Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Ь–Ю–°–Ъ–Т–Р –Э–Х –Ю–°–Ґ–Р–Э–Х–Ґ–°–ѓ –С–Х–Ч –Р–Т–Ш–Р–¶–Ш–Ю–Э–Э–Ю–Щ –°–Т–ѓ–Ч–Ш. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ь–¶ –Р–£–Т–Ф. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

"„≈Ћќ¬≈ , —–≈ƒј, ћјЎ»Ќј", Ћ.Ћ.—ел€ков (публикуетс€ с разрешени€ автора)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ¬ведение
  • ћои первые знакомства с пассажирскими самолетами
  • —осто€ние с аварийностью-некоторые статистические данные, опубликованные в материалах открытой печати на 31.01.90. » коротко на 1995-1996гг.
  • –уководство по предотвращению авиационных происшествий
  • ‘изиологи€ и психологи€
  • “€желые авиационные происшестви€. ќт чего они бывают и человеческие трудности при их расследовании
  • ¬нимание! “опливное обледенение
  •  атастрофа самолета “у-134ј-3 —9—јј
  • “€желое авиационное происшествие, произошедшее по вине промышленности
  • „резвычайно поучительное происшествие с самолетом “у134Ў є2350202, происшедшее 25 ма€ 1984 года в войсковой части 26003 ¬орошиловградского ¬¬”Ў в районе г.ƒонецка
  • Ќекоторые т€желые происшестви€ с самолетом “у-134
  • “рагеди€ в г. умертау 27.12.1978 год
  • —амолет “у-134ј є65011
  • –екорды продолжаютс€!
  • ћатериалы по анализу катастрофы самолета “у-134ј є12-05 на острове  –  23 ма€ 1971 год
  • ѕенза. —амолет “у-134ј є65142. 22 июн€ 1986 год

  • ѕ≈Ќ«ј

    —амолет “у-134ј є65142
    22 июн€ 1986 год
    ѕредварительные результаты расследовани€ происшестви€ с самолетом “у-134ј є65142 в а/п ѕенза 22 июн€ 1986 г. в 21 час 37 минут.
     омисси€ √оснадзора под председательством ». ћ. ќсипова работу в а/п ѕенза закончила и дальнейша€ работа перенесена в ћоскву в √осЌ»» √ј.
    ’от€ причины происшестви€ совершенно €сны и определенны - вина экипажа - ѕредседатель подкомиссии и члены летной подкомиссии во главе с Ћетной инспекцией √ј пытаютс€ провести линию невиновности экипажа, вс€чески, вплоть до запрещенных приемов, стара€сь оправдать грубые нарушени€ экипажем –ЋЁ и »нструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета “у134ј, утвержденный ».‘.¬асиным 4.11.84 г.

    —правка
    по случаю с самолетом “у-134ј є65142 в а/п ѕенза 22 июн€ 1986 г. в 21 час 37 минут.
    —амолет “у-134ј совершал рейс ќренбург - ƒонецк - —имферополь - ѕенза - —имферополь. ѕри завершении рейса при вылете из а/п ѕенза на —имферополь, экипаж самолета “у-134ј є65142 совершил прерванный взлет, в результате которого самолет выкатилс€ за пределы  ѕЅ (концевой полосы безопасности) в овраг и разбилс€.
    —амолет “у-134ј є65142 выпуска 30 июн€ 1978 г. Ќаработка с начала эксплуатации 15 939 часов, 10 397 посадок.
    —амолет прошел 2 ремонта.
    ѕоследний ремонт самолета 30.06.84 г.
    Ќаработка самолета после ремонта 4977 летных часов. 3260 посадок.
    —амолет приписан а/п ќренбург.
    ƒвигатели ƒ30-11 серии имели:
    - правый є Ћ.—. 0032006 обща€ наработка с начала эксплуатации 12 340 часов, имел 4 ремонта. ѕоследний ремонт выполн€лс€ 26.03.85 г. на заводе є402 √ј. Ќаработка после последнего ремонта двигател€ 1589 час. 12 минут.
    Ёкипаж передал об отказе правого двигател€ на взлете.
    - левый є Ћ.—. 09202024 имел общую наработку с начала эксплуатации двигател€ 8196 час. 50 мин. ѕосле последнего ремонта двигатель имел наработку 660 часов 47 минут.
    ќба двигател€ имели общий технический ресурс-15 000 летных часов. ћежремонтный ресурс 3000 часов.  алендарный срок службы 8 лет.
    Ёкипаж:
     ¬— Ѕашаров ј. ., 2-ой пилот Ўашкин ё.√., б/м Ћитвинов ё.‘., штурман “умаев ћ.¬. Ѕортпроводники: ярцева и √лотова. Ёкипаж в таком составе летает на “у-134ј два года. ¬ 1985 г. выполн€л прерванный взлет, за выполнение которого командир получил вознаграждение.
    «агрузка самолета составл€ла - 59 пассажиров и багаж.
    ѕо документам взлетный вес самолета составл€л 44,3 т, центровка самолета 28% —ј’.
    ћетеоуслови€ в момент взлета:
    - температура на ¬ѕѕ +23'—
    - давление 736 мм рт. —толба
    - ветер встречно-боковой, 4 м/с, курс 300'.
    ¬ 10-ти км от ¬ѕѕ по курсу взлета сильна€ гроза.
    „ерез 4 мин после начала взлета было передано "Ўтормовое предупреждение".
    ¬ результате происшестви€ один пассажир погиб - кислородна€ недостаточность (умер в самолете). Ёкипаж практически не пострадал. 8 пассажиров получили незначительные ушибы и повреждени€.
    —амолет разрушен.
    ќсновное разрушение получили: фюзел€ж в районе центроплана крыла, концевые части крыла, передн€€ нога и узлы ее креплени€. ќсновные шасси, хвостова€ часть фюзел€жа, двигатели, оперение имеют незначительные повреждени€.
    –оторы двигателей обоих каскадов имеют свободное вращение. ‘ильтры и масло чистые.
    ¬ св€зи с тем, что при анализе записей ћ—–ѕ-64 обнаружен значительный недобор частоты вращени€ роторов, приведший к потер€м взлетной т€ги до 1500 кг (это положение зарегистрировано на 10-ти предыдущих полетах и оставлено без внимани€), прин€то решение отправить оба двигател€ на ремзавод є402 √ј дл€ исследовани€ и сн€ти€ контрольных характеристик.*
    ѕолный комплект регистрирующей виброаппаратуры »¬200-≈ и приборы регистрации частоты вращени€ двигателей демонтированы с самолета и направлены на исследование в √осЌ»» √ј.

    ѕ–≈ƒ¬ј–»“≈Ћ№Ќќ≈ «ј Ћё„≈Ќ»≈
    √лавного конструктора самолета “у-134ј по материалам происшестви€ в а/п ѕенза с самолетом “у-134ј є65142
    22 июн€ 1986 г.
    —амолет “у-134ј, его системы и двигатель ƒ-30 прошли, впервые в —оюзе, полный объем стендовых, летных и сертификационных испытаний на соответствие Ќормам Ћетной √одности ¬еликобритании (BCAR).
    –езультаты этих испытаний изложены в –уководстве по летной эксплуатации самолета –ЋЁ.
    Ѕезопасна€ эксплуатаци€ самолета “у-134, его систем и двигател€ ƒ-30 может осуществл€тьс€ только при строгом выполнении –уководства. ѕри анализе происшестви€ с самолетом “у-134ј є65142 в а/п ѕенза 22 июн€ 1986 года, осмотра частей самолета, места происшестви€, состо€ни€ ¬ѕѕ и  ѕЅ, расшифровки средств объективного контрол€ (ћ—–ѕ-64 и "ћарс"), а также опроса членов экипажа и свидетелей, вы€влены следующие грубые нарушени€ –ЋЁ самолета:
    1. ѕоложение колонки штурвала при взлет
    е ¬ цел€х сокращени€ взлетной дистанции и потребной дл€ взлета длины ¬ѕѕ необходимо на всей длине разбега держать колонку штурвала полностью от себ€. ѕри этом достигаютс€ максимальные ускорени€ (уменьшение —х, увеличение избытка т€ги и, как следствие, увеличение ускорени€). –екомендованные скорости взлета несколько завышены и по достижении которых самолет при вз€тии штурвала на себ€ с перегрузкой 1,15 - 1,25 переходит в крутой набор высоты. ѕри этом значительно сокращаетс€ воздушный участок набора и сокращаетс€ потребна€ дл€ безопасного взлета длина ¬ѕѕ.
    ѕри взлете самолета “у-134 є65142, как видно из расшифровки ленты ћ—–ѕ-64, зафиксировано постепенное вз€тие штурвала (”=103 км/ч) на себ€ с углом отклонени€ рул€ высоты вверх - 2-4', - на кабрирование. “акое положение штурвала облегчает переднюю ногу шасси и за счет увеличени€ угла атаки создает несколько повышенное сопротивление, что увеличивает длину разбега. ѕри взлете с коротких ¬ѕѕ это совершенно недопустимо.  роме того, в данном случае при этих грубых нарушени€х –ЋЁ экипажем могла возникнуть аварийна€ ситуаци€:
    - 2-ой пилот, производивший взлет на скорости 244 км/ч берет энергично штурвал на себ€ со скоростью 5 градусов в секунду. ѕри этом  ¬— не согласованным с экипажем действием (без подачи необходимой команды) резко убирает газ обоих двигателей с дальнейшим переводом их в положение "–еверс".
    ”борка –”ƒ на ћ. √. и включение "–еверса" создают кабрирующий момент, в сочетании с вз€тием штурвала на себ€ (особенно при центровках более 25% —ј’) могут привести к взмыванию самолета с ¬ѕѕ и его сваливанию. (Ёквивалент. отклонение р.в.~5'. ѕарировать взмывание возможно применением торможени€ колес.
    “акие действи€ экипажа опасны и, следовательно, Ќ≈ƒќѕ”—“»ћџ.
    ѕри последующем пробеге самолета положение штурвала на себ€ в сочетании с работой реверса т€ги, особенно при допущенной  ¬— задержке с выпуском интерцепторов, облегчают главные колеса, уменьша€ эффективность торможени€. ѕри такой измененной методике взлета пользоватьс€ номограммами –ЋЁ дл€ определени€ предельного взлетного веса Ќ≈Ћ№«я!
    2. ƒействи€ экипажа
     ¬—, контролирующий действи€ 2-го пилота, производившего взлет, получив сигнал от б/м "неисправность правого двигател€", без вс€кой команды принимает мгновенное решение о прекращении взлета и переводит –”ƒы обоих двигателей на режим ћ√ с последующим переводом их на режим "–еверс".
    —овершенно недопустим в такой ситуации перевод отказавшего, по мнению экипажа, правого двигател€ на режим полной обратной т€ги ("–еверс").
    ¬ момент прин€ти€ решени€ до конца бетонной ¬ѕѕ по за€влению  ¬— оставалось 300 - 350 м, что с учетом 400 м  ѕЅ совершенно недостаточно дл€ остановки самолета на  ѕЅ, достигшего скорости 252 км/ч.
    Ѕ/м сообщил экипажу "Ќеисправность правого двигател€" по мигающему (по данным расшифровки ћ—–ѕ) сигналу сигнальной лампы на табло "Ќеисправность двигател€".
    Ћюбой из сигналов, выведенных на табло, тем более мигающий, не €вл€етс€ основанием дл€ прин€ти€ решени€ о неисправности двигател€ и Ќ≈ я¬Ћя≈“—я ќ—Ќќ¬јЌ»≈ћ ƒЋя ѕ–≈ –јў≈Ќ»я ¬«Ћ≈“ј.
    Ѕ/м не разобралс€, в чем состоит неисправность двигател€. ѕри посадке самолета “у-134ј є65142 22.06.86 г. в а/п ѕенза в момент выхода правого двигател€ на режим максимальной обратной т€ги(по расшифровке ленты ћ—–ѕ-64) на скорости 230 км/ч прошла разова€ команда "¬ибраци€ велика" длительностью 2 секунды. ѕричина по€влени€ сигнала после посадки не была проанализирована.
    ¬ соответствии с –ЋЁ пункт 4.2.1 следует "ќтказ двигател€ на взлете" (1).
    (1) ќбщие положени€
    ... ѕризнаком отказа двигател€ на взлете дл€ пилота, пилотирующего самолет, €вл€етс€ стремление самолета к развороту в сторону отказавшего двигател€ ...
    ƒругих признаков нет.
     ¬— и 2-ой пилот таких стремлений самолета к развороту не заметили, на лентах ћ—–ѕ их тоже нет.
    “аким образом,  ¬— прин€л совершенно не обоснованное решение о прекращении взлета. ѕо анализу радиообмена,  ¬— с удовольствием прекратил взлет.
     роме того, бортмеханик при подготовке самолета к взлету после команды "¬злетный режим" доложил "ƒвигатели на взлетном, параметры в норме", что не соответствует данным, зарегистрированным на ћ—–ѕ.
    ѕо материалам расшифровки ћ—–ѕ-64 зарегистрированы следующие %% частоты вращени€ двигателей:
    - левый 97%,
    - правый 94%.
    “акой недобор частоты вращени€ свидетельствует о значительной потере взлетной т€ги, ж до 1500 кг.
    ѕри анализе предыдущих 10-ти взлетов на ћ—–ѕ-64 зарегистрированы те же потери частоты вращени€. Ёто свидетельствует об отсутствии в эксплуатации правильной регулировки двигателей.
    ѕри таком состо€нии двигател€ ƒ-30 11 серии пользоватьс€ номограммами –ЋЁ дл€ определени€ потребных длин ¬ѕѕ и предельных весов Ќ≈ƒќѕ”—“»ћќ!
    3. ћетеообстановка
    ѕо курсу взлета самолета была сильна€ гроза и через 4 мин после начала разбега по линии метеослужбы было дано "Ўтормовое предупреждение".
    ¬ записи переговоров экипажа зарегистрировано на бортовом магнитофоне "ћарс" такие слова и фразы:
    ... —ейчас мы врубимс€ в эту тучу ...
    ... ¬етер туда дует, он дает 300 градусов, видишь вода, вон брызгает, а ветер туда ее сносит. ¬идишь брызгает неправильно ...
    ... Ћокатор проверен, засветки наблюдаю ...
    ... ѕросветы есть? ...
    ... ѕросветов нет, под ними пройдем наверное, сейчас посмотрю.
    ... Ќет - вон полыхает, пройдем? ...
    ... Ќиже пройдем ...
    ... ¬он там сверкает, а нам туда идти ...
    ... ќ, по курсу сверкает.
    ... Ќе, брат, € не знаю, куда мы лезем, надо сказать, пусть смотр€т внимательно ...
    ¬ таких услови€х взлета, данный ветер 4 м/с курсом 300 может быть совершенно ошибочным и принимать его при расчете взлета и допустимого взлетного веса Ќ≈Ћ№«я.
    ƒа и сам ¬«Ћ≈“ на грозу Ќ≈Ѕ≈«ќѕј—≈Ќ.
     роме того, состо€ние концевых полос безопасности при наличии глубоких борозд не может обеспечить безопасность выкатывани€. Ќеобходимо отметить, что в весенне-осеннюю распутицу они будут совершенно непригодны.
    »з объ€снени€ 2-го пилота Ўашкина ё.√. "... ѕосле того, как самолет сошел с полосы на концевую полосу безопасности, тормозить и управл€ть движением стало почти невозможно из-за сильной вибрации ...". „то подтверждаетс€ зафиксированными на ћ—–ѕ и  з-63 большими перегрузками при движении самолета по  ѕЅ.

    ¬џ¬ќƒџ
    Ќеоправданное прекращение взлета на короткой ¬ѕѕ (2100 м) вблизи ее концевой кромки (300 - 350 м до конца ¬ѕѕ) в сочетании с отмеченными недостатками в пилотировании, неправильное взаимодействие в экипаже, отсутствие четких команд командира, несогласованные действи€  ¬— и правого пилота при прекращении взлета, отклонение рул€ высоты в сторону увеличени€ подъемной силы на разбеге и пробеге, поздний выпуск интерцепторов, снизившие эффективность торможени€ самолета, подтверждаемые слабыми следами колес на  ѕЅ, а такие в сочетании с неточност€ми в учете взлетной массы самолета и взлетной т€ги ƒ¬»√ј“≈Ћ≈… данного самолета способствовали выкатыванию самолета за пределы  ѕЅ в овраг на скорости 120 км/ч с последующим разрушением.
    ¬се системы самолета “у-134ј ћ 65142 и двигател€ ƒ-30 11 серии до удара о землю были работоспособны и исправны. ћигающий сигнал системы »¬-200≈, возможно, был следствием ложного срабатывани€ датчика при движении самолета по неровной ¬ѕѕ.
    ƒвигатели ƒ-30 11 серии не имели правильной регулировки, что привело к потере взлетной т€ги 2х1500 кг (-22%).

    √лавный конструктор

    Ћ. Ћ. —≈Ћя ќ¬

    перейти к оглавлению.>>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты