Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.∆укова "¬ыбираю таран" (ќчерки) "ћолода€ гварди€" 1985
¬џЅ»–јё “ј–јЌ

(ќчерки)

Ћюдмила ∆укова


¬ H≈Ѕ≈  »“јя

 огда в мае 1937 года три летчика полка, где командиром был јнтон јлексеевич √убенко, в ответ на свои рапорты получили разрешение отправитьс€ в »спанию сражатьс€ с фашизмом, командир, кр€жистый богатырь с обычно невозмутимым лицом, ходил "как раненный в самое сердце" - так пишет однополчанин и друг √убенко, √ерой —оветского —оюза Ѕорис —мирнов.

ѕочему не пустили его, √убенко, одного из немногих кавалеров ордена Ћенина, удостоенного этой высокой награды за войсковые испытани€ нового самолета H.ѕоликарпова »-16?

...Ѕыло это еще в 1935 году. √осударственные испытани€ »-16 блест€ще провел ¬алерий ѕавлович „калов. Hо конструктор в чемто продолжал не довер€ть машине. ѕолк √убенко провел войсковые испытани€ отлично и за весьма короткий срок - на полтора мес€ца раньше установленного, потому что командир придумал новый метод испытаний: за 28 минут - каскад фигур высшего пилотажа, посадка - ив воздух идет другой пилот. —нова за 28 минут - каскад фигур... ѕо конвейеру!

ѕоликарпов же, поблагодарив за тщательность испытаний, попросил самого √убенко провести полет на предельных перегрузках, говор€ €зыком летчиков - опробовать самолет на слом. ѕочему командира? Hе только потому, что он летал лучше всех и сумел за короткий срок обучить весь полк летать отлично, но и потому, что был он за€длым парашютистом, так что в случае аварии...

√овор€т, что именно перед этим полетом в богатом собрании √убенко редких книг по авиации и фотографий известных летчиков и самолетов всех марок по€вилс€ портрет ѕетра Hестерова с размашистой надписью рукой „калова: "Hет ему равных!"

"ћы впервые увидели полет, от которого по телу побежали мурашки, - вспоминает —мирнов. - —амолет на огромной скорости то устремл€лс€ вертикально к земле, то вдруг взмывал ввысь, оставл€€ за консол€ми крыльев длинные шлейфы белых струй закрученного воздуха. Ёти струи свидетельствовали о наличии перегрузок, превышающих все допустимые нормы. »ногда в момент вывода из пикировани€ самолет покачивалс€ с крыла на крыло, тер€€ устойчивость. ‘игуры высшего пилотажа следовали одна за другой в стремительном каскаде.

Hам этот полет был непри€тен: мы любили своего командира и бо€лись его потер€ть.

ѕоликарпов сто€л среди нас. ≈го лицо казалось окаменевшим, и только бледные губы шептали какие-то слова. Hаконец самолет пошел на посадку. ¬се облегченно вздохнули.  омандир вышел из кабины усталый и недовольный. ¬се бросились к нему. ќбнима€ и целу€ его по-отцовски, ѕоликарпов сказал лишь два слова:

- Hу, молодец!

√убенко вытер потное лицо и, как бы оправдыва€сь, ответил:

- Hе за что хвалить, Hиколай Hиколаевич! Ёто вам спасибо. ћашина крепка€. Hе поддаетс€. Hадо слетать еще раз."

Hо техники после осмотра резюмировали: вс€ конструкци€ самолета оказалась основательно деформированной, еще несколько минут в воздухе - и она развалилась бы на куски. — ремонте не могло быть и речи, о повторном полете тем более. 3ато ѕоликарпов, разобрав по косточкам то, что с ней сталось после полета √убенко, смог довести конструкцию до желанного уровн€, и до самого 41-го года »-16 был одной из лучших машин мира, пока "не устарел морально" - как называют отставание техники от новых лучших образцов. Hо за эти шесть лет жизни в небе "ишачок" принес множество побед советским летчикам. ¬оздушные тараны —кобарихина на ’алхин-√оле, ∆укова, ’аритонова и «доровцева под Ћенинградом, “алалихина - над ћосквой совершены на »-16. ¬первые в мире именно на »-16 были опробованы реактивные снар€ды - –— - на ’алхин-√оле.

ј тогда, в 1935-м, за ускоренные испытани€ »-16 и мастерство, про€вленное при этом, √убенко был награжден орденом Ћенина.

Ёта запись была внесена в его короткую летную анкету: родилс€ в 1908 году в деревне „ечерино ∆дановского района ƒонецкой области, украинец, окончил семь классов, затем профтехшколу. — 1927 года - в р€дах —оветской јрмии. ¬ 28-м году окончил  ачинскую военную школу летчиков в  рыму. —лужил летчиком, командиром звена, командиром полка.

“олько в 1938 году по€вилась нова€ запись - "... отбыл из полка дл€ выполнени€ особого задани€". «а этими строками сто€ло участие в войне с €понскими захватчиками в  итае. “уда был отправлен отр€д советских летчиков по приглашению гоминдановского правительства.

”дивительна€ страна -  итай. ѕочти 400 миллионов населени€, за исключением горстки си€тельных мандаринов, нищенски бедны. Hо именно эти беднейшие, дерев€нные башмаки которых будили на заре советских летчиков дробным стуком, вливались в 8-ю национально-революционную армию - единственную, стоически сражавшуюс€ с €понскими захватчиками. √оминдановска€ же арми€ „ан  айши не раз отступала, даже име€ выгодные позиции, целые части сдавались в плен без бо€, а самозваный генералиссимус „ан  айши неоднократно намеревалс€ капитулировть, да бо€лс€ возмущени€ масс.

»з нескольких сот подготовленных китайских летчиков, в основном отпрысков мандаринов, согласились сражатьс€ с €понцами только семеро. Hо эти семеро были насто€щие храбрецы. ѕросились "в летчики" и другие из беднейших - пришлось отправить их обучатьс€ в —оветский —оюз. Hо пока они обучались, воевать приходилось советским летчикам.

„ерез китайское командование наши авиаторы попытались предложить совместное участие в бо€х с €понцами американским летчикам - их база была неподалеку, тоже в Hаньчане.

- —колько нам заплат€т? - деловито спросили те.

- —колько и русским...

- ћаловато! «а здорово живешь мы воевать не будем,- возмущенно ответили американцы. - ѕусть за вас воюют русские!

ј у русских летчиков не хватало не только самолетов, но и бензина дл€ них.  итайцам приходилось доставл€ть бензин за многие километры от Hаньчан€ - тыс€чи человек брели и брели по жаре через горы к аэродрому, нес€ на головах и спинах посудины с горючим. ѕроведшие т€желый и длинный путь хотели повидатьс€ с советскими летчиками, но их гнали палками дежурившие у аэродрома полицейские. » побитые люди, униженно клан€€сь самодовольным важным полицейским, снова уходили в дальний путь - за бензином дл€ советских самолетов.

–иса, правда, в советский авиаотр€д доставл€лось достаточно, но летчики хотели обыкновенного хлеба - белого, черного - привычного. ѕришлось врачу отр€да освоить ремесло хлебопека и печь караваи. „его-чего только не нагл€делс€ јнтон √убенко в этой странной стране. » китайских офицеров, едущих на плечах носильщиков в паланкине, властно приказывающих что-то роте солдат, бредущих за ним, пускающим в ход то и дело стек. » англичан, сид€щих в кол€сках, везомых тощими рикшами со вздутыми синими жилами на ногах. » живущих в лодках-джонках рыбаков... ”тла€ джонка дл€ них и спальн€, и кухн€, и огород, на крохотном п€тачке в джонке растут и овощи. ј дети прив€заны веревкой за ногу, чтобы не упали в воду. √убенко узнал в первые дни по-китайски одно слово: "хао" - "хорошо". Hо разве скажешь его этим измученным люд€м? „его хорошего в их жизни?

ƒоброе большое сердце √убенко впервые заболело так, что это заметил даже врач.

- ѕульс учащен, товарищ √убенко! „то с вами?

- ∆алко, ответил летчик, - этих несчастных жалко. Hе могу смотреть на все это.

—оветские летчики понимали - только победа народно-ревоциционной армии может принести улучшени€ народу. ќт них, летчиков, ее добровольных помощников, зависит многое.

„тобы успешно воевать с превосход€щими силами противника, нужно изучить его тактику и, изучив, уметь нав€зать свою волю в бою - такую задачу ставили командиры и опытные боевые летчики, прибывшие сюда после боев в »спании. ќб этом говорил командир эскадрильи ј.—.Ѕлаговещенский. ќн ходил в широченных, почти запорожских, шароварах и серой замшевой куртке. ƒа и каждый из советских летчиков внешне ничем не походил на кадровых военных-у местных портных шили куртки, береты и брюки (по моде того времени шириной до 35 см!), зато дисциплину военную держали на высоте. –одина далеко, указаний свыше ждать не приходитс€, ответственность переложить не на кого. ћаленький островок советского образа жизни в  итае жил по советским законам.


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2003


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты