Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х –§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш:
–§–Ю–Ґ–Ю–У–†–Р–§–Ш–Ш –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Р –Ґ—Г-70>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—ѕќ–“»¬Ќџ… —јћќЋ≈“ я -20

  ¬ ќ Ѕ ј.—.яковлева в 1949 - 1950 гг. Ѕыл спроектирован и построен замечательный, маленький спортивный самолет як-20 с мотором ј»-10 мощностью 80 л.с. (взлетный вес як-20 всего 750 кг). Ёта была машина, предназначенна€ дл€ первоначального обучени€ и дл€ спорта.
  ƒва члена экипажа размещались в удобной кабине, закрытой большим сдвижным фонарем. —идени€ располагались р€дом. Ёто было очень правильное и разумное, на мой взгл€д, решение. я всегда считал, что пилотировать самолет, обуча€ полету курсанта или соверша€ просто спортивный полет, удобнее сидеть р€дом. ¬се видно, чувствуешь локоть соседа. ћне много пришлось полетать на этом самолете и вот по какой причине. ¬ процессе летных испытаний (летчик-испытатель  лимушкин) при попытке открыть (сдвинуть назад) фонарь пилотов экипаж убедилс€, что сдвинуть фонарь в воздухе невозможно, не хватает сил. ѕо за€влению экипажа, усилие на сдвижение фонар€ назад (замеренное динамометром) 90 кг.
  Ќашлись и "теоретики", которые провели необходимые "расчеты" и доказали, что так и должно быть.
  ј.—.яковлев вызвал мен€ и предложил разобратьс€ в этом деле. я согласилс€, но поставил условие, самому облетать самолет и все проверить в воздухе. ѕолучив согласие јлександра —ергеевича, € приступил к работе. Ѕольших лобовых, а тем более т€нущих сил быть просто не могло. ≈сли на открытие, т.е. сдвижение назад, требуетс€ усилие 90 кг, то это значит, что на колпаке фонар€ должно быть давление и за вычетом трени€ должна быть сила около 60 кг, направленна€ вперед по полету. «начит, фонарь обладает т€гой, большей чем т€га винта 80-ти сильного мотора. ј это уже полна€ ерунда.
  ѕосле осмотра конструкции сдвижной части фонар€ € нашел причину возникновени€ больших сил. ѕод действием отсасывающих нагрузок на фонаре ролики перекашиваютс€ и их заклинивает в направл€ющих рельсах. ѕосле устранени€ перекосов в конструкции фонар€, фонарь слегка сдвигалс€ назад и обратно вперед на всех режимах полета. ”сили€ при этом не превышали 5-ти кг.
  ¬опрос был сн€т.
  я с большим удовольствием летал на этом самолете. ѕилотировал его сам и на левом , и на правом сидении. —валивалс€ на виражах, естественно, допуска€ ошибки в пилотировании. Ќо самолет был отличным. » если такой "мировой", как €, шшот мог самосто€тельно его пилотировать, соверша€ грубейшие ошибки, а самолет легко прощал их, то это говорит о замечательных летных характеристиках этого маленького самолетика. ∆аль, что существовавша€ в то врем€ доктрина в ¬¬— и ƒќ—јј‘е об об€зательном тандемном расположении экипажа на учебных самолетах, не дали возможности внедрить самолет як-20 в большую серию и в нашу жизнь.
  ¬ насто€щее врем€, практически, все современные пассажирские, транспортные и боевые самолеты (кроме одноместных истребителей) имеют кабины экипажей с р€дным расположением сидений экипажа и самолет як-20 был бы уместен.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты