На главную
РќРћР’РћР•:
"Забота о здоровье авиапассажиров в тридевятом царстве" Статья - презентация Юрия Машкова (Публикуется с разрешения автора) >>>
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА
ПЕРВЫЕ ШАГИ РУССКОЙ АВИАЦИИ.

  Весьма возможно, что интерес к авиации у меня возник с самого раннего детства и виноват в этом друг семьи отца моей матери, Татьяны Андреевны - князь Кудашев.
  Дружеские отношения с семейством Кудашевых поддерживались до 1927 г. до нашего переезда в Москву.
  "Александр Сергеевич Кудашев, инженер путей сообщения, и.о. экстраординарного профессора по кафедре устойчивости сооружений в Киевском политехническом институте. После полетов с авиатором М. Н. Ефимовым в Ницце, с февраля 1910 года занялся постройкой самолета собственной конструкции. В течение одного года, до весны 1911 г. он построил три самолета.
  На самолете "Кудашев-1" 23 мая 1910 г. А. С. Кудашев совершил полноценный полет на несколько десятком метров в длину впервые в России на отечественном самолете. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения" (В. Б. Шавров "История конструкций самолетов в СССР").
  А вот что писала газета "Киевлянин" по этому поводу: "Аэроплан А. Кудашева весит без пассажира 330 кг. Общая несущая площадь 33 м2. Это - биплан. Верхняя поверхность больше нижней и к ней прикреплены крылышки для боковой устойчивости. Вогнутость поверхности 1/15. Руль глубины спереди, сзади помещены автоматический стабилизатор и вертикальный руль управления.
  Под несущими поверхностями помещены два пневматических колеса, сзади под автоматическим стабилизатором - одно.
  Аэроплан приводился в движение двухлопастным винтом, надетым на ось 35-сильного мотора Анзани. Винт сделан в Киеве Былинкиным и Сикорским. Мотор помещен впереди. Наибольший полет был в 50-60 саженей на высоте 2-х саженей. Во время полета выяснилось, что боковая устойчивость нового аппарата вполне удовлетворительная, но руль глубины мал. ("Техника молодежи" № 11 за 1982 г.)
  Первый зарегистрированный полет на русском самолете "Гаккель-Ш" состоялся 24 мая 1910 г. на Гатчинском аэродроме в Петербурге.
  Возможно, и у меня была мечта подобная мечте - легенде Сантос-Дюмона, знаменитого авиационного конструктора Франции.
  "Сантос-Дюмон, француз по национальности, родился и до 14 лет жил в Бразилии, рос смелым и очень любознательным мальчиком. Отличный спортсмен, прекрасно ездил на лошадях, отлично плавал и был отличным математиком.
  Однажды их семейство посетил известный путешественник из Тибета. Он очень подружился с маленьким Сантосом и, уезжая, подарил ему маленький коврик. Он предупредил мальчика, что это волшебный коврик - это "ковер-самолет".
  Сантос часто играл на ковре, он садился и, закрывая глаза, мечтал. Ему казалось, что его ковер начинает шевелиться, двигаться и однажды ковер с мальчиком поднялся в воздух и через открытое окно полетел к звездам. Конечно, это были только мечты. Но мальчик мечтал летать!"
  Мечты его осуществились - он стал знаменитым авиаконструктором Франции - Сантосом Дюмоном.
  Да, люди мечтали обрести крылья, люди мечтали стать свободными, но во все времена, во все эпохи в России трудно было осуществить свою мечту.
  Прошли столетия. В многострадальной России менялась власть, провозглашались прекрасные лозунги, издавались указы и декреты, но отношение руководства к инакомыслящим, передовьм людям определялось - "Царским, Ивана Грозного, Указом!"
  Передовые русские люди - одни покидали Родину, другие притеснялись или просто уничтожались! Покинули Родину и А. С. Кудашев, и И. И. Сикорский, и Тимошенко, и Северский, и многие, многие другие.
  Все началось очень давно (XVI век) с царского Указа царя Ивана Грозного:
  "Человек не птица" крыльев не имат (не имеет), аще же приставить себе аки крылья деревянные - против естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окоянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки дьявольской помощью снаряженную, после божественной литургии огнем сжечь."("Нива", 1910 г., №43, стр.747)
  Но не только "царский указ", а тормозило развитие России преклонение перед заграницей, веками насаждаемое на Руси!
1910 год.
  "Пуще всего комитету не следует увлекаться мыслью создания воздушного флота в России по планам наших изобретателей и непременно из русских материалов...
  ...Комитет нисколько не обязан тратить бешеные деньги на всякие фантазии только потому, что эти фантазии родились в России.
  Трудами братьев Райт, Сантос Дюмона, Блерио, Фармана, Ваузена и других аэропланы доведены в настоящее время до возможного при нынешнем состоянии техники совершенства.
  И Комитету остается воспользоваться этими готовыми результатами." (Из выступления в феврале 1910 года высочайшего шефа русской авиации, Великого князя Александра Михайловича на открытии Отдела Воздушного Флота.)
  И после 1917г. все остается "на круге своя". Один из руководителей ВСНХ "новой России" Ю.М.Ларин объявил авиазаводы подобными "фабрикам духов и помад", в которых не нуждается Советское государство и представил проект их ликвидации и перевода на производство мебели!

ДЕТСКИЕ ГОДЫ.

  Детство мое проходило не так, как у большинства современных детей. У меня не было торжественного дня поступления в первый класс школы. В этот день все мальчишки и девчонки с цветами, сопровождаемые папами, мамами, дедушками или бабушками, гордые и радостные идут в первый класс. Так торжественно начинается их новый этап жизни.
  Когда мне исполнилось 9 лет, я сдал экзамены сразу в 4-й класс. Нужно было сдать экзамены по русскому языку, письменный и устный, арифметике и географии. До этого две пожилые учительницы на дому учили меня и мою сестру уму-разуму.
  К ужасу моей бедной матери я явился на экзамен в совершенно, с ее точки зрения, непотребном виде. Дело в том, что, во-первых, был август месяц и начали созревать грецкие орехи, а, во-вторых, у нас в саду проходили "кровопролитные сражения" между индейскими племенами. А жизнь требовала, чтобы воины имели боевую татуировку. Татуировка наносилась на все тело, включая и лицо, кожурой созревающих грецких орехов. Смыть ее было невозможно.
  Моими любимыми книгами были "Маленькие дикари" Сетон-Томпсона, произведения Фенимора Купера и Майн Рида. В результате я явился на экзамен, размалеванный по всей форме. Мой грозный вид, а может быть и знания, сыграли свою роль, экзамен я выдержал и поступил в 4-й класс. Так начался мой новый школьный этап жизни. Это произошло в городе Черкассах, на высоком берегу Днепра.
  В детстве я хорошо и много рисовал. У меня были чудесные английские краски. Особенно любил рисовать лошадей, говорили, что я подаю большие надежды.
  Мое умение рисовать не пропало даром, учительница нашего 4-го класса совершенно не умела рисовать и не могла проводить урок рисования. Я как-то показал ей свои рисунки и она предложила мне оказать ей помощь и передать моим товарищам по учебе мои знания и умение рисовать.
  Так в 9-ть лет я стал учителем рисования и ребята сочинили про меня шуточную песенку. Вот она:
"Наш учитель Селяков,
ходит выше облаков;
Просит денег у богов
на починку сапогов!"
  Я сначала пыхтел и обижался, я всегда был чисто и опрятно одет. Мама за мной следила. Так что денег на починку "сапогов" мне было не нужно.
  В 1927 году моему отцу предложили занять должность главного инженера во вновь созданной организации "Аэрофотосъемка" при обществе "Добролет". Отец принял предложение и мы в 1928 году переехали в Москву.







реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты