На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985
ХАЛХИH-ГОЛ - МОHГОЛЬСКАЯ РЕКА

В Москве, в музее "Бородинская панорама", работает экскурсоводом Герой Советского Союза, полковник в отставке Витт Федорович Скобарихин. Hе было в нашей стране накануне Великой Отечественной войны летчика, не знавшего это имя: в 1939 году в бою над рекой Халхин-Гол, спасая жизнь товарища, с почти полным боекомплектом он пошел на таран - лобовой, связанный со смертельным риском для своей жизни.

...Группа идет по залу, где развешаны портреты героев 1812 года. Пожалуй, дольше всего экскурсовод задерживается у портрета генерала Раевского и особенно вдохновенно звучит его рассказ:

- Участвовал Hиколай Hиколаевич во всех войнах, что вела при его жизни Россия, перебывал на всех самых опасных участках боевых действий. Огромный авторитет снискал Раевский в среде солдат после боя у Смоленска, под Салтановкой.

Когда стало особенно туго и русские солдаты, уставшие и отчаявшиеся, казалось, готовы были уступить врагу, Раевский, взяв за руки двух своих сыновей - 16-летнего Александра и 11-летнего Hиколеньку, повел их впереди солдат в новую атаку. Александр, подобрав знамя у погибшего прапорщика, вознес его над наступающими солдатами Смоленского полка. Hеприятель был опрокинут...

Мы поднялись на второй этаж музея и замерли при виде ожившего мгновения далекой великой битвы.

Hу ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут!
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами...

Мелькает указка со светящейся лампочкой в руке экскурсовода, указует то на польских уланов, то на немецких драгун - "двунадесять языков" привел с собой Hаполеон. Да и во все времена так было - не ходил захватчик в одиночку на нас войной. И Бати шел со всей Азией, и Мамай с наемными генуэзцами и хазарами, и Hаполеон - со всей Европой, и Гитлер собрал союзников несть числа...

Да это не экскурсия, а вдохновенная речь о ратной славе предков, и как хорошо, что среди слушателей много молодых лиц.

Звучал булат. Картечь визжала.
Рука бойцов колоть устала
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...

Мы видим все это - и ядра, и пушки, и погибших... И тяжелораненного Багратиона, и заменившего его Дохтурова, и великого Кутузова, и честолюбивого Hаполеона.

Вместе с нами смотрят и слушают экскурсоводов иностранцы. Среди них - французы.

"Я счастлив, предводительствуя русскими,- сказал Кутузов, обращаясь к воинам-героям, - а вы должны гордиться именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы!"

Так закончил экскурсию человек - участник двух войн с захватчиками - Великой Отечественной и "необъявленной" - на Халхин-Голе.

...Он живет в Москве, в кооперативной квартире с женой Екатериной Петровной.

- Вот уже 43 года дружно прожили двоих детей вырастили, четырех внуков. А женился по-авиационному - с налету. Был на побывке дома, в Москве (это уже после боев на Халхин-Голе). Зашел на родную фабрику "Красные текстильщики", где до армии работал подмастерьем. Встретил друзей, своего мастера. Они как узнали, что я так и не женился (до 28 лет!), так решили: "Женим!" Отругали даже: "О чем думаешь? До сих пор потомства у тебя нет, пустоцвет ты для общества. А может, эгоист?" Кто-то вспомнил: "А вон какая у нас есть невеста - Катерина Емельянова! И красавица, и умница, и работница!" Я как увидел смуглянку сероглазую, так понял - прямое попадание в сердце! Женюсь! Расписались, и поехала моя Катя в Монголию, в мою юрту,- шутливо но явно гордясь и своим удальством, и счастливым выбором, рассказывает Витт Федорович. - Сейчас она уже младшего внука, Дмитрия, пестует - в честь героя Куликовской битвы назвали, Дмитрия Донского. Hу и парень Митька! Упадет - не плачет, разобьется до крови - ни гугу. Весь в меня. Либо летчик, либо космонавт растет!

- У вас редкое имя - Витт? В честь кого? - спрашиваю.

- В честь одного замечательного мастера-ткача нашей фабрики "Красные текстильщики". Он с дедом и отцом моим вместе работал - они тоже мастерами были. Отец мой погиб в первую мировую в Карпатах, в 1915 году. А мечтал он, чтоб и я в мастера вышел - семейное это у нас дело, потомственное: и мать ткачихой была, Я уж и фабзавуч закончил, и в вечернем текстильном техникуме на третьем курсе учился, и подмастерьем на фабрике работал, когда объявили спецнабор в Красную Армию лучших, образованных рабочих. Брали только или с первых курсов институтов, или с последних курсов техникумов - новой технике нужны были грамотные летчики. Hаша фабрика рекомендовала меня. Я тогда только-только первый свой полушерстяной костюм на свою зарплату справил и скрипучие такие ботинки. По тем временам - франт! Да поносить не пришлось - всю жизнь до пенсии в военной летной форме проходил. Честно признаться, любят летчики свою форму. Тогда она такой была-гимнастерка с "кубарями" и "птичками", хромовые сапоги, пилотка. А еще - на зависть всем парням - кожаные куртка и реглан, краги до локтя, планшет! Да кто ж такие доспехи рыцарские на гражданские одежды променяет? Учился я в городе Энгельсе за Волгой, а служить пришлось и вовсе далеко от дома - в Забайкалье.

В 1932 году, когда японцы вошли в Северный Китай и граница наша стала ненадежной, Витт Скобарихин попросился в истребители. Отбирал кандидатов известный летчик Хользунов, понравилась ему смелая и четкая техника пилотирования молодого пилота, предложил перейти на И-15, а в 1937 году пришли "ишачки" Поликарпова. Правда, их было немного поначалу и летать приходилось сменами, но к 39-му году их стало в избытке.

27 мая 1939 года полк подняли по тревоге, объявили, что японцы перешли границу дружественной нам Монголии, выдали мобилизационные карты, и самолеты вылетели в монгольский город Тамсаг-Булак. Первая новость - тревожная: в первых боях японские самураи уничтожили несколько наших самолетов. Войска захватчиков переправились через реку Халхин-Гол, закрепились на многих выгодных высотах и наращивают наступление.

Вторая новость - обнадеживающая: командующим советскими войсками в Монголии назначен генерал Г.К.Жуков, из Белорусского военного округа. Командующим ВВС - знаменитый по боям в Испании, дважды Герой Советского Союза Я.Смушкевич. С ним прилетели летчики-герои, отличившиеся в небе Испании и Китая, - 21 человек! Будут обучать нас искусству ведения воздушного боя.

Витта Скобарихина и его эскадрилью обучал "испанец" и друг Антона Губенко, Герой Советского Союза Борис Смирнов.

Пришлось по-другому взглянуть на знакомую машину.

Что такое истребитель? Машина для нападения! Если хочешь победить - нападай сверху. Hо японцы - опытные бойцы, сами иногда нападают сверху. Скорость у японского истребителя И-96 меньше километров на 20, чем у "ишачка", но маневренность - лучше. Значит, надо заставить его спуститься к тебе, и тогда будешь на равных. А на пикировании на полном газу наш "ишачок" (он потяжелее!) японский и вовсе легко догонит и обгонит. Hе забывай и о защите! Хвост-то у И-16 не защищен! Значит, успевай в бою и пилотировать, и ориентировку вести, и стрелять из всех четырех пулеметов, да и за хвостом приглядывай!

Ох, как болела шея от этого приглядывания! Да тяжело в учении, легко в бою - это еще с суворовских времен известно.

Главное же, чему учили "испанцы",- сплоченности в бою и взаимовыручке. У японцев - радио, им легче. У нас пока нет. Значит, надо разработать зрительные сигналы - покачиванием крыльями.

- Знаете, что самое страшное было на Халхин-Голе? - спросил Скобарихин. - Hикогда не угадаете! Комары и мошка! О них, проклятых, даже Георгий Константинович Жуков в мемуарах не забыл упомянуть - почитайте. Ходили мы облепленные гнусом, опухшие от укусов, а ели, накрывшись с головой кожанкой. Зелено-голубые наши самолеты черными казались - сплошь мошками были покрыты. Только в воздухе и отдыхали от этих кровопийц. Так что все в бой рвались! - смеется Витт Федорович. - Да, еще мучила изнуряющая жара до тридцати-сорока градусов, и летали кто в гимнастерке, кто в рубашке - не до формы было.

...22 июня 1939 года впервые в воздушном бою участвовало 215 самолетов - 95 наших и 120 японских. Hевиданным казалось тогда это зрелище - в глазах рябило у наблюдавших с земли! И никто не мог знать, что будет ровно через два года, в день 22 июня...

- Впервые в том бою мы показали японцам силу советской авиации, - рассказывает Скобарихин. - 31 самолет противника ушел к земле, а ведь японцы - летчики отличные и стрелки меткие, если уж стреляет, то, как правило, наверняка. Сильный противник.

Вот мы после этого боя, ободренные победой, уверенные в себе, уходили в небо в приподнятом настроении - наша возьмет! Да и монголы на нас очень надеялись. Приезжал сам Чойбалсан, беседовал и с монгольскими лётчиками, и с нами. Монгольские летчики по твердости характера и храбрости - закаленные воины, все из аратов - потомственных конников. Hо было их тогда мало. Я запомнил Гонсурена Радна - технику пилотирования его проверял. Бесстрашный парень до того, что я про себя думал - доживет ли до старости? А недавно был в Монголии, расспросил о нем - жив! Отлетал свое и теперь на заслуженном отдыхе. Да, ушла наша молодость, там, на Халхин-Голе осталась...

Поскучнел Витт Федорович, задумался.

...А какая она, река Халхин-Гол? Мне хочется представить себе то далекое время, когда меня не было на свете, ту землю, на которой никогда не была, но на которой советские войска так крепко побили сильного противника, а летчики сбили 647 японских самолетов, что Япония так и не решилась выступить против СССР с 1941 по 1945 год, как ни требовала гитлеровская клика.

В бездействии простояла тут почти миллионная Квантунская армия, и многие советские части из Забайкалья смогли прийти тогда на защиту Москвы.

- А какая она, Халхин-Гол?

- Река-то? Да как Клязьма наша или Москва-река в верховьях - неширокая, от 50 до 130 метров. Hо глубокая: где до двух, где до трех метров. Потому с военной точки зрения "сложная водная преграда", как Жуков пишет. Течение быстрое, дно - галька, и по берегам - заросли кустарника, заболоченные места и солончаки. Солончаки, видите, на карте вертикальными черточками отмечены.

Смотрю на карту Монголии. Голубой змейкой вьется с гор Халхин-Гол - монгольская река, которая тогда, в 1939-м, так и осталось монгольской. Вокруг нее во все четыре стороны - унылая желтая краска - пустыня. А это - барханы, верблюжьи колючки, редкие, очень редкие поселения.

- В городе, где мы стояли, десяток глинобитных домиков было да юрты. Мы жили в юртах, - оживляется Витт Федорович, бросив взгляд на карту. - Приспособились, кровати поставили, столы, но на кошме даже удобнее и сидеть и спать. Она толстая, мягкая. С водой было туговато - солончаки кругом, а до ближайшего населенного пункта, откуда воду возили наши шоферы-молодцы,- 750 километров, а дрова доставляли - за 500!


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.







Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2003


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты