РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
В качестве первой предпосылки необходимо согласиться с тем, что человеческие ошибки неизбежны.
Никто, будь то конструктор, инженер, управляющий или пилот, не может постоянно идеально выполнять свои обязанности.
При современном проектировании необходимо также учитывать, что возможности "человека" ограничены. Поэтому проектирование охватывает системы, упрощающие задачи человека, предотвращающие ошибки и просчеты.
Примером такой системы является система сигнализации о приближении к земле ("Вектор"). Ее применение позволило сократить число авиационных происшествий. К сожалению, есть случаи полного игнорирования сигналов системы "Вектор". В Мозамбике при снижении, при полной потере ориентировки, самолет шел на сближение с вершиной горы (Н=665 м), и экипаж совершенно не обращал внимание на настойчивые сигналы системы "Вектор" (продолжительность сигнала 32 сек) и столкнулся с вершиной горы (20 октября 1986 г.).
В послевоенное время на страницах журнала "Flight" был опубликован дружеский шарж на неудачника пилота, посадившего свой самолет-истребитель на "брюхо" (убранное шасси). Подбегающий к месту аварийной посадки механик кричит летчику: "Джон, у тебя же гудела сирена (сигнализирующая о невыпуске шасси)". "Да, она очень сильно гудела, и я ничего не слышал", - ответил Джон.
При обработке 83-х происшествий, произошедших по вине летного состава:
- неправильная техника пилотирования - 18%
- излишняя самоуверенность - 19%
- недостаточная внимательность - 22%
- прочие причины - 41%
Таким образом, неправильная техника пилотирования, невнимательность и самоуверенность составляют ~ 60% ошибок. Любопытно!
1. 29 ноября 1910 г. Морской технический комитет выпускает циркуляр №15.
"Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания, А ПОЭТОМУ господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения".
2. В настоящее время широко признается, что мероприятия по предотвращению летных происшествий должны быть главным образом ориентированы на "человека".
См. график 1.
...Людей необходимо видеть такими, какие они есть на самом деле.
Со своей стороны конструкция воздушного судна должна предусматривать уменьшение вероятности человеческих ошибок.
Иными словами машина должна "прощать" человеческие ошибки и смягчать их последствия.
Если сами по себе ошибки не являются очевидными, экипаж должен получать сигнал об их появлении.
По мере того, как воздушные суда и правила их эксплуатации становятся все более сложными, специалистам надлежит уделять все большее внимание роли человека в рассматриваемой системе и, в особенности, рабочей нагрузке в аномальных условиях.
...Таким образом, авиационная безопасность подразумевает взаимную увязку в рамках задания трех основных элементов: "человек", "машина" и "окружающая среда". Каждая из них может в различной степени влиять на другие, и они часто носят взаимозаменяемый характер.
Появление в одном из них аварийного фактора способно начать "цепную реакцию", ведущую к авиационному происшествию. Проектируя машину (самолет), необходимо знать и изучать "человека", его способности и возможности. Для этого необходимо изучать его физиологию и психологию.
|