Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

–јЅќ“ј Ќјƒ —≈–»…Ќџћ —јћќЋ≈“ќћ ѕе-2
1941-1946 гг.

  ј.».ѕутилов вскоре отошел от руководства бригадой и мне пришлось вз€ть руководство бригадой на себ€. Ќовые об€занности, крупный серийный завод, уже спроектированный "чужой" самолет.
  ¬оенные событи€ развивались далеко не в нашу пользу. Ќаше позорное ведение войны, оборонительных военных действий вопреки нашей хваленной доктрине ведени€ любой войны исключительно на территории врага, привело к необходимости организации эвакуации оборонных предпри€тий из ћосквы. ј, может быть, к оборонительной войне мы и в принципе подготовлены не были?! ¬ окт€бре мес€це было прин€то решение эвакуировать завод є22 в г. азань. 16-го окт€бр€ было предписано всем вместе с семь€ми, только с личными вещами, утром прибыть в ‘или в клуб им. √орбунова с последующей погрузкой в эшелон дл€ эвакуации в г.  азань.
  ”тро 16 окт€бр€ было очень снежное, выпал глубокий снег. — большим трудом, с полуторагодовалой дочерью, добрались до клуба. ќказалось, что эшелона нет и не будет.  ак хотите, так и добирайтесь до  азани. ƒирекци€ завода и руководство ќ ќ уехало в  азань, оставив на произвол судьбы целый коллектив. — трудом вернулись по домам.
  ¬ечером зашел к ј.».ѕутилову на квартиру. “ам были уже некоторые товарищи. ќбсудили положение и решили: ј.».ѕутилов будет хлопотать эшелон, а мы должны были собрать людей и организованно выехать из ћосквы.
  19 окт€бр€ ј.».ѕутилову удалось раздобыть эшелон, а нам - собрать основной коллектив конструкторов. ¬ечером 19 окт€бр€ на Ѕелорусском вокзале мы погрузились в эшелон и тронулись в далекий и трудный путь на  азань. Ќекоторые конструктора, не дожида€сь эшелона, отправились пешком по старой ¬ладимирской дороге с малыми реб€тишками на руках.
  ƒо 21 окт€бр€ все ходили вокруг ћосквы по окружной дороге, не могли вписатьс€ в колонну уход€щих на восток эшелонов и только вечером 21 окт€бр€ пошли на  азань
  ¬  азани нас никто не ждал. «авод не был подготовлен к такой огромной массе прибывшего народа. ∆ить было негде. Ќа заводе не было воды и канализации. —то€ли сильные морозы. ∆или сначала на лыжной базе - простом дощатом сарае. ѕостепенно всех расселили по квартирам, уплотнив основных жильцов. ƒелать было нечего - война!
  –уководство серийным заводом принимает опытно-конструкторский отдел, как совершенно инородное тело. Ќикакого внимани€ и заботы.  онструкторы ќ ќ влачат совершенно жалкое существование. ƒл€ руководства завода, начальников цехов и отделов серийного завода организованы специальные столовые, в которых даже руководители конструкторских бригад не допускаютс€.
   оллектив ќпытно- онструкторского ќтдела питаетс€ в заводской столовой, меню которой состо€ло из одного блюда, носившего очень попул€рное названи€ "баланда". ѕриготавливалась лапша из ржаной муки без св€зующих средств, варилась и заправл€лась жаренным луком на каком-то минеральном масле. "Ѕаланда" представл€ла собой варево, очень похожее на приготовленный дл€ оклейки обоев клей. Ќо российский человек, а "особливо" конструктор, ко всему привыкший, хлебал "баланду"!
   огда дело касалось оказани€ помощи серийному заводу с обеспечением планового выпуска боевых самолетов, то конструкторы были на высоте.
  Ќа заводе было много работы. —амолеты были нужны фронту. Ќачались перебои с металлом. Ѕыло прин€то решение спроектировать дерев€нную хвостовую часть фюзел€жа. ƒерев€нный фюзел€ж был спроектирован. “ут пригодилс€ опыт постройки планеров. ќпытный фюзел€ж был построен и прошел все необходимые статические испытани€ в филиале ÷ј√» в  азани. Ќачалс€ серийный выпуск дерев€нных фюзел€жей. ѕерва€ машина ѕе-2 была облетана и оставалось только оформить формул€р военной приемки. Ќо тут дело застопорилось. ¬оенный представитель решил, что ему что-то не нравитс€ крепление стабилизатора к дерев€нному фюзел€жу. я указывал на полный цикл испытаний в ÷ј√», наши летные испытани€, но убедить представител€ заказчика не мог.
  “огда € сделал следующее предложение: € залезу в хвостовую часть фюзел€жа, буду находитьс€ там во врем€ испытательного полета и буду наблюдать за работой и состо€нием узлов и, если € ничего плохого не увижу, то военпред подпишет "ƒобро". ѕредложение глупое от начала и до конца, но что было делать. ¬оенпред согласилс€.
  » вот €, уговорив экипаж, залез в хвостовую часть фюзел€жа, расположилс€ там и дал команду, что € готов! ѕлиты бронезащиты стрелка-радиста были сн€ты. —амолет взлетел, проделал полный комплекс испытательного полета, боевые развороты, пикирование и т. д.  онечно, € ничего не видел, честно говор€, € был ни жив, ни мертв. ¬ глазах у мен€ было темно, страшно. Ќо дело требовало и € терпел. ѕо окончании полета € вылез чуть живой, но бодрым голосом доложил военпреду, что все в пор€дке, все стоит "мертво". ¬оенпред дал "ƒобро" и самолеты пошли на фронт.
  12 €нвар€ 1942 г. в воздушной катастрофе погиб √лавный конструктор ¬ладимир ћихайлович ѕетл€ков.
  ¬ладимир ћихайлович был срочно вызван в ћоскву и он должен был с ј.ћ.»заксоном срочно вылетать. ƒиректор завода ё.Ќ. арпов отказал ему в транспортном самолете Ћи-2 и ¬ладимир ћихайлович решил воспользоватьс€ улетающими на фронт самолетами ѕе-2. ќн разместилс€ в задней кабине стрелка-радиста, пр€мо на полу, на нижней стрелковой установке, а стрелок, практически, сел на него верхом. ¬ результате нижн€€ сфера самолета оказалась без защиты, так и полетели. Ќа другом самолете полетел ј.ћ.»заксон. »з-за бо€зни встречи с немецкими самолетами решили лететь на малой высоте.
  —амолет, на котором летел ¬ладимир ћихайлович, попал в снежный зар€д большой интенсивности. Ћетчик потер€л ориентировку по высоте полета и столкнулс€ с холмом в районе јрзамаса.
  ћного вс€ких кривотолков было по поводу причин катастрофы.
  Ѕыло предположение, что в полете возник пожар. Ќадо пр€мо сказать, что самолет ѕе-2 был насыщен большим количеством электрических дистанционных систем управлени€. “риммера –¬, –Ќ и элеронов, автомат вывода из пикировани€ (через триммер –¬), жалюзи радиаторов, управление переключением скоростей нагнетателей, выпуск и уборка шасси, изменение шага винта, управление посадочными щитками и воздушными тормозами, управление стабилизаторов - имели электродистанционное управление.
  Ёто был первый в —оюзе самолет, на котором так широко была внедрена электрика. » это было правильно. Ќо некоторое недоверие к новому, к электрике, всегда приводило к мысли, чуть что, так пожар. “ак было и здесь.
   роме пожара были и совсем "дикие" версии. ¬от, например, одна из них. ∆урнал "јвиаци€ и  осмонавтика" (є3, 1981 г., стр.33) писал:
  "...¬ 1942 г. при вылете на фронт дл€ встречи с летным и инженерно-техническим составом действующих армий погиб в авиационной катастрофе известный авиаконструктор ¬.ѕетл€ков. ѕричины катастрофы - отказ одного из двигателей ѕе-2.
  —амолет резко развернулс€, перевернулс€ и упал. ¬опросы балансировки самолета с несимметричной т€гой были рассмотрены ѕышновым в 1936 г. в статье "¬ли€ние работы мотора на равновесие поперечное и пути".
  ќднако гибель ѕетл€кова побудила его еще раз вернутьс€ к этой проблеме. –езультаты исследовани€ нашли отражение в работе "ѕоведение самолета при внезапной остановке бокового мотора".
  ¬се вышесказанное по поводу гибели ¬.ћ.ѕетл€кова €вл€етс€ сплошным вымыслом и ничего общего не имеет с реальной действительностью.
  Ќа любом управл€емом 2-х моторном самолете отказ одного двигател€ в полете не может привести к катастрофе. ¬озмущение, вызванное отказом двигател€, легко парируетс€ действи€ми пилота. ќтклонение органов управлени€, потребное дл€ парировани€ этого возмущени€, мало и практически не затрудн€ет пилота.
  Ќесколько слов из истории многомоторной авиации в –оссии. ¬ конце 1911 года »горь »ванович —икорский приступил к постройке на –усско-Ѕалтийском заводе большого аэроплана с 4-м€ моторами, предлага€ использовать такой самолет дл€ полетов в јрктике. ћодель этого самолета инженер —лесарев продувал в аэродинамической трубе ѕетербургского ѕолитехнического института.
  —пециалисты того времени держались такого мнени€, что большой аэроплан вообще вр€д ли будет способен летать. ¬ книге  .Ќ.‘инне "–усские воздушные богатыри ».».—икорского" (1930 г., гор. Ѕелград, стр. 7) привод€тс€ слова таких вот "специалистов": "..:в случае, если даже этот аэроплан и смог бы оторватьс€ от земли, то при остановке в полете одного из моторов, он неминуемо должен был бы перевернутьс€", «аключение как две капли воды похоже на заключение о причине гибели ¬.ћ.ѕетл€кова.
  ќднако, аэроплан "–усский вит€зь", так был назван этот замечательный русский самолет, 13 ма€ 1913г. совершил свой первый и очень удачный полет. ќн легко оторвалс€ от земли и, описав несколько больших кругов, плавно опустилс€ у своего ангара, при бурном ликовании собравшихс€ зрителей.
  3 августа 1913г. "–усский вит€зь" установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 ч. 54 мин, с семью пассажирами на борту. Ёто был 1-ый в мире удачно летающий многомоторный самолет.
  ѕервым и единственным русским серийным самолетом, прин€тым на вооружение в –усской јрмии, был 4-х моторный самолет "»ль€ ћуромец", €вл€вшийс€ развитием самолета "–усский вит€зь".
  Ћюбопытно еще одно заключение виднейшего руководител€ военной авиации ј.ћ. ованько, рассматривающего предложение  отельникова по созданию парашюта дл€ спасени€ пилотов при авари€х самолетов в воздухе.
  ј.ћ. ованько за€вил: "...что после того, как летчик выброситс€ из самолета и откроет парашют, ему он будет уже не нужен, т. к. при рывке у него оторвутс€ ноги?!" (ѕ.ƒ.ƒузь "»стори€ воздухоплавани€ и авиации в –оссии", 1981 г., ћосква, ћашиностроение).
  ¬место погибшего ¬.ћ.ѕетл€кова на короткое врем€ был назначен ј.ћ.»эаксон, а затем ј.».ѕутилов возглавил ќ ќ завода є 22 в г. азани. ¬скоре сменилось и руководство заводом є 22, директором завода был назначен ¬асилий јндреевич ќкулов.
  ¬ыполн€€ личное указание ».¬.—талина, ј.».ѕутилов свою де€тельность сосредоточил на постройке модификации высотного самолета-истребител€ ѕе-2 с герметической кабиной. ƒело ограничилось постройкой опытного самолета.
  Ќа 22-ом заводе был такой пор€док: если случалось, что за боевыми самолетами прибывала больша€ группа летного состава, то, как правило, в сборочном цехе завода собиралс€ митинг. ¬ыступали рабочие и представители командовани€ ¬¬—, р€довые летчики. ƒело сводилось, практически, к выражению взаимной благодарности: рабочие благодарили военных - за действи€ на фронте, а военные благодарили рабочих - за ту технику, котора€ поступала на фронт.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты