Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ћќƒ»‘» ј÷»я —јћќЋ≈“ј ѕ≈-2» "ћќ— »“ќ"

  Ќа военных западных фронтах летом 1942 г. по€вилс€ новый английский самолет ƒЌ-98 "ћоскито" (первый полет опытного самолета "ћоскито" - 25 но€бр€ 1940 г.). Ётот самолет, облада€ большим преимуществом по скорости на малых высотах и не име€ никакого оборонительного вооружени€, практически безнаказанно (потерн - 11 самолетов на 1000 самолетов вылетов), большими группами совершал бомбардировочные полеты на тылы √ермании. Ёто было новое грозное оружие. ¬.ћ.ћ€сищев предложил мне проработать возможную модификацию серийного самолета ѕе-2, сделать из него советский "ћоскито". Ќедолго раздумыва€, € вз€лс€ за работу.
  ¬ результате был сделан проект советского "ћоскито". Ётот самолет должен был иметь на 100 - 120 км/час большую скорость, чем серийный ѕе-2.
   роме получени€ высоких летных данных, перед нами сто€ла задача выполнить на самолете нормальный грузовой отсек, которого на серийном самолете ѕе-2 не было.
  –азмеры грузового отсека должны были позвол€ть разместить на нем одну авиационную бомбу калибра ‘јЅ-1000. Ёто была сложна€ задача. —амолет ѕе-2 по схеме низкоплан и разместить отсек под 1000 кг бомбу, не трога€ центроплана, нельз€.
  ƒл€ решени€ задачи вырезали часть нижних стальных по€сов лонжеронов центроплана и заменили их арочными коваными вкладышами. ¬ысота лонжерона крыла по оси самолета была уменьшена ровно на половину. «атем нарастили фюзел€ж, изменив круглое сечение в нижней его части на овал.
  ¬ полученное пространство и разместили бомбу калибра ‘јЅ-1000.
  Ёто было большое достижение.
  Ќаружна€ подвеска бомб на серийном самолете значительно снижала его летно-тактические данные, уменьша€ скорость, дальность и высоту полета.
  ƒоработка нижних по€сов лонжеронов крыла и некоторое увеличение мидел€ и поверхности фюзел€жа, хот€ и привело к некоторому увеличению веса пустого самолета, но улучшение обводов фюзел€жа, фонар€ пилотов и особенно в сочетании с крылом, улучшило аэродинамику планера. ¬се это в конечном счете привело к значительному улучшению самолета.
  Ќекоторое уменьшение веса дала ликвидаци€ небольших грузовых отсеков под бомбы ‘јЅ-100 в мотогондолах серийного самолета ѕе-2.
  ¬ дальнейшем, работа€ над самолетов ѕе-2» "ћоскнто", удалось разместить в грузовом отсеке фюзел€жа бомбу калибра ‘јЅ-2000.
  ј ведь в серийном самолете в отсеке размещались только маленькие бомбы 4 х 100.
  “актические возможности самолета ѕе-2 резко выросли.
  ¬.ћ.ћ€сищев вз€л скромный, по военному времени, но добросовесгно сделанный проект и поехал в ћоскву пробивать решение о его постройке. ј € должен был, не дожида€сь решени€, разворачивать проектные работы. —в€зь с ¬.ћ.ћ€сищем была только по телефону. –ешение ѕравительства было получено, и самолет советский "ћоскито" был создан. Ќа проектирование и постройку первого опытного образца затрачено - 6 мес€цев.
  Ётот самолет по своим скоростным характеристикам не имел себе равных ни среди бомбардировщиков, ни среди истребителей. ≈го максимальна€ скорость была равна 656 км/час на высоте 5000 м.
  ѕри проведении учебных воздушных боев во врем€ госиспытаний было показано, что современные истребители ће-109, ‘¬-190 и наш я -3 не могут его перехватить и атаковать. —лишком велика скорость полета самолета ѕе-2». ¬ отличии от серийного самолета ѕе-2 он отличалс€ лучшими обводами фюзел€жа. ¬се радиаторы были убраны в крыло с выходом под крылом, а не на верхнюю поверхность и носки крыла, как и на последних серийных модел€х, были тупоносые (Nј—ј-23012). ƒвигатели 2-¬ -107ј с реактивными выхлопными патрубками. Ёкипаж самолета - 2 человека.
  ¬ хвостовой части фюзел€жа сто€ла электродистанцнонна€, перва€ в —оюзе и ≈вропе стрелкова€ установка под пулемет Ѕерезина кал. 12,7 мм. ѕроект стрелковой установки выполнил јндрей ∆уравленке. ”правление ею через перископический прицел, наход€щийс€ у штурмана. —амолет в мае - июне 1944 г. прошел успешно √осударственные испытани€ и был рекомендован в серийное производство. Ѕыла выпущена мала€ сери€ этих машин в самом конце войны.
  «аводские летные испытани€ самолета ѕе-2» "ћоскито" группой аэродинамики руководил Ёммануил јнатольевич ќшеров, заменивший ушедшего Ќикола€ ѕетровича —толбового. Ёммануил јнатольевич, грамотный, очень хороший и симпатичный человек, но очень осторожный.
  ” нас с ним произошел интересный технический спор. ѕровед€ все необходимые расчеты, Ёммануил јнатольевич за€вил, что максимальна€ скорость полета самолета ѕе-2» "ћоскито" может быть получена 620 км/час, при заданной 640 км/час. я ему говорил, что он осторожничает и ошибаетс€ и задание мы выполним, но он сто€л твердо на своем - 620 и не более.
  Ћетные испытани€ показали - 656 км/час.
  Ќародна€ поговорка гласит: "...„резмерна€ осторожность приводит к ошибкам".
  √осударственные летные испытани€ самолета ѕе-2» "ћоскито" в "„каловском" проводил летчик-испытатель ј.ћ.’рипков и ведущий инженер √ерман ¬асильевич √рибакин. — јлексеем ’рипковым мы долго работали вместе. ћного летали. ќдин совместный полет запомнилс€ на всю жизнь. «апомнилс€ нам, мне и √ерману ¬асильевичу √рибакину. Ќужно было срочно прибыть на подмосковный аэродром в Ѕескудникове. ¬ылетать нужно было с "„каловской". ¬ нашем распор€жении был самолет ѕо-2 (”-2). ћы с √ерманом ¬асильевичем, оба плотные мужики, с трудом втиснулись в заднюю кабину этого труженика-самолета. ј.ћ.’рипков бодро сел на свое место. «апустили двигатель и мы полетели.
  ¬ ту пору прогнозов погоды никто не давал и все выполн€лось по решению командира.
  ѕодлета€ к ћоскве, мы увидели сильнейший грозовой фронт. ¬се было черно, сверкали молнии и лил сильный ливень. ј вот нашему командиру было "море по колено". ќн очень захотел в этом аду выполн€ть фигуры высшего пилотажа. ќн забыл, что в задней кабине сид€т двое, не прив€занные к самолету и наполовину наход€щиес€ в воздухе. „то пережили мы с √ерманом ¬асильевичем, описать трудно. Ёто был страшный полет.  огда ’рипкову надоело развлекатьс€, он совершенно мастерски привел самолет в этих трудных метеоуслови€х и совершил отличную посадку. Ќо вылезти из самолета он не мог. ќн не мог сказать "мама". ћы с большим трудом вытащили его из самолета. Ќа ногах он не сто€л. ћы всыпали ему "по первое число" и отволокли спать в дежурку.  ак оказалось, наш уважаемый командир перед полетом заложил "за воротник" слишком много спиртного. ¬от его и развезло в полете. Ќо вот как он в таком состо€нии нашел нужный аэродром и мастерски посадил самолет в сложнейших метеоуслови€х?  ак?!
    "зеленому змию" ј.ћ.’рипков стал прикладыватьс€ после т€желого, трагического происшестви€, которое произошло с ним в одном из очередных полетов на дублере самолета "100", конструкции ¬.ћ.ѕетл€кова.
  ƒублер самолета "100", пилотируемый летчиком-испытателем Ќ»» ¬¬— ј.ћ.’рипковым в одном из испытательных полетов, сел на вынужденную посадку на аэродром ст. „каловска€. ¬о врем€ полета экипаж почувствовал запах гари и, прин€в его за начало пожара, прин€л решение немедленно садитьс€. Ќадо сказать, что самолет "100" по тому времени был оснащен многочисленными электрическими системами, к которьм относились с большим недоверием. » чуть что - "пожар в электросистеме".
  јэродром находилс€ на правой стороне от шоссе, идущего из ћосквы на ст. „каловска€, а на левой стороне находилс€ небольшой луг, по которому, как правило, гул€ли реб€тишки из местного детского садика. Ѕыла отлична€ погода, и по тропинке через луг в направлении к аэродрому шла цепочка реб€тишек во главе с руководительницей. » вот, самолет "100" с авторотирующими винтами прошел точно над реб€тами и порубил их винтами. ј.ћ.’рипков их не видел, они находились в мертвом углу обзора пилота, да и кабина наполнилась черным дымом. Ќа самолете от короткого замыкани€ электропроводки начала тлеть теплозвукоиэол€ци€ с выделением черного дыма.  огда самолет приземлилс€ на луг, передние колеса попали в канаву и самолет, перевернувшись на спину, выполнил "полный капот". Ёкипаж отделалс€ ушибами и ничего не знал о случившемс€, а погибли реб€та и руководительница.
  ѕосле этого случа€ ј.’рипков долго не мог прийти в нормальное состо€ние.
  ¬ сент€бре 1944 года ќпытно- онструкторское Ѕюро ¬.ћ.ћ€сищева было переведено в ћоскву.
  —начала все размещались на окраине ћосквы в Ѕескудникове, на базе ќмского филиала  Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева. Ётот филиал занималс€ доводкой и испытанием самолета ƒ¬Ѕ-102. —амолет дальний бомбардировщик " 102" был создан в ћоскве еще до войны, а доводку и испытани€ проходил сначала в ќмске, а затем в ћоскве.
  «аводские испытани€ в период февраль - сент€брь 1942 г. самолет ƒ¬Ѕ-102 выполнил с моторами ћ-120“  (летчик ‘.‘.ќпадчий и ведущий инженер ».Ќ. витко). ѕервые испытани€ показали отличные качества самолета (планера) и плохие качества двигател€ ћ-120“ .
  ѕришлось переходить на двигатель воздушного охлаждени€ ћ-71‘ с “ -3 в 2200 л.с. Ќо и эти двигатели оказались недоведенными, хот€ самолет ƒ¬Ѕ-102 успешно прошел заводские и государственные испытани€ в 1943 году.
  Ѕыли попытки поставить моторы-дизели конструкции „аромского, но их тоже не довели. ¬идимо, сказалось отсутствие должного внимани€ к созданию у нас мощных двигателей в 2500-3000 л.с.
  ¬ Ѕескудникове разместить большое  Ѕ было невозможно и ¬.ћ.ћ€сищев добиваетс€ новой базы дл€ организации порученных ему работ.
  ¬ начале 1945 г. по решению ѕравительства создаетс€, на базе бывших ремонтных мастерских (÷ј–Ѕ-јэрофлота), на центральном аэродроме в ћоскве ќпытно- онструкторское Ѕюро 482. √енеральный конструктор ¬.ћ.ћ€сищев.
  “аким образом, мой путь замкнулс€, он началс€ в 1931 году в мастерских ÷ј–Ѕ и вновь, в 1945 году, через 14 лет € попал в родные стены. ¬ладимир ћихайлович развернул колоссальные работы по реконструкции старых заводских помещений и созданию новых помещений дл€  Ѕ и лабораторного комплекса. ¬ короткое врем€ были построены корпуса и создано крупнейшее по составу и оснащению ќпытно- онструкторское Ѕюро. ¬ этом новом ќ Ѕ € возглавил отдел проектов. ћы продолжали заниматьс€ развитием самолета ѕе-2» "ћоскито", создав самолеты бомбардировщики, с моторами ¬.я. лимова ¬ -108 и ¬ -109, обладающими высокими летно-техническими данными. ћаксимальна€ скорость полета достигла 720 км/час на высоте 12000 м. ѕодобных самолетов-бомбардировщиков у нас в —оюзе не было.
  ѕоследней модификацией самолета ѕе-2» "ћоскито" был самолет ¬Ѕ-109 с моторами ¬.я. лимова ¬ -109.
  ¬едущим конструктором этого самолета был ћихаил  узьмич янгель. ѕосле ликвидации (в 1946 г.)  Ѕ ћ€сищева, ћихаил  узьмич перешел работать в  Ѕ  оролева.
  ¬ скором времени филиал  Ѕ —.ѕ. оролева выделилс€ в самосто€тельную организацию и ћихаил  узьмич янгель стал одним из основных создателей советских боевых ракет тактического и стратегического назначени€.
  ћ. .янгель скоропостижно скончалс€ в день своего 60-лети€ в 1971 г.
   атастрофа произошла при грубейшем нарушении маршалом Ќеделиным (командующим ракетными войсками —оюза) дисциплинарного ”става и технологии проведени€ старта, строгое соблюдение которых совершенно необходимо.
  24.10.60 г. на космодроме Ѕайконур проводились работы по подготовке к первому армейскому пуску, стратегической, двухступенчатой ракет –-16, конструкции ћ. .янгел€.
  ѕрисутствующий на стартовой площадке полигона маршал Ќеделин потребовал, чтобы ему принесли кресло и поставили его у стартового стола. „то и было выполнено. ¬ кресло сел маршал, а вокруг столпились руководители промышленности и военные. „то граничило с преступлением.
¬ результате "сбо€ в системе" прошел сигнал на запуск одной из рулевых камер двигателей второй ступени ракеты. «апуск 4-х рулевых камер в нормальных услови€х должен был произойти только после разделени€ ступеней ракеты в полете. язык пламени, работающей рулевой камеры, мгновенно прожег тонкий корпус бакового отсека первой ступени, сто€щей на стартовой позиции, ракеты. ћгновенный взрыв 150 т горючего и азотной кислоты, огромный огненный смерч уничтожил ракету и все живое, что было в районе стартовой позиции. ћ. .янгел€ в этот момент вызвали к телефону, наход€щемус€ в бункере и это спасло ему жизнь.
  я в это врем€ находилс€ в ƒнепропетровске ќ Ѕ янгел€ и присутствовал при переживаемом коллективом трагедии.
  ¬ нашей печати сообщалось, что маршал Ќеделин погиб в авиационной катастрофе.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты