Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—јћќЋ≈“ я -19

  ѕрошло совсем мало времени и € уже в июле 1946 г. получил задание по созданию нового истребител€ як-19.
  Ёто был первый в —оюзе самолет-истребитель осе симметричной "фюзел€жной" схемы (все самолеты як, ћи√ и Ћа были в то врем€ "реданной " схемы) с модифицированным турбореактивным двигателем –ƒ-10 (ёћќ-004), имеющим высокоэффективную форсажную камеру увеличивающую взлетную статическую т€гу с 900 кг до 1100 кг.
  ¬ создании этой форсажной камеры самое де€тельное участие принимали: инженер Ѕ.—.ћоторин и начальник лаборатории ÷»јћ ј.ј.Ћокштовский. —амолет як-19 был первым цельнометаллическим самолетом, создаваемым в ќ Ѕ ј.—.яковлева. ƒо этого, все самолеты, создаваемые в ќ Ѕ были смешанной конструкции:
  - фюзел€ж с силовым, сварным трубчатым каркасом с последую щей опалубкой их фанерой, металлом и полотном;
  - крыль€ с фанерной и полотн€ной обшивкой с дерев€нными или металлическими лонжеронами;
  - рулевые поверхности с полотн€ной обшивкой.
  ѕри создании самолета як-19, впервые в истории ќ Ѕ ј.—.яковлева, был построен натуральный дерев€нный макет, в котором была проведена прокладка всех коммуникаций систем самолета.
  —оздание самолета як-19 - это насто€ща€ революци€ в практике проектировани€ самолетов в ќ Ѕ ј.—.яковлева. » поскольку наша небольша€ группа конструкторов, перешедша€ из незаслуженно разгромленного ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева в ќ Ѕ ј.—.яковлева, давно освоивша€ и натурное макетирование, и целиком металлические монококовые и кессонные конструкции самолетов еще в довоенное врем€, она и была основным €дром этой революции, безусловно поддерживаемой ј.—.яковлевым и его ближайшими помощниками  .ј.¬игант, —.я.ћакаровым и √лавным технологом —.—.Ѕекиным.
  Ќадо отдать должное всему коллективу ќ Ѕ, сумевшему в кратчайшие сроки и с высоким качеством освоить новые технологии. —амолет як-19, несмотр€ на полную новизну всей конструкции, включа€ и 3-х колесное шасси (экологически и экономически более разумное), был создан в удивительно короткие сроки. (—м. фото 20).
  ѕо полученному 1 августа 1946 г. заданию на эскизный проект отпускалось 15 дней, на макет - 30 дней, на все проектирование - 50 дней. Ќа все работы, включа€ постройку первого опытного самолета, отпускалось четыре мес€ца. ¬ эти очень сжатые сроки все работы были выполнены с отличным качеством и все заданные характеристики самолета получены (за исключением веса самолета, который был превышен на 225 кг, за что мне здорово попало от ј.—.я.).
—амолет был передан на заводские испытани€ 29 но€бр€ 1946 г. и перевезен на центральный аэродром. ѕри отработке систем самолета, на нем возник пожар (бортмеханик —битнев). ѕожар быстро был ликвидирован и самолет после небольшого восстановительного ремонта был вторично передан на заводские испытани€ 26.12.46 г.
  ѕервый вылет самолета як-19 состо€лс€ на аэродроме Ћ»» 08.01.47 г. ѕилотировал самолет √ерой —оветского —оюза полковник ћ.».»ванов. ѕоследующие испытани€ проводил заслуженный летчик-испытатель √ерой —оветского —оюза, мастер спорта —.Ќ.јнохин.
  ѕо окончанию летных заводских испытаний был составлен акт:

«аключение
  —амолет яковлев-19с форсированным воздушно-реактивным двигателем –ƒ-10 прошел заводские летные испытани€ и может быть передан на √осударственные летные испытани€ в √  Ќ»» ¬¬— ———.
ѕодписи:
—ел€ков Ћ. Ћ.
јнохин —. Ќ.

  Ќа самолете як-19 впервые был преодолен рубеж максимальной скорости - 900 км/час.
  «а первой машиной як-19 последовал дублер як-19-ѕ с подвесными крыльевыми баками.
  Ќа заводских летных испытани€х были выполнены 64 полета:
- на є 1 - 27 полетов,
- на є 2 - 37 полетов.
  ƒлительные ресурсные испытани€ форсажной камеры двигател€ –ƒ-10 на специальном испытательном стенде в Ћ»» ћјѕ были проведены с моим де€тельным участием. я не отходил от работающего непрерывно на форсированном режиме двигателе в течении 26 часов. ѕри этом проводились эксперименты, доказывающие полную пожарозашищенность двигател€ и самолета при возможных в эксплуатации течах топлива.
  »нтересное €вление, испытанное мной в процессе длительных испытаний:
- наход€сь около ревущего и клокочущего двигател€, и проход€ мимо определенных акустических узлов, можно потер€ть равновесие и упасть.
  јкт 26-ти часовых испытаний двигател€ –ƒ-10 с форсажной камерой составлен и подписан 4 ма€ 1947 г.: —ел€ков, ћоторин и –упрехт (ќ“ ). Ќеобходимо отметить, что в то врем€ у ј.—.яковлева было очень легко работать. ƒело в том, что если вы располагаеге доверием ј.—., а это совершенно необходимо, то ¬ы, работа€ ведущим конструктором по самолету, €вл€етесь полновластным хоз€ином всех работ, св€занных с этим самолетом. ¬аше решение, слово ведущего, €вл€етс€ законом дл€  Ѕ и производства. Ёто накладывало большую ответственность на ¬ас, но зато и давало определенные возможности в достижении выполнени€ задани€ –уководител€. Ёто правильна€ система, и только так и можно и нужно работать. ј так как € никогда и нигде не бегал от работы и не бо€лс€ ответственности, то € быстро пришелс€ "ко двору".
  ¬след за самолетами як-19 и як-19 "ƒублер" мне было поручено руководство работами по созданию фронтового истребител€ як-25.







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты