ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.

Записки авиаконструктора.

Л.Л.Селяков

ПЛАНЕР"ПЕЛИКАН"

  Работа в ОКБ А.С.Яковлева омрачилась однажды одним событием, о котором мне хочется рассказать.

  В 1948 году общество ДОСААФ объявило закрытый конкурс на проект спортивных планеров. Черт меня дернул принять в нем участие. В свободное время, а практически, работая дома ночами, я разработал проект двухместного тренировочного планера и подал его под девизом "Пеликан" на конкурс. И надо ж такому случиться, проект прошел и получил вторую премию (первую никому не дали). Решение жюри было опубликовано в газете, где и красовалась моя фамилия. Я получил 100000 рублей премии. Купили на радостях ребятам пианино. Но когда я пришел после опубликования решения жюри конкурса на работу, вот тут случилось совершенно непредвиденное и непонятное! Меня на два с лишним месяца лишили всякой работы. Я ходил на работу, слонялся без дела, ничего не понимал и получал исправно свою зарплату. Что это было, я так и не знаю. Пути начальства, как и пути господни, истинно неисповедимы!

  В это трудное для меня время Владимир Михайлович Мясищев, работая в МАИ, всячески меня ободрял и старался мне помочь. Владимир Михайлович пытался организовать выпуск рабочих чертежей спроектированного мной планера и его постройку в МАИ. Но это дело оказалось очень сложным.

  Работая над проектом планера "Пеликан", я пришел к выводу, что существующее мнение о целесообразности размещения экипажа по схеме "тандем", в целях уменьшения разброса центровки, располагая одного пилота значительно впереди центра тяжести (ц.т.), а другого в районе центра тяжести планера, глубоко ошибочно.

  Проведенные расчеты показали, что самым выгодным расположением экипажа с целью достижения минимального разброса ц.т. планера в зависимости от состава (один или два) и общего веса экипажа, является расположение рядом. При этом достигается минимальный разброс центровки, минимальный общий вес планера, а при правильном проектировании обводов носовой части фюзеляжа и фонаря пилотов, увеличение сопротивления планера из-за увеличения миделя фюзеляжа можно свести практически к нулю. На приведенном графике 1 показаны изменения ц.т. планера в зависимости от веса экипажа и схемы его расположения. Абсолютные значения соответствуют весу пустого планера, равному 195 кг и при САХ= 1,370 м.

<<оглавление>>



Участник TOP.SVAVIA.RU 2012 AOPA Shanghai International General Aviation Show




Российская Авиация SVAVIA.RU Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   

Перепечатка, воспроизведение в любой форме, распространение любых материалов с сайта "Российская Авиация "SVAVIA.RU" без разрешения авторов сайта запрещены.