Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

”—“јЌќ¬ ј "‘“" ("‘–ќЌ“ “–≈Ѕ”≈“")
(февраль - апрель 1942 г.)

  Ќо однажды дело повернулось немного иначе. Ѕыл митинг в сборочном цехе. я сто€л около трибуны, и вот молодой летчик, сход€ с трибуны, наход€сь в сильно возбужденном состо€нии, довольно громко про себ€ говорил: "—кольо можноЕ, солько можноЕ, все спасибо, мы отлично бьем врага, техника отлична€, а на самом деле враг нас расстреливает как цыпл€т, мы докатились до —талинграда?  огда же кончитс€ эта говорильн€Е".
  я сто€л близко, подошел к нему и спокойно спросил: "ј в чем дело? „то нужно делать или сделать конкретно дл€ самолета ѕе-2?" ќн внимательно посмотрел на мен€, мы отошли в сторону и он мне говорит:
  - ѕонимаете, в чем дело. Ќа "ѕешке" никуда не годитс€ верхн€€ стрелкова€ оборонительна€ установка с пулеметом "Ў ј—". "ћессер" подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из "Ў ј—а". ¬идели как он улыбаетс€Е —волочи! ќтваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы теб€ расстреливаетЕ Ќужен миниму пулемет Ѕерезина 12,7 калибра". Ќа этом разговор закончилс€.
  я в этот день осталс€ на заводе, собрал реб€т ѕ.„угунова, ј.јрхипова и говорю им: "–еб€та, мы должны установить у верхнего стрелка "ѕешки" пулемет Ѕерезина".
  ƒо этого момента, кроме јндре€ јрхипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занималс€. –еб€та согласились.
10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под "Ў ј—". ”становка была сделана. ќбщий вид установки "‘“" был мной подписан 28 феврал€ 1942 г. Ќадо было ее отстрел€ть в тире. ¬з€ли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. “ир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.
  ћы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питани€, без сна, давали о себе знать. ¬ тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили "‘“" (фронт требует). я зар€дил пулемет, не представл€€, что это будет за стрельба. Ќикогда € не стрел€л из крупнокалиберного пулемета. –асставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. ƒальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. я пон€л, что пулемет мне не удержать. я стал падать на спину, судорожно хвата€сь за пулемет и, есстественно, сжима€ курок спуска пулемета. ѕада€ на спину со стрел€ющим пулеметом, € видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу.  омплект был боевой: трассирующа€ дл€ контрол€, бронебойна€ и зажигательна€. ћгновенно € пон€л: еще немного и € расстрел€ю сборочный цех. —обрав всю свою волю в падении, € отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулс€ на мен€.  ак бы то ни было, а установка "‘“" жила, действовала и это было главное, а что € оказалс€ слабаком и не удержал стрел€ющий пулемет, это сущие пуст€ки.
  ”становку закрепили, отстрел€ли нужное количество боекомплектов и сдали в серию.
  ƒирекци€ завода (¬.ј.ќкулов и ћ.Ќ. орнеев) с должным пониманием отнеслись к нашему произведению. ”становка без вс€ких бюрократических проволочек прошла все необходимые технологические процессы и была запущена в серию. — этого дн€ самолеты ѕе-2 выходили с завода с установкой "‘“". ƒело было сделано.
  «апуск в серийное производство стрелковой установки "‘“" был произведен на заводе без соблюдени€ необходимых дл€ этого формальностей. — 83-ей серии ѕе-2 по 110 серию.
  ƒействительно, установка "‘“" не проходила государственных испытаний, да и заводские были очень кратки.
  Ќормально запуск в серийное производство может быть осуществлен только по решению и прин€тии на вооружение после прохождени€ государственных и войсковых испытаний.
  Ќадо отдать должное руководству завода, директору ¬асилию јндреевичу ќкулову и главному инженеру ћихаилу Ќикифоровичу  орнееву, вз€вшим на себ€ огромную ответственность, поверившим нам, конструкторам, в безусловной надежности стрелковой установки "‘“", ее прочности, необходимой жесткости, надежности ее креплени€ и надежности замка патронного магазина и системы перезар€дки и подачи боевого комплекта.
  —овершенно срочно было изготовлено несколько комплектов установки "‘“", на которых были проведены длительные испытани€ на заводе.
   роме того, парти€ установок была направлена на фронт. ѕереоборудование и испытани€ непосредственно на фронте подтвердили большую живучесть и совершенную необходимость переоборудовани€ самолетов ѕе-2 (ѕе-3) в фронтовых услови€х. ¬се оказалось правильно и хорошо продумано.
  ѕришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарност€ми в адрес завода и категорическими требовани€ми о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. ѕервые боевые испытани€ были 5 ма€ 1942 г. под  ерчью. «аводские установки "‘“" испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Ќиколаева. »х по€вление было полной неожиданностью дл€ немцев.  огда наши самолеты после выполнени€ боевого задани€ возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. ”веренные в своей безнаказанности, они как и прежде, заход€ с хвоста, пытались приблизитьс€ метров на 300, чтобы бить наверн€ка.
  Ќесколько установок "‘“" открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребител€, объ€тые пламенем, рухнули на землю.
  Ќе пон€в, что случилось, другие "мессеры" шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты.
  Ёто была победа нового оружи€.
  ѕрослышав о нем, летчики других частей прилетали на завод и забирали "‘“" пр€мо из цехов.
  ј в это врем€ ћосква, точнее 10 √” Ќ јѕ в лице начальника управлени€ Ѕориса Ќиколаевича “арасевича, бомбило завод телеграммами на им€ ќкулова о немедленном прекращении "самоде€тельности" и сн€ти€ с серийного производства установки "‘“".
  —ложилась сложна€ ситуаци€: с одной стороны фронт, его категорические требовани€, полный отказ экипажей ¬¬— принимать самолеты ѕе-2 с установкой "Ў ј—". ƒело доходило до серьезных конфликтов, пр€мых угроз с выхватыванием пистолетов и т.д., а с другой стороны, руководство 10 √” категорически требовало прекращени€ "самоде€тельности" и отдачи виновников под суд военного трибунала.
  √лавный конструктор ј.».ѕутилов ушел в сторону. я оказалс€ между двух огней, но совесть мо€ была чиста, € твердо верил в правоту начатого дела. ѕравда, мен€ поддерживал парторг ќ ќ я.я.“рандафилов, кстати, конструктор бригады вооружени€.
  ќбраща€сь к ¬.ј.ќкулову с вопросоам "что делать?", € € слышал спокойный ответ ¬асили€ јндреевича:
  - ѕошли все руководство подальше, работай спокойно!
  Ќо однажды он мен€ вызвал и говорит:
  - ¬от командировка от заводского отдела эксплуатации, талоны ”ƒѕ (усиленное дополнительное питание), дающие право на питание в столовой без карточек, и деньги, забирай комплект установки и поезжай в ћоскву к “арасевичу и убеди этого старого "хрена" в том, что мы с тобой делаем очень нужное дл€ фронта дело.
  ¬се хорошо, но € не работник завода, € работник ќ ќ, другой организации. √лавный конструктор ќ ќ ј.».ѕутилов был против моей поездки, но несмотр€ на то, что мне в случае провала моей миссии грозили крупные непр€тности, отдача под суд, ведь была война и действовали законы военного времени, € выполнил поручение ¬.ј.ќкулова и своей совести.
  «авернув в рогожу лафет установки "‘“" с одним магазином и провожаемый напутстви€ми ¬.ј.ќкулова, € выехал в ћоскву. — вокзала поехал пр€мо на ”ланский переулок. ѕолучил пропуск и притащил установку "‘“" в приемную кабинета “арасевича. ѕопросил секретар€ доложить, что вот, мол, приехал из  азани конструктор по вопросу перевооружени€ на фронте самолетов ѕе-2. “ри дн€ плотно сидел в приемной. Ѕ.Ќ.“арасевич упорно мен€ не принимал. ѕиталс€ кое-как, да и жилье мое было зан€то. Ќаша бывша€ сотрудница “он€  отенко, оставшись в ћоскве, зан€ла мое жилье.
  ѕосле 3-х дневного безуспешного околачивани€ порога кабинета Ѕ.Ќ.“арасевича, наход€сь в полном отча€нии, голодный и злой, встретил в коридоре одну сотрудницу Ќ јѕа, к сожалению, пам€ть не сохранила ее фамилии, она расспросила мен€ о моих делах и обещала помочь. ¬идимо, у нее были св€зи. „ерез некоторое врем€ она подошла ко мне и спросила, знаю ли € ‘едотикова. я сказал, что знаю, он работал у нас в отделе оборудовани€ и перед самой войной был переведен в аппарат ÷ . ћне дали телефон ‘едотикова и предложили позвонить ему. я позвонил, постаралс€ спокойно объ€снить дело, по которому € приехал.
  ‘едотиков спросил мен€, а кто в курсе дела в Ќ јѕе и управлении ¬¬— по этому вопросу. я сказал, что этот вопрос известный, есть больша€ переписка с фронтами и отделом заказов ¬¬—.
  ¬ыслушав мен€, ‘едотиков попросил позвонить на следующий день ему в 11-00. я ведь беспартийный и пройти в ÷  мне трудно. Ќа другой день в назначенное врем€ € подошел к приемной ÷  и позвонил ‘едотикову.
    моей великой радости, ‘едотиков сказал, что мой вопрос решен. „то все хорошо, прин€то решение о запуске установки "‘“" в  азани и на —авелоском заводе. ћне нужно поехать на ѕироговку в управление ¬¬— и "добить" некоторые вопросы. я поблагодарил ‘едотикова и побежал на ѕироговку.
  ѕропуск был заказан, мен€ ждали.
  я прошел к генералу (генерал-полковник »ј— –юмин). ћен€ встретили и тут же позвонили по телефону. ѕравда, телефонный разговор был дл€ мен€ очень трудный и обидный, но что было делать?!
  —н€вши трубку и поздоровавшись, генерал продолжал разговаривать с кем-то в своем кабинете. ќн осведомилс€, как удалось собеседнику отоварить свой паек, какую он получил колбасу, м€со, чай, масло и прочие прелести, а ведь €-то был голодный, "как волк". я сто€л и слушал, зл€сь и глота€ слюни. ѕолучив полную информацию, генерал сказал как бы между прочим:
  - ¬от у мен€ тут конструктор, так ты его прими и сделай все, что надо.
  Ќа этом разговор и был закончен.
  я пошел к другому генералу.
  ƒругой генерал оказалс€ очень пор€дочным человеком, € его немного знал, это был яков Ћьвович Ѕибиков. ¬ыслушав мен€ внимательно и подробно все записав и поздравив мен€ с крупным успехом, напоив сладким крепким чаем, сказал: "ЕЌу вот и хорошо, мне все стало €сно, все будет сделано. ¬ам большое спасибо за оказанную помощь фронтуЕ".
  «абыв про все непри€тности, оформив командировку, € вернулс€ с победой в  азань.
  „ерез некоторое врем€ ѕ.ј.„угунов, уже от ќ ќ, был командирован в ћосву и —авелово дл€ оказани€ помощи заводу в деле внедрени€ установки "‘“". Ќа машиностроительном заводе в г. —авелово было выпущено 1010 установок "‘“".
  —емь€ „угунова проживала в ћоскве и эта длительна€ командировка его очень устраивала.
  “ак фронт получил нужное перевооружение самолета ѕе-2.
  «а создание и внедрение установки "‘“" € был награжден орденом " расна€ «везда". ѕ.ј.„угунов - медалью "«а трудовую доблесть".
  ѕам€ть о делах по созданию установки "‘“" сохранилась в экспозици€х: - в музее “рудовой —лавы на заводе є22, - в музее —оветской јрмии в ћоскве.
  ќтдел эксплуатации и ремонта завода им. —.ѕ.√орбунова (Ќ јѕ ———–) в июле 1942г. выпустил "»нформационный бюллетень" єє11-12 (11/»  и 12/» ) "«амена верхней стрелковой установки под пулемет "Ў ј—" в кабине штурмана на установку "‘“" под пулемет Ѕерезина" (ремонтным способом).
  ¬ бюллетене сказано:
  "ƒл€ дальнейшего повышени€ боевых качеств самолета ѕе-2 завод приступил к выпуску новых стрелковых установок "‘“". "‘“" - фронтовое требование - таково заводское название верхней установки под пулемет Ѕерезина - ”Ѕ“, сконструированной тт. —ел€ковым и „угуновым, конструкторами ќпытно- онструкторского отдела завода.
  ¬замен верхней стрелковой точки под пулемет "Ў ј—" на самолетах, наход€щихс€ в част€х, монтируетс€ установка "‘“" под пулемет Ѕерезина - ”Ѕ“Е" и т.д.
  Ѕюллетень подписан:
√лавный инженер завода ћ. орнеев
¬рио зам.нач. ќЁ– ѕ.ћороз
  —огласовано:
√лавный конструктор завода ј.ѕутилов
Ќач.воен.пред-ва √” ¬¬—  ј инженер-подполковник ј.–оманов
  ѕриказом Ќаркома ќбороны ———– є206 от 6 ма€ 1943 года эта наша работа была высоко оценена.
  ≈динственным человеком, который был против этой моей работы, был √лавный конструктор ј.».ѕутилов. ƒело в том, что он считал, что € занимаюсь не своим делом. Ќо ведь действительно: €, начальник бригады фюзел€жа ќ ќ-22, а ѕ.ј.„угунов - конструктор этой бригады. ћы оба никогда не занимались стрелковым вооружением. Ќо пройти мимо недостатков мы не могли.
  ¬  азани было голодно. ¬се, что можно было промен€ть на рынке на продукты питани€, мо€ жена мен€ла.
  ѕорою выручали табачные издели€ и водка. я не пил и не курил. ј на заводе и то и другое исправно выдавали. Ўел товарообмен. “ак и жили. Ќо иногда, бывали очень обидные ситуации: однажды жена пришла с рынка очень довольна€ совершенной сделкой. ќна на бутылку водки вымен€ла большую банку американской тушенки и попросила мен€ ее открыть. я вз€л свой перочинный нож (лезвие отличной стали) и вскрыл банку. ¬ банке, вместо тушеного м€са, лежал кусок кирпича завернутого в тр€пку. Ѕыло и такое. ќсенью ходили по колхозным пол€м и перекапывали их, доставали картошку. Ќадо пр€мо сказать, что колхозы убирали картошку плохо. ћного ее оставалось в земле. Ќо и народу-то в колхозах было мало.
  — наступлением зимы 1942-1943 гг. все осложнилось. я и мой товарищ —ева Ћихачев решили пойти в татарские деревни, расположенные в 30 км от  азани и достать там картошки. ∆ены наши снабдили нас предметами женского туалета (мужское цены не имело), котрые мы должны были обмен€ть на картошку. "Ёх, картошка, объедение, пионеров идеал. “от не знает наслаждени€, кто картошки не едал". Ѕыла така€ песн€.
  »з досок мы сколотили простейшие санки, вз€ли с собой веревки, пару мешков, тр€пки. Ќам выдали по куску черного хлеба, который мы сунули "«а пазуху" и мы отправились в "плаванье". » было это 21 €нвар€ (день смерти ¬.».Ћенина), был 25-градусный мороз и €сна€ погода.
  30 км мы прошли легко. ћолоды были. ¬ошли в деревню. Ќет ничего позорнее просить хлеб - продукты питани€. —тучим в окно, предлагаем тр€пки в обмен на картошку. (ƒеньги никто не брал). “еб€ гон€т в шею. Ќаконец, попадаем к "сердобольной" хоз€йке и тебе достаетс€ мешок, целый мешок картошки. Ќам удалось добыть два мешка.  ак могли укрыли их от мороза и ув€зали на санки. ѕоели хлеба и отправились в обратный путь. Ќадо сказать, что пройти пешком 30 км по холмистой дороге с грузом, дело совсем не простое. Ќа нашу беду дерев€нные, из досок, полозь€ санок размочалились и прекратили скольжение. (Ёто расплата за разгильд€йство и самонаде€нность). Ќадо было оковать железными полосками и все было бы в пор€дке. ƒелать было несего и мы буквально тащили сани. Ќаступила ночь. ’ороша€, лунна€ и морозна€ ночь. ѕрошли м 24 и мой напарник за€вил: "¬се, сил больше нет и дальше идти не могу". „то было делать? Ќикакие уговоры не действовали. ƒействительно у него отказал мотор (сердце). ѕришлось тащить и сани и его.
  ”стал чертовски, стал весь мокрый. ќдни в поле, кругом только снег и мороз. –ешил присесть и отдохнуть. —тало удивительно хорошо, стал засыпать. ¬от так и погибают люди, они просто замерзают. ѕроизошло совершенно непон€тное €вление.  акой-то внутренний голос закричал: "„то ты делаешь, ты ведь погибнешь! Ќемедленно проснись и в дорогу. “олько вперед!". я мгновенно проснулс€, разбудил —еву. ”мылс€ снегом. ƒал в руки —евы кусок веревки, которым был св€зан груз и заставил его, держась за этот кусок веревки, идти за сан€ми, а € потащил груз. я сумел дотащить и груз и товарища. Ќо совершенно выбилс€ из сил. —ил у мен€ хватило только на то, чтобы зайти в дом и свалитьс€, не раздева€сь, на пол и мгновенно уснуть. √овор€т, что € проспал сутки. ћожет и так.
   артошку мы привезли, но нет ничего позорнее этого товарообмена.
  Ѕыл такой случай.
  «имой 1943 г., воскресный день. Ќе помню, почему € был на аэродроме, но уже начало темнеть. ¬друг вижу заходит на посадку Ћи-2. ѕодруливает на сто€нку, а концы винтов у него загнуты в бараний рог. —амолет остановилс€, выключили двигатели. ¬ышел долгов€зый командир корабл€ в форме морского летчика. ѕодошел ко мне, смотрю и глазам своим не верю. ƒа, это —ережа —мирнов, мой школьный товарищ. ¬от была встреча! —прашиваю, что случилось! ƒа, говорит, пришлось спешно взлетать с неподготовленного аэродрома. ¬от и погнул винты. ѕросит оказать помощь. ¬ремени на разговоры, практически, нет. ѕобежал в цех за медником. Ќикого нет. Ќашел ки€нку. —ам поправил лопасти винтов. ѕроверил сделанное как положено. ѕопрощались с —ергеем. ќн поблагодарил. —ели и улетели. Ѕольше € его не видел. „то с ним случилось на дорогах войны? Ќе знаю.
  Ѕыло и такое.
  ¬ыйд€ из проходной завода в морозную ночь зимы 1942 г., € не мог перейти улицу, проходила колонна арестантов, сопровождаема€ красноармейцами. ќхрана шла с примкнутыми штыками и вела на поводках сторожевых собак. јрестанты - молодые женщины, очень плохо одетые. Ќачала и конца этой колонны не было видно, они скрывались во мгле морозной ночи. «а какие грехи эти молодые женщины попали в свое теперешнее положение? я сто€л и думал, мне было холодно и голодно, а им? ј, впрочем, о чем было думать? ¬ те далекие времена, никто из нас и представлени€ не имел о разработанном, лично —талиным, генеральном плане уничтожени€ цвета российской нации, плана уничтожении интеллигенции, передового рабочего класса и передового кресть€нства.
  —озданна€ под его, —талиным, руководством огромна€ сеть концентрационных лагерей (√”Ћј√) пополн€лась по выдаваемой им ежегодной разнар€дке пополнени€ этих лагерей. ¬ один год подвергались аресту до 2000000 человек.
   роме того, на всей территории ———– были организованы так называемые "тройки", которые без суда и следстви€ вершили суд над ни в чем неповинными людьми. ѕриговор - расстрел.
  ¬ стране царил полный произвол. “ак, что удивл€тьс€-то было нечему!






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты