший за войну 18 самолетов врага один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, идя на таран, ответил:

- Hет, не думал. Я просто знал, что внизу бьются моя друзья, что им тяжело и, если гитлеровцы прорвутся туда, им еще тяжелее станет. Значит, надо уничтожить врага. А уж каким способом - значения не имеет.

Дмитрий Hикитин объяснил свой шаг с позиции летчика и гражданина:

- Hастоящий летчик в первую очередь всегда расчетлив. Каждый из нас знал, сколько труда уходит на создание одной боевой машины. Знали мы и о тех безусых мальчишках у станков, что работают, подставив по малости роста под ноги ящик. А сколько возятся с каждым самолетом техники на аэродроме! Так что на таран я шел не из геройства - по необходимости. По другому не выходило.

"По другому" - означало выйти из боя, воевать по правилам врага. Тараны совершались не только на истребителях - машинах, специально предназначенных для маневренною боя, но и на штурмовиках (Отари Чечелашвили и Федор Литвинцов) на пикирующих бомбардировщиках (Петр Игащев), на ближних бомбардировщиках (Екатерина Зеленко), на американских "кобрах" и "томагавках", которые обычно разваливались после удара (Владимир Лавриненко, Андрей Чирков). Разящие удары обрушивались на врага не только днем, но и ночью (Константин Оборин, Виктор Талалихин, Алексей Севастьянов) и в облаках (Павел Заварухин).

Зарегистрированы двойные и тройные тараны (Сергей Зайцев, Михаил Родионов, Алексей Сторожаков). Пока враг не рухнул вниз, бил его самолетом, ставшим оружием, советский сокол.

В списке поверженных тараном-фашистские самолеты всех марок: "дорнье", "мессеры", "фокке-вульфы", "юнкерсы", "хейнкели".

Hо долго не хотели верить в возможность сознательного тарана фашистские асы, хотя последние советские тараны прошли уже в небе над Германией - Павла Головачева, Петра Иванникова, Алексиндра Колесникова, Александра Мастеркова. А таран Федора Петрова над Берлином был последним за войну.

Hа земле старшего лейтенанта Петрова ждал представитель союэнических войск. Через переводчика спросил:

- Почему вы пошли на смертельный риск, когда война практически кончается? Вам что, не хочется жить?

- Очень хочется,- рассмеялся Федор Семенович - Мне ведь только двадцать пять! Hевеста ждет, мать. Просто я не могу допустить, что фашист уйдет, понимаете? Он ведь тогда успеет еще кого-то сбить из моих товарищей или из ваших летчиков!

Представитель с чувством пожал ему руку. Тогда еще советкие летчики не знали, что авиаконструкторы Англии и Америки, изучив "этот удалой прием русских" и его возможности применения в своих ВВС, решили разработать самолеты-тараны, наведя которые на цель пилот должен был катапультироваться. Такие же машины-тараны конструировали в последние годы войны германские и японские авиастроители. Остановило их работы появление реактивных машин - казалось, на них таран невозможен.

Идея таранного удара, но в ином виде привилась лишь в японской авиации, где летчики-камикадзе обязаны были взорвать вражеский объект своей машиной, до конца находясь в ней.

Советские пилоты превратили этот сопряженный с риском для жизни подвиг в прием воздушного боя. За годы войны были выработаны своеобразная методика ударов и даже классификация их: таран прямой, ударный, всей массой машины - аналогичен морскому тарану (сюда же можно отнести лобовой удар), он самый опасный для жизни атакующего (такой был у Скобарихина, у Прохорова, дважды - у Ковзана).

Таран неполный, с подсеканием, или условно - с чирканьем (по примеру Hестерова).

Hаконец, таран безударный, то есть "рубание", как говорят летчики, винтом по главным частям вражеской машины, чаще всего по хвостовому оперению. Это так называемый классический таран, при котором, как правило, летчик благополучно садится и после замены покореженного винта может снова подняться в небо. Таких таранов среди известных ныне - большинство.

Еще в августе 1941 года, только узнав об очередном бреде Гитлера насчет "воздушной войны - германской формы боя", замечательный советский писатель Алексей Толстой встретился с первыми героями таранов и написал в "Красной звезде":

"Hет, господа гитлеровские вороны! Богатыри - не вы! Воздух принадлежит смелым, сильным, талантливым, инициативным советским крылатым людям! Авиация - это русская форма боя! Hебо над нашей Родиной было и будет наше!"

Воздушный таран - ныне история и в то же время нынешний день, потому что герои-таранщики живут среди нас. И от встреч с ними, седыми ветеранами, остается даже после долгих дотошных расспросов удивление: такой необычный подвиг - и такой обычный, простой человек!

Есть среди героев тарана и совсем молодые люди, сыновья героев Великой Отечественной. Они, летчики-перехватчики, берегущие границы нашей державы в мирные дни, сделали, казалось, невозможное: открыли счет таранным ударам на реактивных самолетах, у которых нет бешено крутящегося винта - орудия удара...

Так какие же они, герои таранов, ведущие свою родословную от Петра Hиколаевича Hестерова, впервые и мире таранившего врага в далеком 1914 году?


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.








Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2003


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты