Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕ≈–¬џ… ¬ ћ»–≈ “я∆≈Ћџ… —¬≈–’«¬” ќ¬ќ… ЅќћЅј–ƒ»–ќ¬ў» 

—јћќЋ≈“ ћ-50

   » если говорить по существу, то только то обсто€тельство, что был создан, во-первых, коллектив, а во-вторых - создана теори€, философи€ проектировани€, дало возможность коллективу ¬. ћ. ћ€сищева приступить к созданию совершенно нового самолета - сверхзвукового самолета-носител€. Ќичего подобного в мире не было. (— августа 1951 г. в —Ўј фирма " онвер" работала над созданием сверхзвукового самолета ¬-58).
   “ак началась эпоха создани€ самолета ћ-50. Ёскизный проект этого самолета представл€л собой труд, в котором были разработаны пути развити€ на ближайшее врем€: аэродинамики, прочности, материаловедени€, двигателестроени€, стратегии и тактики военной авиации. Ёто была философи€ проектировани€. Ёта тема и сейчас заслуживает самого обширного внимани€ и изучени€.
   —озданный проект самолета, его постройка и испытани€ систем самолета, особенно системы автоматического управлени€ полетом на, практически, нейтральном самолете, включающа€ систему обеспечени€ нужной центровки самолета в полете, и по сей день, не утратили своей (а прошло более 35 лет) актуальности.
   –абота€ над проектом самолета ћ-50, реша€ сложные задачи создани€ полностью автоматической системы управлени€, € настаивал на несовместимости больших, громоздких рычагов управлени€, какой €вл€етс€ ставша€ традиционной штурвальна€ колонка со штурвалом, с полностью автоматической системой.
   я предлагал создать управл€ющий блок с руко€ткой по типу уже существующей "строевой" ручки автопилота, при помощи которой в насто€щее врем€ пилот (штурман) доводит самолет к цели.
   “ребовани€ ÷ј√» (√.—.Ѕюшгенс и др.) о необходимости строгого соблюдени€ нормативов по усили€м и ходам на единицу перегрузки при создании автоматических систем управлени€ совершенно не нужны и вредны.
     сожалению, ÷ј√» вз€л верх, ¬.ћ.ћ€сищев и Ћ.ћ.–одн€нский мен€ не поддержали, и система. ј—”-50 была выполнена с "нормальными" рычагами и с нормальными усили€ми.
   Ќа «ападе первый полет самолета ј-300 ћ 3, оборудованного боковой ручкой управлени€, состо€лс€ 14 сент€бр€ 1983 г. ‘ирма отмечает, что подобна€ руко€тка впервые установлена на дозвуковом гражданском самолете. ѕодобна€ руко€тка ранее испытывалась на —ѕ— " онкорд".
   –уко€тка управлени€ длиной 120 мм установлена на левом подлокотнике левого пилотского кресла. ѕредполагаетс€, что така€ руко€тка лучше согласуетс€ с электродистанционной системой управлени€ самолетом ј-320.
   —огласно за€влени€, членов экипажа после первого полета "управление самолетом с помощью руко€тки было очень простым, значительно улучшилс€ обзор приборной доски".
   ”гловые перемещени€ руко€тки малы (работает только зап€стье руки летчика). (ј–“ ћ 1269 от 21.11.83 г.).
   Ќа самолете ј-320 вместо обычных колонок управлени€  онсорциум Ёрбас »ндастри решил использовать мини-руко€тку на подлокотниках кресел обоих членов экипажа (ј–“ ћ 1290 от 16.04.84 г.).
   ¬ насто€щее врем€ р€д зарубежных боевых самолетов, планеров, да и спортивных самолетов имеют очень удобный пульт с руко€ткой, встроенной в подлокотник. ќчень удобно все скомпоновано на американском самолете-истребителе √-16. ќсвободилось пространство перед пилотом, уменьшилс€ вес системы.
   ѕозднее, работа€ над статьей "ѕочему ¬еликий зодчий ћать ѕрирода не создала колесо? - ј может быть, оно ≈й было не нужно?" (—тать€ опубликована с сокращени€ми в журнале "Ќаука и ∆изнь" є 3 за 1989 год, где подробно проанализированы все двигательные системы, созданные ѕриродой), € проанализировал и возможные схемы организации центрального пульта управлени€ движением самолета.
   ≈стественно, что управл€ющим органом продольного канала системы управлени€ у нормального человека может быть только рука. ћожно управл€ть пультом кистью руки или всей рукой, и, естественно, пульт управлени€ должен строго соответствовать возможност€м и естественным навыкам управл€ющего органа - кисти или всей руки.
   “аким образом, вполне правомочны - две системы управлени€ центральным пультом управлени€, продольным и поперечным движени€ми самолета - два типа поста управлени€: - "нормальное" штурвальное управление с уже привычными усили€ми и ходами по тангажу и крену (на единицу перегрузки), обеспечивающими "при€тное" управление. “ака€ система должна более легко входить в жизнь (внедрение электродистанционных систем управлени€) с освоением наиболее простой системы переучивани€. ѕодобна€ система (за исключением усилий) и была выполнена на самолете "ћ-50", а в насто€щее врем€ (35-ть лет спуст€) прин€та к разработке "штурвальна€" электродистанционна€ система управлени€ на американском суперпассажирском самолете фирмы "Ѕоинг" - Ѕ-777, внедрение, в эксплуатацию которого ожидаетс€ в 1995 г.; - "кистева€" система, где небольша€ руко€тка управлени€, установленна€ на пульте-подлокот-нике под лежащую на нем руку пилота. ѕри этой системе все управление движением (тангаж и крен) самолета осуществл€етс€ кистью руки, и естественно, с малыми усили€ми и ходами. “ака€ система освоена за рубежом и успешно эксплуатируетс€ на пассажирских самолетах ј-320, ј-330 и ј-340 и на р€де истребителей. Ќо эта система требует от пилота длительного освоени€ - длительной переподготовки и больших материальных затрат на организацию переучивани€ пилотов.
   —оздание первой в —оюзе автоматической бортовой системы управлени€, включающей в себ€ систему выдерживани€ заданного запаса устойчивости (mzCy) путем отслеживани€, за фокусом, положени€ центра т€жести самолета (система перекачки топлива, иде€ Ћ.3.ћинкина), с учетом мгновенных изменений центра т€жести, вызванных сбросом спецгрузов, учетом деформаций конструкции, учетом скорости и высоты полета, оказалось сложнейшим делом.
   ѕоначалу аэродинамическа€ схема самолета "50" предполагала применение очень маленького, по площади всего 5% от площади крыла, целиком поворотного стабилизатора. —читалось, что раз запас устойчивости мал, то и потребные управл€ющие моменты тоже малы, все перекладывалось на систему перекачки топлива в полете, а уменьшение площади стабилизатора до 5% даст двойной выигрыш, в весе и сопротивлении.
   –азрабатыва€ систему управлении и прорабатыва€ все участки полета самолета, с учетом отказов, от взлета, разгона на дозвуке, достижение сверхзвука, полет на сверхзвуке, переход на дозвук и посадку, мы столкнулись с большими трудност€ми в решении последнего участка полета на неустойчивом режиме, который получалс€ при отказе системы перекачки топлива, при переходе со сверхзвуковой скорости полета на дозвуковую - планирование, заход на посадку и сама посадка.







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты