Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕ–ќ≈ “ —јћќЋ≈“ј –Ѕ-17

  »зуча€ самолет ће-262 и турбореактивный двигатель ёћќ-004, мы приступили к созданию первого у нас в —оюзе проекта самолета бомбардировщика с турбореактивными двигател€ми. Ёто был проект самолета с 4-м€ турбореактивными двигател€ми –ƒ-10. ƒвигатель –ƒ-10 был создан на базе трофейного немецкого двигател€ ёћќ-004.
  Ѕольшие работы были проделаны по определению наиболее рациональной схемы расположени€ двигателей. ћы понимали, что в. самое ближайшее врем€ турбореактивные двигатели будут развиватьс€ и по€в€тс€ мощные двигатели с т€гой у земли 2000 кг и более. ≈стественно, наш проект первого бомбардировщика с турбореактивными двигател€ми идеологически €вл€лс€ развитием семейства очень удачных самолетов ѕе-2» "ћоскито" и ће-262.
  ¬ итоге больших научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ проект самолета –Ѕ-17 (так называлс€ первый турбореактивный бомбардировщик) представл€л собой самолет с большим фюзел€жем, в котором размещались: кабины экипажа, грузовой отсек и 3-х колесное шасси. —реднерасположенное, очень тонкое и относительно малое крыло с небольшой стреловидностью и удлинением имело мощную механизацию.
  ƒвигатели, а точнее вертикальна€ спарка двигателей, были помещены на раме под крылом на 35% размаха. Ётот самолет должен был иметь максимальную скорость полета 900 км/час и крейсерскую 800 км/час. Ёскизный проект первого в —оюзе турбореактивного бомбардировщика –Ѕ-17 был представлен в высшие руковод€щие организации промышленности, был рассмотрен и одобрен в апреле 1946 г.
   роме проекта –Ѕ-17, были проработаны и созданы эскизные проекты дальних бомбардировщиков ƒ¬Ѕ-202 и ƒ¬Ѕ-302 с герметическими кабинами экипажа, трехколесными шасси с большими грузовыми отсеками, вмещающими 16 т бомб и дистанционными стрелково-пушечными установками. ѕроектные данные этих самолетов с четырьм€ моторами јЎ-72 с “ ћ были весьма высокие и лучше американского ¬-29. Ќо когда —оветскому —оюзу удалось получить несколько американских самолетов-бомбардировщиков Ѕоинг ¬-29 перед правительством встал вопрос, что разумнее: создавать свои самолеты или скопировать уже построенный и испытанный в войне самолет ¬-29.
  —талин прин€л безусловно правильное решение: полностью скопировать ¬-29, т.к. не только планер, а главное уровень электро, радио и спецоборудовани€, технологии и металлургии были значительно выше достигнутого у нас. —оздание и освоение копии самолета ¬-29 было поручено ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева. ќсвоенный нашей промышленностью самолет ¬-29 стал эксплуатироватьс€ у нас под маркой “у-4. Ёто была, по указанию —талина, абсолютна€ копи€ ¬-29.
   огда € вернулс€ в ћоскву (сент€брь 1944 г.), то жить мне и моей семье было негде.  вартира на ул. Ѕакунина была зан€та секретарем директора завода 156 јнтониной  отенко, бывшей нашей сотрудницей. ¬се мои вещи: документы, книги (ценнейша€ авиационна€ библиотека) были уничтожены. ¬ернуть квартиру стало безнадежным делом. Ќо, как говор€т, из любого положени€ можно выйти. ¬ поисках жиль€ мо€ жена поступила на работу конструктором на з-д є11 нашей промышленности и ей предоставили на ст. »льинска€ в недостроенном двухэтажном доме на 2-ом этаже комнату. Ёти дома и сейчас сто€т вдоль шоссе между ст. ќтдых и »льинска€. ƒом был недостроен. ќтоплени€ нет, воды нет, полов тоже нет. Ќа временный пол поставили железную печку "буржуйку", трубы по всем правилам вывели в окно.  стати, дров тоже не было, но делать было нечего, начали осваивать это новое жилье. ’уже всех было дочери. ’олодно, да и голодно. ѕосеща€ детский сад, она часто болела. ”читыва€ болезненное состо€ние нашей дочери и практически полное восстановление нормальной жизни на —еверном  авказе, к этому времени освобожденному от немецкой окупации, мы с женой решили отвезти нашу дочурку к бабушке на ст.  авказска€, с надеждой, что ей там будет лучше.
  »спользу€ право бесплатного проезда по ж/д (было такое право у лиц, награжденных орденами —оюза), € вз€л на службе отпуск и мы с дочерью в отличном вагоне, именуемом "теплушкой", расположившись на чудесном свежем сене, отправились на  авказ.
  ѕосле возвращени€ из поездки к нашей бабушке, оставшись одни, мы с женой продолжа€ проживание в своем "шикарном" особн€ке, там и встретили ƒень ѕобеды, 9 ма€ 1945 г.
  ѕервьм поездом мы приехали в ћоскву. ѕомчались к своим друзь€м Ќекрасовым, разбудили их и пошли по улицам, влившись в толпу ликующего народа. Ќарод ликовал!
  ƒа, это был ¬еликий праздник!
  ќсенью 1945 года ¬.ћ.ћ€сищев добилс€ дл€ своих сотрудников жилплощади, и € с семьей переехал на ул. √орького в дом 43. “ак по€вилось приличное жилье и можно было спокойно работать. ћы занимали в двухкомнатной квартире комнату в 13,6 кв. метров. Ќо после рождени€ в 1947 г. второй дочери - ћарины - стало тесновато (3,4 кв.м на человека).
   азалось, есть определенные успехи, проведены огромные работы по повышению боевой способности серийного ѕе-2, создан самый скоростной самолет-бомбардировщик времен ¬еликой ќтечественной ¬ойны. —оветский народ одержал ¬еликую ѕобеду. Ќо что-то мешало нормальной работе.
  » несмотр€ на то, что в ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева были развернуты большие работы по созданию первого в —оюзе самолета-бомбардировщика с турбореактивными двигател€ми –Ѕ-17 и коллектив ќ Ѕ был награжден высокими правительственными наградами за большие достижени€ в области создани€ новой авиационной техники, буквально через несколько дней после награждени€ ќпытно- онструкторское Ѕюро ¬.ћ.ћ€сищева в 1946 г. было ликвидировано, а коллектив и производственна€ база с научно-техническим лабораторным комплексом были переданы —.¬.»льюшину не сумевшему, а точнее не знавшему, как организовать на должном уровне ќ Ѕ. ¬ладимир ћихайлович ћ€сищев был уволен из авиационной промышленности.
  Ћюбопытно, что ни в одной из многочисленных книг, посв€щенным работе авиационного конструктора —.¬.»льюшина, нет упоминани€ о том, что весной 1946 г. он получил самое большое в —оюзе хорошо организованное, первоклассное ќ Ѕ с лабораторной и производственными базами - ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева. Ќет ни одного слова! «начит тут дело "нечисто"!
  ¬ книге "—амолеты ќ Ѕ имени —.¬.»льюшина" издание ћосква, ћашиностроение, 1990 г., стр.33 есть, далеко не скромна€ ссылка на журнал "‘лайт" 1977 г. в котором написано: "...¬озможно, самым большим свидетельством »льюшинского таланта €вл€етс€ мощь созданного им  онструкторского бюро..."
  Ќаверн€ка журнал "‘лайт" не знал о том, что ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева весной 1946 г. было передано —.¬.»льюшину и что мощь-то ќ Ѕ - ћ€сищевска€!
   онечно, получать готовое всегда легче, чем создавать что-либо самому, отбросив при этом все, что называетс€ этикой и моралью. —.¬.»льюшину надлежало стать представителем новой волны авиационных конструкторов сталинского призыва.
  Ћюбопытно, что летом 1946 г., сразу после сли€ни€ ќ Ѕ (бывшее ¬.ћ.ћ€сищева и —.¬.»льюшина) выходит в свет ѕостановление по созданию экспериментальных бомбардировщиков с 4-м€ “–ƒ (“–-1), задание получают ќ Ѕ —.¬.»льюшина и ѕ.ќ.—ухого. («ачем же выгнали ¬.ћ.ћ€сищева?)
  “ак по€вилс€ »л-22, практическа€ копи€ –Ѕ-17, правда, за исключением силовой установки.
  ƒа, видимо, жить надо уметь!
  я не мог смиритьс€ с вопиющей несправедливостью с ликвидацией ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева и передачей всего созданного им в руки —.¬.»льюшина и не мог оставатьс€ в ќ Ѕ —.¬.»льюшина. — небольшой группой товарищей пришлось искать работу в другом коллективе. “аким образом, € попал в ќ Ѕ ј.—.яковлева






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты