Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Ь–Ю–°–Ъ–Т–Р –Э–Х –Ю–°–Ґ–Р–Э–Х–Ґ–°–ѓ –С–Х–Ч –Р–Т–Ш–Р–¶–Ш–Ю–Э–Э–Ю–Щ –°–Т–ѓ–Ч–Ш. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ь–¶ –Р–£–Т–Ф. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

ј.—.яковлев "—оветские самолеты"
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ћ≈√ ќћќ“ќ–Ќјя ј¬»ј÷»я

— первых лет —оветской власти парти€ всемерно поощр€ла развитие в стране воздушного спорта.

јвиационна€ промышленность налаживала массовое производство легких самолетов дл€ подготовки летных кадров.

ќрганизаци€ спортивных перелетов способствовала широкой пропаганде авиационной культуры.

„ерез многочисленные аэроклубы молодежь вовлекалась в строительство воздушной мощи –одины.

јвиационный спорт воспитал многих героев ¬еликой ќтечественной войны и всемирно известных летчиков - обладателей мировых рекордов.

Ћегкомоторна€ авиаци€ была также начальной школой дл€ многих советских авиаконструкторов.


ќсобое место в истории советского самолетостроени€ по нраву занимает создание и развитие легкомоторной авиации. ќна сыграла большую роль как в формировании советских конструкторских сил, так и в воспитании летных кадров дл€ военного и гражданского воздушных флотов. „ерез авиационный спорт пришли в большую авиацию конструкторы —.¬.»льюшин, ќ. .јнтонов, выдающийс€ создатель ракет —.ѕ. оролев, видный советский аэродинамик ¬.—.ѕышнов и многие другие.

¬ременем рождени€ к ———– маломощной, или легкомоторной, авиации можно считать 1924-1925гг., когда интерес к воздушному спорту охватил широкий круг военных и авиационных работников.

ѕрогрессу авиации - увеличению скорости, дальности, высоты полета, грузоподъемности сопутствовало непрерывное нарастание мощности двигателей. ѕервые азропланы начала XX в. имели моторы в 25-30 л.с. Ќо уже к середине второго дес€тилети€, когда самолет нашел широкое применение в мировой войне 1914- 1918гг., мощности авиадвигателей возрастают гигантскими скачками. ≈сли в начале войны мощность моторов составл€ла 40-60 л.с., то к концу ее уже достигала 250-400 л.с. ѕрошло всего дес€ть лет, и осенью 1927г, английский гидросамолет "—упермарин S-5", установивший на международных авиационных сост€зани€х в »талии мировой рекорд скорости - 453,85 км/час, имел уже 1000-сильный мотор "–оллс-–ойс".

ѕоскольку мощности военных самолетов увеличивались дл€ достижений максимальной скорости, большего потолка полета и целого р€да других тактических качеств, стоимость производства и эксплуатации машины не имела решающего значени€. “ака€ же область авиации, как авиационный спорт, наоборот, нуждалась в экономичном легкомоторном самолете. ѕолучивший широкое развитие после первой мировой войны почти во всех странах ≈вропы авиационный спорт но мог базироватьс€ на существовавших к тому времени военных самолетах. ¬от почему уже в начале 20-х годов начинаетс€ процесс возвращени€ к самолетам маломощными двигател€ми. Ћетные данные таких самолетов стрем€тс€ при этом улучшить главным образом путем совершенствовани€ аэродинамики.

ƒл€ снабжени€ сети аэроклубов и гражданских авиашкол нужны были самолеты недорогие, простые по конструкции, дешевые в эксплуатации. —тали по€вл€тьс€ маленькие самолеты с моторами 18-30-50-100 л.с., которые отвечали этим требовани€м. Ѕлагодар€ своей дешевизне, небольшим размерам, наличию двойного управлени€, максимальной простоте ухода, малому весу при скорости до 150-200 км/час, такие самолеты получили широкое распространение во всем мире.

ѕрименение маломощных самолетов не ограничивалосъ рамками клубной и школьной работы. ќни использовались также в военной авиации в качестве самолетов св€зи и дл€ транспортировки летчиков.

¬ св€зи с тем что в 20-х годах отечественное двигателестроение делало лишь первые шаги, конструкторам маломощной авиации приходилось начинать с использовани€ устарелых, оставшихс€ после первой мировой воины моторов "јнзани" мощностью 35 л.с. или переделывать 12-сильные мотоциклетные моторы "’арлей". ѕерва€ советска€ авиетка конструкции военного летчика ¬. ќ ѕисаренко, инструктора одной из летных школ, была построена с мотором "јнзани" им лично на собственные средства. ’от€ авиетка строилась в очень т€желых услови€х, почт бел вс€ких расчетов, она неплохо летала.

“аким же двигателем "јнзани" оборудовал ј.Ќ.“уполев свой первый самолет јЌ“-1.

— мотоциклетным мотором "’арлей" построил ¬.ѕ.Ќевдачин авиетку "Ѕуревестник, совершившую под управлением летчика ј.».∆укова несколько полетов на ћосковском аэродроме.

Ѕолее уверенно советские конструкторы вз€лись за работу. когда ќсоавиахим выписал из-за границы несколько моторов "Ѕлекбери", "Ѕристоль-„еруб" и "÷иррус" мощностью соответственно 18, 30 и 60 л.с. Ќо работы все еще носили случайный характер.

ѕостройка легкомоторных самолетов производилась преимущественно в любительских кружках, членами осоавиахимовских €чеек при заводах и школах без соответствующею оборудовани€, инструментов. ѕриходилось пользоватьс€ бракованными авиаматериалами и детал€ми старых военных самолетов. ќтсутствие средств на выполнение мало-мальски разработанных: и продуманных до конца чертежей приводило к тому, что уже в процессе постройки возникала необходимость в существенных переделках самолета.

Ќевзира€ на все это, начина€ с 1925г. наша страна получала все новые конструкции. ¬след за упом€нутыми уже авиетками ѕисаренко, “уполева, и Ќевдачина наиболее удачной в летном и конструктивном отношении была одноместна€ авиетка –ј‘-1 с мотором "Ѕлекбери" конструкции слушател€ ¬оенно-воздушной академии ј.Ќ.–афаэл€нца, не уступавша€ известной в то врем€ английской авиетке "ƒе ’авилленд DH-53". Ќа ней было совершено несколько весьма удачных полетов.

¬ 1926г. несколькими кружками в разных городах одновременно велась постройка легкомоторных спортивных самолетов. ѕервым из них был выпущен легкий двухместный самолет биплан ј»–-1 с мотором "÷иррус". Ётот самолет, так же как и последующие самолеты марки ј»–, был построен при ¬оенно-воздушной академии по проекту ј.—.яковлева (тогда моториста летного отр€да академии). ѕосле того как вы€снилось, что самолет обладает хорошими летными качествами, он в июле 1927 г. был отправлен в перелет по маршруту ћосква - —евастополь - ћосква, который пилот ё.». ѕионтковский выполнил успешно, установив два мировых рекорда по классу спортивных самолетов.

ѕосле этого перелета легкомоторна€ авиаци€ привлекла к себе общественное внимание.

¬ том же 1927 г. была закончена постройка авиетки ¬.ѕ.Ќевдачина "Ѕуревестник —-4" с мотором "Ѕлекбери". "Ѕуревестник" сразу же показал прекрасные летные качества, и в одном из испытательных полетов летчик ј. ». ∆уков побил на нем мировой рекорд высоты, подн€вшись на 5 тыс.м.

”спехи ј»–а и "Ѕуревестника" положительно сказались на дальнейшем развитии маломощной авиации. ќсоавиахим стал отпускать дл€ этого необходимые средства. ¬озрастало конструктивное и производственное совершенство самолетов. Ќа Ѕерлинской авиационной выставке 1928 г. советские авиетки "Ѕуревестник" Ќевдачина и "“ри друга" —утугина, √орелова и —еменова получил положительную оценку.

¬ период с 1927 по 1930г. было построено еще несколько авиеток в ћоскве, Ћенинграде,  иеве, ’арькове конструкторами ».Ќ.¬иноградовым, ¬. .√рибовским, —.ѕ. оролевым, ј.—.ћоскалевым, ».ѕ.“олстых и другими. “огда же был спроектирован двухместный моноплан ј»–-3. —троилс€ он па средства, собранные пионерами, на заводо "јвиаработник" и был назван "ѕионерска€ правда". 6 сент€бр€ 1929 г. на моноплане "ѕионерска€ правда" был совершен перелет из ћинеральных ¬од в ћоскву без посадки. –ассто€ние 1750 км было пройдено со средней скоростью 170 км/час. Ётим полетом слушатели ¬оенно-воздушной академии летчики-спортсмены ј.‘илин и ј. овальков установили сразу два мировых рекорда - на дальность полета без посадки и на среднюю скорость на дистанции 1750 км.

»нженер ¬.Ѕ.Ўавров создал легкую амфибию Ў-1 с мотором "¬альтер". Ў-1 перелетела из Ћенинграда в ћоскву, взлетев воды и приземлившись на сухопутном аэродроме. Ёта превосходна€ машина впоследствии строилась в большой серии и нашла широкое применение в народном хоз€йстве в доработанм варианте Ў-2 с мотором ћ-11. ¬ ќренбурге испытывалась нова€ одноместна€ авиетка √-5 с мотором "Ѕлекбери" конструкции известного летчика-планериста ¬. .√рибовского. јвиетка обнаружила отличные качества.

»так, молодые советские конструкторы показали, что они способны создавать современные спортивные самолеты. Ќо развитие легкомоторной авиации по-прежнему сдерживалось отсутствием легких отечественных моторов. ”читыва€ это, ќсоавиахим приобрел за границей небольшое число моторов "¬альтер" в 60 и 80 л.с., с которыми было построено несколько новых конструкций. ¬ их числе - три самолета типа ј»–-4 с 60-сильным "¬альтером". Ёто была существенно улучшенна€ модификаци€ ј»–-3.

Ќа ј»–-4 в окт€бре 1930г. ќсоавиахим организовал круговой перелет дальностью 3650 км по маршруту ћосква -  иев - ќдесса - —евастополь - ћосква.

»тоги первых дальних перелетов нагл€дно показали достижени€ советской спортивной авиации. “ем не менее были предложени€ ввезти из-за границы несколько легких самолетов различных типов и скопировать их. ќднако это была ошибочна€ точка зрени€, поскольку р€д советских авиеток и легких самолетов по своим летным качествам и конструктивной разработке не уступал заграничным.

ѕути технического прогресса легкомоторной и спортивной авиации в ———– в основном были такими, как и в других странах. » нам пришлось, так же как и на «ападе, пройти все этапы последовательного увеличени€ мощности двигателей легких самолетов с 10 и до 60 л. с ƒовольно сильное вначале увлечение малыми мощност€ми скоро было преодолено.  онструкторска€ мысль вышла на правильную дорогу создани€ машин с мощностью двигателей 60, 80 и 100 л.с.

¬ конце 20-х - начале 30-х годов мы уже вплотную подошли к плановому массовому строительству легкомоторной авиации. Ўирокому ее развитию способствовали создание отличного отечественною 100-сильного авиамотора ћ-11 конструкции ј.ƒ.Ўвецова и постройка с этим мотором в 1927г., двухместного учебного биплана ”-2 конструкции Ќ. Ќ. ѕоликарпова. »спытывал ”-2 ћ.ћ.√ромов.

—амолет был создан к 10-й годовщине ќкт€брьской революции и оказалс€ хорошим подарком дл€ советской авиации, прослужив в ней свыше 30 лет. —амолет имел простую конструкцию: каркас из сосновых реек, расчаленный проволокой и обт€нутый полотном. ¬ерхние и нижние консоли крыльев - одинаковые по размерам и форме, что упрощало производство. Ќеобычным дл€ того времени было большое оперение - результат серьезного изучени€ конструктором проблем штопора.

Ћетные характеристики ”-2 оказались исключительно цепными дл€ учебного самолета. ќн прощал даже грубые ошибки в пилотировании. —амолет не входил в штопор, а при принудительном вводе сам выходил из него после отпускани€ ручки. —корость свободного снижени€ с выключенным мотором составл€ла 1-2 м/сек, т.е. гораздо меньше, чем у парашютиста. ѕри большом угле атаки и потере скорости машина опускала нос и вновь набирала скорость.

¬ общем ”-2 оказалс€ легким в управлении и безопасным самолетом с хорошей грузоподъемностью, простыми взлетом и посадкой и малой посадочной скоростью. ќн сохранил эти качества во всех своих вариантах и модификаци€х. »змен€лось его оборудование, модернизировалась конструкци€, но форма и размеры оставалась без существенных изменений. Ќе было серьезных изменений и в характеристиках - вес составл€л около тонны (кроне варианта с вооружением), максимальна€ скорость - около 150 км/час, посадочна€ скорость - 70 км/час, длина разбега и пробега около 100 м.

”-2 был создан дл€ первоначального обучени€ летчиков. Ќо вскоре он получил признание и как св€зной, сельскохоз€йственный, транспортный, санитарный, самолет дл€ аэрофотосъемки, патрулировани€ лесов и т.д. –азнообразные виды применени€ обеспечивались хорошей грузоподъемностью и универсальностью конструкции.

Ќапример, в годы войны особенно широкое применение получил легкий ночной бомбардировщик ”-2¬—, который имел пулемет и мог подн€ть до 300 кг бомб. —набженный шумоплам€глушителем, он почти бесшумно "подкрадывалс€" и позици€м противника и эффективно поражал живую силу, склады с горючим и боеприпасами, транспортные средства. ”-2 обеспечивал бесперебойную св€зь с партизанами и ближнюю разведку. ќн служил ночным артиллерийским корректировщиком (вариант ”-2Ќј ), пропагандистским самолетом с мощным громкоговорителем (вариант ”-2√Ќ - "√олос неба"), штабным и св€зным самолетом (п€тиместный ”-2Ў—,), ѕосле смерти Ќ.Ќ.ѕоликарпова, в 1944 г.. ”-2 был переименован в ѕо-2 и выпускалс€ под этим названием. ѕосле войны выпускались модернизированный сельскохоз€йственный самолет ѕо-2ј и трехместный лимузин ѕо-2Ћ. ¬сего было построено около 33 тыс. машин всех модификаций. ѕо длительности производства и универсальности применени€ ”-2 не имел себе равных в мировой авиации.

¬ самом начале 30-х годов небольшой коллектив молодых энтузиастов-общественников на заводе имени ћенжинского трудилс€ над проектами новых спортивных и легкомоторных, самолетов, средства на постройку которых отпускал ќсоавиахим. ¬ 1932г. здесь был построен трехместный лимузин конструкции ј.—.яковлева ј»–-6 с двигателем ћ-11. ѕосле испытаний машина была прин€та в серийное производство и нашла широкое применение в народном хоз€йстве.

¬ то врем€ ќсоавиахимом был объ€влен конкурс на легкий самолет-моноплан, в котором первое место почему-то отводилось самолету из электрона, а второе - самолету из нержавеющей стали, т.е. из самых дефицитных тогда материалов. —тране же нужен был самолет из недифицитного и дешевого материала - дерева, простой в управлении, надежный.

¬се начинани€ общественности в развитии легкомоторной авиации поддерживала газета "ѕравда". ¬ августе 1934г. газетой совместно с ќсоавпахимом был организован первый большой спортивный перелет звена легких самолетов ј»–-6 по маршруту ћосква - »ркутск - ћосква. ќн прошел успешно и был оценен "ѕравдой" как "начало массовой легкой авиации, развитие которой имеет в нашей стране самые широкие перспективы". ¬ передовой статье "—оветский воздушный флот" "ѕравда" писала:

"»нтерес к легкому самолоту носит всеобщий характер. ƒа иначе и быть не может, ибо потребность в нем ощущаетс€ положительно всеми. ¬ легком самолете нуждаютс€ наши краевые и областные организации дл€ быстрой и удобной св€зи с любым из пунктов кра€ и области. ¬ легком самолете нуждаютс€ наши хозорганы дл€ оперативного руководства предпри€ти€ми. Ќа легкий самолет с завистью смотрит наша аэроклубна€ молодежь, котора€ нуждаетс€ в машине дл€ тренировочных, агитационных и туристических полетов. Ћегкого самолета ждут не дождутс€ на местных лини€х нашего √ражданского воздушного флота... ћаломощный самолет дает возможность приобщить к авиации широчайшие слои населени€.  ультурное значение массового применени€ легкой авиации неизмеримо. √ромадна ее роль и в укреплении обороны страны. Ќасытить страну легкими самолетами - такова насущна€ необходимость...

ƒело теперь за промышленностью, котора€ должна наладить серийный выпуск легких самолетов...".

¬ 1935г. "ѕравда" и ќсоавиахим организовали всесоюзный перелет учебно-спортивных самолетов по круговому маршруту ћосква - √орький -  азань - —арапул - ѕермь - —вердловск - ќренбург -  уйбышев - —аратов-—талинград - Ћуганск - —талино - ƒнепропетровск -  иев - Ѕежица - ћосква. ѕомимо двух дес€тков серийных самолетов ”-2 и ј»–-6 в перелете принимали участие также учебно-спортивные самолеты новых конструкций, представл€€ аэроклубы, спортивную авиацию  расной јрмии, √ражданский воздушный флот, агитэскадрилью имени √орького и общество "ƒинамо".

ѕервое место по результатам перелета зан€л ё.ѕионтковский на самолете ј»–-10.

ћассовому развитию всех видов авиационного спорта в 30-х годах способствовала созданна€ в стране сеть аэроклубов. «десь готовились и отбирались будущие летчики, парашютисты, планеристы, техники ¬оенно-¬оздушного ‘лота.

ƒл€ объединени€ авиаспортивной работы в ћоскве при “ушинском аэродроме к марте 1935г. был основан ÷ентральный аэроклуб имени ј.Ѕ. осарева. јэроклуб стал зачинателем парашютных и планерных спортивных соревнований, перелетов на легкомоторных самолетах, инициатором установлещш авиационных рекордов. ¬округ ÷ентрального аэроклуба сплачивались конструкторские силы.

¬ свое врем€ аэроклуб зарегистрировал рекорды таких летчиков, как ћ.ћ.√ромов, ¬.ѕ.„калов, ¬. . оккинаки и многие другие. ¬ 1935г, ———– вошел в ћеждународную федерацию авиационного спорта (‘ј») и советские рекорды стали официально признаватьс€ как мировые.

¬опросам подготовки кадров дл€ авиации большое внимание удел€л ÷ентральный  омитет партии. 12 июл€ 1935г. дл€ руководителей партии был организован в “ушино показ достижений воздушных спортсменов ÷ентрального аэроклуба. Ётот день стал переломным в развитии советского воздушного спорта. ¬скоре после показа, на котором ј»–-10 среди других спортивных машин оказалс€ победителем, этот самолет под маркой ”“-2 (учебно-тренировочный двухместный) прошел государственные испытани€ и был прин€т на вооружение ¬оенно-¬оздушпых —ил в качестве самолета первоначального обучени€ дл€ летных школ € аэроклубов. ћоноплан ”“-2 с двойным управлением на прот€жении дес€ти лет начина€ с 1938г. был основным самолетом первоначального обучени€.

¬ 1936г. был выпущен одноместный спортивный тренировочный самолет ј»–-14, названный затем ”“-1 (учебно-тренировочный одноместный). Ётот моноплан с двигателем ћ-11 предназначалс€ дл€ отработки летного мастерства и тренировка летчиков аэроклубной авиации, а также и дл€ школ ¬¬—. —амолет успешно прошел испытани€ и был запущен в серию.

Ѕлагодар€ поддержке ÷  ¬ ѕ(б) и —оветского правительства к 1937г. были достигнуты большие сдвиги в развитии легкомоторной авиации в нашей стране.  расноречивым подтверждением этого €вилс€ показ новых легкомоторных спортивных самолетов, устроенный на “ушинском аэродроме 6 ма€ 1937г. ¬ смотре участвовали самолоты ”“-1, ”“-2, √-22, √-23 и др. Ѕольшой интерес вызвала машина √-23 с автомобильным мотором √орьковского автозавода.  онструктор-летчик ¬. .√рибовский сам продемонстрировал ее в полете.

¬скоре были организованы воздушные гонки по маршруту ћосква - —евастополь - ћосква прот€женностью 2815 км. √онки €вились серьезным экзаменом и проверкой состо€ни€ нашей легкомоторной авиации. Ћучшие результаты дл€ одноместных самолетов показали летчики »льин и ƒымов на самолетах ”“-1, дл€ двухместных самолетов - летчик —тефановский с штурманом Ќикитиным на самолоте ”“-2 и летчик ћалахов с техником ¬олокитиным на самолете √-20.

–езультаты перелета еще более укрепили репутацию легкомоторной авиации. ј крупносерийный выпуск самолетов ”-2, ”“-1 и ”“-2 обеспечил возможность сотн€м тыс€ч молодых людей через авиаспорт влитьс€ в наши ¬¬—. Ќаплыв в летные и технические авиашколы был огромный.

ƒальнейшее развитие учебно-спортивной авиации в стране шло по линии еще большего сближени€ учебного самолета с боевым. Ќа смену самолетам ”“-2 в 1946г. пришел двухместный учебно-спортивный як-18. Ёто самолет (вначале с двигателем ћ-11, а затем ј»-14) с убирающимс€ шасси, закрытой кабиной летчика, винтом измен€емого шага и довольно большим комплектом приборного оборудовани€, в том числе с приемно-передающей радиостанцией. ќдновременно с як-18 прошел испытани€ и был запущен в серийное производство учебно-тренировочный истребитель як-11 с мотором јЎ-62. —амолеты як-11 строились серийно также и „ехословакии.

Ѕыло выпущено большое количество самолотов типа як-18. ќни нашли применение не только в нашей стране, но и за рубежом - в √ƒ–, јвстрии, ѕольше и других странах. як-18ј послужил основой дл€ создани€ специальною спортивно-пилотажного самолета як-18ѕ. ¬ отличие от як-18ј он имел одноместную кабину и был специально приспособлен дл€ выполнени€ фигур "обратного" пилотажа, т.е. дл€ пилотажа в перевернутом положении. як-18ѕ был освоен в 1960г., когда по решению ћеждународной федерации авиационного спорта в „ехословакии состо€лс€ первый чемпионат мира по высшему пилотажу.Ётот самолет своей надежностью и мощностью двигател€ выгодно отличалс€ от аналогичного чехословацкого 2-226 "“ренер".

”читыва€ хорошие летные характеристики и большую потребность аэроклубов в спортивных самолетах, ƒќ—јј‘ заказал более 100 машин як-18ѕ. ”спешные выступлени€ советской команды: па втором и третьем чемпионатах мира в ¬енгрии и »спании {1962 и 1964гг.) закрепили за самолетом як-18ѕ славу пилотажной машины. ƒальнейшим развитием той машины €вилс€ самолет як-18ѕћ, созданный в 1965 г. „етвертый чемпионат мира по высшему пилотажу, проводившийс€ в августе 1966г. в ћоскве, стал триумфальным дл€ наших летчиков и дл€ повою самолета як-18ѕћ. —оветские летчики-спортсмены завоевали все золотые, серебр€ные и бронзовые медали как в мужском, так и в женском зачетах. »м же был вручен и переход€щий кубок имени ѕ.ѕ.Ќестерова за командную победу. √алина  орчуганова и ¬ладимир ћартемь€нов получили звание чемпионов мира, а як-18ѕћ был признан лучшим спортивным самолетом.

¬ последующие годы продолжалось совершенствование самолетов як-18. ¬ 1970г. на шестом чемпионате мира по высшему пилотажу в јЌ√Ћ»» советские спортсмены выступали на специальном облегченном варианте этой машины - як-18ѕ—. »нженер из  уйбышева »горь ≈горов и студентка ћосковского авиационного института —ветлана —авицка€ завоевали звание чемпионов мира. ¬ 1974г. аэроклубы начали получать еще более совершенный одноместный пилотажный самолет як-50. Ќа этом самолете советска€ команда в 1976 г. на восьмом чемпионате мира завоевала кубок имени ѕ.Ќ.Ќестерова и 23 медали из 30, а ¬иктор Ћецко и Ћюдмила Ћеонова стали чемпионами мира. —вой успех они повторили в 1977г., выступа€ на як-50 на чемпионате ≈вропы, проводившемс€ во ‘ранции.

¬ 1960г. были выпущены учебно-спортивные реактивные самолеты: двухместный як-30 и одноместный як-32 с двигател€ми –”-19 конструктора —.  . “уманского. Ќа этих машинах летчиками-спортсменами √. орчугановой, –.Ўихиной, ¬.—мирновым и ¬.ћухиным установлены мировые рекорды по соответствующей категории спортивных самолетов.

¬ послевоенные годы была продолжена также работа но легким самолетам типа ј»–-6. Ќовый четырехместный высокоплан этой схемы як-12 выпускалс€ несколько лет серийно в различных вариантах и модификаци€х.

— 1973г. началс€ серийный выпуск многоцелевых четырехместных самолетов як-18“. Ёти машины предназначены дл€ обучени€ летчиков в школах гражданской авиации (сидень€ курсанта и инструктора расположены р€дом, как на всех самолетах јэрофлота, что значительно облегчает и ускор€ет обучение), дл€ перевозки пассажиров, почты и небольших грузов.  омпоновка кабины як-18“ предусматривает использование самолета в санитарном варианте. ¬ 1974 г. был создан двухместный самолет первоначального обучени€ як-52, Ћегкомоторна€ авиаци€ зан€ла прочное место в жизни нашей страны.


»ЋЋё—“–ј÷»»   √Ћј¬≈ "Ћ≈√ ќћќ“ќ–Ќјя ј¬»ј÷»я"


 ”-1   ”-2   Ў-2   ј»–-6   ”“-2   ”“-1   як-11 
 як-18   як-18ј   як-12ј   як-30   як-18ѕћ   як-18“   як-50 



–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2002


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты