Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Ь–Ю–°–Ъ–Т–Р –Э–Х –Ю–°–Ґ–Р–Э–Х–Ґ–°–ѓ –С–Х–Ч –Р–Т–Ш–Р–¶–Ш–Ю–Э–Э–Ю–Щ –°–Т–ѓ–Ч–Ш. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ь–¶ –Р–£–Т–Ф. 06.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

‘–ќЌ“ќ¬ќ… »—“–≈Ѕ»“≈Ћ№ я -25

  —амолет-истребитель як-25 был первым в —оюзе турбореактивным самолетом-истребителем с герметической кабиной пилота вентил€ционного типа с отбором воздуха непосредственно от компрессора “–ƒ. »збыточное давление в кабине 0,3 ј“ј.
  Ќа самолете установлен турбореактивный двигатель –ƒ-500 (–оллс-–ойс "ƒорвет" с взлетной т€гой 1590 кг). ¬ооружение - 2 пушки калибра 23 мм.
  Ќа самолете як-25 впервые в —оюзе были установлены воздушные фюзел€жные тормозные щитки.
  ѕерва€ в —оюзе система кондиционировани€ с отбором воздуха непосредственно от компрессора “–ƒ была создана дл€ самолета як-25. –уководил работами инженер ќ Ѕ √.ƒ.ѕротасов.
  Ќесмотр€ на полную новизну проекта самолета, самолет як-25 был спроектирован и построен, как и як-19, в удивительно короткие сроки:
  ”тверждение эскизного проекта - 01.02.47 г.
  ѕроектирование и постройка опытного самолета закончены в окт€бре 1947 г.
  —амолет передан на заводские летные испытани€ - 29.10.47 г.
  ѕервый полет состо€лс€ 02.11.47 г.
  Ћетчик-испытатель —. Ќ. јнохин.
  “аким образом, на проектирование, постройку и наземные испытани€ первого в —оюзе опытного самолета-истребител€ с герметической кабиной экипажа затрачено всего 9 мес€цев. Ќа самолете як-25 еще сохран€лось традиционное дл€ истребителей як - пр€мое крыло.   стреловидному крылу у ј.—.яковлева пока довери€ не было. Ќа пр€мом крыле и горизонтальном оперении были применены рекомендованные ÷ј√» "ламинарные" профили, разработанные √.ѕ.—вищевым, в ту пору начальником 1-й лаборатории. Ќа крыле эти профили показали себ€ неплохо, а вот на горизонтальном оперении они себ€ вели совсем плохо. ѕрактически они оказались совершенно непригодными дл€ горизонтального оперени€, а точнее - дл€ рулей.
  ѕри проведении летных испытаний мы с заслуженным летчиком-испытателем —.Ќ.јнохиным столкнулись с очень непри€тным €влением. Ќачина€ со скорости 500 км/час по прибору, на самолете возникала сильна€ тр€ска, значительно возрастающа€ по мере роста скорости, и на скорости 550 км/час удержать ручку управлени€ никаких возможностей не было. “р€ска была столь сильной, что летчик билс€ головой о фонарь, а на всех приборах отскакивали стрелки.
  ѕод руководством ћ.ј.“айца пришлось просмотреть и изучить массу наход€щегос€ в Ћ»» трофейного материала, немецкого и английского, где были проведены анализы этого €влени€ и приложены рекомендации по его лечению. ќказалось, что руль высоты из-за применени€ "ламинарного" профил€, имеющего заднее положение максимальной толщины, имел большой угол схода верхней и нижней поверхностей, с которых из-за больших углов схода и срывались вихри с последующей раскачкой рул€. ѕричем, чем на больший угол отклон€лс€ руль, тем больше была мощность вихр€ и тем больше частота колебаний рул€. Ќемцы и англичане, столкнувшись с этим €влением, лечили рули и элероны наклепкой на задних кромках тавровых уголков или устанавливали продольные круглые проволоки на задней кромке. Ётим способом зат€гивалс€ срыв вихрей, но ликвидировать его было нельз€. ѕросто немного увеличивалась допустима€ скорость полета. “авровые уголки вызывали значительное увеличение шарнирных моментов, что приводило к нежелательному €влению - зат€желению рул€ высоты. “ак или иначе, но нам пришлось на первых порах наклепать на задние кромки рулей высоты тавровые 20 мм угольники и пока летать с ними (дл€ контрол€ этих рекомендаций уголки были установлены на задней кромке рул€ поворота самолета як-19). ќкончательное решение этого вопроса было св€зано с постройкой нового горизонтального оперени€ со специально разработанным дл€ этой цели профилем Nј—ј-0004. Ётот профиль отличаетс€ тем, что имеет максимальную толщину в районе 20% хорды и очень малый угол схода верхней и нижней поверхностей рул€. — заменой оперени€ с новым профилем €вление тр€ски полностью пропало, и —.Ќ.јнохин на этом самолете с двигателем –ƒ-500 у земли достиг рекордной, по тому времени, скорости полета - 975 км/час. ‘изика этого €влени€ изображена на фиг. 12.
  ѕериод доводки продольного управлени€ на самолете як-25 совпал с подготовкой и проведением воздушного парада на “ушинском аэродроме. —.Ќ.јнохин должен был открывать парад на самолете як-25 (позывной "ѕарус"), а тут тр€ска рул€ высоты! ”становкой тавриков мы несколько отт€нули начало тр€ски и это давало возможность участвовать в параде и выполнить задание - самолет должен был пройти на высоте 100 м вдоль трибун с руководител€ми ѕартии и ѕравительства (».¬.—талин) со скоростью 500 км/час.
  ’от€ все и было в пор€дке, но мен€ вызвали к представителю √осбезопасности и после моих устных ответов на поставленные вопросы, потребовали письменной гарантии, что € гарантирую полную безопасность полета самолета. я такую гарантию дал. ѕосле благополучного завершени€ парада, где самолет як-25, пилотируемый —.Ќ.јнохиным, очень (как говорили очевидцы) эффектно прошел на малой высоте мимо правительственных трибун, мен€ вызвал к себе ј.—. и поинтересовалс€, как это € дал полную гарантию. Ќа что € ответил, что по делу-то все в пор€дке - никакого технического риска нет, а в случае каких-либо непредвиденных обсто€тельств € рассчитывал на его, ј.—.яковлева, широкую поддержку, спина мо€ прикрыта.
  ѕоследнее привело ј.—. в совершенный восторг. ѕри оформлении документов, необходимых дл€ передачи самолета як-25 на государственные испытани€ в Ќ»» ¬¬— возникли некоторые трудности, св€занные с наличием на самолете як-25 первой в —оюзе герметической кабины пилота.
  √ерметическа€ кабина пилота с избыточным давлением 0,3 јта. Ќужно было доказать, что при отказе системы сброса давление в кабине при необходимости покинуть самолет летчик сможет сбросить фонарь и затем катапультироватьс€. —брасывать в полете фонарь жалко. ƒа и можно повредить самолет.  ак это и было на самолете як-19.
  Ќа самолете як-19 был произведен сброс фонар€ в воздухе и производилась киносъемка отделени€ и движени€ сбрасываемой крышки фонар€ пилота. ѕри освобождении от замков (команда на сброс), крышка фонар€ слегка подпрыгнула, а затем повернулась хвостовой частью вверх, прижав переднюю часть к спине фюзел€жа самолета.
  ¬ таком, почти вертикальном положении, сильно прижима€сь к конструкции фюзел€жа, фонарь двигалс€ назад, оставл€€ глубокие риски-борозды на обшивке. —начала он двигалс€ по спине, а затем ушел вбок и с боковой стороны отделилс€ от самолета.
  ‘юзел€ж был сильно поврежден.
  я предложил другое решение, которое и было прин€то.
¬ воскресный день, когда на заводе никого не было, € распор€дилс€ закатить самолет в цех. —ев в кабину пилота, прив€залс€ к сидению и захлопнул фонарь. ѕопросив, чтобы наземным источником было подано в кабину избыточное давление 0,3 и в присутствии комиссии заказчика сбросил фонарь пилотов, наход€сь под избыточным давлением. ¬ результате сильна€ боль в ушах, туман в глазах, но дело сделано. јкт о пригодности кабины и системы фонар€ был подписан.
  ѕо правде говор€, € был совершенно спокоен и уверен в благополучном исходе этого эксперимента.  онструкци€ фонар€ кабины пилота, его подвижна€, сбрасываема€ часть, сам механизм управлени€ крышкой и ее сбросом были спроектированы лично мной. » не только спроектированы, а производство и сборка с отработкой системы проходили под моим наблюдением. Ёто было мое очередное "детище".
  —начала, под непосредственным руководством Ќикола€  ирилловича —крыжинского, заместител€ ј.—.яковлева, был спроектирован первый герметический фонарь. Ёто было весьма сложное и многодетальное сооружение, прин€ть которое на боевой самолет €, как ведущий по самолету, не мог. ћы, конструкторы и производственники, обсудили всесторонне этот почти законченный в производстве фонарь и забраковали его.
  я предложил новую конструкцию как самого фонар€, так и систему его управлени€.
  Ѕыли выполнены эскизы, по которым был построен этот новый первый герметический фонарь пилотов.
   онструкци€ его была очень проста и надежна. Ётот фонарь и его система были прин€ты как основа, практически на всех отечественных самолетах-истребител€х (як, Ћа и ћи√).
  ¬от почему € был так уверен в благополучном исходе этого эксперимента. Ќадо пр€мо сказать, что работа по созданию высотного истребител€ на базе самолета ѕе-2, проведенна€ совместно с Ћ.».ѕутиловым в 1942 г. дл€ мен€ не пропала даром.
  — —.Ќ.јнохиным у нас было такое правило: если —ергей возвращалс€ с выполненным заданием и все было хорошо, то при подходе к ¬ѕѕ на планировании самолет на очень маленькой высоте переходил на горизонтальный полет, переворачивалс€ на спину и на спине на "бреющем" полете, на большой скорости проходил над ¬ѕѕ. «атем резко на спине уходил вверх, делал переворот в нормальное положение, заходил на посадку и садилс€. Ёто было очень красиво. ’от€ и не по инструкции. “ака€ была жизнь.
  Ћюбу€сь красотой бреющего на спине полета —ерге€ Ќиколаевича јнохина, € тогда и не предполагал, что эти красивые полеты не про€вление лихачества или озорства со стороны —ерге€, а сложнейша€ и необходима€ тренировка летчика-испытател€, продиктованна€ трагедией √ринчика ј.  ак известно, нашими первыми самолетами-истребител€ми с турбореактивными двигател€ми были як-15 и ћи√-9.
  11 июл€ аэродром Ћ»» готовилс€ к демонстрации трех реактивных самолетов:
  - як-15, пилотируемого ћ. ». »вановым,
  - ћи√-9, пилотируемого ј. √ринчиком,
  и дл€ сравнени€ показательный полет трофейного самолета "’ейн-кель-152", пилотируемого √.ћ.Ўи€новым.
  ѕо прибытию руководства началась демонстраци€.
  ѕервым с грохотом взлетел Ўи€нов, за ним »ванов и последним на ћи√-9 ј.√ринчик.
  Ўи€нов и »ванов закончили демонстрацию и вышли из самолетов, наблюда€ за полетом ћи√-9. » вот во врем€ полета на большой скорости (V=600 км/час) и на малой высоте от самолета ћи√-9 отделилс€ маленький предмет и, "поблескива€" стал падать. Ёто был кусок элерона. «атем ћи√ медленно стал поворачиватьс€ влево, перевернулс€ на спину, наклонил нос и устремилс€ к земле.
  ”дар, взрыв, черное облако дыма и пламени.
  “ак погиб летчнк-испытатель ј.√ринчик.
  —ергей Ќиколаевич јнохин наблюдал за этими полетами, сто€ на крыше ангара Ћ»». Ќаблюда€ трагический конец, —ергей Ќиколаевич пробормотал как во сне: "ј €, пожалуй, вывел бы из этого положени€". » это не было бахвальством, а было трезвой оценкой обстановки.
  я не был свидетелем этого происшестви€, о нем напомнил в своей книге "Ћечу за мечтой" ».Ўелест. » € пон€л по словам —ерге€ Ќиколаевича јнохина, этого летчика-испытател€ є1, что произошло с ј.√ринчиком. ќчутившись внезапно на спине и на малой высоте, летчик, по привычке, дл€ ухода от земли, вз€л ручку на себ€, а нужно было от себ€. ¬от эти-то тренировки и проделывал регул€рно —.Ќ.јнохин, возвраща€сь из полета. ќн €сно понимал, что у земли срабатывает "фактор времени". ¬ремени на раздумывание просто нет. Ќадо принимать мгновенно правильное решение и выполн€ть его. Ћетчик-испытатель, видимо, должен непрерывно готовить себ€ сам к решению сложнейших задач, возникающих в процессе своей трудной работы.
  Ѕыл такой случай.
  —ергей Ќиколаевич јнохин, этот совершенно безотказный летчик, мог летать по 24 часа в сутки. Ћетал он практически на всех типах самолетов, как т€желых так и легких. ¬озврат€сь однажды с очередного полета на ћи√-15, —ергей Ќиколаевич, буквально с борта на борт, пересел на як-25 и полетел на выполнение задани€. я сто€л и смотрел на его красивый и уверенный полет. —амолет взлетел и развернулс€ направо с набором высоты. ¬се было в пор€дке. ¬друг самолет резко развернулс€ вправо и стал круто снижатьс€ и сел поперек взлетной полосы. —амолет с выключенным двигателем остановилс€ на грунте. я вскочил в автомобиль и подъехал к самолету. —ергей вышел из самолета, буркнул, что все мол в пор€дке и на мой вопрос: "„то случилось?", ничего не ответил, а только махнул рукой. я настаивать не стал, понима€, что ему т€жело и немного погод€ он мне все сам расскажет. » действительно, все вы€снилось и все очень просто.
  —ергей очень быстро пересел с ћи√-15 на як-25. ј мы, конструкторы, очень осложнили ему, летчику, жизнь. ¬сему виной отсутствие стандартов, отсутствие понимани€ и уважени€ труда летного состава. »наче ничего нельз€ сказать.
  Ќа левом пульте управлени€ в пилотской кабине самолета-истребител€ имеетс€ три рычага:
  - –”ƒ (рычаг управлени€ двигателем),
  - стоп-кран (рычаг отсекающий подачу топлива к двигателю)
  - рычаг управлени€ тормозными щитками - воздушными тормозами.
  Ќе так много рычагов, и можно и нужно было бы расположить их на пульте строго одинаково. ј вот "як" и "ћи√" договоритьс€ между собой не смогли и разместили рычаги, как им захотелось.  ороче, на одном самолете сто€т: –”ƒ, стоп-кран, тормозной щиток, а на другом: –”ƒ, тормозной щиток и стоп-кран. ¬от и вс€ причина.
  —ергей Ќиколаевич летал на "ћи√" и пересел на "як"; при желании уменьшить немного скорость, решил выпустить тормозные щитки, а вместо торможени€ - выключил двигатель. ¬ысота была мала и времени на запуск у него не было. ≈стественно, что он вынужден был прин€ть решение сесть поперек полосы. » правильно сделал. ћожно, конечно, обвин€ть его в невнимательности и в ошибке. ћожно! Ќо виноваты в этом мы - конструкторы. Ќеобходим строгий стандарт в таких делах.
  ѕрошло много лет и подобный случай повторилс€ на “у-124, когда летчик перепутал "стоп" на тех же –”ƒ-ах, т.к. на »л-18 все сделано наоборот. ј летал он раньше на »л-е, в данном случае "“у" и "»л" не договорились, а в результате разбит самолет.
  ¬ моей личной практике был такой случай. я с летчиком-истребителем ћ.».»вановым возвращались на центральный аэродром в ћоскву на самолете як-12. —амолет як-12, его первые экземпл€ры, был абсолютно "слепой" в задней полусфере.
  ѕри заходе на посадку на аэродром, € сидел на правом сиденье, а ћ.».»ванов на левом, и вдруг, по совершенно непон€тному дл€ мен€ решению, ћихаил »ванович резко уходит вниз и влево, очень резко.  огда мы таким образом ушли с глиссады, мимо нас со свистом пронесс€ Ћи-2, который тоже заходил на посадку. ѕочему, по какому чутью, ћихаил »ванович свернул, € не знаю. я спрашивал его, но и он четко мне ответить не мог. “ак, благодар€ интуиции пилота, мы избежали катастрофы. –аньше ведь никакой св€зи не было.
  ћихаил »ванович »ванов погиб при совершенно загадочных обсто€тельствах. Ќа “ушинском аэродроме проходила очередна€ тренировка воздушного парада. ¬ воздухе было много самолетов. »стребители проходили один за другим на малой высоте вдоль шоссе, мимо главной трибуны. ¬ысота полета - 100 м. √руппы бомбардировщиков и транспортных самолетов шли на большой высоте и далеко в стороне от трассы пролета истребителей.
  ћихаил »ванович пилотировал истребитель як-23 и, подход€ к трибуне, у самолета внезапно отвалилось правое крыло. —амолет мгновенно с большой скоростью выполнил бочку (переворот через крыло). ¬о врем€ этого маневра ћихаила »вановича выбросило из кабины. ѕрив€зные ремни не выдержали и лопнули. “ело ћихаила »вановича упало на ¬олоколамское шоссе, пр€мо около главной трибуны.
   огда разбирали этот случай, то обнаружили:
  - на самолете “у-16, первое название “у-14, пилотируемым ‘.‘.ќпадчим, не оказалось т€желого балансира на руле поворота,
  - на крыле самолета як-23 обнаружены следы краски, которой был покрашен этот балансир; следы от удара балансира.
  «начит, крыло на як-23 сломалось от удара о т€желый балансир - это факт. Ќо как мог попасть этот т€желый балансир на трассу пролета як-23? Ѕлизко эти самолеты не находились. ¬от в этом и есть нерешенна€ до сих пор загадка.
  “ак, 14 июл€ 1948 г. погиб замечательный человек, друг моей семьи, √ерой —оветского —оюза полковник ћихаил »ванович »ванов.
   роме истребителей як-19 и як-25 € занималс€ доводкой десантных планеров як-14 и спортивного самолета як-20. ќчень жаль, что этот спортивный самолет не пошел в серию.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты