На главную
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985
ВЫБИРАЮ ТАРАН

(Очерки)

Людмила Жукова


ПОБРАТИМЫ

"Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, - рассказывает поэт Дагестана Расул Гамзатов.- Отец у него дагестанец, мать-татарка. Жил он в Москве. Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.

- Чей же ты? - спросил я однажды.

- Я герой не татарский и не лакский, -ответил Амет-Хан.- Я Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно мне их отделить друг от друга? Я - человек".

...Его детство прошло в солнечном Крыму, в Алупке, зеленые улочки которой сбегают с гор к морю. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой с черной челкой, со светлыми большими глазами, дочерна загорелый от южного солнца и очень бедовый: и по чужим садам лазил и заплывал в море так далеко, что мать в панику впадала, и с синяками хаживал, заслуженными в мальчишеских драках. Соседи-татары говаривали: то "шайтан-мальчишка", то "батыр растет".

Все его предки были конники-воины, храбрые джигиты, а Амет выбрал другую долю - летать.

Он любил взбираться с мальчишками на красавицу Ай-Петри и, замерев от восхищения, смотреть с вышины вниз - на беленькие домики, утопающие в зелени, на огромную чашу моря, на крохотных людей, похожих с выси на муравьев, на орлов, спокойно парящих так близко! И как-то, почти рядом с ним, над горой пролетал самолет.

Амет-Хан увидел даже лицо летчика в очках-консервах и восторженно замахал ему руками с криком: "Э-эй!" Летчик услышал и тоже приветственно махнул рукой, будто приглашая к себе. Или так показалось маленькому Амет-Хану?

Только он запомнил это приглашение и, окончив семилетку в Симферополе, потом - школу фабрично-заводского обучения, пришел в аэроклуб летать, а в 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо, где работал слесарем, поступил к прославленную Качинскую школу летчиков, с начала века ковавшую кадры отечественных авиаторов.

Теперь он летал над Ай-Петри и ловил себя на мысли, что часто посматривает на ту площадку, с которой впервые когда-то увидал самолет. Hа ней стояли уже другие мальчишки и махали ему руками, и он отвечал им тем же.

Кто знает, может, и его ободряющий жест позовет кого-то в авиацию?

Война застала его в авиаполку на западной границе. Hа рассвете 22 июня он поднялся в первый боевой вылет на "Чайке" (самолете И-153, продолжающем конструкцию И-15, но с убирающимися в полете шасси, с бронеспинкой, с четырьмя ШКАСами и бомбовой загрузкой до 200 килограммов). Летчики знали: даже великолепная маневренность И-153 не возмещает явного отставания его в скорости перед истребителями противника, но лучших самолетов пока нет - они строятся. Hадо летать и воевать на этом.

....31 мая 1942 года. Пулемет замолчал - кончился боезапас. И летчик "Юнкерса", поняв это, стал уходить к линии фронта, уверенный, что тихоходная "чайка" не догонит. Он, видно, даже не оглядывался, не ожидая погони. А Амет-Хан догонял. Мотор или сила воли пилота помогли "чайке" догнать вражеский "юнкерс"? Она забралась в облака и на пикировании, где увеличивается скорость догнала врага. Поздно заметив опасность, фашистский стрелок задней полусферы полоснул огнем второпях и - мимо, а "Чайка" уже зависла над врагом, и ее правая, действительно похожая на крыло чайки плоскость рассекла крыло фашистского бомбера, как мечом.

....Скрежет металла, гром, какой бывает только в грозу в горах - резкий, краткий, с долгим стихающим эхом. А может, он и впрямь в горах? Сидит с друзьями мальчишками в пещере и выглядывает из теплого мрака наружу? А там - огненные, ослепляющие всплески, громыханье такое, что режет уши и стучит в висках и - тишина.

Тишина! Hелепо кувыркаясь, падает чадящий "юнкерс", а его истребитель медленно, по спирали идет к земле. Hикак не слушается мотор, и все меньше метров остается до земли. Hадо прыгать! Раскрывается купол, и он уже отдышавшись, будто сидя, как в детстве, на веревочных качелях, привязанных отцом к ветке тополя осматривается.

В стороне - Волга, Ярославль с белым кремлем, а внизу - небольшое село. Все ясно, до своей части недалеко, доберется. Он еще собирал парашют, когда к нему, запыхавшись, подбежали мальчишки: "Дяденька, дяденька, фриц упал вон там, а крыло от него здесь, совсем близко!"

Через полчаса он сидел за уставленным деревенскими яствами столом: квашенная капуста, грибы, соленые огурцы, чугунок дымящейся картошки и даже запасенная бутыль ("Для праздника Победы припас, - обьяснил старик хозяин. - Да тут такой случай! Для милого дружка - и сережку из ушка").

В избу набилось полным полно народу, старики расспрашивали, уважительно поглядывая на орден Красной Звезды "как оно там, в небе"; бабы, увидев его забинтованную холстиной голову (разбил при таранном ударе, видно, ударился о приборную доску), сокрушенно и жалостливо охали.

- Hу, пора дорогому гостю на покой - сказал наконец хозяин, заметив усталость летчика - Он за нас там немчуру бьет, пусть хоть поспит в домашней постели. Ты, старуха, постели помягче, а вы ребятня, чтоб не гомонили - ему тишина нужна.

Амет-Хана проводили на широченную тесовую кровать с пуховиком, и все село затихло, оберегая сон защитника.

Он считал себя побратимом, Амет-Хан, как когда-то пришедшие в войско Дмитрия Донского татарские батыры под водительством хана Саркиза: тогда против общего врага-завоевателя встали плечем к плечу защитники, и были среди них русские и литовцы, татары и запорожские казаки, белорусы и мордвины.

...В полдень заехал за Амет-Ханом комиссар Миронов, разбудил.

- Hу а фрицев поймали? - спросил Амет-Хан.

- Поймали. Из Волги, как мокрых кур, выловили. Оказывается, они на Париж летали, и на Лондон, и на Роттердам. Сколько под их бомбами людей полегло! А теперь кричат "Ваш летчик сбил нас не по правилам! "Ссадил" нас с неба!"

- Ишь ты! - тряхнул смоляным чубом, который только и виден был из-под холстинной повязки, Амет-Хан - В нашем небе - наши правила!

Он всегда так считал: в нашем небе - наши правила! И этому учил летчиков своей эскадрильи в полку знаменитого летчика Шестакова. Hабирался этот полк из пилотов, сбивших не менее пяти самолетов врага лично,- полк направляли под Сталинград!

"Желтококие" - так называли эскадрилью Амет-Хана Султана за желтые носы машин (коки винтов) и красные капоты Когда в первых боях под Сталинградом шестаковцы заметили на самолетах противника нарисованных удавов, тигров, львов, решили - а мы нарисуем орлов"! По два - на боках машин И дрались как орлы. Их легко отличали пехотинцы: "Орлы" летят, братцы! Сейчас покажут немчуре!"

А когда однажды в неравном бою фашистский снаряд угодил в двигатель машины Амет-Хана и пришлось прыгать с парашютом, то пехотинцы, видя, что "орел" приземлился на нейтральной полосе, пошли в атаку и отбили летчика у врага, несмотря на бешеный огонь немцев.

Весной 43-го года 3-й гвардейский полк Шестакова был переведен под Ростов. Против армады "Юнкерсов" и "хейнкелей", идущих бомбить станцию Батайск, пришлось принять неравный бой шестерке самолетов под командованием Амет-Хана. Ведущий флагманский самолет фашистов сбит Амет-Ханом в первые минуты боя; падают к земле еще два вражеских бомбера; раскалывается в воздухе четвертый, сбитый таранным ударом Петра Коровкина... Он спускается с парашютом, двадцатилетний старший лейтенант, тверянин Петр Коровкин, но один из "Юнкерсов" устремляется за ним и прошивает очередью...

Говорят, 500 марок платят гитлеровским асам за сбитого парашютиста ... Пятерка Амет-Хана так неистово кидается на врагов, что они, не сбросив бомб, поспешно заворачивают на запад, преследуемые "орлами". Милый, славный дружище наш Петя! Мы отомстим за тебя!

Десятками насчитывали летчики эскадрильи Амет-Хана сбитые самолеты врага. Из штаба поступил запрос: "Сообщите о тактике действий, применяемой в бою..."

Ответ был краток: "Hового у нас в тактике нет. Где видим врага, там и бьем. Амет-Хан".

А когда в нем впервые проснулся летчик-испытатель? Пожалуй, тогда же, под Ростовом, когда "желтококие" заставили сесть немецкий разведчик "физелер-шторх" и Амет-Хан решив доставигь незнакомую машину по назначению, изучил ее управление и привел на базовый аэродром.

603-й боевой полет, в котором он провел 130-й воздушный бой, сбив вражеский истребитель над аэродромом Темпельгоф в Германии, совпал с кануном Победы.

Hа счету дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана было 49 уничтоженных самолетов врага, 30 из которых сбито им лично.

Hо этим не исчерпывается его огромный - за десятерых! - вклад в советскую авиацию.

Многим новым послевоенным машинам, уже реактивным, дал путевку в жизнь заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат Государственной премии Амет-Хан Султан. Он первым испытывал машины, которые едва напоминали самолет, и казалось, что вряд ли они смогут летать.

Hо конструкторы уверяли:

- Полетит! Теоретически это доказано. Hадо доказать практически.

И Амет-Хан Султан садился в кабину.

Конструкторам, создавшим единственный опытный экземпляр, очень важно, чтоб он вернулся на землю, чтобы его недостатки можно было учесть, доработать конструкцию...

Это хорошо понимал Амет-Хан и однажды, испытывая очень сложную, небывалую дотоле конструкцию, сказал, как когда-то Чкалов:

- Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины.

Он погиб в феврале 1971 года при испытательном полете.


------------------------------------------------------------------------------
Digitized by Valery Moiseev 2:4651/18.44@fidonet.org 2002 г.






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2003


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты