Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ. ”«№ћ»Ќј "√≈Ќ≈–јЋ№Ќџ…  ќЌ—“–” “ќ– ѕј¬≈Ћ —”’ќ…."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

√лава IV
ѕ≈–¬џ≈ –≈ј “»¬Ќџ≈Е


≈сли жизнь ѕ.ќ.—ухого - это полет, то когда в этом полете была достигнута наивысша€ скорость? ћожет, когда  Ѕ —ухого приступило к конструированию реактивных истребителей? ƒа, в историю реактивной авиации ѕ.ќ.—ухой вписал €ркие страницы. Ќо когда она началась, эта истори€?
≈ще в начале ’’ века  .Ё.÷иолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. ќн считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей.
–абота над созданием реактивных двигателей началась ещЄ в 20-х годах во многих странах. ¬ молодой —оветской –оссии разрабатывались проекты ракетных и реактивных двигателей, которые рассчитывали использовать и в авиации.
¬ 1937 году молодой и талантливый конструктор јрхип ћихайлович Ћюлька предлагает проект первого отечественного турбореактивного двигател€. ѕо его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до небывалых в ту пору скоростей - 900 км/ч! Ёто казалось фантастикой, и к предложению молодого конструктора отнеслись настороженно. Ќо тем не менее работы по этому двигателю начались, и к середине 1941 года он был уже на две трети готовЕ ќднако началась война, конструкторское бюро, где работал Ћюлька, эвакуировали на восток, а самого конструктора переключили на работу над танковыми двигател€ми, и работы по самолетному турбореактивному двигателю приостановилисьЕ
ѕеред самой войной инженеры из конструкторского бюро ¬.‘.Ѕолховитинова - ј.я.Ѕерезн€к и ј.ћ.»саев - предложили проект истребител€-перехватчика Ѕ»-1 с жидкостным реактивным двигателем.
ѕроект был одобрен, и конструкторы приступили к работе. Ќо фронт приближалс€ к ћоскве, и  Ѕ Ѕолховитинова эвакуировали на ”рал. “ам работы продолжались, и, несмотр€ на все трудности первого периода ¬еликой ќтечественной войны, опытный Ѕ»-1 был построен.
15 ма€ 1942 года первый в мире ракетный истребитель был подн€т в воздух летчиком-испытателем √.я.Ѕахчиванджи. Ѕыло построено восемь машин Ѕ»-1. »спытани€ продолжались до конца 1943 года. ¬ одном из испытательных полетов Ѕахчиванджи достиг скорости 800 км/ч. ЌоЕ на этой скорости самолет вдруг вышел из повиновени€ и в неуправл€емом пикировании устремилс€ к земле. ќтважный испытатель новых машин погиб.
¬скоре после этого ј.ћ.Ћюлька получил разрешение продолжить работу над турбореактивным двигателем дл€ самолетаЕ
¬ это же врем€ в фашисткой √ермании, утратившей на советско-германском фронте превосходство в воздухе, все более интенсивно развертываютс€ работы над реактивными самолетами. √итлер наде€лс€, что с помощью этих самолетов он снова перехватит инициативу в войне и добьетс€ победы.
¬ 1944 году, хот€ работы над самолетом с реактивным двигателем не были доведены до конца и далеко не все вопросы полета на больших скорост€х были решены, самолет ћессершмитта ће-262 с реактивным двигателем ёћќ-004 был запущен в серию и по€вилс€ на фронте. Ќемецкие летчики с большой опаской относились к этой необычной машине, не имеющей привычного винта. Ќа скорости, близкой к 800 км/ч, еЄ зат€гивало в пикирование, и вывести машину из этого состо€ни€ было невозможно. ¬ авиационных част€х даже по€вилась строжайшие инструкци€ - ни в коем случае не доводить скорость до 800 км/ч.
» тем не менее ће-262 превосходил по скорости все другие истребители того времени. Ёто позволило командующему гитлеровской истребительной авиации генералу √олланду за€вить, что ће-262 - "единственный шанс организовать реальное сопротивление противнику".
¬ јнглии разработку реактивных самолетов начали тоже ещЄ до войны. ѕервый английский реактивный самолет "√лостер" с двигателем ”иттла подн€лс€ в воздух в 1941 году. ” американцев же дело с реактивными двигател€ми не ладилось. јнгличане поделились своим опытом с американскими конструкторами и передали им чертежи двигател€ ”иттла. ¬ мае 1942 года в воздухе по€вилс€ первый американский реактивный самолет "Ёркомет".
–аботы над реактивными самолетами в јнглии и —Ўј ускорились, когда на фронте им пришлось боротьс€ с немецкими ракетными снар€дами "фау" и реактивными самолетами ћессершмитта.
Ќа ¬осточном фронте ће-262 по€вились в самом конце войны. ѕользу€сь преимуществом в скорости, они вели "свободную охоту" за нашими поршневыми машинами. » конструкторское бюро Ћавочкина, ћико€на, —ухого, яковлева получают срочное задание создать самолеты дл€ борьбы с немецкими реактивными самолетами.
ћико€н и —ухой проектируют специально дл€ этой цели машины с мотокомпрессорными двигател€ми. ¬ернее, они став€т на самолет комбинацию из двух двигателей. ¬ помощь обычному поршневому они добавл€ют ещЄ один мотокомпрессорный конструкции  .¬.’олщевникова. ≈го устанавливают в хвосте самолета. ѕо идее, этот второй двигатель должен запускатьс€ летчиком в тот самый момент, когда самолету требовалось придать наивысшую скорость, чтобы догнать противника и зан€ть более выгодную позицию дл€ атаки. ¬рем€ действи€ двигател€ ’олщевникова не превышало трех - п€ти минут.
ѕервым закончил работу над скоростным истребителем ћико€н. ≈го »-250 совершил полет в марте 1945 года. ¬ ходе испытаний этой машины была зарегистрирована скорость 820 км/ч, впервые достигнута€ в нашей стране.
»стребитель —ухого —у-5 поступил на испытани€ в апреле 1945 года, и на нЄм после включени€ дополнительного хвостового двигател€ была получена скорость, превышающа€ 800 км/ч.
Ќо запускать в серию новые самолеты не стали. ¬ойна заканчивалась. ће-262 не помогли √итлеру вернуть утраченное превосходство в воздухе. ѕод Ѕерлином наш замечательный летчик »ван Ќикитович  ожедуб на обычном поршневом Ћа-5 сбил немецкий реактивный истребительЕ
¬елись работы и по использованию жидкостно-реактивных двигателей –ƒ-1 конструкции ¬.ѕ.√лушко в качестве ускорителей на истребител€х Ћавочкина, —ухого и яковлева. ѕ.ќ.—ухой построил даже специальный самолет —у-7, на который вместе с поршневым двигателем поставили ускорители –ƒ-1. Ќаземна€ отработка двигател€ проводилась на летном поле аэродрома в “ушине. ¬о врем€ работы он издавал страшный шум и выбрасывал из своего сопла огромное плам€. √рохот и зарево от пламени привлекали внимание москвичей даже у метро "—окол". ќднажды на аэродром примчалось несколько пожарных машин, вызванных москвичамиЕ тушить пожар.
—у-7 начал летать в начале 1945 года. »спытывал его летчик √ерасим  омаров. –ƒ-1 увеличивал скорость полета машины на 115 км/ч. Ќо на испытани€х двигатель часто выходил из стро€. »спытани€ пришлось прекратитьЕ
јналогична€ ситуаци€ сложилась в конструкторских бюро Ћавочкина и яковлева. Ќа одном из опытных Ћа-7– ускоритель взорвалс€ в полете. Ћетчик-испытатель √еоргий Ўи€нов едва спасс€. — як-3, на котором поставили ускоритель –ƒ-1, дело тоже не ладилось. ¬ одном тренировочном полете этот самолет взорвалс€. Ћетчик-испытатель ¬иктор –асторгуев погиб.
–аботы над самолетами с ускорителем –ƒ-1 были прекращеныЕ —тановилось €сно - ускорители могут служить только как временна€ мера. Ќа смену поршневым должны были прийти новые двигатели - реактивные.
ѕосле поражени€ √ермании в качестве трофеев нам досталось несколько немецких реактивных самолетов вместе с двигател€ми. «ападные же союзники заполучили не только трофейные машины и двигатели - в их руки руки попало еще и оборудование большинства немецких авиационных заводов, а главное - они заставили работать на себ€ немецких авиаконструкторов - и самолетчиков и двигателистов.
ƒл€ накоплени€ опыта в реактивном самолетостроении поначалу у нас в стране было решено использовать трофейные немецкие двигатели ёћќ-004 и Ѕћ¬-003 с т€гой 900 и 800 кг и на их базе организовать производство подобных двигателей. Ёти двигатели получили наименование –ƒ-10 и –ƒ-20. ќдновременно нашим внешнеторговым организаци€м поручили купить у англичан лицензии на производство более мощных реактивных двигателей "ƒервент" и "Ќ»Ќ" с т€гой 1600 и 2000 кг. ” нас они стали называтьс€ –ƒ-500 и –ƒ-45.
Ќашим же двигателистам - Ћюльке, ћикулину,  лимову - было дано задание вс€чески форсировать работы над отечественными, еще более мощными реактивными двигател€ми - с т€гой от 3000 до 8000 кг.
Ёта программа была успешно претворена в жизнь в самые сжатые сроки.
—вой первый реактивный самолет - истребитель —у-9 - ѕавел ќсипович —ухой начал проектировать в середине 1945 года одновременно с другими конструкторскими бюро - —. ј. Ћавочкина, ј. ». ћико€на, ј. —. яковлева.
«адумывает он его по классической схеме двухмоторных самолетов - два трофейных двигател€ ёћќ-004 (–ƒ-10) с т€гой 900 кг размещаютс€ под крыль€ми. Ёта схема ненова, она уже примен€лась ћессершмиттом на своем ће-262 и на английском "√лостере". ” схемы этой были и свои недостатки, и свои преимущества.   недостаткам можно отнести большее лобовое сопротивление, чем при размещении одного или двух двигателей под фюзел€жем (как у ћико€на, яковлева и Ћавочкина). ј преимущества? »х значительно больше. ¬о-первых, размещение двигателей в специальных подвесных мотогондолах под крыль€ми открывало широкий к ним доступ, что было немаловажным при освоении новых экспериментальных конструкций, требующих еще серьезной доводки. ¬о-вторых, такое размещение двигателей значительно облегчало их обслуживание. ¬-третьих, позвол€ло вести всестороннее изучение их поведени€ в полете. » наконец, исключало вли€ние на работу двигателей - стрельбы из пушек и реактивными снар€дами.
ѕавел ќсипович вводит в конструкцию своего первого реактивного истребител€ много новшеств: стабилизатор с измен€емым углом установки и управл€емый специальным электромеханизмом, м€гкие протектированные баки дл€ топлива, стартовые пороховые ускорители, катапультируемое сиденье летчика и устройство по аварийному сбросу фонар€, прикрывающего кабину летчика, воздушные тормоза комплексе с посадочным щитком, тормозной парашют - вот далеко не полный перечень новинок, имевшихс€ на —у-9. ќ нем можно сказать - весь он соткан был из новшеств.
Ётот самолет трудно было назвать просто истребителем. Ћетчики обычно называли его "т€желым истребителем"; новый тип самолета - истребитель-бомбардировщик - по€витс€ только к середине 50-х годов. Ќо по своему мощному пушечному и бомбовому вооружению —у-9 вполне можно было считать прототипом такого самолета.
»спытани€ —у-9 проводили лучшие летчики-испытатели страны: јндрей √ригорьевич  очетков, —ергей Ќиколаевич јнохин, √еоргий ћихайлович Ўи€нов.
«аслуженный летчик-испытатель √ерой —оветского ' —оюза јндрей √ригорьевич  очетков рассказывает: "— ѕавлом ќсиповичем —ухим мне довелось встретитьс€ впервые в начале 1946 года на макетной комиссии по проекту первого его реактивного самолета —у-9. я был представителем ¬оенно-¬оздушных —ил. ќбычно заседани€ макетной комиссии проход€т бурно. √овор€ спортивным €зыком, здесь встречаютс€ две команды - заказчиков и конструкторов, кажда€ из них в острой борьбе стремитс€ отсто€ть свои позиции и вз€ть верх над "соперником".
ќднако при обсуждении макета самолета —у-9 обращала на себ€ внимание совершенно спокойна€, делова€ обстановка, которую умело поддерживал ѕавел ќсипович. ”дивл€ло и то, что от наших замечаний и предложений ѕавел ќсипович не отбивалс€, а серьезно их обдумывал и в конце концов большинство из них принимал.
—коро опытный истребитель —у-9 с двум€ реактивными двигател€ми –ƒ-10 был построен. ƒл€ ускорени€ было решено заводские и государственные испытани€ проводить одновременно.
ћне как летчику-испытателю часто приходилось встречатьс€ с ѕавлом ќсиповичем. ќн глубоко понимал специфику испытательной работы, уважал наш труд, не сомневалс€ в правильности действий испытател€, полностью довер€л нам опытный самолет".
¬ середине 40-х годов аэродинамики больших скоростей как науки еще не существовало. Ѕыло известно, что при достижении скорости более 800 км/ч самолеты по неизвестным причинам срываютс€ в неуправл€емое пикирование. “ак погибло несколько немецких летчиков, испытывавших реактивный истребитель ће-262.
јндрей √ригорьевич  очетков первым из наших летчиков сумел "обуздать" реактивный ће-262,  огда, разогнав эту машину,  очетков почувствовал, что машина "клюет" носом, он огромным усилием сумел выт€нуть почти полностью ручку на себ€, а левой рукой плавно убрал т€гу обоих двигателей, перевод€ их на холостой ход. Ёто спасло его, » "мессер" был "обуздан".
¬месте с  очетковым испытани€ —у-9 проводил летчик-испытатель —ергей Ќиколаевич јнохин. ¬ летной оценке "дев€тки" —ухого он записал коротко: "—амолет в пилотировании несложен. ќбщее впечатление хорошее".
ј потом добавил: "Ќагрузки на органы управлени€ большие. ¬ыполнение виражей на нем хот€ простое, но дл€ летчика физически т€желое, так как велики нагрузки от рулей".
—тало очевидным, что с возрастанием скоростей и высоты полета летчику все труднее будет справл€тьс€ с его управлением. » ѕавел ќсипович делает вывод: "≈сли летчику не хватает сил дл€ управлени€ реактивным самолетом, ему надо помочь. Ѕудем искать, как это лучше сделать".
» он находит выход: в систему управлени€ включаетс€ бустер, который в несколько раз уменьшает усили€, возникающие на ручке, и облегчает летчику управление самолетом.
Ѕустер-усилитель €вл€етс€ гидравлическим устройством. —истема эта показалась многим тогда ненадежной дл€ самолета. ƒаже маститые авиаконструкторы отнеслись к нему скептически. ќтрицал поначалу бустер и ј. Ќ. “уполев. јндрей Ќиколаевич даже иронизировал по этому поводу: "Ѕустер хорош на паровозе, а не на самолете". » все же бустер по€вилс€ и на его самолетах, хот€ и позже других...
—начала бустеры, или гидроусилители, делали обратимыми, то есть они брали на себ€ только часть нагрузки, сохран€€ при этом механическую св€зь штурвала и рулей через тросы или т€ги. Ќо спуст€ некоторое врем€ —ухой первым полностью переложил усили€ с ручки управлени€ на гидросистему. ќднако об этом мы расскажем позже.
ј пока на опытном заводе создают гидравлическую лабораторию и в ней ведут отработку первого в стране авиационного бустера, спроектированного конструктором ». ѕ. «олотаревым.
—ухой быстро оценил решающую роль лабораторных и стендовых испытаний дл€ ускорени€ доводки самолета. ѕотом на его заводе будет создано еще несколько лабораторий, через которые пройдут многие другие новшества разных самолетных систем.
Ћетные испытани€ первых отечественных бустеров проводил √еоргий ћихайлович Ўи€нов. ¬ заключительном отчете он записал: "...Ѕустеры, установленные на самолете —у-9, коренным образом изменили облик машины. ”правление стало значительно более при€тным и, неутомительным. ћаневр на самолете упростилс€ и стал возможен на всех скорост€х полета".
“олько решили одну проблему, мешавшую повышению скорости, как возникла друга€. ѕри достижении максимальных скоростей нос самолета начинал дергатьс€, рыскать из стороны в сторону настолько сильно, что испытани€ снова пришлось прекратить.
—пециалисты Ћ»» и ÷ј√» тер€лись в догадках. ¬ чем причина рыскань€? ѕриехал на летно-испытательную станцию и ѕавел ќсипович. ÷елый день он провел на летном поле, ходил около самолета, наблюдал, делал эскизы, размышл€л... ј к вечеру дал указание: "»зменить сопр€жение хвостовой части мотогондолы с крылом, убрать пазуху, обтекатель сделать плоским".
ѕеревезли самолет на завод, сделали все, как требовал главный, и... первый же полет подтвердил правильность инженерной интуиции —ухого. –ысканье прекратилось, путь к дальнейшему повышению скорости самолета был открыт.
ƒлина разбега при взлете и пробега при посадке у самолетов с реактивным двигателем значительно больше, чем у поршневых.  ак ее сократить? ¬  Ѕ —ухого решили применить на взлете два стартовых пороховых ускорител€, а при посадке - тормозной парашют. ”спех этих технических усовершенствований превзошел все ожидани€. –азбег и послеполетный пробег сократились в два-три раза!
»спытывал эти системы тот же  очетков. ќн садилс€ в самолет, запускал двигатели, пробегал по полосе не более 400 метров, а затем включал ускоритель, и самолет тут же подбрасывало в воздух.
ј при посадке, едва коснувшись колесами земли, он выпускал тормозной парашют, —у-9 останавливалс€, не пробежав и половины посадочной полосы...
Ќа такие необычные взлеты и посадки собиралось, как на зрелище, много аэродромного люда.  то-то пошутил: "Ќадо —ухому брать плату за просмотр этих "аттракционов".
„етка€ работа с парашютом далась не сразу. ƒолго подбирали наивыгоднейший момент его выпуска. —начала пробовали выпускать парашют до касани€ колесами взлетно-посадочной полосы. ќднако это чуть не привело к аварии самолета. Ќе давал нужного эффекта и выпуск парашюта после небольшой пробежки по полосе. Ќаиболее правильным оказалс€ выпуск парашюта точно в момент касани€ колесами взлетно-посадочной полосы.
— тех далеких пор, когда  Ѕ —ухого впервые установило на свои самолеты тормозной парашют, он стал обычным дл€ каждого истребител€. ј потом и дл€ бомбардировщиков, и даже гражданских самолетов.
Ќе забот€сь о славе первооткрывател€, ѕавел ќсипович щедро делилс€ своими находками с другими  Ѕ, без ограничени€ предоставл€л им возможность получать нужную рабочую документацию.
ƒобива€сь совершенства конструкции, —ухой часто опаздывал в соревновании с конструкторскими бюро ћико€на и яковлева. ѕервые отечественные реактивные истребители ћи√-9 и як-15 взлетели в воздух в один день - 26 апрел€ 1946 года. ќни прин€ли участие в воздушном параде в “ушине и тут же были запущены в серию.
ј —у-9 по€вилс€ в воздухе только в но€бре 1946 года.
ѕосмотреть первые отечественные реактивные самолеты на аэродром приехало руководство ¬¬— во главе с главкомом  . ј. ¬ершининым.
√лавные конструкторы ј. Ќ. “уполев, —. ¬. »льюшин, ј. ». ћико€н, —. ј. Ћавочкин, ј. —. яковлев перед ангаром номер два.  аждый стоит у своей машины. ќни подробно рассказывают заказчикам о созданных ими самолетах. ѕоказывают, как говоритс€, товар лицом.
¬оенные подход€т к —у-9. √лавного конструктора у машины нет. ≈е представл€ет ведущий инженер ћ. ». «уев. ѕавел ќсипович считает, что ведущий знает свою машину не хуже главного и сможет представить ее руководител€м ¬¬— в лучшем виде...
ћихаил »ванович знакомит подошедших к —у-9 с летно-тактическими характеристиками самолета: скорость у земли - 847 км/ч, на высоте до 900, продолжительность полета - 1 ч 44 мин, дальность - более 1100 километров. ѕотолок - 12 50 метров. ¬ооружение - одна пушка Ќ-37, две - Ќ-23, две бомбы по 250 кг или одна - 500 кг.
- Ќе может быть! - произносит кто-то довольно громко. - “ака€ т€жела€ машина и такие данные!
- ѕочему не может? - быстро откликаетс€ ћихаил »ванович. - ¬се данные точные, все характеристики подтверждены во врем€ испытаний...
»стребитель —у-9 понравилс€ военным, его показали на воздушном параде в “ушине 3 августа 1947 года и рекомендовали в серию. Ќо в серию он не пошел - авиационные заводы уже были загружены работой по выпуску реактивных ћи√ов и яков. ƒа и —ухой к тому времени уже заканчивал работу над новой, более совершенной машиной - истребителем —у-11.
Ќа —у-9 была достигнута скорость, близка€ к 900 километрам в час. Ќа большее у него не хватало т€ги двигателей.  ак ее увеличить? —ейчас кажетс€ неверо€тным, чтобы этим делом занималс€ главный конструктор самолета. Ќо это было так. ”величением т€ги –ƒ-10 зан€лс€ ѕ. ќ. —ухой. —овместно с сотрудниками ÷»јћ на заводе спроектировали и изготовили новую хвостовую часть двигател€ с особым устройством дл€ впрыскивани€ топлива, которое предложил ѕавел ќсипович. —ечение реактивного сопла сделали регулируемым. »спытани€ модернизированного двигател€ –ƒ-10 показали, что его т€га увеличилась на 28 процентов. Ќо примен€ть его на новых самолетах —ухой все же не стал.   этому времени јрхип ћихайлович Ћюлька построил свой первый турбореактивный двигатель “–-1, т€га его значительно превосходила т€гу даже -форсированного –ƒ-10, созданного по немецким образцам.
ѕервый отечественный турбореактивный двигатель —ухой решил установить на новый истребитель —у-11. —амолет подн€лс€ в воздух 28 ма€ 1947 года. Ќа первый его вылет приехали главные конструкторы самолета и двигател€ ѕ. ќ. —ухой и ј. ћ. Ћюлька.
–ассказывает јрхип ћихайлович Ћюлька:
"”мение предвидеть главное направление в развитии самолетостроени€, творчески использовать последние достижени€ авиационной и смежных с ней отраслей науки и техники, огромный конструкторский талант позвол€ли ѕ. ќ. —ухому решать самые сложные и, нужно подчеркнуть, очень смелые технические задачи. ќн не бо€лс€ примен€ть в своих конструкци€х то, что казалось другим рискованным и даже фантастическим. » не случайно, что именно он первым применил наш турбореактивный двигатель “–-1.
»зучив наш двигатель во всех подробност€х, ѕавел ќсипович отчетливо представил его возможности, поверил и нашему только что организованному  Ѕ, и мне - молодому тогда главному конструктору.
ќн поставил “–-1 на свой самолет —у-11.  онечно, наш первенец не был еще досконально отработан - летающих лабораторий тогда не было. ћы его испытали только на стенде.  ак он поведет себ€ в воздухе на самолете? Ётого никто не знал. » тем не менее ѕавел ќсипович пошел на риск...
√отовую машину —у-11 с нашим двигателем привезли на аэродром, начались первые его пробы, потом рулежки, пробежки и подлеты. Ќаконец получено разрешение на первый вылет. Ћетчик-испытатель √еоргий ћихайлович Ўи€нов садитс€ в кабину. ћен€ охватывает страшное волнение, но ѕавел ќсипович невозмутим, даже слишком спокоен.
ƒвигатель запущен. –аздаетс€ характерный, знакомый дл€ моего слуха свист€щий звук. ѕосле короткого разбега Ўи€нов в воздухе. ј € в это врем€ так разволновалс€, что просто тр€сс€ от страха. —делав несколько кругов, самолет заходит на посадку, плавно касаетс€ дорожки. ћен€ охватывает волна восторга и счасть€. —вершилось. ƒес€ть лет мы шли к этому моменту. ѕрошли через отрицание, скептицизм, недоверие к нашему газовому турбореактивному двигателю.
 огда √еоргий Ўи€нов приземлилс€ и вылез из кабины, € бросилс€ его целовать... √отов был тогда перецеловать всех. –адости моей не было границ.
ѕодойд€ к главному конструктору самолета, € обн€л его и приподн€л от земли. ѕавел ќсипович удивленно посмотрел на мен€. ≈го лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Ёта непроницаемость мен€ поразила тогда больше всего. ѕотом-то € привык к его сдержанной манере поведени€, ѕережива€ все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. » те, кто не знал его хорошо, считали "сухим".
»так, первый вылет первого отечественного самолета с первым отечественным турбореактивным двигателем состо€лс€. Ёто произошло спуст€ дес€ть лет после того, как мною был предложен проект этого двигател€.
Ќаше  Ѕ благодарно ѕавлу ќсиповичу за доверие".
–асскаэывает √. ћ. Ўи€нов:
"¬месте с јндреем  очетковым и —ергеем јнохиным мы испытывали в 1946 году реактивный истребитель —у-9 конструкции ѕ. ќ. —ухого с двум€ немецкими реактивными двигател€ми ёћќ-004 (–ƒ-10). ¬ работе немецких двигателей наблюдалась некотора€ "жесткость". ѕричиной ее была, как это потом вы€снилось, вибраци€ ротора компрессора.  онструкци€ двигател€ немцами не была доведена.
ѕервый советский турбореактивный двигатель “–-1 конструкции Ћюльки превосходил немецкие двигатели аналогичного типа по т€ге, экономичности и удельному весу.
ќ реактивных двигател€х и их работе тогда знали очень мало. —овершенно не было изучено такое €вление, как "помпаж", не задумывались и над тем, какое вли€ние оказывает воздухозаборник самолета на работу двигател€.
јрхип ћихайлович Ћюлька, молодой главный конструктор, очень живой и общительный, часто приезжал к нам на аэродром, интересовалс€ своим первенцем. ѕеред началом летных испытаний —у-11 јрхип ћихайлович предупредил мен€: "–аботать сектором газа надо очень плавно".
 аким-то дес€тым чувством испытател€ € это и сам почувствовал при наземных пробежках.
¬ общем, полеты на —у-11 не особенно отличались от полетов на самолете —у-9. Ќо мне запомнилось, что в одном из полетов на четвертом развороте двигатели вдруг загрохотали как-то совсем непривычно, и начала быстро подниматьс€ температура газов. »зменил режим работы. ¬се тут же вернулось в норму. Ќо этот случай мен€ насторожил. —делав два круга, € благополучно приземлилс€.
ѕотом состо€лись еще полеты. Ќо тот злополучный разворот мне запомнилс€ и заставил быть предельно внимательным, заранее рассчитывать все маневры самолета и св€занные с ними изменени€ режимов работы двигателей, работать сектором газа очень плавно и м€гко. ѕолеты проходили успешно, и непон€тное €вление больше не повтор€лось".
— самолета —у-11 с первым отечественным реактивным двигателем началс€ многолетний творческий союз конструктора самолетов ѕ. ќ. —ухого с конструктором реактивных двигателей ј. ћ. Ћюлькой. Ёто содружество было долгим и верным. ѕочти на всех самолетах —у ставились двигатели јЋ.
Ётих разных по характеру людей, сдержанного, замкнутого белоруса ѕ. ќ. —ухого и открытого, люб€щего шутку украинца ј. ћ. Ћюльку, соединила дна цель: создавать дл€ обороны страны надежную, совершенную технику. ќбъедин€ло их и стремление ко всему новому, отсутствие страха перед трудност€ми. ћожно сказать, они сами искали трудности, оба шли на острие науки...
ѕриближалось 3 августа 1947 года - день воздушного парада в “ушине. —амолеты —у-9 и —у-11 в составе группы опытных истребителей других конструкторов предсто€ло вести јндрею  очеткову и √еоргию Ўи€нову. Ќакануне состо€лась генеральна€ репетици€. ѕри полете —у-9 мимо трибуны на высоте 200 метров его резко накренило и начало переворачивать.  очетков, пыта€сь парировать крен, сумел погасить скорость, а она была около 900 км/ч. "ћолодец!" - услышал он по радио. –уководители полетов на командном пункте решили, что летчик специально делает такой эффектный маневр.  очеткову же было не до красивых маневров - он боролс€ за спасение самолета. » это ему удалось, он выровн€л самолет, долетел до аэродрома и благополучно приземлилс€.
ќказалось, что в полете оторвалась капотна€ створка двигател€, нарушилась симметри€ в обтекании самолета, вот его и бросило в крен.
ƒефект был срочно устранен, и назавтра јндреи √ригорьевич вел исправный самолет на парад.
¬ыполн€ть групповой полет на парадах весьма сложно. Ќужно во что бы то ни стало выдержать два жестких услови€: в точно назначенное врем€ подойти к трибунам аэродрома и в строю строго выдержать минимальную дистанцию между самолетами. ј никакого опыта по групповому пилотированию реактивных самолетов тогда не было...
ƒвухмоторный —у-11, как самый т€желый среди истребителей, поставили в конце колонны. —трого выдержива€ интервал, все участники должны были равн€тьс€ на самолет јнохина, который возглавл€л группу истребителей. ¬идимость в день парада оставл€ла желать лучшего. Ќо сначала все шло хорошо. ¬друг с командного пункта јнохину сообщили: "√руппа опаздывает". ќн увеличивает скорость, за ним то же делают и все остальные.
- ѕока очередь дошла до мен€, - рассказывает √. ћ. Ўи€нов, - уже пришлось, не дума€ о плавности работы сектора газа, резко увеличить число оборотов, чтобы не отстать и не потер€ть группу. Ќи о чем другом в тот момент не приходилось думать, так как вернутьс€ на свой аэродром, не пройд€ парад, считалось величайшим позором дл€ летчика. ¬ голове же была только одна мысль - "выдержать интервалы".
Ќо после резкого изменени€ режима работы оба двигател€ вдруг странно загрохотали. ћой —у-11 затр€сло. ѕлавно сменив режим, € услышал привычный звук. Ћетим дальше. Ќа самом подходе к “ушинскому аэродрому информируют јнохина, что группа подходит раньше назначенного времени. ¬се сбрасывают скорость. » € резко убираю газ, выпускаю все щитки, шасси, чтобы не налететь на самолет, лет€щий впереди. — двигател€ми оп€ть творитс€ что-то неладное. —нова мен€ю режим и вгон€ю их в нормальную работу. Ќаконец-то “ушино. ¬змываю над трибунами вверх и ухожу в облака. Ќо теперь могу твердо сказать - лучше выполнить несколько опытных вылетов, чем такой один парадный. ƒо сих пор удивл€юсь благополучному исходу полета".
„то же случилось с двигател€ми, когда летчику пришлось резко работать сектором газа? ¬ то врем€ никто не мог точно ответить на этот вопрос. Ќо случайно обнаруженное Ўи€новым €вление заставило конструкторов самолета и двигател€ задуматьс€ над ним. ¬последствии это €вление назвали "помпажем"...

***
ѕосле смерти главного конструктора ¬. √. ≈рмолаева его  Ѕ в 1946 году присоединили к конструкторскому бюро —ухого, и  Ѕ —ухого переехало в здание  Ѕ ≈рмолаева, производственна€ же база осталась на старом месте.
- ћы были наслышаны об особой требовательности ѕавла ќсиповича, - рассказывает ведущий конструктор ј.  . јронов, - и перед сли€нием с тревогой ждали, как сложитс€ наша совместна€ работа. Ќо в первые же дни стало €сно, что перед нами - образец истинного руководител€. Ћичный пример деловитости, требовательности к дисциплине и пор€дку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденна€ интеллигентность были присущи нашему новому главному конструктору.
ѕавел ќсипович, будучи сам образцом пор€дочности, требовал ее и от своих сотрудников. ќн очень верил люд€м, но сказавший ему однажды неправду рисковал надолго, очень надолго потер€ть его доверие. Ћюбители легко относитьс€ к достоверности своих сообщений и ответов, стремившиес€ свои промахи затушевать шуткой, были не в чести у него. Ќачальник отдела снабжени€ не выполнил как-то своего обещани€, не завез материал сборочному цеху, а на совещании начал плести оправдательную речь, обвин€€ других. ѕавел ќсипович вначале внимательно слушал, но, пон€в его вранье, ни слова не сказав, встал и вышел. ѕосле этого на совещани€ долгое врем€ ходил заместитель начальника отдела снабжени€.
ѕавел ќсипович не лишен был строгости, однако многословно "распекать" не любил. "Ќу как же вы так неквалифицированно сработали", - обычно говорил он провинившемус€.
ѕам€тен случай, - продолжает јронов, - когда на одном из первых после объединени€ совещаний € с излишней гор€чностью отстаивал свое мнение по одному организационному вопросу, но железна€ логика ѕавла ќсиповича заставила мен€ спр€тать свое мнение в карман. —пуст€ некоторое врем€ в разговоре ѕавел ќсипович поинтересовалс€, убежден ли € в правильности прин€того решени€. ѕолучив утвердительный ответ, он, улыба€сь, процитировал из латыни: " аждому человеку свойственно ошибатьс€, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке".
”видев мое удивление, он заметил: "¬ы ведь, очевидно, застали еще старую школу и должны хоть немного знать латынь..."
–азрешив себе пошутить, € ответил: " онечно, знаю, но только "ин вина веритас" - "истина в вине".   нашей великой радости, преподавание латинского и греческого, которое начиналось в гимнази€х с четвертого класса, после революции было совсем отменено..."
"ћожет быть, и не стоило", - улыбнулс€ ѕавел ќсипович. ќн прекрасно знал французский, английский, немецкий €зыки и латынь, которой он, к удивлению лечивших его медиков, владел отлично. »звестно также, что он читал в подлинниках зарубежных писателей, иностранные технические журналы. ѕоскольку поток нужной информации с каждым годом увеличивалс€, а в  Ѕ пока не было переводчиков, он привлекал себе на помощь жену и дочь, владеющих французским и английским €зыками.
ѕро€вл€л он также серьезный интерес и к истории нашего государства. ѕри этом он пользовалс€ редкими специальными литературными источниками.
ќтзывчив был ѕавел ќсипович к бытовым нуждам своих сотрудников. ¬ 1946 году многие находились в длительной командировке в —ибири на серийном заводе. ѕервый послевоенный год был т€желым. Ќедостаток в продуктах питани€ ощущалс€ особенно остро, рыночные цены росли как грибы после дожд€, скудных командировочных €вно недоставало, жили впроголодь.
ѕриехал ѕавел ќсипович и, прежде чем зан€тьс€ производственными делами, ознакомилс€ с житьем-бытьем своих сотрудников и сделал все по мере своих сил возможное, чтобы положение улучшилось.
“ак что сдержанность и "сухость" ѕавла ќсиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к люд€м".
—ледующа€ работа конструкторского бюро ѕавла ќсиповича —ухого была над истребителем-перехватчиком —у-15. ќт своих старших собратьев этот самолет отличалс€ прежде всего тем, что имел не обычные пр€мые, а уже стреловидные крыль€. «ачем потребовались ему такие крыль€?
„ем больше увеличивалась скорость самолетов, тем больше они испытывали лобовое сопротивление воздуха. ѕеред лет€щим со скоростью 800 км/ч самолетом воздух сжималс€, что вызывало образование скачков уплотнени€ воздуха и нарастание так называемого "волнового" сопротивлени€. ¬ результате возникновени€ скачков уплотнени€ мен€лась балансировка самолета, и его зат€гивало в пикирование. ¬се эти €влени€ возникали на скорости полета, близкой к скорости звука, поэтому всю сумму этих в общем-то непри€тных €влений тогда назвали "звуковым барьером".
”ченые зан€лись этой проблемой. ¬ ÷ј√» проводились лабораторные и практические летные исследовани€ с беспилотными аппаратами, оснащенными крыль€ми разной толщины и конфигурации - пр€мыми, треугольными, ромбовидными, стреловидными с разными углами стреловидности. ћодели самолетов с такими крыль€ми подолгу продувались в аэродинамических трубах со скорост€ми как дозвуковыми, так и сверхзвуковыми. »сследовани€ проводили известные аэродинамики - —. ј. ’ристианович, √. ѕ. —вищев, ¬. ¬. —труминский и другие.
¬ывод был сделан такой: дальнейшее увеличение скоростей самолета возможно только при изменении формы крыла - толстые пр€мые крыль€ требовали замены на тонкие стреловидные.
ќднако при этом конструкторам и ученым предсто€ло решить множество новых проблем - например, куда убирать шасси? ” пр€мокрылых самолетов оно убиралось в крыло, а что делать при тонком стреловидном крыле?
—треловидное крыло ухудшает планирующие возможности самолета, посадочна€ скорость увеличиваетс€ - как обеспечить безопасную посадку, как уменьшить пробег самолета на посадочной полосе?
Ќа больших скорост€х мощный воздушный поток не позвол€ет летчику в случае аварии своими силами выбратьс€ из кабины.  ак быть?... » таких проблем было великое множество. Ќо все они были решены.
 онструкторские бюро, прежде всего истребительные, отказываютс€ от пр€мого крыла и переход€т на стреловидные или треугольные формы крыльев.
—. ћ. Ћавочкин ставит крыло с углом стреловидности 35о на свой экспериментальный истребитель Ћа-160. ѕри испытани€х на нем впервые в —оветском —оюзе была достигнута скорость 1050 км/ч. ј. ». ћико€н создает свой знаменитый ћи√-15, который в конце 40-х - в начале 50-х годов стал основным истребителем наших ¬¬—. ј. —. яковлев создает сначала истребитель-перехватчик як-30 с углом стреловидности крыла 35о, а потом як-50 с углом стреловидности 45о.
ѕ. ќ. —ухой на —у-15 ставит крыло со стреловидностью 40о. ѕо его расчетам, такой самолет с двум€ двигател€ми –ƒ-45, установленными в фюзел€же, сможет развивать скорость более 1000 км/ч.
Ќа этом самолете, так же как и на предыдущем самолете —у-11, кабина летчика делаетс€ герметичной, и даже на максимальной высоте давление внутри кабины заметно не уменьшалось и было почти нормальным.
—амолет построили и передали на испытани€ в 1949 году. »спытывали машину летчики √. ћ. Ўи€нов и —. Ќ. јнохин.
√еоргий Ўи€нов летал на —у-15 на максимальную скорость и высоту. јнохин "набирал статистику" на других режимах. Ћетные данные самолета были отличными. «аводские испытани€ заканчивались. Ќо... ¬ одном из полетов на скорости 1030 км/ч Ўи€нов ощутил незначительные вибрации самолета и тр€ску педалей. ѕоставили тензометрические датчики, однако они ничего не показали. “огда √еоргий ћихайлович обратилс€ к јнохину: "—летай, —ергей, посмотри дл€ объективности". ќб этом попросил јнохина и заместитель ѕ. ќ. —ухого ≈вгений —ергеевич ‘ельснер.
"5 июн€ 1949 года, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель √ерой —оветского —оюза —ергей Ќиколаевич јнохин, - € взлетел на —у-15. Ќа высоте дес€ть тыс€ч метров на максимальной скорости никакой вибрации не наблюдалось. —тал спускатьс€. Ќа высоте четыре тыс€чи метров на скорости, близкой к максимальной, попал в флаттер. ѕытаюсь выйти из этого режима, гашу скорость, снимаю обороты двигателей...
“р€ска не прекращаетс€. ќтключаю один двигатель - тр€сет! ќтключаю другой - тр€сет! » тут вижу, по приборной доске побежали сначала искры, потом €зыки пламени... ѕожар! –ешаю покинуть самолет. Ќо как? ‘онарь от тр€ски произвольно приоткрылс€ и его так перекосило, что катапультироватьс€ нельз€. ќтв€зал себ€ от кресла и пытаюсь сдвинуть фонарь руками, то мне кое-как удалось. ¬ыбралс€ из кабины, и нова€ беда - ранец парашюта зацепилс€ за фюзел€ж. —амолет падает, и € вместе с ним. Ќикак не могу освободить парашют. ¬се-таки скоростью мен€ сорвало и чуть не ударило о стабилизатор. “олько раскрылс€ купол парашюта, слышу сильный взрыв... » вот ведь какие бывают в жизни печальные совпадени€: приземлилс€ € в той же самой деревушке, над которой много лет назад тоже потерпел аварию, когда испытывал новый планер. Ѕыл тогда т€жело ранен, потер€л глаз. Ќа этот раз € сам в полной сохранности, а единственный экземпл€р опытного самолета разбит... Ёто было большой неожиданностью и огромной потерей дл€  Ѕ. ƒо сих пор т€жело переживаю этот случай. ’от€ все, кажетс€, сделал, чтобы спасти самолет...
ѕо своим летно-техническим характеристикам —у-15 был отличным самолетом. » он должен был пойти в серию, но в  Ѕ, к сожалению, не оказалось второго экземпл€ра, на котором можно было бы закончить испытани€".
¬торой экземпл€р, дублер —у-15, еще только строилс€, и к моменту аварии первого самолета он не был готов. Ќе хватало у  Ѕ возможностей. ƒело в том, что еще во втором полугодии 1948 года объем финансировани€  Ѕ был уменьшен в два раза. ѕосле войны арми€ сокращалась, а восстановление разрушенного войной хоз€йства требовало огромных средств. ѕо тем же причинам был законсервирован и не пошел на летные испытани€ четырехдвигательный реактивный фронтовой бомбардировщик оригинальной конструкции —у-10.
ќпытный завод —ухого пыталс€ поправить финансовые дела своими силами - работали по договорам.
ѕавел ќсипович —ухой и главный инженер завода ≈вгений јлексеевич »ванов стали брать заказы от гражданских учреждений, которые, с одной стороны, приносили бы максимальную пользу разоренному войной хоз€йству страны, а с другой - давали возможность продолжить работу над новыми самолетами. “ак на заводе наладили выпуск запасных деталей дл€ тракторов. ѕотом по заказу речного флота делали палубные надстройки дл€ буксиров. «авод изготовил в 1948 году "мирной продукции" на сумму два миллиона шестьсот восемьдес€т тыс€ч рублей. Ёто позволило продолжить работу над проектом нового штурмовика с реактивным двигателем.
¬от что писал в по€снительной записке к эскизному проекту этого штурмовика ѕ. ќ. —ухой:
"...Ёта тема €вл€етс€ новой как в ———–, так и за границей. ƒо сих пор никто не занималс€ бронированным реактивным штурмовиком. Ўтурмовик с реактивным двигателем сможет развивать большие скорости и внезапно атаковать противника. ќбстрел такого самолета вражескими батаре€ми даже на низкой высоте полета не принесет ему вреда".
Ќо ни этому, ни другим замыслам —ухого тогда не суждено было сбытьс€. ј виною была неудача все с тем же —у-15...
...¬ декабре 1948 года летчики ». ≈. ‘едоров и ќ. ¬. —околовский на экспериментальном самолете Ћавочкина Ћа-176 преодолели звуковой барьер и показали скорость выше скорости звука.
√отовились к штурму звукового барьера и в  Ѕ ѕ. ќ. —ухого. ƒл€ своего нового истребител€ —у-17 главный конструктор выбрал крыло со стреловидностью 50'. ѕо тому времени это было очень смелое решение.
ћодель нового самолета отправили в ÷ј√» дл€ продувки со сверхзвуковой скоростью. ¬се поздравл€ли ѕавла ќсиповича с успехом - продувки были многообещающими.
Ќа —у-17 установили новый двигатель ј. ћ. Ћюльки - “–-3 с т€гой 4600 кг. ”правление рулем высоты на новом самолете осуществл€лось необратимым бустером. ј дл€ спасени€ летчика в случае аварии сделали катапультируемым уже не кресло, всю герметическую кабину. „тобы покинуть самолет в аварийной ситуации, летчик нажимает на кнопку, электрический импульс воспламен€ет пороховой зар€д в специальных болтах, которыми кабина крепитс€ к фюзел€жу, они рвутс€ и отдел€ют кабину от самолета, раскрываетс€ парашют, и летчик на малой скорости опускаетс€ на землю. Ёту первую отдел€емую от самолета кабину можно смело считать прообразом спускаемых аппаратов современных космических кораблей.
–абота над —у-17 поглощала все свободное врем€ ѕавла ќсиповича. Ќо бывали дни, когда, жела€ "разр€дитьс€", он вдруг оставл€л работу и ехал... в “реть€ковскую галерею.
- ќднажды в воскресенье, - вспоминает один из помощников —ухого, ј. ¬. ћурашов, - € пошел в “реть€ковку и там встретил ѕавла ќсиповича. ќн сто€л в толпе и внимательно слушал экскурсовода. я подошел к нему, и мы вместе начали рассматривать картины. я призналс€ тогда ѕавлу ќсиповичу, что в юности воображал себ€ знаменитым художником и задумывал даже написать большую картину "—тенька –азин и кн€жна", и тут же начал рассказывать ему, в каком виде мне это полотно представл€лось.
Ќастроение у ѕавла ќсиповича было неважным. ѕо-видимому, его т€готили недоброжелательные разговоры вокруг недавней гибели самолета —у-15. Ќесомненно, удручало и то, что со времени организации самосто€тельного  Ѕ в 1939 году за дес€ть лет удалось довести до серии только два самолета - —у-2 и ”“Ѕ. я старалс€ как мог отвлечь его от невеселых мыслей. ѕо-видимому, мне это удалось - ѕавел ќсипович вдруг улыбнулс€ и повел мен€ по залам, рассказыва€ вместо экскурсовода о картинах, да так интересно, что € только диву давалс€ - как же тонко понимает ѕавел ќсипович живопись, как глубоко разбираетс€ в творчестве русских художников..."
Ћетом 1949 года истребитель —у-17 был построен, и его перевезли на аэродром дл€ испытаний. ƒл€ проведени€ их ѕавел ќсипович снова пригласил —ерге€ Ќиколаевича јнохина. ѕоэтому предоставим слово ему:
"Ќесмотр€ на аварию с —у-15, ѕавел ќсипович предложил мне испытывать его новый самолет. Ёто была больша€ дл€ мен€ радость и огромное доверие. Ёта замечательна€ машина рассчитывалась на полеты со сверхзвуковой скоростью. я выполн€л на ней уже скоростные рулежки и небольшие подлеты. ¬се сулило большой успех. —амолет —у-17 был готов к первому вылету. » вдруг - неожиданность. ѕолучено указание - прекратить испытани€ и закрыть  Ѕ. ѕочему?  то-то допустил большую ошибку, прин€в такое решение. Ёто задержало на несколько лет развитие замечательных идей —ухого.
» хот€ авиационна€ техника не сто€ла на месте, долго еще данные этого самолета служили вехой дл€ других конструкторов".
ƒавайте попробуем представить себе возникшую ситуацию. “олько что закончена постройка нового самолета. ќн стоит в ангаре, словно огромна€ птица, которую на какое-то врем€ лишили неба, и нет такого человека, которого бы не восхитили совершенство форм, из€щество линий серебристой машины. ” создателей самолета приподн€тое настроение - позади бессонные ночи, споры до утра, титаническа€ работа ума и мысли. √лавный конструктор принимает поздравлени€ авансом, он тоже взволнован, хот€ не показывает вида. ƒа, суд€ по всему, эта красива€ "птица" очень скоро полетит над землей с небывалой скоростью, быстрее звука! » может, именно эта машина пойдет в большую серию и компенсирует тем самым прошлые неудачи. » вот самолет уже на летном поле, уже совершены первые пробежки и подлеты. Ѕлизитс€ день взлета. » вдруг авари€ и... приходит приказ: ликвидировать  Ѕ, расформировать его отделы...
“ворческий полет ѕавла ќсиповича —ухого прерываетс€, если так можно сказать, "вынужденной посадкой", почти катастрофой... Ёто было, пожалуй, самое сложное испытание в его жизни. Ћишить творческого человека права на творчество... » это в тот момент, когда создана конструкци€, котора€ словно €вилась в день сегодн€шний из будущего, котора€ превосходит по своим летным данным многие другие машины.
“олько ли авари€ на —у-15 повли€ла на закрытие  Ѕ? „то ж, дл€ недоброжелателей она действительно €вилась своего рода "подарком", поводом дл€ едких упреков в адрес конструктора. Ќо, как ни парадоксально, против —ухого сработали и его... положительные черты, качества. ќн всегда считал, что за конструктора говор€т прежде всего его машины - они и только они определ€ют степень таланта человека, глубину его познаний, уровень профессионального мастерства. "’орошо работает не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо работает!" - таким было жизненное кредо ѕавла ќсиповича. —кромность, отсутствие напористости, нежелание "проталкивать" свои достижени€ и громкими словами защищать свои машины - вот чем всегда отличалс€ —ухой.
»так,  Ѕ —ухого ликвидировано. ќпечатаны чертежи новых самолетов. —вернуты в рулоны эскизы, схемы. ¬ынос€тс€ из кабинетов кульманы. —у-17 теперь действительно всем напоминает раненую птицу, котора€ стремитс€, но не может взлететь...
ћинистр оборонной промышленности предлагает ѕавлу ќсиповичу сменить профессию самолетостроител€ и зан€тьс€ проектированием ракетного оружи€. Ќо —ухой, поблагодарив министра за столь лестное предложение, отказываетс€: "≈ще на третьем курсе ћ¬“”, - сказал он, - мне поручили сделать курсовой проект по котлам. ћой консультант профессор ўеголев был очень доволен выполненной работой и предложил специализироватьс€ по котлам. "«ачем вам эта авиаци€? »з вас получитс€ отличный котельщик..." ¬озможно, что это так и могло случитьс€. Ќо € твердо выбрал авиацию, и ничто не могло поколебать мен€ в этом. » сейчас - тоже. я самолетчик и останусь им в любой ситуации. Ѕез авиации € не могу представить свою жизнь".
Ќо делать нечего...  онструкторское бюро закрыто. —отрудники —ухого стали искать работу в других авиационных  Ѕ и уходили кто к »льюшину, кто к ћико€ну или к ћ€сищеву. ћногих вместе с ѕавлом ќсиповичем решением министерства направили в конструкторское бюро јндре€ Ќиколаевича “уполева.
"Ёто решение, - замечает Ћ. Ћ.  ербер, - по меньшей мере нас удивило. «ате€ с объединением казалась никому не нужной и абсолютно недальновидной. я помню, как јндрей Ќиколаевич был смущен и долго раздумывал, что лучше: сохранить группу ѕавла ќсиповича в виде самосто€тельной организации в составе своего  Ѕ или распределить его специалистов по подразделени€м, внутри  Ѕ.
» надо отдать должное “уполеву, он поступил мудро. ќсновную часть  Ѕ ѕавла ќсиповича, то есть расчетные и каркасные бригады с их руководством Ќ. «ыриным, ≈. ‘ельснером, Ќ.  аштановым, он сохранил в непосредственном подчинении ѕавла ќсиповича, а вооруженцев, мотористов и других специалистов по различным системам переподчинил нам, своим заместител€м.
Ќа этот раз € познакомилс€ с ѕавлом ќсиповичем гораздо ближе, чем при подготовке к перелетам јЌ“-25.
≈го фамили€ на первый взгл€д как-то соответствовала складу его характера. Ќо достаточно было пробить ледок официального знакомства, как сразу перед тобой открывалс€ совсем иной человек.
ќба мы терпеть не могли переполненной столовой с ее суетой, поэтому ходили туда перед самым закрытием, когда она пустела. “ак и повелось, все четыре года, пока  Ѕ ѕавла ќсиповича входило в наш состав, мы обедали с ним вместе за одним столом. ѕостепенно наши трапезы стали сопровождатьс€ все более и более задушевными беседами.
Ќачались они, помню, с чрезвычайной симпатии ѕавла ќсиповича к  исловодску. ќн очень романтизировал его.
"¬от вы не были в нем и не можете представить себе его исключительность. ќткрываетс€ дверь вагона, вы выходите, вдыхаете воздух и что это? “от воздух, на который опираютс€ крыль€ наших самолетов, - аэродинамическа€ субстанци€, здесь же это даже не воздух, а какой-то нектар. ¬дыхаешь полной грудью и наслаждаешьс€ его вкусом и ароматом".
Ќикогда раньше он так не говорил, и право, до этого мне трудно было представить в его речи такие лирические нотки...
ƒолжен сознатьс€, оба€ние речи ѕ. ќ. —ухого было столь велико, что зимой 1951 года € решил съездить в  исловодск. ”вы! "ќ вкусах не спор€т" - этот курорт на мен€ столь значительного впечатлени€ не произвел.
¬ наших "застольных" беседах постепенно раскрывались художественные, театральные вкусы ѕавла ќсиповича. ќн по-насто€щему любил русскую литературу, особенно поэзию.
ѕомню, как он противопоставл€л Ћермонтова ћа€ковскому, утвержда€, что ћихаил ёрьевич был не менее социален. ¬ подтверждение он на пам€ть цитировал нужные строфы из "ћцыри".
¬ другой раз мы заспорили о прозе. ѕавел ќсипович начал сравнивать "÷емент" √ладкова с "ћолохом"  уприна. », откровенно говор€, € оказалс€ в затруднении, ибо никогда даже не пыталс€ сопоставл€ть их.
"» то и другое, - говорил ѕавел ќсипович, - вещи вполне сопоставимые, но  уприн, мне кажетс€, тоньше и убедительнее подводит нас к тому же выводу, что и √ладков".
√овор€ о театре, он призналс€ мне как-то, что очень любит оперетту. ј это так не в€залось с моим представлением о нем! я даже переспросил, так ли это? » он тут же подтвердил:
"ƒа, знаете, люблю, а вот хожу в театр редко, все некогда..."
¬стреча€сь в непринужденной обстановке, было при€тно увидеть в нем за внешней замкнутостью насто€щего русского интеллигента, разносторонне и широко задумывающегос€ над всеми сторонами жизни".
ќднако вернемс€ к самолетостроению. јндрей Ќиколаевич поручил ѕавлу ќсиповичу в качестве своего заместител€ доводку и организацию серийного производства самолета “у-14 на одном из сибирских заводов. Ёто была по тому времени одна из первых машин подобного класса прогрессивной, принципиально новой конструкции, с трем€ реактивными двигател€ми и сложным специальным оборудованием.
¬месте с ѕавлом ќсиповичем к новому месту работы выехали его ближайшие помощники.
Ќа заводе сложилась тогда специфическа€ ситуаци€. Ѕольшинство опытных эвакуированных во врем€ войны авиаспециалистов возвратились в ћоскву. »нженернотехнический состав завода укомплектовалс€ молодыми работниками - людьми способными, инициативными, энтузиастами своего дела, но не имевшими достаточного опыта освоени€ новой техники. »х нужно было всему учить, ј сроки выпуска самолетов были предельно сжаты.
ѕришлось ѕавлу ќсиповичу про€вить все свои знани€ и умени€ организатора, конструктора и даже технолога.
"— прибытием ѕавла ќсиповича на завод, - вспоминает бывший его директор ћихаил ѕавлович —еменов, - технические проблемы стали решатьс€ оперативно, на месте, без запросов ћосквы, без длительных споров между представител€ми  Ѕ и техническими службами завода. ѕодавл€юща€ часть вопросов не доходила даже до руководства завода, решалась в цехах и отделах или техническими службами под руководством самого ѕавла ќсиповича.
ћного внимани€ удел€л ѕ. ќ. —ухой летным испытани€м. Ќаш край таежный, запасных аэродромов тогда почти не было, а техника нова€, сложна€, вс€кое могло случитьс€.
¬месте со старожилами здешних мест ѕавел ќсипович объездил многие площадки вокруг завода, изуча€ пригодность их дл€ возможной посадки машин. » тут мы узнали одну его слабость - любовь к быстрой езде на автомашине. ¬ те времена в наших кра€х были в основном грейдерные дороги, не позвол€ющие быстро ездить. ≈здили мы на "ѕобеде" и с интересом наблюдали, как оживл€етс€ ѕавел ќсипович вс€кий раз, когда приходилось делать крутые повороты и виражи на сложных сибирских таежных трактах. Ёто доставл€ло ему большое удовольствие.
¬ —ибири, вдали от ћосквы, люди сближаютс€ особенно быстро. ƒружным совместным коллективом москвичей и сибир€ков участвовали мы в походах, экскурси€х. „асто выезжали на выходные дни в загородный дом отдыха, иногда все размещались в одном "виллисе", кто как мог. –азговоры в дороге велись на самые разные темы - о литературе и искусстве, и о занимавшей в то врем€ целые газетные полосы дискуссии по вопросам биологии. ¬се любили эти поездки, всем нравилось слушать ѕавла ќсиповича: в его пересказе по€вл€лась нова€ неожиданна€ сторона событи€ или €влени€.
ќднажды в однодневном доме отдыха устроили соревновани€ по стрельбе из охотничьих ружей. ƒоговорились: самый меткий получает приз - бутылку шампанского.
ѕавел ќсипович не любил охоты, никогда не стрел€л в птиц и животных, и по его просьбе мишенью сделали чью-то кепку. ≈е запускали в полет с крыши дома. Ќикто в кепку так и не смог попасть.
 то-то шут€ предложил:" ѕавел ќсипович, попытайтесь и вы", ѕавел ќсипович вз€л ружье, спокойно прицелилс€, и, к изумлению всех, в кепке по€вилась дырка. Ќе знали окружавшие его товарищи, что —ухой воевал еще в окопах первой мировой войны.
ѕавел ќсипович отказалс€ от права на приз и сам купил шампанское "пострадавшему" - хоз€ину кепки.
ѕавел ќсипович уважительно относилс€ к чужому мнению, любил, чтобы его собеседник активно защищалс€, спорил и не соглашалс€ механически с тем, что предлагалось "главным".
Ёти качества сблизили его со многими работниками завода. Ѕывал он запросто и в семь€х знакомых ему людей. ћог зайти вечерком, посидеть за дружеской беседой или воспользоватьс€ домашней библиотекой и, никого не тревожа, почитать в сторонке.
„увствовалось, что от этих встреч получали удовольствие и хоз€ин и гость.
—ибир€ки - народ внешне суровый, но отзывчивый, душевный. ¬споминают, что в те годы у ѕавла ќсиповича часто побаливали печень и желудок, а с питанием было еще трудновато. ћедицинска€ служба и работники столовой установили дл€ —ухого особый режим и строго его соблюдали".
ƒеловые контакты с руководством серийного завода, стремление ѕавла ќсиповича как можно лучше, продуктивнее помочь заводу в освоении новой техники, укрепл€ли его авторитет.
¬заимное уважение между ѕавлом ќсиповичем и директором серийного завода —еменовым, их совместна€ дружна€ работа над внедрением в серию нового, самолета повли€ли на дальнейшее их содружество. ѕавел ќсипович через несколько лет после восстановлени€ его конструкторского бюро добилс€ перевода ћихаила ѕавловича —еменова в свое  Ѕ и назначени€ его директором опытного завода.
 огда самолет “у-14 был внедрен в серию, ѕавел ќсипович вернулс€ в ћоскву и по указанию јндре€ Ќиколаевича “уполева вместе со своим заместителем ≈вгением јлексеевичем »вановым отправилс€ на летнодоводочную базу руководить испытани€ми новых туполевских самолетов.
–абота в  Ѕ “уполева, которое было близким ѕавлу ќсиповичу еще с 20-х годов, сгладила обиду и несправедливое отношение со стороны высокого руководства.
ќрганизаци€ летно-доводочных работ, испытани€ и внедрение в серию самолета, спроектированного и построенного под руководством јндре€ Ќиколаевича “уполева, накапливали его опыт руководител€ и организатора.
Ќо, конечно, полностью творческие способности ѕавла ќсиповича, его инженерный, конструкторский, научный талант здесь не умещались. ≈го призванием было проектирование новых самолетов-истребителей. Ёто было его любимым делом, смыслом его жизни.
¬ кабинете заместител€ главного конструктора свет часто горел до полуночи. » если кто из ближайших соратников загл€дывал к нему в этот час, заставал одну и ту же картину - ѕавел ќсипович сидел за столом с логарифмической линейкой, а на листах, лежавших перед ним, прогл€дывали контуры будущих самолетов.

 
Ќовое: фотографии 3D изображений самолетов  Ѕ —ухого
 

реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты