Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х "–С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Р"
–І—Г—В–Ї–Њ –Ш.–≠. "–Ъ–†–Р–°–Э–Ђ–Х –°–Р–Ь–Ю–Ы–Х–Ґ–Ђ - –Ї–љ–Є–≥–∞ –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–∞ –Ш.–І—Г—В–Ї–Њ –Њ –≥–ї–∞–≤–љ–Њ–Љ –Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—В–Њ—А–µ –†.–Ы.–С–∞—А—В–Є–љ–Є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

65 Ћ≈“ –јЅќ“џ ¬ ј¬»ј÷»»

Ќј„јЋќ ѕ”“»

  ћосква, центральный аэродром, август мес€ц 1929 года. Ќа аэродроме стоит готовый к полету красавец пассажирский самолет јЌ“-9.
  ћне, тринадцатилетнему мальчишке, бегающему вокруг самолета в коротеньких бархатных штанишках, посчастливилось прин€ть участие в одном из очередных демонстрационных полетов на самолете јЌ“-9. ѕричем, € сидел на дополнительном месте, в проходе пассажирского салона на простой дерев€нной табуретке, вцепившись руками в ее сиденье. Ёто было мое воздушное крещение. ћо€ старша€ сестра в это врем€ работала в Ќ»» ¬¬—, в котором и проходил испытани€ самолет јЌ“-9.
  Ќемного позже в школе проходил урок химии. –аздалс€ чей-то крик: "ƒирижабль прилетел!" ¬есь класс, прервав урок и выскочив в открытые окна; школа - одноэтажное здание в „апаевском переулке, побежал на ’одынское поле, на его западную сторону, где на импровизированной мачте сто€л на причале красавец "√раф ÷еппелин".
  √игантский корабль, грандиозное сооружение, масштаб, поразили нас, мальчишек, и мы долго ходили и глазели на огромную сигару, спокойно сто€щую на причале. » только наступившие сумерки и действие охраны заставили нас покинуть территорию ’одынки.
  я и мои школьные товарищи —ережа —мирнов и —аша Ѕрук давно интересовались авиацией, читали литературу, строили летающие модели самолетов, были в курсе всех событий, касающихс€ авиации. ћы были "своими людьми" в ÷ентральном музее авиации и воздухоплавани€ на  расноармейской улице д. 12 и не только в залах музе€, но и в обширной его библиотеке.
  ” каждого из нас был свой альбом с фотографи€ми, зарисовками новейших летательных аппаратов. Ќам разрешили фотографировать и зарисовывать все, что нас интересовало. ћы были уже тогда "авиационными" людьми.
  ¬ четырнадцать лет € окончил школу. ¬ те времена поступить учитьс€ было сложно. ћало лет, нет рабочего стажа и к тому же - сын инженера.   ћой отец, —ел€ков Ћеонид яковлевич, по образованию межевой инженер, в это врем€ работал главным инженером организации "јэрофотосъемка". ¬ летнее врем€ отец уезжал в аэрофотосъемочные экспедиции дл€ съемки карт нашей –одины. ¬ экспедиции были от одного до шести самолетов, производ€щих аэрофотосъемочные работы.
  Ћетчиком в экспедици€х отца был замечательный, редчайший человек, один из старейших русских летчиков, художник, внук јйвазовского -  онстантин  онстантинович јрцеулов. «накомство и дружба с этим замечательным человеком и определили окончательный мой дальнейший жизненный путь.
  ¬ 1907 г.  .  . јрцеулов совершил в —евастополе свой первый кратковременный полет на планере-балансире собственной конструкции.
   онстантин  онстантинович јрцеулов первый в истории авиации пон€л физический смысл штопора, его сущность, и, разработав теорию вывода самолета из штопора, осенью 1916 г. на самолете Ќьюпор XXI выполнил преднамеренный штопор и вывел из него самолет. ¬ одном полете, сначала после второго витка, а затем, набрав высоту и свалив снова самолет в штопор, вывел преднамеренно его после шестого витка.
   .  . јрцеулов доказал, что прежние попытки летчиков, пытавшихс€ вывести самолет из штопора вз€тием ручки на себ€ из-за бо€зни опустить направленный к земле нос самолета, только усиливали штопор, а это и есть основна€ их ошибка, нужно отдать ручку от себ€, одновременно дав ногу против вращени€, хот€ это, на первый взгл€д, и противоестественно.
  ѕреднамеренный штопор  .  . јрцеулова навсегда вошел, так же, как и петл€ Ќестерова, в летопись русской и мировой авиации (по данным журнала "јэропаутика" за 1960 г., в 1914-1916 гг. английские летчики Ѕрук и √удден выполнили преднамеренный штопор, но это событие нигде не зарегистрировано".
  Ќа фронтах первой мировой войны 1914-1916 гг. истребитель –усской јрмии  .  . јрцеулов в воздушных бо€х сбил 18 самолетов противника! ¬оевал в составе 18-го корпусного, а затем 8-го истребительного авиаотр€да.

ћќ» ѕ≈–¬џ≈ Ўј√» ¬ ј¬»ј÷»ё
(аэросъемочна€ экспедици€)

  ¬ 1930 г. после окончани€ школы (получив семилетнее образование), € приехал к отцу в экспедицию.
  ¬ это врем€ она располагалась в г.  орото€ке на ƒону. —начала  онстантин  онстантинович летал на самолете "ёнкере-21". Ёто был старенький самолет-разведчик схемы моноплан-парасоль с р€дным мотором ¬ћ¬-Ўа - 185 л. с. јэродром был расположен на луговине на правом берегу ƒона. Ћетали много. Ќадо было сн€ть всю центральную черноземную область. Ћетчиком-наблюдателем-аэросъемщиком был Ќиколай ћихайлович —аранцев.
  Ћетчики и весь летный состав, в то далекое врем€, были уважаемыми, народом, людьми. Ќадо сказать, что с питанием в те годы было плохо. «а хлебом сто€ли огромные очереди. —тановились с вечера и сто€ли всю ночь.
  ”тром привоз€т хлеб. » если мимо, случайно, проходит кто-либо в летной фуражке с кокардой, то сто€щие в очереди люди подзывали проход€щего и уговаривали его встать и вз€ть хлеб без очереди.
  јвиаци€ была попул€рна в народе.
  ѕитались жители г.  орото€к в те времена рыбой, в основном стерл€дью, котора€ еще водилась в ƒону. ≈е вылавливали самым варварским способом, устанавлива€ переметы с берега на берег. —терл€дь, €нтарна€ стерл€жь€ уха, воспета€ многими писател€ми и поэтами. Ќо если ее есть каждый день, а стерл€дь - рыба пресна€, то через неделю не только есть, а и смотреть на нее не будешь.   сожалению, сейчас в реке ƒон этой рыбы почти нет.
   онстантин  онстантинович всегда был зан€т. —вободного, праздного времени у него не было. ќн любил рисовать, любил мастерить. ќн приучил мен€ не проходить мимо любого ремесла, наблюдать и изучать все то, что делаетс€ народом.
  ¬ свободное врем€ он смастерил из реек и фанеры замечательную лодку-байдарку и на ней мы, мальчишки, совершили много интересных путешествий по ƒону. ј ƒон там, сжатый меловыми горами, имеет крутой норов.
  ¬ этот год к  онстантину  онстантиновичу приехал его приемный сын - ¬италий Ёмерик. ј мать ¬итали€ вскоре разошлась с  онстантином  онстантиновичем и вышла замуж за ћ. ћ. √ромова. ¬италий в дальнейшем окончил летную школу и стал военным летчиком. ¬ ‘инскую войну 1939 года он попал в плен и после окончани€ войны, отсидев в ‘инских и наших лагер€х, бросил авиацию и зан€лс€, где-то под –остовом, фермерской де€тельностью.
  ќднажды при выполнении вынужденной посадки самолет ё-21, пилотируемый јрцеуловым, садилс€ на левый берег ƒона, на луг, поросший высокой травой.  онстантин  онстантинович не заметил глубокую канаву, самолет попал в нее и совершил "полный капот".
  Ёкипаж не пострадал, но самолет был разбит. я долго хранил кусок лопасти винта самолета, но во врем€ войны его сожгли временные жильцы, поселившиес€ в моей квартире.
  ѕрислали новый самолет "‘оккер —-√”" (полутороплан с мотором "Ћиберти"). ¬от на этом моторе € сдавал свой первый трудовой экзамен. Ёкзамен моториста. » провалилс€ с треском. ћне было поручено вывернуть свечи, почистить их от нагара, проверить зазоры и поставить на место. я вз€л положенный дл€ этой операции инструмент и начал работу. Ќадо сказать, что €, несмотр€ на малолетство, обладал большой физической силой. я вывернул свечи, промыл их в бензине, очистил от нагара специальной щеткой и стал ставить на место. ћотор "Ћиберти" очень деликатный мотор и свечные гнезда имеют отбортовки, которые приварены по контуру к вод€ной рубашке цилиндра. —таль тонка€, а бортик со швом высокий и в глубине гнездо под свечи. я старалс€ вовсю. ѕоставил свечи, все правильно, и под конец решил как следует зат€нуть свечи ключом, что совсем и не нужно. —ил много, но не подумал о последстви€х. ¬ результате трещины в сварных швах и, как следствие, течь воды. ѕопало мне здорово, но и средства дл€ ликвидации этого моего брака оказались очень простыми. »мелась специальна€ замазка, применение которой ликвидировало течь. Ётот урок дл€ мен€ не прошел даром, € на всю жизнь запомнил, что прежде, чем приступить к выполнению любого задани€, изучи технологию, а тогда и выполн€й.
  ѕосле окончани€ работ в экспедиции € вернулс€ в ћоскву. Ќужно было думать, что делать дальше. Ќужно было зарабатывать рабочий стаж, да и годы тоже. ¬едь мне было только 14 лет. ¬ ћоскве, на центральном аэродроме находилась ÷ентральна€ јвиаремонтна€ Ѕаза ƒобролета (÷ј–Ѕ). √лавным инженером на этой базе был товарищ моего отца - —ергей —ергеевич Ѕекин. ќн и предложил мне, а вернее моему отцу, работу дл€ мен€ на этой базе. ћне было предложено начать работу чернорабочим. я согласилс€. ¬ мои об€занности входило:ходить по цехам с большим, из оцинкованного железа, совком и метлой и убирать конский навоз из цехов, т. к. роль внутрицехового транспорта в то врем€ выполн€ли не автокары, а лошади, за которыми € должен был убирать.
  „ернорабочим € работал недолго. ћои знани€ и умение обращатьс€ с инструментами позволили мне в скором времени оставить совок и метлу и зан€тьс€ слесарно-сборочной и клепальной работой. —начала подручным, а потом и клепальщиком 4-го разр€да. –емонтна€ база производила ремонт и переоборудование, в основном, двух самолетов, јЌ“-9 и ё√-1. ќба эти самолета целиком металлической конструкции, обшиты гофрированной обшивкой.
  “рехмоторные пассажирские отечественные самолеты јЌ“-9 с моторами воздушного охлаждени€ (французские "√ном-–он" или американские "–айт-÷иклон") переоборудовались под два отечественных мотора вод€ного охлаждени€ ћ-17. –абота была больша€ и затрагивала практически все системы самолета.
  “рехмоторный немецкий самолет-бомбардировщик ёнкерс-ёг-1, родоначальник самолета ёнкерс-ё-52, широко примен€вшегос€ немцами в ќтечественной войне 1941-1945 гг., переделывалс€ из бомбардировщика в транспортно-пассажирский. —нималось стрелковое и бомбардировочное вооружение, заделывались вырезы под турели и люки. —тавилось транспортное оборудование.
  ќбшивка этих самолетов, гофр из кольчуг алюминиевых и дюралюминиевых сплавов, была сильно поражена коррозией. ≈е можно было легко, в этих местах, проткнуть пальцем. “ака€ обшивка вырезалась и на дыры накладывались заплаты. Ќикаких ремонтных чертежей не было, все делали сами ремонтники. ≈динственным подспорьем при ремонтных работах были нормали-рекомендации, определ€ющие по толщине листа гофра нужный диаметр и количество заклепок по волне гофра. ¬ те времена еще бытовали такие термины, как "совесть" и "рабоча€ честь". я не помню случа€, когда мо€ или моих товарищей работа была забракована мастером или контролером. “акого не было. » это была школа. я познал рабочую жизнь, к сожалению, "матерщину".
  ћного было интересного и необычного. ¬ обеденный перерыв ходили обедать всей бригадой. ƒежурный брал на всю бригаду большую кастрюлю с каким-нибудь варевом (не очень вкусным) и, расставив плошки и ложки, ждал бригаду. ¬с€ бригада приходила и рассаживалась за стол (человек дев€ть). » пока мастер не стукнет ложкой по столу, как в те далекие старые времена, описанные в книгах, никто не имел права приступить к еде. Ќередко к обеду мастер (бригадир) приносил бутылку водки и втихую выпивал ее со своими близкими дружками, но никогда вс€ бригада не участвовала в этой трапезе.
  ¬есной 1931 года € подал за€вление о прин€тии мен€ в члены профсоюза. Ќа собрании мен€ принимать не хотели, сын инженера, но после слов одного старого рабочего, выступившего в мою защиту и за€вившего, что мой отец, хот€ и инженер, но наш, свой инженер, мен€ прин€ли членом профсоюза работников автотракторной промышленности. “огда авиационные работники не имели своего профсоюза. ј что такое - "свой инженер"?!   Ћетом 1931 г. € уволилс€ с базы и уехал со своим отцом во 2-ую  арагандинскую јэрофотосъемочную экспедицию, работал там мотористом.  . .јрцеулов тоже был там, но в начале работ т€жело заболел и его увезли в ћоскву. 13 феврал€ 1933 г., попав под волну сталинского безуми€, по ложному доносу был арестован и сослан в город јрхангельск. ”мер в ћоскве 18 марта 1980 г.
  ¬ экспедиции, котора€ располагалась в  араганде, а точнее на месте бывшего —пасского медеплавильного завода, разрушенного еще во врем€ √ражданской войны, работы было много. Ќа шести самолетах ё-21 было нас всего два пацана моториста, € и мой школьный товарищ —аша Ѕрук, его вз€л в экспедицию мой отец. ¬ 1943 году —аша, работник Ћ»» ћјѕ, погиб в авиационной катастрофе при испытании систем управлени€ на »Ћ-4 в Ћ»». ѕохоронен на Ќоводевичьем кладбище в монастырской стене р€дом с погибшими при катастрофе самолета "ћаксим √орький".
  ¬ круг наших об€занностей, кроме обслуживани€ самолетов, входило:
  - после отлетов самолетов, а они улетали с продолжительностью полета 4-5 часов, собирание сухого киз€ка, другого топлива не было. –азведение и поддержание горени€, а точнее дымлени€ костра. ƒым указывал экипажам направление ветра при подходе на посадку;
  - прогон€ть скот на участке степи, именуемом аэродромом, т. к. скота кругом было много: верблюды, крупный и мелкий рогатый скот.  роме своих ног и молодости, других средств у нас не было.
  ј скота, действительно, было много. Ќа вопрос, задаваемый казаху-кочевнику: "—колько у вас скота?" - всегда был один и тот же ответ: "Ќе знаю, много". » действительно, они не знали. ¬ этом была правда и не потому, что они были абсолютно неграмотны!
  √он€€сь за скотом и наблюда€ жизнь, мы приспособились и делать очень полезное дело. ƒело в том, что в степ€х  азахстана водилась очень вредна€ тварь - оводы. —амки этой твари прокусывали кожу животных и откладывали там свои €йца. ¬ конечном счете, образовывались открытые €звы диаметром 40-60 мм, кишащие белыми, толстыми черв€ми. «а скотом никто не смотрел и бедные животные очень страдали. ћы нашли простой, очень эффективный способ борьбы с черв€ми и лечени€ €зв животных. ћоторы наших самолетов работали на чистейшем "грозненском" бензине, и вот промывка €зв струЄй бензина из технического шприца моментально уничтожала червей и способствовала быстрейшему заживлению ран.
  Ќам казалось, что животные, особенно верблюды, нас, понимают, и если у нас в руках шприц с бензином, то они не делали попыток убежать от нас, а наоборот.  ак нам казалось, мы старались жить активной жизнью.  уда девались эти огромные стада животных?
  ќтвет на этот вопрос опубликован только через 60 лет в газетах "—оюз" є 24 (76) июнь 1991 г. и "»звести€" є 138 от 11.06.91 г., "... жестокий голод на территории  азахстана в 1931-1932 гг."
  "... ѕо статистическим данным, которые были обнародованы только в последнее врем€, во врем€ √ќЋќƒј в  овыльной степи погибло 2,5 миллиона человек, в том числе 1,7 миллиона казахов-кочевников, так и не приобщившихс€ в ходе массовой коллективизации к обработке земли."
  "..."ћалый ќкт€брь", так называют в  азахстане период насильственной коллективизации 1931-1932 годов, привел к ломке вековых традиций кочевников, резкому разорению народных масс, значительному сокращению поголовь€ скота, который был дл€ народа главным источником существовани€."
  Ќо не только по  азахским степ€м "гул€ла" сталинска€ чума - сплошна€ коллективизаци€, она охватила и большие районы –оссии и только в 1989 г. по€вились некоторые подробности этих т€желых испытаний нашего народа.
  "...≈ще одним следствием массовой коллективизации был голод, охвативший былую житницу ≈вропы - ”краину, а также  убань, ѕоволжье и другие районы страны.
  ...—огласно подсчетам ќ√ѕ”, в докладе, предназначенном дл€ —талина, число умерших голодной смертью составила 3,3-3,5 миллиона. ѕричиной этого страшного мора были не какие-то природные стихии, неподвластные человеку, а безумие и произвол диктатора, неспособного предвидеть последстви€ своих действий и равнодушного к страдани€м народа. ѕресса «апада справедливо окрестила это бедствие "организованным голодом"...
  ...—оветские газеты не отозвались на страшный голод, поразивший страну, ни одной строкой. ќни были заполнены крикливыми сообщени€ми об успехах индустриализации и восхвалени€ми "ћудрого и Ћюбимого" —талина.
  ...ћилици€ выбивалась из сил, вылавлива€ бездомных детей, хвата€ их на улицах и отправл€€ в тюремные камеры. ј в театрах как ни в чем не бывало, ставились помпезные спектакли и знаменитые балетные коллективы выступали с прежним блеском. ѕир во врем€ чумы!.." ("ќгонек" є 47 но€брь 1989 г. "“айна€ истори€ сталинских преступлений.)
  ћежду прочим, мо€ будуща€ теща јнна ‘едоровна ѕанкова в 1933 г. была вынуждена бросить свое хоз€йство на  убани и опухша€ и отечна€ от перенесенного голода, приехать к своей дочери в ћоскву.
  ≈е дочь (≈лизавета ѕорфирьевна) в это врем€ работала в  .ќ.—.ќ.—./е (÷ј√») и жила в бараке-общежитии завода.
  ¬ ћоскве в это врем€ была введена карточна€ система распределени€ продуктов питани€ и приехавша€ к дочери больна€ мать, по существующим тогда законам, никаких прав на получение продуктов питани€ не имела! ѕродукты приобретались "втридорога" на рынке. Ќо вернемс€ к работам в экспедиции.
  ћы начинали работу в 5 часов утра и заканчивали в 10-11 вечера. ∆или отдельным палаточным лагерем, име€ при себе оружие.  ругом было неспокойно, как нам говорили: "Ѕасмачи!".
  ѕогода была сложна€. ∆ара, холод, ливневые дожди и сильные ветры. Ѕыли и курьезы. ƒл€ сохранени€ самолетов от сильных ветров
были вырыты глубокие капониры и самолеты закатывались в них таким образом, чтобы плоскость крыла была бы над самой поверхностью земли (моноплан-парасоль), а весь самолет в капонире.  рыль€ прив€зывались швартовочными узлами к штопорам, ввернутым в землю.
  ¬се было бы хорошо, но ливневые дожди, обрушивавшиес€ на наш лагерь, заливали капониры водой, и самолеты оказывались похороненными в жидкой лесовой глине. ¬от была "потеха" их оттуда вытаскивать, мыть и избавл€тьс€ от мелкой глины, просочившейс€ во все щели кабины самолета. Ёта операци€ очень похожа на то, как "из болота тащить бегемота".
  ѕитались неплохо, м€со, шоколад и кумыс. — хлебом было хуже. Ѕыла мука, а печь хлеб негде.
  ¬ бескрайних степ€х  азахстана можно было видеть и такую картину. ¬ы едете по растрескавшейс€, заросшей полынью и колючками земле. ¬ трещинах земли бегают €щерицы и тарантулы, укус последних смертелен, босым ходить нельз€.
  Ќа горизонте по€вл€ютс€ два столба. ѕодъезжаете ближе и видите: стоит телега с подн€тыми оглобл€ми, лошадей нет. Ќа телеге сид€т дети и старики. —прашиваете: " то такие?" - "ћы - раскулаченные с ƒона. ¬от привезли и бросили, без хлеба и воды!" ј чем мы могли помочь этим люд€м? ¬ этом районе, районе ќ√ѕ”, советские документы и деньги в обращении не были. ¬место денег были боны ќ√ѕ”. ¬оды и продовольстви€ нет.
  ћы наде€лись, что эти люди, если не погибнут, доберутс€ до ближайшей деревни и как-то там устро€тс€.
  ћестные деревни представл€ли собой поселок, расположенный вдоль дороги и состо€щий из 3-х четко разделенных частей. явных границ не было, но резко мен€лс€ характер и вид построек.
  ѕерва€ часть деревни - немцы. „истенькие домики, палисадники, ухоженные огороды и сады. —котина и куры по дороге не ход€т. ”лицы подметены. ѕолный пор€док.
  ¬тора€ часть деревни - украинцы. ’аты хот€ и побелены, но покосились, а местами и обвалились. «аборы повалены.  уры и свиньи ход€т по улицам. Ќа дороге гр€зь. ’оз€йство запущено и нет пор€дка.
  “реть€ часть - оседлые казахи. ƒома - глинобитные помещени€ с плоскими крышами, без окон и дверей. ¬округ этого помещени€, кроме гр€зи нет ничего. ѕостройка состоит из двух частей. ¬ правом загоне живут люди, а в левом - скот. Ќикаких дверей нет, висит занавеска из кошмы или тростниковой циновки. ” казахов распространен бытовой сифилис. ѕричина - гр€зь и сожительство с животными. ƒело в том, что женитьба - дело очень дорогое. Ќужен калым, а его нет.
  ¬от така€ была обстановка!
  ѕроезжа€ степью и встреча€ юрту, в которой живут казахи, а, как правило, днем там только старики. ”жасно жарко и хочетс€ пить. Ћучшее средство дл€ утолени€ жажды замечательный напиток - кумыс. ≈го содержат в бурдюках, мучает жажда. ћахнем рукой на гр€зь и болезни и просим у джолдаса (по-казахски товарищ) попить кумыса. “от с большой охотой и радушием, кива€ головой, идет в юрту и приносит бурдюк и гр€зную-гр€зную пиалу.
  √оворим ему: "ѕиала гр€зна€". ќн отвечает: "якши" (хорошо) и тут же плюет в нее и растирает все это полой абсолютно гр€зного и рваного халата. ¬ы не успеете моргнуть, как к вам прот€гиваетс€ гр€зна€ пиала с налитым в нее кумысом, кроме кумыса там плавает солома и киз€к (сухой навоз, им отапливают помещение и на нем готов€т еду). ≈сли вы откажетесь пить, то это оскорбление хоз€ин просто перенести не может, вы враг на всю жизнь. «абыва€ обо всем, берешь пиалу и пьешь, закрыв глаза.
   умыс, действительно, чудесный напиток. »з всей нашей экспедиции никто не заболел. ¬се обошлось. “ак было в  азахстане осенью 1931 года.
  –абота в экспедиции была большой жизненной школой. ѕо окончании работ в экспедиции в окт€бре 1931 г. € вернулс€ в ћоскву и надо было думать, что делать дальше. „еловеку только 15 лет. Ќа базу возвращатьс€ не хотелось. ¬ поисках подход€щей работы прошло три мес€ца. ¬ феврале 1932 г. хороший знакомый моего отца, сотрудник ј√ќ—-÷ј√» ƒавид јбрамович «атван, предложил мне поступить к ним на работу.
  “ам был объ€влен набор техников вычислителей. Ѕыла одна трудность - мне не было 16-ти лет. ѕошел на улицу –адио попытать счасть€. —крыл свой возраст, подал за€вление и мен€ направили дл€ ознакомлени€ и экзамена в теоретическую группу, руководимую ¬иктором Ќиколаевичем Ѕел€евым, вход€щей в состав  Ѕ є 1 т€желых сухопутных самолетов которым руководил ¬ладимир ћихайлович ѕетл€ков.
  ÷ј√», а точнее ј√ќ—-÷ј√» (ј√ќ— - авиаци€ гидро опытное строительство) помещалс€ на углу улиц Ѕауманска€ и –адио.
  Ёто двухэтажное, красного кирпича здание, на 2-ом этаже которого и помещалась группа ¬. Ќ. Ѕел€ева.
  ¬ход в здание был с улицы –адио. ¬о дворе (со стороны ул. –адио) и сейчас стоит старинный особн€к - в насто€щее врем€ в нем помещаетс€ музей Ќикола€ ≈горовича ∆уковского.






—сылке по теме:

  • —јћќЋ≈“ јЌ“-9



  • реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты