Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—јћќЋ≈“ ѕ≈-2 — ћќ“ќ–ќћ јЎ-82

   азанский завод, практически, работал достаточно ритмично, но были и большие сбои.
  ѕо€вились трудности с поставками моторов ¬.я.  лимова ћ-105. ¬ цел€х обеспечени€ нужд фронта вышло решение об отработке моторов јЎ-82 на самолете ѕе-2. Ѕыл сделан проект и все необходимое ув€зоч-но-компоновочные работы. Ѕыло показано, что летно-технические характеристики серийного самолета ѕе-2 при установке звездообразных моторов јЎ-82 будут несколько лучше, чем с моторами ћ-105 ѕ‘.
  ƒл€ проверки расчетов и дл€ подготовки к возможному вынужденному переходу на мотор јЎ-82 были выполнены рабочие чертежи и разработана необходима€ техдокументаци€. ¬едущим конструктором самолете ѕе-2 с моторами јЎ-82 был назначен Ћ.Ћ.—ел€ков.
  ѕерва€ опытна€ парти€ самолетов была построена зимой 1942 г. и начались летные и эксплуатационные испытани€.
  ¬ процессе летных испытаний столкнулись с двум€ дефектами новой моторной установки:
  - выброс масла из суфлера, привод€щий к масл€ному голоданию мотора и, как следствие, заклинивание мотора,
  - скопление масла в нижних цилиндрах мотора, которое приводило к скоплению масла в головке цилиндров, к жесткому удару поршн€ о скопившеес€ масло и, как следствие, разрушение мотора - обрыв головки цилиндров.
  ƒефекты серьезные, пришлось много повозитьс€ с ними, пока их устранили. ƒл€ мен€ это была больша€ школа. Ќадо сказать, что в эту зиму в  азани морозы доходили до минус 60 градусов. ј так как некоторые жизненно-важные агрегаты управлени€ винтом были "спр€таны" в конструкции носовой части моторных капотов, подход к ним был возможен только голой рукой, да и не очень больших размеров. “ак уж их разместил  урт ¬ладимирович ћинкнер, в ту пору начальник моторного отдела.
   то никогда не работал на минус 60-ти градусном морозе на металле голыми руками, тот, конечно, и пон€ть муки моториста не может. ј мне приходилось работать самому, приходилось "защищать" честь конструктора.
  —амолет ѕе-2 с двигател€ми јЎ-82 вышел удачным. Ћетные характеристики его были лучше, чем с мотором ћ 105ѕ‘.
  Ѕыло построено около двух дес€тков этих самолетов и они успешно воевали. Ќо моторы јЎ-82 были нужны дл€ самолетов Ћа-5 и “у-2, а с наладкой моторов ћ-105 вышло решение обратно вернутьс€ на мотор  лимова.
  ѕод  азанью есть местечко под названием јрское поле. “ам был аэродром, на котором проводились работы с серийными самолетами ѕе-2.
  ћне нужно было срочно вернутьс€ на завод. —то€л санитарный ѕо-2. Ётот самолет-труженик имел на нижнем крыле две сигарообразные гондолы, в которые погружались уложенные на носилки раненые. ћне предложили полететь в одной из гондол. я согласилс€. » вот, € лег на носилки, мен€ прив€зали к носилкам и через открытый носовой кок вдвинули в гондолу. «акрепили носилки и закрыли кок. я оказалс€ в "темнице". ѕеред глазами на потолке гондолы маленькое окошко, через которое виден кусочек неба. «апустили двигатель. ¬се сооружение начало ходить ходуном, как в лихорадке. я лежу ни жив, ни мертв. ѕолетели. —амолет вверх, мо€ голова внизу. —амолет вниз - голова вверху. ћотает направо, налево. ¬се тр€сетс€. “ы ничего сделать не можешь, ты прив€зан ремн€ми к носилкам. Ќаконец долетели. —ам выйти не можешь. ћен€ выгрузили. ¬сем смешно, а мне не очень. я так подумал, ну хорошо, что € здоров и нервы у мен€ в пор€дке, а вот больной человек, да еще сердечник. “акой полет не выдержит. Ѕедные, бедные наши больные товарищи! Ќет, санитарные самолеты мы делать не умеем. Ќе любим мы свой народ!
  ј.».ѕутилов, в силу своего неуживчивого характера испортил отношени€ с руководством крупного серийного завода, серийные самолеты были заброшены и начали тер€ть свои летно-технические характеристики, в результате чего ј.».ѕутилов был освобожден от работы и вместо него √лавным конструктором ќ Ѕ-22 29 июн€ 1943 года был назначен ¬.ћ.ћ€сищев.
  ƒл€ коллектива наступила нова€ эра.
  ћне очень здорово повезло в жизни, что пришлось многие годы работать под непосредственным руководством ¬ладимира ћихайловича ћ€сищева.
  » не просто совместно работать, а быть его "правой" рукой, непосредственным исполнителем его передовых идей, иногда казавшихс€ фантастическими, воплощать их сначала в проекты, а затем всем дружным коллективом в "живой" летающий объект. ѕод его руководством впервые в ≈вропе, да и в мире был создан дальний высотный бомбардировщик ƒ¬Ѕ-102, оборудованный двум€ герметическими кабинами экипажа, трехколесным шасси, дистанционно управл€емыми пушечными стрелковыми установками и заливкой топлива непосредственно в кессонную часть крыла.
  ѕодобных аналогов в ≈вропе, да и в мире еще нет.
  ƒл€ создани€ этих принципиально новых боевых самолетов необходимо было разработать и внедрить новые технологии: - герметические кабины экипажа вентил€ционного типа, системы жизнеобеспечени€ кабины экипажа на всех высотах полета - систему кондиционировани€;
  - трехколесное шасси на т€желом самолете, обеспечивающее нормальную эксплуатацию его на режимах рулени€, взлета и посадки.
  Ќесиловое руление при помощи использовани€ ассиметричного торможени€ и асимметричной т€ги двигателей, не руление с ревом моторов и визгом тормозов, а автомобильное руление с минимальными затратами энергии (экономически и экологически более целесообразно) путем принудительного (управл€емого) поворота передних колес на нужный угол разворота; - дистанционно управл€емое стрелково-пушечное вооружение.
  —овершенно новые вопросы дистанционного ведени€ прицельного огн€:
  - заливка топлива непосредственно в герметичные кессонные отсеки - баки.
  ¬се эти новые передовые технологии были разработаны и осуществлены, впервые в мире, на созданном под руководством ¬ладимира ћихайловича ћ€сищева самолета ƒ¬Ѕ-102 с двум€ моторами конструкции ¬.я. лимова ¬ -120“ , совершившего свой первый полет, несмотр€ на трудности военного времени, на полгода раньше американского самолета, создаваемого фирмой Ѕоинг - ¬-29.
  ѕервый полет самолет ƒ¬Ѕ-102 совершает 17 феврал€ 1942 г. —амолет ¬-29 - 21 сент€бр€ 1942 г.
  –одина и особенно коллективы авиастроителей должны были высоко оценить этот творческий труд ¬ладимира ћихайловича ћ€сищева и руководимого им коллектива. Ќужно было склонить головы в знак уважени€ и признательности, но –одина и коллективы авиастроителей повели себ€ так, как повел себ€ ѕтичий ƒвор в сказке дл€ взрослых великого датчанина √анса ’ристиана јндерсена "√адкий утенок", при по€влении на птичьем дворе маленького лебед€.
  „то же касаетс€ мен€, то € благодарен судьбе, подарившей мне возможность совместно работать с ¬ладимиром ћихайловичем ћ€сищевым, замечательным человеком, действительно передовым авиационным конструктором, организатором и одним из творцов отечественной авиационной промышленности.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты