Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

"„≈Ћќ¬≈ , —–≈ƒј, ћјЎ»Ќј", Ћ.Ћ.—ел€ков (публикуетс€ с разрешени€ автора)
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

  • ¬ведение
  • ћои первые знакомства с пассажирскими самолетами
  • —осто€ние с аварийностью-некоторые статистические данные, опубликованные в материалах открытой печати на 31.01.90. » коротко на 1995-1996гг.
  • –уководство по предотвращению авиационных происшествий
  • ‘изиологи€ и психологи€
  • “€желые авиационные происшестви€. ќт чего они бывают и человеческие трудности при их расследовании
  • ¬нимание! “опливное обледенение
  •  атастрофа самолета “у-134ј-3 —9—јј
  • “€желое авиационное происшествие, произошедшее по вине промышленности
  • „резвычайно поучительное происшествие с самолетом “у134Ў є2350202, происшедшее 25 ма€ 1984 года в войсковой части 26003 ¬орошиловградского ¬¬”Ў в районе г.ƒонецка
  • Ќекоторые т€желые происшестви€ с самолетом “у-134
  • “рагеди€ в г. умертау 27.12.1978 год
  • —амолет “у-134ј є65011
  • –екорды продолжаютс€!
  • ћатериалы по анализу катастрофы самолета “у-134ј є12-05 на острове  –  23 ма€ 1971 год
  • ѕенза. —амолет “у-134ј є65142. 22 июн€ 1986 год

  • ‘»«»ќЋќ√»я » ѕ—»’ќЋќ√»я

    1. ¬оспри€тие: наше воспри€тие не всегда адекватно тому, что мы видим или слышим. Ќапример, воспри€тие во многом зависит от наших ожиданий, что мы ожидаем увидеть.
    2. ћотиваци€: дает стимул к совершению большинства поступков, определ€ет поведение человека и способствует поддержанию у него интереса к тем или иным действи€м;
    3. ”довлетворенность работой: получаемое от работы удовлетворение во многом сказываетс€ на ее качестве.
    4. Ёмоции: могут решающим образом предопределить реакцию на сложившиес€ обсто€тельства.
    5. —амоуспокоенность: может притупить чувство опасности. ¬ысока€ степень автоматизации и надежности современных воздушных судов, а также обыденность полетов €вл€етс€ теми факторами, которые могут привести к самоуспокоенности;
    6. —амодисциплина: дисциплина €вл€етс€ важным элементом организованной де€тельности. ќтсутствие самодисциплины ведет к невнимательности и недостаткам в работе.
    ќсобо необходимо обратить внимание на воспри€тие риска.
    „еловек может совершать действи€, создающие угрозу безопасности, в св€зи с неправильной оценкой степени риска.
    ѕри вы€снении причин неадекватной реакции человека на конкретную ситуацию важно учитывать всю совокупность факторов, которые могли оказать на него воздействие, включа€ его воспри€тие и оценку собственного риска.
    јвиаци€ €вл€етс€ одной из тех сфер де€тельности, в которых невозможно полностью избежать риска и плата за ошибки весьма высока. ѕоэтому при прин€тии решени€, св€занного с риском, необходимо тщательно взвесить все возможные "за" и "против".
    ѕилотирование воздушного судна €вл€етс€ одним из тех случаев, когда чрезмерное самомнение или чувство гордости €вл€ютс€ опасными.
    —ами по себе нормативные положени€, правила и инструкции не способны предотвратить авиационные происшестви€, и при отсутствии обеспечени€ их выполнени€ остаютс€ практически бесполезными.
    ¬ св€зи с бурным ростом авиации в отсталых и развивающихс€ странах мира и в цел€х повышени€ безопасности полетов вообще в журнале "Flight International" от 30 ма€ 1981 г. были опубликованы любопытные дес€ть заповедей безопасности полетов. ¬от выдержки из них.

    ѕерва€ и важнейша€ заповедь:
    "” теб€ не должно быть других богов, кроме безопасности". Ѕезопасность прежде всего, и это должно осознаватьс€ всем персоналом авиалинии, всем руковод€щим составом, руководством и самим председателем.
    ¬ице-президент по вопросам безопасности полетов "ёнайтед Ёрлайнз" капитан ƒж.ƒ.—мит подытожил это следующими словами:
    "’орошо поставленное дело безопасности - задача персонала;
    ѕлохое положение с безопасностью - вина руководства.
    ≈сли безопасность низка, € насто€тельно рекомендую разобратьс€ с руководством".

    ¬тора€ заповедь
    " огда летишь на самолете, не забывай о своей работе". ѕринима€ на себ€ все большую часть функций человека, автоматические системы стрем€тс€ свести ответственность летчика к минимуму.
    ≈сли попросить опытного командира назвать наиболее важную проблему в кабине экипажа сегодн€шнего дн€, то дев€ть шансов из дес€ти за то, что он назовет "ЅЋј√ќƒ”Ў»≈".
    јвтоматизаци€, стандартные процедуры и поражающа€ воображение надежность современного самолета могут породить благодушие.
    „то произойдет, если возникнет неисправность в самолете или если неожиданно служба управлени€ воздушным движением отменит стандартные процедуры?
    ¬ице-президент по летной службе определ€ет правильно:
    "¬ы должны управл€ть нашими самолетами так, как это прин€то у нас". Ёто €вл€етс€ законом в насто€щее врем€ и устанавливаетс€ правилами выполнени€ стандартных процедур.
    ¬ наше врем€ насыщенного воздушного пространства и технической сложности дл€ индивидуалистов нет места. Ёкипаж из людей, которые ранее никогда не встречались, должен быть в состо€нии управл€ть самолетом так, как если бы они работали многие года.
    ¬ам нужны пилоты, которые знают, как пилотировать самолет, когда отказал автопилот или возникли другие редко встречающиес€ отклонени€, аварийна€ ситуаци€. —ледовательно, основы летного мастерства должны внушатьс€ с первых часов обучени€ и усваиватьс€ и закрепл€тьс€ на практике.
    ѕравила выполнени€ стандартных операций не должны превращать экипаж в запрограммированных нажимателей кнопок, от которых ожидают, что все всегда будет точно таким же, как это было на тренажере, и чье летное умение терпит провал в тех непредвиденных критических ситуаци€х, которые способна "придумать" только реальна€ эксплуатаци€.
    Ќекоторые авиакомпании дл€ аварийного полета на контрольных картах печатают сверху слова "”правл€й самолетом".
    ќбучение искусству пилотировани€ и правильным навыкам должно идти с первого часа.
    Ќеобходимо обучать здоровому недоверию и подозрению к автоматике, а также к самоанализу.
    ѕочему это необходимо?
    —амоанализ €вл€етс€ хорошей привычкой. ≈сли ¬ы допустите ошибку или тер€ете программу действий в непредсказуемой ситуации, то более веро€тно, что ¬ам удаетс€ восстановить положение в случае хороших навыков, чем при плохих привычках.
    »скусство заключаетс€ в том, чтобы следовать правилам стандартных процедур, преимущественно относ€щихс€ к рекомендаци€м изготовител€, не забыва€ о том, как пилотировать самолет.

    “реть€ заповедь
    "ќб€зательно расследуйте свои летные происшестви€". –еальна€ эксплуатаци€ обладает уникальной способностью порождать ошибки, которые и в голову не могли прийти конструктору.
    —.ќ.ћиллер, бывший директор по безопасности в авиации Ќационального  омитета по безопасности перевозок (—Ўј) говорил: "—ложность современной техники такова, что не может быть специалиста, который мог бы предсказать все эксплуатационные ошибки. –оль докладов о летных происшестви€х и дефектах состоит в том, чтобы обнаружить эти ошибки до того, как они приведут к аварии".
    ‘ундаментальной задачей докладов о летном происшествии €вл€етс€ определение разницы между тем, что пилоты, инженеры и диспетчеры службы воздушного движени€ должны были делать по мысли разработчиков систем и тем, что они делали в действительности.
    ѕроблема заключаетс€ в том, чтобы добитьс€ от людей сообщений о летных происшестви€х, особенно в случае значительных происшествий, лежащих в основе безопасности.
    —трах унижени€ или наказани€ может серьезно подавить такие сообщени€.
    ”становлено, что процедура прохождени€ докладов о летных происшестви€х через посредника увеличивает число и качество таких докладов. Ёта процедура уносит "страх ответственности" персонала и способствует обеспечению безопасности полета. ¬ авиакомпани€х роль посредника может играть должностное лицо, ответственное за безопасность.
    "ƒопустим, что авари€ - это дес€ть одновременно про€вившихс€ факторов, а летное происшествие - дев€ть про€вившихс€ факторов. ќни отличаютс€ друг от друга, как жизнь и смерть".
    ≈сли с помощью расследовани€ летного происшестви€ мы сможем определить основу "дев€ть плохих" факторов, то мы можем добитьс€, чтобы, по крайней мере, один из них не стал дес€тым звеном, приведшим к катастрофе.

    „етверта€ заповедь
    "Ќе порицай за ошибки и не наказывай за признание". ѕорицание есть смертельный враг безопасности. ƒл€ многих аварийных случаев причиной было порицание, поскольку, как мы видели при обсуждении третьей заповеди, работники не будут сообщать о своих ошибках, если они предполагают, что будут наказаны.
    ѕусть, например, командир экипажа, озабоченный семейными проблемами, пролетел два ма€ка ”ќ . —ледует ли ему доложить о своей ошибке? “олько хороша€ система отчетности о летных происшестви€х будет позвол€ть виновному в столь непрофессиональном поведении сознатьс€ в ошибках, не бо€сь обвинени€.
    Ќо мы нуждаемс€ именно в такой системе, а не в системе, при которой подверженные ошибкам люди будут подвергатьс€ порицанию или дисциплинарной акции за ошибки, в которых они сами сознались.
    ћежду прочим, в книге "японские методы управлени€ качеством" »сикава  аору, издательство "Ёкономика" 1988 г. есть специальный раздел - "ѕочему подчиненные не склонны говорить правду?" ¬ нем сказано:
    1. Ќеразумные распор€жени€ руководства.
    2. —трогость и гнев руководства.
    3. Ќадоедливое вмешательство руководства в выполн€емую работу.
    4. —окрытие руководством достоверной информации от подчиненных.
    5. Ќеэффективность системы оценки качества труда работников.
    6. ѕосто€нное стремление руководства свалить вину на подчиненных.
    7. ¬место помощи и консультаций - только приказы и наказани€.
    ¬се выше сказанное имеет пр€мое отношение людей в системе летной работа.
    ≈сли коснутьс€ общих вопросов нравственности, то: " аждый мужественный, честный человек прежде всего ищет свою долю вины" (√азета "ћосковский комсомолец", 13.04.88 г.).

    ѕ€та€ заповедь
    "„ти своих летчиков-инструкторов". ¬ыбор летчиков-инструкторов €вл€етс€ основой безопасности и особенно критичен дл€ быстрорастущих авиакомпаний.
    ќдной из важнейших функций руководства €вл€етс€ выбор лучших летчиков-инструкторов и освобождение их в той мере, в какой это возможно, от административных об€занностей.
     акие качества вли€ют на выбор хорошего инструктора?
     ого бы он ни обучал - курсантов летного училища или курсантов авиационно-технического училища, его основными качествами должны быть, кроме компетентности, терпение и сочувствие.
    ќн должен хотеть, чтобы учащийс€ хорошо успевал.
    язвительные, злые люди не могут быть хорошими инструкторами. Ќеобходимо терпение, поскольку учащемус€, по своему положению, свойственно ошибатьс€.
    Ћучшие инструкторы имеют аналитический и любознательный склад ума.
    ¬ажно учащемус€ сказать не вообще, что он делает плохо, а что именно он делает плохо.
    —амоанализ и любознательность €вл€ютс€ основами хорошего летного мастерства, и поэтому летному мастерству могут обучать люди, сами имеющие эти качества.
    ƒругим качеством инструктора €вл€етс€ стремление справитьс€ с работой.
    –абота инструктора с рабочим днем, начинающимс€ иногда в 6 часов утра на очень загруженном тренажере, не столь легка и не столь высокооплачиваема, как у летчиков, выполн€ющих рейсовые полеты. —ледовательно, высшее руководство должно учитывать желание человека работать и другие побудительные мотивы при выборе летчиков-инструкторов.

    Ўеста€ заповедь
    "„ти руководителей технических служб авиакомпаний". “ехнические руководители быстро растущих авиакомпаний наход€тс€ под большим давлением. ќни не могут сидеть за большим письменным столом, заваленным бумагами: они должны находитьс€ на месте действи€ - в ангарах и мастерских.

    —едьма€ заповедь
    "„ти свой персонал, обслуживающий салон". ¬ шести из дес€ти авиационных катастроф часть пассажиров остаютс€ в живых, при этом 30% людей успевают эвакуироватьс€ из самолета, это объ€сн€етс€ тем, что большинство аварий происходит на сравнительно малых скорост€х при взлете и посадке, а также потому, что самолеты стали гораздо больших размеров и более устойчивыми к ударам, чем ранее.
    (–асчетна€ перегрузка креплени€ кресел и прив€зных ремней увеличена с 9 до 16 g).
    “аким образом, в большинстве аварийных случаев от персонала салона зависит жизнь или смерть пассажиров.  ак мы видим по многочисленным случа€м героических свершений персонала салона, они должны действовать правильно и очень быстро.
    ќбучение персонала салона эвакуации пассажиров из потерпевшего аварию самолета особенно трудно, поскольку невозможно реально смоделировать ужасные услови€ аварии. ¬ салонах современных самолетов примен€ютс€ пластики, которые, загоревшись, продолжают гореть в течение 3-х минут при температуре 1000'—, выдел€€ густой черный дым, содержащий такие €довитые газы, как цианид водорода (гор€щий керосин и человеческие волосы при горении выдел€ют много очень токсичных веществ). ѕассажиры, как правило, не склонны слушать полетный инструктаж по безопасности, возможно потому, что инструктаж €вл€етс€ скучным меропри€тием. Ѕрошюрки по безопасности должны быть очень хорошо изданы, объ€сн€ть графически, без слов, без путаницы текстов на шести €зыках.
    ѕерсонал салона - это нечто большее, чем хорошенькие личики и фигурки в экзотической одежде. ќни представл€ют передний край безопасности во врем€ аварий, при которых пассажиры остались живы, а именно такие аварии в наши дни составл€ют большую часть.

    ¬осьма€ заповедь
    "ѕомни, что ты поддерживаешь св€щенный принцип продвижени€ по заслугам". Ќе трудовой стаж, а заслуги должны определ€ть служебное положение и привилегии.
    ƒраматическое применение правила стажа несовместимо с эффективностью почти дл€ любого сообщества, а дл€ авиации это правило работает против безопасности. ѕравила старшинства по стажу разрушают принцип заслуг, от которых зависит безопасность.

    ƒев€та€ заповедь
    "Ќе говори на неправильном английском €зыке". јнглийский €вл€етс€ €зыком международной авиации.
    ћы должны добитьс€, чтобы не только люди, дл€ которых английский €зык не родной, говорили правильно по-английски в интересах хорошей св€зи и, следовательно, в интересах безопасности, но чтобы и те, дл€ которых английский €зык родной, также говорили на нем правильно.
     омандир корабл€ испанской а/к сказал: "я могу сказать вам, что каждый поймет, что говорит диспетчер по-английски, будь он француз, немец, датчанин, испанец, финн или китаец.
    Ќо € с сожалением должен добавить, что иногда € не могу пон€ть, что говор€т английские, американские или канадские диспетчеры своим пилотам" (насыщенный жаргоном €зык).

    ƒес€та€ и последн€€ заповедь
    "∆елай своим ближним нулевой статистики аварий, как самому себе". Ќа проход€щей в “окио летом 1982 г. конференции по вопросам развити€ гражданской авиации основное внимание было уделено вли€нию высокой автоматизации управлени€ самолетом на де€тельность пилотов и безопасность полетов.
    ¬ соответствии с данными статистики, до 90% јЋ’ обусловлены ошибками в технике пилотировани€. јнализ данных показал в частности неумение членов зкипажа эффективно использовать все имеющиес€ в их распор€жении возможности дл€ предотвращени€ авиационных происшествий. Ёто объ€сн€етс€ в значительной степени слабой подготовленностью командиров экипажа к осуществлению руковод€щей роли в пилотской кабине и т.д.
    (Air Transport World, 1982, v.19, є10, pp.41-42). “ак почему у нас в —оюзе погибает в авиационных происшестви€х в 8 раз больше людей, чем в —Ўј?
    ћожет быть, ниже приведенные материалы по методике расследовани€ у нас в бывшем —оюзе т€желых происшествий, немного помогут ответить на этот вопрос.
    перейти к “€желые авиационные происшестви€... >>

    реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты