На главную
РќРћР’РћР•:
"Забота о здоровье авиапассажиров в тридевятом царстве" Статья - презентация Юрия Машкова (Публикуется с разрешения автора) >>>
На главную
НовостиИнформацияМедиагалереяСсылкиПользователю

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
Версия для печати Версия для печати

РАБОТЫ П0 СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ВОЗДУХЕ

  ОКБ А.Н.Туполева разрабатывало "крыльевую" систему заправки, где стыковка должна происходить концами крыльев. Заправочный шланг после ряда сложных манипуляций закрепляется по концам крыльев заправщика и заправляемого самолета.
  Система получилась очень сложной и малонадежной, особенно когда конца крыла просто не видно. Некоторое время эта система была принята на самолете Ту-16. Помимо улучшения самих самолетов М-4 н ЗМ была проделана болыпая работа над системой заправки топливом в полете, значительно расширяющая возможности самолетов.
  Для принятия решения о наиболее рациональной системе заправки топливом в полете тяжелых самолетов, были подробно проработаны мягкая и жесткая системы заправки.
  Мягкая система состоит из передающего топливо шланга с конусом и принимающей топливо штанги. На самолете заправщике в грузовом отсеке устанавливается лебедка с намотанным на ней шлангом с конусом. На заправляемом самолете в носовой части фюзеляжа устанавливается телескопическая штанга с подвижной носовой частью, снабженной в головке замком, обеспечивающим герметичность и прочность соединения конуса со штангой во время заправки. Необходимый для контактирования маневр (стыковку) выполняет летящий ниже заправщика заправляемый самолет. При этой системе состыкованные самолеты имеют наибольшую возможность в свободе относительного перемещения. Доработки существующих самолетов минимальные. Однако, мягкая система имеет ограниченную производительность в силу предельности размеров сечения шланга и скорости перекачки.
  Жесткая система, состоящая из телескопической, управляемой из специального поста управления оператором, штанги, установленной на заправщике и приемного устройства (горловины) на заправляемом самолете. Эта система, практически, не имеет ограничений производительности перекачивающей системы, но требует создания специального поста управления штангой на заправщике с обеспечением обзора задней полусферы. Необходим специальный оператор стыковщик, вроде гарпунера на китобойных судах. Необходимо создать специальную, управляемую телескопическую штангу с управляющими концевыми поверхностями.
  Жесткая система имеет весьма ограниченные возможности по маневрированию в момент стыковки и особенно в состыкованном состоянии. Доработки существующих самолетов значительны.
  После проведенного анализа этих двух систем, проведения консультаций с К.Б. Алексеева и с заказчиком, руководство прнняло к разработке мягкую систему заправки.
  Я, лично, защищал жесткую систему, хотя и более сложную, но зато и более перспективную. Во всяком случае, останавливаться только на одной гибкой системе было не правильно.
.   По моему глубокому убеждению, разрабатывать жесткую систему надо. Однако сокращение расходов, а главное, отсутствие должного внимания со стороны заказчика, послужило поводом для принятия к разработке только мягкой системы заправки.
  Кроме самой системы заправки необходимо было решать многие сложные вопросы. Нужно было решить возможность встречи двух кораблей на большом удалении от базы, возможность надежного контакта и перелива из одного самолета в другой многих тонн топлива. Эта работа проводилась совместно с организацией т.Алексеева. Руководил этой работой Л.М.Роднянский.
  Интересные детали: самолет-заправщик был снабжен лебедкой, длинным шлангом со специальным конусом-сцепкой, а самолет заправляемый имел на носу длинную штангу со специальной головкой, обеспечивающей контакт с устройством в конусе. Для облегчения контакта часть штанги была подвижной - стреляющей. Казалось, все просто! Подойди к конусу, прицелься и выстрели штангой в конус почти как гарпуном в кита. Но не тут-то было. Экипажи, улетающие на контактирование, возвращались, не выполнив задание. Контакт не получался. В чем дело? Приехал на базу, собрал летчиков. Спрашиваю, в чем дело? Как вы выполняете контакт? Отвечают: "Все делали, как положено в инструкции, Подходим к конусу, стреляем, а сцепки нет". Спрашиваю: "А на какое расстояние подходите? Ведь для осуществления контакта-сцепки необходимо войти штангой в конус и потом произвести выстрел-стыковку". Экипажи боялись войти штангой в конус и стреляли издали. Вот в чем оказалось дело. Их понять тоже можно, дело новое, корабли идут на скорости 800-820 км/час, огромные 200-тонные махины, Конечно, трудно. После беседы пошли в полет, и первый успех.
  Есть контакт! В дальнейшем дело пошло. Система принята на снабжение в ВВС и по сей день честно служит.






Российская Авиация SVAVIA.RU * Все права защищены. © 2000


реклама:

Участник TOP.SVAVIA.RU

Фирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информация | медиагалерея | classifieds | посетителям

реклама:


  наверхнаверх
Поиск по сайту:



Проект: Сажин В.А. Дизайн: Ушаков М.А. Все права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодня
  • происшествия
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информация
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалерея
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображения


  • classifieds
  • органы регулирования ГА РФ
  • авиакомпании
  • аэропорты
  • КБ и НИИ
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведения
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетителям
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты