Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

"ќ ходе реформировани€ предпри€тий и организаций авиационной промышленности" ћатериалы к заседанию ѕравительства –‘ 26 июн€ 2003г.
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ќ ходе реформировани€ предпри€тий и организаций авиационной промышленности

(материалы представлены –осавиакосмосом –оссии)

‘едеральна€ целева€ программа У–еформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)Ф (далее Ч ѕрограмма) утверждена постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 11 окт€бр€ 2001 г. є 713 и €вл€етс€ основным инструментом реализации Уќснов политики –оссийской ‘едерации в области ќѕ  на период до 2010 года и дальнейшую перспективуФ, утвержденных ѕрезидентом –оссийской ‘едерации 10.11.2001 г.

ќсновной целью ѕрограммы €вл€етс€ формирование нового облика ќѕ  путем его реформировани€ в соответствии с задачами военного строительства, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержани€ на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также разработки и производства конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначени€.

¬ части авиационной промышленности программные меропри€ти€ направлены на оптимизацию состава и структуры отрасли, создание условий дл€ ее устойчивого развити€, удовлетворени€ федеральных нужд в авиационной технике военного и гражданского назначени€, обновлени€ парка воздушных судов гражданской авиации.

–еализаци€ ѕрограммы осуществл€етс€ с учетом основных параметров √осударственной программы вооружени€ на 2001-2010 годы, положений федеральных целевых программ У–азвитие гражданской авиационной техники –оссии в 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.Ф и Ућодернизаци€ транспортной системы –оссии (2002-2010 годы)Ф, определ€ющих конкретные ориентиры развити€ военной и гражданской авиации на длительную перспективу.

√лавной задачей €вл€етс€ формирование ограниченного числа системообразующих интегрированных структур, объединенных на основе единого технологического процесса разработки и производства авиационной техники, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. ѕри этом должен быть обеспечен оптимальный уровень государственного участи€ в управлении создаваемыми структурами, исход€ из необходимости обеспечени€ экономической и технологической безопасности и обороноспособности страны.

1. ќсновные цели реформировани€ авиапромышленного комплекса

÷елью современной промышленной политики в отрасли €вл€етс€ содействие созданию на базе существующей авиапромышленности €дра, способного к выживанию в реальных услови€х рыночной экономики, при минимальном использовании в этом процессе государственных финансовых ресурсов.

¬ целом, задача сводитс€ к адекватному современным экономическим услови€м уменьшению субъектной размерности авиационной промышленности до объема, соответствующего услови€м безубыточного функционировани€ комплекса, при одновременном обеспечении возможности быстрого и эффективного его расширени€ до уровн€, отвечающего будущим потребност€м внутреннего и внешнего рынков, требовани€м национальной безопасности.

ѕроцедура управл€емого свертывани€ предполагает одновременную реструктуризацию и концентрацию. ѕри этом государство не может и не должно брать на себ€ функции управлени€ реструктуризацией всей технологической цепи создани€ авиационной техники от самолетов до мелких комплектующих. ¬ то же врем€ оно должно участвовать в реструктуризации крупных элементов авиапромышленного комплекса - научно-исследовательского, самолетостроительного, двигателестроительного, приборостроительного, агрегатного. ќчевидно, что реструктуризаци€ будет проходить только на основе основных программ создани€ и производства авиатехники, которые уже реализуютс€.

√лавной организационно-экономической целью реструктуризации €вл€етс€ переход от организационного разделени€ авиационного комплекса на научно-исследовательский, проектно-конструкторский и производственный сектора к его объединению в рамках структур, св€занных решением общих целевых задач и экономическими интересами, недопущени€ дублировани€ создани€ новых производственных мощностей дл€ выпуска однотипной продукции. ¬ то же врем€, уже имеющиес€ мощности, где это возможно, должны быть максимально эффективно использованы дл€ стимулировани€ реформировани€ и развити€ предпри€тий.

ѕрограмма реализуетс€ в два этапа:

2002-2004 гг. - образование системообразующего €дра авиастроени€ на базе корпоративных структур, объедин€ющих предпри€ти€ по разработке и производству приоритетных типов авиационной техники, пользующейс€ спросом на внутреннем и международном рынках;

2005-2006 гг. - консолидаци€ созданных на первом этапе интегрированных структур в крупные многопрофильные авиастроительные корпорации холдингового типа, обеспечивающие реализацию всех этапов жизненного цикла авиационной техники военного и гражданского назначени€.

2.  ратка€ характеристика состо€ни€ отрасли

¬ насто€щее врем€ в авиационной промышленности насчитываетс€ 306 предпри€тий, из них 76 государственных и 230 акционерных общества (76%).

«апрещены к приватизации 33 предпри€ти€. “ри предпри€ти€ - казенные.

„исло акционерных обществ с участием государства составл€ет 123, без участи€ государства - 107 предпри€тий.

—реднесписочна€ численность зан€тых в авиационной промышленности в 2002 г. составила 516,4 тыс. человек, с начала 2003 г. она увеличилась на 0,7%.

—реднемес€чна€ заработна€ плата по сравнению с 2001 г. возросла на 41,5% и составила 5359 рублей. √одова€ выработка на одного работника отрасли - 360 тыс. рублей.

ќбъем производства авиационной техники в 2002 г. - 147 млрд. рублей, объем налоговых поступлений в бюджет - 29,8 млрд. рублей. “емп роста объема продукции в авиационной промышленности в целом за 2001 год составил 110,8%, за 2002 год - 129,1%.

Ќа долю авиационной промышленности в насто€щее врем€ приходитс€ более 40% общего объема продукции ќѕ  и около 60% объема военной продукции.

¬ цел€х создани€ перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ѕј  ‘ј) –осавиакосмосом и ћинобороны разработана комплексна€ целева€ программа, одобренна€ ѕравительством –оссийской ‘едерации в декабре 2002 г. ¬ ней определены головной исполнитель (√”ѕ Уј¬ѕ  У—ухойФ) и сроки выполнени€ основных этапов работ. ƒл€ выполнени€ программы начато проведение комплекса Ќ»ќ – и эскизное проектирование. ¬ марте 2003 г. завершены конкурсы аванпроектов основных составных частей бортового оборудовани€ и определены их разработчики.

 роме того:

завершен этап государственных совместных испытаний самолета —у-27»Ѕ и получено Уѕредварительное заключениеФ с рекомендацией о серийном производстве и опытной эксплуатации;

изготовлены модернизированные образцы самолетов —у-25, —у-24ћ, —у-27 и ћи√-29, развернуты их испытани€ дл€ выдачи рекомендаций по модернизации самолетов стро€;

изготовлен первый образец учебно-боевого самолета як-130 (в 2003 г. начнутс€ его совместные испытани€); завершены совместные летные испытани€ высокоточного оружи€ дальнего применени€ и ведетс€ работа по оснащению им самолетов стро€.

–езультаты де€тельности предпри€тий ќѕ  в области военно-технического сотрудничества в 2002 году показали, что из общего объема экспорта продукции военного назначени€ в 4,8 млрд. долларов на авиационную промышленность приходитс€ свыше 3,2 млрд. долларов (2/3 общего объема). «начительна€ часть поступлений от экспорта направл€етс€ на модернизацию авиационной техники в интересах российских ¬ооруженных —ил.

¬ 2002 г. поставлено 67 самолетов, свыше 100 авиадвигателей, различное авиационное имущество, запчасти и комплектующие издели€. ќбъем экспорта авиационной техники и вооружени€ в 2003 г. прогнозируетс€ на уровне 2002 г.

¬ области гражданского авиастроени€ следует выделить совместный проект фирм У—ухойФ, У»льюшинФ и УЅоингФ по созданию регионального самолета (итоги конкурса подведены в марте 2003 г.) и двигател€ SM.146 к нему (разрабатываетс€ Ќѕќ У—атурнФ и У—некмаФ), проект создани€ вертолета ћи-38 (Ућ¬«Ф, У ¬«Ф, У≈врокоптерФ), контракт на постройку дл€  ита€ 5 самолетов “у-204-120 и др. ќсуществл€етс€ техническа€ поддержка ранее поставленной на экспорт российской авиационной техники.

— целью обеспечени€ соответстви€ отечественных воздушных судов международным требовани€м по экологии и повышению безопасности полетов реализуетс€ У омплексна€ программа работ на период 2002-2010 гг. по проблеме снижени€ шума, эмиссии и повышени€ точности навигации отечественной авиационной техники в обеспечение требований норм » јќ и ≈—Ф. ѕоэтапный ввод этих требований в –оссии по мере реализации указанной программы €вл€етс€ важным инструментом вывода из эксплуатации устаревших воздушных судов и обновлени€ парка гражданской авиации самолетами нового поколени€.

—осто€ние научно-технологического и производственного потенциала отрасли в насто€щее врем€ позвол€ет решать задачи, поставленные программой У–азвитие гражданской авиационной техники –оссии на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.Ф и √осударственной программой вооружени€ на 2001-2010 годы. Ќо эти задачи решаютс€ во многом за счет накопленного ранее задела Ќ»ќ –, существенного запаса производственных мощностей предпри€тий и технологического задела, полученного в результате военно-технического сотрудничества.

ћежду тем, продолжают развиватьс€ и усугубл€тьс€ такие отрицательные €влени€, как старение основных фондов (парк оборудовани€ с возрастом свыше 20 лет составл€ет 40,7%, износ активной части основных фондов - 68%, удельный вес законсервированных и временно приостановленных производств в общей мощности предпри€тий - 34,4%), старение кадрового потенциала - средний возраст работающих в авиационной промышленности составл€ет 44,8 лет (в целом по промышленности - 39,3 года), скрыта€ безработица, большой процент неэффективно используемых или незагруженных мощностей.

√лавна€ проблема отрасли - больша€ недозагрузка предпри€тий, котора€ после резкого ограничени€ госзаказа в 1992-93 годах до насто€щего времени не решена в полной мере: многочисленность мелких авиакомпаний, не имеющих возможности приобретать новую авиатехнику; отсутствие значимых дл€ отрасли экспортных контрактов. ѕри этом (несмотр€ на негативные процессы в российской экономике в 90-х годах) –осавиакосмосу удалось сохранить минимально допустимый уровень загрузки предпри€тий авиационной промышленности и обеспечить выполнение заданий √ќ« и других федеральных программ.

¬ этих услови€х, с целью формировани€ нового облика ќѕ  путем его реформировани€ в соответствии с задачами военного строительства, ѕравительством –оссийской ‘едерации прин€та ‘÷ѕ У–еформирование и развитие ќѕ  (2002-2006 гг.)Ф, разработанна€ ћинпромнауки –оссии с участием –осавиакосмоса и других агентств оборонных отраслей промышленности.

3. ќрганизационно-методическое и финансовое обеспечение процесса реформировани€ авиационной промышленности

¬ажна€ роль в методическом обеспечении процессов реформировани€ принадлежит ћинпромнауки –оссии как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по ѕрограмме. –ешением ѕравительства –оссийской ‘едерации образована  омисси€ по реализации ѕрограммы.

ћинпромнауки –оссии в но€бре 2002 г. утверждены ћетодические рекомендации по разработке системных проектов создани€ интегрированных структур ќѕ  и определен пор€док организации работы по рассмотрению материалов по этим проектам и услови€ проведени€ конкурсов.   насто€щему времени проведены конкурсы по трем системным проектам и продолжаетс€ работа по шести проектам (см. раздел 5).

¬ 2002 г. по ѕрограмме профинансированы Ќ»ќ – на сумму 23,25 млн. рублей по уникальной стендовой базе предпри€тий авиационной и ракетно-космической промышленности (÷ј√»), разработке технологического оборудовани€ и технологий дл€ перевооружени€ производств двигательных и энергетических установок (ќЌѕѕ У“ехнологи€Ф), технологического оборудовани€ и материалов дл€ авиационной и ракетно-космической промышленности (¬»Ћ—), созданию гражданской и специальной продукции на основе разработок в области аэрокосмического оборудовани€ (”Ќѕѕ Ућолни€Ф), разработке в области энергетических и двигательных технологий двойного применени€ (÷»јћ).

¬ 2003 г. выиграли конкурс на бюджетное финансирование на сумму 26,6 млн. рублей Ќ»ќ – по 6 темам (÷ј√», У“ехнологи€Ф, Ућолни€Ф, ¬»јћ, ћћѕѕ У—алютФ).

¬ рамках ‘едеральной адресной инвестиционной программы в 2002 г. государственные капитальные вложени€ по ‘÷ѕ У–еформирование и развитие ќѕ Ф составили по –осавиакосмосу 181,3 млн. рублей (из них по авиационной промышленности - 27,0 млн. рублей), а в 2003 г. - 126 млн. рублей (63 млн. рублей по авиационной промышленности).

¬ –осавиакосмосе под председательством первого заместител€ √енерального директора образована  омисси€, в соответствии с планом работы которой провод€тс€ регул€рные заседани€ по рассмотрению хода выполнени€ ѕрограммы. ќбразована экспертна€ группа по рассмотрению разработанных головными организаци€ми проектов интегрированных структур.

¬ основу работы по экономическому обоснованию и определению оптимального состава интегрированных структур положены: перспективные планы развити€ вооружени€ и военной техники, ‘÷ѕ У–азвитие гражданской авиационной техники –оссии на 2002-2010 гг. и на период до 2015 годаФ, √осударственна€ программа вооружени€, кооперационные св€зи основных изготовителей авиационной техники и вооружени€, оценка научно-производственного и технологического потенциалов участников кооперации и их финансово-экономическое положение.

  участию в этой работе привлекаютс€ ведущие  Ѕ и головные научные отрасли: √осЌ»»ј—, ÷ј√», ÷»јћ, Ќ»» Ёјѕ, √ипроЌ»»авиапром и др.

4. ѕринципы и услови€ реструктуризации

¬ основу реструктуризации авиапромышленного комплекса положены следующие базовые принципы и услови€:

ориентаци€ на создание крупных широкопрофильных корпоративных структур, объедин€ющих  Ѕ и серийные предпри€ти€, как основной способ преодолени€ организационно-экономической, финансовой и технологической разобщенности разработчиков и изготовителей авиационной техники;

устранение дублировани€ и избыточности существующего научно-технического и производственного потенциала, приведение его в соответствие с уровнем реального платежеспособного спроса на продукцию и услуги авиационной промышленности;

интеграци€ с предпри€ти€ми стран —Ќ√, име€ в виду, необходимость сохранени€ за –оссией приоритетов на авиационном рынке этих стран и использование конструкторских и производственных возможностей их авиационной промышленности в интересах совместных разработок и поставок авиационной техники на российский рынок и на экспорт. »нтеграци€ может осуществл€тьс€ в форме создани€ межгосударственных корпоративных структур на основе межправительственных соглашений.

ќсновным фактором, определ€ющим масштабы и структуру авиапромышленного комплекса в будущем, €вл€етс€ платежеспособный спрос на авиационную технику всех типов на внутреннем и внешнем рынках. Ќа период до 2015 г. он оцениваетс€ в объеме 2,1-2,3 млрд. долларов ежегодно. ѕри этом прогнозируема€ структура продаж такова: 10-15% - государственный оборонный заказ, около 15% - внутренний рынок и 70-75% - внешний рынок.

¬ целом, дл€ прогнозируемого сбыта существующие серийные мощности российского авиапромышленного комплекса избыточны: средн€€ загрузка большинства предпри€тий в рассматриваемом периоде будет находитьс€ в пределах 20-25%. ¬ этих услови€х прибыль серийных предпри€тий и разработчиков не обеспечит воспроизводственное развитие за счет собственных средств, что подтверждает необходимость их консолидации дл€ исключени€ параллелизма и дублировани€ работ и концентрации всех видов ресурсов.

 роме того, структура сбыта авиационной техники такова, что авиационна€ промышленность в основном работает на военные нужды других стран. “ребуетс€ ее радикальное изменение за счет лучшей сбалансированности государственного оборонного заказа, заказов внутреннего рынка гражданской авиационной техники и экспортных заказов путем увеличени€ доли двух первых составл€ющих и общего роста объемов сбыта (в т.ч. за счет экспорта).

÷елью формировани€ крупных интегрированных структур €вл€етс€ достижение следующих результатов:

сглаживание негативного вли€ни€ колебаний конъюнктуры рынков сбыта за счет диверсифицированности разработок и производства;

обеспечение рациональной концентрации финансовых средств из всех источников (федеральный бюджет, собственные средства предпри€тий, отчислени€ от экспорта и т.д.);

рост объемов производства при снижении издержек вследствие Уэффекта от масштабаФ корпораций; увеличение суммарного инвестиционного потенциала и свободы маневра этим потенциалом.

ќтечественный и зарубежный опыт создани€ интегрированных структур в авиастроении убедительно доказывает, что они должны быть многопрофильными, т.е. иметь широкую номенклатуру продукции и услуг военного и гражданского назначени€. Ёто свойство обеспечивает высокую конкурентоспособность корпораций на мировых рынках, их финансовую устойчивость, максимальное использование научно-производственного и кадрового потенциала.

”спешное функционирование корпораций во многом зависит от начальных условий и располагаемого объема материальных, финансовых и кадровых ресурсов. ѕоэтому при формировании состава новых корпоративных структур предусматриваетс€ их сбалансированность по типажу и объему производства продукции, рыночной капитализации, научно-производственному потенциалу.

Ќар€ду с перечисленными факторами при реформировании учитываютс€ особенности научных и конструкторских школ, кажда€ из которых имеет свой стиль и подходы к прин€тию технических решений. ќптимальное с этой точки зрени€ объединение  Ѕ и серийных заводов не только сохранит каждую из них, но и исключит монопольное господство какой-либо одной школы, обеспечив развитие и конкурентоспособность отечественных разработок.

5. –еализаци€ программы реформировани€ авиационной промышленности

»нтеграционные процессы в авиационной промышленности, как правило, осуществл€ютс€ на принципах объединени€ разработчиков и производителей авиационной техники, среди которых: ј¬ѕ  У—ухойФ, –—  Ући√Ф, ћј  У»льюшинФ, ќјќ У“уполевФ. —озданы также корпорации, объедин€ющие поставщиков комплектующих изделий, в частности ќјќ Ујэрокосмическое оборудованиеФ, Ујвиаприбор-’олдингФ, У“ехнокомплексФ, Ќѕќ У—атурнФ, У“актическое ракетное вооружениеФ (на базе √Ќѕ÷ У«везда-—трелаФ). ¬едутс€ активные работы по созданию корпоративных структур УћиФ, У¬оздушные винтыФ. »сследуютс€ перспективы горизонтальной интеграции ќ Ѕ между собой, что особенно актуально в св€зи с посто€нным удорожанием и усложнением разработок.

Ќа сегодн€шний день из 19 интегрированных структур, предусмотренных ѕрограммой, более половины зарегистрированы или прин€ты решени€ ѕрезидента и ѕравительства –оссийской ‘едерации об их создании. Ќаиболее активно работа по интеграции проводилась в области самолетостроени€ и авиаприборостроени€.

¬ насто€щее врем€ удельный вес производителей продукции, вход€щих в интегрированные структуры авиационной промышленности, составл€ет 44,2%, удельный вес зан€тых в производстве составл€ет 30,1%. ѕрибыль интегрированных структур в 2002 г. в отраслевом объеме составила 45,4%, средн€€ зарплата - 6662 рубл€ (по отрасли - 5359 рублей).

¬ соответствии с ѕрограммой в состав интегрированных структур войдут 138 государственных предпри€тий и акционерных обществ, что составл€ет 45% от общего числа предпри€тий. —охран€т самосто€тельность 144 предпри€ти€ различной формы собственности (47%).

ѕо состо€нию на май 2003 года 74 предпри€ти€ имеют организационно-правовую форму федерального государственного унитарного предпри€ти€. »з них 38 - сохран€тс€ в форме ‘√”ѕ (включа€ 3 казенных предпри€ти€ и 6 государственных научных центров) и 26 - подлежат акционированию в 2003-2004 гг. ¬ рамках реформировани€ авиационной промышленности –осавиакосмос осуществл€ет также преобразование государственных унитарных предпри€тий в акционерные общества. ¬ 2003 году подлежат преобразованию в открытые акционерные общества ј¬ѕ  У—ухойФ,  азанский Ќ»ј“,  азанский Ќ»»ƒ, Ќовосибирский Ќ»ј“, јвиапромналадка и др.

¬ соответствии с ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 26 окт€бр€ 2001 г. є 125 и постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации 29 декабр€ 2001 г. є 929 Уќ мерах по созданию ќјќ Ујвиационна€ холдингова€ компани€ У—ухойФ акционированы ‘√”ѕ У нјјѕќФ и УЌјѕќ им. „каловаФ. ¬ насто€щее врем€ проводитс€ работа по акционированию √”ѕ Уј¬ѕ  У—ухойФ.

¬ соответствии с ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 23 апрел€ 2002 г. є 412 образовано ќјќ У онцерн ѕ¬ќ Ујлмаз-јнтейФ, в который включены 4 предпри€ти€ авиационной промышленности: ќјќ Ућ Ѕ У‘акелФ, Ућћ« УјвангардФ, УјвитекФ, Уќ Ѕ УЌоваторФ.

¬ соответствии с ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 24 €нвар€ 2002 г. и постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 13 марта 2002 г. создано ќјќ У орпораци€ У“актическое авиационное вооружениеФ в составе шести предпри€тий.

ѕроекты документов о создании ќјќ У онцерн УјвионикаФ и дополнительных мерах по обеспечению интеграции предпри€тий, вход€щих в ќјќ У орпораци€ Ујэрокосмическое оборудованиеФ наход€тс€ на рассмотрении в јдминистрации ѕрезидента –оссийской ‘едерации.

ѕодготовлены к внесению в ѕравительство –оссийской ‘едерации проекты ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации и постановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации о создании интегрированной структуры ќјќ У орпораци€ Уƒвигатели Ќ Ф, объедин€ющей 7 акционерных обществ авиационной промышленности.

¬ рамках выполнени€ задач ѕрограммы реализуетс€ план реструктуризации ќјќ У¬ј—ќФ и ќјќ Ућј  У»льюшинФ путем присоединени€ к ќјќ Уј  им. —.¬.»льюшинаФ, что позволит существенно упростить корпоративную структуру одного из важнейших элементов авиапромышленности, улучшить его управл€емость за счет сокращени€ числа органов управлени€, обеспечить финансовую УпрозрачностьФ де€тельности предпри€ти€ дл€ акционеров, сократить издержки и усилить государственный контроль.

 ак составную часть процесса реформировани€ авиационной промышленности необходимо рассматривать развитие лизинга авиационной техники, позвол€ющий обеспечить загрузку авиационных предпри€тий, сохранить научно-производственный потенциал авиастроени€. ¬ насто€щее врем€ в качестве первых лизинговых компаний с государственным участием, реализующих концепцию лизинга авиационной техники, выступают ќјќ У‘инансова€ лизингова€ компани€Ф (лизинг самолетов “у-214) и ќјќ У»льюшин ‘инанс  оФ (лизинг самолетов »л-96-300/400 и “у-204).

¬ число приоритетных задач входит развертывание производства и поставок в эксплуатацию ближнемагистральных самолетов “у-334, предназначенных дл€ самого массового сегмента авиаперевозок. ¬ соответствии с распор€жением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 31 окт€бр€ 2002 г. є 1529-р продолжаютс€ сертификационные испытани€ этого самолета и подготовка его серийного производства на –—  Ући√Ф с 2004 года. ѕроизводственным планом предусматриваетс€ выход на ежегодный выпуск 24 самолетов с 2006 года.

¬месте с тем, при сложившихс€ подходах к ценовой политике, а также к системе гарантийного и послепродажного обслуживани€, необходима государственна€ поддержка в организации сбыта самолетов “у-334 в виде гарантий, рассрочек платежей и налоговых преференций на период производства первых 100 самолетов в 2004-2008 гг. Ќалоговые преференции производител€м и эксплуатантам должны касатьс€ налога на имущество и Ќƒ—, которые оказывают существенное вли€ние на формирование цены самолета и возможности авиакомпаний по их приобретению (лизингу).

«адачей государственной поддержки программы “у-334 должно стать создание механизма заимствований и налоговых льгот, который позволит зафиксировать конечную цену не выше 13 млн. долларов, тогда как сейчас она складываетс€ на уровне 16 млн. долларов. ¬ противном случае развертывание производства самолетов “у-334 в количестве, обеспечивающем его безубыточность, не представл€етс€ возможным. Ѕез государственной поддержки самолету “у-334 будет весьма сложно конкурировать с относительно новыми иностранными самолетами аналогичного класса, предлагаемыми в насто€щее врем€ на исключительно выгодных услови€х.

–еализаци€ данного подхода позволит в течение 7 лет практически полностью обновить парк ближнемагистральных самолетов и сохранить рынок воздушных судов этого класса за отечественными производител€ми. ќднако это предполагает тщательную проработку механизма приобретени€ самолетов с использованием лизинговых схем, включа€ решение вопроса увеличени€ капитализации лизинговых компаний и привлечени€ долгосрочных кредитов.

ќпределение принципов взаимодействи€ предпри€тий промышленности, лизинговых компаний и финансовых институтов €вл€етс€ в насто€щее врем€ одним из ключевых вопросов стратегии развити€ авиапромышленности страны. Ќеобходимые задачи по данному вопросу поставлены на заседании ѕравительства –оссийской ‘едерации 10 апрел€ 2003 г.

¬ соответствии с ѕрограммой и ‘едеральным законом Уќ конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных нуждФ в 2002-2003 гг. состо€лись конкурсы на проведение Ќ»– и ќ – по разработке комплексного механизма интеграции предпри€тий авиационной промышленности и созданию шести интегрированных структур, обеспечивающих разработку и производство: гражданских самолетов т€желого класса; боевых вертолетов наземного и морского базировани€ и вертолетов гражданского назначени€; бортового оборудовани€ и комплексов авионики; авиационных двигателей.

¬ насто€щее врем€ разрабатываютс€ системные проекты интегрированных структур, специализирующихс€ на высокоточном вооружении.

ѕроцесс реформировани€ требует технологического переоснащени€ и обновлени€ парка оборудовани€, вы€влени€ излишнего оборудовани€ и его реализации в интересах участников создаваемых интегрированных структур. —ложивша€с€ за последние годы практика не позвол€ет проводить планомерное обновление станочного, испытательного, экспериментального оборудовани€, т.к. небольшие средства на техническое и технологическое перевооружение выдел€ютс€ без общей координации этих вопросов и в недостаточном количестве.

¬ услови€х снижени€ производственно-технического потенциала предпри€тий важное место дл€ укреплени€ научной и производственной базы занимают вопросы аренды недвижимого имущества, наход€щегос€ в хоз€йственном ведении федеральных государственных унитарных предпри€тий, плата за которую в насто€щее врем€ перечисл€етс€ в федеральный бюджет. ¬ цел€х развити€ научной, экспериментальной и производственной базы предпри€тий целесообразно решить вопрос о направлении части этой прибыли у предпри€тий дл€ использовани€ на техническое перевооружение и развитие научно-производственной базы.

¬ насто€щее врем€ –осавиакосмосом утвержден перечень проектно-изыскательских работ дл€ проведени€ технического перевооружени€ и реконструкции предпри€тий авиационной промышленности, участвующих в реализации ѕрограммы, и представлен в ћинпромнауки –оссии.

ѕровод€тс€ меропри€ти€ по оптимизации состава наход€щихс€ в ведении –осавиакосмоса государственных предпри€тий авиационной промышленности и акционерных обществ, в отношении которых –осавиакосмос осуществл€ет единую государственную политику в области разработки и производства авиационной техники.

¬ св€зи с проводимой работой по реструктуризации предпри€тий авиационной промышленности, состав которых посто€нно измен€етс€, подготовлен проект постановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации об уточнении перечн€ предпри€тий различной формы собственности, в отношении которых –осавиакосмос согласно постановлению ѕравительства –оссийской ‘едерации от 23.04.1999 г. є 461 осуществл€ет координацию и регулирование вопросов создани€ авиационной техники военного и гражданского назначени€.

—егодн€, учитыва€ интенсивно развивающийс€ процесс реструктуризации в промышленности, св€занный с изменени€ми форм собственности предпри€тий, их реорганизацией в форме присоединени€, выводом отдельных из них из ведени€ –осавиакосмоса, возникает необходимость оперативного уточнени€ этих перечней, в св€зи с чем было бы целесообразно, чтобы ѕравительство –оссийской ‘едерации делегировало право уточнени€ и утверждени€ этих перечней –осавиакосмосу.

¬ рамках реорганизации предпри€тий в 2002 году реорганизованы:

‘√”ѕ УЌ»» автоматизированных средств производства и контрол€Ф (г. ¬оронеж) путем присоединени€ к нему У√Ќѕ»÷ УѕромчистотаФ;

‘√”ѕ У÷ј√»Ф путем присоединени€ к нему ‘√”ѕ У√осЌ»÷ ÷ј√»Ф;

‘√”ѕ Ућћѕѕ У—алютФ в форме присоединени€ к нему √осћ Ѕ У√ранитФ.

¬ процессе конкурсного производства ликвидированы ќјќ УјэроэлектрикФ (г. ћосква), У—пецконструкци€Ф (г. Ћыткарино), У Ѕ ЁлектроизделийФ (г. —арапул).

ќдним из факторов, сдерживающих образование интегрированных структур с участием предпри€тий, расположенных в –еспублике “атарстан (‘√”ѕ У азанское јѕќ им. √орбуноваФ, ќјќ У азанское моторостроительное ѕќФ, ќјќ УјвиамоторФ, ќјќ У азанский вертолетный заводФ) и –еспублике Ѕашкортостан (‘√”ѕ У”фимское приборостроительное ѕќФ, ‘√”ѕ У”фимское Ќѕѕ Ућолни€Ф, ‘√”ѕ У умертаусское авиационное ѕќФ) €вл€етс€ нерешенность вопроса разграничени€ собственности между –еспубликами “атарстан, Ѕашкортостан и федеральным центром.

—ерьезной проблемой в св€зи с реформированием авиационно-промышленного комплекса €вл€етс€ проблема кадров. ¬опрос обновлени€ кадрового потенциала, возникший с конца 80-х годов, не претерпел изменений в лучшую сторону и сегодн€ лишь усугубилс€, в особенности со станочниками и молодыми специалистами в Ќ»» и ќ Ѕ.

Ќазрела необходимость централизованной подготовки кадров в промышленности, предусматривающей восстановление сети учебных заведений (ѕ“”) на качественно новом уровне (видимо межотраслевого характера) с учетом интеграционных процессов в промышленности, и предусматривающей меропри€ти€ по обеспечению омоложени€ научно-технологических кадров и направлени€ части средств из ѕрограммы на решение наиболее острых проблем сохранени€ научного потенциала и научно-технологических и конструкторских школ, подготовку отраслевых руковод€щих и научных кадров.

–оль государства в реформировании авиационной промышленности должна сводитьс€ прежде всего к обеспечению благопри€тных экономических и правовых условий. ¬ частности, назрела необходимость внесени€ изменений в законы Уќ государственном оборонном заказеФ, Уќ рынке ценных бумагФ. ƒолжны быть прин€ты новые законы Уќ холдингахФ, Уќ реструктуризации оборонно-промышленного комплексаФ, Уќ национализацииФ. Ѕыло бы целесообразным ѕравительству –оссийской ‘едерации рассмотреть вопрос о подготовке таких документов как: Уќб обращении акций оборонно-промышленного комплекса на фондовом рынкеФ, Уќ ведении реестров акций оборонно-промышленного комплексаФ и др. —оответствующие предложени€ –осавиакосмосом представлены в ћинпромнауки –оссии.

 роме того, дл€ нормального функционировани€ интегрированных структур требуют решени€ следующие вопросы:

техническое содействие продаже излишков ликвидного имущества, трансакции основных производственных фондов, оказание государственной поддержки по переобучению и трудоустройству кадров, высвобождаемых в ходе реструктуризации;

стимулирование внутреннего рынка отечественной авиационной техники и активна€ поддержка ее продвижени€ в зарубежные страны.

—ледует решить вопрос о возмещении Ќƒ— при поставке на экспорт всем предпри€ти€м кооперации по технологической цепочке, а также по назначению головных исполнителей экспортных и оборонных заказов по номенклатуре предпри€тий, вход€щих в интегрированную структуру. ¬ажным вопросом €вл€етс€ вопрос обложени€ экспортными и импортными пошлинами кооперационных поставок в рамках межгосударственных корпораций —Ќ√.

–ешение этих вопросов, несомненно, ускорит процесс реформировани€ авиационной промышленности, итогом которой €вл€етс€ создание реально работающих структур, отвечающих современным требовани€м.

¬ насто€щее врем€ решаетс€ задача завершени€ создани€ и оптимизации ранее сформированных структур, отработки механизма взаимоотношений вход€щих в них предпри€тий, формировани€ маркетинговой политики, создани€ научно-технического задела и т.п..

“аким образом, к концу 2004 г. в авиационной промышленности будет завершен первый этап реформировани€ в виде создани€ системообразующих интегрированных структур.

¬торой этап реформировани€ базируетс€ на укрупнении интегрированных структур, созданных на первом этапе. ¬ результате этого к 2006 г. будут созданы 5-7 укрупненных структур, которые объедин€т основной научно-производственный потенциал авиационной промышленности.

¬ дальнейшем, с учетом практического опыта создани€ и функционировани€ этих головных корпоративных структур, возможно их последующее укрупнение с целью расширени€ интеграции в авиастроительном комплексе в соответствии с требовани€ми создани€ авиационной техники следующего поколени€ и оптимизации организационной системы управлени€ отраслью, в том числе с учетом процесса интеграции в мировую экономическую систему. ¬ этой св€зи в I кв. 2005 г. на  омиссии по реализации ѕрограммы целесообразно рассмотреть технико-экономическое обоснование и системный проект создани€ единой российской авиастроительной корпорации как перспективную задачу реформировани€.

6. ќ реформировании и развитии организаций авиационного двигателестроени€ (п.5 ѕротокола совещани€ у ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации от 22.04.2003 г. є ћ -ѕ7-11пр)

¬ цел€х развити€ отечественного авиадвигателестроени€ на I этапе ѕрограммы предусмотрено создание (в дополнение к ранее образованному ќјќ УЌѕќ У—атурнФ) следующих интегрированных структур:

ќјќ У орпораци€ Уƒвигатели Ќ Ф.

ќјќ Уѕермский центр двигателестроени€Ф.

‘√”ѕ У—алютФ.

¬се указанные структуры наход€тс€ в разной степени завершени€ интеграции и отвечают главным цел€м реструктуризации отрасли, а именно:

объединению научно-производственных потенциалов ќ Ѕ и серийных предпри€тий на основе реализации конкретных программ;

усилению роли государства в управлении авиадвигателестроением;

созданию двигателей нового поколени€ дл€ авиационной техники нового поколени€ (ѕј  ‘ј, ближне-среднемагистральный пассажирский самолет, региональный самолет и др.)

ѕроекты распор€дительных документов ѕравительства –оссийской ‘едерации о создании ќјќ У орпораци€ Уƒвигатели Ќ Ф (в составе ќјќ У—Ќ“  им. Ќ.ƒ. узнецоваФ, УћоторостроительФ, У— ЅћФ, Уѕоволжский јви“»Ф, У азанское ћѕќФ, УјвиамоторФ, Ућеталлист - —амараФ) наход€тс€ на согласовании с министерствами и ведомствами и правительством –еспублики “атарстан.

ќјќ Уѕермский центр двигателестроени€Ф предполагаетс€ создать в составе ќјќ Уѕермские моторыФ, Уѕермский моторный заводФ, УјвиадвигательФ и Уѕротон-ѕћФ. ќднако в св€зи с несогласием крупных акционеров с предложенными проектами объединени€, продолжающимс€ процессом перераспределени€ крупных пакетов акций между ними и нерешенными вопросами по возврату акций ќјќ Уѕермский моторный заводФ уточн€ютс€ принципы объединени€ пермских предпри€тий двигателестроени€.

»нтегрированна€ структура ‘√”ѕ У—алютФ создаетс€ в составе предпри€тий ћћѕѕ У—алютФ, √ѕ У¬оскресенский машиностроительный завод У—алютФ (документы о реорганизации наход€тс€ в стадии оформлени€), ќјќ Ќ»»ƒ, ќјќ У√аврилов-ямский машиностроительный завод УјгатФ и √осћ Ѕ У√ранитФ (уже присоединено к головному предпри€тию).

II этап реформировани€ (2005 - 2006 гг.) предполагает дальнейшее укрепление и расширение созданных интегрированных структур за счет предпри€тий двигателе- и агрегатостроени€, не включенных ранее в созданные на первом этапе объединени€ и создание одного - двух укрупненных интегрированных объединений по двигател€м и агрегатам, включающим в свой состав: ќјќ У орпораци€ Уƒвигатели Ќ Ф, ќјќ Уѕермский центр двигателестроени€Ф, ‘√”ѕ У—алютФ, ќјќ У орпораци€ У¬оздушные винтыФ, ќјќ УЌѕќ У—атурнФ, ќјќ У“опливо-регулирующа€ аппаратураФ.

7. јнализ состо€ни€ парка гражданской авиации –оссии и практики продлени€ ресурсов авиационной техники (п. 8 ѕротокола заседани€ ѕравительства –оссийской ‘едерации от 10 апрел€ 2003 г. є 12)

¬ насто€щее врем€ парк магистральных и региональных воздушных судов (¬—) насчитывает около 1500 единиц. ѕарк гражданской авиации –оссии €вл€етс€ одним из самых старых среди развитых государств мира. ≈го основу составл€ют самолеты разработки 60-70 годов, многие из которых (јн-24, “у-134, “у-154Ѕ, як-40) наход€тс€ в эксплуатации 30-40 лет и морально устарели.

ƒо сих пор сохран€етс€ избыточность парка магистральных ¬— и его провозные возможности превышают платежеспособный спрос на авиаперевозки. ѕри некотором увеличении их интенсивности в последние годы число простаивающих самолетов практически не уменьшилось и по итогам 2002 года, в зависимости от типа ¬—, составило 10-25%.

ѕри действующих сегодн€ назначенных ресурсах и сроках службы 42% парка самолетов, обеспечивающих основной объем пассажирских перевозок (јн-24, “у-134, “у-154Ѕ, »л-62, »л-86, як-40, як-42) к 2010 году достигнут разрешенной наработки в летных часах, полетах или календарных годах эксплуатации, а к 2015 году - 83% парка. ѕри этом больша€ часть самолетов будет списана из-за ограничени€ календарного срока службы, име€ большие запасы по наработкам в летных часах и полетах. ¬ большинстве авиакомпаний к 2015 году будут списаны практически все самолеты старого поколени€, кроме “у-154ћ.

јнализ динамики списани€ парка магистральных пассажирских ¬— по причине выработки срока службы показывает, что в случае сохранени€ назначенных ресурсов и сроков службы наибольша€ интенсивность выбыти€ самолетов приходитс€ на период 2009-2011 гг. - в среднем около 200 ед. в год. — учетом списани€ выработавших ресурс самолетов, существующий парк магистральных ¬— в ближайшие 5 лет будет с избытком удовлетвор€ть потребности авиакомпаний в авиационной технике.   2010 году парк самолетов будет составл€ть более 800 ед., что может обеспечить, с учетом поступлени€ ¬— нового поколени€, потребности в перевозках внутри –оссии. »збыточность парка ¬—, а также существующа€ практика ресурсного обеспечени€ ее летной годности в насто€щее врем€ €вл€ютс€ одними из причин низкого спроса на новую технику. «а последние 5 лет авиакомпании приобрели лишь 24 самолета, в том числе 9 - нового поколени€.

¬ целом, существующа€ в –оссии система поддержани€ летной годности авиационной техники обеспечивает безопасность ее эксплуатации (отсутствие катастроф).

¬ 1998 г. специалистами гражданской авиации и авиапромышленности было разработано У¬ременное положение об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техникиФ (далее - ¬ременное положение), направленное, в первую очередь, на повышение ответственности каждого из участников работ, а также на поэтапную и поэкземпл€рную процедуру выполнени€ работ по ресурсному обеспечению летной годности стареющего парка AT в услови€х, функционировани€ нескольких сотен авиакомпаний.

¬ 2003 г. утверждена целева€  омплексна€ программа поддержани€ летной годности воздушных судов гражданской авиации до 2010 года (в части обеспечени€ ресурсов и сроков службы), котора€ предусматривает дальнейшее поэтапное увеличение назначенного срока службы всем без исключени€ магистральным ¬—, в частности, јн-24 до 50 лет, »л-18 до 45 лет, як-40 до 40 лет.

¬месте с тем, продление сроков эксплуатации €вл€етс€ одним из преп€тствий дл€ закупок новой техники, в чем заинтересованы ее разработчики и изготовители. —ледовательно, необходимо регламентировать сроки и виды ответственности разработчика, изготовител€ и поставщика AT в отношении ее безопасности и недостатков конструктивно-производственного характера.

¬недрение пон€ти€ "проектного ресурса" должно быть, однако, жестко ув€зано с условием предоставлени€ эксплуатанту оценок конкретных затрат, которые он понесет в процессе отработки этого проектного ресурса. Ёто затраты на выполнение плановых работ по программе технического обслуживани€ и ремонта, неплановых работ, закупки запасных частей и модификации (доработки) AT по бюллетен€м и директивам по летной годности и другое.

“аким образом, существующа€ система установлени€ и продлени€ ресурсов и сроков службы гражданской AT имеет как положительные, так и отрицательные стороны. ѕоложительным €вл€етс€ достаточно высокий уровень безопасности вследствие более жестких, чем за рубежом, норм и методов обеспечени€ безопасности конструкции по услови€м прочности и поэтапной отработки назначенных ресурсов вплоть до их проектных значений. Ќедостатком такой системы €вл€етс€ высокий уровень и непредсказуемость затрат эксплуатанта по этапам циклов эксплуатации и ремонта AT. Ќегативной €вл€етс€ также практика необоснованного установлени€ назначенных ресурсов р€ду изделий и агрегатов, которые не имеют существенного вли€ни€ на безопасность, а также выраженных тенденций старени€ (увеличени€ частоты отказов с увеличением наработки или срока службы этих изделий и агрегатов).

 роме того, необходимы действенные меры государственного регулировани€ (законодательные, экономические, организационные) в части установлени€ предельных сроков службы AT, регламентации сроков и видов ответственности и гарантий разработчика, изготовител€ и поставщика AT в отношении ее безопасности и недостатков конструктивно-производственного характера.

¬ыводы и предложени€

1.   насто€щему времени в рамках первого этапа ѕрограммы в авиационной промышленности сформированы и функционируют восемь интегрированных структур (ќјќ Ујэрокосмическое оборудованиеФ, Ујвиаприбор-’олдингФ, У“уполевФ, ј’  У“уполевФ, Ќѕќ У—атурнФ, У“актическое ракетное вооружениеФ, ‘√”ѕ У–—  Ући√Ф и У—ухойФ) и завершаетс€ работа по созданию еще трех структур (ќјќ Уј’  У—ухойФ, ќјќ Уƒвигатели УЌ Ф, ќјќ У»лФ). ”дельный вес производителей продукции, вход€щих в интегрированные структуры авиационной промышленности, составл€ет 44,2%, удельный вес зан€тых в производстве - 30,1%. ѕрибыль интегрированных структур в 2002 г. в отраслевом объеме составила 45,4%, средн€€ зарплата - 6662 рубл€ (в среднем по отрасли - 5359 рублей).

2. ¬ результате реализации ѕрограммы к началу 2005 г. в авиационной промышленности будет завершен первый этап реформировани€ в виде создани€ 19 системообразующих интегрированных структур.

¬торой этап реформировани€ предполагает укрупнение интегрированных структур, созданных на первом этапе, с целью создани€ к 2007 году 5-7 укрупненных многопрофильных структур, объедин€ющих основной научно-производственный потенциал отрасли.

— учетом накопленного опыта создани€ и функционировани€ корпоративных структур, возможно их дальнейшее укрупнение с целью расширени€ интеграции в авиапромышленном комплексе в соответствии с требовани€ми оптимизации организационной системы управлени€ отраслью и создани€ авиационной техники следующего поколени€, в том числе с учетом процесса интеграции в мировую экономическую систему. ¬ этой св€зи в 2005-2006 гг. целесообразно рассмотреть технико-экономические обосновани€ и системные проекты создани€ единой российской авиастроительной корпорации как перспективную задачу реструктуризации отрасли.

3. ќсобого внимани€ заслуживают вопросы оптимизации создаваемых интегрированных структур с учетом задач √осударственной программы вооружени€ на 2001-2010 гг. по созданию ѕј  ‘ј и других перспективных видов вооружени€ и военной техники, имеющих комплексный межотраслевой характер.

4. ѕроцессы реформировани€ предпри€тий отрасли в р€де случаев сдерживаютс€ из-за отсутстви€ необходимой нормативно-правовой и методической базы, недостаточно четкой координации действий федеральных органов исполнительной власти, а также неурегулированности отношений с субъектами федерации по вопросам разделени€ прав собственности.

¬ цел€х обеспечени€ необходимой правовой базы создани€ и функционировани€ интегрированных структур необходимо:

ускорить представление в ѕравительство –оссийской ‘едерации проекта закона Уќб интегрированных структурахФ и при формировании плана законопроектной де€тельности ѕравительства –оссийской ‘едерации подготовить в установленном пор€дке предложени€ по внесению необходимых изменений в законы Уќ государственном оборонном заказеФ, Уќ мобилизационной подготовке и мобилизации в –оссийской ‘едерацииФ, Уќ государственном регулировании внешнеторговой де€тельностиФ, Уќ военно-техническом сотрудничестве –оссийской ‘едерации с иностранными государствамиФ, Уќ государственном регулировании развити€ авиацииФ и др.;

при доработке проекта федерального закона Уќ закупках и поставках продукции дл€ государственных нуждФ рассмотреть целесообразность включени€ вопросов размещени€ государственного оборонного заказа через головные организации интегрированных структур.

с целью повышени€ эффективности предпри€тий авиационной промышленности решить вопрос о включении в перечень продукции, работ и услуг, дл€ которых не примен€етс€ начисление Ќƒ— на авансовые платежи, изделий с длительностью изготовлени€ свыше 6 мес€цев, поставл€емых в рамках государственного оборонного заказа и на экспорт.

5. Ќеобходимым условием устойчивого функционировани€ создаваемых в авиационной промышленности интегрированных структур €вл€етс€ формирование и развитие рынка авиационной техники в –оссии. Ёто предполагает укрупнение российских авиакомпаний с целью улучшени€ их финансового состо€ни€ и повышени€ инвестиционного потенциала, необходимого дл€ самосто€тельного обновлени€ парка воздушных судов, и разработку механизмов, стимулирующих спрос и обеспечивающих взаимную ответственность организаций промышленности, воздушного транспорта, финансовых институтов и лизинговых компаний.

—ерьезной проблемой остаетс€ отсутствие реальных заказов на авиационную технику нового поколени€, что не позвол€ет обеспечить должную загрузку предпри€тий отрасли. ¬ этой св€зи необходимо в кратчайшие сроки проработать вопрос о заключении между авиакомпани€ми и предпри€ти€ми промышленности инвестиционных договоров на постройку и приобретение воздушных судов, предусматривающих внесение авансовых платежей, а также гарантии инвесторам по вкладываемым финансовым средствам.

¬ажным стимулом дл€ приобретени€ новых воздушных судов должно стать предоставление преимуществ авиакомпани€м, эксплуатирующим отечественные воздушные суда нового поколени€ и (или) заключившим инвестиционные договора на их постройку и приобретение, при рассмотрении вопросов выделени€ лицензий на воздушные линии повышенного спроса, продлени€ ресурсов и т.п.

6. ƒо насто€щего времени не решены вопросы обновлени€ парка ближнемагистральных самолетов. ¬ этой св€зи –осавиакосмосу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти целесообразно рассмотреть предложени€ ќјќ У“уполевФ и ‘√”ѕ У–—  Ући√Ф о мерах государственной поддержки производства самолета “у-334 и в случае необходимости представить в ѕравительство –оссийской ‘едерации предложени€ по их реализации.

7. ќбеспечение загрузки предпри€тий авиационной промышленности предполагает оказание государственной поддержки продвижению на зарубежные рынки российской авиационной техники. — этой целью ћинэкономразвити€ –оссии необходимо ускорить разработку  онцепции создани€ и развити€ гарантийной системы поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающую меры защиты экспортеров от политических и коммерческих рисков, привлечени€ долгосрочного внебюджетного кредитовани€, дипломатической и иной помощи экспортерам и т.п.

8. —уществующую систему ресурсного обеспечени€ летной годности длительно эксплуатируемой авиационной техники следует в основном сохранить, усилив государственный контроль за еЄ функционированием.

Ќар€ду с этим ћинтрансу –оссии и –осавиакосмосу целесообразно:

подготовить в III кв. 2003 г. предложени€ о сроках введени€ в –оссийской ‘едерации ограничений дл€ полетов воздушных судов (гармонизированных с требовани€ми » јќ по шумам, эмиссии и точности навигации) с учетом необходимости обеспечени€ объемов авиационных перевозок и возможностей промышленности по удовлетворению потребностей авиакомпаний в воздушных судах нового поколени€.

разработать и утвердить в I кв. 2003 г. положение об авторском сопровождении эксплуатации гражданской AT, предусматривающее усиление роли разработчика (автора) и повышение степени ответственности эксплуатанта за предоставление достоверной информации о состо€нии эксплуатируемой AT в течение всего периода эксплуатации.


»сточник: јрхив публикаций и выступлений ѕресс-службы ћинтранса –оссии






реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты